Экологические аспекты строительства Вооруженных Сил

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11,12)/1995, стр. 10-16

Экологические аспекты строительства Вооруженных Сил

Полковник А.С.РОДИОНОВ,

доктор технических наук, профессор

НЕДООЦЕНКА экологических аспектов строительства Вооруженных Сил грозит, на наш взгляд, катастрофическими последствиями. Но прежде чем рассмотреть эти аспекты, целесообразно выделить концепции, влияющие на этот процесс.

Концепция предельно допустимых нагрузок имеет чисто биологическую направленность. Биологи с высокой степенью точности определяют максимально допустимые нагрузки на природную среду, превышение которых вызывает деградацию и разрушения. Это касается и таких на первый взгляд неисчерпаемых ресурсов, как земля, вода, воздух. Последствия неконтролируемых выбросов загрязнений в атмосферу, сбросов нечистот и промышленных отходов в реки и озера, повышенного содержания нитритов и нитратов в почве общеизвестны. Однако концепция максимальных нагрузок, широко используемая биологами, так и не заняла достойного места в экономических и военных расчетах специалистов.

Концепция устойчивого развития представляет по своей сути попытку экономического решения биологических проблем жизни и деятельности человечества за счет сохранения высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса в условиях экологического кризиса. Однако часто необходимые затраты во много раз превышают ожидаемый эффект фондоотдачи, а «пороговая» величина максимально допустимых нагрузок сохраняет поразительную стабильность.

При разобщенности целей и экономических интересов различных министерств и ведомств, в том числе и Министерства обороны РФ, трудно установить и соблюдать предельные нагрузки на каждую из систем жизнеобеспечения. Тем более что все они тесно связаны: чрезмерное техногенное давление на одну из них передается другим. Например, вырубка лесных массивов последовательно ведет к эрозии почв, деградации земель, нарушению растительного покрова, усилению ветровой и водной эрозии, опустыниванию и истощению возобновимых запасов региона.

В концепции устойчивого развития предусмотрены разумные ограничения при эксплуатации природных ресурсов, связанные с современным уровнем техники, социальной организации и способностью биосферы нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. В качестве первоочередного условия ее выполнения требуется реформа государственных органов управления. Экологические последствия политики устойчивого и долговременного развития государства должны рассматриваться в рамках общих повесток национальных и международных учреждений одновременно с демографическими, оборонными, экономическими, энергетическими, торговыми, продовольственными и другими жизненно важными аспектами.

Концепция ограничения гонки вооружений - еще одно отражение общемировой тенденции снижения непроизводительных затрат. Строительство Вооруженных Сил поглощает значительную часть национального дохода, материальных, энергетических и людских ресурсов. И любые излишки в этой области ложатся тяжким бременем на бюджет государства. Один боеспособный атомный ракетоносец на боевом дежурстве гораздо эффективнее небоеспособной армады, ржавеющей в порту приписки. Перепроизводство вооружения и военной техники (ВВТ), для которых даже в ближайшей перспективе не будет ни личного состава, ни топлива, ни потенциального покупателя, является если не преступлением, то как минимум мотовством на государственном уровне. Более того, до настоящего времени не удалось наладить рентабельную утилизацию образцов ВВТ, хотя затраты на этот процесс примерно те же, что и на само военное производство или его конверсию.

Практическая реализация экологических аспектов строительства вооруженных сил ставит перед любым государством ряд проблемных вопросов.

Первый. Что производить для армии и флота? Здесь нужно определить, какие образцы ВВТ следует выпускать серийно, какова их взаимозаменяемость, стоимость, ожидаемый эффект боевого применения, обеспеченность производства национальной ресурсно-сырьевой базой, какой контингент личного состава необходимо подготовить для эффективного боевого применения новейших образцов ВВТ, каким требованиям должны соответствовать военнослужащие.

Второй. Где производить все необходимое? Объекты для производства ВВТ, обучения и подготовки личного состава вооруженных сил различны с точки зрения экономических затрат и возможностей загрязнения среды обитания. Удешевление производства военной продукции, снижение затрат на перевозку комплектующих и готовых образцов ВВТ, качественное обучение и подготовка военнослужащих, уменьшение ущерба, наносимого природе, во многом зависят от интеллектуальной, технологической, ресурсно-сырьевой базы региона, его экономики и географии.

Третий. Сколько производить? Структура и численность вооруженных сил, их боевое оснащение определяются экономическими возможностями государства, наличными и прогнозируемыми ресурсами, потенциальными потребностями армии и флота для выполнения сформулированных в военной доктрине целей и задач. Вооружение и военная техника являются специфической частью национального богатства. Как средства обеспечения боевых действий, они не приносят прибыли в мирное время, быстро устаревают, требуют постоянной модернизации. Поэтому любое «перепроизводство» в военной области наносит ущерб экономике страны, а «недопроизводство» резко снижает оборонный потенциал.

Четвертый. Как производить? Существуют технологии производства конечного «военного продукта» как из различных видов сырья, так и из одного, но разными методами. Здесь важно выбрать оптимальный вариант. Например, одна и та же цель - обеспечение военно-стратегической безопасности государства - может быть достигнута по-разному. Стратегическая триада как форма рационального распределения стратегического ядерного оружия между различными типами носителей может служить примером военного решения оптимизационной геостратегической задачи. Военно-стратегический паритет между Россией и США с различным национальным приоритетом каждого из базовых носителей стратегической триады является более общим вариантом ее решения.

Пятый. Когда производить? Сроки строительства вооруженных сил и оптимизации их структуры могут быть выражены стоимостными оценками. Более точное определение времени начала серийного производства вооружения позволяет снизить непроизводительные затраты. В военном деле упустить день и даже час - значит упустить победу. Однако без учета военно-экологических факторов (рождаемость, здоровье, патриотизм, интеллект призывного контингента, социальная поддержка в процессе прохождения воинской службы) решение военно-экономических вопросов может зайти в тупик. Растущая неукомплектованность Вооруженных Сил - одно из объективных следствий недооценки эколого-экономических факторов демографической и военной политики государства.

Решение каждого из пяти указанных вопросов в отдельности, без взаимной увязки й корректировки, не позволяет добиться максимального эффекта при минимуме затрат, перейти на интенсивный, а не экстенсивный путь развития Вооруженных Сил. Закономерности экономического обеспечения военных действий в конкретно-исторических условиях, оценка с этой точки зрения сильных и слабых сторон вероятного противника, экономические проблемы складывающихся коалиций являются предметом изучения военной экономики. Не умаляя значения экономических основ оборонной мощи государства, представляется целесообразным увязать их с экологическими основами строительства Вооруженных Сил, изучением которых занимается новая фундаментальная наука - военная экология.

Становление любой новой науки всегда непросто. В борьбе различных мнений официальное признание в Концепции экологического обеспечения ВС РФ (1993 год) получило определение военной экологии как комплексной науки об общих законах рациональной организации и функционирования военных экосистем, т.е. науки о жизни и деятельности Вооруженных Сил, их «выживании» в условиях дефицита потребляемых ресурсов. Однако до сих пор в публикациях по военным аспектам экологии нет четкого обозначения главной цели военной экологии - создания военного потенциала с учетом экономических возможностей и экологических ограничений. По-прежнему основное внимание уделяется лишь мониторингу загрязнений. Налицо упрощение многоплановой, многофакторной проблемы, сведение ее к простой констатации факта: «грязно, но для ликвидации загрязнения нет ни времени, ни ресурсов». Ощущая свое «экономическое бессилие», военные все чаще отмахиваются от решения экологических проблем. Многие считают ситуацию тупиковой.

Вместе с тем граница между оборонным потенциалом, военной экономикой и военной экологией достаточно прозрачна. Если оборонный потенциал - вооруженные силы сегодня, экономика - армия и силы флота завтра, то экология - их ближайшее будущее. Иными словами, экономика помогает распределить наличные ресурсы с максимальным эффектом так, чтобы не позднее чем через пять лет вложенные в производство средства полностью окупились. А современная экология увязывает достижение экономического эффекта с требованием минимального риска ухудшения среды обитания людей по крайней мере в течение жизни одного поколения.

Если смотреть в суть проблемы, то выживание Вооруженных Сил будет во многом зависеть от умения «экономить природу». Непродуманные решения в области военного строительства способны замедлить историческое развитие России. В условиях нарастающего экологического кризиса потребуются десятилетия и колоссальные материальные затраты, чтобы ликвидировать последствия допущенных стратегических ошибок.

Экологическое обоснование программы строительства Вооруженных Сил

Традиционное рассмотрение вопросов военного строительства не затрагивает экологических аспектов. Военным экологам предлагается роль современных «мусорщиков», призванных убирать то ненужное, что остается по завершении очередного этапа войсковой деятельности. Несколько более привлекательной представляется служба системы космического мониторинга (контроля) загрязнений, но и она являет собой лишь частный случай решения глобальных военно-экологических задач обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с принятой военной доктриной одной из приоритетных задач Российской Федерации считается «поддержание оборонного потенциала страны на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом экономических возможностей страны и наличия людских ресурсов». Далее, на наш взгляд, следовало бы добавить: «в условиях разрастающегося экологического кризиса». Ибо доктрина, даже как документ переходного периода, должна учитывать реалии современного мира. Образно говоря, «инфаркт финансов» и «инсульт экономики» являются всего лишь следствием. Осмелимся утверждать, что причина наших сегодняшних неудач - «рак экологии», этой кровеносной системы нации.

Современная программа строительства Вооруженных Сил должна, по нашему мнению, иметь три уровня обоснования, включая высший - экологический (рис.1).

Экологические аспекты строительства Вооруженных Сил

Рис.1. Государственная система обоснования программы строительства Вооруженных Сил России (вариант)

На первом (военном) исходя из геополитического положения России и ее национальных интересов формируются структура, состав, качественные и количественные параметры армии и сил флота.

На втором (экономическом) анализируются возможности государства по строительству Вооруженных Сил и поддержанию их боевого потенциала. По-видимому, здесь же должна проводиться военно-экономическая оценка альтернативных вариантов достижения конечных результатов и выбор наилучшего по критерию «затраты-эффект». Однако известная в теории игр сложность выбора решения в соответствии с минимаксным критерием (минимальные затраты при максимальном эффекте равны максимальному эффекту при минимальных затратах) в условиях неполной информации часто не гарантирует от риска различных потерь.

Положение усугубляется тем, что при создании сложных военных систем технические риски перемножаются: риск создать плохой самолет перемножается на риск создать плохой двигатель. И ко всему прочему это перемножается на риск создания плохого бортового комплекса. В результате, если вероятность хотя бы одного из рисков близка к единице, общая вероятность успешной разработки военного комплекса стремится к нулю.

Наконец, на третьем уровне (экологическом) должен оцениваться риск принятия экологически необоснованного решения. Например, известно, что если существующая в настоящее время тенденция потребления энергоресурсов сохранится, то нефти человечеству хватит всего на несколько десятилетий, газа - до середины XXI века, а уголь кончится через два столетия. Современные Вооруженные Силы как один из основных потребителей энергоресурсов могут в значительной мере отдалить или, наоборот, приблизить эру «энергетического голода».

Ориентация на «экологический горизонт» при долгосрочном планировании строительства Вооруженных Сил должна в конечном итоге способствовать постепенному преобразованию существующих военных систем в военные экосистемы. Напомним, что под военной экосистемой - понятием, впервые предложенным нами для обозначения предмета изучения военной экологии, в настоящее время следует понимать замкнутое единство личного состава, жизненного цикла вооружения и военной техники, а также окружающей природной среды, характеризующейся определенной стабильностью и обладающей четко функционирующим внутренним круговоротом материальных средств, энергии и информации. Главным отличительным признаком военной экосистемы является выполнение задач боевой подготовки при разумном ограничении допустимого ущерба среде обитания. Таким образом, теоретическое понятие «военная экосистема» должно со временем наполниться конкретным смыслом и найти практическое воплощение.

Экологические проблемы военного строительства

В условиях природоохранных, территориальных, экономических и других (интеллектуальных, технологических, информационных и т.д.) ограничений военного строительства, имеющих, как правило, экологическую природу, возникают проблемы, которые можно объединить в три большие группы (рис.2).

Первая из них связана с развитием военной инфраструктуры. Ее актуальность особенно возросла с принятием и размещением частей и соединений из дальнего и ближнего зарубежья. Больших материальных затрат требует и содержание территорий (акваторий) в экологически безопасном состоянии. О растущих потребностях Вооруженных Сил свидетельствуют, например, такие данные: под поля падения отделяющихся частей ракет-носителей Министерству обороны выделено 250 районов общей площадью 9 млн. кв.км.

Не менее важно рациональное решение проблемы коммуникаций, выполняющих экономические и военно-стратегические функции. Это подтверждает, в частности, такой факт. Несмотря на то что по протяженности железных дорог мы отстаем от США более чем в четыре раза, а по плотности сети - в семь раз, грузонапряженность наших железных дорог почти в десять раз больше. При этом некоторые из стратегически важных коммуникаций, такие, как Забайкальская железная дорога, три четверти которой проходит по вечной мерзлоте, из-за постоянных деформаций и огромных затрат на ремонт могут стать непроезжими.

Таким образом, решение первой группы экологических проблем военного строительства должно определить рациональную долю «жизненного пространства» и коммуникаций России, отданных государством в долгосрочную «аренду» своим Вооруженным Силам.

Экологические аспекты строительства Вооруженных Сил

Рис.2. Экологические проблемы строительства и жизнедеятельности Вооруженных Сил России

Второй группой проблем является ограниченность возможностей ресурсной базы. Их значимость возрастает с каждым годом. Еще в период первой мировой войны, когда Россия оказалась отрезанной от экспортного минерального сырья, впервые встал вопрос о создании национальных запасов стратегического сырья. Но огромные просторы России с ее богатствами постоянно поощряли экологическую беспечность, а оценка ресурсной базы, угрозы жизни россиян в результате порчи среды обитания была явно неадекватной. Как следствие экологическим ограничениям не уделялось должного внимания.

При существующих мировых ценах на топливные ресурсы России в настоящий момент и в обозримом будущем предстоит строить экономику на собственной топливной базе. Ограниченные запасы нефти и газа могут быть использованы только в тех секторах экономики, где их нельзя заменить.

Не следует забывать и о воспроизводстве главного ресурса Вооруженных Сил, каким являются люди. Как показывают исследования последних лет, более двух третей призывников заявляют о ненужности военной службы, свыше трети - о готовности покинуть Родину, а их здоровье в силу ряда социальных и экологических факторов заметно ухудшилось.

Третий круг проблем затрагивает правовую базу строительства и жизнедеятельности Вооруженных Сил. Озабоченность вызывает и ее несовершенство, и то, что она постоянно подвергается ревизии со стороны отдельных министерств и ведомств, которые пытаются решить свои проблемы за счет военных. Не останавливает даже прямая угроза подрыва обороноспособности государства, например в результате многочасового отключения энергопитания ЦКП войск РВСН.

Мощная база военно-патриотического воспитания - Дома офицеров, войсковые музеи, ансамбли песни и пляски, драмтеатры, оркестры нуждаются в материальной поддержке. Более чем в два раза сократилось число суворовских и нахимовских училищ.

Из 1300 докторов наук, работавших в Вооруженных Силах в 1990 году, через два года осталось менее 500, из них моложе 50 лет только третья часть.

Но, к сожалению, общество, отягощенное финансовыми и экономическими неурядицами, малочувствительно к экологическим процессам. Вяло начинающиеся и спонтанно заканчивающиеся экологические метастазы чрезвычайно опасны именно в конце достаточно длительного отрезка времени. Изложенное можно проиллюстрировать с помощью фундаментальной феноменологической зависимости:

Эффект ущерба = [сила разрушения] х [длительность разрушения].

Согласно приведенной формуле незаметный на первый взгляд эффект эколого-экономического разрушения при длительной экспозиции может быть сравним с последствиями применения оружия массового поражения.

В заключение выделим наиболее важные, на наш взгляд, эколого-эко-номические аспекты военного строительства и жизнедеятельности Вооруженных Сил России.

Первый. В условиях экологического кризиса эколого-экономические факторы объективно становятся приоритетными, начинают оказывать существенное влияние на строительство и жизнедеятельность Вооруженных Сил, уровень боеготовности войск, степень удовлетворения потребности комплектования соединений и частей, качество подготовки личного состава, накопление достаточных мобилизационных ресурсов.

Второй. Заметную роль в снижении эколого-экономического ущерба обороноспособности играют радикальное повышение надежности боевых и эксплуатационных характеристик вооружения и военной техники, унификация и стандартизация перспективных изделий, обеспечение технологичности производства, экономичности эксплуатации, высокой ремонтопригодности и утилизации устаревших образцов.

Третий. Необходимо принятие срочных мер в области экологического воспитания личного состава Вооруженных Сил. Что касается военного образования, то требуется разумное сочетание фундаментальной военно-инженерной и эколого-экономической подготовки с чисто военными знаниями и навыками по профилю специализации.

Военная мысль. Специальный выпуск. - 1993. - Ноябрь. - С. 11.

Военная мысль. - 1993. - №1. - С.48.

Красная звезда. - 1994. - 15 апреля.

Красная звезда. - 1994. - 15 апреля.

Красная звезда. - 1994. - 12 апреля.

Деловые люди. - 1993. - №1. - С.38-40.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации