Военная история в образовательном процессе ввузов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1997, стр. 54-57

Военная история в образовательном процессе ввузов

Полковник В.Н.КУЗЬМИН,

доктор военных наук, доцент

Полковник Ю.Н.ЗАХАРОВ,

кандидат технических наук, доцент

Полковник в отставке Р.В.СИМАНОВСКИЙ,

кандидат исторических наук, доцент

НЫНЕШНЕЕ состояние Вооруженных Сил Российской Федерации остается крайне сложным ввиду нерешенности целого комплекса экономических, социальных, демографических и других проблем. Одним из факторов, обусловливающих необходимость военной реформы, является изменение мировоззренческих и нравственных приоритетов, произошедшее в последние годы в нашей стране, и, как следствие, утрата гражданами таких морально-этических категорий, как чувство гордости за свою страну и принадлежность к ее Вооруженным Силам, честь, воинский долг, самоотверженность, мужество, коллективизм и т.д.

Не последнюю роль здесь сыграли изменение социально-политической ориентации Российского государства, департизация и деполитизация ВС РФ. Все это вместе взятое привело к образованию духовного вакуума и вызвало необходимость заполнения его какими-то иными нравственными ценностями. Как нам представляется, для решения этой задачи наряду с радикальными переменами в принципах выбора союзников и противников, военно-стратегических ориентиров, способов строительства ВС и механизма их использования требуется адекватное изменение системы подготовки военных кадров, в частности основ их обучения и воспитания. Объективно назрела потребность в обновлении государственной идеологии, формировании общенациональной системы ценностей, которая поддерживалась бы и проводилась в жизнь государством и могла стать основой воспитания личного состава Вооруженных Сил.

Для этого многие государственные и общественные деятели, ученые считают целесообразным обратиться к прошлому нашей страны, справедливо полагая, что ее трудная, но героическая история может стать тем стимулом, который поможет формированию общенациональной идеи, способной объединить соотечественников и привести к возрождению России. Поскольку почти вся наша история - это военная история, роль последней в преобразовании общества значительно возрастает. Новые принципы обеспечения безопасности страны и сложившиеся политические, экономические и социальные условия требуют совершенствования военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации и делают военно-историческую подготовку одной из важнейших областей профессиональной подготовки военных кадров.

Под военно-исторической подготовкой нами понимается организованный процесс планомерного усвоения обучаемыми определенной системы военно-исторических знаний как составной части их научно-теоретической и профессиональной подготовки, закладывающей основы оперативно-тактического мышления, широкого военного кругозора, высоких морально-боевых и патриотических качеств, духовно-нравственных ценностей и ориентиров воинской службы, включающих в себя нравственные нормы и идеалы. И сегодня, несмотря на все трудности и лишения, нравственными нормами защитника Отечества должны оставаться воинская честь, высокий патриотизм, героизм, дисциплинированность и т.п.

Военное дело, как и любая другая область общественной деятельности, подчинено всеобщему закону поступательного движения от низшего к высшему, от простого к сложному. Это непрерывный исторический процесс, в котором постоянно идет борьба между старым, отживающим, и новым, нарождающимся. Познание закономерностей этого процесса применительно к военному делу, выявление причинно-следственных связей в нем возможно лишь при условии внимательного «и глубокого изучения военной истории как одного из наиболее надежных путей решения многих проблем фундаментализации профессиональной подготовки военных кадров. Военно-историческая подготовка, основанная на обобщении военного опыта прошлого, позволяет слушателям и курсантам приобрести ту сумму знаний, навыков и представлений, которая в дальнейшем даст им возможность правильно понимать закономерности развития всех процессов и явлений, составляющих круг профессиональных интересов офицера.

В руководящих документах Министерства обороны РФ, определяющих основные пути и средства формирования патриотического сознания, военно-исторической работе в Вооруженных Силах уделено достаточно большое внимание. При этом подчеркивается, что одной из основных ее форм является военно-историческое образование в военно-учебных заведениях. Законом Российской Федерации «Об образовании» введены государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО), а органами управления военным образованием разработан документ, регламентирующий порядок их применения при подготовке офицеров в военных вузах. Этим документом, согласованным с Госкомвузом России и объявленным приказом министра обороны РФ, военная история отнесена к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые предложено в большей щере ориентировать на формирование у выпускников ввузов военной культуры, воспитание их в духе патриотизма, привитие им навыков работы с людьми и управления воинскими коллективами.

Все это, безусловно, очень важно. Однако при таком подходе возникает опасность отрыва военной истории от оперативно-тактических, тактико-специальных и общевоенных дисциплин, хотя ни у кого не вызывает сомнений, что она является основой оперативно-тактической подготовки обучаемых. В управлении военного образования МО РФ разработаны «Требования к минимуму содержания подготовки специалистов с высшим военно-специальным образованием по военной истории в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации». Мы считаем, что это очень важный и своевременный документ, с появлением которого отпадает нужда в типовой учебной программе по военной истории. Каждый ввуз получил возможность разрабатывать ее самостоятельно с учетом собственной специфики, разумеется в рамках «Требований ...». С другой стороны, ими же пресекаются попытки произвольного сокращения учебного времени на изучение военной истории. Уточнены объект и предмет этой учебной дисциплины, что, по нашему мнению, очень важно, ибо два этих фактора определяют роль и место военной истории в образовательном процессе ввуза и ее межпредметные связи.

Приобрести прочные военно-исторические знания слушатели и курсанты смогут лишь в том случае, если ими уже накоплен определенный интеллектуальный потенциал. Отсюда следует, что изучать военную историю целесообразно не ранее чем на втором или даже третьем курсе, а ее зачастую включают в планы первого и второго семестров обучения.

Со своей стороны военная история призвана создать необходимые предпосылки для более глубокого и полного усвоения обучаемыми ряда других учебных предметов, преимущественно военно-научной направленности, прежде всего тактических и тактико-специальных. Поэтому поторопились, на наш взгляд, в тех ввузах, где по разным соображениям военную историю передали на кафедры общеисторических и социально-экономических дисциплин. Ведь по объекту изучения и предмету она находится значительно ближе к блоку оперативно-тактических, тактико-специальных и общевоенных дисциплин.

Принципиально важным в преподавании военной истории является положение, согласно которому лишь на основе всесторонних межпредметных связей, в том числе с общеисторическими и социально-экономическими науками, складывается система знаний, формирующая устойчивую базу научного мировоззрения будущих офицеров и обеспечивающая необходимое качество их профессиональной подготовки.

Неэффективна, на наш взгляд, существующая в некоторых ввузах практика, когда при изучении военной истории до 75% учебного времени отводят на групповые занятия, - при отсутствии новых учебников они не дают желаемых результатов. Гораздо лучше не менее половины времени отводить на лекции, с тем чтобы оперативно обобщить новый материал по военной истории и довести его до обучаемых.

В связи с полиграфическими и финансовыми трудностями издание централизованным порядком нового учебника по военной истории в ближайшие годы маловероятно. Поэтому перед преподавателями военной истории стоят ответственные задачи по разработке и изданию в своих ввузах учебных и методических пособий с учетом профиля подготовки курсантов.

В «Положении о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации», где приводится перечень кафедральных документов, частные методики преподавания учебных дисциплин не предусмотрены. А между тем в связи с увеличением количества учебных часов на изучение военной истории к проведению занятий привлекается много новых преподавателей, которые, как правило, не имеют специальной военно-исторической подготовки. Поэтому мы полагаем, что по дисциплине «Военная история» в помощь им на кафедре должна быть разработана частная методика. В ней с учетом накопленного в коллективе опыта должны быть изложены рекомендации по разработке, подготовке и чтению лекций, подготовке и проведению семинаров, по руководству самостоятельной работой курсантов, методике организации и проведения военно-исторической и военно-научной работы, итогового контроля, а также раскрыты и обоснованы связи военной истории с другими дисциплинами.

Мы полагаем, что необходимо усилить прикладное значение военно-исторических знаний как для формирования у обучаемых командных качеств, так и для их военно-патриотического воспитания. Для этого мы бы рекомендовали последние 15-20 минут каждого семинара посвящать разбору конкретного тактического примера по изучаемой теме. Доведя до курсантов тактическую обстановку и боевую задачу подразделения, нужно предложить им уяснить боевую задачу, оценить обстановку и принять решение, а затем ознакомить их с тем решением, которое принял в свое время командир. Эта часть семинарского занятия, которая фактически проводится как групповое упражнение, неизменно вызывает у обучаемых живой интерес, но в то же время требует от преподавателя кропотливой подготовки (подбор поучительного тактического примера, разработка и оформление тактического задания, изготовление тактической схемы и т.д.). Считаем, что семинары по военной истории должны быть четырехчасовыми.

Есть и другие пути совершенствования военно-исторической подготовки курсантов - выполнение всеми контрольного домашнего задания, активизация работы военно-научного исторического кружка при кафедре. Так обучаемые приобретают навыки самостоятельного изучения военно-исторической литературы, обобщения военно-исторических материалов.

В ходе изучения дисциплины следует концентрировать внимание на истории создания и развития видов и родов войск, их тактики, истории ввуза. С этой целью можно подготовить и издать соответствующие учебные пособия, к работе над которыми желательно привлечь ветеранов.

Подчеркнем также важность изучения вопросов, касающихся организации военно-исторической работы в войсках. Здесь эффективны не только теоретические, но и сугубо практические формы проведения занятий: обучаемые приобретают навыки планирования военно-исторической работы, ведения исторического формуляра и т.п. Большую познавательную, эмоциональную и методическую нагрузку, как нам кажется, могут нести занятия, которые организуются в музеях ввузов. Их следует тщательно готовить и проводить на высоком методическом уровне.

Сегодня перед военно-исторической наукой стоит целый ряд задач, одной из которых, на наш взгляд, является создание таких трудов, в которых излагалось бы современное видение проблем военной истории. А для этого необходимо активизировать поиск новых архивных документов и материалов.

Конечно, условием успешной подготовки слушателей и курсантов ввузов является высокий профессионализм педагогов, их умение находить наиболее целесообразные приемы, формы и способы обучения, а также постоянное обновление учебных материалов по вновь открывшимся документам и фактам.

В ввузах накоплено много ценного и поучительного по методике преподавания военной истории. Поэтому одним из направлений дальнейшего повышения качества проведения всех видов занятий является, на наш взгляд, более широкий обмен опытом между ввузами, проведение совместных исследований, широкое использование в учебном процессе современных достижений в области компьютерных технологий. Однако очевидным тормозом в реализации этих резервов являются проблемы финансового характера, ограничивающие возможности оснащения соответствующих кафедр ПЭВМ и создания необходимого программного обеспечения, а также сохраняющиеся тенденции к сокращению времени, отводимого на изучение военной истории.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации