Компьютерные военные игры в оперативной подготовке органов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 05/1997, стр. 21-24

Компьютерные военные игры в оперативной подготовке органов

управления Военно-космических сил

Генерал-майор В.Л.МЕНЬШИКОВ,

доктор технических наук, профессор

Подполковник И.В.ТАРАСОВ,

кандидат технических наук

ШИРОКОЕ внедрение компьютерной техники во все сферы жизни и деятельности нашего общества не обошло стороной и Вооруженные

Силы. Увеличение количества персональных компьютеров в НИУ, НИИ, штабах, повышение их возможностей по скорости и объему проводимых вычислений позволяют говорить о новой ступени их использования в военной деятельности, в том числе при проведении мероприятий оперативной подготовки органов управления различного уровня.

Компьютерные мероприятия оперативной подготовки представляют собой новую форму обучения органов управления руководству войсками (силами), где имитация действий войск (сил) сторон, а также оценка работы обучаемых в ходе подготовки и ведения операций (боевых действий) осуществляются на основе системы моделирования боевых и информационных процессов и реализованного в ее составе соответствующего специального математического и программного обеспечения. Актуальность развития компьютерных форм оперативной подготовки обусловлена, во-первых, повышением требований к уровню подготовленности руководящего состава и должностных лиц органов управления и, во-вторых, сокращением интенсивности традиционных мероприятий в условиях ограничения оборонных расходов, когда практически невозможно проведение полномасштабных войсковых учений.

В связи с этим одной из основных форм оперативной подготовки могут стать компьютерные военные игры (КВИ). При их подготовке и проведении ЭВМ используются в целях разработки и обоснования замысла игры, осуществления расчетов для поддержки принятия решений обучаемыми. При этом одним из основных аспектов использования ЭВМ в КВИ является имитация действий войск и розыгрыш операций (сражений, боевых и обеспечивающих действий, ударов) по результатам принятых обучаемыми решений.

Суть игр, на наш взгляд, должна заключаться в следующем. В ходе проведения учения обучаемые принимают соответствующие решения на предстоящие действия, опираясь на данные о поставленной задаче (замысел старшего начальника, свои задачи) и о сложившейся обстановке (противник, свои войска, соседи, местность и др.). Для оценки степени соответствия принятого решения складывающейся ситуации необходимо иметь достаточно достоверные данные прогноза хода и исхода действий при тех или иных вариантах принятых решений. Получить их можно с использованием аналитических методов либо имитационного моделирования, ориентированных прежде всего на оценку эффективности действий войск. Для ее нахождения (вычисления) разрабатываются на основе имеющихся закономерностей математические модели операций (боевых действий). Именно здесь необходимо использование таких качеств современных ЭВМ, как быстродействие и возможность оперировать большими массивами данных, формализующих различного рода случайности и неопределенности, возникающие в ходе подготовки и ведения действий, а также прогнозировать их ход и исход. Таким образом, принятые командирами решения формализуются и с помощью операторов вводятся в ЭВМ (рис.1). С учетом этих решений и данных по исходной обстановке руководитель учения (штаб руководства) осуществляет розыгрыш операции (боевых действий) с использованием определенной модели операции. В ходе разбора учений (игры) или непосредственно при их проведении имеется возможность показать обучаемым, как принятые ими решения влияют на результаты выполнения поставленной задачи.

Последующий анализ можно производить пошагово (поэтапно), останавливаясь на тех или иных моментах боевых действий, либо по конечному результату моделирования. Разбирая каждый элемент принятого решения, его влияние на результаты операции, указывая обучаемым на их ошибки, недостатки, просчеты, можно достичь цели КВИ - формирования и совершенствования у обучаемых навыков в принятии решений по управлению воинскими подразделениями. Однако следует учитывать тот факт, что в современных условиях достижение поставленных перед войсками целей возможно только при наличии между ними тесного взаимодействия. Этот факт обусловливает необходимость сопряжения всех ЭВМ, задействованных в ходе учения, в единую сеть и осуществления оперативного обмена данными между ними.

Компьютерные военные игры в оперативной подготовке органов

При проведении KB И в Военно-косгнических силах важно учитывать следующие особенности.

Первое. Действия формирований ВКС заключаются в проведении запусков КА для поддержания в боеготовом состоянии своей орбитальной группировки, управлении ими в полете, в освещении обстановки в стратегической космической зоне и создании глобального навигационного поля путем применения космической навигационной системы ГЛОНАСС и др. Поэтому, на наш взгляд, компьютерные игры, проводимые в рамках оперативной подготовки органов управления ВКС, должны быть односторонними. Реакция противостоящей стороны моделируется группой подыгрыша, и ее результаты выдаются обучаемым в виде тактических (оперативных) заданий.

Второе. Действия командиров по решению стоящих задач в определенной степени регламентированы, так как для запуска космических аппаратов используются строго соответствующие им ракеты-носители, стартовые и технические комплексы, а их подготовка и запуск осуществляются согласно установленным графикам. Поэтому обучаемые органы управления, командиры различных уровней в некоторой степени ограничены в выборе вариантов решения на предстоящие действия.

Третье. Военно-космические силы в мирное время решают задачи, которые в данный момент по своему содержанию практически не отличаются от задач военного времени. В связи с этим при обсуждении замысла учения, определении тактических и оперативных заданий, учебных и исследовательских задач на КВИ в первую очередь необходимо определить специфику действий формирований в угрожаемый период или военных действий в условиях воздействия противника как по наземной, так и по орбитальной группировке средствами РЭБ и огневого поражения.

Четвертое. Применение ВКС направлено на обеспечение действий оперативных группировок войск из космоса, поэтому наиболее достоверная оценка правильности принимаемых обучаемыми решений может быть получена в ходе исследования их влияния на эффективность действий группировок войск. Этот фактор обусловливает целесообразность использования на учениях моделей операций самостоятельно либо организации и проведения совместных учений ВКС с видами ВС. Данный подход позволяет не только отрабатывать вопросы взаимодействия между разнородными группировками, но и своевременно формировать предложения по их совершенствованию.

Для достижения целей игры и успешного ее проведения необходимо наличие соответствующих моделей, методик, информационно-расчетных задач, используемых обучаемыми командирами при принятии решений, а руководителем учений и штабом руководства - при осуществлении розыгрыша действий в соответствии с целями и замыслом учения, сложившейся обстановкой, а также при оценке принимаемых решений. В этом случае модель, с помощью которой разыгрываются боевые действия, должна давать различные качественные и количественные оценки этих решений.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) командира оснащается соответствующими математическими моделями, информационно-расчетными задачами для поддержки принятия решения согласно целям, замыслу КВИ и категории привлекаемых лиц. Имеющийся в ВКС опыт проведения подобных мероприятий показывает, что для достижения целей учений (игр) каждое АРМ должно быть укомплектовано как минимум двумя персональными компьютерами, один из которых обеспечивает получение исходной информации, заданий, ввод и передачу формализованных принятых решений и включен в единую локальную сеть, а другой - производство расчетов, необходимых для принятия решения.

В ходе подготовки учения штаб ВКС при определении его темы, замысла, учебных и исследовательских вопросов, содержания и продолжительности этапов, исходной обстановки вынужден учитывать некоторые особенности, присущие компьютерным играм: выбор темы учения, учебных и исследовательских вопросов, содержания и продолжительности этапов может ограничиваться возможностями компьютерного моделирования действий формирований ВКС; отсутствие априорного прогноза результатов моделирования действий войск затрудняет заблаговременное детальное определение содержания этапов игры. В этой связи можно руководствоваться двумя, как нам кажется, взаимоисключающими положениями.

Во-первых, в качестве критерия при определении темы, замысла и отрабатываемых на учениях (игре) вопросов используется имеющийся в наличии парк ЭВМ, специальное математическое обеспечение. Во-вторых, во главу угла ставится необходимость отработки органами управления ВКС наиболее приоритетных задач, независимо от имеющейся в наличии вычислительной техники и специального математического обеспечения.

Компьютерные военные игры в оперативной подготовке органов

Рис.2. Состав аппарата руководства компьютерной военной игры (вариант)

Преимущество первого варианта заключается в значительном сокращении времени подготовки и потребных ассигнований на закупку и эксплуатацию вычислительных средств, средств отображения информации, на создание соответствующего программного обеспечения. Однако он резко сужает круг отрабатываемых в ходе учения вопросов. При реализации второго перечень отрабатываемых вопросов регламентируется в основном финансовыми возможностями и наличием научного потенциала для разработки необходимого математического обеспечения. Такой подход увеличивает продолжительность подготовки к учениям от 2 до 4 лет, требует не только разработки сложного и дорогостоящего программного обеспечения, но и создания специальных вычислительных средств, развертывания разветвленной системы связи и передачи данных.

В этих условиях наиболее рациональным видится комплексный вариант, сочетающий преимущества обоих и лишенный их недостатков. Суть его заключается в итеративности, т.е. поэтапном согласовании перечня отрабатываемых вопросов с имеющимися возможностями существующего парка ЭВМ и уровнем развития программно-методического обеспечения при условии проведения соответствующих доработок моделей и методик до начала учений.

Качественное проведение КВИ будет зависеть также от подготовки руководства игр - штаба, посредников, группы подыгрыша и т.д. (рис.2), ибо от их компетентности в значительной степени зависит достижение поставленных целей, поучительность и наглядность проводимых мероприятий.

Необходимо отметить, что в ВКС уже накоплен некоторый практический опыт проведения КВИ. На базе Центрального научно-исследовательского института развернут стенд системы пунктов управления (ССГГУ), оснащенный автоматизированными рабочими местами руководителя учений, штаба, обучаемых (с соответствующим программным обеспечением), а также средствами отображения - большими электронными табло и цветными жидкокристаллическими проекторами. Заложенные в ходе создания ССПУ принципы позволяют отрабатывать вопросы как совместного применения соединений и частей ВКС, так и привлечения отдельного объединения или соединения. Стенд системы пунктов управления уже используется для проведения КВИ ВКС, разработки необходимого программного обеспечения, осуществления исследований оперативно-стратегического, оперативно-тактического и военно-технического характера.

Таким образом, высокая эффективность компьютерных мероприятий по обучению органов управления различного уровня принятию решений определяется качественно новой организацией проводимых учений (игр) - на основе комплексного использования автоматизированных систем и электронно-вычислительной техники, программных и информационных средств, обеспечивающих имитационное моделирование развития боевых действий в соответствии с принимаемыми решениями и прогноз возможных результатов их реализации в конкретно складывающейся обстановке.

В условиях жестких финансовых ограничений КВИ обеспечивают возможность отработки различных вопросов применения сил и средств, и прежде всего: повышение уровня оперативной подготовки органов управления ВКС; обучение и переподготовку оперативного состава штабов; определение облика группировок войск и их оперативного построения; порядок действий при применении перспективных средств вооружения; организацию взаимодействия формирований при использовании космических средств и их всестороннего обеспечения; определение вариантов организационных структур формирований ВКС и др.

Среди основных направлений совершенствования организации подготовки и проведения КВИ для оперативной подготовки органов управления Военно-космических сил, определяющих перспективы использования компьютерных форм, можно выделить следующие:

расширение комплекса математических моделей и информационно-расчетных задач, обеспечивающих поддержку принятия решений командующими (командирами) формирований ВКС. Это связанно с тем, что разработанные к настоящему времени математические модели и информационно-расчетные задачи охватывают ограниченный перечень вопросов применения формирований ВКС;

повышение напряженности и внезапности в работе органов управления формирований ВКС при решении оперативных (тактических) заданий из-за увеличения интенсивности их поступления или повышения их сложности. Это направление отражает требование создания наибольшей интенсивности в работе обучаемых по организации боевых действий в целях выработки у них быстроты оперативного мышления, творчества, инициативы при принятии решений по управлению войсками;

осуществление анализа принятых обучаемыми решений как по конечному результату моделирования, так и поэтапно. После завершения определенного этапа целесообразно проводить краткий разбор действий обучаемых, что позволит повысить наглядность КВИ и даст возможность корректировать принятые решения на основе моделирования действий войск;

развертывание коммутационной сети удаленного доступа в целях организации информационного взаимодействия органов управления ВКС путем оснащения командных пунктов формирований ВКС необходимыми средствами автоматизации, специальным математическим и программным обеспечением. В этом случае обучаемые будут выполнять свои функциональные обязанности, размещаясь на штатных пунктах управления в местах дислокации формирований ВКС.

Барынькин В.М.идр. Компьютерные командно-штабные учения как новая форма оперативной подготовки ОВС НАТО. - М.: МО, 1994.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации