Некоторые проблемы национальных интересов России в Мировом океане

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2 (3-4) /1997, стр. 5-13

Некоторые проблемы национальных интересов России в Мировом океане

Контр-адмирал в отставке Ф.А. МАТВЕЙЧУК,

доктор военно-морских наук, профессор,

заслуженный деятель науки и техники РФ

В статье раскрываются и детерминируются понятия национальных, государственных и жизненно важных интересов. Предлагаются критерии оценки степени реализации национальных интересов. Концептуально излагаются их сущность, возможные угрозы им, роль морской мощи государства и пути достижения национальных интересов России в Мировом-океане.

ОДНОЙ из острейших проблем современности, требующей неотложного решения в интересах настоящего и будущего благополучия, процветания и безопасности нации, является защита и реализация национальных, государственных и жизненно важных интересов России в Мировом океане. Национальные, государственные и жизненно важные интересы - сложные политико-правовые категории, без детерминации которых нельзя обойтись изначально.

Необходимость уточнения содержания указанных понятий обусловлена тем, что они искажаются: в одних случаях - неосознанно, в других - целенаправленно. Во-первых, не делается разграничения (различия) понятий «национальный» и «государственный интерес», о чем свидетельствует искусственно спаренный термин «национально-государственные интересы». Во-вторых, предпринимаются попытки отождествления понятия «нация» для многонационального государства с понятием «национальность» (этнос). И наконец, полностью отрицается понятие «национальный интерес» по той причине, что в нем якобы присутствует «националистический дух», «национал-патриотическая идея» и т.п.

Основанием для определения содержания любого понятия является базовый элемент его конструкции, характер субъекта интересов. В основе понятия «национальные интересы» лежит конструктивный элемент «нация» (от латинского - народ) как историческая общность людей, сложившаяся в процессе формирования общности территории, экономических связей, особенностей культуры, консолидации целеустремлений. Понятие «нация» в многонациональном государстве неотождествимо с понятием «национальность». В языках германской группы слово «национальный» лишено чисто этнического значения и понимается как «народный, всенародный». В США нация - весь многонациональный народ, населяющий страну, что отражает термин «национальные интересы США». Отметим, что неприемлемо определяющим признаком нации считать общность языка. На практике это ведет к прибалтийскому варианту борьбы за «чистоту нации».

Основу понятия «государственные интересы» составляет конструктивный элемент «государство». Признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Таким образом, каждому понятию присущи вполне определенные признаки.

Национальные интересы - это свобода, процветание и безопасность нации, ее индивидов и сообщества в целом. Данная категория более общая, чем интересы государства, так как не связана с социально-политическим строем и легитимностью властных структур. Национальные интересы России в Мировом океане существовали и существуют вне зависимости от способности их реализации в конкретный исторический период, они статичны, изменяются мало и предоставляют потенциальные возможности для удовлетворения потребностей нации в настоящем и будущем.

Государственные интересы - это интересы политических и иных структур и органов управления обществом, выступающих в форме (от имени) государства с провозглашенными целями и принципами внешней политики и социально-экономическими устремлениями. В них отслеживается прежде всего динамика политической, экономической, военной и прочих конъюнктур. Поэтому они подвержены изменениям в соответствии с геополитической обстановкой и ориентированы на реализацию в текущее время.

Жизненно важные интересы, как следует из ключевого элемента понятия, - это совокупность тех национальных и государственных потребностей, удовлетворение которых крайне необходимо для существования (выживания) и прогрессивного развития личности, общества и государства на данном историческом отрезке времени.

Так как в сообществе высшим приоритетом является личность, ее свободы, благополучие и безопасность, то национальные интересы выступают в качестве критерия по соответствию им государственных, а оно (соответствие) проявляется через проводимую правительством внешнюю и внутреннюю политику, реализуется через акты государственного управления и правительственные решения. Общество наделяет этими функциями государство, поэтому, в принципе, не должно быть несоответствия интересов государственных и национальных. Однако, к сожалению, в какой-то части они не совпадают, о чем будет сказано ниже. Рассматривая национальные интересы, мы не касаемся содержания государственных, как не соответствующих теме статьи.

Развитие, процветание и безопасность нации достижимы в той мере, в какой государственные интересы совпадают с жизненно важными и национальными и реализуются на практике. Поэтому национальные интересы нашей страны в Мировом океане должны быть сформулированы в виде целей, имеющих характер постоянно действующих, достижение которых выгодно для нации, и закреплены в документах, обладающих высшей юридической силой и наименее подверженных политической конъюнктуре (Конституции и законах).

Критериями оценки степени достижения (реализации) интересов могут быть: выгода, упущенная выгода и ущерб национальным интересам. Примеров несоответствия государственных интересов национальным в истории России предостаточно. Один из них - договор от 30 марта 1867 года о продаже США Аляски и прилегающих к ней островных архипелагов. Объективно сопоставляя «выгоду» (7,62 млн долларов), которую получило правительство, выступившее от имени государства, с ущербом национальным интересам, можно сделать выводы о различиях в понятиях «государственные» и «национальные интересы». Деньги, полученные от сделки, ушли на обогащение членов царской фамилии, правительственных чиновников и подкуп прессы. Ущерб национальным интересам России выразился в том, что она лишилась на все последующие времена исключительного права на добычу морского зверя, китобойный промысел, рыболовство, судоходство, добычу полезных ископаемых, потеряла право единоличного контроля над Беринговым проливом, Беринговым и Чукотским морями. Упущенная выгода за истекшие 130 лет достигла десятков триллионов долларов. Выгода национальным интересам США несомненна: богатейшие лежбища котиков на островах Прибылова объявлены национальной резервацией, организована охрана пушных и рыбных ресурсов таможенными судами и кораблями ВМС, ведется промысел, добыча полезных ископаемых, созданы военные базы и в целом обеспечено доминирование военной силой в северо-восточной части Тихого океана. Экономическая выгода составила десятки триллионов долларов и продолжает расти.

Все увеличивающиеся потребности человеческого сообщества приводят к быстрому истощению ресурсов на континентах и естественной ориентации на освоение богатейших запасов Мирового океана - этого неисчерпаемого источника разнообразных пищевых ресурсов, промышленного сырья, энергии, который к тому же позволяет осуществлять экономически самые выгодные прямые сообщения между всеми прибрежными странами мира. В середине следующего столетия более половины нефти и газа будет добываться со дна океанов и морей. Разведанные запасы нефти и газа на акваториях Мирового океана составляют соответственно 530 млрд т и 280 трлн м . Выявлены обширные поля россыпей железомарганцевых конкреций, содержащие марганец, железо, никель, медь, кобальт, цинк, свинец, нерудные минералы и более 30 других химических элементов. Добыча рыбы и морепродуктов ведется интенсивно во все возрастающих объемах. В экономической деятельности важнейшим элементом считается морской транспорт - наиболее дешевый из всех существующих.

В использовании этих и других возможностей океана заинтересованы практически все страны. Мировой океан как водная акватория океанов и морей с воздушным пространством над ними и морским дном является достоянием всего человечества с равными правами на использование его благ, свободой мореплавания вне территориальных вод, свободой экономической деятельности за исключением экономических зон, едиными для всех нормами международного морского права.

Особенность геостратегического положения России в том, что ее территория сопредельна морям трех океанов, протяженность морского побережья (32 тыс. км) в два раза превышает сухопутную границу (16 тыс. км). Морем наша страна может иметь связь со 126 странами (на суше соседствует только с 18 государствами). Это результат исторического процесса образования и существования Российского государства, его экономического и культурного развития.

Национальным интересам России в Мировом океане соответствуют: отсутствие враждебных сил и намерений для военного вторжения со стороны моря, представляющего угрозу свободам и жизни людей, территориальной целостности страны и государственному суверенитету; безопасность судоходства, промысловой, производственной, научно-исследовательской и иной деятельности от преднамеренных враждебных действий; квотированная промысловая деятельность всех субъектов мирового сообщества с выполнением работ для естественных и искусственных восстановительных процессов в морской биосфере; беспрепятственный доступ к ресурсам, не находящимся под признанной мировым сообществом юрисдикцией других стран; производственное использование ресурсов, промысловая и иная деятельность в своих и свободных экономических зонах с выгодой для отечественной экономики; свобода судоходства; океанографические научные исследования и иная интеллектуальная деятельность, обеспечивающие экономически выгодное использование ресурсов Мирового океана в настоящем и будущем; использование зон морского побережья, благоприятных в климатическом отношении, для укрепления физического и духовного здоровья нации (ее индивидов).

Предметом особой заботы государства является защита национальных интересов для извлечения наиболее полной выгоды из них. Прежде чем говорить о защите, следует установить угрозы национальным интересам, которые необходимо предотвратить, чтобы избежать, в соответствии с принятыми нами критериями, ущерба и упущенной выгоды.

Основными видами угроз национальным интересам России в Мировом океане могут быть: военная; дискриминационная; международного правового вакуума. Мы не преуменьшаем важность и других видов угроз - экологической, информационной, технологической и т.п., но это тема отдельного разговора.

Военную угрозу представляют: наличие в мире значительного военно-морского потенциала и использование его для наращивания группировок ВМС в морских и океанских зонах, прилегающих к нашей территории, что создает опасность внезапного развязывания военных действий и применения оружия морского базирования по объектам РФ и дружественных ей стран; препятствование функционированию морских стратегических ядерных сил; периодическое развертывание и сосредоточение группировок ВМС в районах военных конфликтов, действия по морской блокаде, демонстрации и применению силы, таящие опасность вовлечения в конфликт других стран; военные конфликты, пиратство и терроризм в районах нашего судоходства, экономической, исследовательской и иной деятельности.

К дискриминационному виду угроз следует отнести: несанкционированное извлечение природных ресурсов из вод и со дна или попытки отчуждения акваторий, находящихся под юрисдикцией Российского государства; препятствование доступу к ресурсам вод и дна наших экономических зон, а также в районы, свободные от чьей-либо юрисдикции; несанкционированное проникновение в территориальные воды; попытки оказать воздействие военно-морским присутствием на реализацию национальных интересов России в Мировом океане; препятствование свободе судоходства в открытом море, противоправные действия в отношении экипажей, судов, пассажиров и их имущества; нарушения норм международного морского права и экологической безопасности, создающие угрозу жизни людей и безопасности плавания.

Угрозы национальным интересам России в Мировом океане, проистекающие от международного правового вакуума, не менее значимы, чем ранее рассмотренные. Однако представляется, что внимание им уделяется недостаточное, поскольку они весьма объемны и многогранны: существует свыше 330 проблем, связанных с разграничением морских пространств, из которых урегулировано только около 100. Так, в прибрежных к России морях действуют всего несколько фрагментарных по характеру соглашений о разграничении континентального шельфа и нет ни одного о разграничении исключительных экономических зон (кроме советско-американского), хотя большинство 200-мильных зон прибрежных государств перекрываются. Остаются неурегулированными претензии, связанные с островами и другими естественными образованиями суши.

Если уровень ущерба национальным интересам зависит от двух составляющих - угроз как внешнего фактора и реализуемых государством мер по их предотвращению как внутренней субстанции, то упущенная выгода - это в основном результат проводимой государством политики, не соответствующей национальным интересам.

Упущенная выгода национальным интересам России в Мировом океане является следствием: замедления или прекращения океанографических исследований, научно-технического прогресса в разработке и создании высокоэффективных средств извлечения природных ресурсов из вод и со дна; застоя в судостроении и военном кораблестроении; утраты прибрежных территорий с инфраструктурой, включающей порты, судостроительные заводы, пункты базирования флота, оздоровительные климатологические и туристические комплексы; отсутствия у государства Концепции национальных интересов в Мировом океане, защиты и реализации их.

Научно-технический прогресс инициирует расширение зон патримониального (наследственного) моря. Вначале это была 3-12-мильная прибрежная полоса территориальных вод. На рубеже XXI века установлена 200-мильная экономическая зона, в которой находится практически весь континентальный шельф, где уже возможно рентабельное извлечение живых и минеральных ресурсов. Успешно решается проблема создания средств для их промышленной добычи на значительных глубинах, что порождает стремление к разделу Мирового океана введением новых зон под юрисдикцией прибрежных государств и квотированием океанских акваторий отдельным государствам. Ожидается, что первая половина следующего столетия станет периодом «великого передела» Мирового океана. Не исключено, что при этом проявится синдром эпохи колониальных приобретений.

Для защиты и реализации национальных интересов России в Мировом океане в настоящее время, а тем более в будущем необходима морская мощь, основные составляющие которой представлены структурно-логической схемой (см.рисунок). В основе ее - транспортный, промысловый, научно-исследовательский флоты, их состояние и эффективное использование. Определенная роль принадлежит и Военно-Морскому Флоту. Морская мощь государства зависит также от научно-технического уровня промышленной базы по использованию ресурсов моря и судостроительной промышленности и немыслима без активной поисковой деятельности и океанографических исследований. Особо следует обратить внимание на необходимость разработки теории (научных основ) использования ресурсов Мирового океана и защиты с этой точки зрения национальных интересов России. Пока что такой единой научной теории нет. Все, что делается в этой области, разобщено по департаментам и ведомствам. Единый координирующий центр отсутствует. Заметим, что в США с 1966 года функционирует Национальный совет по морским ресурсам и развитию техники при президенте, возглавляемый вице-президентом. В Японии создан Межведомственный комитет по морской науке и технике, во Франции - Национальный центр океанографических исследований.

Такие составляющие отечественной морской мощи, как научно-технический прогресс, судостроение, транспортный, промысловый, научно-исследовательский флоты и Военно-Морской Флот, находятся в глубоком кризисном состоянии, и перспективы выхода из него неизвестны. В данном случае государственные интересы не совпадают с национальными.

По критериям оценки реализации национальных интересов были рассмотрены факторы, влияющие на ущерб и упущенную выгоду. Прямая выгода из реализации национальных интересов России в Мировом океане возможна, когда морская мощь поднимется на подобающую ей высоту, т.е. когда государственные интересы будут соответствовать национальным. Создание морской мощи должно стать национальной идеей. Для этого есть все основания, в том числе и историческое самосознание народа, предки которого начиная с III столетия совершали грандиозные морские походы в Черном, Мраморном, Эгейском и Средиземном морях, а с XII века занимались морскими промыслами и торговлей на Белом море, ходили на Новую Землю и в Карское море.

Пути достижения национальных интересов России в Мировом океане в широком плане могут быть представлены тремя составляющими: обеспечение политико-правовой национальной и международной стабильности; создание экономического процветания; надежная морская безопасность как составляющая национальной и всеобщей безопасности.

Некоторые проблемы национальных интересов России в Мировом океане

Политико-правовая стабильность достигается реализацией следующих частных задач: развитие взаимовыгодных отношений с другими странами; исключение ситуаций, усиливающих международную напряженность; содействие устранению источников международной напряженности и военных конфликтов, в том числе с использованием ВМС; поддержание Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота, в частности по качественным и количественным показателям, в состоянии, способном гарантировать безопасность и выживание нации.

Обеспечение экономического процветания нации может быть представлено как минимум двумя составляющими: прямая выгода от мореплавания и эксплуатации морских ресурсов; сведение к минимуму прямого ущерба и упущенной выгоды по экономической деятельности в океане.

Надежная морская безопасность характеризуется состоянием, при котором боевые возможности флота обеспечивают выживание нации в случае войны, а уровень риска морского происшествия или инцидента в мирное время не допускает нанесения глобального или значительного ущерба человеческой жизни, природной среде и государственному суверенитету.

Фактором, не способствующим снижению военного противостояния в акватории Мирового океана, в настоящее время является то, что военно-морские силы остаются единственным элементом вооруженных сил, незначительно охваченным процессом контроля над вооружениями. Уровень военного противостояния на море зависит от того, какие ВМС в этом участвуют. Согласно критериям ООН (40-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1985 год) ВМС классифицируются по группам: глобального действия (способные действовать в большинстве океанов на постоянной основе); дальнего действия (дислоцируемые в водах своего государства, но способные вести ограниченные боевые действия вдали от своих баз); прибрежного действия.

Возможные фазы межгосударственных отношений с учетом участия в них ВМС и цели действий ВМФ России представлены в таблице.

Цели действий ВМФ в зависимости от фаз межгосударственных отношений

Некоторые проблемы национальных интересов России в Мировом океане

России для защиты ее национальных интересов нужен флот, который соответствовал бы целям действий в каждой из возможных фаз межгосударственных отношений и отвечал ряду требований. Это должен быть флот: глобального действия; разнородный, состоящий из надводных и подводных сил, авиации, морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских частей, обладающий системой вооружений, а не набором элементов вооружений и военной техники, слабо стыкуемых между собой; способный формировать группировки с соотношением сил в нашу пользу не менее 6:1 для наступательных действий в фазах Б и В и не менее 2:1 для стратегических оборонительных действий в своих операционных зонах в фазах Г и Д; сбалансированный в качественном и количественном отношении не по произвольному уровню финансирования, а обеспечивающему достижение максимальной выгоды с точки зрения национальных интересов России в Мировом океане и сведение к минимуму ущерба или упущенной выгоды.

В высших эшелонах государственного управления весьма расхожими стали безапелляционные высказывания о дороговизне флота. В качестве возражения сошлемся на такой факт. Успешные действия флота в фазах Б и В могут исключить ущерб, превышающий стоимость создания и содержания сил, участвующих в решении задачи. Незащищенность Охотского моря от браконьерства нанесла за пять лет ущерб, превышающий расходы на строительство бригады кораблей.

Пусть не удивляет читателя соотношение сил 6:1. Оно может достигаться прежде всего на коалиционной основе или самостоятельно в зонах военных конфликтов. И это, на наш взгляд, реально. Опыт ВМС других стран и расчеты подтверждают высокую целесообразность его, так как потери (не более 5%) сил и, главное, людей будут минимальными, что соответствует интересам нации. «Дешевым» флотом ведут войну, надеясь достичь победы «любой ценой», т.е. не считаясь с жертвами. Это не отвечает интересам нации.

Военно-Морской Флот в настоящее время оказался в глубоком кризисе, выход из которого будет сложным, потому что утеряна перманентность его развития, предстоит по существу создавать флот заново. Фундаментальной основой решения вопроса о перспективном количественном и качественном его составе должны быть национальные интересы России в Мировом океане, цели и задачи ВМФ по их защите. На этой проблеме, по нашему мнению, следует сосредоточить усилия научных исследований. Национальные интересы России в Мировом океане, цели и задачи Военно-Морского Флота по их защите должны быть представлены Концепцией, объявленной законодательным актом, известной мировому сообществу, нашему народу и обязательной для органов государственного управления.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации