О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1993, стр. 36-44

О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению

Генерал-лейтенант С.А.БОГДАНОВ

В статье приведена точка зрения автора на теорию возникновения военных конфликтов и пути их предотвращения.

РЕАЛИИ сегодняшнего дня таковы, что опасность развязывания мировой войны значительно снизилась. Однако мы стали свидетелями конфликтов в Центральной Европе (гражданская война на территории бывшей Югославии), в государствах Центральной Азии и СНГ (непрекращающееся кровопролитие в Кавказском регионе); серьезных разногласий во многих субъектах Российской Федерации; натянутости в отношениях между Украиной и Россией. Имеющиеся противоречия, особенно на основе территориальных притязаний, могут стать причиной конфликтов в Восточной и Юго-Восточной Европе. Опасным узлом противоречий является Ближний и Средний Восток, а усиление исламского фундаментализма оказывает существенное влияние на ситуацию в Закавказье и Средней Азии.

В современных условиях любой вооруженный конфликт может быстро перерасти в крупномасштабную войну, что делает обстановку в отдельных регионах взрывоопасной, а мир хрупким. В связи с этим возникла настоятельная необходимость пересмотра устоявшихся взглядов на сущность и классификацию военных конфликтов, причины их зарождения, а также изыскания форм и способов их разрешения на ранних стадиях развития или локализации и пресечения на более поздних.

Анализ некоторых подходов к классификации войн и военных конфликтов. Опубликованные в СССР труды, отражающие взгляды советской военной науки на проблемы войны и армии, определяют войну как общественно-политическое явление, представляющее собой борьбу государств, наций, социальных групп, ведущуюся средствами вооруженного насилия. Наряду с вооруженной борьбой, которая составляет главное содержание войны, для достижения поставленных целей комплексно применяются экономические, дипломатические, идеологические, психологические и другие формы борьбы. Война многогранна. Она обладает определенными чертами и признаками. С учетом этого были сформированы четыре группы оснований для классификации: исторические, социально-политические, военно-технические и масштабные (рис.1).

В первой группе воина рассматривается как явление общественно-политическое, имеющее свое место в рамках исторической эпохи и влияющее на социальный прогресс. Во второй группе войны дифференцируются по типу противоречий и в зависимости от социально-политической ориентации и целей сторон определяются как справедливые и несправедливые. В третьей группе раскрывается характер вооруженной борьбы, показываются применяемые в ней технические средства. В четвертой определяются масштабы конкретной войны по времени и пространству, числу и группировкам ее участников.

По масштабам и составу воюющих сторон войны подразделяются на мировые и локальные. Под мировой войной понимается противоборство государств и коалиций государств, охватывающее большую часть стран мира, а под локальной - война, охватывающая лишь относительно небольшое количество государств и не выходящая за границы региона.

На передний план марксистско-ленинской методологией выдвигаются социально-политические основания, так как лишь они позволяют «уяснить, во имя чего ведется та или иная война, продолжением политики каких классов она является». В целом представленная классификация войн дает объективные основания для их изучения. В ней особое значение придается принципу всестороннего подхода к анализу войны как явлению историческому, социально-политическому по своей сути, наиболее концентрированно воплощенному в вооруженной борьбе и имеющему не только качественную, но и количественную определенность. Согласно этой методологии классификация войн осуществляется на основе классового подхода, который предполагает оценку явлений, событий с точки зрения интересов лишь одной социальной группы общества - рабочего класса.

О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению

Цель классификации - «определение отношения марксистско-ленинских партий к войнам, разработка политики по проблемам войны и мира, осуществление мероприятий по укреплению обороноспособности стран социалистического содружества». Таким образом, уже в самой целевой установке отражается ориентация на нужды коммунистических партий. Для условий, когда партия была правящей и являлась основой политической системы общества, это, очевидно, было оправданной необходимостью. Но в складывающейся на современном этапе военно-политической обстановке в мире и социально-политической ситуации в России подобный подход себя изжил.

Несколько иной методологический подход к классификации войн, военных конфликтов демонстрируют военные эксперты США и ряда других стран НАТО. В первую очередь ими принимаются во внимание военно-стратегические и военно-технические аспекты. Например, согласно существующей в США классификации выделяются четыре разновидности современных войн: всеобщая ядерная, всеобщая обычная, ядерная война и обычная на театре войны.

Столкнувшись при реализации стратегии глобального доминирования с конфликтами более низкого уровня, чем всеобщая война, американские ученые разработали концепцию военных конфликтов различной интенсивности, в которой рассматривается весь спектр конфликтов - от самых незначительных до глобальной войны. При этом война с применением ядерного и других видов оружия массового поражения, а также всеобщая на театре войны определяются ими как военный конфликт высокой интенсивности остальные войны, ведущиеся с ограниченными целями, - как военный конфликт средней интенсивности. Все прочие акции (от военных до психологических) объединяются в конфликты низкой интенсивности.

В моральном плане войны, которые ведутся в защиту интересов США или их союзников - «носителей демократии», объявляются справедливыми. Главным критерием справедливости считается принятие решения на ведение войны законной властью, если при этом отсутствуют другие средства достижения политических целей.

Дифференцирование и изучение военных конфликтов на основе их интенсивности позволяют планировать необходимые меры, в том числе военные (при относительно невысоком ущербе для участников) в целях своевременного реагирования на конфликты еще на этапе зарождения. Недостатком рассмотренного подхода к систематизации и оценке конфликтов является то, что он дает лишь общие представления о них. При этом упускается из вида информация о противоречиях, которые стороны пытаются разрешить, о целях и других характеристиках, составляющих социально-политические признаки войны, без чего предотвращение конфликта или его локализация и прекращение на взаимоприемлемых для главных участников условиях становится проблематичным.

Классификация современных войн. Она основана на использовании методологии, разработанной советской военной наукой, но с определенными уточнениями, продиктованными происшедшими в стране и в мире изменениями. Не следует при этом исключать и положительный опыт зарубежных военных ученых. Что же нам необходимо иметь в виду?

Во-первых, с устранением антагонистических противоречий между Востоком и Западом, которые определялись различием общественно-экономических формаций, с утратой коммунистической партией ведущей роли в обществе и возрастанием роли государственных структур управления Россия отказалась от приоритета классовых интересов над общенациональными. Окончательный ответ относительно обоснованности такого подхода должны дать политологи. Но задача по разработке военной доктрины и программы военного строительства, поставленная политическим руководством, требует безотлагательного решения. Поэтому на данном этапе в качестве основы для классификации военных конфликтов вместо классовых предлагается принять национальные интересы России. В связи с этим не может не подвергнуться уточнению сама цель классификации, которая должна быть направлена: на определение отношения государственного, политического и военного руководства к возможным военным конфликтам; выявление возможных последствий военных конфликтов и их соответствия интересам государства; выработку решения о роли и месте государства по отношению к конфликтующим сторонам; поиск способов предотвращения (пресечения) конфликтов или определение целей, масштабов, форм и способов участия в конфликтах (при необходимости); подготовку к вооруженным конфликтам страны и вооруженных сил.

Во-вторых, в исследовании и классификации военных конфликтов наиболее важным является ответ на комплекс вопросов: как, против кого, по какой причине и с какой целью ведется война? Как война или конфликт соотносится с национальными интересами страны? Какие имеются возможности по управлению конфликтом? Важность этих вопросов при систематизации военных конфликтов заставляет в первую очередь учитывать социально-политические основания.

В -третьих, сейчас уже нельзя оценивать войну без учета ее правового характера, без рассмотрения с позиции международного права (в первую очередь Устава ООН). Правовая оценка конфликта, наряду с оценкой целей каждой из конфликтующих сторон, дает возможность определить, кто является агрессором, а кто ведет справедливую борьбу. По мере усиления роли и воздействия международного права на межгосударственные отношения правовые основания должны становиться все более весомыми.

В-четвертых, масштабные и военно-технические основания целесообразно слить в стратегические основания, так как по своей сути они определяют стратегический характер военного конфликта. При этом важной группой являются вопросы, связанные с оценкой его масштабов, напряженности и применяемых средств.

Обращаясь к опыту войны в зоне Персидского залива, нельзя не обратить внимание на то, что со стороны многонациональных сил предпринимались значительные усилия для предотвращения ее эскалации. Регулирование напряженности или интенсивности конфликта осуществлялось комплексом политических и военных средств. Среди них известная резолюция № 678 Совета Безопасности ООН, ограничивающая политические цели конфликта освобождением Кувейта, предусматривающая сдерживание Израиля от вступления в войну вплоть до гарантии его прикрытия со стороны командования МНС от ударов иракскими ракетами и срочные поставки для этих целей ЗУР «Патриот», прекращение боевых действий МНС без достижения победы в прежнем ее понимании (полный разгром вооруженных сил противника, оккупация его территорий, принуждение к полной и безоговорочной капитуляции и др.).Этот небольшой опыт регулирования напряженности конфликта заставляет искать критерии, которые характеризовали бы степень его интенсивности. В связи с этим среди них особый интерес могут представить: характер выдвигаемых целей; выделяемые государством силы, средства и ресурсы для ведения военных действий; количество боевых столкновений за определенное время; размеры потерь, экологического и других видов ущерба и т.д.

О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению

В целом прогнозирование стратегического характера конфликта позволит с определенной степенью вероятности дать правильный ответ на вопросы: какие способы и средства пригодны для управления конфликтом, какие ресурсы потребуются для участия в нем, какую долю военной мощи необходимо задействовать для достижения поставленных целей и др.

С учетом вышеизложенного представляется целесообразным классифицировать военные конфликты по таким основаниям, как социально-политические, правовые, стратегические (рис.2).

При оценке социально-политического характера конфликта на первый план выдвигаются национальные интересы государств, противоречия между ними, политические цели, преследуемые сторонами, что позволяет определить отношение к военному конфликту.

Изучение правового характера конфликта дает основание сделать вывод о справедливости целей каждой из сторон и конфликта в целом.

Оценка стратегического характера конфликта по таким показателям, как масштаб, способы ведения вооруженной борьбы, применяемые средства, напряженность, даст более полное представление о его возможных последствиях.

Некоторые подходы к управлению кризисной ситуацией с целью предотвращения военных конфликтов. Оценка характера военного конфликта по рассмотренным показателям позволяет уяснить цели сторон и правовой характер конфликта, в какой мере он скажется на стабильности межгосударственных отношений, его социально-экономические, политические, экологические и другие последствия, соотношение с интересами своего государства, а также выработать рекомендации для военно-политического руководства (рис.3).

Проведенный на основании этих оценок анализ причин возникновения и тенденций развития военных конфликтов позволяет оценить пути их возникновения (развития) и управления ими. Для этого эволюцию внутреннего состояния конфликта целесообразно, на наш взгляд, разделить на фазы. Критерием перехода одной фазы в другую служит уровень обострения противоречий.

Для оценки состояния конфликта по фазам выделяется пять этапов с присущими каждому из них специфическими свойствами (первый - зарождение, второй - обострение напряженности, третий - угрожаемый период, четвертый - кризис, пятый - разрешение конфликта). Отметим -этапы не всегда могут совпадать с его фазами, что видно из рис.3.

Научно-практическая значимость предлагаемого подхода заключается в реальной возможности сделать управляемым процесс разрешения военного конфликта на любом из рассмотренных этапов и принять меры к его деэскалации мирным путем. Суть подхода состоит в том, что развитие конфликта рассматривается как следствие объективного или преднамеренного обострения военно-политической и стратегической обстановки, при которой стороны приступают к подготовке разрешения возникших противоречий с использованием военной силы.

Разрешение конфликта может быть достигнуто совокупностью целей, реализуемых последовательно или в каком-либо другом порядке посредством невоенных и военных средств и способов. В этом случае мероприятия, направленные на разрешение противоречий политико-дипломатическими мерами (консультации, использование международных институтов типа ООН, СБСЕ и т.д.), в сочетании с другими мирными средствами разрешения конфликта позволяют обойтись без применения военной силы.

О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению

О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению

В то же время игнорирование каких-либо мирных средств (например, экономических) с большой степенью вероятности приведет к дальнейшему осложнению конфронтационной ситуации и на последующих этапах конфликта приобретет противоположную направленность (свертывание программ долгосрочных договоров, введение экономических санкций и экономической блокады).

Анализ показывает, что мероприятия, направленные на разрешение конфликта мирными средствами, в основном охватывают первые три фазы. Военные средства в качестве сдерживающих мер используются на первой и второй фазах конфликта. Непосредственная подготовка и применение вооруженных сил начинаются с третьей фазы. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно.

Рассматривая возможности по урегулированию военного конфликта, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее.

Первое. Развязывание войны, по существу, обусловливается нежеланием или неспособностью политических руководителей устранить экономические, политические и социальные противоречия мирными средствами.

Второе. Ограниченные цели противоборствующих сторон сдерживают сползание государств к состоянию войны, оставляя возможность разрешить конфликт на более низком уровне.

Третье. В вооруженном конфликте низкой интенсивности территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, как правило, провоцируются радикально настроенными политическими партиями и движениями иногда с участием военных руководителей различных рангов.

Четвертое. Возможность эскалации конфликта реальна лишь в том случае, если существует для этого социальная база. Иными словами, в обществе наличествуют глубинные противоречия, обусловленные его расслоением по социально-экономическим признакам.

Пятое. Разрешение конфликта с использованием инструментов международного права все более снижает вероятность возникновения мировой (в первую очередь ядерной) войны.

Естественно, что изложенный методический подход не является исчерпывающим, целесообразно продолжить работу, направленную на создание экспертной математической модели разрешения военного конфликта. На ее основе можно будет осуществлять многовариантную оценку хода и исхода военных конфликтов, прогнозировать их, а также с учетом складывающейся обстановки готовить государственному руководству необходимые предложения для принятия решения.

Волкогонов Д .А., Миловидов А.С, Тюшкевич С.А. Война и армия. - М.: Воениздат, 1977. - С.79.

Регион - группа близлежащих стран, представляющая собой либо отдельный экономико-географический, либо близкий по национальному составу и культуре, либо однотипный по общественно-политическому строю район мира.

Волкогонов Д.А., Миловидов А. С, Тюшкевич С. А. Война и армия. -С.79.

ТабуновН.Д.,БокаревВ.А. Марксистско-ленинская философия и методологические проблемы военной теории и практики. - М.: Воениздат, 1982. - С.269.

Зарубежное военное обозрение. - 1990. - № 9. - С.5-7.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации