ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 05/1997, стр. 2-5

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Военно-техническое сотрудничество с иностранными

государствами и национальная безопасность

Подполковник А.Л.РЫБАС,

кандидат технических наук,

профессор Академии военных наук

В ПОСЛЕДНИЕ годы средства массовой информации уделяют чрезвычайно большое внимание проблемам военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами, в частности экспорту вооружений и военной техники (ВВТ). При этом бросается в глаза, что освещение указанных вопросов производится сквозь призму чисто коммерческих интересов отдельных групп влияния в финансово-промышленной сфере экономики страны. К сожалению, на полосах газет и страницах научных и информационно-аналитических изданий гораздо меньше встречается материалов, посвященных теоретическому осмыслению места и роли ВТС как фактора обеспечения национальной безопасности в сложных условиях становления новой российской государственности.

Современное геополитическое и геостратегическое положение России объективно предопределяет постоянное мощное воздействие на нее традиционных и возникающих на нынешнем рубеже веков оппонентов в экономической, военной, социально-политической и информационной сферах национальной безопасности.

В сложившихся условиях, когда возможности военной силы государства значительно ограничены и в чрезвычайно важных для национальных интересов военно-политических районах мира фактически отсутствуют достаточные по боевому и численному составу группировки войск и сил флота, ВТС проявляет себя как уникальное средство обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации.

Место и роль ВТС в системе обеспечения национальной безопасности определяется его сущностью, целями и содержанием, а также структурой и функциями системы ВТС. Сущность ВТС Российской Федерации с иностранными государствами составляет деятельность уполномоченных на то органов государственной власти, учреждений, организаций и предприятий, связанная с разработкой, производством, реализацией или закупкой продукции военного назначения, а также с планированием, координацией, организацией и осуществлением международного обмена продукцией и услугами военного назначения. Оно преследует следующие основные цели: в экономической сфере - получение валютных средств для государственных нужд (прежде всего для финансовой поддержки оборонных отраслей промышленности, реструктуризации военного производства, ликвидации и утилизации вооружения), повышение конкурентоспособности России на мировом рынке оружия, а значит, и доли ее участия в мировой экономике; в военно-политической сфере - удержание (завоевание) и укрепление политического лидерства в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира и на этой основе обеспечение возможности политического влияния на глобальном и региональном уровнях, сохранение и сбалансированное развитие боевого потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации на базе новейших отечественных и зарубежных технологий.

Реализация целей ВТС способствует решению задач обеспечения национальной безопасности, относящихся к области как внешней, так и внутренней политики. Поддержание дипломатических усилий по завоеванию и укреплению политического лидерства России в жизненно важных для ее национальных интересов регионах мира посредством активного военно-технического сотрудничества позволяет втягивать в дальнейшем государства - импортеры ВВТ и технологий военного назначения, государства-лицензиары в орбиту российских интересов, активно влиять на их последующее технологическое развитие. Внутри страны использование ВТС для обеспечения социальной защиты персонала предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и производящих ВВТ, способствует укреплению стабильности и устойчивости не только экономического, но и социально-политического развития реформируемого общества.

Очень важно и то, что страны, закупающие ВВТ, при организации эксплуатации техники создают системы обслуживания и ремонта, ориентированные на технологическую базу и концепцию тылового и технического обеспечения вооруженных сил страны-экспортера. Благодаря этому появляется возможность использования объектов национальной военной инфраструктуры импортера вооруженными силами страны-экспортера в случае возникновения такой необходимости. Кроме того, последняя получает дополнительный источник финансирования новейших разработок ВВТ для собственных вооруженных сил и других структур военной организации государства.

Интересно проанализировать соотношение целей ВТС и национальных целей развития России. Несмотря на отсутствие официально принятых взглядов на обеспечение национальной безопасности, т.е. Концепции национальной безопасности Российской Федерации, общие контуры национальных целей развития могут быть очерчены на основе анализа существующей законодательной и нормативной правовой базы, ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию, и прежде всего Послания по национальной безопасности от 13 июня 1996 года. Исходя из этого, вполне корректно, на наш взгляд, в качестве глобальной национальной цели развития Российской Федерации рассматривать расширение, рост и качественное совершенствование общественно-экономической системы России. Декомпозиция этой цели может выглядеть следующим образом: удовлетворение нужд и потребностей населения страны; совершенствование социально-экономических отношений между различными группами граждан; создание и поддержание потенциала устойчивого и безопасного развития России; обеспечение ее взаимодействия с другими странами во многих областях и сферах. Легко заметить достаточно высокую степень совпадения перечисленных целей с целями ВТС. И в этом смысле ВТС с иностранными государствами представляет собой уникальное средство реализации целевых задач национального развития России в экономической, политической и военной сферах.

Основным содержанием ВТС Российской Федерации является: экспорт и импорт вооружения, боеприпасов, учебного и военного имущества, систем связи и управления, взрывчатых веществ и порохов, запасных частей и другой продукции военного назначения; оказание содействия в эксплуатации, обучении боевому применению, в ремонте и модернизации ВВТ; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию или уничтожению (утилизации) продукции военного назначения в интересах иностранного заказчика; передача последней зарубежным государствам и международным организациям в аренду (лизинг) или в целях проведения на территории этих стран ее испытаний; предоставление военных транспортных средств для доставки и перемещения продукции военного назначения, а также гражданских грузов в интересах вооруженных сил иностранных государств; участие в работе международных организаций по вопросам использования технологий двойного применения и результатов интеллектуальной деятельности; проведение маркетинговых исследований, а также рекламных кампаний в сфере ВТС. Все это представляет собой весьма важную для национальных интересов сферу внешнеэкономической деятельности России. Несмотря на скромную на первый взгляд долю экспорта оружия (около 4% от общего объема российского экспорта в 1996 году), значение ВТС для интеграции России в мировую экономику на правах современной индустриальной державы трудно переоценить. Дело в том, что поставки продукции военного назначения составляли в 1995 и 1996 годах более 40% национального экспорта машин, оборудования и транспортных средств, т.е. вооружение и военная техника являются одним из немногих конкурентоспособных видов отечественной машинно-технической продукции.

Относительно высокая результативность ВТС (после периода спада его показателей в начале 90-х годов) достигнута благодаря созданной на основе решений Президента и Правительства Российской Федерации и доказавшей на практике свою эффективность системе ВТС России с иностранными государствами. Она представляет собой совокупность федеральных органов государственной власти, экспортеров продукции и услуг военного назначения (см.рисунок).

Взаимосвязь системы ВТС и системы обеспечения национальной безопасности России рельефно прослеживается по двум аспектам - структурному и функциональному. Существуют объекты, являющиеся одновременно структурными элементами как системы ВТС, так и системы обеспечения национальной безопасности. К ним относятся государственные институты, юридические и физические лица, которые принимают и реализуют решения как в области национальной безопасности, так и в сфере ВТС.

Важнейший действующий институт системы обеспечения национальной безопасности России и системы ВТС с иностранными государствами - Президент Российской Федерации. В его компетенцию входит решение следующих вопросов: утверждение концептуальных подходов к ВТС; заключение межгосударственных договоров Российской Федерации о ВТС; определение перечня зарубежных стран, ВТС с которыми запрещено или ограничено; установление ВТС с иностранными государствами, с которыми оно ранее не осуществлялось; приостановление, прекращение и возобновление ВТС; утверждение перечня продукции и работ (услуг) военного назначения, разрешенных к поставке на экспорт; передача лицензий на производство продукции военного назначения иностранным государствам; сотрудничество с зарубежными странами в области разработок ВВТ и иной продукции военного назначения; оказание военно-технической помощи иностранным государствам.

Среди федеральных органов исполнительной власти к важнейшим структурным элементам как системы ВТС, так и системы обеспечения национальной безопасности относятся: Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Служба внешней разведки и Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.

МИД России контролирует соблюдение федеральными органами исполнительной власти (в ведении которых решение проблем, относящихся к ВТС) международных обязательств России и представляет по установленной форме в ООН и другие международные организации сведения по ВТС; участвует в подготовке предложений по вопросам ВТС и в работе межправительственных комиссий по ВТС; обеспечивает контроль за соблюдением внешнеполитических интересов России в области ВТС; разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения по перечню зарубежных стран, ВТС с которыми целесообразно запретить или ограничить.

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Минобороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений и осуществляет: информационное обеспечение по вопросам ВТС; практическую деятельность, связанную с оказанием содействия в эксплуатации и освоении боевого применения поставляемых за рубеж образцов ВВТ (производит силами своих предприятий ремонт ВВТ, ранее поставленных в зарубежные страны, обучает национальные военные кадры и технический персонал, проводит показы ВВТ); военно-техническое сопровождение разработки и изготовления образцов ВВТ в рамках подписанных с иностранными заказчиками документов.

СВР России способствует осуществлению ВТС путем проведения политического, международного и экономического анализа его направлений; занимается сбором и обработкой информации по вопросам ВТС; оказывает содействие в проверке надежности иностранных партнеров.

МВЭС России уполномочено в целом осуществлять государственное регулирование в сфере ВТС и координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, спецэкспортеров и других субъектов ВТС.

Следовательно, систему ВТС, на наш взгляд, правомерно рассматривать в качестве элемента системы обеспечения национальной безопасности, так как ВТС является не только инструментальным средством, но и функцией основных структурных элементов данной системы.

В заключение хотелось бы отметить, что созданная в России система ВТС обеспечила стабильный рост объема экспорта продукции и услуг военного назначения от 1,7 млрд долларов США в 1994 году до 3,05 млрд в 1995-м и 3,5 млрд в 1996 году. Экспорт российского оружия за последние два года вырос более чем в два раза, а по итогам 1996 года Россия вышла на второе место среди стран - экспортеров оружия.

Подчеркнем, что рост объема экспорта происходил в весьма неблагоприятных условиях резкого (более чем в 10 раз по сравнению с 1991 годом) сокращения государственного оборонного заказа, сужения мирового рынка оружия (с 45-50 млрд долларов в начале 90-х годов до 23-27 млрд в настоящее время), обострения конкурентной борьбы между основными экспортерами ВВТ.

Таким образом, ВТС с иностранными государствами является уникальным инструментом комплексного обеспечения национальной безопасности России. Его уникальность заключается в наличии у государства широких возможностей оказания в процессе и в результате ВТС прямого либо косвенного влияния на характер и содержание военной, военно-технической и даже (в определенной степени) экономической политики стран-партнеров, на состояние и развитие военно-политической обстановки в различных регионах мира в целях обеспечения защищенности жизненно важных национальных интересов России.

Рассчитано по данным «Таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации» (годовые сборники за 1995 и 1996 годы).

Красная звезда. - 1997. - 8 февраля.

World-Wide Conventional Arms Trade (1994-2000) /A Forecast and Analysis. - US DD, December 1994.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации