О содержании решения командующего армией на операцию

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1997, стр. 2-6

О содержании решения командующего армией на операцию

Полковник В.А.ХАРИТОНОВ,

доктор военных наук, доцент

ТЕНДЕНЦИЯ к интеграции усилий различных сил и средств в ходе боевых действий сухопутных войск четко прослеживается в истории войн: число участников армейских операций по мере развития научно-технического прогресса увеличивается. Каким же образом должны быть представлены вопросы, связанные с боевым применением различных сил и средств при ведении современной армейской операции, в решении командующего армией - тема данной статьи.

Общевойсковой характер армейской операции проявляется в том, что командующий армией применяет в этой операции различные силы и средства в рамках одного решения, подчиняя их действия своей единоличной воле (см.рисунок). Из этого принципиального положения мы и исходим в своих дальнейших рассуждениях. Во-первых, вопросы применения боевых средств в операции следует рассматривать не отдельно (например, танковых, мотострелковых войск, ракетных войск и артиллерии, авиации, войск ПВО и т.д.), а как составную часть единого решения на ее проведение. Во-вторых, решение можно условно разделить на «общевойсковую» часть, касающуюся всех участников операции, и на элементы, относящиеся к конкретному роду войск (виду Вооруженных Сил).

О содержании решения командующего армией на операцию

Структура сил и средств ведения современной армейской операции

Таким образом, за основу возьмем перечень мероприятий, определяющий последовательность и содержание работы командующего армией, штаба и начальников родов войск, специальных войск и служб по принятию решения, изложенный в соответствующих боевых документах. Несмотря на очевидность этого утверждения, в практике подготовки войск и учебном процессе академий Сухопутных войск встречаются и другие подходы.

Самый распространенный из них, видимо, есть следствие того, что командующие общевойсковыми армиями в большинстве своем считают, что важнейшие элементы решения на операцию должны содержать в себе лишь вопросы боевого применения танковых и мотострелковых войск, а уж на их боевые действия «накладывается» использование других средств. Безусловно, танковые и мотострелковые войска - основное средство ведения армейской операции, основное, но не единственное, и такой подход явно не соответствует общевойсковому характеру боевых действий Сухопутных войск в современных условиях.

Сущность другого подхода заключается в том, что принятие решения на боевое применение того или иного средства выделяют в самостоятельный процесс и организуют его по образу и подобию подготовки армейской операции. Особенно это характерно для авиации, которая в течение длительного времени поступала в распоряжение общевойскового командира только в ранге вида Вооруженных Сил, что обособляло ее от других сил и средств. Кроме того, без достаточных на то оснований в современные условия переносился опыт Великой Отечественной войны, где организацией боевых действий авиации занимались в основном во фронтовом звене. Подобная тенденция наблюдается и в организации применения сил и средств технического обеспечения, которые к тому же не относятся к боевым.

Чтобы сделать разговор предметным, обратимся к конкретному примеру - использованию в армейской операции авиации, вопросы применения которой в руководящих документах отражены очень слабо.

Работа командующего по принятию решения (после уяснения задачи) начинается с оценки обстановки. Поскольку современная операция носит общевойсковой характер, эту работу следует рассматривать в виде составных частей, одна из которых относится ко всем участникам операции, а другие - к применяемым средствам. Так, в части, касающейся авиации, при оценке обстановки в интересах ее боевого применения должны найти отражение следующие вопросы:

при оценке противника - состав, положение, характер функционирования объектов противника, поражаемых авиацией; положение резервов, наличие на вероятных маршрутах их выдвижения барьерных рубежей, где удары фронтовой авиации по воспрещению маневра противника наиболее эффективны; состав группировки ПВО противника как наиболее мощного средства, влияющего на результат применения авиации;

при оценке своих войск - количественно-качественный анализ летного ресурса; пространственные и временные показатели возможностей авиации; ее возможности по огневому поражению противника, решению разведывательных, транспортно-десантных и специальных задач;

при оценке местности, времени, а также других факторов, влияющих на выполнение боевой задачи, - превышение местности предстоящих боевых действий над уровнем моря и температурный режим, оказывающие существенное влияние на возможности авиации Сухопутных войск по выполнению задач в операции; время восхода и захода солнца (смены времени суток); прогнозируемые метеоусловия на период проведения операции.

Как известно, в ходе оценки обстановки формулируются основные положения замысла на операцию, который, исходя из общевойскового характера современной армейской операции, должен содержать в себе идею применения основных (боевых) сил и средств.

В качестве участника армейской операции авиация является прежде всего огневым средством. Следовательно, идея ее боевого применения должна быть отражена в том пункте замысла, где определяется порядок огневого поражения противника, а важнейшим элементом решения на операцию по боевому применению авиации должно стать определение порядка ее применения в огневом поражении противника (как элемента замысла командующего армией). Согласно существующей практике оперативной подготовки Сухопутных войск в замысле командующего общевойсковой армией содержится распределение летного ресурса по задачам армии, что, на наш взгляд, неправомерно: такой подход необоснованно перенят из решения командующего воздушной армией, где он таким образом определяет задачу, на которой необходимо сосредоточить основные усилия авиации. Кроме того, на этапе формирования замысла командующему армией вряд ли удастся получить обоснованное распределение летного ресурса (разве что интуитивно, так как расчетными методами оно может быть получено только в ходе планирования операции).

Идея применения других войск может быть выражена в следующих элементах замысла: для танковых, мотострелковых и воздушно-десантных войск - в способе и последовательности разгрома противника, оперативном построении армии; для ракетных войск и артиллерии, войск ПВО, а также инженерных войск и войск РХБ защиты (в той их части, где они выступают участниками комплексного огневого поражения) - аналогично авиации, т.е. порядком их применения в огневом поражении противника.

К общевойсковой части замысла (т.е. того, что касается всех участников операции) следует отнести его первый пункт - направление сосредоточения основных усилий и районы, от удержания которых зависит устойчивость обороны (для оборонительной операции); направление главного и других ударов (для наступательной и контрнаступательной операций).

В силу того, что основная авиационная группировка находится в составе войск фронта (воздушная армия, фронтовой комплект авиации Сухопутных войск) и в интересах армии, проводящей операцию, авиацией выполняется достаточно большое количество огневых задач, возникает необходимость отработки такого элемента решения, как учет действий авиации по планам старшего командования. Данный учет осуществляется в ходе выработки замысла (как правило, в порядке огневого поражения противника), а также при определении задач войскам.

Продолжая работу над остальными элементами решения, командующий армией обычно определяет задачи подчиненным соединениям и частям, начальник штаба - задачи огневого и ядерного поражения противника. Заместители, начальники родов войск, специальных войск и служб производят детальные расчеты предложений по использованию подчиненных войск, служб. Таковы требования действующих руководящих документов. Однако целесообразность разделения определяемых задач (войскам - командир, огневого поражения - начальник штаба) вызывает сомнения. Знаменитая суворовская формула боя «маневр, огонь, удар», видимо, справедлива и для операции. Ее неотъемлемой составной частью является огневое поражение противника, и определение его задач в отрыве от задач войскам скорее всего снизит качество принимаемого решения. Тем более что и существующие руководящие документы требуют от общевойскового командира единоличного принятия решения.

В этих же документах указывается, что в своем решении командующий армией определяет боевые задачи войскам, а задачи по основным видам обеспечения - при необходимости.

Уместен вопрос: какие же задачи авиации отнести к боевым - огневые, разведывательные, транспортно-десантные, специальные? Ответ, как представляется, однозначен: только огневые и десантные, так как все остальные выполняются в плане обеспечения боевых действий в операции. Даже разведка - вид оперативного, но все же обеспечения.

Таким образом, в своем решении командующий армией указывает авиации, как правило, только огневые задачи и задачи по десантированию тактического воздушного десанта, а остальные - прерогатива начальников родов войск и служб.

Следует отметить, что в рамках решения задачи авиации определяются на операцию в целом, исходя из чего в них не обозначаются конкретные вылеты авиационных частей и подразделений. Здесь указывается, как правило, лишь то, что им надлежит выполнить на том или ином этапе операции, а также способ выполнения этих задач. И только при постановке задач (что для авиации согласно действующим руководящим документам делается лишь на предстоящие сутки или день, ночь) та или иная задача авиации в операции будет выражена в конкретном ударе, да и то только для первого вылета в течение этих суток, а в последующем, как правило, указанием места и степени готовности к боевым действиям по вызову.

Как и для других участников операции, задачи авиации наносятся на карту решения и затем детализируются, дополняются и уточняются в ходе планирования операции. При этом условные обозначения, наносимые по авиации на карту, должны восприниматься только как ее задачи, а не как точный рубеж (направление) удара (минирования). Рядом с условным знаком указывается, кто выполняет задачу, способ и время ее выполнения.

Кроме задач войскам, в рамках решения на операцию командующий армией определяет основные вопросы взаимодействия и организацию управления.

Основные вопросы взаимодействия включают, как правило, установление главных временных параметров, согласующих действия войск. По авиации к таковым могут быть отнесены: время перебазирования вертолетов и их готовности к боевым действиям, время групповых ударов авиации по заранее заданным целям, время введения той или иной степени готовности, требуемая продолжительность задержки фронтовой авиацией вторых эшелонов противника и т.д.

Организация управления предусматривает обеспечение твердого и непрерывного управления войсками и применительно к авиации может включать в себя следующие вопросы: время и место нахождения ВзПУ (как элемента КП), а также пунктов управления авиацией, порядок их перемещения в ходе операции; организация и режим работы органов управления авиацией при подготовке и в ходе операции (сроки выполнения мероприятий); мероприятия по обеспечению живучести пунктов управления авиацией, их охраны, обороны, защиты от высокоточного оружия и радиоэлектронного подавления противника.

Решение командующего армией оформляется на карте, на которой в части, касающейся авиации, должны быть отображены: базирование штатной, переданной в оперативное подчинение и поддерживающей авиации (с учетом возможных изменений в ходе операции); рубежи ее досягаемости; задачи, выполняемые фронтовой авиацией и авиацией Сухопутных войск в интересах армии решением старшего начальника; задачи, определенные авиации на операцию командующим армией; места расположения пунктов управления авиацией. Кроме того, на карте должно быть распределение летного ресурса, полученное на основе лишь общего планирования огневого поражения противника. Поэтому оно указывается в общей таблице распределения огневых средств, имеющихся в распоряжении командующего армией на проведение операции.

В практике оперативной подготовки, учебном процессе академий Сухопутных войск возникают трудности с названием элементов решения, относящихся к тому или иному средству ведения армейской операции. Применительно к авиации эволюция этих названий выглядит следующим образом: решение на применение авиации в оборонительной (наступательной, контрнаступательной) операции армии; решение на оборонительную (наступательную, контрнаступательную) операцию армии в части, касающейся авиации; решение на оборонительную (наступательную, контрнаступательную) операцию армии по вопросам применения авиации. Предпочтение, по нашему мнению, следует отдать третьему: первое создает впечатление, что имеется отдельное решение на применение авиации; второе громоздко и трудно воспринимается на слух.

Таким образом, составными частями решения командующего армией на операцию по авиации следует считать: порядок применения авиации в огневом поражении противника как элемент замысла; задачи авиации, определенные ей в рамках решения; элементы организации управления войсками, относящиеся к авиации.

Изложенное ни в коей мере не принижает значения таких элементов подготовки операции, как организация взаимодействия, всестороннего обеспечения боевых действий (как, впрочем, и обеспечивающих сил и средств). Но загружать ими решение командующего, на наш взгляд, преждевременно. Во-первых, таково требование руководящих документов; во-вторых, возможности командующего армией, несущего единоличную ответственность за принимаемое решение, небезграничны, и качество этого решения при рекомендуемом его объеме, несомненно, улучшится.

На основе предложенного подхода может быть определено содержание элементов решения, относящихся к другим участникам армейской операции, и сформулировано решение командующего армией в целом.

В дальнейшем суждения об армейской операции в полной мере относятся и к корпусной.

Речь идет не об организации боевых действий сил и средств (там такой подход вполне правомерен), а об отражении вопросов их боевого применения в решении командующего армией на операцию.

Военная мысль. - 1993. - №6. - С.30-35.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации