ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

В ПЕРИОД противостояния двух социально-экономических систем военный паритет рассматривался как основной критерий состояния от-ношений двух соперничающих сверхдержав - СССР и США. Это при-вело к значительному ослаблению существовавшего «механизма» обес-печения мира, основанного в соответствии с Уставом ООН и принципом коллективной безопасности государств и особой ответственности Орга-низации Объединенных Наций за поддержание международного мира.

Геополитический аспект войны в зоне Персидского залива

Но можно ли объяснить причины, приведшие к событиям, которые потрясли весь Ближний Восток, заставили мир задуматься о грядущем, жадностью и высокомерием эмира ас-Сабаха, бедственным положением Ирака и отсутствием у Саддама Хусейна «стратегического мышления»? Для ответа на этот вопрос проанализируем события, имевшие место в ав-густе 1990 года в регионе Персидского залива, в контексте тех изменений в мировом стратегическом ландшафте, которые произошли на рубеже 80-90-х годов XX столетия.

Геополитический подход - ключ к решению проблем безопасности

Последнее десятилетие XX века войдет в историю как период появления новых субъектов геополитики, геополитических систем и конгломератов. Этот процесс подготовлен всей бурной историей XX века, прежде всего неизвестными прошлым векам изменениями численности населения, его качества и организации деятельности как субъекта политической жизни. Так, численность населения возросла с 1,65 млрд человек до 5,5 млрд (к 2000 году она превысит 6 млрд человек). Число государств увеличилось почти в четыре раза, во многом по-новому встали проблемы территорий, ресурсов и коммуникаций.

Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение российской армии

Военное дело, как и любое другое общественное явление, должно соответствовать гуманистическим идеалам и оцениваться с позиций че-ловеческого измерения. Его гуманистическое содержание формируется в результате взаимодействия военной деятельности с областями, в кото-рых обеспечиваются существование и воспроизводство человека в обще-стве. Гуманистический аспект военного дела включает множество разно-образных вопросов: предотвращение войны, урегулирование военных конфликтов, военное строительство, организацию боевой подготовки, службы войск, разумное размещение войск и всестороннее обеспечение личного состава. В общесоциологическом плане речь идет о механизмах взаимодействия социальных структур общества и армии, социальных га-рантиях и перспективах военнослужащих, об обеспечении их основных человеческих прав и свобод, о совершенствовании системы военного об-разования, ее интеграции с общим процессом развития науки и культуры. В правовом аспекте рассматриваемая область включает в себя комплекс законодательных актов, регламентирующих не только решение вопро-сов службы человека в армии, но и механизм реализации военного зако-нодательства в конкретной социально-правовой среде. Сюда же входит правовое положение жертв войны: имеются в виду раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское населе-ние, лица, проходящие службу в вооруженных силах и принимающие участие в боевых действиях, а также ответственность государств и инди-видуумов за нарушение норм международного гуманитарного права. Очевидно, что, когда речь идет о военном насилии в современную эпоху, идеи практики гуманизма не могут замыкаться в национально-государст-венных границах. Это планетарная проблема, отражающая противоре-чия между социальным и военно-техническим прогрессом, военно-тех-ническим прогрессом и обеспечением национальной безопасности. В условиях новых реальностей, складывающихся в мире, многие государ-ства подошли к предельной черте в использовании военной силы в каче-стве средства достижения политических, экономических и других целей и ищут щадящие формы ее применения, т.е. стоят перед необходимостью гуманизации воинской деятельности в рамках осуществляемых ими военных реформ. При этом, как показывает практика, чрезвычайно опасно из одной крайности - сплошной ориентации общества на предот-вращение угрозы со всех направлений - бросаться в другую: провозгла-шение обвального пацифизма, отрицающего вообще существование военной опасности и угрозы извне.

Гуманитаризация военного образования опыт и проблемы

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что гуманитаризация образования в широком смысле - это новые возможности для разностороннего развития будущего специалиста, формирования у него общечеловеческого подхода к профессиональной деятельности на основе изучаемых в вузе наук. Достичь этого можно путем введения специальных гуманитарных курсов, создания особой системы взаимоотношений преподавателей и слушателей, основанной на педагогике сотрудничества и активной, самостоятельной, творческой деятельности. Такой подход обеспечит формирование личности офицера с широким кругозором, создаст платформу для его дальнейшего профессионального роста, будет стимулировать стремление к овладению новыми рубежами знании и культуры.

Демократизация общества и проблемы гуманизации воинской деятельности

Комитет Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обо-роны и безопасности еще в апреле 1990 года подготовил проект постановле-ния Президиума Верховного Совета Российской Федерации о приоритетах в военной политике России. Затем Верховным Советом были приняты важней-шие законы, в том числе о безопасности, а в последующем - об обороне. В них изложены концептуальные подходы к проблемам безопасности, обо-роны и выработаны основные доктринальные положения в области военного строительства. Эти идеи нашли свое отражение и в решениях седьмого Съезда народных депутатов, который состоялся в декабре 1992 года, где впер-вые в истории Российского и Советского государства специально рассматри-вался военный вопрос. На нем было принято расширенное постановление и предложены основные концептуальные подходы к проблемам военного строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Задачи военной безопасности России и обеспечение их решения

Потенциальные опасности, а тем более угрозы непосредственно жиз-ненно важным интересам государства, должны быть положены в основу национальной безопасности Российской Федерации. С этих позиций на-циональную безопасность можно определить как систему гарантий защиты жизненно важных интересов внутри и вне страны. Та часть системы га-рантий, которая обеспечивается с опорой на военную силу, может быть представлена как военная безопасность государства.

Заметки об информатизации строительства Вооруженных Сил

Заметки об информатизации строительства Вооруженных Сил

В предшествующие годы в стране и Вооруженных Силах доминировала кон-цепция автоматизации. Опыт ее реализации полезен не только теоретическими и практическими результатами, но и эволюцией взглядов на место и роль ин-форматики в деятельности всех социально-производственных структур. Сами по себе достижения научно-технического прогресса (НТП) в области электро-ники не устраняли недостатки современных АСУ, созданных по программе ав-томатизации. Разработка и принятие новой концепции не дали положительных результатов. Выход из этой ситуации был найден в новых информационных тех-нологиях, а также в программе информатизации.

Информация в работе командующих и штабов

Информация как продукт умственной деятельности человека, содержащий определенные сведения (данные), а также процесс их подготовки, передачи и обработки, лежит в основе всей интеллектуальной и управленческой деятельности командующих и штабов. Любая боевая задача формулируется, оформляется и доводится до исполнителей в виде конкретной информации в строго определенной форме. Уяснение задачи, оценка обстановки - все это работа с информацией, в ходе которой обычно возникает необходимость в дополнительных сведениях, для чего организуется ее поиск (добывание), осуществляются рекогносцировки, ведется разведка, проводятся другие действия. После работы командующего и штаба над исходной и дополнительно добытой информацией она систематизируется в виде справок, оценок, предложений, карт с обстановкой, планов директив, боевых приказов и распоряжений для подчиненных. Далее следует процесс передачи (доведения) созданной информации до подчиненных (собственно процесс управления), осуществляемый в основном путем обмена информацией между должностными лицами и органами управления.

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации