Новая военная доктрина Монголии и военные аспекты ее внешней политики

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2 (3-4) /1997, стр. 77-80

Новая военная доктрина Монголии и военные аспекты ее внешней политики

Полковник МНА Д.МЯГМАР,

доктор военных наук, академик АВН РФ

Доктор военных наук, профессор Академии военных наук РФ полковник МНА Довчингийн Мягмар занимается вопросами региональной и национальной безопасности, является одним из авторов проекта новой доктрины и закона об обороне Монголии.

В УСЛОВИЯХ радикальных изменений геополитической обстановки, прекращения противостояния двух глобальных систем и дезинтеграции СССР Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) постепенно становится местом пересечения политических, экономических, религиозных и цивилизационных тенденций, которые во многом могут определить состояние человечества в XXI веке.

Учитывая это, правительство Монголии уделяет серьезное внимание обеспечению национальной безопасности своего государства, усматривая в ней основу дальнейшего развития страны как независимого и полноправного члена мирового сообщества.

В 1994 году Великий Государственный Хурал (парламент) утвердил «Основы военной доктрины Монголии», определившие главные направления ее внешней и внутренней политики в области военной безопасности.

Новая военная доктрина Монголии, отражающая официальные взгляды государства на проблемы обороны, была разработана вместо старой, основное содержание которой заключалось в развитии тесного и всестороннего военного сотрудничества с бывшим Советским Союзом. В то время, когда существовала реальная угроза возникновения войны между Китаем и СССР, это было выгодно и Монголии и Советскому Союзу. Оснащение Монгольской народной армии (МНА) современными средствами вооруженной борьбы позволяло решать проблему обороны на достаточно высоком уровне. Размещение же советских войск на территории Монголии обеспечивало СССР не только оперативно-стратегическое преимущество, но и экономию значительных сил и средств. В противном случае ему пришлось бы развертывать крупные группировки своих войск вдоль границы с Монголией, причем в исключительно сложных и невыгодных в стратегическом отношении военно-географических условиях.

В новой военной доктрине определено, что, несмотря на прекращение «холодной войны», преобладание тенденций взаимопонимания, доверия и сотрудничества в межгосударственных отношениях, опасность войны и военных конфликтов все еще сохраняется, а эффективной системы коллективной безопасности в АТР до сих пор нет. Действительно, в АТР, и прежде всего в Центральной и Восточной Азии, продолжают действовать факторы, дестабилизирующие обстановку и создающие потенциальную угрозу мирному развитию межгосударственных отношений, а именно: увеличение дисбаланса в уровне развития вооруженных сил^яда государств; потенциальные очаги напряженности в некоторых районах, связанные с корейской, курильской, тайваньской, афганской, таджикской и другими проблемами; экономический рывок отдельных стран в сочетании с усиленной милитаризацией и не поддающимся контролю увеличением их населения; отсутствие в АТР отлаженного механизма регулирования спорных вопросов в межгосударственных отношениях.

На первый взгляд перечисленные факторы непосредственно не затрагивают безопасности Монголии и не создают прямой угрозы ее жизненно важным интересам. Однако в истории этой страны достаточно примеров, когда смена власти и изменение политического курса в сопредельных с нею государствах, ухудшение их взаимоотношении, а также усиление разногласии между ведущими державами мира при разделе сфер влияния в АТР отражались на судьбе монгольского народа, причем с весьма трагическими последствиями.

Согласно военной доктрине внешняя политика Монголии основывается на принципах: непризнания возможности использования или угрозы использования военной силы для разрешения спорных вопросов в межгосударственных отношениях; отказа от военной угрозы другим государствам; строгого нейтралитета и неучастия в мирное время в любом военном блоке или союзе; запрещения без принятия соответствующих законов размещения иностранных войск на своей территории или пропуска их через страну.

В доктрине нашло отражение твердое намерение Монголии обеспечить свою военную безопасность путем общего улучшения международной обстановки в АТР. Так, в ней предусматривается активное участие в консультациях по вопросам прекращения региональной гонки вооружений, определения потолка роста боевого потенциала вооруженных сил стран региона, запрета на создание новых военных баз за рубежом и последовательной их ликвидации. В связи с этим монгольская общественность считает немаловажным предостережение великих держав от продажи оружия странам АТР, так как их внешнее и внутреннее положение нестабильно, они могут создать мощный военный потенциал и использовать его при решении тех или иных спорных вопросов.

Политика, проводимая правительством страны в последние годы, позволяет утверждать, что Монголия твердо выступает за создание в АТР, прежде всего в Центральной и Восточной Азии, эффективной системы коллективной безопасности. Первым шагом на этом пути может быть создание международных функциональных органов, регулирующих военные отношения между государствами, а в последующем - постоянных консультативных организации по предотвращению или уменьшению военной опасности в регионе.

Новая военная доктрина Монголии содержит ряд положений, определяющих основные принципы военной стратегии страны. Так, ядерная война рассматривается как величайшее зло, грозящее уничтожением всего человечества. Поэтому Монголия объявила свою территорию зоной, свободной от ядерного оружия, законодательно закрепив это решение на уровне межгосударственных соглашений с участием прежде всего великих держав - обладателей ядерного оружия. Она намерена также активно участвовать во всеобщей борьбе за полное запрещение испытаний ядерного оружия, нераспространение и последовательное его уничтожение.

Что касается войн и вооруженных конфликтов с применением обычного оружия, то Монголия, последовательно выступая за исключение их из способов решения спорных вопросов в межгосударственных отношениях, признает (в определенных условиях) возможность их возникновения и участия в них в целях самообороны. При этом в доктрине указано, что Монголия оставляет за собой право объявить войну и призвать народ к справедливой борьбе во имя защиты родины, если какое-либо государство или его союзники вознамерятся осуществить или осуществят по отношению к ней враждебные действия с применением военной силы.

В связи с этим перечисляются условия, которые могут рассматриваться как вооруженная агрессия против Монголии: вооруженное вторжение иностранного государства; нанесение извне военных ударов* нанесение ударов по военным объектам и районам дислокации войск МНА; нарушение иностранными государствами законов страны, принятых в связи с размещением их войск на ее территории или пропуском их через нее; использование иностранным государством части территории Монголии, предоставленной ему в краткосрочную или долгосрочную аренду для вооруженной агрессии против другой страны; засылка на территорию страны специально подготовленных вооруженных групп для организации беспорядков и совершения бандитских, диверсионных и террористических актов.

Вооруженные силы страны формируются на основе этих, а также других положений военной доктрины и согласно Конституции.

Предназначение, принципы строительства, структура и организация вооруженных сил определяются законами Монголии.

В мирное время вооруженные силы Монголии состоят из войск общего назначения, противовоздушной обороны, строительных войск и войск гражданской обороны. Следует отметить, что пограничные и внутренние войска в состав вооруженных сил в мирное время не включаются.

Согласно доктрине Монголии вооружённые силы при решении задач, связанных с обороной страны, должны опираться на народ. В связи с этим предписывается создание и поддержание в боевой готовности мобилизационных резервов, состоящих из военнообязанных граждан. Кроме того, в соответствии с «Законом об обороне Монголии» государственные органы всех уровней, промышленные, хозяйственные и финансовые организации, а также весь монгольский народ обязываются активно участвовать в укреплении обороноспособности страны и развитии ее вооруженных сил.

В «Основах военной доктрины Монголии» принципы применения вооруженных сил изложены в общем виде, поскольку они детализированы в других официальных документах, в том числе в уставах и наставлениях МНА.

Учитывая ограниченные возможности государства по содержанию и поддержанию в боевой готовности вооруженных сил, достаточных для защиты всей территории страны, военная доктрина предусматривает применение их в ограниченных локальных военных конфликтах, например, при вооруженных провокациях на государственной границе или попытке агрессора захватить определенную часть территории страны, как это было в районе реки Халхин-Гол (1939 год).

В случае же угрозы возникновения крупной региональной войны, направленной непосредственно против Монголии или охватывающей большую часть ее территории, она оставляет за собой право обратиться за помощью к другим государствам и международному сообществу.

В новой военной доктрине Монголии красной нитью проходит мысль о том, что национальная безопасность и будущее во многом зависят от позиций двух ее великих соседей (России и Китая), а также характера их взаимоотношений.

В настоящее время Монголия представляет собой естественную «буферную зону» между крупными группировками вооруженных сил этих стран в АТР. Такое положение вынуждает Монголию твердо придерживаться политики добрососедства и невмешательства в их взаимоотношения.

Настойчивое желание Монголии не размещать иностранные войска на своей территории и оставаться вне любых военных блоков и союзов, выраженное в ее военной доктрине, можно рассматривать как целенаправленную политику, проводимую во имя укрепления мира и согласия, причем прежде всего с Россией и Китаем.

В связи с этим следует отметить, что вывод советских войск из Монголии оценивается неоднозначно. Некоторые военные теоретики считают, что это результат прямого давления Китая и безоговорочная уступка России. А ведь Монголия только в XX веке трижды подвергалась прямому военному вторжению иностранных войск и каждый раз вынуждена была обращаться за военной помощью к России.

Что касается последнего пребывания советских войск на территории Монголии, то значение его для сохранения независимости и территориальной целостности страны мало кому может показаться сомнительным. Ведь несмотря на то, что Монголии пришлось в некотором смысле поступиться своим суверенитетом, размещение советских войск дало ей возможность осуществить культурно-экономические преобразования в условиях мира и относительной стабильности внешнего положения.

Но современная международная обстановка, в частности положение в АТР, приобретает совершенно новые черты: мир в Азии утратил свою биполярную ориентацию, стратегическое равновесие в регионе нарушилось, иначе стали оцениваться меры по укреплению мира и стабильности, а также возможное развитие событий. В этих условиях вполне объяснимо стремление Монголии решить проблему обеспечения своей национальной безопасности на основе цивилизованных отношений не только с Россией и Китаем, но и с другими государствами региона, причем в рамках деятельности Организации Объединенных Наций.

Развивая данную мысль, можно предположить, что для закрепления внешнеполитических мирных инициатив Монголии наиболее целесообразным в настоящее время, видимо, окажется ограничение Китаем и Россией всякой военной деятельности в районах, прилегающих к ее государственной границе, и заключение соответствующих соглашений на уровне правительств трех стран.

В дальнейшем Монголия, расширяя рамки заявления о создании на своей территории безъядерной зоны, которое, кстати, было поддержано почти всеми государствами - обладателями ядерного оружия, может обратиться к мировому сообществу с предложением обсудить вопрос об объявлении примыкающих к ее государственной границе районов сопредельных государств безъядерной и демилитаризованной зоной. Такое решение проблемы способствовало бы укреплению стабильности не только в Монголии, но и в России, Китае.

Реальная военная безопасность Монголии может быть достигнута также в результате договоренности Китая и России не использовать ее территорию с враждебными намерениями по отношению друг к другу.

В настоящее время в отношениях между Монголией и Китаем наблюдается значительный сдвиг в сторону улучшения и нет каких-либо оснований для предъявления Китаем политических или территориальных претензий, так как все разногласия давно урегулированы на самом высоком уровне и законодательно закреплены в законах обеих стран.

Однако наличие в Китае серьезных внутренних социально-политических и национально-этнических противоречий, а также вероятность развития событий подобна тому, как это было в СССР, вызывает естественную озабоченность монгольской общественности.

Из сказанного можно сделать вывод, что Россия в результате согласования действий со своими соседями - членами СНГ и принятия активных мер в целом решила проблему обеспечения безопасности своей границы на западных и южных направлениях, а также на Дальнем Востоке.

Что касается российско-монгольской границы, то до недавнего времени Монголия, находясь в тесном военном сотрудничестве с бывшим СССР и развивая с его помощью свои вооруженные силы, в том числе пограничные войска, обеспечила в достаточной степени защищенность своей границы и одновременно безопасность СССР на этом направлении.

Нынешняя ситуация в регионе несколько изменилась, и военная доктрина Монголии предусматривает решение проблем обеспечения безопасности страны на основе строгого нейтралитета, причем в рамках международных структур коллективной безопасности с участием в них ведуших держав мира, а также России и других стран АТР.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что новая военная доктрина Монголии имеет сугубо миролюбивый и оборонительный характер. Принятие ее обусловлено тем, что когда в мире, в том числе в АТР, остаются в силе прежние способы силового решения спорных вопросов, любое государство, даже такое небольшое, как Монголия, желающая жить по своим законам, определить свое будущее без вмешательства извне, имеет право заботиться о своей вооруженной защите.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации