К вопросу о гарантированном контроле за нераспространением и испытаниями ядерного оружия

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1993

К вопросу о гарантированном контроле за нераспространением и испытаниями ядерного оружия

Генерал-полковник Е. П.МАСЛИН

Генерал-майор А.В.РОГОЖИН

Капитан 1 ранга в отставке М.С.МАМСУРОВ,

доктор технических наук, профессор,

заслуженный деятель науки и техники РФ

Капитан 1 ранга Э.Г.ШЕВЕЛЕВ,

академик АЕН РФ

ОДНА из центральных проблем современности - нераспространение ядерного оружия. В последние годы решение этого вопроса осложнилось в связи с тем, что наряду с еще сохраняющейся угрозой войны между ядерными государствами возникла угроза перерастания локальных войн и вооруженных конфликтов в крупномасштабную войну с вовлечением в нее как стран-членов «ядерного клуба», так и государств - претендентов на места в нем. При этом одним из главных факторов, способствующих переходу к такой войне, становится не маловероятное развязывание военных действий между ядерными державами, а возможное широкое распространение ядерного оружия и как следствие ослабление или потеря контроля над ним, особенно в государствах «третьего мира», не имеющих развитой системы такого контроля, но склонных в своей политике использовать элементы международного терроризма.

Новые претенденты на членство в «клубе», к сожалению, склонны видеть в обладании ядерным оружием лишь неограниченные возможности для самоутверждения, повышения своего статуса, укрепления влияния в регионе и сдерживания амбиций соперников. По их мнению, такое оружие - мощный инструмент поддержки внешней политики и средство достижения победы в региональной войне. Эти государства не участвуют в Договоре о нераспространении ядерного оружия.

Сегодня целый ряд официально считающихся неядерными стран располагает современными средствами доставки ядерного оружия. На территории бывших республик Советского Союза находятся межконтинентальные баллистические ракеты с дальностью стрельбы свыше 9 тыс. км: на Украине - типа SS-24, SS-19; в Казахстане - SS-18; в Беларуси - SS-25. В распоряжении стран «третьего мира» имеются различного типа баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки на различные расстояния: в КНДР и Иране - «Скад» (300 км); в Саудовской Аравии - CSS-2 (3000 км); в Ираке -«Аль-Хуссейн» (650 км); в Пакистане -«Хатф-3» (300 км); в Индии - «Агни» (2500 км); в Израиле - «Иерихон-2» 0500 км) и «Иерихон-1» (500 км).

В последние годы более 30 стран приняли на вооружение тактические и оперативно-тактические ракеты с дальностью стрельбы от десятков до нескольких тысяч километров, изготовленные на своих заводах или купленные за рубежом. Значительная часть этих государств имеет собственные программы развития ракетного оружия, предусматривающие: модернизацию закупленных за рубежом ракет оперативно-тактического назначения в целях увеличения дальности стрельбы и разработку технологий их производства на национальных предприятиях военной промышленности (Ирак, Южная Корея, КНДР, Иран); приобретение иностранных технологий и технических специалистов (Аргентина, Египет, ЮАР); разработку ракетного оружия на основе национальных достижений в области ракетно-космической техники (Израиль, Индия, Бразилия, Пакистан).

Такое широкое распространение оружия свидетельствует о том, что в мире, по сути дела, одновременно протекают два, казалось бы, независимых друг от друга процесса. Первый - официальная дипломатическая (во многом конструктивная) работа ядерных держав, нацеленная на: сокращение накопленных ядерных арсеналов; приведение своих ядерных стратегий в соответствие с новыми политическими и геостратегическими условиями; исключение опасности несанкционированного или неумышленного использования ядерного оружия; прекращение, а в дальнейшем и всеобщее запрещение всех видов его испытаний, являющихся одной из главных причин нестабильности обстановки и нарушения экологии планеты в целом; снятие ограничения срока действия существующего Договора о нераспространении ядерного оружия и расширение состава его участников.

Этот трудный процесс уже дает мировому сообществу в известной степени обнадеживающие результаты. Президентами США и России подписан Договор о радикальном сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Начата практическая реализация достигнутых соглашений по сокращению ядерных арсеналов и переработке делящихся материалов, входивших в состав ядерных взрывных устройств.

Совместными усилиями правительств ряда мировых держав и их общественных организаций достигнуто временное приостановление с сентября 1992 года планировавшихся ранее ядерных испытаний на полигонах Великобритании, Франции, России и США. В июльском (1993 год) обращении к американскому народу президент США Б.Клинтон объявил о сохранении моратория на ядерные испытания по меньшей мере до сентября 1994 года, отметив при этом, что в эффективности и надежности действия ядерных зарядов можно убедиться иными методами, чем проведение регулярных испытаний. Объявила о продлении моратория на испытания и Франция, которая предложила также заключить договор о запрещении всех ядерных взрывов и сделать его всеобщим и контролируемым. Кроме того, она выступила за подготовку и заключение нового бессрочного договора о нераспространении ядерного оружия после того, как в 1995 году истечет срок действия нынешнего. К сожалению, столь благоприятное развитие обстановки 5 октября 1993 года было нарушено Китаем, который провел 39-е испытание ядерного оружия. Однако, несмотря на это, возможность возобновления общего моратория на ядерные испытания и межгосударственных переговоров об их всеобъемлющем запрещении сохраняется.

Миротворческая деятельность ядерных государств, снижающая уровень военной конфронтации и опасности войны между ними, дополняется широкомасштабной системой мероприятий, направленных на сокращение собственных вооруженных сил и обычных вооружений, военных заказов на ряде предприятий военно-промышленного комплекса и постепенный их переход на выпуск гражданской продукции в целях увеличения ее доли в общем объеме производства.

Вместе с тем возникает парадоксальная, на наш взгляд, ситуация. С одной стороны - США, Россия, европейские страны-члены НАТО и бывшей ОВД ищут возможность освободиться от излишков накопленных вооружений, военной техники и уже сделали в этом направлении значительные шаги, с другой - лидеры ведущих стран «третьего мира» прилагают неимоверные усилия для того, чтобы приобрести эти вооружения и технику, разместить военные заказы в промышлен-но развитых государствах, стать владельцами новейших военных технологий производства высокоточного ракетного и ядерного оружия. Таким образом, параллельно идет второй процесс - общая милитаризация «третьего мира», его неуклонное движение к обладанию ракетно-ядерным оружием. В сочетании с возрастающей моральной готовностью к его применению такая направленность военной политики представляется в современных условиях исключительно опасной.

До настоящего времени деятельность наиболее развитых государств мира по приостановлению этого процесса и снятию связанной с ним угрозы основывалась главным образом на запретительных и силовых методах. К первым относятся: запреты на продажу странам «третьего мира» отдельных видов оружия; отказ от размещения их военных заказов на ведущих предприятиях Европы и Северной Америки; недопущение продажи им высоких технологий, способствующих созданию собственного высокоточного ракетного оружия, а также запрет на строительство в этих странах центров по разработке, производству стратегического оружия и на привлечение к этому ученых из ядерных держав, особенно из СНГ.

Силовые методы - это угрозы и непосредственное нанесение ударов по объектам наиболее агрессивных стран «третьего мира», связанным с созданием оружия массового поражения (в случае, если не выполняются требования мирового сообщества по их остановке или закрытию). На примере Ирака (подвергшегося таким ударам со стороны США, не находясь в состоянии войны с ними), Пакистана, Индии, других развивающихся стран можно видеть, что подобный подход к методам решения проблемы нераспространения ядерного оружия оказывается все же недостаточно эффективным.

Показательна в этом плане ситуация, когда из-за продолжающихся попыток установить контроль над спорной территорией (штатом Кашмир) в 1990 году возникла угроза ядерной войны между Пакистаном и Индией. Уже в ходе конфликта администрации Дж.Буша стало известно, что при концентрации войсковых формирований обеих сторон у границы Пакистан тайно привел в готовность ядерные боеприпасы (предположительно от 6 до 10 ядерных зарядов). Доставить их в район действий предполагалось на истребителях F-16 американского производства. По мнению специалистов, возможная война между этими странами переросла бы в ядерную, так как Индия, имевшая намного больший ядерный арсенал, также была готова нанести ответный удар. Руководство Пакистана в то время считало, что возможное широкомасштабное наступление вооруженных сил Индии может в течение двух недель расчленить страну. У армии Пакистана в этом случае не было иного выбора, кроме применения ядерного оружия. Лишь своевременное дипломатическое вмешательство Вашингтона и Москвы позволило разрядить обстановку и снять угрозу ядерной войны в условиях более сильной конфронтации, чем при кубинском ракетном кризисе 1962 года. Как избежать подобных ситуаций в будущем?

Руководители многих стран видят эффективное решение проблемы нераспространения ядерного оружия в ужесточении всеобъемлющего контроля за распространением оружия массового поражения и ракетных технологий. Это требует совместных усилий мирового сообщества, но в первую очередь - промыш-ленно развитых стран. Контроль должен осуществляться в рамках создания единой коллективной системы глобальной и региональной безопасности, предусматривающей и обеспечивающей надежную защиту от ядерных угроз.

Первым конструктивным шагом на пути к образованию такой организационно-технической структуры, по нашему мнению, может стать создание автоматизированной системы глобального контроля за нераспространением и испытаниями ядерного оружия. Ее разработку целесообразно возложить прежде всего на Сейсмическую службу Министерства обороны Российской Федерации и Управление перспективного планирования научно-исследовательских работ Министерства обороны Соединенных Штатов Америки (ARPA). Первый этап сотрудничества США и России в данной области может включать: взаимный обмен сейсмическими данными мониторинга, свидетельствующими о непроведении ядерных взрывов; двусторонние совместные эксперименты по отработке процедур для экспериментальной системы международного обмена данными о сейсмических событиях, в том числе проверка и оценка предлагаемых компонентов системы, ее концепций, а также доведение результатов этой деятельности международным организациям, осуществляющим контроль за нераспространением и испытаниями ядерного оружия; обмен методами анализа, которые наиболее перспективны для продолжения исследовательских программ по мониторингу ядерных испытаний.

Для достижения указанных выше целей можно применять комбинированные сейсмические комплексы с использованием широкополосных скважинных сейсмодатчиков, входящих в состав российского комплекса «Парус-2», и американских компьютерных станций на базе компьютеров SUN-3 (SUN-4). Кроме взаимного обмена данными, полученными с этих комплексов, стороны могут совместно анализировать их эксплуатационные и технические характеристики, применяя американскую сейсмическую станцию ANMO и комплекс «Парус-2». При этом для обмена данными могут быть использованы специально организуемые спутниковые каналы связи между Центром сбора и обработки информации (ЦСОИ) Сейсмической службы МО РФ в Дубне и Центром сейсмических исследований ARPA в Арлингтоне (штат Вирджиния).

В настоящее время ЦСОИ является составной частью объединенного вычислительного центра (ОВЦ) автоматизированной системы сейсмического контроля (АССК) «Материк». Система функционирует в непрерывном круглосуточном режиме и предназначена для: сбора непрерывной сейсмической информации (НСИ) от автоматических (необслуживаемых) и обслуживаемых цифровых сейсмических станций (АСС и ОСС) - общим числом до 60; обработки НСИ в целях обнаружения заданных сейсмических сигналов и определения их параметров; полного определения параметров сейсмических явлений (ядерных взрывов и землетрясений) ; выделения и передачи в ОВЦ отдельных фрагментов НСИ заданной длительности для последующей обработки; контроля за функционированием и управления работой АСС и ОСС; накопления и хранения цифровой сейсмической информации; взаимодействия с международным центром данных (МЦД) Академии наук России (г.Обнинск); передачи НСИ от отечественных сейсмических станций заинтересованным государствам (согласно заключенным договорам).

Взаимодействие ЦСОИ с АСС, ОСС, ОВЦ и МЦД осуществляется с помощью технических средств и программного обеспечения системы связи и передачи данных посредством использования стандартных каналов тональной частоты и каналов спутниковой связи ИСЗ «Горизонт». При этом совместную работу ЦСОИ с зарубежными абонентами предполагается вести через международную наземную станцию спутниковой связи в Дубне или через МЦД Академии наук России.

Необходимо признать, что в современных условиях при сохранении тенденции расползания ядерного оружия и имеющейся возможности скрытого проведения его испытаний со стороны околоядерных стран, а также с учетом планов ведущих ядерных государств по совершенствованию и испытанию оружия (не менее нескольких взрывов в год без учета периодов моратория) перечисленные предложения оказываются недостаточными.

Пока сдерживающим фактором для этих процессов является существующий комплекс альтернативных мер в виде уже заключенных международных договоров, обязательств и действия различных национальных систем контроля за нераспространением ядерного оружия и его испытаниями. Однако все они подвержены сильному влиянию межгосударственных и национальных противоречий и барьеров. К указанному нужно добавить: недостаточное количество пунктов наблюдения, несоответствие ряда характеристик аппаратуры современным требованиям, в том числе существенные временные задержки при передаче информации, отсутствие мощного центрального управляющего ядра и унифицированных технических средств, обеспечивающих надежное функционирование разнородных систем. Все это создает серьезные трудности для достижения высокого качества контроля и глобального охвата территорий.

Таким образом, если мы хотим жить в спокойном и безопасном мире, необходимо принимать срочные меры по совершенствованию и интегрированию существующих сейсмических и других сетей контроля. На наш взгляд, уже в ближайшее время возможно создание единой автоматизированной системы глобального контроля за нераспространением и испытаниями ядерного оружия. Ее фундаментальной основой должна стать автоматизированная система контроля за испытательными ядерными взрывами, которая охватывала бы сушу, прибрежные зоны океанов и морей, ближний космос, т.е. сферы, где их проведение наиболее вероятно, поскольку взрывы в дальнем космосе и на больших глубинах океанов весьма дорогостоящи и неэффективны.

Испытательный ядерный взрыв - надежный индикатор, указывающий на достигнутый данным государством уровень разработки ядерного оружия, и в то же время сильный фактор воздействия на окружающую среду. В связи с этим за взрывами необходим жесткий контроль, при этом сложность его будет увеличиваться с уменьшением их мощности. Однако заметим, что около 90% проведенных в последние годы испытаний было связано с подземными взрывами зарядов мощностью от 1 кт и выше. Последнее обусловлено тем, что более 95% мирового ядерного арсенала составляют боеприпасы с тротиловым эквивалентом, превышающим 1 кт. Поэтому, например, применение сочетания сейсмического метода (с помощью наземной сети сейсмических станций наблюдения) с гидросейсмическим (донные сейсмометры) уже сейчас позволяет датчикам, установленным на суше и в прилегающих зонах морей и океанов, с вероятностью не ниже 0,9 обнаруживать любой подземный ядерный взрыв мощностью от 1 кт и выше.

Повышению качества контроля за нераспространением и испытаниями ядерного оружия будет также способствовать широкое использование средств космической разведки, контролирующих ближний космос и поверхность земного шара с помощью специальных датчиков на спутниках и традиционных средств космической фотосъемки. Уже сейчас этот вид разведки позволяет отслеживать процессы, связанные с подготовкой технологических циклов и предприятий того или иного государства к производству ядерного оружия, а также с непосредственной подготовкой к его испытаниям.

Характерной особенностью работы автоматизированной системы глобального контроля за нераспространением и испытаниями ядерного оружия должно быть применение как глобальной сети пунктов наблюдения с цифровой обработкой информации, так и международных центров ее сбора и анализа, работающих в круглосуточном режиме и при непрерывном обмене информацией между ними в реальном масштабе времени с опорой на мировые телекоммуникационные сети.

Само существование такой системы будет, по нашему мнению, серьезным препятствием для тех стран, которые стремятся обладать ядерным оружием и проводить его испытания. Выдавая заинтересованным странам и организациям достоверную информацию о процессах распространения ядерного оружия и технологии его производства, а также о проводимых ядерных взрывах и их параметрах, она должна стать важнейшим элементом всей структуры обеспечения глобальной безопасности.

Важно отметить, что система сможет выполнять в будущем ряд других функций. Дооснащение ее пунктов наблюдения недорогой аппаратурой контроля за аэрозолями, радиационного контроля и другими средствами значительно расширит возможности системы по контролю за окружающей средой. При этом часть пунктов национальных сетей сейсмического контроля уже оснащена подобной аппаратурой.

Проведение с помощью донных сейсмометров и других видов аппаратуры, в том числе размещенной на судах, сейсмогидроакустического контроля за подводными' взрывами любой природы и подводными землетрясениями, перемещениями различных объектов в водной среде, сбор фоновых сейсмогидроакустических данных и другой информации, представляющей большой научный и практический интерес, также повышают значимость новой системы. Кроме того, ее создание позволит реализовать наукоемкие и широкомасштабные разработки ученых и специалистов самых различных профилей.

Таким образом, полностью развернутая система обеспечит глобальный контроль за экологической обстановкой, землетрясениями, взрывами различной природы, а также сбор сейсмологических, сейсмогидроакустических и иных данных для. прогноза землетрясений, других опасных геофизических явлений.

Ввиду большой стоимости современных баз данных и знаний высокой емкости целесообразно добиваться того, чтобы единая система контроля за нераспространением и испытаниями ядерного оружия имела бы и единую информационную базу (на основе объединения национальных баз данных и знаний). Равноправный телекоммуникационный доступ к такой базе всех стран - учредительниц и участниц системы глобального контроля может производиться через диспетчерский пункт ее Мирового центра, который должен иметь возможность издавать бюллетени и снабжать специальной информацией все заинтересованные организации. В ряде случаев такое обеспечение (как и поставки серийной аппаратуры для пунктов наблюдения) может носить коммерческий характер, что гарантирует определенную «самоокупаемость» системы.

В настоящее время только две страны - Россия и США обладают достаточно развитыми сетями контроля за испытаниями ядерного оружия, экологической обстановкой и ведут круглосуточное наблюдение на значительной территории земного шара. Объединение этих сетей в единую глобальную, через которую шел бы оперативный обмен информацией, уточнялись и разделялись регионы наблюдения, ее развитие и совершенствование на единой унифицированной технической основе, а также соединение людских и материальных ресурсов, взаимопомощь при разработке математического и программного обеспечения центров обработки системы и сложных комплексов аппаратуры пунктов наблюдения - это далеко не полный перечень возможных направлений тесного российско-американского сотрудничества.

Пока же, к сожалению, оно не носит широкий характер, хотя в декабре 1992 года подписаны меморандум о сотрудничестве между Сейсмической службой МО РФ и Управлением перспективного планирования научно-исследовательских работ МО США и программа эксперимента по регистрации и обмену сейсмическими данными. Между тем по такой важной проблеме, как создание единой автоматизированной системы глобального контроля за нераспространением и испытаниями ядерного оружия, на наш взгляд, уже в ближайшем будущем целесообразно заключить специальное двустороннее межгосударственное соглашение, к которому впоследствии должны иметь возможность присоединиться и другие страны.

Глобальный контроль за нераспространением и испытаниями ядерного оружия - задача актуальная. Это еще один важный шаг на пути к цивилизованному, основанному на взаимном доверии и высоких нравственных нормах обществу, к сближению интересов многих стран. Деловое сотрудничество двух великих держав - России и США, безусловно, явится в наше неспокойное время мощным стабилизирующим фактором, оказывающим огромное влияние на все без исключения процессы мирового развития и межгосударственные отношения, гарантом создания и обеспечения эффективной системы региональной и глобальной безопасности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации