Социально-экономические аспекты подготовки военных специалистов в гражданских вузах

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11,12)/1995, стр. 65-73

Социально-экономические аспекты подготовки военных специалистов в гражданских вузах

Подполковник Г.А. КАБАКОВИЧ,

доктор социологических наук

ВОПРОС о подготовке офицеров в гражданских вузах в настоящее время стал чрезвычайно актуальным. Это связано как с новой военной доктриной, которая предполагает содержание в Вооруженных Силах небольшого, но достаточно опытного, подготовленного кадрового контингента и резерва офицеров запаса, так и с вопросами экономического состояния нашего государства.

Во многих развитых странах подготовке офицеров резерва уделяется большое внимание. Например, в США более 50% офицеров резерва готовят на военных кафедрах гражданских вузов. В Англии создано 16 эскадрилий, в которые включены студенты 56 университетов, специализированных технических и политических колледжей. В настоящее время в армии США из всего контингента офицерского состава около 10% - выпускники военных училищ и порядка 40% - офицеры, окончившие гражданские вузы (остальной младший офицерский состав готовится в специализированных школах). В последние годы увеличилось количество гражданских вузов, которые обучают офицеров по программе Подготовительного корпуса офицеров резерва. Так, если в 1980 году военных специалистов готовили в 285 колледжах и университетах, то в 1983-м - в 483 вузах, а в 1989-м - в 1025.

Как свидетельствует зарубежная печать, эффективность данного метода более экономична: нахождение офицера на действительной службе в вооруженных силах США обходится налогоплательщикам в 30 тысяч долларов в год, в запасе - порядка 6 тысяч долларов. А о дееспособности офицеров запаса США свидетельствуют события в зоне Персидского залива.

Таким образом, вопрос подготовки офицеров на военных кафедрах гражданских вузов как в нашей стране, так и за рубежом является актуальным и имеет большое государственное значение.

В целях выявления уровня подготовленности выпускников военных кафедр технических вузов для службы в войсках в Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ) были проведены комплексные социологические исследования. В них участвовали только офицеры первых двух лет службы в войсках и выпускники военных кафедр гражданских вузов. Результаты обработки полученных данных показали, что на начальный период службы уровень подготовленности выпускников военных инженерных вузов (общеинженерная подготовка, умение работать с подчиненными, командные навыки и т.п.) достигает 35%, а уровень подготовленности выпускников военных кафедр гражданских вузов - 28% (рис.1). Но уже через год-полтора эти уровни выравниваются (рис.2). Выявлено также, что общетеоретическая инженерная подготовка бывших студентов выше как в начале службы, так и в процессе ее. Слабое место - низкие командные навыки и знания руководящих документов инженерно-технической службы.

В целом же существующая в настоящее время система подготовки в гражданских вузах позволяет военному специалисту исполнять служебные обязанности на первичных должностях согласно военно-учетной специальности (ВУС), если направленность подготовки совпадает со специальностью, полученной в вузе.

В соответствии с новыми нормативными документами выпускники военных учебных заведений, прослужив 5-10 лет, имеют право уволиться из ВС. Министерство обороны вынуждено в рамках социальной защиты дополнительно затрачивать средства на их обустройство и переподготовку. Выпускники же гражданского вуза, прошедшие обучение на военной кафедре (с существенно меньшими затратами), отслужившие по контракту установленный срок, имея высокую военную квалификацию и находясь при этом в запасе, могут более гибко использовать свои знания, умения, навыки в народном хозяйстве.

Результаты комплексных исследований подготовленности военных специалистов и офицеров запаса, прошедших двухгодичную службу на инженерно-технических должностях ВВС, показали, что целесообразно создавать параллельные структуры подготовки офицеров, которые были бы близки по уровню конкурентоспособности и могли взаимодополнять друг друга, тем более что монополия в подготовке кадров для Вооруженных Сил опасна. Во всем мире осуществляется разумное привлечение потенциала высшей школы для подготовки военных кадров.

Таким образом, качественные изменения в рассматриваемой системе диктуются как социальными, экономическими факторами, так и возросшими требованиями к профессиональной подготовке военных специалистов.

Курс на качественные показатели в оборонном строительстве требует существенных изменений в системе военной подготовки студентов вузов по программе офицеров запаса. Она же по-прежнему ориентирована на валовые показатели. Ежегодно десятки тысяч выпускников институтов и университетов становятся офицерами запаса, но нужен ли нам такой многочисленный резерв и, главное, каково его качество? Смогут ли они выполнить возложенные на них задачи, как это сделали, например, резервисты армии США во время конфликта в зоне Персидского залива? Ответ, к сожалению, будет отрицательным. Вместе с тем значение подготовленности резерва в условиях происходящего сокращения ВС резко возрастает.

Социально-экономические аспекты подготовки военных специалистов в гражданских вузах

Социально-экономические аспекты подготовки военных специалистов в гражданских вузах

Причин недостаточной подготовленности офицеров запаса много: устаревшая учебно-материальная база; недостаточно высокий уровень преподавательского состава; двойная, а то и тройная подчиненность военных кафедр; финансовая бедность вузов; отсутствие межвузовских учебных центров, отвечающих современным требованиям; слабая связь обучения с войсковой практикой и т.д. Главными же причинами являются, по мнению автора, крайне низкая мотивация необходимости обучения и почти полное отсутствие у выпускников вузов опыта практической работы на офицерских должностях. Молодые люди знают, что, получив звание офицера запаса, они (за редким исключением) будут освобождены от военной службы, поэтому некоторые из них специально идут в институт, чтобы не служить в армии, а отсутствие войскового опыта службы приводит к тому, что через год-два полученные на военной кафедре теоретические знания и начальные практические навыки забываются. Такой механизм подготовки, говоря техническим языком, является «системой производства невостребованной продукции», т.е. разомкнутой, без обратной связи, а следовательно, неэффективной.

Очевидно, настало время создать систему подготовки офицерских кадров по инженерным специальностям, отвечающую современным требованиям. Детали этой системы могут обсуждаться и уточняться, но принципы добровольности и заинтересованности обучения на военной кафедре должны соблюдаться неукоснительно.

Основой военной подготовки должна стать контрактная система обучения студентов с финансированием из бюджета Министерства обороны (МО). После подписания контракта студенту ежемесячно доплачивается к стипендии сумма, близкая к той, которую получают курсанты старших курсов военных вузов. Окончив вуз, офицер запаса обязан отслужить указанный в контракте срок. В дальнейшем он может на конкурсной основе продлить срок договора. Такой подход ликвидирует главные недостатки существующей системы и позволит создать профессионально подготовленный контингент офицеров запаса, численность и качество которого можно регулировать. Однако были опасения, что студентов, желающих подписать контракт, окажется немного. Но, как показали социологические исследования, недавно проведенные среди обучающихся на военных кафедрах технических вузов (МАИ, СПбГТУ, СПбГМУ и УГАТУ), порядка 18% из них желают заключить контракт с Министерством обороны на 5 лет службы в ВС.

Анализ экономической стороны подготовки специалистов в разных типах вузов, проведенный военно-социологической лабораторией военной кафедры УГАТУ, показал, что подготовка инженера в гражданском вузе, имеющем военную кафедру, обходится государству в 10-12 тысяч рублей. После окончания вуза часть выпускников сразу призывается на действительную службу в войска, остальные - по мере необходимости. Подготовка в военных училищах обходится государству в 50 тысяч рублей. И хотя в военном вузе на это расходуется в четыре раза больше средств, личностные показатели будущего специалиста, как было отмечено выше, не немного отличаются от аналогичных показателей офицера-выпускника военной кафедры технического вуза и не всегда отвечают квалификационным требованиям.

Исходя из анализа подготовленности военных специалистов в учебных заведениях различного типа, реформы Вооруженных Сил, зарубежного опыта, накопленного по данному вопросу, экономических преобразований, происходящих в нашем обществе, автор считает целесообразным предложить следующее.

Как известно, в целях осуществления качественной подготовки военных специалистов требуется заинтересованность не только военной кафедры, но и самого вуза. Поэтому Министерству обороны Российской Федерации необходимо делать заказ вузам на подготовку определенного количества военных специалистов, чтобы иметь в видах и родах войск МО РФ научно-обоснованную численность офицеров запаса, а также заключать договоры (контракты) как с вузом, так и со студентами, изъявившими желание стать офицерами, прошедшими конкурсный отбор и способными после окончания учебных заведений служить в войсках определенное количество лет, а также находиться в запасе после службы с обязательной переподготовкой для совершенствования приобретенных профессиональных навыков.

При заключении контракта между будущими военными инженерами и военным заказчиком должны быть оговорены все вопросы, связанные с обязательствами, которые берет на себя каждая сторона. Механизм этого процесса может быть следующим. Технический вуз набирает, например, не 500 человек, а 700, исходя из заказа на выпуск 200 офицеров по четырем специальностям. Экономически это выгодно как Министерству обороны и вузу, так и заключившему договор студенту: институт получит от МО (если говорить о выделении на подготовку специалиста не 10-12 тысяч рублей, а порядка 20 тысяч) 4 миллиона рублей, Министерство обороны сэкономит порядка 6 миллионов рублей, студенту же будет выплачиваться стипендия от военного ведомства за обучение на военной кафедре.

Сегодня решение вопросов коренной социальной перестройки Вооруженных Сил стало не только желаемым, но и необходимым. Так, реформа высших военных учебных заведений предполагает новые методы подготовки военных специалистов высшей квалификации в области национальной безопасности и обороны, создание новых кафедр военной систе-мологии и экономики, исследование проблем конверсии военно-промышленного производства.

В аналогичном плане должна быть пересмотрена и концепция подготовки военных специалистов в гражданских вузах, тем более что они переходят на многоуровневую систему, учитывающую рыночные отношения, маркетинг. С этой целью в высших учебных заведениях разрабатываются гибкие учебные планы и программы. В результате появится возможность быстро и без ущерба для качества подготовки специалистов переориентироваться на новые, потребности заказчиков, которые будут диктоваться условиями рынка. В связи с этим автор предлагает неординарный путь решения вопроса о многоуровневой подготовке в гражданских вузах военных специалистов для Вооруженных Сил. Концепция подготовки кадрового потенциала разных уровней в гражданских вузах предусматривает создание на базе существующих военных кафедр военно-технических факультетов. В рамках данной концепции выделены конкретные направления и три уровня подготовки (рис.3), основным из которых является подготовка офицеров-бакалавров на контрактной основе по одной из военно-учетных специальностей. Многоуровневая подготовка специалиста в вузе дает возможность студенту закончить обучение на различных ступенях системы высшего образования и выполнять соответствующую работу.

На первом уровне в целях обеспечения социальной защиты студентов от непредвиденных ситуаций, связанных с уходом из института, предусматривается такое построение учебного плана, которое позволит уже через два года подготовить их для квалифицированной работы на должностях младших специалистов с базовым (незаконченным) высшим образованием. Это первичные должности техника-лаборанта, конструктора-чертежника, делопроизводителя технической документации и т.п. Думается, что на данном уровне обучения было бы целесообразно готовить и младших военных специалистов, для чего может быть выделено 200-250 часов, т.е. порядка 10% учебного времени. А если при этом после второго курса проводить лагерные военные сборы с общевойсковым уклоном (примерно 144 учебных часа), то в целом за 394 часа (с учетом общегражданских дисциплин) этот вопрос решить можно.

Социально-экономические аспекты подготовки военных специалистов в гражданских вузах

Рис. 3. Уровни подготовки военных специалистов в вузе

С этой целью анализировались программы подготовки солдат в школах младших специалистов, был проведен социологический контент-анализ, а также учитывался контингент студентов, который будет проходить подготовку на военной кафедре или военно-техническом факультете вуза. Подспорьем при решении данного вопроса станут межвузовские учебно-тренировочные центры. В России один из первых центров начал создаваться на базе военной кафедры Башкирского государственного университета в 1992 году. Необходимость такой формы социальной защиты определяется тем, что в случае ухода из вуза после завершения первого уровня обучения студент пойдет служить в ВС уже с определенными знаниями и умениями, а в случае перехода армии на профессиональную основу сможет заключить контракт на службу в более высоком качестве. Если призыв в армию будет осуществляться на основании закона «О всеобщей воинской обязанности», то не прошедшие обучение на военно-техническом факультете будут призываться на действительную воинскую службу в качестве рядовых.

На втором уровне обучения кроме гражданской специальности предполагается заключение контрактов военного заказчика со студентами, изъявившими желание после окончания вуза служить в Вооруженных Силах и прошедших соответствующий отбор. В учебных планах подготовки бакалавров наук по направлению отводится порядка 716 часов непосредственно на изучение предметов по выбранной специальности и порядка 185 часов на изучение учебных дисциплин по выбору. Концепция подготовки военного специалиста (лейтенанта-бакалавра) на втором уровне предусматривает следующее. Студенты, заключившие договоры с МО, обучаются на военно-техническом факультете и получают специальность, аналогичную специальности гражданского профиля вуза либо близкую к ней. Так, если рассматривать этот вопрос применительно к авиационному вузу, то на военно-техническом факультете дисциплину «Радиоэлектронное оборудование летательных аппаратов» могли бы изучать студенты, специализирующиеся в области автоматизированных систем управления, промышленной электроники, электронно-вычислительных машин, измерительной техники, дисциплину «Авиационное оборудование летательных аппаратов» - студенты, специализирующиеся в области авиационного приборостроения, авиационного электрооборудования, дисциплину «Эксплуатация самолета и двигателя» - студенты, занимающиеся авиационным двигателестроением или технологией машиностроения. Для подготовки лейтенанта-бакалавра по военно-учетной специальности предлагается использовать фонды учебного времени, которые отводятся в учебных планах по специальности. Это позволит преобразовать военную кафедру в военно-технический факультет. Таким образом, на подготовку лейтенанта-бакалавра по военно-учебным специальностям, нужным военным заказчикам, может быть отведено примерно 900 часов учебного времени (716 часов по специальности плюс 185 часов на предметы по выбору). Кроме названного теоретического обучения необходимо также предусмотреть месячную войсковую стажировку. Итак, на втором уровне подготовки военного специалиста общий объем часов составит около 1045 (с учетом 144 часов войсковой стажировки), а если учесть объем часов первого уровня (394) и часы, отведенные на аттестацию, государственные экзамены и прочее (порядка 400), то общие затраты времени на подготовку бакалавра-лейтенанта могут составить до 1839 часов плюс часы, отводимые на общегражданские дисциплины. Такой подход несоизмеримо более значим, чем традиционная подготовка офицера, которая осуществляется в настоящее время в вузе по 594-часовой программе.

Изложенный метод подготовки бакалавров-лейтенантов по уровню конкурентоспособности знаний и умений выпускников вузов приближается к уровню требований, предъявляемых к выпускникам военных училищ.

Проведенное автором исследование проблем военного образования в системе высшей школы как элемента кадровой политики строительства Вооруженных Сил РФ подтвердило выдвинутую гипотезу о социально-экономической целесообразности многоуровневой контрактной подготовки военных специалистов в системе высшей школы и позволило сделать ряд теоретических выводов, в частности, что высшая гражданская школа способна решить задачу подготовки военных специалистов на высоком профессиональном уровне, а предлагаемая структура новой организации процесса обучения - военно-технический факультет - соответствует всем принципам системного подхода (целостность, устойчивость, адаптивность), которые характеризуют правильно сформированную систему, способную конкурировать с военным вузом, а также выработать концептуально-системный подход к практическому решению поставленных вопросов.

Результаты исследования подтверждают мнение автора, что подготовка военных специалистов в гражданских вузах не только актуальна для Министерства обороны и Госкомвуза, но и является государственным подходом к решению вопросов кадрового комплектования ВС, формирования мобилизационных резервов, подготовки квалифицированных специалистов для ВПК и народного хозяйства. Предлагаемые изменения в подготовке офицерских кадров в системе высшей школы позволят сформировать квалифицированных, творчески мыслящих военных специалистов, воспринимающих технику и науку как часть нашего мира, реалистически, с гуманных позиций оценивающих роль, значение и место человека в современной армии.

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:

Подготовка военных кадров в гражданских вузах и военно-учебных заведениях является взаимосвязанным процессом и характеризуется тенденцией к интеграции. При переходе к системе непрерывного военного образования эта зависимость проявляется в ликвидации традиционного деления времени службы офицера на периоды обучения и профессиональной деятельности, обеспечение стабильности образования, успешной адаптации к изменениям в развитии военной науки и военного дела. Так, преобразование военной кафедры в военно-технический факультет приведет к возрастанию возможностей целенаправленной подготовки офицеров с заданными квалификационными характеристиками, а также позволит подготавливать их по третьему уровню образования - магистры (инженеры).

Предлагаемая многоуровневая система непрерывного военного образования в гражданских вузах является рациональной и в условиях экономических трудностей оправданной. Она позволяет наиболее полно использовать профессорско-преподавательский состав и учебно-материальную базу вузов, повышает интерес будущих военных специалистов к обучению. При этом становится возможным достижение международного стандарта образования.

Основные положения предлагаемой концепции связаны с созданием современной системы военного образования, основанной на максимальном использовании научно-педагогического потенциала и материально-технической базы существующей сети гражданских учебных заведений.

Необходимы пересмотр и полное обновление нормативно-правовой базы системы военного образования, переработка основных руководящих документов, регламентирующих деятельность военных подразделений гражданских вузов на основе новых законодательных актов по вопросам обороны, строительства Вооруженных Сил и развития образования в России.

Не исключено, что положения, составляющие суть предлагаемой концепции, не будут укладываться в правовые нормы, действующие в обществе сегодня, поэтому для реализации концепции потребуется их изменение. Решение подобных вопросов требует выхода на государственные законодательные структуры.

Злесь и далее стоимость на январь 1991 года.

Следует подчеркнуть, что правительством России с 1995 года разрешено иметь военные кафедры еще в 58 высших учебных заведениях страны. Примечательно, что многие вузы лишились военных кафедр в период перестройки и теперь восстанавливают их.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации