Технологическая безопасность как фактор укрепления оборонного потенциала России

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1994

Технологическая безопасность как фактор укрепления оборонного потенциала России

Полковник А.В.ПИСКУНОВ,

кандидат экономических наук

ФОРМИРОВАНИЕ рыночной экономики в России сопровождается снижением промышленного производства, свертыванием научно-исследовательских работ, что вызывает утечку квалифицированной рабочей силы и научных кадров. Кроме того, непродуманная организация конверсии заметно снизила качество технологии, которое было достигнуто ранее в оборонном комплексе страны. Вес это подтверждает необходимость сохранения научно-технического потенциала России, наращивания научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Нельзя не учитывать и того, что в современных условиях очень остро стоит вопрос об обеспечении технологической безопасности страны.

Технологическая безопасность, на наш взгляд, включает целую систему мер, направленных на сохранение такого уровня развития отечественного научно-технического и производственного потенциала, который гарантирует выживаемость национальной экономики за счет собственных интеллектуальных и технологических ресурсов, оборонную достаточность и экономическую независимость страны в случае негативного изменения политических и экономических условий.

Прямыми признаками нарушения технологической безопасности страны являются снижение национального научно-технического потенциала и формирование односторонней технологической зависимости от более развитых западных государств. В настоящее время в России, имеют место оба этих фактора и как следствие она теряет былую технологическую самостоятельность. Основные причины снижения научно-технического потенциала - резкое сокращение финансирования науки, закупок приборов и оборудования для научных лабораторий, экспериментальных исследований, а также низкая заработная плата научных работников, в результате чего большая часть ученых и инженеров перешла из сферы науки в различные коммерческие структуры или выехала за рубеж.

Особенно тяжелое положение складывается в научно-технической сфере оборонного комплекса, где последняя причина сказывается весьма ощутимо. По данным Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, за 1992 год их покинуло около 200 тыс. ученых. Только аэрокосмическое направление за 1992-й и первую половину 1993 года лишилось более трети докторов и кандидатов наук. Многие из них перешли в коммерческие и административные структуры, другие пополнили ряды безработных интеллектуалов. Создалась парадоксальная ситуация: в стране уровень квалификации безработных в этой области выше, чем занятых. Значительное число специалистов оборонного комплекса уезжает в поисках работы за границу, что наносит ущерб технологической и военной безопасности России. К примеру, только в аэрокосмической системе США занято свыше 200 специалистов из бывших граждан СССР, а в военно-промышленном комплексе Израиля их около 90 %.

Вес это нс могло не сказаться самым негативным образом на результатах научных исследований и разработок. Если в начале 80-х годов в бывшем СССР за год подавалось около 100 тыс. заявок на изобретения и регистрировалось 50 - 60 тыс. охранных документов, то к 1993 году их количество упало в несколько раз. Наши доходы от продажи лицензий на мировом рынке составляют лишь 2% по сравнению с США. Резко сократились масштабы внедрения научно-технических разработок в народное хозяйство России, а свыше 80% объектов новой техники и технологии остаются невостребованными.

Особо надо сказать о фундаментальных исследованиях, которые, как правило, нс имеют иных источников финансирования, кроме бюджетных ассигнований. Если в конце 70-х - начале 80-х годов в бывшем СССР на их проведение приходилось 10 - 12% общих расходов НИОКР, то к началу 90-х годов эта цифра снизилась до 5 - 6%. По оценке Российской академии наук, финансирование отечественной науки в текущем году по сравнению с 1990-м сократилось в четыре раза, по другим оценкам - в десять раз.

О появлении тенденции технологического отставания России и возможности се попадания в зависимость от западных государств говорит тот факт, что развитию отечественной науки и техники уже оказывают значительную материальную и финансовую поддержку различные зарубежные организации. В настоящее время их насчитывается более десятка. С одной стороны, эти акции положительно влияют на развитие науки в России. Но есть и другая сторона - под угрозу ставится технологическая безопасность страны. Так, при подаче заявок на получение пособий от зарубежных организаций раскрывается информация о научных исследованиях и разработках, об учреждениях и кадрах, состоянии и проблемах российской науки, выявляются наиболее перспективные направления НИОКР. Кроме того, у «помогающего» имеется возможность отвлекать значительную часть нашего научно-технического и экономического потенциала от решения актуальных народнохозяйственных, научных и технологических проблем, создавать в России филиалы своих корпораций, использовать се природные ресурсы и рабочую силу в своих интересах. Нс исключается консервация отдельных направлений развития российской науки, техники и технологии и даже их блокировка, особенно в тех областях, где Россия может быть серьезным конкурентом, а именно таким является оборонный комплекс страны. «Валютная» зависимость от западных фирм может создавать напряженность в научных коллективах и ставить в неравные социальные условия научные учреждения и институты. Это в свою очередь будет приводить к тому, что последние, как и отдельные ученые, готовы будут передавать за рубеж весьма ценные научно-технические разработки.

Особую уязвимость для технологической (а в конечном счете и для военно-экономической) безопасности России представляет «утечка» по этим мотивам разработок из сферы НИОКР оборонного комплекса страны. В этом случае западные фирмы получат практически беспрепятственный доступ к российским научно-техническим достижениям и возможность контролировать развитие оборонного потенциала России, что с позиций национально-государственной безопасности нашей страны недопустимо.

Одновременно уровень технологической безопасности России может снизиться за счет более оперативного и масштабного использования Западом новинок научно-технического прогресса (НТП), на освоение которых у нас в настоящее время не хватает средств. Кроме того, западные фирмы могут целенаправленно разрабатывать меры по снижению конкурентоспособности российского научно-технического потенциала, а также создавать препятствия для появления на мировом рынке новой российской техники и технологии. Положение усугубляется рядом факторов: ужесточением национальных законодательств по передаче технологий, принятием согласованных многосторонних мер на международном уровне, наличием тарифных и таможенных барьеров, других видов протекционистской политики. Это может быть и патентная экспансия в виде патентования западных изобретений в России с целью блокирования определенных направлений развития российской науки и техники, и преднамеренная ориентация последних на бесперспективные и тупиковые области.

Несмотря на то что в последнее время в силу улучшения международной обстановки ведущие западные государства расширили передачу научно-технической информации восточноевропейским странам, было бы ошибкой полагать, что в будущем они откажутся от технологического давления на них и на Россию в частности. Обэтом свидетельствует обнародованный в начале сентября 1993 года новый вариант военной доктрины Клинтона, разработанный с учетом изменения критериев угрозы национальной безопасности США в перспективе.

Наконец, нельзя исключать и такие формы получения информации, как научно-техническая разведка и промышленный шпионаж. Этому могут способствовать децентрализация внешнеэкономической деятельности России, неурегулированность экономических отношений между странами СНГ, слабость пограничных и таможенных механизмов, отсутствие нормативно-правовой базы охраны государственных секретов и т.д.

Все вместе взятое дает основание говорить об угрозе технологической безопасности России. Для ее обеспечения, мы считаем, необходимо принять ряд мер и вести работу по следующим основным направлениям.

Первое. Усиление защиты научно-технического комплекса страны, который по многим направлениям по-прежнему сохраняет ведущие позиции в мире и потенциально способен предложить народному хозяйству новые технологии для его перевооружения. Это возможно при условии, что будут созданы эффективно действующие правовые и экономические предпосылки для передачи технологии из оборонных отраслей в гражданские.

Второе. Быстрое формирование собственных инвестиционных ресурсов за счет разумно проводимой конверсии и торговли оружием. Для этого необходимы соответствующие изменения в законах Российской Федерации о конверсии оборонной промышленности и внешнеэкономической деятельности, при которых экспорт вооружения и военной техники станет важным средством получения валюты.

Третье. Недопустимо строить систему национальной технологической безопасности на принципах технологической автаркии, тотальной закрытости своего научно-технического потенциала. Ее структура должна быть ориентирована на последние достижения мирового научно-технического прогресса. Путь же технологического обособления страны приведет не к укреплению безопасности, а к се ослаблению и, в конечном итоге, к усилению односторонней технологической зависимости от Запада.

Четвертое. Стержневым принципом сохранения и укрепления национальной технологической безопасности в новых условиях должна стать равная технологическая зависимость партнеров по международному сотрудничеству, которая формировалась бы на основе международной научно-технической кооперации. Этот принцип предполагает внешнюю открытость российского научно-технического потенциала, что отвечает и духу экономической реформы, и интересам России, и задачам развития международного сообщества, и означает равенство потенциального ущерба компаньонов в случае разрыва международных технологических связей. Он же будет гарантией равномерного, синхронного технологического развития стран-партнеров, что исключает возможность резких разногласий между ними.

Пятое. Требуется государственный и общественный контроль за использованием совокупного фонда изобретений и разработок, который, с одной стороны, поощрял бы международное научно-техническое сотрудничество, а с другой - возводил барьер на пути разбазаривания национальных научно-технических достижений. Такой принцип должен стать основополагающим в государственной научно-технической политике.

В заключение следует отметить, что сохранение и дальнейшее наращивание научно-технического потенциала страны возможно лишь при оптимальном сочетании внутренних и внешних источников его развития. Помощь зарубежных организаций не следует отвергать, но необходимо создать соответствующие механизмы ее распределения и рационального использования в интересах России. А пока таковых нет, не приходится говорить о взаимовыгодном международном научно-техническом сотрудничестве.

Подобное положение дел диктует необходимость разработки комплекса мер по сохранению жизнеспособности отечественной науки и обеспечению технологической безопасности России собственными усилиями. Требуется безотлагательно принять ряд законов о научно-технической политике, об академическом научном учреждении, о статусе научного работника, об охране интеллектуальной собственности, государственных тайн и секретов.

Целесообразно, на наш взгляд, создать систему выявления тенденций развития мировой науки и техники, определения места российского научно-технического потенциала в них. Это нужно в первую очередь для разработки и реализации государственной научно обоснованной технической политики. Следует также провести инвентаризацию накопленного научно-технического задела, а затем реализовать на коммерческой основе отдельные его элементы государственным и частным производственным структурам и зарубежным фирмам в интересах ускоренного развития НТП в России.

В этой связи было бы полезно создать банк данных о российских ученых и специалистах как в гражданских отраслях, так и в оборонном комплексе, которые могли бы с учетом технологической и военной безопасности России выезжать за границу для стажировки или работы по контракту. Необходим также банк данных о российских технологиях, которые могли бы заинтересовать зарубежных партнеров и стать объектом коммерческой реализации без ущерба для национальной безопасности страны.

Российские вести. - 1993. - 25 августа.

Радикал. - 1991. - №8. - С.4.

Российский экономический журнал. - 1993. - №11. - С.43.

Там же. - С.44.

Российские вести. - 1994. - 7 апреля.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации