Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1997, стр. 49-53

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

Полковник С.В.МОРДАШОВ,

кандидат военных наук

РЕФОРМА ВС РФ, в том числе и высшего военного образования, предполагает поиск новых технологий, под которыми понимается единый комплекс методов, форм и средств обучения. В этой связи всю систему образовательного процесса важно перевести с формирования репродуктивного мышления на продуктивное, которое основывается на знании способов мыслительной деятельности и умении пользоваться ими на практике в сложной и быстро меняющейся обстановке. Сделать более совершенной систему высшего военного образования, на наш взгляд, поможет модульно-рейтинговая технология обучения и контроля уровня знаний военных специалистов.

Рейтинговый контроль способствует ритмичности обучения, повышает самостоятельность в учебе, дифференцирует военных специалистов по уровню -знаний, создает благоприятные условия для индивидуальной подготовки, исключает стрессовые состояния. Модульно-рейтинговая технология уже применяется в гражданских вузах, однако рейтинг в них определяется довольно сложными способами. В предлагаемой нами системе последний есть результат накопления баллов за некоторый промежуток времени обучения, что является, по нашему мнению, очень существенным преимуществом данной системы.

В модульно-рейтинговой технологии имеется два основных понятия. Одно из них - модуль. Это логически завершенная часть (тема, раздел) курса, которая заканчивается контрольной проверкой знаний. Ею могут быть: контрольная работа, расчетно-графическое задание, комплекс «летучек», письменные опросы, тесты и другие методы контроля. Второе - рейтинг. Он представляет собой сумму баллов, набранную курсантом или слушателем (по определенным правилам) в течение некоторого промежутка времени. Рейтинг может быть текущим (сумма баллов на данный момент времени), итоговым (полная сумма баллов за всю работу в семестре плюс баллы, полученные за экзамен или зачет) и суммарным (общий рейтинг по нескольким дисциплинам).

При обучении по модульно-рейтинговой технологии учебный курс экспериментальным путем делится на модули. Как правило, модулем является раздел или тема. Здесь надо опасаться двух крайностей: большой модуль трудно усваивается, а слишком мелкое дробление курса также не пойдет на пользу. В ходе исследований установлено, что в зависимости от сложности изучаемой дисциплины в семестре может быть шесть - восемь модулей.

Для оценки стоимости модулей необходимо прежде всего оценить в баллах стоимость всего курса за семестр. Если она равняется 100 баллам, то это значит, что данную сумму наберет тот курсант (слушатель), который полностью отчитается на контрольных мероприятиях о выполнении всех модулей. Стоимость курса распределяется между модулями с учетом их сравнительной трудности, т.е. каждый модуль получает свою начальную стоимость.

Кроме того, для активизации учебной деятельности, на наш взгляд, целесообразно ввести коэффициенты. Их роль будет заключаться в дифференциации оценки в зависимости от качества усвоения учебного материала, сложности и своевременности сдачи задания, штабной культуры, элементов творчества и т.д.

Предлагаем некоторые из них.

Коэффициент качества усвоения учебного материала К1 Его значения могут изменяться от 0 до 1 в зависимости от правильности, точности и полноты усвоения. Даже если задание выполнено не полностью, у курсанта (слушателя) есть возможность получить баллы за те элементы учебного материала, с которыми он справился успешно.

Коэффициент сложности задания К2 используется для изменения начальной стоимости модуля. Например, задание повышенной сложности может увеличить ее на 20%. Простое задание позволит заработать обучающемуся твердый балл, однако он может составлять 70-80% от стоимости модуля.

Коэффициент своевременности сдачи задания Кз может значительно влиять на рейтинг, поэтому будет стимулировать курсанта (слушателя) в срок или даже раньше отрабатывать и сдавать задания.

Баллы, набранные за модули, являются составной частью рейтинга. Кроме того, у преподавателя должен быть свой поощрительный фонд для награждения обучающихся за дополнительную работу. Этот фонд может составлять 20-30% от первоначальной стоимости модуля. В период изучения каждого модуля должно проводиться несколько контрольных мероприятий. В зависимости от сложности модуль может разбиваться на два-четыре подмодуля. В таком случае за теорию и практику курсант (слушатель) заработает баллы на контрольных мероприятиях, а дополнительные получит из поощрительного фонда преподавателя.

Перед экзаменом (зачетом) обучающиеся, как правило, полностью повторяют материал. Это большой плюс, и не хотелось бы его терять. Значит, и при модульно-рейтинговой технологии обучения экзамен (зачет) весьма полезен, но задача его состоит в другом - в избавлении от ненужного стресса. Можно гарантировать курсанту (слушателю) экзаменационную оценку по уровню рейтинга, заработанного в семестре. Экзамен (зачет) в данном случае необходим для повышения рейтинга обучающегося. Очень важно решить, каким должно быть соотношение между баллами за экзамен (зачет) и баллами за работу в семестре. Если стоимость экзамена (зачета) очень велика, то теряется смысл упорной работы в течение семестра. Если экзамен (зачет) стоит мало, то он превращается в ненужную формальность. В связи с этим мы считаем наиболее целесообразными следующие формы проведения экзамена.

Первая форма предполагает, что баллы, набранные при изучении модулей в течение семестра, должны обеспечить обучаемому (при качественной работе) получение удовлетворительной оценки. Для повышения своего рейтинга на экзамене он должен ответить не менее чем на 50-60% вопросов, выбранных преподавателем. В противном случае к рейтингу добавлено ничего не будет. Результаты исследований показывают, что уровень знаний выше у тех военных специалистов, кто постоянно и качественно работал в семестре, но, возможно, слабо ответил на экзамене, чем у тех, кто лучше ответил на экзамене, но имеет низкий рейтинг в семестре.

Вторая предлагаемая форма может состоять из трех частей: допуск к экзамену (программа-минимум); экзамен (стандартная программа); экзамен повышенной сложности (расширенная программа). Независимо от суммы баллов, набранных к концу семестра, курсант (слушатель) проходит допуск по программе - минимум. Это обязательно для всех, даже для тех обучающихся, кто согласен с оценкой, заработанной за семестр. Чтобы повысить ее, необходимо сдавать стандартный экзамен. Добившиеся максимальных результатов имеют право на экзамен повышенной сложности. Он должен включать в себя задачи, требующие не только хорошего знания изученного материала (предмета), но и умения нестандартно мыслить.

Следующая форма - это подтверждение набранных баллов. Если обучающегося не удовлетворяет оценка, соответствующая сумме баллов за семестр, он может выбрать на экзамене билет, обеспечивающий получение оценки от трех до пяти. В таком случае стоимость баллов будет следующей: ответ на «отлично» - 100%, ответ на .«хорошо» - 80%, ответ на «удовлетворительно» - 60%.

Экзамен в виде теста (четвертая предлагаемая форма) существенно отличается от обычного. Объективность оценки знаний в данном случае может обеспечиваться проверкой результатов экзамена группой преподавателей с использованием заранее установленных критериев (коэффициентов правильности ответа). В этом случае начальная сумма баллов заданий экзамена должна соответствовать суммарной стоимости самого экзамена, а коэффициенты правильности иметь, например, следующие значения: К=1 (ответ на задание без замечаний); К=0,9 (есть несущественные недочеты); К=0,8 (есть несколько незначительных недочетов); К=0,7 (ответ в основном правильный, но есть недочеты, которые качественно не влияют на понимание вопроса); ...; К=0,3 (присутствуют лишь элементы правильного ответа); ...; К=0 (ответа на вопрос нет или он абсолютно неправилен). При сдаче экзамена курсанту (слушателю) предоставляется возможность самому определить коэффициент правильности ответа на каждое задание (при этом, конечно, его можно поправить), умножить его на вес (стоимость) задания и вычислить окончательную сумму. В этом случае у обучающегося появляется уверенность в справедливости полученной оценки.

Можно предложить несколько моделей рейтинговых технологий - жесткую, мягкую, бессессионную. Выбор любой из них зависит от решения курсанта (слушателя).

Жесткая модель предполагает распределение баллов за семестр и за экзамен как 40% к 60%. Жесткой ее называют потому, что самая напряженная работа в семестре не дает курсанту (слушателю) гарантии успешно сдать экзамен. Мягкая предусматривает большее влияние работы в семестре. Здесь ближе соотношение 60% к 40%. Бессессионная модель говорит сама за себя. Здесь, по-видимому, соотношение баллов может составлять 80% к 20%, а то и 90% к 10%.

Мы предлагаем следующие способы рейтинговой оценки.

Допустим, при первом общая сумма баллов, которую может набрать курсант (слушатель) по всем темам (разделам) в семестре, равна 80. В зависимости от важности и объема модулей устанавливаются начальные стоимости домашних и классных контрольных работ. Суммарный балл А за домашнюю работу определяется по формуле

А = НС х K1 х К2 х Кз,

где НС - начальная стоимость домашней (классной) контрольной работы;

K1 - критерий оценки в баллах по четырехбалльной системе; К2 - критерий оценки за сложность; Кз - критерий оценки срока сдачи.

Значения коэффициентов Ki, Кг и Кз приведены в табл. 1 - 3.

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

Суммарный балл В за классную контрольную работу рассчитывается по формуле

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

За активную работу на практических занятиях и групповых упражнениях вводится дополнительный балл С по каждой теме: С ≤ 0,3 х НС.

За активную работу на лекциях и групповых занятиях устанавливается добавка D по каждой изученной теме на поток обучаемых: D 0,3 х НС.

Расчет общего балла S за учебную работу в семестре производится по формуле

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

Научно-исследовательская работа оценивается следующим образом: реферат (с выступлением) - от 1 до 10 баллов; разработка программы на ЭВМ - до 20 баллов; высокие результаты в конкурсе НИР в ввузе - до 20 баллов (в масштабе округа - до 30, в масштабе ВС РФ - до 50 баллов).

Если оценка, соответствующая набранной в течение семестра сумме баллов, удовлетворяет обучающегося, то она является итоговой за семестр (без сдачи экзамена). Однако если курсант (слушатель) хочет повысить ее, то на экзамене он может заработать до 40 баллов. Соответствие оценки и набранных баллов следующее: 81 - ПО баллов - «удовлетворительно»; 111 - 130 баллов - «хорошо»; 131 балл и выше - «отлично».

Второй способ рейтинговой оценки предполагает использование следующих видов заданий по каждой теме: самостоятельное изучение материала (СИМ); расчетно-графическое задание (РГЗ); контрольная работа (КР).

Общая сумма баллов, которую курсант (слушатель) может набрать за семестр, дифференцирована. На оценку «удовлетворительно» эта сумма равна 245 баллам, на оценку «хорошо» - 320 баллам, на оценку «отлично» - 405 баллам.

Для каждого вида задания начальные стоимости одинаковы и равны 10 баллам. Расчет полной стоимости баллов по самостоятельному изучению материала и расчетно-графическому заданию осуществляется по формуле

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

Расчет полной стоимости баллов, полученных за контрольную работу, производится по формуле

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

Здесь значение K1 и K2 определяется по табл. 1, 2, а Кз - по табл. 4.

За активную работу на лекциях и групповых занятиях устанавливается добавка D, равная 2 баллам, за каждый правильный ответ на вопрос.

Общий балл S определяется по формуле

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

При этом оценка в зависимости от набранных баллов может быть следующей: «отлично» -

при S ≥ 405; «хорошо» - при 320 ≤ S ≤ 404; «удовлетворительно» - при 245 S ≤ 319. Если курсант (слушатель) набрал меньше 245 баллов, то он не допускается к экзаменам.

В том случае, когда оценка, соответствующая набранной в течение семестра сумме баллов, удовлетворяет курсанта (слушателя), она является итоговой (при условии выполнения всех СИМ, РГЗ и КР). В противном случае обучающийся может набрать на экзамене дополнительно 30 баллов.

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

Рассмотрим третий способ рейтинговой оценки. Пусть начальная стоимость контрольных за весь семестр равна 70 баллам. Суммарный балл за каждую классную (домашнюю) контрольную работу вычисляется по формуле

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

где коэффициенты K1, K2, Кз определяются по табл. 1 - 3.

За активную работу на практических занятиях и групповых упражнениях вводится дополнительный балл Р по каждой теме на взвод курсантов (отделение слушателей): Р ≤ 0,3 х НС.

За активную работу на лекциях и групповых занятиях устанавливается надбавка D по каждой теме на поток: D ≤ 0,5 х НС.

За научно-исследовательскую работу (Н) баллы начисляются следующим образом: подготовка реферата - от 1 до 10 баллов; участие в вузовском конкурсе - до 20 баллов; разработка программы на ЭВМ - до 20 баллов.

Суммарный балл S за работу в семестре будет равен:

Применение модульно-рейтинговой технологии обучения в вузах

Если S < 42 баллов, то курсант (слушатель) сдает экзамен по обычной системе. Если 42 ≤ S < 71 балла, то обучающийся экзаменуется с применением модульно-рейтинговой технологии. Если S ≥ 71 балла и оценка, соответствующая набранной в течение семестра сумме баллов, удовлетворяет обучающегося, то она является итоговой за семестр. Дополнительные баллы курсант (слушатель) может получить на экзамене.

При сдаче экзамена с использованием модульно-рейтинговой технологии курсант (слушатель) из четырех вопросов экзаменационного билета выбирает те из них, сумма баллов за которые его удовлетворяет (количество теоретических вопросов должно быть не больше половины). Если оказывается, что 42 ≤ S < 71, то обучающийся обязан ответить на каждый выбранный вопрос не ниже «удовлетворительно». Если 71 ≤ S < 86, то необходимо отвечать на вопросы не ниже «хорошо». В том случае, когда 86 S < 106, курсант (слушатель) должен ответить на каждый выбранный вопрос на «отлично».

При выполнении указанных условий экзаменуемый получает за ответ дополнительные баллы.

В зависимости от набранных баллов устанавливается следующая оценка: «отлично» - при S ≥106; «хорошо» - при 86 ≤ S ≤ 105; «удовлетворительно» - 71 ≤ S ≤ 85.

В заключение необходимо отметить, что модульно-рейтинговая технология имеет ряд преимуществ перед традиционной. Она позволяет: наглядно показать обучающемуся, чего он стоит и где находится по уровню знаний во взводе (отделении), батарее (потоке), курсе, в училище (академии); своевременно информировать не только преподавателя, но и руководство ввуза о нарушении ритма работы взвода (отделения) или отдельного обучающегося; получать полные, подробные сведения о работе в семестре каждого курсанта (слушателя) по всем дисциплинам и определять его место в батарее (потоке) в целом; формировать у преподавателей, работающих с одним и тем же курсом, единые требования к знаниям обучающихся; практически полностью исключать задолженности у курсантов (слушателей) к концу семестра; моделировать и прогнозировать ход военно-образовательного процесса; вырабатывать объективные критерии отбора обучающихся при переходе к многоуровнему образованию.

Таким образом, при применении модульно-рейтинговой технологии обучения наиболее полно раскрываются возможности для индивидуального воздействия на личность. Важно и то, что индивидуализация обучения достигается не путем интенсификации педагогического труда или уменьшения количества курсантов (слушателей) во взводе (отделении), а за счет рационализации военно-образовательного процесса.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • &amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX"&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;InstaForex&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;lt;/a&amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;amp;gt;
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации