О реформировании военной подготовки студентов в гражданских вузах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2 (3-4) /1997, стр. 68-76

О реформировании военной подготовки студентов в гражданских вузах

Генерал-майор авиации Ю.Г.КУРНИКОВ

Подполковник А.Н.ДРУЖИН

ОСНОВНЫМИ компонентами системы военной подготовки студентов (ВПС) гражданских вузов, осуществляемой по программам подготовки офицеров запаса для Вооруженных Сил и других федеральных органов исполнительной власти, являются военные кафедры (факультеты, циклы) при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Созданные как структурные учебные подразделения вузов, они играют важную роль в решении государственной задачи по накоплению резерва командного состава для армии. Анализ деятельности военных кафедр, готовящих, в частности, специалистов для ВВС, за последние несколько лет позволяет сделать вывод о том, что проблемы, с которыми они сталкиваются в своей повседневной работе, характерны для всей высшей военной и гражданской школ в условиях их реформирования. Подводя итог научно-исследовательских работ, выполненных на военных кафедрах 12 вузов страны, выскажем некоторые соображения о путях совершенствования военного обучения студентов.

Началом развития системы военного обучения студентов следует считать август 1926 года, когда во исполнение Постановления ЦИК и СНК в Московском государственном университете, Московском высшем техническом училище, Ленинградском политехническом институте, а затем и в других вузах страны были созданы военные кабинеты - прообразы существующих ныне военных кафедр (см.таблицу). Первоначально военное обучение было ориентировано на подготовку младших командиров, а с 1930 года военные кабинеты стали готовить военных специалистов среднего командного звена. При этом, как правило, в гуманитарных вузах устанавливались общевойсковые профили военного обучения, а в технических - военно-технические (артиллерийский, танковый, автомобильный и др.), близкие к специальностям основного гражданского образования. Вскоре появились военные кафедры при Московском авиационном и Московском энергетическом институтах, а также при институтах инженеров гражданской авиации.

Структура программ военной подготовки (общим объемом от 450 до 580 учебных часов в зависимости от профиля) предусматривала приоритетное развитие у обучаемых практических навыков, которые закреплялись в ходе лагерных сборов, проводившихся на базе воинских частей и учебных центров. Первый 20-дневный учебный сбор организовывался до начала занятий в вузе и проходил в форме курса молодого бойца. После первого года военного обучения, посвященного изучению основ военного дела, проводился двухмесячный лагерный сбор в летнее время и студенты считались подготовленными до уровня младших командиров (командиров экипажей, расчетов, отделений). В течение двух последующих лет осуществлялась подготовка командиров среднего звена (до уровня командиров взводов). Обучение заканчивалось итоговым лагерным сбором и выпускным экзаменом по военной подготовке.

О реформировании военной подготовки студентов в гражданских вузах

Данная форма военного обучения полностью себя оправдала и способствовала решению важной задачи, стоявшей перед руководством страны, - накоплению резерва военных кадров. На военные кафедры в обязательном порядке привлекались студенты, годные по состоянию здоровья к строевой службе. Постепенно в вузах сложились крепкие военно-педагогические коллективы, состоящие, как правило, из офицеров с высшим образованием и боевым опытом, создавалась современная материально-техническая база. Система ВПС стала органически дополнять сеть военно-учебных заведений.

Настоящей кузницей резерва офицерских кадров военные кафедры стали в 60-70-е годы, когда ежегодно для прохождения военной службы на офицерских должностях призывалось до 30% их выпускников. Стабильность программ военной подготовки, предусматривающих 450 часов учебного времени на теоретический курс и месячный учебный сбор в войсках, шефство ведущих военных вузов над родственными военными кафедрами, систематическая переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава на академических курсах и во время стажировок в войсках и на предприятиях промышленности, централизованное материально-техническое обеспечение учебного процесса - все это позволяло военным кафедрам поддерживать качество военного обучения студентов на достаточно высоком уровне.

Таким образом, существовавшая к моменту распада СССР система ВПС в целом восполняла потребности армии в резерве и кадрах офицерского состава. Военными кафедрами 497 гражданских вузов ежегодно выпускалось порядка 170 тысяч офицеров запаса практически по всем командным, инженерно-техническим и административным специальностям. В течение семидесяти лет в основе военной подготовки студентов лежал количественный принцип, обеспечивающий создание массового резерва офицерских кадров на случай войны. В условиях политического и военного противостояния двух мировых систем такой подход, видимо, был оправдан и во многом способствовал мирному существованию страны в послевоенный период.

Современный этап развития ВПС отмечен кризисом отечественной школы военной подготовки студентов. Во-первых, практически прекратился призыв офицеров запаса в войска, который давал им возможность приобрести необходимый армейский опыт. Система лишилась обратной связи, стала производить невостребованные кадры, исключительно для резерва. Во-вторых, под предлогом качественного улучшения военного обучения студентов в последние годы резко сокращено число военных кафедр. Так, например, приказом министра здравоохранения № 264 от 6 июля 1992 года была прекращена деятельность военных кафедр в 12 медицинских вузах России. В Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 690 от 20 июля 1993 года, значилась всего 81 кафедра. При этом предусматривалось, что система ВПС будет готовить офицеров запаса преимущественно по специальностям инженерно-технического профиля, а подготовка по редким и наукоемким специальностям ликвидировалась. Неподготовленность и поспешность такого решения стали очевидны: вскоре Перечень был дважды дополнен, и сейчас в него входят военные кафедры 252 ведущих вузов страны, имеющих хорошо оснащенную материально-техническую базу и солидный научно-педагогический потенциал. В-третьих, с переходом в 1990 году на добровольный принцип военного обучения студентов, закрепленный впоследствии Законом РФ «Об образовании», появились трудности с комплектованием военных кафедр обучаемыми. И все же к 1993 году положение с набором на первый курс военного обучения стабилизировалось. Однако изменения и дополнения, внесенные Государственной Думой 7 апреля 1995 года в Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», фактически приравняли выпускников военных кафедр к выпускникам вузов, не имеющим военного образования, - те и другие теперь должны после окончания вуза пройти срочную службу на должностях рядового и сержантского состава.

Перспектива получения офицерского воинского звания (которое раньше присваивалось одновременно с вручением диплома) в соответствии с Указами Президента РФ № 626 от 23 июня 1995 года и № 18 от 9 января 1996 года отодвигалась теперь для выпускников системы В ПС на неопределенный срок, связанный с прохождением срочной службы.

Чтобы оценить последствия попыток реформирования в этой области военного образования, приведем результаты социологических исследований, охвативших более 5 тысяч студентов Санкт-Петербургских ГТУ и ГМУ, Московского ГАИ и Уфимского ГАТУ. В ходе анкетирования студентов выяснилось, что мотивы, повлиявшие на принятие ими решения пройти курс военной подготовки в период обучения в вузе, таковы: возможность не быть призванным на срочную службу - 44,1%; возможность приложить полученные знания в будущем - 25,5%; расширение кругозора - 16,4%; добавка к стипендии - 9,6%; романтика военной службы - 3,3%; другие мотивы - 1,1%.

Как видим, почти у половины современных студентов, пришедших на военные кафедры, мотивация военного обучения весьма прозаична - возможность не быть призванным на срочную службу. Оставив в стороне анализ причин этого явления, зададимся лишь одним вопросом: пойдут ли студенты добровольно на военные кафедры, если у них теперь отсутствует основной мотив обучения? Думается, нет. Это подтверждается резким увеличением числа студентов, пожелавших в одностороннем порядке расторгнуть контракты о военном обучении в течение последнего учебного года. В большинстве московских вузов, например, каждый третий студент решил прервать военную подготовку.

Принимая решение об увеличении потенциального контингента для призыва на срочную службу за счет выпускников вузов, прошедших обучение по программам подготовки офицеров запаса, те органы управления, которые готовили названные выше нормативные документы, не учли резкого снижения числа офицеров, реально состоящих в резерве. Да, в случае мобилизации мы располагаем достаточным количеством офицеров запаса и остается открытым лишь вопрос об их профессиональной пригодности в условиях свертывания переподготовки этого контингента на военных сборах. А в мирное время?

Анализ показывает, что реальные возможности по призыву мобресур-сов из запаса для комплектования вакантных первичных офицерских должностей существенно ниже теоретических.' В соответствии с действующим законодательством максимальный возраст для граждан, призываемых на военную службу из запаса, ограничен 27 годами. Таким образом, выпускники вузов состоят в резерве в мирное время всего 4-5 лет после окончания вуза. Необходимо учесть также, что до 40% офицеров запаса имеют законную отсрочку от призыва, примерно 20% выпускников после окончания вуза добровольно поступают на контрактную службу в другие федеральные органы исполнительной власти и, следовательно, исключаются из резерва Министерства обороны. Кроме того, некоторые выпускники просто уклоняются от призыва, используя, в частности, коммерческие структуры, где порой не интересуются, стоит ли принимаемый на работу человек на воинском учете. До создания в России профессиональной армии всерьез рассчитывать на то, что в войска придут офицеры из числа уволенных при проведении оргштатных мероприятий, не приходится. Уже сейчас работники военкоматов с трудом выполняют план призыва по некоторым военно-учетным специальностям. Престиж военной службы у молодежи падает, что связано не только с низкой социальной защищенностью военнослужащих, но и с участием армии во внутренних вооруженных конфликтах.

Непоследовательность и противоречивость проведения реформ в сфере ВПС объясняется, как нам кажется, прежде всего тем, что отсутствует концепция развития системы, которая позволила бы поднять качество военного обучения студентов, закрепить на длительный срок статус выпускника военной кафедры. Среди проблем в данной области, требующих решения, наиболее актуальны следующие: отсутствие заинтересованности гражданских вузов в подготовке военных специалистов; моральное и техническое старение военной техники и вооружения, составляющих учебно-материальную базу многих военных кафедр; невыполнение планов переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава; проведение учебных сборов (стажировок) студентов на собственной базе кафедр по сокращенным программам; неопределенность с возможностью получения военного образования по специальностям ВВС лицами женского пола; невозможность военного обучения студентов государственных образовательных учреждений на военных кафедрах других вузов при отсутствии военной кафедры в собственном вузе, а также невозможность военного обучения студентов негосударственных образовательных учреждений; отсутствие материальных обязательств федеральных органов исполнительной власти (Министерства внутренних дел, Федеральной пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям и др.) при использовании выпускников военных кафедр на своей службе; несовершенство существующей схемы управления военными кафедрами, допускающей двойное, а порой и тройное их подчинение.

Нынешняя система ВПС слишком громоздка и консервативна, чтобы гибко реагировать на изменения, происходящие в области военной техники и вооружения, высшего образования, морально-психологического состояния молодежи. К сожалению, она по-прежнему ориентирована на количественные показатели, игнорирует рыночные механизмы существования вузов и финансовые возможности государства. Вопросы же стоимости образования в нынешний период сложного экономического положения страны, совпадающий по времени с реформированием высшей школы, интеграцией военного и гражданского образования, приобретают особую актуальность. Сейчас любые нововведения, в том числе и в сфере военного обучения, должны просчитываться с точки зрения материальных затрат.

Отечественная и зарубежная практика военной подготовки молодежи подтверждает экономическую целесообразность военного обучения студентов на базе гражданских вузов. Если подготовка офицера в военном училище США обходится в среднем в 100 тысяч долларов, то в разветвленной системе вневойсковой военной подготовки студентов при американских гражданских вузах - от 11 до 40 тысяч долларов, в зависимости от формы военного обучения. Резервисты получают самые высокие оценки армейского командования. Об уровне их подготовленности и авторитете в войсках говорит тот факт, что выпускники гражданских вузов составляют около 70% действующих офицеров армии США, каждый четвертый генерал получил образование в этой структуре. Не случайно с каждым годом растет внимание правительств западных стран и руководства НАТО к системе военной подготовки студентов.

Исследование сравнительной экономичности подготовки офицеров в нашей стране показывает, что в 1990-1992 годах затраты на подготовку кадрового офицера в военном вузе были в 3-5 раз больше затрат на подготовку офицера запаса в гражданском вузе. Начиная с 1993 года стоимость обучения в военных вузах по сравнению с гражданскими стала резко возрастать и, по результатам проведенного командованием резерва и подготовки кадров ВВС исследования, в настоящее время превышает ее в 8-12 раз. Значительное место в смете затрат военных вузов занимают расходы на питание, вещевое имущество, денежное содержание курсантов, оплату их проживания и проезда к местам проведения отпусков, которые вообще отсутствуют в сметах гражданских вузов. Однако проблема заключается не в том, что курсанту выплачивается большое денежное содержание и что он к тому же находится на полном бюджетном обеспечении. Главная причина экономической неэффективности военных вузов связана с оттоком молодых кадровых офицеров из армии. За годы нынешней военной реформы уволены десятки тысяч офицеров в возрасте до 30 лет. Потери Министерства обороны только по этой причине составляют огромную сумму. К сожалению, процесс оттока молодых офицерских кадров продолжается и сейчас.

При прочих равных условиях качество военного обучения прямо зависит от финансирования образовательного процесса. Очевидно, что подготовка офицеров, прежде всего по инженерно-техническим и редким специальностям, невозможна без соответствующих материальных затрат. Таким образом, если мы хотим сохранить качество военного обучения, речь может идти не об уменьшении стоимости подготовки одного специалиста, а о рациональном перераспределении затрат на эти цели между соответствующими ведомствами (в данном случае между Министерством обороны и Госкомвузом).

Многие представители военного ведомства, не утруждая себя серьезной научной аргументацией, считают выпускников военных кафедр офицерами второго сорта. Между тем результаты комплексных исследований уровней инженерной подготовленности молодых офицеров - выпускников военной и гражданской школ, полученные Г.А.Кабаковичем в лаборатории социологических исследований при военной кафедре Уфимского ГАТУ, приводят к выводу о примерном равенстве их профессиональных качеств по основным направлениям функциональной деятельности на первичных должностях ВВС. Выпускников военных кафедр отличает от сверстников, закончивших высшие военные вузы, лучшее качество общеинженерной и гуманитарной подготовки, формируемое на фундаментальной научной базе гражданских вузов. Отставание в командирских и строевых навыках постепенно нивелируется в течение службы в войсках. «Двухгодичники» 70-80-х годов, как правило, быстро входили в строй, осваивали эксплуатацию сложной военной техники, приживались в армейской среде. Безусловно, этому способствовали полученные ими в студенческие годы навыки самостоятельной жизни, стремление проявить себя в новых условиях. Осознав свою конкурентоспособность в профессиональном отношении и ощутив на себе достаточно высокую социальную защищенность военнослужащих тех лет, многие из них добровольно остались в кадрах Вооруженных Сил и до настоящего времени успешно проходят службу в строевых частях, штабах и учреждениях Министерства обороны.

Итак, необходимость решения затронутых здесь проблем очевидна. От полемики пора перейти к практической реализации реформ в области ВПС. Для этого мы предлагаем создать рабочую группу при Главном управлении кадров и военного образования Министерства обороны и Госкомвузе, которая состояла бы из представителей заинтересованных управлений видов Вооруженных Сил, ведущих военных кафедр, и на нее возложить разработку модели реформирования системы ВПС на длительную перспективу и соответствующих нормативных документов по ее реализации. Научной основой деятельности группы могут стать материалы последних исследований в этой области военного образования, имеющиеся на военных кафедрах ведущих вузов страны.

В качестве одного из вариантов предлагаем модель реформирования системы военной подготовки студентов гражданских вузов, разработанную военными кафедрами авиационного профиля по результатам НИР «Пути совершенствования подготовки офицеров запаса из числа студентов вузов» (см.схему). Она учитывает историю развития отечественной школы военной подготовки молодежи, политико-правовую и социально-экономическую базу государства, современные принципы комплектования Вооруженных Сил и накопления мобресурсов, концепцию многоуровневого образования в Российской Федерации, опыт подготовки резерва для армий в других странах.

О реформировании военной подготовки студентов в гражданских вузах

Модель реформирования ВПС в гражданских вузах (вариант)

Предлагаемая модель предусматривает два уровня военного обучения студентов.

Первый уровень продолжительностью один год (в период обучения на 2-м курсе вуза) является обязательным для всех военнообязанных студентов, не прошедших военную службу. Студент, уклоняющийся от занятий по военной подготовке, отчисляется из вуза как не посещающий предусмотренные учебным планом занятия. На данном этапе реализуется единая для всех вузов программа общевойсковой подготовки солдат и сержантов объемом примерно 60 часов (за основу может быть принята типовая программа общевоенной подготовки курсантов 1-го курса военных училищ). Обучение проводится на военной кафедре вуза в форме теоретических и практических занятий по общевоенным дисциплинам (уставы ВС РФ, строевая, огневая, тактическая и физическая подготовка). После прохождения теоретической подготовки в каникулярное время на базе учебных центров военных округов проводится двухнедельный учебный сбор, который завершается принятием военной присяги. До создания учебных центров в военных округах сбор студентов организуется на базе учебных частей гарнизона с привлечением к руководству сборами офицеров военных кафедр и командного состава частей.

Прошедшие первый уровень военного обучения получают свидетельство об общевоенной подготовке при вузе и зачисляются в запас рядового состава. После потери права на отсрочку они проходят службу по призыву в течение двух лет (в случае окончания вуза - в течение одного года) на должностях солдат и сержантов.

Второй уровень военного обучения студентов, в основе которого лежат программы военно-профессиональной подготовки офицеров, начинается с 3-го курса обучения в вузе и рассчитан на два года. Набор студентов осуществляется в добровольном порядке на конкурсной основе из числа лиц, прошедших первый уровень военной подготовки, а также лиц, отслуживших срочную службу до поступления в вуз. В конкурсе могут участвовать студенты других вузов, если их гражданская специальность родственна военно-учетным специальностям подготовки на данной кафедре. Численность набора на каждую военно-учетную специальность определяется госзаказом. Критериями конкурсного отбора являются качество усвоения программы первого уровня, общая успеваемость, результаты профотбора, дисциплинированность, заключение медицинской комиссии.

Прошедшие конкурс заключают один из двух видов контракта о военном обучении. Первый предусматривает обязательство студента пройти службу по контракту на офицерских должностях по окончании вуза в течение пяти лет, второй - нахождение в запасе до призыва офицером на два года в возрасте до 27 лет. Контракт подписывают начальник военной кафедры (со стороны Министерства обороны), ректор вуза (со стороны Госкомвуза) и студент. С момента зачисления на военное обучение второго уровня студенты получают дополнительную стипендию от Министерства обороны, размер которой соизмерим со стипендией курсантов военных училищ и дифференцирован в зависимости от качества усвоения программы военной подготовки. Программы подготовки офицеров, рассчитанные на два года обучения, предусматривают изучение гуманитарных и военно-специальных дисциплин в соответствии с будущей специальностью офицера.

Завершается военная подготовка студентов месячным (144 часа) учебным сбором в каникулярное время на базе учебных центров видов Вооруженных Сил или в воинских частях по программам, учитывающим специальность выпускников. На этом уровне общего образования (бакалавр) студент становится военным специалистом среднего звена и должен проходить службу по призыву или по контракту на должностях, замещаемых прапорщиками. Продолжающий обучение до уровня инженера или магистра (5-6 лет обучения в вузе) становится офицером. Присвоение первичного офицерского звания приурочивается к моменту получения диплома о гражданском образовании, в котором должна указываться вторая (военная) специальность выпускника.

К достоинствам данной модели следует отнести прежде всего возможность реализации принципа гибкости вневойсковой военной подготовки студентов. Во-первых, она становится экстерриториальной: после прохождения общевоенной подготовки (первый уровень военного образования) студент любого вуза может продолжить военное обучение в другом вузе по выбранной военно-учетной специальности, если получаемое им гражданское образование позволяет качественно освоить программу подготовки офицеров. Каждая военная кафедра второго уровня военного образования может охватить военной подготовкой по своему профилю весь контингент студентов региона. Во-вторых, покидающие вуз студенты (на уровне неполного высшего образования, бакалавриата, магистратуры) занимают соответствующее место в системе комплектования Вооруженных Сил (солдат, прапорщик, офицер) в зависимости от полученного военного и гражданского образования.

Предусмотренная моделью обязательность получения общевоенной подготовки (первый уровень) может обеспечить массовость военного обучения молодежи и снизит нагрузку по подготовке молодого пополнения в воинских частях и учебных подразделениях Вооруженных Сил. Добровольность и материальное стимулирование при прохождении второго уровня военного обучения, определенность статуса выпускника системы ВПС должны способствовать мотивации получения военного образования, созданию здоровой конкуренции среди студентов за право получить вторую специальность. В конечном счете повысятся эффективность и качество военной подготовки выпускников вузов, что особенно важно при переходе к профессиональному принципу комплектования Вооруженных Сил.

Реализация данной модели потребует лишь незначительных изменений при проведении аттестования военных кафедр по видам Вооруженных Сил на предмет целесообразности военной подготовки студентов первого и второго уровней или только первого уровня. В наиболее крупных вузах региона, имеющих хорошо оснащенные и укомплектованные квалифицированными кадрами военные кафедры, целесообразно сохранить полный курс военного обучения студентов. На базе этих кафедр возможно создание центров военной подготовки студентов по видам Вооруженных Сил. В остальных вузах следует оставить лишь кафедры (циклы) общевоенной подготовки первого уровня. Следует предусмотреть создание специализированных учебных центров видов Вооруженных Сил, в которых можно проводить учебный сбор, завершающий военное обучение студентов по военно-учетным специальностям, а также сборы по переподготовке кадровых офицеров. Предложенная модель может быть инвариантна, но любые изменения должны учитывать действующее законодательство, отношение студентов к военному обучению, многоуровне-вость системы высшего образования, невозможность полноценного проведения учебных сборов при военных кафедрах из-за отсутствия необходимой для этого базы.

Таким образом, существующая система военной подготовки студентов при гражданских вузах, показавшая свою конкурентоспособность и необходимость в течение десятилетий, располагает возможностями для решения государственной задачи по формированию резерва офицерских кадров, используемых в интересах Вооруженных Сил как в мирное, так и в военное время. Большинству военных кафедр удалось сохранить необходимую учебно-методическую базу, научно-методический потенциал, преподавательские кадры. Подготовка офицеров резерва из числа студентов представляется экономически эффективной и исторически оправданной. Функция органов управления образованием в нынешних условиях должна сводиться не к уничтожению, а к продуманному и последовательному совершенствованию имеющейся структуры военного обучения студентов.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации