Ракетные войска стратегического назначения проблемы строительства и реформирования
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1993, стр. 12-18
Ракетные войска стратегического назначения: проблемы строительства и реформирования
Генерал-полковник И.Д.СЕРГЕЕВ,
главнокомандующий Ракетными войсками
стратегического назначения
Вооруженных Сил Российской Федерации*
Ракетные войска стратегического назначения, как и Вооруженные Силы Российской Федерации, находятся на очередном этапе строительства и реформирования. Многие проблемы, стоящие перед ними, трактуются неоднозначно. В связи с этим редакция журнала обратилась к главнокомандующему Ра-кетными войсками стратегического назначения генерал-полковнику Игорю Дмитриевичу Сергееву с просьбой высказать свое мнение по основным проблемам строитель реформирования РВСН.
ПРОИСШЕДШИЕ за последние годы радикальные перемены в военно-политической обстановке привели к коренному изменению гео-политической и стратегической ситуации, заметно ослабили противос-тояние Запад - Восток, уменьшили вероятность развязывания мировых войн и позволили заключить ряд международных соглашений и догово-ров по снижению уровня противостоящих группировок войск.
Российская Федерация как одно из крупнейших государств на Евра-зийском континенте имеет свои глобальные и региональные интересы. В качестве потенциальных источников военной опасности необходимо рассматривать реальную военную мощь и политические намерения госу-дарств (или коалиций государств) к силовому решению территориаль-ных, экономических, национальных, религиозных и иных противоречий. Настоящий период еще более усложнил характер взаимоотношений Рос-сии с различными государствами, и в ближайшей перспективе военная угроза для России вряд ли исчезнет.
Несомненно, дальнейшее развитие военно-политической обста-новки в мире будет определяться прежде всего состоянием взаимоотно-шений России с ведущими странами Запада и США.
Несмотря на значительное улучшение отношений с Соединенными Штатами, нельзя не отметить, что продолжают сохраняться крупные группировки вооруженных сил США и их союзников по НАТО и разви-тая система их базирования. К этому следует добавить стремление Сое-диненных Штатов реализовать концепцию «нового мирового порядка», предусматривающую комплекс политических, военных и экономических мероприятий, направленных на единоличное лидерство в мире на длительную перспективу и сохранение приверженности к применению силы в международных делах. Более того, проведенные исследования показывают, что реализация заключенных договоров по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ) не внесет значительных измене-ний в развитие американских вооружений, поскольку в них полностью вписываются сложившаяся структура, программы модернизации компо-нентов стратегической триады и концептуальные взгляды на боевое при-менение.
Главным направлением совершенствования стратегических наступа-тельных сил США в условиях действия Договора СНВ-2 является сохра-нение уровня боевых возможностей вооружений за счет модернизации существующих ракетных систем наземного базирования, продолжения ввода в строй новых ПЛАРБ с высокоэффективными БРПЛ «Трайдент-2» и включения в боевой состав стратегической авиации перспективных бомбардировщиков «В-2», изготовленных по технологии «Стелт». Кроме того, следует учитывать, что Соединенные Штаты не отказались от плана развертывания многоэшелонной системы ПРО в рамках про-граммы СОИ. Необходимо также отметить, что существенным дестабилизирую-щим фактором в условиях сокращения ядерных вооружений является ди-намичное развитие стратегических ядерных сил Великобритании и Франции. Причем военно-политическое руководство этих стран по-пре-жнему не ставит этот вопрос в зависимость от процесса сокращения СНВ России и США. По нашим оценкам, к 2003 году их боевые возможности по поражению высокозащищенных точечных объектов увеличатся в 12, а площадных - в 3 раза.
______________________________
* Генерал-полковник Игорь Дмитриевич Сергеев родился 20 апреля 1938 года в г.Верхний Ворошиловградской области. В 1960 году окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С.Нахимова. Проходил службу в войсках на различных долж-ностях. Последнее время занимал должности первого заместителя начальника Главного штаба РВСН, заместителя главнокомандующего РВСН по боевой подготовке. В августе 1992 года назначен главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначе-ния.
Мы вынуждены считаться и с реальной опасностью распространения ядерного оружия в других странах. В настоящее время наиболее актив-ные работы по созданию собственного ядерного оружия ведутся в Из-раиле, ЮАР, Индии, Пакистане и ряде арабских стран, а к 2000 году ра-кетно-ядерное оружие по техническим возможностям могут создать около 20 государств. Надо полагать, что дальнейшее распространение ядерного и наращивание боевых возможностей обычного высокоточ-ного оружия создадут серьезные предпосылки дестабилизации военно-политической обстановки как в отдельных регионах, так и во всем мире.
Таким образом, несмотря на то, что военно-политическая обстановка на современном этапе характеризуется положительными тенденциями, полностью исключать возможность развязывания войн и военных кон-фликтов нельзя. Это заставляет сделать вывод, что и для нашего государ-ства военная опасность не перестала быть реальностью.
В сложившихся условиях для России стало объективной необходи-мостью создание качественно новых Вооруженных Сил, экономически менее обременительных для государства, значительно меньших по чис-ленности, в то же время более эффективных, способных обеспечить на-дежную оборону страны в любой обстановке.
В основу строительства Вооруженных Сил Российской Федерации по-ложены два принципа. Первый. Сдерживание любого агрессора от развязывания против России ядерной или широкомасштабной обычной войны путем поддержания Стратегических ядерных сил в состоянии, га-рантирующем проведение эффективных ответных действий в любых условиях обстановки. Второй. Сдерживание агрессора от развязывания региональных и локальных войн и вооруженных конфликтов путем соз-дания и поддержания боевого потенциала группировок сил общего на-значения на уровне, гарантирующем отражение агрессии, и обеспечение его своевременного наращивания при возрастании масштабов военных действий. Реализацию данных принципов в практику их строительства, как известно, предполагается осуществлять последовательно, в течение нескольких этапов.
Сегодня мы хорошо понимаем, что в условиях сокращения Воору-женных Сил, значительного ослабления сил общего назначения основ-ным средством обеспечения безопасности нашего государства и всего Содружества остаются Стратегические ядерные силы (СЯС). Только они способны решать задачи сдерживания агрессии, обеспечения стратегиче-ской стабильности в мире и в конечном итоге предотвращения мировой войны. Безусловно, основная роль здесь принадлежит Ракетным вой-скам стратегического назначения (РВСН), которые являются главной со-ставляющей СЯС и, имея в своем составе около 60% носителей и 65% боеза-рядов, решают до 80% боевых задач.
В ходе проведенного первого этапа реформирования Вооруженных Сил России Ракетные войска стратегического назначения сохранили до-стигнутый уровень боевой готовности, обеспечили стабильность и устой-чивость в боевом дежурстве и ядерную безопасность ракетных комплек-сов. Несмотря на то что часть соединений дислоцируется на территории Украины, Беларуси и Казахстана и их статус до конца не определен, в полной мере сохранено централизованное боевое управление группиров-кой войск. Нет у нас серьезных осложнений и в руководстве повседне-вной деятельностью соединений, расположенных в Беларуси и Каза-хстане.
На территории России в настоящее время находится 70% ядерного по-тенциала РВСН. Эта группировка вносит основной вклад в потенциал ядерного сдерживания, решая основной объем боевых задач, возложен-ных на Стратегические ядерные силы. При этом затраты на содержание и развитие РВСН являются минимальными.
Согласно протоколам, подписанным в мае 1992 года в Лиссабоне ми-нистрами иностранных дел «ядерных» государств СНГ и госсекретарем США, Украина, Казахстан и Беларусь подтвердили обязательства СССР по Договору СНВ-1 и обязались полностью ликвидировать ядерное ору-жие, расположенное на их территории. Кроме того, эти страны выразили намерение присоединиться, а Беларусь уже присоединилась, к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерных госу-дарств. Таким образом, статус России как единственного законного ядер-ного правопреемника СССР закреплен на международно-правовом уровне по взаимному согласию всех заинтересованных сторон.
Говоря о перспективах развития РВСН России, необходимо подчерк-нуть, что они во многом будут определяться влиянием новых факторов военно-политического, военного и экономического характера. Это, прежде всего, заключенные соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений; резкое сокращение ассигнований, выде-ляемых на оборону; распад промышленной кооперации по разработке, испытаниям и серийному производству ракетной техники. Кроме того, на перспективы развития РВСН объективно влияют позиции суверенных государств - Украины, Беларуси и Казахстана - в отношении ядерного оружия, размещенного на их территории.
Сегодня развитие РВСН осуществляется в рамках концепции строи-тельства Вооруженных Сил России. Однако подписанный 3 января 1993 года в Москве президентами США и Российской Федерации Договор СНВ-2 внес определенные коррективы. Вместе с тем хотелось бы отме-тить, что само по себе глубокое сокращение СНВ, предусмотренное этим Договором, не явилось чем-то неожиданным для нас. Подобные вари-анты неоднократно просчитывались, обосновывались и были предус-мотрены концепцией строительства РВСН.
Что же касается основных положений Договора СНВ-2, которые мы будем учитывать при развитии РВСН, то они сводятся к следующему. Сокращение группировки РВСН предполагается осуществить в два
этапа.
К концу первого этапа (до 2000 года) Россия и США должны сократить свои стратегические наступательные вооружения до 3800-4250 ядерных
боезарядов. При этом в РВСН количество боезарядов на ракетах с разде-ляющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) не должно превышать 1200 единиц, в том числе на «тяжелых» ракетах - не более 650 единиц.
На втором этапе (до 2003 года) количество боезарядов в СНВ умень-шается до уровня 3000-3500 единиц. В группировке РВСН ликвидируются все межконтинентальные - баллистические ракеты (МБР), оснащенные РГЧ ИН.
Таким образом, Договором СНВ-2 предопределен переход от имею-щейся в настоящее время группировки РВСН, содержащей как ракеты с РГЧ ИН, так и моноблочные ракеты, к перспективной - только с моноб-лочными МБР. В целях обеспечения возможности реализации такой структуры группировки указанным Договором разрешено переоборудо-вать до 90 шахтных пусковых установок «тяжелых» ракет для размеще-ния моноблочных МБР, а также дано право перевести до 105 ракет с РГЧ ИН одного из существующих типов в моноблочные МБР путем сниже-ния числа боезарядов на каждой из них до единицы. Кроме того, опреде-лены конкретные процедуры ликвидации «тяжелых» МБР, установлен порядок переоборудования шахтных пусковых установок этих ракет, уточнены некоторые детали инспекционного контроля.
В соответствии с вышеизложенными принципами строительства Вооруженных Сил России целью развития РВСН в новых условиях явля-ется обеспечение совместно с другими составляющими СЯС устойчивого военно-стратегического равновесия, не позволяющего достичь любому агрессору политических целей угрозой развязывания ядерной или обычной войны.
Поэтому при разработке концепции строительства РВСН мы исхо-дим из того, что для достижения этой цели необходимо решить ряд за-дач по обеспечению: во-первых, высокой боевой готовности РВСН и на-дежности выполнения боевых задач в любых условиях обстановки; во-вторых, гарантированной эффективности ответных действий РВСН, в том числе в случае возможных срывов достигнутых международных сог-лашений по ограничению развертывания системы ПРО; и в-третьих, по-вышения устойчивости группировки РВСН в условиях войны с примене-нием высокоточного неядерного оружия.
В соответствии с концепцией строительства РВСН их развитие будет осуществляться поэтапно.
Первый этап был завершен в 1992 году. Его результатом явилось соз-дание реальной основы для последующего реформирования РВСН. В этот период начата работа по сокращению состава группировки РВСН в рамках Договора СНВ-1; уточнена организационно-штатная структура и изменены организация и порядок несения боевого дежурства ракетных частей и подразделений; расформированы два соединения, дислоциро-ванные на территории Украины.
На втором этапе (до 1993-1995 года) планируется разукомплектование группировки ракетных комплексов, размещенных в Казахстане и на Украине, при условии достижения с ними соответствующей договорен-ности. Предполагается завершить передислокацию на территорию России ракетных частей из Республики Беларусь. Будут приняты меры по сохранению сложившейся промышленной кооперации в области созда-ния и безопасной эксплуатации ракетного вооружения и формированию российской кооперации предприятий.
Основной задачей третьего этапа (до 2000-2003 года) являются оконча-тельная реализация Договора СНВ-2 и создание группировки РВСН, включающей ракетные комплексы стационарного и мобильного базиро-вания только с моноблочными головными частями. Конкретные направ-ления развития РВСН на данном этапе будут уточнены к 1995 году с уче-том сложившихся политических и экономических условий.
Осуществление намеченных планов строительства РВСН предусматривает решение и других проблем. При этом наиболее сложной явля-ется техническое оснащение группировки. Основные пути ее реализации мы видим в качественном совершенствовании вооружений за счет: даль-нейшего повышения боевой готовности, надежности ракетных комплек-сов (РК); увеличения точности попадания и стойкости ракет; обеспече-ния устойчивости, надежности и гибкости боевого управления; улучше-ния эксплуатационно-технических характеристик ракетного и специаль-ного вооружения.
Центральное место в строительстве РВСН занимает совершенствова-ние системы боевого управления (СБУ). В этом направлении предусматри-ваются дальнейшее развитие систем пунктов управления и космической связи, завершение создания автоматизированной системы боевого управления нового поколения и внедрение модернизированной инфор-мационно-расчетной системы РВСН. Особое внимание уделяется созда-нию высокоживучих пунктов управления, обеспечению автоматизиро-ванной передачи управления между ними, комплексному использова-нию каналов связи различной физической природы.
В сложившихся условиях мы активно проводим работу по формиро-ванию новой военно-технической политики в строительстве РВСН с уче-том выбранных приоритетов при создании образцов вооружения. При этом предпочтение отдается наиболее эффективным высокотехноло-гичным образцам.
Говоря о проведении новой военно-технической политики, нельзя оставить без внимания актуальную в
настоящее время проблему уничто-жения и утилизации сокращаемых вооружений. Ее основные технические, экологические и финансовые аспекты связаны в первую очередь с реали-зацией достигнутых договоренностей о сокращении и ограничении на-ступательных ядерных вооружений. Достаточно сказать, что в резуль-тате сокращения РК с ракетами на жидком топливе высвобождается бо-лее 20 тыс. т горючего и более 50 тыс. т окислителя. Специальных же соо-ружений для хранения такого количества компонентов ракетного топ-лива в России нет, а их строительство сопряжено с выделением значи-тельных ассигнований.
До конца не решена проблема, связанная с уничтожением и утилиза-цией ракет с двигателями на твердом топливе (РДТТ). К настоящему времени предложено более 10 способов утилизации РДТТ, однако до практической реализации доведен только один - основанный на прожиге двигателей на стенде. В России имеется единственный экологически «чистый» стенд, решающий задачи как утилизации двигателей, так и ис-пытания новых РДТТ. Производительность его невысока, поэтому необ-ходимы дополнительные расходы на строительство аналогичных соору-жений и внедрение других экологичных способов утилизации. Кроме того, необходимо отметить негативное влияние на планирование про-цессов сокращения вооружений позиции правительства Украины, кото-рое до сих пор не определилось со сроками и порядком реализации Дого-вора СНВ-1.
Решая эти проблемы, руководство РВСН важнейшей своей задачей считает поддержание высокой боевой готовности частей и подразделе-ний за счет качественной организации и несения боевого дежурства. В мир-ное время оно является основным видом деятельности РВСН и выполне-нием боевой задачи по защите нашего Отечества. В то же время это выс-шая форма поддержания ракетно-ядерного оружия в готовности к бое-вому применению. Личный состав дежурных сил наряду с обязанно-стями по боевому управлению ракетными комплексами имеет задачи по поддержанию их в исправном и надежном состоянии, выполнению мер по предотвращению несанкционированного применения ядерного ору-жия и устранению причин, вызывающих предпосылки к выходу из строя вооружения и техники.
Дальнейшее совершенствование системы боевого дежурства предусматривается проводить в направлении улучшения организационно-штатной структуры войск, приведения ее в соответствие с вновь возни-кающими задачами, оптимизации структуры боевых расчетов и смен. В этом плане основным фактором, влияющим на состояние боевого де-журства и ядерной безопасности, является повышение профессиона-лизма личного состава, несущего боевое дежурство.
В контексте проведения военной реформы Вооруженных Сил Россий-ской Федерации применительно к РВСН необходимо остановиться и на таких вопросах, как реализация новых принципов комплектования лич-ным составом ракетных частей и соединений, сохранение научно-иссле-довательского потенциала РВСН, повышение практической направлен-ности научных исследований.
Сложившаяся обстановка заставляет вести поиск новых путей реше-ния задач качественного комплектования войск, и в первую очередь ра-кетных частей, несущих боевое дежурство. С этой целью проведены ор-ганизационные мероприятия и начат поэтапный переход к их комплек-тованию военнослужащими в добровольном порядке - по контракту. В связи с этим основное внимание сосредоточено на соединениях и частях, определенных для участия в эксперименте по контракту. (Численность военнослужащих, разрешенных к набору по контракту, составляет 5300 человек).
Комплектование войск военнослужащими по контракту позволит лучше учесть особенности службы в РВСН: обеспечение непрерывного боевого дежурства; готовность личного состава преодолевать высокие психологические и физические нагрузки; наличие большого количества специальностей (более 200) и высокие требования к уровню профессио-нальной подготовки личного состава; удаленность мест несения боевого дежурства от пунктов постоянной дислокации, длительность несения боевого дежурства расчетами в 2-3 человека, режимность объектов и др.
Военная служба по контракту должна органично войти в сложив-шуюся систему комплектования РВСН сержантами и солдатами по при-зыву и пройти апробацию с учетом особенностей службы в РВСН в раз-ных географических, климатических и социально-экономических зонах России и на различных типах ракетных комплексов.
Введение военной службы по контракту в РВСН и дальнейшее ее поэ-тапное освоение предусматривают решение следующих задач: повыше-ние уровня укомплектованности соединений и частей, в первую очередь несущих боевое дежурство, и уменьшение сложившегося некомплекта сержантов и солдат в войсках; существенное повышение профессиональ-ного мастерства и общеобразовательного уровня личного состава; стаби-лизация кадров в подразделениях и расчетах, особенно в частях, несущих боевое дежурство; накопление опытных и дефицитных специалистов, обеспечивающее качественный ввод в строй вновь прибывших, сниже-ние аварийности, поломок и вывода техники из строя; приобретение и накопление опыта, в том числе зарубежного, в организации военной службы по контракту, анализ достигнутых результатов, проведение до-полнительных исследований и внедрение их в практику войск.
Первый практический опыт и результаты работы в основном под-твердили правильность выбранных мероприятий по переходу на воен-ную службу по контракту, вместе с тем они выявили ряд проблем, кото-рые требуют дополнительного осмысления и всесторонней проработки, особенно по уточнению организационно-
штатных структур соединений и частей.
Одно из важнейших направлений дальнейшего реформирования - сохранение научно-исследовательского потенциала РВСН. Это связано с тем, что при сокращении СНВ и уменьшении объема финансирования РВСН возрастает роль обоснованности принимаемых решений, что прежде всего относится к военно-технической политике на длительную перспективу. Решения, принятые без достаточно глубокой научной проработки, могут привести не только к большим материальным затратам, но и существенному снижению обороноспособности страны.
Необходимость повышения практической направленности научных исследований в РВСН связана с появлением новых проблем и задач, ко-торые приходят на смену традиционным. В современных условиях более глубокой научной проработки с представлением конкретных результа-тов требуют вопросы: развития РВСН при глубоких сокращениях СНВ, включая и возможные в будущем многосторонние соглашения ядерных держав; выполнения боевых задач сокращенной группировкой войск в случае полномасштабного развертывания системы ПРО США; обеспече-ния защиты объектов РВСН от высокоточного оружия, в том числе с не-традиционными средствами поражения; управления войсками и ору-жием в условиях радиоэлектронного противодействия противника; кон-версии военного производства и обеспечения экологической безопасно-сти работ, проводимых при ликвидации и утилизации ракетной техники.
Показателем практической действенности исследований служит уро-вень реализации их результатов в деятельности и развитии РВСН. Для его повышения осуществляются постоянное взаимодействие специали-стов РВСН с проектными и научными организациями промышленности, Академией наук Российской Федерации, глубокий анализ и оценка тех-нического состояния вооружений и предложений по их совершенствова-нию. Значение практической направленности научно-исследовательских работ в РВСН возрастает по мере сокращения стратегических наступа-тельных вооружений, уменьшения номенклатуры РК и выделяемых ас-сигнований.
Необходимо особо подчеркнуть, что в сегодняшней сложной обста-новке важнейшей составляющей боевой готовности войск и развития техники является человеческий фактор. Качество решения задач по под-держанию высокой боевой готовности и несению боевого дежурства не-посредственно зависит от морально-психологического и нравственного состояния личного состава, его социально-правовой защищенности, условий жизни и быта. Президент и правительство Российской Федера-ции делают все для социальной защищенности военнослужащих и сти-мулирования прохождения ими военной службы.
Сейчас крайне важно поддерживать стабильную спокойную и дело-вую обстановку в каждом воинском коллективе, направить усилия ко-мандных кадров, всего личного состава на качественное решение задач боевой готовности, укрепление дисциплины и уставного порядка. Мы отчетливо сознаем, что, несмотря на снижение опасности развязывания войны и объективные социально-политические и экономические слож-ности в стране, с нас никто не снимал ответственности за обеспечение требуемой боевой готовности РВСН.
Таким образом, в условиях реорганизации Вооруженных Сил Россий-ской Федерации Ракетным войскам стратегического назначения пред-стоит решить три взаимосвязанные задачи.
Первая. Постоянно поддерживать заданный уровень боевой готовно-сти существующей группировки войск для обеспечения ядерного сдер-живания в интересах поддержания стратегической стабильности и пре-дотвращения войны.
Вторая. Провести реорганизацию и усовершенствовать группировку РВСН при количественном ее сокращении по носителям более чем на одну треть, по боевым блокам - в шесть и более раз.
Третья. Обеспечить планомерную реализацию Договоров СНВ, в ходе которой до 2003 года необходимо ликвидировать свыше 800 пуско-вых установок и около 1300 носителей.
На решении этих задач сосредоточены усилия всего личного состава РВСН. Несмотря на имеющиеся объективные трудности переходного периода, мы приложим все усилия, чтобы выполнить их в полном объеме и с высоким качеством.