Сухопутные войска задачи и проблемы развития

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1993, стр. 19-24

Сухопутные войска: задачи и проблемы развития

генерал-полковник В.М.СЕМЕНОВ,

главнокомандующий Сухопутными войсками

Вооруженных Сил Российской Федерации*

Сухопутные войска, являясь самым многочисленным видом Вооруженных Сил, постоянно были в центре внимания в периоды преобразований армии и флота. Современ-ным проблемам реформирования и задачам строительства СВ посвящена настоящая статья.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ - неотъемлемый атрибут государственно-сти. В условиях преобразования республик бывшего СССР в самостоя-тельные государства и принятия ими под свою юрисдикцию вооружения и военного имущества ВС СССР, находящихся на их территории, Россий-ская Федерация сделала вынужденный и в то же время закономерный шаг по созданию собственной армии. Задача строительства Вооружен-ных Сил РФ сложна, решать ее предстоит с учетом ряда объективных факторов и конкретных условий.

Во-первых, Россия исторически сложилась как великое государство. Она обладает значительным экономическим потенциалом, занимает стратегически важное геополитическое положение, имеет свои, прису-щие только ей национальные и государственные интересы, без учета ко-торых не могут быть радикально разрешены как глобальные, так и регио-нальные проблемы безопасности. Интеграция России в системы коллек-тивной безопасности различных уровней желательна и возможна, но без ущерба для ее государственных интересов. В связи с этим она должна сох-ранить способность надежно обеспечить свои государственные интересы, суверенитет и территориальную целостность, в том числе и военными средствами.

Во-вторых, для России, как и для всего мирового сообщества, сложилась благоприятная тенденция - ослабление международной напряжен-ности, которая в 40-е - 80-е годы была обусловлена глобальным военно-политическим противостоянием противоположных социально-полити-ческих группировок. Вместе с тем достаточно осталось, и появляются новые нерешенные проблемы и противоречия, требующие своевременного разрешения. Например, стремление некоторых государств полу-чить определенные выгоды от трудностей, переживаемых Россией се-годня. Достаточных гарантий того, что мировому сообществу удастся избежать нового витка обострения противоречий (экономических, соци-ально-политических, этнических, религиозных), в том числе и между го-сударствами Содружества, пока нет. Тем более что в ряде стран сохраня-ется значительный военный потенциал, который в определенных усло-виях может представить для России реальную военную угрозу.

В-третьих, становление российской армии и флота происходит в усло-виях раздела Вооруженных Сил бывшего СССР. При этом большая часть гарнизонов, арсеналов, баз и складов осталась в странах Балтии, Бела-руси, на Украине, в Закавказье и Средней Азии, где были развернуты наи-более боеспособные группировки войск, оснащенные современным воо-ружением, сосредоточены основные запасы боеприпасов, материальных средств и значительная доля жилищно-казарменного фонда. Разруше-ние экономических связей между республиками бывшего СССР, преоб-разования в экономике России и значительное снижение ассигнований на разработку и серийное производство вооружения и военной техники затрудняют решение проблем, связанных с переоснащением войск на современные системы и комплексы оружия. Отрицательно влияют на строительство Вооруженных Сил России сложная демографическая си-туация и падение престижа воинской службы. Не обеспечивается полная и качественная укомплектованность соединений и частей. Становление Сухопутных войск осложняется необходимостью выполнения значи-тельного объема мероприятий по выводу, передислокации и обустрой-ству войск в новых районах, а также поддержанию мира в зонах конфлик-тов, что объективно требует значительных усилий и затрат, отвлекает силы и средства от решения главных задач реформирования, снижает эф-фективность подготовки войск и органов управления.

В этой непростой обстановке в 1992 году выполнены первоочередные мероприятия в рамках первого этапа строительства Сухопутных войск ВС России. Проведены анализ реального состояния Сухопутных войск, уровня их боеготовности и боеспособности, комплексная инвентариза-ция вооружения, военной техники и другого имущества. Завершено фор-мирование центральных органов управления СВ. В основном выпол-нены

_________________________________

* Генерал-полковник Семенов Владимир Магомедович родился 8 июня 1940 года в ауле Хурзук Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края. В 1962 году окончил Бакинское ВОКУ, в 1970 - Военную академию имени М.В.Фрунзе, в 1979 - Воен-ную академию Генерального штаба. Проходил службу на различных командных должно-стях. В1988 году назначен командующим войсками Забайкальского военного округа. С ав-густа 1991 года - главнокомандующий Сухопутными войсками.

запланированные на 1992 год мероприятия по выводу на террито-рию России объединений и соединений Сухопутных войск и созданию новых группировок войск, сокращению их боевого и численного состава. Начат переход на смешанную систему комплектования.

Значительное место в работе главных управлений и управлений Главкомата, научно-исследовательских организаций СВ заняла выра-ботка концепции строительства Сухопутных войск до 2000 года - осново-полагающего документа, который определяет цели, задачи, основную направленность и этапы их реформирования в новых, радикально изме-нившихся условиях. При этом учитывалось, что Россия за свою многове-ковую историю пережила не одну военную реформу. Каждая из них в той или иной степени разрешала сложившиеся противоречия, приводила военную организацию в соответствие с новыми задачами и возможно-стями государства. Так, военная реформа Ивана Грозного (середина XVI века) упорядочивала систему комплектования и прохождения военной службы. Ее стержнем стало создание постоянного стрелецкого войска и сторожевой службы на границе. Военная реформа Петра I (первая че-тверть XVIII века) решила задачу формирования русской (национальной) регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплек-тования. Были введены централизованное военное управление, единая система воинского обучения и воспитания, проведена военно-судебная реформа, а также регламентирована служба офицеров.

Важным этапом в истории военного строительства в России стала военная реформа 1860-1870 годов которая осуществлялась под руковод-ством военного министра Д.А.Милютина. Опыт ее реализации ценен для нас прежде всего тем, что данная реформа (как и сегодня) проводи-лась с учетом кардинальных общегосударственных преобразований. И это закономерно, так как изменения социально-политических условий на каждой стадии исторического развития государства обусловливают и преобразования в военной сфере. Отмена крепостного права, развитие капиталистических отношений в России, обусловившие трансформацию национальных интересов, бурный научно-технический прогресс создали предпосылки для проведения крупномасштабных мероприятий по соз-данию массовой армии. Их основным содержанием стали введение все-общей (всесословной) воинской повинности, системы подготовки обу-ченного резерва запаса, реорганизация боевой подготовки войск, их пе-ревооружение на нарезное стрелковое оружие.

Однако прежняя система управления в российском геостратегиче-ском пространстве уже не могла обеспечить эффективное функциониро-вание и жизнедеятельность армии. Потребовались новые подходы. Была образована административно-территориальная военно-окружная си-стема управления (15 округов), что позволило упорядочить руководство войсками на обширной территории России, более качественно решать задачи управления переводом их с мирного на военное положение, под-готовки резервов, накопления запасов материальных средств. Идея соз-дания военных округов проверена временем, оправдала себя и остается актуальной.

Поражение России в русско-японской войне (1904-1905 годы) потребо-вало проведения военной реформы, которая и была осуществлена в 1905-1912 годах. В ходе ее проведения удалось повысить профессиональный уровень и омолодить офицерский корпус, улучшить его материальное положение. Были приняты новые программы обучения для военных учи-лищ и уставы для войск, сокращены сроки службы. Совершенствовалось качество вооружения - в первую очередь артиллерийского.

В современных условиях более близка нам по целям, размаху и усло-виям военная реформа 1924-1925 годов. В те годы страна переходила к мирному строительству, ее экономические возможности были низкими. Требовалось определить пути и способы сокращения численности Крас-ной Армии и одновременно ее укрепить. В основу реформы был положен переход на смешанную систему комплектования ВС: небольшую по чис-ленности кадровую армию, способную обеспечить безопасность границ страны и необходимую мобилизационную базу, позволяющую быстро развернуть массовую армию на случай войны. Наряду с упорядочением организационно-штатной структуры Вооруженных Сил и регламента-цией системы комплектования, подготовки военных кадров и войск, ка-чественным обновлением командного состава было широко развернуто военное обучение военнообязанных. Боевая подготовка стала плановой. Войска получили новые уставы. Проведена реорганизация органов воен-ного управления. Началось техническое переоснащение Вооруженных Сил.

В работе над концепцией строительства Сухопутных войск учиты-вался и опыт преобразований в Советской Армии конца 50-х - начала 60-х годов. Необходимо признать, что не во всем он был удачным, особенно в методах проведения крупномасштабных сокращений войск, изменения структуры органов управления.

Осмысление опыта военных реформ в России позволяет сделать вы-вод: все они проводились с тем, чтобы привести военную организацию страны в соответствие с требованиями конкретного исторического мо-мента, разрешить противоречия, вызванные изменениями социально - экономических и внешнеполитических условий. Сегодня Россия пере-живает именно такой переломный период своей истории, который сов-падает с кардинальными изменениями в межгосударственных отноше-ниях мирового сообщества, с пересмотром оценок угроз стабильности в мире и национальным интересам России, взглядов на возможные при-чины, условия возникновения военных конфликтов и характер ведения вооруженной борьбы, содержание стратегических действий вооружен-ных сил в войнах и военных конфликтах различной интенсивности, что особенно важно для определения цели и направленности строительства Сухопутных войск.

Современные операции Сухопутных войск будут приобретать форму воздушно-наземных боевых действий и мобильный характер. Снизится «удельный вес» прорыва жесткой, заблаговременно подготовленной обороны, отойдут в прошлое линейные, позиционные формы боевых действий, применение громоздких танковых и механизированных группировок, стабильность фронтов. Поражение группировок войск, избрав-ших позиционные формы боевых действий на подготовленных оборо-нительных рубежах, будет достигаться дальним радиоэлектронным, авиационным и огневым воздействием. Возрастет значение стратегиче-ской мобильности Вооруженных Сил - способности органов управления и войск адекватно реагировать на угрозу, оперативно создавать необхо-димые группировки на стратегических направлениях и в районах возник-новения конфликтов, своевременно занимать выгодное оперативно-стратегическое положение и организованно вступать в сражение.

Оценка стратегического содержания и характера современных опера-ций позволяет определить основные задачи Сухопутных войск, к выпол-нению которых в новых условиях они должны быть готовы.

В мирное время: поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности органов управления, соединений, частей и учреждений; обес-печение гарантированного перевода войск с мирного на военное положе-ние с целью выполнения задач по отражению агрессии противника во взаимодействии с объединениями видов Вооруженных Сил России и стран СНГ; постоянная целенаправленная подготовка органов управле-ния и войск к выполнению задач в соответствии с их предназначением; проведение призыва граждан на учебные сборы, накопление военно-обученного резерва; организация оснащения войск современными комплек-сами и образцами вооружения и военной техники, создание и содержа-ние запасов вооружения, военной техники и материальных средств; уча-стие в выполнении обязательств России по поддержанию мира и ста-бильности в различных регионах; оказание помощи населению при лик-видации последствий технологических, экологических катастроф и сти-хийных бедствий.

В военное время: выполнение задач по плану стратегического развер-тывания Вооруженных Сил Российской Федерации; осуществление мер и ведение боевых действий по локализации (пресечению) военных кон-фликтов, отражению агрессии войсками постоянной готовности (груп-пировками прикрытия), развернутыми в мирное время в стратегических районах, а при необходимости - отмобилизованными группировками войск; проведение совместно с объединениями видов Вооруженных Сил России и стран СНГ- участниц Договора о коллективной безопасности оборонительных и контрнаступательных операций по разгрому агрес-сора; участие в отражении воздушно-космического нападения, проведе-нии воздушно-десантных, морских десантных и других совместных опе-раций видов Вооруженных Сил; участие в пресечении попыток соверше-ния террористических актов на стратегически важных объектах; форми-рование, подготовка и отправка по предназначению стратегических ре-зервов, восполнение потерь в личном составе, вооружении и военной технике.

Результаты анализа характера, условий ведения и содержания совре-менных операций, задач, к выполнению которых должны быть готовы Вооруженные Силы, были положены в основу определения главной цели, направленности и задач строительства Сухопутных войск.

Главная цель строительства Сухопутных войск заключается в обеспе-чении способности и готовности их объединений к ведению эффектив-ных высокоманевренных боевых действий в войнах и военных конфлик-тах различной интенсивности с применением современных форм и средств вооруженной борьбы.

Основными задачами строительства Сухопутных войск являются: сохранение и восстановление на территории Российской Федерации бое-вого потенциала группировок Сухопутных войск, их инфраструктуры, си-стемы управления и связи; вывод на территорию России группировок СВ, находящихся за ее пределами; приведение численности и боевого состава Сухопутных войск в соответствие с установленными квотами, уровнем и характером поставленных перед ними задач; обеспечение по-вышения профессионального уровня военных кадров и всего личного со-става; переход на смешанную систему комплектования войск; совершен-ствование системы обеспечения и управления; перевооружение войск на высокоэффективные современные системы и комплексы вооружения и военной техники; обеспечение реализации системы социальных гаран-тий военнослужащих.

Реализацию задач строительства и реформирования Сухопутных войск предусмотрено провести последовательно. Первый этап в основ-ном завершен. При выполнении запланированных мероприятий второго этапа (1993-1995 годы) будут созданы предпосылки для глубоких преоб-разований в Сухопутных войсках, проведены комплексные исследова-ния по обоснованию их численности, боевого состава и структуры. В ходе третьего этапа (после 1995 года) предусматривается преобразовать структуры родов войск и специальных войск, системы органов управле-ния, комплектования и подготовки военных кадров и войск, приступить к переоснащению на современные системы и комплексы вооружения и военной техники, т.е. к созданию качественно новых Сухопутных войск.

Выполнение задач строительства и реформирования Сухопутных войск потребует решения целого ряда проблем, в том числе ключевых, на которых следует остановиться более подробно.

Проблема определения состава группировок и дислокации войск обу-словлена изменениями условий возникновения военных конфликтов и войн различной интенсивности, характера, форм и способов подготовки и ведения современных операций. Нужен глубокий анализ реальных воз-можностей страны и ее регионов, уровня

развития необходимой инфра-структуры и наличия ресурсов, мобилизационной базы, условий обеспе-чения повседневной деятельности войск. Проведенные оценки и рас-четы приводят к выводу, что в содержании многочисленных и довольно громоздких сухопутных группировок сейчас нет острой необходимости, отсутствуют и достаточные возможности. В то же время общевойсковые объединения и соответствующие комплекты соединений, частей родов войск, специальных войск СВ будут, видимо, по-прежнему составлять ос-нову создаваемых группировок Вооруженных Сил. Это подтверждает анализ состава и структуры группировки многонациональных сил, кото-рая была развернута для ведения боевых действий в зоне Персидского за-лива.

Группировки Сухопутных войск должны быть сбалансированы по со-ставу и структуре, соответствовать своему оперативному предназначе-нию, обеспечивать гарантированное выполнение поставленных перед ними задач и наиболее эффективное комплексное использование бое-вых возможностей вооружения и военной техники в единой боевой си-стеме. В связи с этим на втором этапе строительства Вооруженных Сил представляется целесообразным сохранить структуру военных округов, созданную на их базе военную инфраструктуру, системы боевой и моби-лизационной готовности, подготовки войск, всех видов обеспечения и управления.

Проблема совершенствования организационной структуры Сухопут-ных войск связана с необходимостью приведения их боевого и числен-ного состава в соответствие с договорными ограничениями и квотами по обычным вооружениям в Европе и в рамках СНГ. При этом должен быть обеспечен новый качественный уровень способности и готовности войск к выполнению ими задач в системе операций Вооруженных Сил. На вто-ром этапе строительства Сухопутных войск существующие структуры родов войск и специальных войск будут в основном сохранены. Предус-матривается резко уменьшить количество соединений и частей сокра-щенного состава, значительно повысить степень укомплектованности соединений и частей постоянной готовности, осуществить переход на типовые организационно - штатные структуры армий, корпусов, диви-зий и бригад с учетом их предназначения и особенностей конкретных стратегических районов (стратегических и операционных направлений).

Проведенные расчеты подтверждают, что отказываться от общевой-сковых армейских объединений и соединений дивизионного типа, ви-димо, нецелесообразно, однако их количество будет сокращаться. Часть этих формирований преобразуется в корпусные и бригадные структуры.

Предстоит совершенствовать базу и структуру органов мобилиза-ционного развертывания войск и подготовки мобилизационных резер-вов. Нуждается в преобразовании система высших военно-учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, войсковых учебных центров и испытательных полигонов. Новые решения, видимо, потребуются в отношении состава, возможностей, дислокации и порядка фун-кционирования арсеналов и баз хранения вооружения, военной техники и военного имущества, складов и баз тылового обеспечения и снабжения, ремонтно-восстановительных органов и предприятий. Приоритетной является задача развития системы управления, информации и связи.

Проблема кардинального пересмотра принципов и системы ком-плектования войск занимает особое место в строительстве и реформиро-вании Сухопутных войск ВС России. С учетом демографической ситуа-ции и в целях повышения профессионального уровня подготовки лич-ного состава предусмотрено осуществить переход на смешанную основу комплектования войск: призыва по воинской обязанности и добровольного приема граждан на военную службу по контракту. Законодательные акты приняты. Завершается разработка и вводятся в действие доку-менты, регламентирующие порядок реализации смешанного способа комплектования войск. В конце 1992 года было начато комплектование частей на основе контрактной системы. В дальнейшем предусмотрено довести численность личного состава, принятого по контракту, до 30% от общей численности военнослужащих на втором этапе и не менее чем до 50% на третьем. Предстоит глубоко продумать, четко организовать и, не откладывая, развернуть работу по привлечению в Сухопутные войска мо-лодежи, способной эффективно осваивать и применять современные сложные системы оружия и военной техники.

Подготовка младшего командного состава, специалистов, опреде-ляющих боевую готовность войск и принимаемых на военную службу по контракту, будет организована на базе существующей учебной сети Ми-нистерства обороны (3-6 месяцев). Остальной личный состав будет про-ходить подготовку непосредственно в войсках на сборах по специально разработанным программам (1-3 месяца).

Одна из ключевых проблем - совершенствование системы вооруже-ния и военной техники, технической оснащенности войск. Мы убеж-дены, что разработку перспективных образцов оружия и техники, плани-рование переоснащения войск необходимо осуществлять в комплексе с разработкой мероприятий по развитию структуры и состава войск, освое-нием современных и перспективных форм, способов ведения операций и боевых действий. Такой подход позволит более объективно определить потребности в вооружении и военной технике.

На основе проведенных исследований выделены приоритетные на-правления развития вооружения и военной техники: создание единой ав-томатизированной системы управления войсками и оружием и ее подси-стем; развитие многоцелевых и многоканальных автоматизированных боевых систем, в том числе разведывательно-ударных и разведыва-тельно-огневых комплексов; разработка образцов и комплексов воору-жения и военной техники на основе новых физических принципов и не-традиционных технических решений с использованием элементов искусственного интеллекта; обеспечение высокой мобильности, живуче-сти, помехоустойчивости,

всепогодности и совместимости комплексов вооружения; сокращение номенклатуры вооружения и боевой техники, сроков и затрат на их создание за счет увеличения целесообразной сте-пени унификации комплектующих элементов, узлов, приборов и агрега-тов.

В заключение необходимо отметить, что работа по строительству и реформированию Сухопутных войск предстоит масштабная. Осмысле-ние перемен, происходящих и в мире, и в стране, приводит к выводу о не-обходимости кардинальных изменений в структуре и составе группиро-вок, системе комплектования и обучения войск, формах и способах под-готовки и ведения боевых действий и всестороннего их обеспечения, подходах к развитию и оснащению войск эффективным вооружением и военной техникой. Реализация этих задач придаст Сухопутным войскам качественно новый облик, отвечающий современным требованиям.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации