Структура и содержание концепции национальной безопасности и некоторые ее особенности в Азербайджане

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 1993, стр. 54-55

Структура и содержание концепции национальной безопасности и некоторые ее особенности в Азербайджане

Полковник Ч.М.МАМЕДОВ,

начальник отдела военно-научных исследований и уставов

Министерства обороны Азербайджанской Республики

В связи с обретением независимости бывшими республиками СССР возникла необходимость в создании концепций национальной безопасности вновь образованных суверенных государств. Основная цель этих концепций - обеспечение защиты интересов, суверенитета независимых государств, прав и свобод граждан в соответствии с национальными конституциями и общепризнанными нормами международного права.

Исходя из этого, вырисовались структура и содержание концепции национальной безопасности государства как системы научно обоснованных и официально принятых взглядов на пути, средства и механизмы зашиты от внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам государства, обеспечение его независимости, территориальной целостности и политической стабильности, возможности устойчивого социально-экономического развития.

Как следует из этого определения, безопасность государства имеет внутренние и внешние аспекты. Внутренняя безопасность обеспечивается, с одной стороны, внутриполитической и экономической стабильностью, с другой - общенациональным согласием. Для достижения внутренней безопасности необходимо формирование демократического правового общества, в котором будут обеспечены экономическое процветание и гражданское согласие. Внешняя безопасность обеспечивается защищенностью жизненно важных интересов государства от угроз, опасностей и рисков, исходящих извне. К жизненно важным относятся интересы государства, связанные с его независимостью и территориальной целостностью. Для достижения внешней безопасности государству необходимо принять меры политико-дипломатического или военного характера или те и другие одновременно.

Таким образом, национальная безопасность каждого государства обеспечивается системой политических, экономических, оборонных, правовых, организационных, социальных мер, а также гибкой внутренней и внешней политикой. Важнейшей составной частью национальной безопасности является военная безопасность государства, которая поддерживается оборонными мерами. Достижение военной безопасности является одной из приоритетных задач современного этапа строительства Азербайджанского государства.

Республика строит свои отношения с другими государствами в соответствии со статьей 16 конституционного акта "О независимости Азербайджанской Республики", принятого 18 октября 1991 года, т.е. на принципах равенства суверенных государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости существующих границ, решения спорных вопросов мирным путем, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения основных прав и свобод человека, равенства всех народов, сотрудничества с другими государствами, в том числе и в военной области, добросовестного выполнения принятых на себя международных обязательств. Кроме того, Азербайджанская Республика намерена вступить в те международные организации, которые стремятся к сохранению мира и спокойствия на Земле, заключить двух- и многосторонние договоры со своими соседями по региону и другими государствами в целях обеспечения мира и безопасности в регионе.

Являясь сторонником мира и безопасности в регионе и во всем мире, Азербайджанская Республика свою оборонную (военную) политику ориентирует на обеспечение безопасности страны и эффективное военное строительство. Военное строительство осуществляется в соответствии с оценкой военной опасности, разумной достаточности обороны и экономическими возможностями государства.

Для реализации военной политики определяются полномочия органов государственной власти и управления, а также организуется взаимодействие между ними в области обороны. В Азербайджанской Республике основные полномочия органов государственной власти и управления в области обороны распределяются следующим образом. Верховный Совет (Милли Меджлис) определяет военную политику, осуществляет законодательное регулирование в области обороны и военного строительства, определяет основные направления сотрудничества республики с другими государствами, принимает решение об объявлении состояния войны и применении Вооруженных Сил. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Азербайджанской Республики. Опираясь на ГКО, он организует и осуществляет общее руководство обороной, несет персональную ответственность за организацию, состояние и поддержание обороны страны на уровне, обеспечивающем гарантированную защиту от посягательств извне. Правительство республики несет ответственность за состояние Вооруженных Сил, организует их оснащение в соответствии с заказами Министерства обороны, ведет международные переговоры по военным вопросам.

Вооруженные Силы составляют основу обороны Азербайджанской Республики. В общей системе национальной безопасности они предназначены для защиты суверенитета а территориальной целостности государства, сохранения нерушимости границ от попыток изменения их насильственными методами, предотвращения нападения на государство, а в случае агрессии - отражения ее. Вооруженные Силы строятся на правовых принципах, установленных Конституцией, действующим национальным законодательством и международными правовыми актами. Они создаются только для защиты и, как в большинстве развитых демократических стран, на принципах оборонной достаточности, смешанной системы комплектования, единоначалия на правовой основе, поддержания боевой и мобилизационной готовности в соответствии со складывающейся обстановкой, социальной защиты военнослужащих.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляют Верховный Совет, Президент и Правительство Азербайджанской Республики в пределах предоставленных им полномочий. Непосредственное руководство ВС осуществляет Министр обороны через Министерство обороны. Министерство обороны реализует политику в области строительства национальных сил в соответствии с решениями высших органон государственной власти, заказывает оружие и военную технику, другие материальные ресурсы, организует прохождение военной службы и обеспечение социальной защищенности военнослужащих и служащих Вооруженных Сил.

Таким образом, в данный сложный период строительства нашего государства политическое и военное руководство по вопросам военного строительства опирается на четкую и ясную концепцию обеспечения безопасности государства.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации