УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8/1993, стр. 35-40

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ

Новые подходы в организации связи для обеспечения устойчивости управления войсками (силами)

Генерал-полковник Г.П.ГИЧКИН,

начальник связи Вооруженных Сил

Российской Федерации

НА СОВРЕМЕННОМ этапе развития военного дела вопросы устой-чивого управления войсками (силами) становятся все более значимыми, а во многих случаях и решающими. Состояние системы управления пре-допределяет эффективность применения Вооруженных Сил в ходе веде-ния военных действий. Это подтверждается опытом Великой Отече-ственной войны, последующих военных конфликтов, особенно в зоне Персидского залива. Поэтому в комплексе мер по строительству Воору-женных Сил Российской Федерации важнейшими направлениями являются создание и совершенствование системы управления, поиск но-вых подходов в организации связи.

Военная связь используется сегодня во всех видах Вооруженных Сил и родах войск. Системы связи являются неотъемлемой составной частью системы управления войсками (силами) и боевыми средствами - их мате-риальной основой. Насыщение российской армии и флота современным оружием и необходимость поддержания его в высокой степени боевой готовности, внедрение средств автоматизации управления определяют новые подходы к повышению эффективности действия связи. В совре-менных условиях она становится одним из важнейших слагаемых боевой мощи Вооруженных Сил.

Современное оружие и средства радиоэлектронной борьбы предъя-вляют особые требования к устойчивости системы связи, прежде всего к способности сохранять или быстро восстанавливать свои возможности по передаче информации в любых условиях боевой обстановки. Рост объемов информации и требование резкого сокращения времени ее до-ведения до командующих (командиров) и штабов обусловили необхо-димость увеличения пропускной способности системы связи, автомати-зации процессов передачи, приема и обработки информации, реализа-ции широкого комплекса мер по обеспечению скрытности и безопасно-сти связи.

Современная система связи - это сложный многофункциональный организм, включающий многочисленные узлы связи различного назна-чения, тысячи километров линий радио-, космической, радиорелейной, тропосферной и проводной связи. Главная ее задача - обеспечить пере-дачу всей необходимой информации в интересах управления войсками (силами) и оружием. Сегодня ВС располагают обширным арсеналом средств для передачи информации, и он постоянно растет. Каждое из них обладает определенными преимуществами, но вместе с тем имеет при-сущие только ему оперативно-технические особенности и недостатки. Тщательно продуманное и четко организованное управление при уме-лом комплексном использовании всех видов связи и средств автоматиза-ции может гарантировать устойчивое руководство войсками (силами) в современных операциях. В различных видах боевых действий одним средством связи, каким бы совершенным оно ни было, невозможно обес-печить устойчивое управление. Подобно тому как успех в современном бою (операции) может быть достигнут только совместными действиями всех видов ВС и родов войск, так и устойчивость управления можно обес-печить лишь комплексным применением всех средств и видов связи.

В последние годы в развитии технической базы управления сделано немало, что позволило повысить количественные и качественные харак-теристики систем управления и связи, боевую готовность войск связи. Вооруженные Силы располагают системами, комплексами и средствами, обеспечивающими связь практически на неограниченную дальность как со стационарными, так и с подвижными объектами, находящимися на земле, под водой и в космосе. Вместе с тем существующие системы связи и автоматизации управления еще не в полной мере отвечают современ-ным требованиям по устойчивости, оперативности, передаче объемов информационных потоков и качеству работы. Созданные на территории России стационарные опорные сети связи не обеспечивают потребности управления войсками в обороне. Некоторые из них недостаточно раз-ветвлены и вследствие этого доступны не всем командирам и штабам. Другие обладают низкой пропускной способностью, что ограничивает объемы информационных потоков. В автоматизации опорных сетей связи сделаны пока только первые шаги. Подавляющее большинство стационарных узлов введено в эксплуатацию в 50-70-х годах, оснащено устаревшим оборудованием и не соответствует новой структуре и зада-чам Вооруженных Сил. Большое количество разнотипных неунифицированных, дорогостоящих технических средств связи и автоматизации на подвижных пунктах управления делает их громоздкими и снижает мо-бильность. Многие сети, комплексы и средства автоматизации техноло-гически и электрически разобщены, что существенно снижает возможно-сти по оперативному обмену информацией между пунктами управления. Не все средства связи, состоящие на вооружении, отвечают мировому уровню развития электроники и предъявляемым к ним специфическим военным требованиям.

Наиболее заметны недостатки в состоянии связи Вооруженных Сил Российской Федерации при сравнении их с армиями США и государств Западной Европы. Общие направления развития в целом совпадают, од-нако по качеству технической оснащенности и степени автоматизации системы связи наших ВС значительно уступают. Вооруженные силы США и НАТО имеют более совершенные системы управления, которые опираются на разветвленные национальные и международные сети связи. Это позволяет им обеспечивать более эффективное боевое приме-нение войск и сил при количественном равенстве вооружений. Нагляд-ным примером этого явилось создание и использование современных систем управления и связи для обеспечения группировки многонацио-нальных сил в зоне Персидского залива, что во многом обусловило ее ус-пешные действия. Связь в этом регионе была организована на базе суще-ствующих глобальных и региональных систем ВС США в рамках реали-зуемой единой концепции развития управления, связи, разведки и РЭБ «Си-кьюб-ай». В армейских корпусах для управления использовалась перспективная мобильная автоматизированная система связи армей-ского корпуса США. Была развернута система автоматизированного об-мена информацией с применением локальных вычислительных сетей до батальона включительно. Комитет начальников штабов руководил группировкой ВС США с использованием глобальной системы опера-тивного управления, выход на которую осуществлялся через автоматизированные магистральные узлы с применением в основном спутниковой связи. Для управления было задействовано более 500 станций спутнико-вой связи. Широко использовались также радио-, радиорелейные, тропо-сферные средства и волоконно-оптические линии. Управление войсками и силами было обеспечено на всех этапах боевых действий. Итоги при-менения систем и средств связи США в Персидском регионе еще раз под-твердили их преимущество в этой области военного строительства.

В настоящее время созданию системы связи Вооруженных Сил Россий-ской Федерации уделяется большое внимание. В этот сложный переход-ный период необходимо иметь задел, который позволит в дальнейшем гибко реагировать на все реорганизации Вооруженных Сил, обеспечи-вать устойчивое управление войсками (силами) при любых изменениях в их облике и структуре. Одна из основных проблем - строительство си-стемы связи ВС в сложившихся условиях, когда ее инфраструктура в зна-чительной степени нарушена в связи с разделом СССР, основные запасы техники и имущества связи остались в странах ближнего зарубежья, резко сокращено финансирование НИОКР и закупок техники, а также имеют место некомплект в войсках офицеров, особенно младшего звена, ограничения, связанные с сокращением численности личного состава соединений и частей связи.

В разработанной Генеральным штабом концепции развития системы связи Вооруженных Сил РФ заложены основные пути развития и повы-шения качественных показателей систем связи. Главными из них являются: совершенствование системы связи и автоматизированного управления силами и средствами ракетно-космической обороны, страте-гическими ядерными силами, стратегической разведкой и РЭБ; создание территориальной системы связи общего применения в интересах всех видов ВС и родов войск; совершенствование полевых систем связи, структуры, оснащения и боевого состава войск связи; повышение уровня и степени интеграции систем и средств связи и автоматизации управле-ния в направлении создания Единой информационно-технической си-стемы Вооруженных Сил.

Исходя из сложившихся военно-политических и финансово-эконо-мических реальностей, для обеспечения устойчивого управления в Воо-руженных Силах РФ предусматривается иметь территориальную систему связи общего применения и специальные системы связи видов ВС и родов войск. Территориальную - планируется использовать в интересах всех войск (сил), дислоцированных или вьшолняющих задачи на определен-ной территории (направлении). Специальные - предназначены для обес-печения решения задач разведки, оповещения, санкционирования при-менения ядерного оружия, боевого управления объединениями и соеди-нениями войск (сил). Создание и развитие всех этих систем осуществля-ется по единому плану. Устойчивость управления обеспечивается их комплексным использованием и объединением в общую систему связи Вооруженных Сил РФ. Ее планируется развернуть на базе существующих узлов и линий связи с последующим наращиванием и доразвертыванием с учетом новой структуры и дислокации войск, создаваемой системы управления. Развивать систему связи предполагается последовательно: в первую очередь модернизировать существующую систему связи, повысить ее качественные характеристики, а в дальнейшем, по мере создания необ-ходимых условий, провести глубокое структурное преобразование.

Хотелось бы отметить, что если раньше при подготовке к наступа-тельным действиям основное внимание уделялось развитию сети связи в группах войск и приграничных районах бывшего СССР, созданию и со-вершенствованию полевых систем и комплектов войск связи объединений, то в нынешних условиях для обороны основа связи - стационарная территориальная система связи России. Она строится всеми видами ВС по единому плану с общим доступом. При этом существующие объекты связи и численность предполагается использовать с максимальной эф-фективностью в интересах всех войск (сил). Территориальные системы связи должны охватывать все регионы страны, районы дислокации, от-мобилизования, сосредоточения, выдвижения и развертывания войск. Они должны обеспечивать обмен информацией в интересах пунктов управления через несколько инстанций независимо от подчиненности и порядка взаимодействия, обладать возможностями обеспечения связью любой группировки, в том числе мобильных сил, причем без изменения конфигурации системы связи региона. В перспективе необходимо соз-дать такую структуру системы связи Вооруженных Сил, при которой пун-кты управления, где бы они ни были размещены, можно с минималь-ными затратами сил, средств и времени привязать к общей сети связи и обеспечить управление войсками (силами) и оружием. Задачи, возлагае-мые на территориальную систему связи, их масштабность и значимость позволяют отнести ее создание к числу важнейших приоритетов в разви-тии вооружения и военной техники. Такой подход является правомер-ным, так как именно территориальная система в сочетании со специаль-ными системами связи видов ВС должна стать гарантом обеспечения устойчивости и оперативности управления стратегическими силами и силами общего назначения.

Создание территориальной системы планируется осуществлять поэ-тапно, объединяя действующие и разрабатываемые системы связи и АСУ. В настоящее время усилия в первую очередь сосредоточиваются на развитии первичных сетей проводной, радиорелейной, тропосферной, радио- и космической связи. В последующем они станут основой созда-ния автоматизированных вторичных сетей телефонной, телеграфной, факсимильной связи и передачи данных. Автоматизация территориаль-ной сети позволит повысить пропускную способность системы, эффек-тивность использования оборудования связи и обслуживающего лич-ного состава, сократить время, нужное для установления связи и пере-дачи информации, предоставить связь более широкому кругу пользова-телей. Если в прежние годы потребности Вооруженных Сил в маги-стральных каналах электросвязи удовлетворялись, как правило, за счет государственной сети, то в настоящее время необходимо делать свои ве-домственные каналы. Конечно, и в дальнейшем арендованные каналы будут широко использоваться, однако без своей первичной сети (хотя бы резервных и дублирующих каналов) обеспечить требования по устойчи-вости и надежности связи сегодня трудно.

С учетом ведения мобильной обороны в войнах и вооруженных кон-фликтах стационарные элементы территориальной системы должны на-ращиваться полевой сетью связи. Полевые системы обеспечивают управление в ходе мобильных действий войск, а также в чрезвычайных ситуациях. Исходя из выполняемых задач и условий применения, они должны обладать возможностью быстрого развертывания, наращивания и восстановления, иметь высокую устойчивость при воздействии средств поражения и радиоэлектронного подавления. Принципами их развития являются: повышение мобильности, комплексная автоматиза-ция, обеспечение совместимости с территориальными системами связи Вооруженных Сил, государственной сетью связи, системой правитель-ственной связи при максимальной унификации технических средств.

В развитии войск связи необходимо стремиться обеспечить соответ-ствие организационно-штатной структуры и вооружения соединений и частей связи требованиям военной доктрины, боевому составу и задачам войск (сил), органов и пунктов управления. В этих целях планируется в стратегическом и оперативно-стратегическом звеньях управления иметь территориальные и полевые войска связи. Территориальные войска должны осуществлять эксплуатационное прикрытие и техническое обес-печение стационарных узлов связи пунктов управления и объектов тер-риториальной системы связи. В их составе планируется иметь мобиль-ные силы и средства для решения задач восстановления вышедших из строя стационарных узлов и линий связи. Создание территориальных войск связи направлено на укрепление существующих многочисленных, как правило, стационарных узлов связи различного назначения, что по-зволит повысить качество систем связи в мирное время и их готовность к обеспечению управления войсками и силами в начальный период войны. Полевые войска связи развертывают системы связи соответствующих объединений и обеспечивают функционирование подвижных пунктов управления. Они включают узловые, линейные, направленческие соеди-нения и части связи. В настоящее время ведется работа по уточнению комплектов войск всех звеньев, их организационно-штатной структуры и вооружения.

Пересматриваются подходы к созданию новой техники и оснащению войск средствами связи и автоматизации управления. Причем объем де-нежных средств, выделяемых на закупку техники связи, резко сокращен. Большое количество средств связи и АСУ осталось в бывших союзных республиках. Компенсировать эти потери сложно, так как значительное количество техники выпускалось в странах ближнего зарубежья, а эконо-мические отношения, в частности касающиеся размещения военных за-казов, в определенной степени нарушены. Поэтому разработка и произ-водство техники связи и АСУ организуются на предприятиях Российской Федерации. Этот процесс потребует вложения материальных и финансо-вых средств и займет продолжительное время. Одновременно прекра-тится производство неперспективной и не подлежащей модернизации техники. В этих условиях создание систем, комплексов связи и АСУ не-обходимо вести таким образом, чтобы основная их часть являлась сред-ством двойного назначения, т.е. использовалась как для военных, так и гражданских целей. Причем при разработке новых систем и средств приоритет отдается научно-исследовательским и опытно-конструктор-ским работам, позволяющим получить прирост эффективности системы связи за счет ее модернизации в течение двух-трех лет. В то же время пре-кращаются НИОКР, требующие длительных сроков разработки и не отвечающие критерию «стоимость-эффективность». Основной упор до-лжен быть сделан на создании такой техники, которая с учетом модерни-зации могла бы существовать длительный период. Необходимо разраба-тывать и внедрять комплексы средств для мобильных сил, что позволит быстро и эффективно развертывать узлы связи в целях обеспечения управления их группировками.

Следует подчеркнуть, что повышение эффективности и устойчи-вости управления немыслимо без дальнейшего развития связи, расшире-ния ее функций, интеграции средств систем связи и автоматизации. Тре-буется объединение систем связи и передачи данных с комплексами ав-томатизированного управления войсками (силами), оружием и боевыми средствами, т.е. создание единой системы обмена информацией как техни-ческой основы системы управления. Ее разработка является сложной проблемой, решать которую необходимо при всесторонней увязке всех компонентов системы, унификации технических и программных средств.

Вместе с тем сама по себе техника, какой бы совершенной она ни была, не решает задач связи. Главное - это специалисты, хорошо знающие свое дело, обладающие прочными знаниями и практическими навыками.

Причем устойчивость управления, непрерывность и качество связи не-редко зависят даже от одного офицера, прапорщика, сержанта или сол-дата, несущего боевое дежурство. Именно поэтому каждому военнослу-жащему войск связи важно иметь хорошую профессиональную подго-товку.

С учетом возрастающей сложности систем связи и автоматизирован-ного управления совершенствуется подготовка кадров. Большое внима-ние уделяется их обучению в Военной академии связи, инженерных и ко-мандных училищах. В них предполагается ввести новые специальности и специализации, привести их в соответствие с потребностями Воору-женных Сил Российской Федерации. Сегодня в системе подготовки ка-дров образовался определенный разрыв. У нас есть офицеры с высшим военным образованием и солдаты срочной службы, которые призы-ваются всего на полтора года. А специалистов со средним техническим образованием нет, тогда как на вооружение поступает все более сложная техника и ее эксплуатация требует глубокой и длительной подготовки, высокого профессионализма. Поэтому планируется организовать подго-товку прапорщиков со среднетехническим образованием по двухлетней программе на соответствующих факультетах военных училищ связи. Су-ществующие школы прапорщиков нуждаются в переориентировании на подготовку специалистов, проходящих службу на контрактной основе. Младшие специалисты будут обучаться в учебных центрах видов ВС дифференцированно с учетом потребностей территориальных и поле-вых войск связи в их новой организационно-штатной структуре.

В заключение следует отметить, что в условиях снижения уровня военного противостояния, проводимых мероприятий по сокращению обычных и ядерных вооружений повышение устойчивости действия связи и эффективности управления способствует качественному росту состояния войск и сил, который можно сравнить с увеличением количе-ства боевых средств и оружия. Поэтому в комплексе мер военного строи-тельства Российской Федерации создание системы управления и связи является одной из важнейших задач, от решения которой зависят боевая готовность и эффективность применения войск (сил).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации