Методология поиска путей реформирования системы территориального размещения военной силы в процессе строительства ВС РФ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4 (7-8)/1997, стр. 12-17

Методология поиска путей реформирования системы территориального размещения военной силы в процессе строительства ВС РФ

Генерал-майор А.Н.ЗАХАРОВ,

кандидат военных наук, профессор

РАЦИОНАЛЬНОЕ размещение военной силы на территории страны в мирное время всегда составляло одну из главных государственных задач в области военного строительства. Оно представляет собой рассредоточение, расквартирование соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в составе группировок в пределах определенных пространственных рамок в соответствии с их оперативным предназначением в военное время и задачами, решаемыми в мирное время.

Система территориального размещения военной силы должна существовать и развиваться в соответствии с присущими только ей закономерностями и принципами и зависеть от геополитического и геостратегического положения государства, его экономического могущества, финансового уровня, демографической ситуации, собственно военного и иных факторов. Военный фактор охватывает состояние и изменения в количестве, качестве, организационной структуре, расквартировании и другие характеристики всех составляющих военной силы государства, а также прогнозируемый уровень военных опасностей и угроз, возможные способы их нарастания, содержание, характер, средства вооруженной борьбы и взгляды противника на ее ведение.

Пространственные, количественно-качественные и прочие параметры и свойства рассматриваемой системы достаточно устойчивы. Однако наступает момент, когда вся система территориального размещения военной силы переходит в нестабильное состояние. Это означает, что один или несколько факторов меняются настолько, что она уже не способна без каких-либо количественных, качественных, структурных и других изменений компенсировать с должным уровнем эффективности возмущающие воздействия внешних факторов. Например, кардинальным образом меняется геополитическое положение государства, в результате территориальное размещение военной силы перестает гарантировать военную безопасность в одном или даже нескольких регионах.

Как же найти требуемые изменения или, по-другому, пути реформирования этой системы?

В общем виде методология поиска путей реформирования разработана в результате исследования условий существования и развития формального образца рассматриваемой системы и принципиально представлена на рисунке.

Методология поиска путей реформирования системы территориального размещения военной силы в процессе строительства ВС РФ

В основе методологии лежит общеизвестное положение, которое заключается в том, что, согласно теории систем, изменение какого-либо одного или группы указанных на рисунке факторов дальше определенного предела (количественные и качественные значения этих пределов еще требуют строгого обоснования) однозначно требует изменения какого-либо параметра или свойства системы, т.е. ее реформирования.

Возможные необходимые изменения могут быть выработаны в результате изучения взаимосвязей факторов и элементов системы. Безусловно, не каждое из них окажется истинным. Истинными являются те, которые в состоянии реализовываться или соответствовать требованиям теории устройства и развития территориального размещения военной силы в мирное время. Значит, они должны рассматриваться в рамках «чистой теории». Такими критериями, выражающими требования «чистой теории», выступают принципы устройства и развития системы территориального размещения военной силы государства. Сегодня на основе закономерностей и анализа исторического опыта существования военной силы в мирное время сформулировано девять принципов: целесообразности и эффективности, объективности, единоначалия, системности, всесторонности, конкретности, реализма, развития, постепенности. Коротко остановимся на каждом из них.

Принцип целесообразности и эффективности предпринимаемых мер (изменений) указывает на то, что они должны осуществляться в интересах повышения эффективности решения вопросов обеспечения военной безопасности как в каждом регионе, так и в рамках всего государства.

Принцип объективности заставляет оценивать изменения с точки зрения некоторых критериев, по которым следует выделять форму размещения военной силы и потребное количество территориальных формирований в пределах государства. К ним можно отнести: уровни опасностей, угроз и варианты их возможного нарастания, содержание, характер и способы вооруженной борьбы и взгляды противника на ее ведение, степень экономической целостности региона и его значимость для страны, степень автономности и развитости инфраструктуры региона, существующую количественную и качественную структуру военной силы и ее дислокацию в регионе, а также систему боевого управления ею, количество, состояние мобресурсов и развитость системы их подготовки, оперативную емкость региона (ТВД) и др. В целом же очевидна потребность в обобщенном критерии.

Принцип единоначалия предполагает, что всякие изменения в территориальном размещении военной силы в любых условиях развития государства должны обеспечивать соблюдение единоначалия в руководстве военной силой со стороны представителя вооруженных сил в том или ином регионе и во всем государстве в целом.

Принцип системности предписывает все возможные изменения рассматривать в ракурсе восприятия вооруженных сил (основы военной силы государства), их территориального размещения и варианта управления ими как единой системы, реформирование любого элемента которой вынуждает предпринимать соответствующие меры для перестройки других.

Принцип всесторонности детализирует принцип системности в отношении иных, кроме вооруженных сил, составляющих военной силы. Он предписывает оценивать изменения, приводящие к реформированию вооруженных сил государства в интересах их целесообразного размещения, как изменения, которые обязательно должны повлечь за собой определенные реформы во всех других составляющих военной силы, вплоть до верховного главнокомандования.

Принцип конкретности дифференцирует требования принципа объективности в зависимости от региональных условий. Он рекомендует прорабатывать изменения всей системы с учетом их наибольшего соответствия требованиям местных условий, и в первую очередь опасностям и угрозам, возможным способам нарастания последних, характеру вооруженной борьбы и взглядам противника на ее ведение в пределах данного региона в мирное время, при переводе на военное время и в начале войны.

Принцип реализма требует рассматривать все изменения, соответствующие принципу целесообразности и эффективности, только в рамках оптимальности затрат с опорой на существующее состояние экономики, финансов страны, а также других показателей ее оборонного потенциала.

Принцип развития предупреждает, что всякое изменение следует оценивать с точки зрения сохранения новой системой потенциала развития, оперативно реагируя как на смену военных опасностей, так и на переход их в военные угрозы или даже в открытое вооруженное противоборство с агрессором. Другими словами, любое изменение системы должно удовлетворять достаточно широкому диапазону прогнозируемых будущих изменений одного или нескольких факторов без немедленной новой перестройки системы.

Принцип постепенности означает, что наряду с теоретической оценкой рассматриваемого изменения необходимо решать вопрос о такой последовательности его практической реализации, которая безболезненно отразится на функционировании систем обеспечения военной безопасности в данном регионе и в стране на период реформ.

Большое число параметров и свойств, характеризующих каждое состояние системы, сложность ее внутренних и внешних связей, многочисленные принципиальные требования, которым должна соответствовать новая система, закономерно предопределяют несколько вариантов возможных изменений состояния системы, которые вырабатываются как реакция на изменения одного или нескольких факторов. В принципе изменение даже одного фактора может быть компенсировано каждым из нескольких вариантов, так сказать, новой системы. Поэтому первые этапы методологии включают определение изменений факторов, отражающихся на состоянии и развитии системы территориального размещения военной силы, анализ их влияния на существующую систему и формирование возможных вариантов новой. Для выбора оптимального на данный момент или при данной целевой установке варианта следует применить «систему параметров выбора». Так можно назвать систему приоритетно сформированных параметров выбора желаемого варианта, характеризующих официально принятые взгляды на обеспечение военной безопасности конкретного государства на избранном отрезке исторического развития, - «теорию момента», базирующуюся на «чистой теории» устройства и развития системы территориального размещения военной силы. По ним квалифицируется каждый вариант. Другими словами, возможные варианты на следующем этапе поиска оцениваются по отношению к «теории момента». Подчеркнем, что оценка эффективности варианта должна быть как логической, так и математической.

По отношению к вариантам территориального размещения военной силы Российской Федерации на ближайшую перспективу возможными составляющими системы параметров выбора могут быть предложены следующие: степень реализации в варианте принципа единоначалия относительно представителя Вооруженных Сил над всеми другими войсками в каждом регионе под руководством Верховного Главнокомандующего; уровень административного органа, занимающегося юридическими аспектами вопросов реализации предлагаемого варианта реформирования существующей системы; степень требуемого изменения законодательной базы имеющихся организационно-штатных структур и систем подчиненности в рамках региона, государства, Вооруженных Сил и всех войск страны; степень сохранения или изменения систем боевого управления войсками, систем связи, управленческих кадров оперативного состава для формирования структур военного времени, военной и гражданской инфраструктур, перевода войск с мирного на военное время, связи с местной администрацией по вопросам повседневной деятельности войск; уровень изменения нагрузки на основной оперативный состав органов управления Вооруженных Сил и других войск РФ в мирное и при переводе на военное время; уровень эффективности нового состояния систем оперативной, мобилизационной и боевой подготовки, оперативного планирования и особенно системы обеспечения военной безопасности государства; требуемый расход материальных средств, ресурсов и финансов на реализацию планируемых перемен; степень изменения и перераспределения численности управленческих структур видов Вооруженных Сил, в том числе родов войск центрального и видового подчинения; уровень коллегиальности органов управления новой системы всех масштабов, вплоть до оперативно-тактического; влияние изменений на состояние и качество систем территориальной и гражданской обороны региона, а также возможности оперативного оборудования его территории и страны в целом.

Параметры выбора названы без учета их значимости. Установление приоритетов производится при анализе конкретной ситуации в каждом государстве и даже регионе.

В результате такой квалификации, на наш взгляд, можно теоретически выбрать оптимальный вариант тех изменений, которые необходимо произвести в существующей системе территориального размещения военной силы, или, другими словами, облик новой системы.

На заключительном этапе поиска разрабатываются практические пути реализации теоретически обоснованных изменений.

Перечислим основные этапы методологии поиска:

первый - выявление изменений всех основных факторов и определение их требований к параметрам и свойствам системы территориального размещения военной силы;

второй - вскрытие несоответствий существующей системы новым требованиям и формулирование всех возможных необходимых компенсирующих изменений;

третий - выбор изменений по отношению к «чистой теории», т.е. сопоставление возможных изменений с требованиями принципов устройства и развития системы, и выбор изменений, соответствующих этим принципам;

четвертый - комплектация из выбранных изменений возможных вариантов новой системы;

пятый - построение приоритетного ряда параметров выбора, т.е. создание «системы параметров выбора»;

шестой - определение вариантов новой системы по отношению к «теории момента», иными словами, рассмотрение всех возможных новых вариантов относительно требований системы параметров выбора;

седьмой - принятие к производству избранного теоретически обоснованного варианта новой системы, т.е. фиксация различий (изменений) новой системы по отношению к существующей;

восьмой - выбор новой системы относительно «практики», иначе говоря, разработка практических путей реформирования имеющейся системы размещения военной силы государства.

Коротко остановимся на примерах практической реализации методологии. Так, с ее помощью проанализированы некоторые стороны соответствия существующей системы территориального размещения военной силы Российской Федерации требованиям основных изменившихся и интересующих нас с профессиональной точки зрения факторов - геополитического, геостратегического и собственно военного. Даже приблизительный анализ позволил выявить ряд тревожных моментов.

Возьмем, к примеру, соответствие системы требованиям геополитического фактора, определяющего вектор военных опасностей и угроз. Геополитическое положение России по сравнению с Советским Союзом не изменилось - по направлению сохранилась опасность со стороны НАТО. Но «нарезка» военных округов - направление противодействия военным опасностям и угрозам, а также пространственные параметры системы размещения военной силы изменились коренным образом. Вектор противодействия распределился. Это произошло потому, что для России внутренние округа бывшего Советского Союза стали пограничными округами на западе, которые в рамках территориального размещения не смогут выполнять своих задач. Вместе с тем на западных рубежах в соответствии с сохранившейся направленностью угроз России (если не учитывать Белоруссию) необходимо иметь четыре территориальных оперативно-стратегических объединения - два фланговых и два центральных.

Геостратегическая ситуация вследствие расширения НАТО на восток, очевидно, изменится - возрастет сила угроз со стороны НАТО. Однако сила наших группировок войск в округах на западе России, т.е. сила противодействия, продолжает поддерживаться государством на уровне, отвечающем требованиям соглашений, подписанных еще Советским Союзом.

Больше всего тревожит степень соответствия территориального размещения военной силы требованиям собственно военного фактора. Он определяет качество вектора военных опасностей и угроз и качество вектора противодействия им. В настоящее время основные экономически развитые страны, в том числе и Россия, стоят на пороге постиндустриальной эры - эры информации. Наличие только высокоточного оружия в этот период, не говоря уже о других его нетрадиционных видах, кардинально изменит характер и содержание вооруженной борьбы, способы и продолжительность достижения стратегических целей и решение оперативных задач, особенно в начале войны. Для описания вооруженной борьбы эры информации требуются новые теории, включающие в том числе обоснование качественно новых формирований Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации и их территориального размещения. Одной из них может стать «теория полимерных конфликтов». Наступившая эра информации позволяет, по нашему мнению, исключить проведение в начале конфликта глубокой операции в ее классическом понимании, т.е. делает недостаточно подготовленными существующие на западе России группировки Вооруженных Сил, созданные для проведения именно таких операций.

Общая ситуация с территориальным размещением военной силы России усугубляется тем, что ряд ее потенциальных противников долгое время еще останется в индустриальной эре. Поэтому на некоторых стратегических направлениях и в определенных регионах вооруженная борьба по-прежнему будет представлять собой противоборство массовых армий, действующих по основам теории глубокой операции и дислоцированных соответствующим образом в мирное время. Следовательно, группировки войск военной силы России должны качественно различаться в зависимости от региона их размещения. Однако никаких попыток в этом отношении не предпринимается. Но самое главное в том, что ничего не делается в плане обеспечения требуемого уровня боеготовности группировок в мирное время и определения способов его поддержания и наращивания в угрожаемый период, которые отвечали бы возможным способам нарастания военных опасностей и угроз на западе России, а также новому, информационно-вооруженному характеру противоборства в ближайшей перспективе, особенно в начале военного конфликта.

Термином «военная сила» обозначаются все воинские формирования государства, которые способны участвовать в вооруженной борьбе, применяя вооружение и военную технику. - Авт.

Военная мысль. - 1995. - №5. - С. 37-43.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации