Проблемы развития военной инфраструктуры в интересах разрешения военных конфликтов

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6 (11,12)/1995, стр. 22-28

Проблемы развития военной инфраструктуры в интересах разрешения военных конфликтов

Генерал-полковник В.М.БАРЫНЬКИН,

доктор военных наук,

начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

НЕОТЪЕМЛЕМОЙ частью подготовки государства к обороне, основой применения его Вооруженных Сил является оперативное оборудование территории страны. Опыт многих локальных войн и вооруженных конфликтов подтверждает - слабо развитая военная инфраструктура не позволяет своевременно и в полном объеме развернуть (создать) нужные группировки войск (сил), что и является одной из причин их поражения.

Содержание и объем мероприятий оперативного оборудования территории страны непостоянны, они зависят от жизненно важных интересов государства, состояния его экономики, потенциальных угроз безопасности, а также от развития военной техники и вооружения, изменения характера и способов ведения вооруженной борьбы.

В прошлом создание военной инфраструктуры сводилось к возведению пограничных укреплении в виде земляных валов, каменных башен и стен с целью преградить противнику пути вторжения в страну. Ярким примером является величайший памятник военного искусства древности Великая Китайская стена, представляющая собой сложный комплекс различных инженерных сооружений.

В XVIII веке широкое распространение получила заблаговременная подготовка вблизи от границ так называемых магазинов, т.е. складов, в которых хранилось все необходимое для ведения боевых действий.

В начале XX века появилось понятие «подготовка театров военных действий» (прообраз «оперативного оборудования территории страны»), суть которого заключалась в заблаговременной постройке укреплений (крепостей) в непосредственной близости от границы. Под их прикрытием проводили отмобилизование и развертывание вооруженных сил для ведения войны.

После первой мировой войны в подготовке ТВД (оперативном оборудовании территории страны) произошли существенные изменения. Вместо системы крепостей стали создавать укрепленные районы, состоявшие из нескольких оборонительных позиций (полос) с долговременными огневыми точками, сооружениями полевой фортификации, отличавшимися большой протяженностью (линии Мажино, Маннергейма). Наряду с этим шло строительство железных и автомобильных дорог, аэродромной сети, пунктов базирования флота, оборудовались позиции для артиллерии, посты наблюдения, командные пункты, готовились система связи, базы, склады материальных и технических средств.

Появление ракетно-ядерного оружия, автоматизированных систем управления, возрастание боевых возможностей обычных средств поражения и технической оснащенности вооруженных сил, наличие у противостоящих сторон мощных боеготовых группировок привело к резкому изменению характера и способов ведения военных (боевых) действий и как следствие взглядов на оперативное оборудование территории к войне. Театром военных действий становились территория всей страны независимо от ее размеров и удаленности экономических, политико-административных центров и околоземное космическое пространство. В связи с этим в интересах Военно-космических сил создается военная инфраструктура.

Это было заложено в основу военной инфраструктуры СССР и стран Варшавского Договора в целях коллективной безопасности, обеспечивались защита важнейших экономических, административно-политических центров от массированных ядерных ударов и последующие крупномасштабные операции на западе, прикрытие границ на юге и жесткая оборона на востоке.

Радикальные изменения военно-политической обстановки в мире, вызванные распадом системы социализма, оказали существенное влияние на развитие международных отношений, а также на решение межгосударственных и региональных споров с применением военной силы. Прекращение холодной войны, отказ от образа потенциального врага вынудили по-иному взглянуть на военное строительство и развитие военной инфраструктуры государства.

В настоящее время реформирование Вооруженных Сил РФ требует нового подхода к оперативному оборудованию территории страны, и в частности к созданию объектов военной инфраструктуры. Общеизвестно, что они обеспечивают эффективность применения военной силы, в том числе при решении военных конфликтов. Однако сейчас указанные объекты на территории России не составляют целостной системы и не в полной мере соответствуют интересам безопасности государства. Это обусловлено тем, что больше половины важнейших объектов военной инфраструктуры ВС СССР осталось за пределами Российской Федерации. Нарушена ее стратегическая целостность, резко снизились возможности системы управления Вооруженными Силами, в том числе связи и АСУ. Наиболее развитая составляющая военной инфраструктуры - стационарная система связи на новых станциях (тропосферная) - оказалась за пределами России, а оставшиеся ее элементы устарели. Кроме того, нарушена целостность системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). На территории России только три узла этой системы, а остальные пять на Украине (Мукачево, Севастополь), в Латвии (Скрунда), Казахстане (о.Балхаш), Азербайджане (Мингечаур).

Существующая сеть аэродромов по техническим характеристикам не отвечает требованиям рассредоточения авиационных группировок на военный период.

Весьма существенно снизились возможности базирования флота, управления и обеспечения его устойчивости. За границей оказалась система гидрографического обеспечения безопасности мореплавания (Балтийское, Черное и Каспийское моря). В Прибалтике осталось 4 из 5 судоремонтных заводов, почти вся система наблюдения и навигационного обеспечения.

Снизились возможности Военно-космических сил по наращиванию орбитальных группировок космических аппаратов и их восполнению в военное время, а также эффективность управления в мирное время. За пределами России находятся полигон Байконур, один объект контрольно-измерительных комплексов в Казахстане, три на Украине и четыре в Узбекистане.

Безусловно, в период образования независимых государств Правительству России необходимо было добиться сохранения функционирования военных объектов, оставшихся за ее пределами, в интересах как государства, так и всех стран СНГ, но этого не было сделано и сейчас многие из них находятся в нерабочем состоянии, процесс разрушения продолжается.

В результате военная инфраструктура, доставшаяся России, значительно отстает от инфраструктуры ВС НАТО.

Так, по военным аэродромам с искусственным покрытием мы уступаем Германии более чем в два раза, Франции и Англии - в полтора, тогда как территория России в 15 раз больше, чем территория всех этих государств вместе взятых. Создавая группировки сил и средств для разрешения военных конфликтов, мы пытаемся повысить их качество, осознавая недостаточность количественного состава. Однако наращивать усилия будет весьма сложно, потому что плотность аэродромов в Западном регионе 14 на 1 млн. км , во Внутреннем - 1, в Восточном - 4.

По плотности автомобильных дорог Россия уступает Белоруссии, Украине и Польше в 10 раз, Франции - в 50, Германии - в 75. Не лучше положение и с железными дорогами. Мы располагаем только четырьмя железнодорожными направлениями на Западе и двумя на Дальнем Востоке. БАМ практически не работает, не имеет в достаточном количестве рокад, станций выгрузки и погрузки военной техники.

Развитие военной инфраструктуры России не самоцель Министерства обороны РФ. Здесь затрагиваются интересы страны, поскольку общегосударственные объекты (двойного назначения) кроме обеспечения безопасности и обороноспособности могут использоваться и для решения народнохозяйственных задач. При разработке основных нормативных и руководящих документов, касающихся вопросов обороны и безопасности государства, необходимо предусматривать, что в особых условиях эти объекты должны передаваться в распоряжение Вооруженных Сил России. В первую очередь это все транспортные объекты и коммуникации, объекты государственной связи, являющиеся составной частью системы управления страной и ее ВС, базы и склады государственного резерва с запасами материально-технических средств, сеть ремонтно-восстановительных заводов и предприятий, объекты Гражданской обороны. При создании группировок сил и средств одновременно придется наращивать объекты военной инфраструктуры (в случае необходимости), без заблаговременного развития которых нельзя вести речь о применении военной силы в регионе (районе) возможных военных конфликтов.

Сложившаяся в стране экономическая ситуация, необходимость обеспечения суверенитета и национальной безопасности требуют взвешенного подхода к развитию военной инфраструктуры прежде всего в наиболее нестабильных в конфликтном отношении регионах (районах). Анализируя наличие и состояние соответствующих объектов в Западном, Внутреннем и Восточном регионах России, можно сделать вывод, что в условиях отсутствия реально действующей системы коллективной безопасности СНГ проблема оперативного оборудования территории России имеет особое значение.

В отличие от нас военно-политическое руководство НАТО пристально следит за развитием и совершенствованием военной инфраструктуры в районах предполагаемых конфликтов. Первостепенное внимание уделяется южному флангу блока вследствие его непосредственной близости к районам с нестабильной военно-политической обстановкой. Поэтому планируются и создаются дополнительные аэродромы, пункты базирования флота, склады, а также другие объекты военной инфраструктуры для приема, размещения, рассредоточения, подготовки и выдвижения войск в районы оперативного предназначения. В последнее время значительные средства затрачиваются на реконструкцию аэродромной сети Южно-Европейского (ЮЕ) ТВД. За последние два года там реконструировано около 30% аэродромной сети ОВВС НАТО. В ходе реконструкции осуществлялось строительство новых, расширение и модернизация существующих взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, а также увеличение емкости и количества складов различного назначения, стоянок, ангаров, укрытий, технических зданий.

В 1994 году подобные мероприятия завершены на 7 аэродромах в Италии, 6 - в Греции, 9 - в Турции. Все это позволило увеличить емкость аэродромной сети на ЮЕ ТВД более чем на 70 самолетов и обеспечивать прием не только тактической авиации, но и тяжелых транспортных самолетов.

Завершив формирование в составе ОВС НАТО сил быстрого развертывания (СВР), военное руководство блока приступило к подготовке военной инфраструктуры для их боевого применения.

В состав воздушного компонента СВР включено до 15 эскадрилий тактической авиации (более 270 боевых самолетов), около 6 батарей (эскадрилий) ЗУР (до 42 ПУ) ВВС США, ФРГ, Великобритании, Турции, Дании, Нидерландов, Бельгии, Норвегии, а также две-три эскадрильи военно-транспортной авиации (около 80 самолетов) ВВС ФРГ, Великобритании и Турции. Для обеспечения деятельности выделяемых сил и средств на территории Турции запланировано использование 10 аэродромов, которые расположены в основном в южной и восточной ее части. Согласно существующим в НАТО планам (использование воздушного компонента СВР) в Турцию может перебазироваться до 80 самолетов тактической авиации и 24 военно-транспортной.

В результате реконструкции аэродромы блока оборудованы одной-двумя основными взлетно-посадочными полосами с бетонным или асфальтобетонным покрытием длиной от 2900 до 3800 м, рулежными дорожками, арочными укрытиями усиленного типа, складами боеприпасов, вооружения и ГСМ. В целом они соответствуют предъявляемым требованиям. Кроме того, для обеспечения приема современных военных самолетов днем и ночью в любых метеоусловиях предполагается оснастить эти аэродромы современной аппаратурой связи и модернизировать радионавигационное оборудование, а также создать необходимый запас топлива и ГСМ.

Таким образом, мероприятия, проводимые руководством НАТО, свидетельствуют о том, что командование Североатлантического союза в настоящее время придает первостепенное значение созданию необходимой инфраструктуры на направлениях предполагаемых конфликтов, что позволит ему в случае необходимости в короткие сроки развернуть на южном фланге выделенные в СБР силы и средства из состава ОВВС.

Для решения задач создания, развития и совершенствования военной инфраструктуры в интересах безопасности России необходима разработка нормативно-правовой базы, которая бы законодательно закрепила: право использования в угрожаемый период объектов военной инфраструктуры, находящихся в ведении министерств, ведомств, частных владельцев, на основе Конституции, действующего законодательства и военной доктрины Российской Федерации; право использования Министерством обороны РФ объектов военной инфраструктуры за пределами России на основе договоров о международном военном сотрудничестве в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны стран СНГ. Без этих документов невозможно реализовать даже первоочередные меры по созданию необходимой военной инфраструктуры, а также снабжению войск (сил) в особый период вооружением, военной техникой и материальными средствами.

Кроме того, власти республик в составе Российской Федерации, автономных округов, краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей территории в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» обязаны: проводить мероприятия по оперативному оборудованию территории согласно Плану оперативного оборудования территории страны в интересах обороны и утвержденным целевым программам; обеспечивать потребности воинских частей и учреждений Министерства обороны в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами, действующими на территории РФ; участвовать в планировании и обеспечивать выполнение мероприятий гражданской и территориальной обороны.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О военном положении» с введением в действие нормативных актов военного времени граждане Российской Федерации обязаны по требованию органов военного управления предоставлять для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующим возмещением ущерба государством.

На наш взгляд, для решения назревших задач необходимо развивать и совершенствовать научно-теоретическую базу. Теория должна помочь выработать научную концепцию военного строительства, указать направления разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих применение военной силы при разрешении военных конфликтов, а также способствовать созданию и развитию военной инфраструктуры. При этом наряду с основными вопросами, касающимися оперативного оборудования территории, нужно выработать единую терминологию, обосновать необходимость единого планирования, финансирования и порядка передачи объектов в угрожаемый период. В настоящее время пока еще нет полномасштабной научно-теоретической базы. В связи с этим в военно-научных заведениях, НИИ целесообразно использовать уже наработанные положения, в которые остается лишь вносить соответствующие изменения и дополнения.

В целях организации тесного взаимодействия с министерствами и ведомствами Российской Федерации, занимающимися данной проблемой, необходимо в ближайшей перспективе подготовить нормативно-правовой документ, определяющий порядок разработки программы (плана) оперативного оборудования, в том числе плана развития военной инфраструктуры, обеспечения проведения общегосударственной политики по данной проблеме, финансирования и контроля.

Создание, развитие, совершенствование военной инфраструктуры Вооруженных Сил и других войск России, на наш взгляд, необходимо проводить на основе прогноза возникновения военных конфликтов, важности того или иного стратегического района (направления) и плана оперативного оборудования территории страны. Строительство и реконструкция объектов военной инфраструктуры, по нашему мнению, должны осуществляться по следующим основным направлениям: создание запасов конструкций и материалов для восстановительных работ, парков наплавных мостов для транспортных коммуникаций; перепрофилирование гражданских объектов (независимо от форм собственности); унификация (стандартизация) объектов военной инфраструктуры и их резервирование; выработка единых требований к военным и гражданским объектам ин-: фраструктуры; содержание объектов военной инфраструктуры; создание запасов материально-технических средств.

Для выполнения договорных обязательств и государственных заказов по подрядным работам и предоставлению услуг, связанных с реализацией плана оперативного оборудования территории страны, необходимо привлекать предприятия, учреждения и организации независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Создаваемая военная инфраструктура должна обеспечивать выполнение войсками боевых задач, поддержание постоянной боевой готовности и нормальную их повседневную деятельность. Кроме того, при реконструкции объектов, влияющих на уровень боевой готовности, необходимо заблаговременно определять их дублеров или согласовывать с органами местного управления порядок использования общегосударственных (двойного назначения) объектов местной инфраструктуры.

Основными требованиями, предъявляемыми к военной инфраструктуре, являются: создание объектов с учетом уровня угрозы природных, техногенных явлений и предназначения войск (сил); обеспечение своевременного развертывания группировок войск (сил) в угрожаемый период при минимальных материальных и временных затратах; обеспечение живучести объектов военной инфраструктуры и их экологической безопасности при нанесении ударов противника, эшелонирование и распределение по направлениям; стандартизация (унификация), плановость и комплексность их развития.

Таким образом, исходя из возможных военных угроз для России, можно сделать вывод, что одним из первоочередных мероприятий по сдерживанию, предотвращению, локализации и разрешению военных конфликтов является оперативное оборудование территорий стратегических районов и направлений для обеспечения действий группировок войск (сил) по их оперативному предназначению. В числе важнейших задач следует выделить: подготовку сети автомобильных, железнодорожных, ] морских и речных путей сообщения, трубопроводов, линий связи, рубежей для войск прикрытия, заграждений, а также, где это возможно, элементов оперативных рубежей. Результаты моделирования военных действий в конфликте с участием группировок сил и средств Вооруженных Сил России свидетельствуют об исключительно большой зависимое- ( ти эффективности боевых действий от состояния военной инфраструктуры. На тех направлениях, где она была создана в объеме 50-60% от требуемого, противник уже на вторые-третьи сутки сможет вклиниться в глубину нашей территории на 100 км и более, что сразу приведет к потере оперативной устойчивости обороны и необходимости принимать экстренные меры, общая стоимость которых в несколько раз превысит стоимость сэкономленных за счет неполного создания военной инфраструктуры средств. В случае оперативного оборудования территории в объеме до 76% темпы наступления противника (при прочих равных условиях) заметно падают, потери возрастают, а глубина вклинения его группировок не превышает 30-50 км, и разрешение конфликта может быть осуществлено в самом начале военной фазы.

Результаты моделирования и командно-штабных тренировок показывают: для использования резервов, находящихся в других регионах, потребуется широко разветвленная сеть железных и автомобильных дорог. Расчеты подтверждают, что перевозка лишь одной дивизии из глубины страны на расстояние до 1000 км по одноколейному пути может осуществиться в среднем за 6-7 суток, при двухколейном пути - за 3-5 суток. Моделирование военной фазы конфликта позволяет сформировать важные практические рекомендации, касающиеся развития военной инфраструктуры, о чем говорилось выше. Весьма важно, чтобы объекты специального и общего назначения заранее размещались и оборудовались в местах оперативного предназначения войск, крупные железнодорожные узлы или дороги - вблизи расположения резервов с учетом требуемого удаления от районов (рубежей) предполагаемого их боевого применения. Для успешного выполнения этих задач необходимо проводить оперативное оборудование территории страны с опорой на имеющиеся объекты инфраструктуры государства. В условиях экономических трудностей России и дальнейшего сокращения Вооруженных Сил РФ соединения (части) -формирователи целесообразно располагать в военных городках, находящихся в непосредственной близости от существующих объектов общегосударственной инфраструктуры, т.е. в регионах (районах), где военная опасность и угроза конфликтов возможны уже в настоящее время.

Проблема развития военной инфраструктуры для России сейчас так же актуальна, как и строительство Вооруженных Сил, развитие вооружения и военной техники. Поэтому необходимы общегосударственная программа (план) оперативного оборудования страны в интересах обороны и конкретный план развития военной инфраструктуры каждого региона (района). Там, где существует конфликтная опасность для России, целесообразно в первую очередь создавать (развивать) военную инфраструктуру. Для разрешения будущих военных конфликтов можно предложить следующие направления развития военной инфраструктуры, которые могли бы стать основой общего планирования как в Генеральном штабе ВС РФ, так и в государстве в целом: поддержание боевой готовности объектов военной инфраструктуры; развитие аэродромной сети с учетом районов (регионов) вероятных военных конфликтов и ожидаемого количества войск (сил), привлекаемых для их разрешения из других регионов; восстановление ремонтной базы вооружения и военной техники; оборудование складов и нормированное создание запасов ГСМ, продовольствия и другого военного имущества; проведение проектно-изыскательских работ по выбору и оборудованию районов рассредоточения для баз, складов, арсеналов, оказавшихся в приграничной зоне в районах наиболее вероятных конфликтов; развитие транспортной сети с учетом требуемой дислокации войск (сил), баз, складов, арсеналов в количестве, необходимом для успешного разрешения возможных военных конфликтов; создание в интересах обороны инфраструктуры Военно-космических сил, способных решать важные задачи разведки, топографического, картографического, метеорологического обеспечения и разработки единой государственной системы навигации.

В заключение следует отметить, что изложенные соображения не охватывают всей проблемы развития военной инфраструктуры. В статье затронуты лишь наиболее важные вопросы. Продуманное оперативное оборудование территории возможных военных конфликтов при их разрешении обеспечит выполнение задач Вооруженными Силами Российской Федерации с наименьшими потерями.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации