Операции по поддержанию мира - военные аспекты многонационального подхода

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1994, стр. 75-80

Операции по поддержанию мира - военные аспекты многонационального подхода

Полковник Стивен Р.РЕЙДЕР (армия США),

начальник отдела операций по поддержанию мира

управления оперативных вопросов и обеспечения

Штаба ОВС НАТО в Европе

ОПЕРАЦИИ по поддержанию мира стали объектом пристального интереса многих государств и организаций особенно после окончания «холодной войны». Организация Североатлантического договора (НАТО) продемонстрировала свою готовность поддержать такие операции в рамках как Организации Объединенных Наций (ООН), так и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Такую поддержку планируется оказывать непременно во взаимодействии с членами Совета Североатлантического сотрудничества, а также с другими государствами. Доктрина операций по поддержанию мира находится в процессе разработки, поэтому в статье излагаются предварительные подходы к некоторым ее аспектам, официально не утвержденным странами - участницами НАТО.

Терминология

Часть трудностей, возникающих при рассмотрении данной темы, исходит из отсутствия общепринятых определений основных понятий, используемых при обсуждении вопросов поддержания мира. В Совете Североатлантического сотрудничества, объединяющем 38 стран-участниц из Северной Америки, Западной, Центральной и Восточной Европы, приняты определения некоторых ключевых терминов, связанных с операциями по поддержанию мира. Было бы полезно привести их здесь. >

Предотвращение конфликта. В соответствии с главой VI Устава ООН включает различные меры в диапазоне от дипломатических инициатив до превентивного развертывания войск, направленные на предотвращение перерастания противоборства в вооруженный конфликт или его расширение. К действиям по предотвращению конфликта относятся установление фактов, консультации, предупреждения, инспекции и мониторинг. Превентивное развертывание обычно означает посылку гражданского персонала и (или) вооруженных сил для предотвращения кризиса.

Миротворчество. Это дипломатические акции, осуществляемые после возникновения конфликта в целях достижения мирного урегулирования. Они могут включать предоставление сторонам офисов, посреднических услуг, согласительных процедур, а также такие действия, как дипломатическая изоляция и санкции.

Поддержание мира. В узком смысле - сдерживание и (или) прекращение боевых действий между странами или внутри одной страны посредством организованной и руководимой международным сообществом интервенции незаинтересованной третьей стороны с использованием вооруженных сил и гражданских лиц для дополнения процесса политического разрешения конфликта, восстановления и сохранения мира.

Осуществляемые на основании главы VI Устава ООН операции по поддержанию мира обычно включали с согласия сторон позиционное развертывание сил по поддержанию мира для контроля за соблюдением границ и демаркационных линий, проверки выполнения соглашений о прекращении огня, осуществления контроля в буферных зонах, разоружения и роспуска враждующих группировок. В последние годы ООН значительно расширила характер военных операций, проводимых под флагом «операций по поддержанию мира», включив в них, например, охрану поставок гуманитарной помощи и защиту беженцев. В операциях по поддержанию мира может участвовать существенный невоенный элемент (гражданская полиция, наблюдатели за проведением выборов или соблюдением прав человека), обычно находящийся в распоряжении гражданского главы миссии.

Гуманитарная помощь - мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот населения, особенно в условиях, когда местные власти не в состоянии (а возможно, и не стремятся) наладить нормальное обеспечение населения. Мероприятия по оказанию гуманитарной помощи могут проводиться в рамках операции по поддержанию мира или как полностью самостоятельная программа.

Обеспечение мира - действия в соответствии с главой VII Устава ООН с использованием военных средств для восстановления мира в районе конфликта. Они могут осуществляться в гуманных целях в случае меж- или внутригосударственного конфликта, или когда государственные институты практически разрушены.

Укрепление мира - действия после окончания конфликта с целью выявить и поддержать структуры, которые могут способствовать усилению и упрочению политического урегулирования во избежание повторной вспышки конфликта. Они включают механизмы выявления и поддержки структур, которые будут способствовать укреплению мира, достижению уверенности и благополучия, восстановлению экономики, и могут потребовать участия как гражданских, так и военных лиц.

Сущность операций по поддержанию мира

Как отметил Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос Гали в докладе «Повестка дня для мира», «поддержание мира можно по праву назвать изобретением Организации Объединенных Наций». Две главные черты операций ООН по поддержанию мира (начиная с самой первой, проведенной в 1948 году) - многонациональность и беспристрастность. Эти качества всегда необходимы для того, чтобы операция по поддержанию мира могла достичь какого-то успеха. Обычно они взаимосвязаны, поскольку государства, предоставляющие контингенты для сил по поддержанию мира, не должны быть заинтересованными в конфликте сторонами. Чем больше стран представлено в силах по поддержанию мира, тем более беспристрастными они будут выглядеть в глазах противоборствующих сторон.

Хотя роль и функции гражданских компонентов сил по поддержанию мира значительно расширились, операции по поддержанию мира осуществлялись в основном военными, выступающими в качестве наблюдателей, штабных офицеров или проходящими службу в составе воинских формирований, выделяемых странами-участницами. Однако операции по поддержанию мира в большей степени чем другие виды военной деятельности являются «политическими» действиями, осуществляемыми военными средствами. Поэтому национальные военные инстанции, планируя участие в операциях по поддержанию мира, должны сформулировать для них специальные принципы, отличающиеся от тех, которые охватывают более традиционные военные задачи.

Часто военное руководство склонно приравнивать операции по поддержанию мира к военным операциям в условиях внутренних беспорядков и использовать при их осуществлении соответствующую концепцию, хотя на деле это два различных вида действий. В период гражданских беспорядков легитимное правительство сохраняет свою законную власть и использует полицию в сочетании с вооруженными силами в целях восстановления нормальной обстановки в неблагополучном районе. Те, кто выступает против легитимного правительства, используя противозаконные средства, вполне могут считаться уголовными преступниками. Ответственность же за операции по поддержанию мира обычно несет не суверенное правительство, а конкретная независимая пользующаяся международным авторитетом многосторонняя политическая организация, например ООН, или региональная организация - СБСЕ. Цель операции по поддержанию мира - создать стабильную обстановку, в которой конфликтующие стороны смогут преодолеть свои разногласия и достичь справедливого и взаимоприемлемого разрешения спора, а не обязательно восстановление нормальной обстановки в районе. При проведении операций по поддержанию мира осуществление закона остается прерогативой суверенного национального правительства. Все чаще сторонами в конфликте, урегулируемом с помощью сил по поддержанию мира, становятся не государства и нации, а этнические или религиозные группы. Одна из наиболее сложных задач, стоящих перед силами по поддержанию мира, - находиться над схваткой и не позволять втянуть себя в нее в качестве одной из сторон.

Доктрина и подготовка

Целый ряд стран и международных организаций, в том числе НАТО, предпринимают попытки разработать официальную военную доктрину, отражающую специфику операций по поддержанию мира. В проекте доктрины НАТО отмечается, что участие государств в операциях по поддержанию мира должно быть добровольным, хотя все участники осуществляющих такие операции организаций должны сознавать свою обязанность всемерно поддерживать согласованные действия, выделяя воинские контингенты в состав многонациональных сил по поддержанию мира либо оказывая материальное содействие (оснащение, транспортные средства или оплата расходов). Если НАТО от имени и по поручению ООН возьмет на себя непосредственное руководство какими-либо операциями по поддержанию мира, то оно будет приветствовать участие в них государств, в него не входящих, на основе полного равенства с государствами-участниками. Принятие всеми странами единой доктрины по поддержанию мира, несомненно, облегчило бы такое предприятие.

В НАТО широко распространено мнение, что больше всего для выполнения задач по поддержанию мира подходят регулярные воинские формирования - дисциплинированные, хорошо оснащенные и подготовленные к решению боевых задач. После некоторой дополнительной подготовки с целью сосредоточить их усилия на конкретных задачах по поддержанию мира, такие формирования будут более важны для своих стран и международного сообщества, чем специальные формирования сил по поддержанию мира, подготовленные и снаряженные только для этой цели. В любом случае каждое подразделение, выделенное в целях решения определенной задачи по поддержанию мира, независимо от его принадлежности должно перед переброской в район операции пройти специальный курс подготовки. Он должен быть стандартизован и согласован еще до того, как от стран поступят предложения предоставить воинские контингенты для операции. В идеале назначенный командующий силами по поддержанию мира должен принять участие в разработке такого курса и проследить за тем, чтобы национальные контингенты удовлетворяли установленным нормам. Стандартизация подготовки могла бы очень помочь в преодолении неизбежных трудностей, которые встают перед подразделениями, перебрасываемыми за тысячи километров в неспокойный район (зачастую на другой континент) и сталкивающимися при этом с несвойственными им задачами и необходимостью общения с вышестоящим командованием на чужом языке. Важной частью курса подготовки должно быть изучение личным составом единого порядка действий, который будет применяться при проведении операции.

В отношении доктрины, подготовки и единого порядка действий многое можно сделать уже сегодня с тем, чтобы все страны, которые, возможно, примут участие в будущих операциях по поддержанию мира, могли достичь общего взаимопонимания, сознавая, что какие-то их аспекты могут и измениться в соответствии со спецификой требований к каждой задаче.

Планирование многонациональной операции

На протяжении всей истории действий ООН по поддержанию мира их планирование осуществлялось спонтанно (по принципу « ad hoc»), без глубокого изучения возможных кризисных ситуаций, которые придется урегулировать. По мере того как все большее число стран и организаций изучают потенциальные потребности в выполнении таких задач, стало возможным выработать политическую процедуру, которая позволила бы заинтересованным странам и организациям проводить своевременные консультации для планирования действий при возникновении кризисов. В НАТО уже начали разрабатывать процедуры взаимодействия с ООН, членами Совета Североатлантического сотрудничества и другими организациями, которые позволили бы более своевременно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, требующих использования сил по поддержанию мира. Однако непредвиденное планирование не должно характеризоваться словами «у семи нянек дитя без глазу». Если НАТО придется взять на себя главную роль в какой-либо операции по поддержанию мира, тогда основная доля стратегического и оперативного планирования будет приходиться на соответствующие военные штабы НАТО при обеспечении тесного сотрудничества со странами, не входящими в альянс, но выразившими желание участвовать в операции. Тактическое планирование использования национальных контингентов будет осуществляться странами, предоставляющими их, под руководством и наблюдением командующего силами по поддержанию мира.

Развертывание многонациональных сил

Переброска национального контингента из мест постоянной дислокации в район выполнения задачи обычно входит в обязанности ООН, хотя нередко страны, обладающие значительными транспортными ресурсами, предлагают использовать их возможности по переброске войск воздухом или морем, чтобы помочь покрыть расходы на операцию. Независимо от того, с помощью каких средств осуществляется развертывание, для штаба сил по поддержанию мира крайне важно координировать все передвижения войск, чтобы обеспечить возможно более быстрое развертывание частей и подразделений в соответствии с общим замыслом операции и наиболее эффективное использование баз приема в районе выполнения задачи. Базы МТО должны быть созданы еще до прибытия основных частей сил по поддержанию мира. В ходе некоторых операций длительные задержки в развертывании контингентов серьезно ослабили эффективность действий сил, особенно на наиболее важной начальной стадии операции. Штаб сил по поддержанию мира, организации, осуществляющие транспортировку, и страны, предоставляющие воинские контингенты, должны постоянно и детально координировать свои действия. Целесообразно, чтобы одна страна полностью обеспечивала управление воинскими перевозками в интересах сил по поддержанию мира на всем протяжении операции. Крайне важно, чтобы прибывающие части и подразделения были оперативно переброшены из пунктов высадки непосредственно в свои операционные зоны, дабы избежать перегрузки районов приема.

Операции многонациональных сил

Основу любой функции поддержания мира составляет, естественно, проведение операций силами по поддержанию мира. В их действиях должна быть определенная открытость, чтобы участвующие в конфликте стороны, несмотря на большую подозрительность, не имели повода считать, что эти силы поддерживают противника. Силы по поддержанию мира необходимо соответствующим образом укомплектовать, подготовить и оснастить для проведения операции. Важно, чтобы в глазах участвующих в конфликте сторон они выглядели достаточно эффективными и полностью способными выполнять задачи даже при неблагоприятных обстоятельствах. Весь личный состав органов по поддержанию мира должен постоянно демонстрировать дисциплинированное, тщательное и эффективное исполнение своих обязанностей, а также безупречное поведение во внеслужебное время.

Мандат, на основании которого осуществляется очередная операция по поддержанию мира, должен содержать четкие указания и полномочия для выполнения всех задач, вытекающих из целей, поставленных соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН. Такие задачи могут варьироваться от простых (наблюдение и представление донесений) до крайне сложных (разоружение и изоляция вооруженных сторон, участвующих в конфликте). Существенным элементом нескольких последних по времени операций по поддержанию мира была доставка гуманитарной помощи.

Силам по поддержанию мира крайне необходимо предоставить свободу передвижения во всем районе проведения операций (за исключением лишь некоторых особо чувствительных мест, список которых может быть согласован с конфликтующими сторонами). Кроме того, положения мандата должна отличать определенная гибкость, позволяющая силам по поддержанию мира по собственной инициативе предпринимать заранее не предусмотренные действия, которые могут оказаться необходимыми для успешного выполнения их задач. Наряду со странами, предоставляющими свои контингенты для сил по поддержанию мира, гибкость нужна и конфликтующим сторонам, особенно в тех случаях, когда ситуация становится более острой, чем планировалось.

При планировании командующий силами по поддержанию мира должен уделять большое внимание обеспечению единообразия в проведении операций национальными контингентами и успешного преодоления ими препятствий, обусловленных культурными и языковыми различиями. По существу, каждый из контингентов является выходцем из особой, отличной от других среды. Поэтому, чтобы создать эффективную и хорошо управляемую группировку, командующий силами должен свести воедино часто очень сильно отличающиеся взгляды на военные операции в целом и операции по поддержанию мира в частности. Как уже отмечалось, объединению усилий войск нескольких стран для эффективного достижения общей цели способствует прохождение их контингентами подготовки по стандартизованной программе.

Обеспечение многонациональных сил

Другим важным вопросом операции по поддержанию мира является обеспечение снабжения воинских формирований, существенно отличающихся друг от друга по структуре и оснащению. Общие потребности всех контингентов в таких материалах, как топливо, строительные материалы, вода и продукты питания, должны удовлетворяться штабом тыла сил по поддержанию мира из местных источников снабжения. Прибывающие в район операции части и подразделения должны быть максимально обеспечены собственными материально-техническими ресурсами, поскольку необходимо определенное время для полного развертывания системы тыла многонациональных сил. Силы по поддержанию мира должны также включать специально отобранные национальные подразделения тылового обеспечения, которые взяли бы на себя решение отдельных задач (например, транспортного или медицинского обеспечения) в интересах всех сил по поддержанию мира. Было бы хорошо на одну из стран-участниц возложить ведущую роль в сфере тылового обеспечения, а другие страны предоставили бы для поддержки ее усилий несколько подразделений своих специалистов. Страны-участницы, имеющие общие виды снаряжения, могут пойти по пути заключения двух- и многосторонних соглашений, по которым каждый контингент будет поставлять какую-то долю необходимых всем запасных частей.

Организация связи в многонациональных силах

Связь - сложная проблема в любой военной операции, тем более в такой изначально трудной, как операция по поддержанию мира. Силы по поддержанию мира, как правило, действуют в районе недавнего противоборства, где большая часть гражданской инфраструктуры разрушена. Местность в операционном районе может оказаться гористой, а расстояния, на которых контингенты должны осуществлять связь, значительно превосходить возможности имеющейся у них аппаратуры. Целесообразно максимально сосредоточить усилия в обеспечении связи, поручив одной стране организацию связи между штабом сил и командованием непосредственно подчиненных ему частей и подразделений. Подразделения связи сил по поддержанию мира должны быть в состоянии обеспечить надежную связь на больших расстояниях (возможно использование спутниковых средств) для передачи команд, сообщений, данных и ведения переговоров на общепринятом в операции языке (такими языками обычно были английский, французский или испанский). Могут потребоваться и закрытые каналы связи. Это зависит от конкретных требований, предъявляемых к операции.

Управление многонациональными силами

Порядок подчинения в ходе операции по поддержанию мира должен быть ясно определен с самого начала. Страны, предоставляющие контингенты, командующий силами по поддержанию мира и ответственная за проведение операции международная организация должны прийти к договоренности о том, какие полномочия будут предоставлены командующему силами и какие сохранят за собой страны-участницы. Командующий силами по поддержанию мира должен осуществлять оперативное управление всеми входящими в их состав воинскими контингентами, а также иметь аналогичный уровень полномочий в отношении гражданской полиции и других невоенных компонентов операции. В случае срочной оперативной необходимости он должен иметь возможность маневрировать контингентами в пределах района операции и ставить им, если потребуется, новые задачи. Консультация со странами-участницами будет проведена как только позволит обстановка. Национальные же власти должны оказать поддержку командующему силами в такой кризисной ситуации.

В штаб сил по поддержанию мира должны войти представители всех стран, выделивших контингенты. Для преодоления обычных трудностей, с которыми сталкивается новый, спешно созданный штаб, при выполнении задачи по поддержанию мира может быть задействован существующий многонациональный штаб, например, имеющийся в рамках военной структуры НАТО. В таком случае в целях большей эффективности действий этот штаб лучше оставлять в неизменном виде до полного выполнения задачи.

Использование силы в операциях по поддержанию мира

Роль силы как инструмента в операции по поддержанию мира - вопрос, вызывающий большие разногласия. Сторонники «традиционного» подхода будут утверждать, что сила (например, применение оружия) должна использоваться подразделениями сил по поддержанию мира только в качестве крайней меры (когда все средства мирного разрешения конфликта уже исчерпаны), но даже тогда - только в целях самозащиты. Другие считают ограниченное применение оружия неотъемлемым правом формирований сил по поддержанию мира, которые в случае необходимости могут его использовать для выполнения своих основных задач. Указания по применению в ходе операции вооруженной силы должны быть изложены в соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН и подробных инструкциях командующему силами по поддержанию мира, согласованных со странами-участницами. Однако ситуация может измениться, поэтому международной организации, ответственной за проведение операции, следует быть готовой пересмотреть свои первоначальные указания в свете изменившихся обстоятельств.

Как правило, применение силы в операциях по поддержанию мира санкционируется в случаях: самозащиты; попыток разоружения, ареста или похищения личного состава сил по поддержанию мира; защиты территории, имущества и лиц, находящихся под их охраной; пресечения попыток с помощью силы помешать выполнению ими возложенных на них обязанностей. Более подробные инструкции должны быть разработаны штабом сил по поддержанию мира, причем каждый военнослужащий должен иметь при себе памятку, в которой на его родном языке изложены основные правила применения оружия.

Имеются и определенные ограничения на использование силы. Так, применению оружия должны предшествовать четкие предупреждающие действия. Сила может использоваться лишь в минимально необходимом объеме, ее масштаб должен быть адекватен ситуации. Необходимо принимать меры предосторожности, чтобы избежать нанесения ущерба непричастным лицам (имуществу). Никогда не санкционируются ответные удары и меры возмездия.

Заключение

В нынешней обстановке нестабильности и неспокойствия во многих регионах мира многонациональные силы по поддержанию мира будут, видимо, использоваться все чаще. Чтобы в будущем операции сил по поддержанию мира проводились более успешно, решение связанных с ними проблем должно иметь первостепенное значение для стран и организаций, которые скорее всего будут участвовать в таких операциях. Меры, на основе которых страны могут вести разнообразную работу по преодолению изначально присущих операциям по поддержанию мира трудностей, включают разработку общей доктрины поддержания мира, единого порядка действий при решении этих задач, установление стандартов в подготовке военного персонала и подразделений, выделяемых для выполнения задач по поддержанию мира. У НАТО имеется разносторонний опыт проведения многонациональных операций, а среди его участников есть страны, обладающие наибольшим опытом миссий под эгидой ООН. Мы должны совместно работать в указанных выше областях для совершенствования операций по поддержанию мира, где бы их проведение ни потребовалось. Необходимость в операциях по поддержанию мира будет сохраняться долго. Наш долг предпринять все меры для того, чтобы быть готовыми к немедленным совместным действиям в рамках эффективных многонациональных операций по поддержанию мира.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации