Некоторые вопросы отражения агрессии с морских направлений

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4 (7-8)/1997, стр. 7-11

Некоторые вопросы отражения агрессии с морских направлений

Полковник Л.В.БОЙКОВ,

кандидат военных наук, доцент

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ обстановка в мире, несмотря на некоторые позитивные сдвиги в отношениях между государствами, в целом характеризуется неустойчивостью, наличием острых, трудноразрешимых проблем. Пересмотр стратегической ситуации, возникшей после распада СССР и роспуска Организации Варшавского Договора, привел к разработке в ряде ведущих государств новых военных доктрин, и в частности концепций строительства и применения военно-морских сил. В них прослеживается определенная тенденция: операции и боевые действия, проводимые на море («флот против флота»), потеряли приоритет, а предпочтение отдается операциям и боевым действиям, осуществляемым со стороны моря («флот против берега»), которые, по мнению их авторов, должны обеспечить необходимые начальные условия для проведения совместных с сухопутными войсками и ВВС воздушно-наземно-морских операций.

В этой связи следует отметить одно немаловажное обстоятельство. В годы Великой Отечественной войны наши Вооруженные Силы провели десятки наступательных, контрнаступательных и оборонительных операций различного масштаба на многих ТВД. Бесценный боевой опыт, подкрепленный в дальнейшем практикой оперативной подготовки штабов и войск, нашел отражение и последующее развитие в теориях подготовки и ведения этих видов операций.

В то же время в минувшей войне и послевоенный период советским войскам и силам флота не пришлось готовить и проводить сколь-нибудь масштабных противодесантных операций, так как немецко-фашистское командование не предпринимало серьезных попыток к высадке ни оперативных, ни тем более стратегических десантов на морское побережье СССР. Именно поэтому в наших Вооруженных Силах опыт их подготовки и ведения практически отсутствует. Нет и всесторонне разработанной, самостоятельной теории противодесантной обороны морского побережья страны. При этом сама борьба с морскими десантами противника рассматривается, как правило, в рамках фронтовых и армейских (корпусных) наступательных, контрнаступательных и оборонительных операций на приморских направлениях, что как бы принижает значение самой проблемы.

Вместе с тем на других театрах Второй мировой войны воюющими сторонами было высажено свыше 700 морских десантов, в том числе 72 - оперативно-стратегических, а в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов уже в послевоенный период высаживались морские и воздушно-морские десанты различного масштаба свыше 90 раз. В этой связи вполне правомерно утверждение, что вооруженные силы других развитых государств имеют богатый опыт проведения подобных операций и уделяют этому вопросу в практике оперативной подготовки штабов, войск и сил огромное значение.

Следует подчеркнуть, что эволюция вооружения и военной техники ВМС, в первую очередь авианосных сил, развитых стран происходит в русле новых доктрин и концепций, упоминавшихся выше. Это обусловлено тем, что исход боевых действий со стороны моря против берега будет во многом определяться способностью завоевания господства в воздухе в прибрежных районах в интересах последующего проведения морских десантных операций. Как ожидается, авианосцы и легкие авианосцы-вертолетоносцы составят главную ударную силу ВМС при поражении важных объектов в глубине противодесантной обороны, оказывая содействие сухопутным войскам и ВВС в операциях на приморских направлениях.

Сейчас за рубежом создаются самолеты с более универсальными возможностями, способные выполнять широкий спектр задач. Приоритет отдается палубным истребителям-штурмовикам, которые смогут и осуществлять противовоздушную оборону морских десантов, и наносить удары по объектам противодесантной обороны. Предполагается, что перспективные истребители-штурмовики будут базироваться не только на палубах авианосцев, но и на слабо подготовленных аэродромах с частично разрушенной ВПП.

Идет совершенствование палубных вертолетов: увеличивается радиус их действия и скорость полета в целях обеспечения эффективного решения широкого круга задач независимо от времени суток и сложности метеоусловий. Можно предположить, что значение палубных вертолетов в решении задач морских десантных операций в будущем будет возрастать, что предопределяется их способностью взлетать с любых типов кораблей и высаживать десант на необорудованные участки побережья.

Особое внимание в настоящее время уделяется оснащению ракетно-артиллерийских кораблей средствами огневой поддержки морской пехоты и частей сухопутных войск. В этой связи планируется принятие на вооружение ракеты NATACMS (морской вариант известной ракеты ATACMS), имеющей дальность стрельбы около 130 км, причем в случае модернизации она может быть увеличена вдвое.

Основным направлением развития авиации морской пехоты является качественное совершенствование самолетного и вертолетного парка. Так, транспортный самолет вертикального взлета и посадки MV-22 «Оспри» способен со скоростью 460 км/ч доставить свыше 20 морских пехотинцев на расстояние, превышающее 350 км, что позволяет высаживать десант с расстояния 250-280 км от побережья на глубину до 90 км. Транспортно-десантные вертолеты СН-53Е «Супер Стельен» имеют максимальную нагрузку до 16 т и могут транспортировать кроме личного состава практически все образцы вооружения дивизии морской пехоты.

Идет дальнейшее развитие десантно-транспортных и десантно-высадочных средств. Например, командованием ВМС США планируется построить такое количество десантных кораблей, которое могло бы перебросить одновременно 2,5 эбрмп (около 34 тыс. человек). Они будут оснащены вертолетами большей грузоподъемности, а также десантными катерами на воздушной подушке типа LCAC, по провозоспособности в 1,5 раза превосходящими катера типа LCU и в 4-7 раз катера типа LCM-8, LCM-6. Большое внимание уделяется также сокращению сроков проведения разгрузочно-погрузочных операций.

Следует отметить, что современные взгляды командования военно-морских сил ведущих государств мира на ведение военных действий и оснащение флотов и морской пехоты оружием и военной техникой нового поколения ведут к усложнению решения задачи борьбы с морскими и воздушными десантами. И вот почему.

Анализ показывает, что наиболее значительные изменения произойдут на главном этапе морской десантной операции - при высадке десантов. Основное его содержание в начале следующего тысячелетия составит так называемое загоризонтное десантирование штурмовых эшелонов морской пехоты с помощью катеров на воздушной подушке типа LCAC, тяжелых транспортно-десантных вертолетов «Супер Стельен» и самолетов вертикального взлета и посадки «Оспри».

Считается, что использование десантно-высадочных средств нового поколения позволит расширить десантодоступность побережий морей и океанов с 20 до 70%, в пять раз сократит Время преодоления участков, подверженных огневому воздействию средств противодесантной обороны. Кроме того, уменьшится вероятность подрыва на минах. Следовательно, внезапность и скорость высадки на различных участках как по фронту, так и в глубину противодесантной обороны существенно повысятся. Внутренние и внешние районы стоянки и маневрирования десантных кораблей и транспортов смогут располагаться на значительном удалении от обороняемого побережья и станут недосягаемы для огня большинства средств противодесантной обороны. Все это серьезно осложняет решение задачи огневого поражения противника на этапе отражения высадки десантов.

Особенно опасен такой вариант действий для противодесантной обороны морских побережий, незначительно удаленных от территории вероятных противников. Это позволяет им обеспечить погрузку сил десанта непосредственно на десантно-высадочные средства и осуществить их высадку в короткие сроки способом «загоризонтного» десантирования. В этом случае практически на порядок сократится время ответной реакции сил и средств противодесантной обороны на действия противника.

Возможный вариант высадки десанта с использованием новых десантно-высадочных средств может быть следующим. В темное время суток самолетами MV-22A «Оспри» штурмовые подразделения десанта выбрасываются в тыл противника для захвата и удержания узлов коммуникаций, важных объектов и участков местности, влияющих на устойчивость противодесантной обороны. Затем высаживается вертолетный десант в целях захвата пунктов высадки морского десанта, от которых специальные подразделения будут проделывать проходы в противодесантной обороне противника до зоны прибоя включительно, а противоминные силы - протраливать подходы к зоне прибоя от районов сосредоточения десантно-высадочных средств.

С завершением этой фазы операции передовой отряд десанта на катерах на воздушной подушке высаживается в районе высадки морского десанта и, используя танки и боевые машины, вместе с вертолетным десантом быстро создает и наращивает группировку, совершает маневр силами и средствами, организовывает наступление с нескольких направлений в целях захвата плацдарма, необходимого для обеспечения последующей высадки войск.

В ходе войны в зоне Персидского залива (1991 год) 4 эбрмп ВМС США провела тринадцать учений по «загоризонтной» высадке морского десанта, в ходе которых формирование волн вертолетного десанта и катеров на воздушной подушке LCAC осуществлялось на расстоянии соответственно 133 и 46 км от берега.

Использование десантно-высадочных средств нового поколения изменит само понятие «десантодоступность морского побережья». Десанты можно будет высаживать практически на любом участке, что создаст для обороняющихся дополнительные проблемы.

Одна из них заключается в том, что береговые ракетно-артиллерийские войска достаточно ограничены по своему составу и маневренности и заранее ориентированы на прикрытие тех участков морского побережья, которые традиционно считались десантоопасными. Кроме того, многочисленные потенциальные участки высадки противника потребуют привлечения в состав группировок противодесантной обороны значительно большего количества войск и сил флота. Наряду с этим потребуются высокомобильные резервы для парирования угрозы со всех, в том числе заранее не предусмотренных, направлений.

Принятие же на вооружение флотов ракеты NATACMS позволит наступающим вывести часть кораблей, осуществляющих корабельную подготовку участков высадки морского десанта, из-под огня основной массы средств противодесантной обороны, что еще более затруднит огневое отражение высадки десантов.

Анализ показывает, что новые средства вооруженной борьбы изменят и сам характер боевых действий по нанесению ударов по объектам противодесантной обороны. Целями для нанесения ударов могут быть: органы управления, ВМБ и пункты базирования кораблей, аэродромы, средства ПВО, районы сосредоточения войск, склады оружия и ТСМ, транспортные узлы, мосты и другие объекты.

Нанесение ударов по объектам противодесантной обороны предусматривается осуществлять комплексно-палубной авиацией, авиацией морской пехоты и крылатыми ракетами. По опыту войны в зоне Персидского залива 36% самолето-вылетов, произведенных авиацией ВМС США (всего было совершено 29 тыс.), были направлены на нанесение ударов по береговым объектам.

Эта война показала также возросшую роль крылатых ракет «Томахок» в поражении объектов в глубине обороны противника в интересах успешного действия наземных сил. С началом боевых действий корабли - носители КР «Томахок» приняли непосредственное участие в проведении наступательной операции. Первые удары крылатыми ракетами наносились в ночное время в неблагоприятных погодных условиях. Пуски производились по единому, согласованному с действиями авиации плану для поражения, в частности, здания министерства обороны Ирака, президентского дворца, объектов системы ПВО, авиационных и ракетных баз, стартовых позиций ОТР, командных центров и пунктов управления, складов боеприпасов. Результаты первого удара КРМЬ позволили существенно ослабить иракскую систему ПВО, обеспечить успех последующих авиационных ударов и снизить потери самолетов в несколько раз.

Всего в ходе боевых действий было произведено 297 пусков; для гарантированного уничтожения на каждую цель наводились одна-две ракеты. Следует отметить, что ракеты «Томахок» внесли значительный вклад в завоевание многонациональными силами господства в воздухе на самой ранней стадии операции.

На основании изложенного можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, в современных условиях возможность достижения наступающими с моря оперативной и тактической внезапности значительно повышается.

Оперативной внезапности способствует сокращение сроков подготовки операций. Это предопределяется наличием в составе флотов большого количества новых специально предназначенных для перевозки и высадки десантов, в том числе на необорудованное побережье, десантно-транспортных средств, что освобождает от необходимости переоборудования гражданских судов, как это было, например, в англо-аргентинском конфликте из-за Мальвинских островов и в других случаях.

Тактическая внезапность может достигаться более скоростной высадкой десантов и за счет появления широкого выбора участков высадки по фронту и в глубине противодесантной обороны.

Кроме того, если в годы Второй мировой войны и в последующих военных конфликтах в огневой подготовке районов высадки десантов принимали участие авиация и боевые корабли с традиционными средствами поражения небольшого радиуса действия и для этого они должны были приблизиться к побережью, что во многом осложняло достижение внезапности, то за последние годы ситуация сильно изменилась. Значительная досягаемость крылатых ракет морского (при стрельбе по наземным объектам с обычной головной частью - 1300 км, по надводным целям - 550 км) и воздушного (до 1500 км) базирования существенно повышает возможности наступающих по поражению объектов противодесантной обороны. При этом они находятся на значительном расстоянии от них и остаются определенное время необнаруженными.

Во-вторых, современная морская десантная операция становится более скоротечной. Если раньше для большинства десантных операций была характерна длительная огневая подготовка участков высадки (до трех суток) вследствие отсутствия высокоэффективных средств поражения, то теперь задачи надежного огневого поражения объектов противодесантной обороны могут быть решены в более короткие сроки.

В-третьих, морская десантная операция станет более динамичной, так как темпы высадки существенно возрастут, а сами десанты станут менее уязвимы от огня противника. Причем если в годы Второй мировой войны и в последующих военных конфликтах относительно высокие темпы высадки достигались в основном благодаря численному превосходству наступающих, то в будущем это будет происходить за счет качественно иных десантно-высадочных средств.

В-четвертых, морская десантная операция в наше время в большей степени станет воздушно-морской, вследствие более широкого применения воздушных десантов. Например, в годы Второй мировой войны в интересах непосредственно морских десантов высаживались крупные воздушные десанты только в сицилийской (1943 год), нормандской (1944 год) и южно-французской (1944 год) морских десантных операциях. В современных условиях появилась возможность их высадки не только с самолетов, но и с вертолетов.

Таким образом, новые средства вооруженной борьбы во многом меняют облик морской десантной операции, позволяют использовать новые, более эффективные способы и приемы применения сил и средств в ходе высадки десантов и захвата морского побережья. Это вызывает настоятельную необходимость поиска ответных мер, позволяющих рассчитывать на гарантированное отражение агрессии с морских направлений.

Отметим также, что в настоящее время задача правильного выбора обороняющимися момента нанесения главного удара по морским десантам противника осложняется. В годы минувшей войны и в начале послевоенного периода считалось, что основные усилия для разгрома десантов обороняющимся лучше всего сосредоточивать в районе высадки. Правильность этого решения подтверждалась прежде всего тем, что, вследствие незначительной досягаемости береговой артиллерии флота и артиллерии сухопутных войск к борьбе с десантом в пунктах погрузки и на переходе морем, обороняющиеся могли привлечь главным образом только авиацию. Однако она, как правило, несла большие потери от средств ПВО, прикрывающих порты погрузки.

В то же время из-за отсутствия необходимого количества десантно-высадочных средств сам процесс высадки был достаточно длительным. Это позволяло кораблям и авиации обороняющихся наносить многократные удары по противнику вблизи своих баз, а артиллерии вести огонь по высадочным средствам и транспортам с войсками. Кроме того, обороняющиеся могли использовать и значительное количество огневых средств сухопутных войск.

Маловероятно, что столь благоприятные условия сложатся и в будущем. По расчетам военных специалистов, использование десантно-высадочных средств нового поколения в два-три раза сократит время десантирования штурмовых эшелонов, а значит, и продолжительность огневого воздействия по ним средств противодесантной обороны. Увеличение в два-три раза десантодоступности морского побережья вынудит обороняющихся распылять свои силы и средства.

Помимо этого, принятие на вооружение флота ракеты NATACMS позволит вывести корабли огневой поддержки из-под ударов ракетных и артиллерийских систем противодесантной обороны и организовать надежное подавление основных ее объектов еще на начальном этапе операции.

Таким образом, рассчитывать на надежное огневое поражение десантов в ходе их высадки, очевидно, нельзя. Поэтому нанесение главного удара по ним должно планироваться на этапе их перехода морем. Однако для этого необходимо завоевать тактическое (т.е. в районе удара) господство в воздухе посредством массированного воздействия по авианосцам и передовым аэродромам противника, что не всегда реально из-за соотношения сил и средств.

Кроме того, прогнозирование возможных вариантов развязывания войны против России показывает, что морские десанты еще до начала боевых действий могут быть (под видом учений, например) сосредоточены у наших территориальных вод. Следовательно, нанесение огневого поражения неприятелю в местах погрузки, районах формирования десантных отрядов и на переходе их морем практически исключается. В таких случаях борьба с десантами противника вынужденно будет перенесена на третий этап противодесантной операции. Тем не менее основное поражение ему придется наносить силами сухопутных войск на этапе отражения высадки и при бое на берегу.

В заключение отметим, что изменение во взглядах на ведение морских десантных операций, а также принятие на вооружение флотов оружия и военной техники нового поколения обусловливают иной подход к проблеме отражения агрессии с морских направлений. Ее решение будет заключаться в разработке и оснащении войск и сил флота современным вооружением и в совершенствовании построения противодесантной обороны. При этом необходимо искать новые формы и способы применения войск и сил флота для борьбы с десантами противника.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации