СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 2-8

СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Военно-космические силы: перспективы и проблемы строительства

Генерал-полковник В.Л.ИВАНОВ,

командующий Военно-космическими силами

Российской Федерации

Военно-космические силы - самый молодой и один из наиболее современных родов войск. Космические средства широко используются в повседневной деятельности Вооруженных Сил. Без них невозможно эффективное решение задач в военное время. Настоя-щая статья посвящена перспективам развития ВКС.

ВОЕННО-КОСМИЧЕСКИЕ силы сформированы в августе 1992 года как род войск центрального подчинения на базе космических сил и средств Министерства обороны Российской Федерации. Их создание - отражение объективного процесса возрастающего влияния применения космических средств на подготовку и ведение вооруженной борьбы. ВКС позволяют существенно повысить уровень реализации имеющегося бое-вого потенциала Вооруженных Сил, а также обеспечивают возможность их строительства с учетом современных требований по своевременному стратегическому предупреждению и высокой боевой готовности к не-медленному отпору агрессии, оперативности и устойчивости боевого управления во всех звеньях, широкому использованию при ведении бое-вых действий высокоточного оружия, мобильности и постоянной готов-ности к применению сил на любом стратегическом направлении.

Строительство Военно-космических сил осуществляется в условиях коренных изменений геополитической и стратегической обстановки в мире, сохранения, а в ряде случаев и обострения политических, экономи-ческих, национальных, территориальных, религиозных и иных противо-речий между отдельными государствами и внутри их, дробления воен-ного потенциала бывшего СССР. При этом значительное влияние на раз-витие ВКС оказывают следующие факторы:

возрастающая на фоне уменьшения вероятности возникновения ми-ровой ядерной войны опасность локальных войн и вооруженных кон-фликтов прежде всего в районах, прилегающих к границам Российской Федерации. Поэтому особую значимость приобретает заблаговременное выявление военных приготовлений потенциального противника и своевременное вскрытие начала агрессии;

существенное снижение уровня ядерных вооружений при сохранении ставки на них как на основной фактор стратегической стабильности, ве-дущее к возрастанию значимости космических средств, обеспечиваю-щих предупреждение о ракетном нападении, боевое управление и связь, повышение эффективности и надежности применения сил ядерного сдерживания;

сокращение численности Вооруженных Сил и выделяемых им ассиг-нований. В связи с этим возрастает значение вооружений, в наибольшей степени аккумулирующих в себе современные достижения науки и тех-ники, способных функционировать в автоматическом режиме, обладаю-щих повышенной живучестью, а также имеющих высокую экономиче-скую эффективность с учетом выгод от разработки и применения двой-ных технологий;

увеличение числа государств, обладающих высоким научно - техни-ческим и экономическим потенциалом и активно осваивающих космиче-ское пространство в своих национальных интересах (сегодня уже 21 страна), наращивание ведущими государствами усилий по разработке перспективных технологий и производству современных космических вооружений и элементов ракетно-космической техники. Появляется ре-альная опасность утраты Россией лидирующего положения в освоении и использовании космического пространства и как следствие ослабления ее влияния на стратегическую стабильность в мире;

переход под юрисдикцию государств Содружества расположенных на их территориях объектов космической инфраструктуры и предприя-тий, участвующих в разработке и создании ракетно-космической тех-ники. Это ограничивает возможность проведения Россией самостоя-тельной, независимой военно-космической политики и сказывается на военном потенциале страны.

Следует отметить, что стратегическая значимость военно-космиче-ских систем высоко оценивается США, относящими космические про-граммы к разряду наиболее важных. Возможности космических средств и их высокая эффективность были убедительно продемонстрированы в ходе войны в зоне Персидского залива. Они обеспечили заблаговремен-ное вскрытие системы обороны Ирака, оперативный контроль за пере-группировками войск, разведку и получение точных координат важней-ших военных и промышленных объектов, скоординированное примене-ние разнородных огневых средств в интересах надежного поражения то-чечных целей.

Рассмотренные обстоятельства свидетельствуют о том, что интере-сам национальной безопасности России, ее военной политики в наиболь-шей степени отвечает приоритетное развитие космических систем. На-личие в структуре ВС космического компонента вносит существенный вклад в успешное выполнение их основных задач. Причем космические системы позволяют находить качественно новые (по сравнению с ис-пользованием средств наземного базирования) пути решения возникаю-щих проблем, например в полной мере компенсировать снижение бое-вых возможностей ВС России из-за утраты ряда наземных станций преду-преждения о ракетном нападении и контроля космического простран-ства, элементов радионавигационных систем.

Жизненно важное значение в настоящее время приобретает предот-вращение внезапного нападения. Космические системы способны наи-более эффективно осуществлять глобальный и непрерывный контроль за военными приготовлениями, своевременно выявлять факт ракетного и космического нападения противника и обеспечивать оперативную пе-редачу сигналов оповещения и управления войскам. При этом надо учи-тывать, что все наземные объекты инфраструктуры размещаются только на своей территории, а орбитальные в соответствии с международным космическим правом пользуются принципом экстерриториальности. В условиях нового этапа сокращения стратегических вооружений космиче-ские системы наблюдения играют ключевую роль в контроле за соблю-дением международных договоров и соглашений в данной области. Они позволяют оперативно получать и доводить до высшего руководства страны и ВС документированные данные о нарушениях договорных обя-зательств, а также ранних признаках подготовки к военным действиям и тем самым служат мощным фактором стабилизации международной об-становки и сдерживания агрессии. Кроме того, космические системы и комплексы разведки и целеуказания, связи и боевого управления, навига-ции, топогеодезического, гидрометеорологического обеспечения предо-ставляют войскам и силам флота возможность эффективно действовать, не привязываясь к заблаговременно созданной наземной инфраструк-туре. Совместное использование космических систем и высокоточного оружия - путь к реализации разведывательно-ударных комплексов и си-стем различного целевого назначения.

Таким образом, приоритетное развитие космических систем - жиз-ненно важное и решающее условие действенности основополагающих принципов военной доктрины России. В целом, по оценкам специали-стов, указанные системы, вошедшие в повседневную жизнь войск и сил флота, могут повысить эффективность их применения в 1,5 - 2 раза.

Особенностью ВКС является то, что они не только постоянно нахо-дятся в состоянии готовности к боевому применению, но и ежедневно решают сложные задачи по подготовке к запуску ракет-носителей с кос-мическими аппаратами (КА), управлению орбитальными группиров-ками. Эти функции выполняют войска запуска и управления. Только в 1992 году они обеспечили запуск 55 ракет-носителей, а количество сеан-сов связи с КА, находящимися на орбите, достигает нескольких сотен в сутки.

Военно-космические силы располагают уникальной инфраструкту-рой, которая создавалась с учетом требований оперативности, глобаль-ности и надежности управления космическими аппаратами в мирное и военное время, точности определения параметров орбит КА и возмож-ностей выделения земель под районы падения отделяющихся частей ра-кет космического назначения. Ее элементы, обеспечивающие подго-товку, запуск и управление КА, были размещены в основном на террито-рии России. Однако часть космической инфраструктуры развертывалась в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и на Украине. Поэтому для успеш-ного решения задач, возлагаемых на ВКС, большое значение имеет до-стижение прочных договоренностей Российской Федерации с другими государствами СНГ в области военно-космической деятельности, и в первую очередь с Республикой Казахстан (о космодроме «Байконур») и Украиной (о производстве ракетно-космической техники).

Международно-правовые основы военно-космической деятельности на территории государств Содружества заложены многосторонними и двусторонними соглашениями. К ним относятся: «Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства» от 30 декабря 1991 года; «Соглашение о порядке содержа-ния и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ» от 15 мая 1992 года; «Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке ис-пользования космодрома «Байконур» от 25 мая 1992 года; «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Рес-публики Казахстан о составе объектов космодрома «Байконур», переда-ваемых Стратегическим силам Содружества Независимых Государств (Военно-космическим силам), условиях их использования и обеспече-ния» от 2 октября 1992 года; «Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космиче-ского пространства» от 13 ноября 1992 года. К сожалению, не удалось до-говориться о том, что находящиеся на территориях Украины и Узбеки-стана объекты космической инфраструктуры будут эксплуатироваться воинскими частями российских Военно-космических сил. Отсюда все оказались в проигрыше, так как сегодня только Россия способна само-стоятельно осуществлять космическую деятельность. К тому же указан-ные объекты, являясь фрагментами космической инфраструктуры, не обеспечивают решение каких-либо завершенных задач в космической области.

В сложившейся обстановке важную роль сыграла ранее заложенная стратегия создания наземной сети управления как территориально-распределенной системы, в которой каждый отдельный командно-измери-тельный комплекс (ОКИК) способен управлять не одним, а несколькими типами КА. Это позволило оперативно и с минимальными потерями пе-рестроить систему управления орбитальными группировками. В резуль-тате уже более года мы управляем спутниками только с территории Рос-сии (с большей нагрузкой стали использоваться российские ОКИК и кос-модром «Плесецк»).

В целом наше мнение такое: Российская Федерация должна иметь возможность реализовывать все военно-космические программы со своей территории, обеспечивая производство космических средств воо-ружения силами российских предприятий. В то же время следует продо-лжать активные действия по налаживанию сотрудничества в космиче-ской деятельности с органами государственного управления стран СНГ, развивать и укреплять достигнутые договоренности, а также вырабаты-вать механизмы их реализации.

Наибольшего внимания требует международно-договорное обеспе-чение нормального функционирования космодрома «Байконур». С этой целью предусматривается заключить ряд соглашений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В конце июня - начале июля 1993 года сложившаяся на космодроме «Байконур» обстановка стала предме-том переговоров правительственных делегаций. Переговоры показали, что для достижения взаимоприемлемых договоренностей, обеспечи-вающих сохранение уникального космического комплекса космодрома и удовлетворяющих национальным интересам обоих государств, необхо-димо проделать большую работу с участием министерств обороны и иностранных дел, космических агентств, других заинтересованных ве-домств и организаций. Предстоит решить комплекс проблем, связан-ных с определением статуса частей ВКС, осуществляющих свою дея-тельность на территории Республики Казахстан, прав собственности на объекты космодрома, создание которых финансируется Россией, по-рядка обеспечения правовой и социальной защищенности российских военнослужащих и членов их семей и др. Кроме того, в ходе согласова-ния позиций участников договорного процесса возникают новые во-просы. Так, в последнее время казахстанская сторона и ряд российских организаций выступили с инициативой создания на космодроме акцио-нерных космических обществ с правом использования отдельных объек-тов космодрома и привлечения для их эксплуатации воинских формиро-ваний. По нашему мнению, акционирование объектов, необходимых для реализации военно-космических программ, недопустимо.

Актуальной задачей для ВКС является восстановление нарушенных производственных связей, поскольку ряд предприятий - изготовителей комплектующих элементов (систем) космической техники находится за пределами России (большей частью на Украине). Мы полагаем, что инте-грация усилий в космической сфере отвечает национальным интересам всех бывших республик СССР и послужит углублению их сотрудниче-ства в экономической, научной и военной областях.

Военно-космические силы, будучи средством Верховного Главноко-мандования, решают задачи в интересах всех видов ВС и родов войск. Причем требуемые комплексность использования, оперативность и сог-ласованность действий, а также оптимальное распределение ресурсов космических систем различного целевого назначения могут быть достиг-нуты только при условии их применения по единому замыслу. Это обу-словливает необходимость высокого уровня централизации управления военно-космической деятельностью в Вооруженных Силах. Подобная централизация обеспечит единство ответственности за применение военно-космических систем, позволит экономить средства за счет прове-дения единой политики в космической области, будет способствовать повышению эффективности вооружения.

Принятое решение о создании ВКС как рода войск центрального под-чинения устранило искусственные препятствия в развитии и примене-нии военно-космических систем, открыло широкие перспективы их со-вершенствования под единым руководством. Процесс централизации ответственности за военный космос следует всемерно укреплять (осо-бенно в условиях жесткого лимита военного бюджета), не допускать его растаскивания по различным ведомствам, так как это гибельно для военно-космической деятельности в России.

Строительство Военно-космических сил осуществляется в соответ-ствии с концепцией строительства Вооруженных Сил, согласно которой целью развития ВКС является повышение эффективности повседневной деятельности и применения ВС РФ в современной войне за счет расши-рения возможностей военно-космических средств по решению задач стратегического предупреждения о подготовке и начале военных дей-ствий на земле и в космосе, оперативного (боевого) обеспечения дей-ствий, боевого управления, навигации и связи. Уместно также отметить, что по решению правительства ВКС систематически привлекаются для запусков и управления спутниками невоенного назначения, так как созда-вать в России дублирующую инфраструктуру было бы просто разори-тельно. Эта функция Военно-космических сил тоже учитывается при пла-нировании их развития.

Строительство ВКС осуществляется поэтапно.

На первом этапе (1992 год) завершено формирование ВКС как рода войск центрального подчинения, уточнены решаемые задачи, разрабо-таны основы строительства ВКС, спланирована работа по поддержанию и развитию космической инфраструктуры.

На втором (1993 - 1995 годы) - предусматривается создать необходимые условия для гарантированной защиты интересов России в космосе, продолжить развитие космической инфраструктуры, обеспечить созда-ние качественно нового поколения космических систем различного це-левого назначения, привести оргштатную структуру ВКС в соответствие с решаемыми задачами, улучшить взаимодействие с видами ВС и ро-дами войск.

На третьем (до 2000 года) - планируется продолжить оснащение войск перспективными космическими системами и наращивание космической инфраструктуры России, обеспечить полномасштабное решение задач, возлагаемых на Военно-космические силы, завершить централизацию управления военно-космической деятельностью в ВС РФ.

При реализации указанных планов наибольшее внимание будет уде-ляться техническому совершенствованию космического вооружения: увеличению сроков активного существования и автономности КА, каче-ственному улучшению ТТХ бортовой аппаратуры, ее комплексированию, переходу на новую элементную базу, модификации ракет-носите-лей, наращиванию возможностей средств управления и их унификации, повышению надежности и эксплуатационно-технических характеристик космических средств.

Одним из ключевых направлений строительства ВКС является разви-тие системы управления. Предусматривается создать систему пунктов управления различных уровней, а также специализированные центры и пункты управления КА, совершенствовать систему связи, перейти на перспективные технологии управления космическими средствами. Важ-ное место отводится мероприятиям по повышению живучести наземных и орбитальных группировок, всестороннему улучшению оперативного, технического и тылового обеспечения применения Военно-космических сил.

Современный уровень развития космической техники предъявляет высокие требования к профессиональной выучке боевых расчетов, осу-ществляющих подготовку и запуск ракет-носителей космического назна-чения, управление КА. В настоящее время в частях ВКС в основном сло-жились работоспособные коллективы, основу которых составляют высо-коклассные специалисты, обладающие большим опытом. Однако из-за некомплекта личного состава людям приходится работать с большим перенапряжением, совмещая функциональные обязанности. В интересах решения данной проблемы с осени 1992 года в ВКС осуществляется пе-реход на новую систему комплектования войск, сочетающую призыв с добровольным приемом граждан Российской Федерации на военную службу. При этом лицами, принимаемыми по контракту, укомплектовы-ваются в первую очередь должности младших командиров и специали-стов, определяющих боеспособность подразделений и частей. К концу второго этапа строительства ВКС степень замещения должностей сер-жантов и солдат указанной категорией военнослужащих должна соста-вить не менее 30%. Для ВКС такая форма комплектования наиболее при-емлема, так как эксплуатировать сложную и дорогостоящую космиче-скую технику должны профессионалы.

В целях повышения качества подготовки специалистов предусматри-вается развитие учебно-материальной базы, в том числе на основе вне-дрения современной вычислительной техники, повышение научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений, расширение использования учебно-тренировочных комплексов. Упор в обучении бу-дет сделан на предметы, необходимые для выполнения функциональ-ных обязанностей. Возрастет удельный вес индивидуальной формы обучения. Планируется расширить подготовку офицеров с высшим воен-ным и специальным образованием в Военной инженерно-космической Краснознаменной академии им. А.Ф.Можайского.

Особую значимость в настоящее время приобретает социальная за-щищенность военнослужащих. Этой проблеме уделяется большое вни-мание, поскольку без ее решения невозможно сохранить самую боль-шую ценность, которой мы располагаем, - людей, связавших свою судьбу с освоением космического пространства во имя обеспечения безо-пасности России. В планах строительства Военно-космических сил пре-дусматривается немало сделать в направлении создания достойных условий жизни и быта личного состава. В частности, в 1993 году планиру-ется сдать жилой площади на 25% больше, чем в предыдущем. Сохране-ние таких темпов строительства жилья должно позволить снять к 1996 году остроту квартирной проблемы, обеспечить благоустроенными квартирами увольняющихся офицеров.

В последние годы перед ВС РФ встала проблема, связанная с сокра-щением финансирования разработок и закупок вооружения и военной техники. Для ВКС это очень больной вопрос, так как создание космиче-ской техники сопряжено, с необходимостью выполнения больших объе-мов научных исследований и экспериментальных работ, а также с освое-нием передовых технологий, ориентированных на использование са-мой современной элементной базы. К тому же космическая техника изго-тавливается относительно небольшими партиями и закупаемые образцы в отличие от других видов вооружения и военной техники не накапли-ваются на складах и арсеналах (как правило, космические аппараты и ра-кеты-носители с заводов направляются сразу на космодром). Поэтому снижение ассигнований на закупки незамедлительно сказывается на ко-личественном и качественном состоянии отечественных орбитальных группировок, а сокращение финансирования НИОКР ведет к мораль-ному устареванию космических средств. В этих условиях возрастает зна-чение военно-научных исследований, нацеленных на выработку рацио-нальных вариантов развития ВКС, разработку форм и способов их бое-вого применения, поиск путей повышения эффективности решения воз-лагаемых на них задач, определение направлений развития космических средств вооружения. Глубокой научной проработки требуют проблемы решения ВКС принципиально новых задач, технико-экономические ас-пекты создания и применения космической техники двойного назначе-ния, оптимального распределения ассигнований на НИОКР, закупки и эксплуатацию космических средств, определения влияния на их разви-тие конверсии ракетно-космической промышленности.

Реализация планов строительства Военно-космических сил позволит им подняться на качественно новый уровень, соответствующий совре-менным требованиям. При этом будут решены задачи, имеющие высо-кую значимость для обеспечения национальной безопасности и укрепле-ния обороноспособности России, сохранения ее статуса великой косми-ческой державы.

Генерал-полковник Иванов Владимир Леонтьевич родился 26 апреля 1936 года в по-селке Каменка-Днепровсхая Запорожской области. В 1958 году окончил Каспийское выс-шее военно-морское училище. Проходил службу в войсках на различных должностях. В 1973 году окончил Военную академию им. Ф. Э. Дзержинского, а в 1991 году - Военную академию Генерального штаба. В последнее время занимал должности начальника научно-исследовательского испытательного полигона ракетного и космического воору-жения, начальника штаба Управления начальника космических средств Министерства обороны. В1989 году назначен начальником космических средств Министерства обороны. С сентября 1992 года - командующий Военно-космическими силами МО РФ. Доктор воен-ных наук.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации