Штурмовая авиация ВВС Красной Армии в Великой Отечественной войне

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1993, стр. 54-61

Штурмовая авиация ВВС Красной Армии в Великой Отечественной войне

Полковник в отставке E.A.JIABPEHTЬEB,

кандидат военных наук

БОЛЬШОЙ вклад в победу советского народа над фашистской Гер-манией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов внесли Военно-Воздушные Силы, и в частности штурмовая авиация (ША) как основное средство непосредственной поддержки Сухопутных войск.

Накануне войны штурмовая авиация была самым малочисленным родом ВВС, т.е. составляла менее 5% их боевого состава (западных приграничных военных округов). Ее части были вооружены в основном уста-ревшими самолетами-истребителями И-15БИС и И-153, переделанными под вариант штурмовика.

Перед началом войны на оснащение частей ША стал поступать но-вый одноместный штурмовик конструкции С.В.Ильюшина Ил-2. Уже первый опыт боевого применения показал высокую живучесть, мане-вренность и огневую мощь этого самолета при действиях по наземным целям. Равного ему по боевой эффективности тогда не имела ни одна страна. Однако слабой стороной самолетов Ил-2 была незащищенность задней полусферы, в связи с чем они несли большие потери от истреби-телей противника. В целях устранения этого недостатка был разработан и в конце 1942 года начал поступать в части штурмовой авиации двух-местный самолет Ил-2, на котором в задней кабине располагался воздуш-ный стрелок с турельным пулеметом калибра 12,7 мм. Это конструктив-ное изменение практически не отразилось на скоростных и маневренных свойствах самолета, зато значительно повысило его защищенность.

Для поражения наземных и надводных целей на самолете Ил-2 при-менялись авиационные пушки калибра 20,23 и 37 мм, пулеметы - 7,62 мм, реактивные снаряды - 82 и 132 мм, фугасные, осколочно-фугасные, оско-лочные и зажигательные бомбы различных калибров. Летом 1943 года штурмовики получили новое мощное средство поражения бронирован-ных целей - противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного дей-ствия (что в 2-3 раза повысило эффективность нанесения ударов по тан-кам противника), а с середины 1944 года они начали широко применять новое зажигательное средство - ампулы АЖ-2 с самовоспламеняющейся жидкостью.

С октября 1944 года на вооружение штурмовой авиации поступает но-вый двухместный самолет-штурмовик Ил-10 с более мощным двигате-лем, обладавший большей скоростью и лучшей маневренностью.

Происходившие изменения в организации Военно-Воздушных Сил и ведении боевых действий, быстрый количественный рост и накоплен-ный опыт боевого применения штурмовой авиации (к началу 1943 года она составляла около 30% всего самолетного парка) обусловливали внесение существенных коррективов в ее организационно-штатную струк-туру.

В начале войны во всех фронтах были образованы военно-воздушные силы фронта (фронтовая авиация) и почти во всех общевойсковых ар-миях создавались военно-воздушные силы армии (армейская авиация). Их составной частью была и штурмовая авиация, включавшая несколько штурмовых авиационных полков, которые были отдельными или вхо-дили в состав смешанных авиационных дивизий. Но уже первые месяцы войны показали, что при такой организационной структуре имевшиеся во фронте силы авиации, в том числе и штурмовой, распылялись по общевойсковым армиям. Это существенно затрудняло массированное ис-пользование авиации и централизованное управление ею, что необхо-димо в условиях ведения непрерывных и напряженных боевых действий. Поэтому весной 1942 года было принято решение об объединении всей авиации во фронте и образовании воздушных армий, в состав которых входила и штурмовая авиация. С июня 1942 года начали создаваться так-тические соединения ША - штурмовые авиационные дивизии, а с сен-тября - первые оперативно-тактические соединения - штурмовые авиа-ционные корпуса резерва Главного командования, которые в ходе войны (в зависимости от складывающейся обстановки) быстро перебазировались с одного фронта (воздушной армии) на другой. Всего за время войны было сформировано 11 таких корпусов. Непрерывно совершен-ствовалась также организационная структура штурмовых авиационных частей и подразделений. К концу 1943 года она окончательно утверди-лась: полк стал состоять из трех эскадрилий (40 боевых самолетов), а эскадрилья - из трех звеньев (12 самолетов). В конечном итоге организа-ционная структура штурмовых авиационных соединений, частей и под-разделений была приведена в полное соответствие с их предназначе-нием, характером и условиями ведения боевых действий.

Основным предназначением штурмовой авиации во время войны была непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск. Ее основными задачами являлись: подавление и уничтожение танков,

артиллерии, минометов, других технических средств и живой силы против-ника на поле боя в целях поддержки наступления войск или удержания ими занимаемых позиций в обороне; воспрещение подхода его резервов; поражение органов управления, средств связи и полевых складов; нару-шение железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных перево-зок врага; подавление и уничтожение его авиации на аэродромах и актив-ная борьба с транспортной и бомбардировочной авиацией в воздухе; уничтожение боевых и транспортных судов морского и речного флота противника; ведение воздушной разведки.

В первый период войны штурмовики применялись преимуще-ственно для борьбы с танковыми и механизированными колоннами про-тивника. При этом действовали они, как правило, мелкими группами в составе одного-двух звеньев в основном с бреющего полета. Именно тогда немецкие солдаты прозвали их «черной смертью». После перехода Красной Армии в контрнаступление под Сталинградом и до конца войны штурмовая авиация стала широко использоваться для поддержки войск. Для нанесения ударов по объектам на поле боя штурмовики рас-ходовали около 80% всех самолето-вылетов.

Боевые задачи штурмовая авиация выполняла в тесном взаимодей-ствии с наземными войсками, другими родами авиации, а в некоторых случаях и самостоятельно. Штурмовики обычно действовали под при-крытием (при сопровождении) своих истребителей, которые иногда уча-ствовали и в атаках наземных целей. Без прикрытия боевые полеты вы-полнялись в сложных метеорологических условиях или при отсутствии противодействия истребительной авиации противника. Кроме непо-средственного сопровождения штурмовиков истребители осуществляли патрулирование, заблаговременное освобождение района их боевых действий от истребителей противника, а также блокирование аэродро-мов базирования истребительной авиации врага, с которых было воз-можно противодействие.

В зависимости от характера решаемых задач, конкретной обстановки и уровня подготовки летного состава штурмовики использовали различ-ные способы боевых действий и тактические приемы.

В период авиационной подготовки атаки сухопутных войск применя-лись главным образом сосредоточенные удары. При этом могли

наноситься одновременный удар всеми полками дивизии по одной или нескольким целям, расположенным в одном районе, или последователь-ные удары по одной цели группами в составе 20-30 самолетов, каждая из которых находилась над ней в течение 15-20 мин. Сосредоточенными ударами подавлялись вражеская артиллерия на глубине 3-6 км от пере-днего края, другие огневые средства и живая сила, а также резервы. Более широкое применение сосредоточенные удары получили во втором и третьем периодах войны.

При прорыве сухопутными войсками тактической зоны обороны про-тивника, его преследовании и поддержке наступающих войск в опера-тивной глубине применялись в основном эшелонированные дей-ствия небольшими группами (парами, звеньями и эскадрильями), ко-торые наносили удары с некоторым временным интервалом. В резуль-тате достигалось практически непрерывное воздействие по противнику. При этом поражались отходящие колонны войск и его боевая техника (особенно в дефиле и у переправ), артиллерийские и танковые засады, а также отдельные узлы сопротивления, осуществлялось сопровождение подвижных групп. Эшелонированные действия активно использовались штурмовиками в течение всей войны.

В некоторых случаях, наоборот, например при преследовании отхо-дящего противника, штурмовиками наносились сосредоточенные удары, а при прорыве его обороны в течение длительного времени при-менялись эшелонированные действия.

В сложных метеорологических условиях, исключающих возмож-ность группового полета, а также при отсутствии на территории против-ника крупных целей широко применялись действия штурмовиков спосо-бом «свободной охоты», которая осуществлялась в основном па-рами и одиночными самолетами. Этот способ позволял поддерживать непрерывность боевого воздействия по противнику с воздуха и наносить ему значительный урон при сравнительно небольшой затрате сил и средств. Для увеличения глубины действий «охотников» иногда практи-ковалась их посадка на передовые аэродромы или площадки подскока, расположенные вблизи линии фронта. В случае обнаружения важных це-лей противника и невозможности их уничтожения или вывода из строя своими силами «охотники» вызывали дополнительную группу самоле-тов, которая завершала удар. Быстрое ее появление над целью достига-лось тем, что после ухода «охотников» на выполнение задания несколько пар штурмовиков переводились в повышенную боевую готовность и ожидали лишь сигнала о вылете.

К ведению «охоты» привлекались летчики, в совершенстве владев-шие техникой пилотирования и имевшие отличную штурманскую, воз-душно-стрелковую и бомбардировочную подготовку. Для того чтобы действия «охотников» были непрерывными, за определенными авиа-ционными полками закреплялись постоянные районы или направления, в которых командир полка организовывал «охоту» самостоятельно.

В ходе войны постоянно совершенствовались боевые порядки штурмо-виков, которые становились более маневренными и рассредоточен-ными, особенно по фронту. В начале войны основным боевым порядком звена штурмовиков был «клин» трех самолетов. Усиление воору-жения самолетов, оснащение их средствами радиосвязи привели к тому, что основой боевого порядка стала хорошо слетанная пара, в которой ве-дущего и ведомого объединяли чувство товарищества, взаимное дове-рие, готовность оказать друг другу необходимую

поддержку. Пара дей-ствовала в боевых порядках «фронт», «пеленг» и «колонна» са-молетов с интервалом между ними 50-150 м и дистанцией 15-20 м.

Звено, состоящее из двух пар, действовало в боевых порядках «пе-ленг», «клин» и «фронт» самолетов или пар. Эскадрилья,

являвшаяся основной боевой единицей штурмовиков, обычно действо-вала в составе 6-10 самолетов в боевых порядках «клин», «пеленг», «колонна» или «змейка» звеньев и «круг» самолетов.

Полк действовал, как правило, в боевых порядках «колонна» или «змейка» эскадрилий. В отдельных случаях применялся «круг» звеньев или пар.

Дивизия в едином боевом порядке действовала довольно редко, прежде всего при нанесении одновременного удара по одной или не-скольким близко расположенным целям. При этом ее боевой порядок со-стоял из боевых порядков полков. Нередко дивизионная «ко-лонна» штурмовиков строилась из групп (6-8 самолетов), которые шли на расстоянии 500-600 м друг от друга.

Боевые порядки «клин», «пеленг», «колонна» и «змейка» применя-лись при полете к цели, нанесении по ней удара и возвращении на аэро-дром посадки. При этом наиболее гибким являлся последний, он позво-лял штурмовикам быстро перестраиваться в любой другой боевой поря-док.

Появившийся уже в первый период войны новый боевой порядок «круг» применялся для выполнения последовательных атак наземных целей одиночными самолетами (парами, звеньями), достижения дли-тельного воздействия по противнику и ведения оборонительного воз-душного боя. Он обеспечивал свободу маневра каждого самолета (пары, звена), высокую эффективность нанесения удара по цели, надежную взаимную защиту от атак истребителей врага, своевременное подавле-ние его оживающих огневых точек. При отражении атак истребителей «круг» постепенно перемещался в сторону расположения своих войск, откуда можно было получить поддержку зенитных средств и истребите-лей, которые «отсекали» от штурмовиков самолеты противника. Боевой порядок «круг» иногда с успехом применялся для отражения атак враже-ских истребителей и при подходе к цели.

В случае когда цель была прикрыта сильным огнем зенитных средств противника, но отсутствовали его истребители или штурмовики имели надежное прикрытие своими истребителями, атака цели эскадрильей (звеном) осуществлялась из боевого порядка «восьмерка» или «змейка» самолетов.

Для атаки длинных или разнесенных по глубине целей применялся тактический прием «ножницы». Он выполнялся обычно парами и по-мимо обеспечения штурмовиков от поражения зенитным огнем давал им возможность занимать выгодную позицию для отражения атак истре-бителей противника.

Перелет линии фронта штурмовиками осуществлялся по возможности на участках, слабо насыщенных войсками и средствами ПВО противника, на бреющем полете или на средних высотах в зависимости от состава групп и конкретной обстановки. Еще до подхода к цели командир группы штурмовиков входил в связь с радиостанцией наземного пункта наведения. При этом обязательно запрашивался ее пароль, который ча-сто менялся, так как были случаи, когда противник пытался дезориенти-ровать штурмовиков и заставить нанести удар по своим войскам. С пун-кта наведения уточнялась задача или производилось их перенацелива-ние на другие, более важные объекты, которые часто вскрывались непо-средственно перед приходом штурмовиков на поле боя, оказывалось им содействие в правильном построении захода на цель и ее обнаружении, сообщалось местонахождение зенитных средств и истребителей против-ника, а при необходимости указывалось, что нужно делать той или иной группе штурмовиков и истребителей прикрытия в конкретно сложив-шейся воздушной обстановке. Если же радиостанция наведения не могла связаться с командиром группы штурмовиков, то указания и информация передавались ему через командира группы истребителей при-крытия. В практике боевых действий было немало случаев, когда благо-даря своевременному вмешательству и информации пункта наведения удавалось предотвратить удары штурмовиков по своим войскам и суще-ственно снизить их потери от зенитных средств и истребителей против-ника.

Кроме наведения штурмовиков на цель с помощью радио широко применялось целеуказание ракетами, огнем стрелкового оружия с трас-сирующими пулями, постановкой реперов разрывами над целью артил-лерийских снарядов с цветными дымами (черными в солнечную погоду и белыми в пасмурную), при этом радиостанция пункта наведения обычно ориентировала командира группы штурмовиков о направлении трасс и разрыва артиллерийских снарядов.

Во избежание случайного удара по своим войскам важное значение имело четкое обозначение линии фронта, для чего в каждой стрелковой и танковой роте выделялись специальные авиасигналыцики, стрелявшие ракетами. Для обозначения своих войск применялись также дымовые шашки, О нахождении над своими войсками штурмовики пре-дупреждались и по радио. Принадлежность танков в ходе боевых дей-ствий они могли определить по некоторым внешним признакам и нане-сенным условным обозначениям.

При действиях по наземным объектам в зависимости от их характера и расположения относительно линии фронта, а также противодействия зенитных средств штурмовики производили их атаку с фланга, фронта или тыла. Атака с фланга применялась обычно при действиях по живой силе, расположенной в траншеях

главной полосы обороны. Атака с фронта- при действиях по целям, находящимся вблизи линии боевого соприкосновения. При атаке стыла, как правило, достигалась внезап-ность нанесения удара. Для обеспечения безопасности своих войск она обычно велась по целям, расположенным не ближе 3-5 км от линии бое-вого соприкосновения.

За годы войны произошли существенные изменения в способах выпол-нения штурмовиками атак по наземным целям. До лета 1942 года основ-ным способом была атака с бреющего полета (на высоте до 25 м). Он обеспечивал внезапность штурмового удара, уменьшал потери от огня зенитной артиллерии и исключал атаки истребителей противника снизу. Однако затруднял отыскание целей и точный выход на них. Штур-мовики находились над целью короткое время и не могли достаточно эффективно применить все вооружение самолета. При атаках с брею-щего полета бомбы часто рикошетировали и исключалось использова-ние взрывателей мгновенного действия. Была также большая вероят-ность поражения штурмовиков артиллерией, минометами и даже огнем стрелкового оружия. Поэтому с конца 1942 года штурмовики стали ус-пешно применять атаки с пикирования под углом 10-30° с высоты 600-1200 м, а также с горизонтального полета с высоты 100-400 м.

Боевая зарядка самолетов и порядок использования различных средств поражения (бомб, реактивных снарядов (PC), пушек и пулеме-тов) зависели от характера цели, выбранного способа атаки и конкретной обстановки в районе боевых действий. Наиболее эффективным сред-ством поражения подвижных бронированных целей всех типов танков (самоходных пушек, бронетранспортеров) были специальные противо-танковые авиационные бомбы кумулятивного действия. С их примене-нием штурмовики в среднем уничтожали около 15% танков, подверг-шихся ударам.

Для преодоления противодействия зенитных средств противника штурмовики использовали различные тактические приемы, например: правильный выбор боевого порядка, маршрута и профиля полета с учетом погодных условий, внезапный выход штурмовиков на цель, дости-гающийся подходом к ней на бреющем полете или на средних высотах с последующим резким снижением, заход на цель со стороны солнца и из-за облаков, с тыла или фланга и выполнение атак с разных направлений. Начиная от подхода к линии фронта (за 2-3 км до нее) и в течение всего периода пребывания над территорией противника, штурмовики выпол-няли противозенитный маневр изменением высоты, скорости и направ-ления полета. Наиболее активным способом преодоления противодей-ствия зенитных средств врага являлось их подавление силами самих штурмовиков. Для этого выделялись специальные экипажи, которые следовали обычно на флангах общего боевого порядка группы, что по-зволяло им выполнять необходимый маневр для атаки обнаруженных зенитных средств и не стесняло действий всей группы. В некоторых слу-чаях они следовали в район цели впереди общего боевого порядка штур-мовиков с задачей подавить зенитные средства к приходу основных сил. В подавлении зенитных средств иногда участвовали истребители при-крытия, а при действиях штурмовиков вблизи от переднего края и артил-лерия.

В ходе войны штурмовики нередко привлекались к действиям по уничтожению резервов противника в ме-стах их сосредоточения, а также по срыву его железнодо-рожных и автомобильных перевозок. Железнодорожные эше-лоны уничтожались на перегонах и станциях, колонны танков и автома-шин - на марше, особенно в теснинах и на переправах. Атака производи-лась с заходом вдоль цели или под углом 5-30°. Бронетанковая техника уничтожалась противотанковыми бомбами, артиллерия - осколочными и фугасными бомбами, огнем пушек и PC. При действиях по живой силе успешно применялся и огонь пулеметов. Эффективным средством пора-жения железнодорожных эшелонов являлись авиабомбы. При этом в первую очередь огнем пушек (с использованием бронебойных снарядов) и PC выводился из строя паровоз. Каждая группа штурмовиков выделяла часть сил (обычно пару самолетов) для подавления зенитных средств в районе цели и отражения атак истребителей противника.

Особенно эффективными были действия штурмовиков по железно-дорожным станциям с большим скоплением эшелонов. Так, в начале 1944 года группа в составе 7 самолетов Ил-2 под командованием лейтена-нта И.М.Долгова нанесла удар по железнодорожному узлу Шепетовка, в результате которого были уничтожены 14 немецких эшелонов, разру-шены 5 смежных путей, вагоноремонтное депо и другие станционные здания. Противник более месяца не мог ликвидировать последствия этого удара. К моменту занятия станции нашими войсками на ней было восстановлено для пропуска поездов только два пути.

Для нарушения железнодорожных и автомобильных перевозок ши-роко применялись действия «охотников», которые отыскивали и уничто-жали эшелоны, легковые и специальные автомашины, разрушали мосты и переправы.

Штурмовая авиация являлась основной ударной силой в борьбе с авиа-цией противника на аэродромах прифронтовой полосы. Объектами ее дей-ствий на аэродромах служили самолеты, склады горючего и боеприпа-сов, заправочные средства, личный состав. Для их уничтожения приме-нялись фугасные осколочные и зажигательные бомбы, огонь пушек, пу-леметов и реактивные снаряды. Удары по аэродромам наносились в ос-новном в вечерние и утренние сумерки, когда вражеские самолеты только что произвели посадку или готовились к вылету. Атака произво-дилась с пологого пикирования или бреющего полета в зависимости от расположения самолетов на аэродроме, степени их маскировки, рельефа местности и противодействия зенитных средств. Действия штурмовиков по аэродромам обычно осуществлялись под прикрытием истребителей.

В отдельных случаях, когда по метеорологическим или другим условиям встреча с истребителями противника была маловероятна, и без прикры-тия. При наличии достаточного количества сил и в целях более успеш-ного подавления противовоздушной обороны аэродромов противника штурмовики действовали в двух и более эшелонах. При этом первый эшелон вызывал огонь зенитных средств, затем подавлял его, обеспечи-вая свободу действий остальных групп. В этом случае выход на цель вто-рого и последующего эшелонов обычно осуществлялся с разных направ-лений.

Эскадрилья штурмовиков при ударе по аэродрому в среднем уничто-жала и выводила из строя 5-6 самолетов противника. Но были случаи не-обычайно эффективных действий. Так, 9 января 1943 года группа в со-ставе 7 самолетов Ил-2 622 шап 8 ВА при нанесении удара по аэродрому Сальск уничтожила и повредила 72 самолета Ю-52 на земле и сбила 2 са-молета в воздухе.

Хорошая маневренность, мощное артиллерийское вооружение само-летов Ил-2 и Ил-10 позволяли нашим штурмовикам вести наступатель-ный воздушный бой с бомбардировщиками, штурмовиками и тран-спортными самолетами противника и добиваться победы. Атаки воз-душных целей производились группой штурмовиков в составе 6-8 само-летов с малых дальностей, при этом особое внимание уделялось дости-жению внезапности первой атаки. Атаку бомбардировщиков штурмо-вики осуществляли с ходу, врезаясь в их боевые порядки и стремясь сос-редоточенным огнем всей группы уничтожить в первую очередь веду-щих. После нарушения боевого порядка бомбардировщиков штурмо-вики вели борьбу с мелкими группами и отдельными самолетами про-тивника. Они вступали в воздушный бой обычно при получении такой задачи (перенацеливании) с наземного пункта наведения в ходе выпол-нения боевого полета для нанесения удара по наземному объекту.

Так, в ходе боев при освобождении Левобережной Украины группа штурмовиков в составе 8 самолетов Ил-2 во главе с капитаном Д. А.Нестеренко, вылетевшая для унитожения танков и автомашин противника, была перенацелена на атаку бомбардировщиков Ю-87, перестраивав-шихся в этот момент в круг для атаки боевых порядков наших войск. В результате решительных действий она сбила 8 немецких самолетов, сор-вала удар врага, заставила его самолеты в беспорядке сбросить бомбы и уйти с поля боя, после этого успешно выполнила основную задачу и без потерь вернулась на аэродром. Но в некоторых случаях, особенно когда противник интенсивно использовал свою транспортную авиацию для снабжения окруженных группировок, штурмовики получали специаль-ную задачу по уничтожению его транспортных самолетов в воздухе. Они активно вступали в бой и сбили немало вражеских самолетов.

За время войны произошли значительные изменения в управлении бое-выми действиями штурмовой авиации. Почти до конца ее первого пе-риода управление штурмовиками осуществлялось с командных пун-ктов командиров штурмовых авиационных соединений и частей, распо-ложенных в районе аэродромного узла авиационной дивизии или на аэ-родроме авиационного полка. Над полем боя командиры частей и под-разделений управляли их боевыми действиями, находясь, как правило, в боевых порядках групп.

Во втором и третьем периодах войны система управления штурмовиками совершенствовалась в направлении приближения коман-дных пунктов командиров штурмовых авиационных соединений к ко-мандным (наблюдательным) пунктам командующих общевойсковыми армиями (а иногда командиров стрелковых корпусов), с которыми взаи-модействовали штурмовые авиационные корпуса (дивизии). Такие командные пункты обычно размещались в 2-6 км от линии фронта. В непо-средственной близости от КП командира штурмового авиационного корпуса (на удалении 400-800 м) располагался пункт наведения. В стрел-ковые корпуса и дивизии нередко высылались авиационные представи-тели.

При взаимодействии штурмового авиационного корпуса с соедине-ниями и частями танковой армии командир первого обычно находился вместе с командующим армией, а командиры штурмовых авиадивизий со своими оперативными группами и радиосредствами перемещались с командирами танкового и механизированного корпусов. В данном слу-чае штурмовики действовали по вызову и указанию с подвижных коман-дных пунктов командиров авиационных дивизий и корпуса. Такая си-стема управления штурмовиками особенно эффективно применялась в 1-м гвардейском штурмовом авиационном корпусе, которым командо-вал генерал-лейтенант авиации В.Г.Рязанов.

В целом тактика штурмовой авиации в минувшей войне отвечала уровню состоявшей на ее вооружении техники и требованиям современ-ного боя. Постоянно совершенствовались и вопросы оперативного при-менения штурмовой авиации, ее участия в так называемом авиационном наступлении, т.е. в авиационной подготовке и поддержке атаки при про-рыве сухопутными войсками сильной обороны противника и поддержке (сопровождении) наступающих войск, а также в обеспечении ввода в прорыв подвижных соединений и их действий в оперативной глубине, отражении контрударов противника, уничтожении его окруженных груп-пировок и форсировании водных преград. При ведении нашими вой-сками обороны - в проведении авиационной контрподготовки, под-держке войск при удержании ими оборонительных полос и нанесении контрударов.

После окончания Великой Отечественной войны происходили изме-нения в средствах и формах вооруженной борьбы, естественно, совер-шенствовалась и штурмовая авиация. Однако в 1956 году волюнтарист-ским решением соответствующих органов она была незаслуженно упразднена. Дальнейшие события показали, что и в настоящее время авиационная поддержка войск в бою и операции продолжает оставаться актуальной.

Это стало причиной возрождения в начале 80-х годов штур-мовой авиации, вооруженной самолетом-штурмовиком Су-25, максимально приспособленным к нанесению эффективных ударов по различ-ным наземным целям в условиях сильного противодействия средств ПВО противника.

Тактика современной штурмовой авиации постоянно совершенству-ется. При этом богатейший боевой опыт, полученный в прошлой войне, не утратил своего значения. Прежде всего, сохранились основные принципы ведения боевых действий: постоянная боевая готовность, сосре-доточение усилий на важнейших направлениях, решительность, внезапность и непрерывность действий с предельным напряжением, экономное расходование сил и средств, тесное взаимодействие с сухопутными войсками и другими родами авиации, твердость в управлении соедине-ниями и частями, всестороннее обеспечение боевых действий, учет мо-рально-психологического фактора личного состава, максимальное использование каждым экипажем высоких боевых возможностей авиа-ционной техники для окончательной победы над врагом. Это - основа дальнейшего совершенствования способов и тактических приемов дей-ствий современной штурмовой авиации, которой сейчас отводится нема-ловажная роль в обороне и контрнаступлении как мощному маневрен-ному средству непосредственной поддержки войск (сил флота) путем поражения главным образом малоразмерных подвижных объектов противника


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации