О методологии развития и формирования военной науки

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4 (7-8)/1997, стр. 63-72

О методологии развития и формирования военной науки

Генерал-майор в отставке М.А.БОРЧЕВ,

действительный член Академии военных наук

и Академии космонавтики

О методологии развития и формирования военной науки

В НАСТОЯЩЕЕ время продолжается дискуссия о том, что же такое современная военная наука? Каковы объект и предмет ее исследования? Является ли она в своем роде единственной, или военных наук много и они входят соответствующими разделами в общественные, естественные и технические науки.

Эти вопросы далеко не праздные. Их появление, на наш взгляд, вызвано по крайней мере двумя факторами. Во-первых, в XX веке войны ведутся с применением не только вооруженной борьбы, но и экономическими, идеологическими и другими методами. Если объектом исследования считать войну в целом, то или военная наука должна изучать все ее аспекты, или каждый из видов борьбы должен изучаться соответствующими науками и их военными разделами. Во-вторых, в настоящее время имеет место примат науки над практикой, обслуживающей все стороны жизни и деятельности общества, в том числе и в период войны. Из этого можно сделать вывод, что все науки в своей области занимаются изучением войны.

Для того чтобы найти ответ на данные вопросы, необходимо, по нашему мнению, предварительно напомнить ряд отправных понятий науки и на этой основе рассмотреть объект и предмет ее исследования, методологию развития и формирования.

Общеизвестно, что наука как одна из форм общественного сознания есть сфера деятельности человека. Ее задача заключается в выработке, теоретическом обобщении и систематизации объективных знаний об исследуемой действительности, ее сущности, законах развития и функционирования для реализации их в практике.

Предсказывая развитие исследуемого явления, наука не только определяет каким оно будет, но и обосновывает пути достижения целей, закономерности функционирования и связи с другими явлениями.

В настоящее время определены следующие виды наук: естественные, общественные, технические и математические. Установлено, всем им присущи единые критериальные признаки, определяющие, что полученные объективные и систематизированные знания составляют науку (теорию) о данном явлении действительности, находящемся в эмпирическом или ненаблюдаемом состоянии.

К основным критериальным признакам науки (Теории) можно отнести нижеперечисленные: каждая из наук исследует определенное явление объективной реальности, скрывая присущие ему общие и частные законы развития и функционирования, а все полученные знания относятся к данной предметной области; исследование конкретного явления осуществляется с использованием имеющегося поля знаний и чем оно шире, тем надежнее получение эвристического утверждения, обеспечивающего открытие истины, возникновение идей и формирование идеологии его развития и функционирования; науки, исследующие сложные объекты познания, состоящие из базовых и специализированных аспектов, включают систему взаимоувязанных теорий, содержащих научные знания о них; любое механическое перенесение истины за пределы действительного поля данной науки может привести к абсурду.

Анализ названных критериальных признаков показывает, что первоочередное знание в развитии и формировании науки принадлежит четкому определению объекта, предмета и границ его исследования.

Содержание, структура и соотношение объекта и предмета познания - одна из основных проблем гносеологии. От ее правильного решения зависит четкое понимание их сущности, связи между ними и другими явлениями.

Любой объект (эмпирический, ненаблюдаемый) представляет определенную совокупность свойств, связей и отношений, которые существуют независимо от познающего субъекта.

Предмет познания формируется на основе изучения объекта и является аспектом его сущности. Исследователь, выделяя предмет, определяет его содержание и структуру, но делает это непроизвольно, так как они обусловливаются сущностью объекта исследования, знания о котором в значительной степени диктуют выбор границ методов исследования и способов формирования аспекта. Кроме того, познанные законы развития и функционирования исследуемого объекта являются общими для исследования его аспектов, а вскрытые законы развития и функционирования предметов исследования - частными для этого аспекта.

Для определения взаимосвязей таких сложных общественно-исторических явлений, как война и вооруженная борьба, рассмотрим их сущности и связи. Ряд авторов утверждают, что последние неразрывны и оба явления изучаются военной наукой. Однако общеизвестно, что война есть продолжение политики и реализации ее на этапе обострения противоречий, влияющих на все стороны жизни и деятельности противоборствующих государств (коалиций), когда все мирные пути устранения разногласий исчерпаны либо когда для агрессора, по его пониманию, созрели условия для нападения на жертву. И в том и в другом случае война как продукт политики, видимо, станет предметом соответствующего раздела политологии, например политической конфликтологии, исследующей характер возможных войн, политическое искусство их подготовки, ведения и завершения. Следовательно, она не может быть предметом исследования военной науки. Да и к сущности войн, к способам достижения в них конечных целей есть два классических подхода, имеющих отношение к вооруженной борьбе.

Клаузевиц, определяя войну как продолжение политики иными средствами, в книге «О войне» пишет: «Естественный порядок действий в войне заключается в том, чтобы сперва уничтожить вооруженные силы, затем завоевать страну и благодаря этим двум успехам и положению, которое мы тогда займем, принудить к заключению мира».

В этом понимании сущности войны вооруженная борьба является неотъемлемой не только начальной, но и главной стадией войны. Однако он замечает: «Понятие о цели собственно военных действий... заслоняет цель, с которой ведется война, и до известной степени вытесняет ее как нечто непосредственно к самой войне не относящееся». Что же это такое - «нечто»? Если цель военных действий, по Клаузевицу, «обезоружить врага, лишить его возможности сопротивляться вооруженному насилию», то, видимо, к «нечто» можно отнести применение какого-то невооруженного насилия, которое бы заставило его капитулировать. Поэтому в итоге он дает следующее понятие войны: «Итак, война - это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю». Может быть, и не обязательно применять вооруженное насилие?

По этому поводу еще в VI веке до н.э. Сунь-Цзы - китайский полководец и теоретик своего времени - в трактате о военном искусстве писал: «Тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию не сражаясь, берет чужие крепости не осаждая, сокрушает чужое государство, не держа войско долго». Способы достижения целей войны он изложил в такой последовательности: «разбить замыслы противника», «разбить его союзы», «разбить его войско». «Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего, лучшее из лучшего - покорить чужую армию не сражаясь».

Войну Сунь-Цзы считал достижением политических целей с помощью политики, а сражение - крайним и весьма опасным средством борьбы.

Во второй половине XX века, когда противоречия достигают глобального размаха, а вооруженная борьба угрожает колоссальными разрушениями и даже жизни на Земле (ядерная), гибкая стратегия ведения войн находит все более широкое применение. Примером может служить «холодная война», объявленная официально в марте 1946 года У.Черчиллем в Фултоне (США), в целях «борьбы с мировым коммунизмом во главе с советской Россией». Она явилась продолжением политики борьбы с новым социальным строем и велась преимущественно невооруженным насилием (экономическая блокада, борьба за сферы влияния, разорительная гонка вооружений, идеологическая, дипломатическая и другие виды борьбы, вплоть до подрывной деятельности и вмешательства во внутренние дела государств).

Прямая вооруженная борьба как крайнее средство вооруженного насилия в «холодной войне» США и СССР не применялась, так как военные потенциалы, созданные блоками, не давали преимуществ ни одной из сторон, а их реализация могла иметь непредсказуемые последствия.

Вместе с тем вооруженное насилие использовалось в полную силу в виде актов угрозы нападения и подготовки к мировой ядерной войне, «скрытого» участия во внутренних войнах Вьетнама, Кореи, введения в страну «миротворческих сил», «ударов возмездия», которые широко применяются блоком НАТО и до сего времени.

Таким образом, и в современных условиях вооруженное насилие (крайняя форма - вооруженная борьба) является самостоятельным средством достижения политических целей как в войне, так и в мирное время, т.е. оно применяется политическим руководством во взаимодействии с другими видами насилия. Последнее имеет свою сущность, законы развития и функционирования, а также связи с иными актами внешнеполитической деятельности государства. Да и функции Политического и военного руководства страны в процессе подготовки и защиты своих интересов во внешнеполитической деятельности и при ведении войны и вооруженной борьбы в ней, хотя и соподчинены, но различны по решаемым задачам.

Политическое руководство, вся структура власти для обеспечения обороны государства укрепляет социально-политическое единство и ведет информационно-психологическую борьбу с эвентуальным противником; развивает научный, экономический, военный и другие потенциалы, обеспечивающие военную мощь государства; укрепляет союзнические связи с заинтересованными государствами и возможными военными союзниками в ходе войны; подготавливает территорию страны к отражению агрессии; создает запасы материальных средств для ведения войны и выполняет другие специфические функции.

В ходе войны оно мобилизует все внутренние и внешние силы для успешного ее ведения и восполнения потерь, развивает военную мощь, приспосабливая ее к изменяющимся условиям.

Основой успеха подготовки и ведения внешнеполитической деятельности и войны является политическое искусство руководства страны, которое не должно уступать политическому искусству эвентуальных противников.

Военное руководство в процессе подготовки к ведению вооруженного насилия и вооруженной борьбы осуществляет: строительство Вооруженных Сил в соответствии с возможным характером прогнозируемой вооруженной борьбы; подготовку ВС к сдерживанию агрессии, применению вооруженного насилия в мирное время и вооруженной борьбы в войне; развитие театров военных действий; укрепление связей с вооруженными силами союзников и другие функции, связанные с внешнеполитической деятельностью государства.

В ходе вооруженной борьбы его задачи заключаются в следующем: разгром вооруженных сил противника, уничтожение его экономического потенциала и захват территории, что создает возможность политическому руководству диктовать свою волю; ведение согласованных действий с союзными вооруженными силами; восстановление и развитие ВС, совершенствование военного искусства с учетом изменяющихся условий. Задачи подготовки и ведения вооруженной борьбы, решаемые военным руководством и Вооруженными Силами, определяют границы исследования военной науки, а функции, выполняемые в период подготовки к отражению возможной агрессии и ведения войны, - контуры политической конфликтологии.

Что касается других общественных, естественных, технических и математических наук, то они во время подготовки и ведения войны не меняют объекта познания, а только усиливают исследование тех проблем, решение которых необходимо политическому и военному руководству для развития политической конфликтологии, военной науки и военно-промышленного комплекса, а также усиления обороноспособности страны. Эти достижения могут широко использоваться в гражданских целях.

Для получения новых знаний, развития и формирования любой науки, в том числе военной, большое значение имеет выбор методологии познания исследуемого объекта. Исходя из общего понятия методологии как системы способов получения и систематизации новых знаний в процессе отражения действительности в целях ее преобразования, можно, на наш взгляд, понятие методологии военной науки сформулировать следующим образом.

Методология военной науки - это система способов и методов получения, развития и формирования новых знаний, отражающих процесс эволюции характера, подготовки и ведения вооруженного насилия, для их реализации в прогнозируемых условиях его применения.

Исходными для получения первоначальных знаний являются уже имеющиеся сведения в предметной области исследования. Они образуются в виде эвристических допущений и могут быть истинными и ложными, подтверждены или отвергнуты эмпирически. Эвристические знания говорят о возможности или невозможности построить какие-то знания и лишь помогают открытию истины в данной области науки. На их основе и возникают идеи, включающие сознание цели дальнейшего познания, обобщающие предшествующее развитие знаний и служащие в качестве принципов объяснения исследуемого явления.

Система идей и взглядов составляет идеологию, которая не только анализирует накопленные знания, объясняет исследуемое явление, но и служит методом достижения новых познаний и формирования парадигм.

В общественной деятельности, включая и военную, идеология, построенная на достоверных теоретических и эмпирических знаниях, отражающих объективные закономерности поступательного развития явления, позволяет наращивать их о нем и делает деятельность человека, коллектива, общества, овладевших идеологией, целенаправленной, с ясно видимыми путями, способами и средствами достижения конечной цели. Однако идеологии, построенные на ошибочных эвристических знаниях и идеях, как в науке, так и в обществе неизбежно ведут к регрессу. Примером может служить военная идеология периода перестройки, исходящая из того, что Россия «не относится ни к одному государству как к своему противнику», но есть «существующие и потенциальные источники военной опасности извне», а также «внутренние источники, для противодействия которым могут быть использованы Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации», которая не только исказила основную функцию ВС, но и послужила идеологической основой, способствующей как появлению вредных последствий для развития военной науки, строительства Вооруженных Сил, так и резкому снижению обороноспособности страны.

Столь важная роль идеологии в развитии науки и общества требует взаимоувязанного подхода к их формированию и глубокого анализа условий его реализации. Так, необходимость создания новой военной идеологии определяется двумя основными факторами: переменами в геополитических условиях развития государства и достижениями науки и техники, ведущими к изменению возможного характера вооруженной борьбы как базового элемента вооруженного насилия.

Если первое зависит от внешнеполитической деятельности и возможностей государства создать благоприятные геополитические условия, то второе - от внутриполитического развития, обеспечивающего наличие необходимой военной мощи.

В системе идеологии (рис.1) базовыми являются: идеология основ развития государственного и политического строя; идеология развития внутриполитической деятельности, отражающая основы внутриполитического развития государства; идеология развития внешнеполитической деятельности. Развитие аспектов внутри- и внешнеполитической деятельности государства излагается в специализированных идеологиях.

В общей системе военная идеология является специализированной, в ней отражается базовая ее часть - развитие характера прогнозируемой вооруженной борьбы, ее подготовка и ведение, основы военного искусства, а также строительство и развертывание Вооруженных Сил. Базовая часть идеологии разрабатывается не только с учетом знаний о возможном характере вооруженной борьбы, но и на основе исходных данных базовой части идеологии развития государственного и общественного строя, ее внешне- и внутриполитической идеологии.

Так, внешнеполитическая идеология определяет характер будущих противоречий в мире и возможности применения при их разрешении вооруженного насилия, союзников, а также связи вооруженного насилия с невооруженным и с дипломатической деятельностью. Внутриполитическая - социально-экономический потенциал создания требуемой военной мощи, развитие и строительство Вооруженных Сил, поддержание боеготовности и удовлетворение их потребностей в сложившихся геополитических условиях.

О методологии развития и формирования военной науки

Рис. 1. Место и связи военной идеологии и военной науки в системе идеологии и общественных наук государства

Базовая часть военной идеологии, в свою очередь, оказывает влияние не только на содержание и формирование базовых частей идеологии развития общественного и государственного строя, но и на их специализированные идеологии. Она предъявляет к ним требования по развитию социально-экономической и военной мощи государства, вытекающие из возможного характера вооруженной борьбы и потребностей ВС в процессе их подготовки к выполнению возложенных задач в мирное время и в ходе войны.

На основе базовых и специализированных идеологий развития общественного и государственного строя разрабатываются базовые парадигмы военной и других общественных наук. Будучи результатом более глубокого познания исследуемого явления, парадигма включает систематизированные знания о нем, выраженные в виде понятий, категорий, терминов, частных законов, отражающих развитие его сущности и функционирования.

Сама же военная идеология (рис.2) представляет упорядоченную совокупность идей развития и функционирования такого сложного общественно-исторического явления, как вооруженное насилие, и помимо базовой ее части включает две взаимосвязанные подсистемы специализированных идеологий.

Первая подсистема раскрывает идеологии развития военного искусства различных уровней. Это - многоуровневая иерархическая система идеологий с присущими ей свойствами взаимосвязей. Ее наивысшим уровнем является идеология военного искусства подготовки и ведения вооруженной борьбы в целом, ее периодов, кампаний и этапов, а также связь с политическим искусством подготовки и ведения войны, применения вооруженного насилия в мирное время.

Следующий уровень - идеологии военного искусства подготовки и ведения военных действий в сферах вооруженной борьбы. Исходя из содержания высшего уровня идеологии, в них отражается специфика военных действий: на суше - общевойсковая идеология; в Мировом океане - военно-морская; в воздушном пространстве - военно-воздушная и в околоземном космосе - военно-космическая.

Третьим, четвертым и пятым уровнями являются идеологии военного искусства подготовки и ведения вооруженной борьбы (стратегических, оперативных и боевых действий).

Вторая подсистема идеологий раскрывает общие аспекты основ развития, строительства видов Вооруженных Сил, родов и специальных войск, их подготовки и развертывания в соответствующие группировки с учетом содержания идеологии развития возможного характера вооруженной борьбы и идеологий военного искусства всех уровней, отражающих требования к строительству ВС.

К специализированным идеологиям второй подсистемы относятся взаимосвязанные идеологии: развития системы вооружения, управления, оборудования ТВД, обучения и воспитания и др.

В целом сложная взаимосвязь базовых и специализированных идеологий развития всех аспектов явления, исследуемого военной наукой, подчеркивает единство ее содержания, а это - один из основных критериальных признаков любой науки. Следовательно, возрождение понятия «военно-морская наука» едва ли уместно.

Базовые и специализированные идеологии служат почвой для дальнейшего познания всех аспектов вооруженного насилия и формирования соответствующих парадигм, каждая из которых является основой разработки и формирования базовой или специализированной теории военной науки.

К базовым теориям военной науки, на наш взгляд, можно отнести теории: возможного характера вооруженного насилия и его основы - вооруженной борьбы; военного искусства; строительства Вооруженных Сил; общевойсковую; военно-морскую; военно-воздушную; военно-космическую. Они отражают главные составляющие элементы вооруженного насилия, исследуемые военной наукой, и являются исходными для формирования в каждом из них соответствующих частных теорий.

Примером служит формирование общевойсковой, военно-морской, военно-воздушной и военно-космической теорий (рис.3). Основой их являются: идеология развития характера вооруженного насилия; идеология развития военного искусства подготовки и ведения вооруженной борьбы; базовая и специализированные идеологии основ и аспектов развития строительства, подготовки и развертывания Вооруженных Сил. Они исходят из возможного характера военных действий эвентуальных противников в сферах вооруженной борьбы, этапов развития и развертывания их группировок войск. При этом к их базовым идеологиям относятся идеологии возможного характера военных действий в сферах, а также идеологии военного искусства их подготовки и ведения.

Специализированные идеологии, отражающие аспекты развития, строительства, подготовки и развертывания Вооруженных Сил, наряду с базовыми, относящимися к данной сфере, являются исходными для формирования специализированных идеологий развития, подготовки и ведения военных действий в данной сфере.

О методологии развития и формирования военной науки

О методологии развития и формирования военной науки

Базовые и специализированные идеологии - это основа при исследовании характера, подготовки и ведения военных действий в сферах. Полученные систематизированные знания дают возможность разрабатывать базовые и специализированные парадигмы, на которые, в свою очередь, опираются общевойсковая, военно-морская, военно-воздушная и военно-космическая базовые теории военной науки, включающие частные теории. К последним можно отнести, например, теорию характера военных действий в сфере, теорию военного искусства подготовки и ведения военных действий в сфере, теории управления действиями войск в сфере и др.

Система взаимосвязанных и взаимообусловленных базовых и частных теорий, отражающая знания о характере, подготовке и ведении возможной вооруженной борьбы - как крайнего средства войны и вооруженного насилия, применяемого в мирное время, - в целом составляет содержание военной науки.

Объективные знания, полученные военной наукой, значительно снижают степень необоснованного принятия решений и ошибки при реализации их в конкретных условиях подготовки и ведения вооруженной борьбы на всех уровнях.

Таким образом, вооруженное насилие и базовая его часть - вооруженная борьба, их характер, подготовка и ведение являются объектом исследования только военной науки, которая в своем развитии использует достижения общественных, естественных, математических наук, каждая из которых имеет свой объект исследования и оказывает влияние на развитие других наук.

Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1936. - С. 39.

Там же. - С.34.

Там же.

Разин Е.А. История военного искусства. - Т.1. - М.: Воениздат, 1955. - С. 115.

Зиновьев А.А. Логика науки. - М.: Мысль, 1971.

Военная мысль. Специальный выпуск. - 1993. - Ноябрь.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации