Автоматизированная технология обработки мобилизационной информации

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1997, стр. 25-30

Автоматизированная технология обработки мобилизационной информации

Майор Н.Н.ТЮТЮННИКОВ,

кандидат технических наук

Подполковник Л. А. ХАРИТОНОВ

ПОДДЕРЖАНИЕ высокой боевой готовности Вооруженных Сил зависит от качества управления войсками, которое характеризуется оперативностью, возможностью проведения полного анализа обстановки, эффективностью принятия решений в сложных условиях и т.д. Все это ставит перед органами управления все более сложные задачи, объем которых резко возрастает, а время, отводимое на их решение, сокращается.

Выход из создавшегося положения - внедрение автоматизированных систем управления войсками (АСУВ) во все звенья управления ВС. Только АСУВ позволят должностным лицам оперативно и надежно управлять боевыми действиями войск, а также проводить реорганизацию ВС и их строительство в мирное время.

В настоящее время существуют три базовых подхода к созданию автоматизированных систем управления. Кратко рассмотрим достоинства и недостатки каждого из них (см. таблицу).

Первый опирается на классическую технологию создания АСУ, оставшуюся практически неизменной с 70-80-х годов. Она представляет собой комплекс средств автоматизации (КСА) для объекта управления, разбитого на функциональные подсистемы по числу автоматизируемых процессов, и содержит заданное количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) для каждого должностного лица в системе управления. Достоинства данной технологии заключаются в полной автоматизации всех вопросов управления без изменения структуры самой его системы и полной адаптации АРМ к задачам, решаемым должностным лицом. В течение многих лет в процессе создания АСУ весь КСА можно было довести до совершенства.

Эта технология оправдывала себя до начала 90-х годов, пока существующие системы управления оставались неизменными. С началом их коренной перестройки потребовалась новая технология, которая позволила бы до минимума сократить разрыв в автоматизированной обработке информации при изменении процесса управления.

Достоинства и недостатки подходов к созданию АСУ

Автоматизированная технология обработки мобилизационной информации

При втором подходе, ориентированном на CASE технологии (Computer Aided Software Engineering), процесс создания АСУ очень схож с традиционным. Отличие состоит в том, что результаты обследования системы управления закладываются в базу данных проекта, а затем программное, информационное и прочие виды обеспечения АСУ с комплектом технической документации автоматически генерируются по содержащимся описаниям. Такой подход позволяет создать целостную автоматизированную систему, в которой изменение одного процесса управления влечет за собой автоматическую настройку в других на новые возможности решения задач.

Однако, как показал опыт, все зарубежные CASE средства плохо настраиваются на российские системы управления и не учитывают сложившуюся практику построения системы документации, классификации и кодирования информации. К тому же внедрение АСУ, разработанной с помощью CASE, требует существенного изменения сложившейся системы управления, так как не учитывает всех особенностей прохождения и обработки информации, которые часто не укладываются в классическую схему, хотя удобны и отработаны годами. В результате внедряемый КСА после устранения программистами всех замечаний стал намного отличаться от первоначального проекта и потребовал немалых финансовых затрат.

Третий подход предусматривает оснащение органов управления средствами автоматизации офисов ведущих зарубежных фирм. Это такие продукты, как Microsoft Office, Corel WordPerfect Suite, Lotus Smart Suite & Lotus Notes и прочие, имеющие в своем составе мощные текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, средства коммуникации, что должно обеспечить должностному лицу широчайшие возможности по подготовке разнообразных документов, получению информации из всевозможных источников в различных форматах хранения и решение практически любых задач. Главным достоинством данной технологии является, на наш взгляд, ее дешевизна.

К сожалению, чтобы использовать все эти возможности, необходим большой опыт работы с данными продуктами и соответствующая квалификация программиста. В противном случае ни о какой целостной АСУ речи идти не будет, а все сведется к передаче документов по электронной почте. Поэтому данная технология может рассматриваться только как вспомогательная для представления, передачи и обработки информации из средств АСУ при решении нестандартных задач управления.

Из сказанного можно сделать вывод, что для автоматизации систем управления ВС необходимы специализированные информационные технологии, автоматизирующие заданные процессы управления и решающие конкретный класс задач управления, но обладающие преимуществами базовых технологий, такими, как реализация автоматизированных функций и задач управления в терминах, понятных должностным лицам, занятым их выполнением; гибкая настройка средств автоматизации в процессе повседневной деятельности должностных лиц при изменении условий решения задач без их дополнительной переработки; обеспечение взаимодействия с существующими АСУ и КСА по передаче и обработке информации.

Органы управления ВС, занимающиеся мобилизационными вопросами, в процессе своей повседневной деятельности перерабатывают большие объемы информации, основным средством представления которой являются документы. Анализ показал, что более 80% мобилизационной информации является хорошо формализованной фактографической информацией, содержащейся в анкетных, линейных или табличных типах документов, в отличие, например, от организационно-мобилизационной, которая в основном представляет собой плохо формализованную документальную информацию в текстовых документах на естественном языке.

Среди всех мобилизационных документов незначительную часть составляют документы персонального учета людских и материальных ресурсов, информация в которых закодирована классификационными признаками в терминах общероссийских и ведомственных классификаторов. Около половины документов - это донесения табельной отчетности, содержащие значения различных первичных показателей, полученных путем подсчета числа объектов персонального учета по заданным признакам. Остальная часть приходится на различные аналитические документы со вторичными показателями, рассчитываемыми в процессе решения задач управления по различным математическим моделям.

Процесс обработки мобилизационной информации, представленный на рис.1, носит циклический характер и называется технологическим, так как предполагает строгую последовательность выполнения ряда операций. Под операцией, выполняемой на определенном технологическом этапе, понимается комплекс действий над информацией и ее носителями, производимых на одном рабочем месте.

Рассмотрим этапы технологического цикла обработки мобилизационной информации.

На первом, в конце текущего и начале следующего отчетных периодов, на основании новых законов Российской Федерации, указов Президента, приказов министра обороны в высшем органе управления при необходимости корректируются существующие и разрабатываются новые донесения табельной и нетабельной отчетности. С учетом этого вносятся изменения в соответствующие документы персонального учета и сопутствующие классификаторы, после чего весь пакет документов в директивном порядке рассылается в нижестоящие органы управления для сбора по ним информации.

Автоматизированная технология обработки мобилизационной информации

Рис.1. Обобщенный процесс сбора и обработки мобилизационной информации

На в т о р о м этапе в нижних органах управления, например в военных комиссариатах районов, производится подсчет показателей по учетным документам и формирование донесений, которые посылаются вверх по подчиненности.

На третьем этапе на каждом уровне управления, например в военном комиссариате области, штабе округа, Генеральном штабе, мобилизационная информация, содержащаяся в присланных донесениях, контролируется, а затем обобщается за данный орган управления.

На четвертом по мере необходимости в течение отчетного периода по полученной информации и данным за предыдущие периоды производится получение аналитических данных, решение задач управления по различным математическим моделям и разработка на их базе новых управленческих решений. Затем цикл повторяется.

Таким образом, специализированная автоматизированная технология обработки мобилизационной информации должна обеспечить обработку должностными лицами различных донесений с фактографической информацией со своими алгоритмами заполнения и контроля правильности информации, а также донесений, имеющих разную периодичность представления, например один раз в год или один раз в полгода, и донесений, представляемых по различным ветвям подчиненности органов управления, например из военных комиссариатов или соединений и частей.

Попытка реализации такой технологии была предпринята при создании Системы обработки документов (СОД) в интересах Министерства обороны, которая предназначалась для организации сбора, контроля, обобщения и обработки поступающих донесений табельной отчетности в соответствии с требованиями по построению Единой системы классификации и кодирования информации; проектирования форм донесений согласно табелю срочных донесений, наставлений, положений и других нормативных документов в соответствии с требованиями по построению унифицированных систем документации (УСД); получения оперативных документов и различных справочных сведений по запросам должностных лиц.

При проектировании СОД было решено отказаться от классической технологии создания АСУ, состоящей в разработке средств автоматизации комплекса задач, решаемых должностными лицами, и пойти по пути построения технологических подсистем (ТП), ориентированных на весь класс задач. Это стадо возможным за счет выделения предметно ориентированной части задач из математического и программного обеспечения, ее последующей формализации, унификации и реализации в информационном и лингвистическом обеспечении системы.

Реализованная в СОД специализированная технология обработки фактографической информации напоминает технологии CASE. Основное отличие заключается в том, что аналог «базы данных проекта» CASE средств служит не для генерации видов обеспечения системы, а является управляющей информацией для описания процесса управления и порядка решения задач. Такой подход позволил гибко настраивать СОД на заданную предметную область, оперативно расширять перечень решаемых задач, быстро менять условия решения каждой из них и формы отчетности.

СОД первого этапа, один из вариантов структурной схемы которой представлен на рис.2, состоит из следующих базовых технологических подсистем: информационно-справочной, предназначенной для формирования и получения различных справок на основе данных донесений табельной отчетности, а также проведения различных расчетов; обобщения донесений - для ввода, накопления, контроля и обобщения поступающих документов, организации взаимообмена информацией между различными органами управления, а также ведения архива документов; сбора донесений - для автоматического формирования документов на основе данных персонального учета; проектирования унифицированных форм документов (УФД) - для внесения изменений и дополнений в состав и структуру унифицированных форм донесений табельной отчетности, разработки новых и исключения действующих форм, ведения альбома электронных форм, внесения условий структурного контроля; ведения классификаторов и баз данных - для использования общероссийских и ведомственных классификаторов, штатно-табельной и прочей нормативной информации в системе, внесения в них изменений и дополнений.

Достоинством построения системы по такой структуре является то, что все должностные лица работают с одинаковыми средствами автоматизации, но используют только то информационное наполнение, которое необходимо им для решения задач в рамках своих служебных обязанностей. Причем на каждом уровне управления в основном используются свои технологические подсистемы: на высшем - информационно-справочная, проектирования УФД и ведения классификаторов, на среднем - обобщения донесений, на нижнем - сбора.

Специализированная технология, реализованная в СОД, отличается высокой экономической эффективностью за счет уменьшения расходов на сопровождение специального математического и программного обеспечения. Затраты при эксплуатации системы требуются только на поддержание в актуальном состоянии ее информационного обеспечения (классификаторов и УФД).

Автоматизированная технология обработки мобилизационной информации

В 1997 году началась боевая эксплуатация СОД первой очереди. С ее помощью в настоящее время решается более десятка задач по сбору и обработке донесений табельной отчетности, а также производится формирование более 60 аналитических документов. Но это только первый опыт. По мере внедрения СОД перечень задач будет расширяться, будут наращиваться функциональные возможности существующих технологических подсистем и разрабатываться новые.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации