Военная политика России содержание и направленность

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1993

Военная политика России: содержание и направленность

А.В.РУЦКОЙ,

Вице-президент Российской Федерации

В СЛОЖНОМ и противоречивом процессе масштабных преобразова-ний, охвативших мировое сообщество, в условиях кардинального обнов-ления и оздоровления международных отношений, в обстановке глубоких реформ, проходящих во многих странах, в том числе и в России, важ-ную роль играет военная политика. Будучи частью национальной поли-тики, она, однако, отличается содержанием и направленностью.

Военная политика - понятие столь же древнее, как война и армия. Сначала она входила в общую систему политики, но по мере обострения общественных антагонизмов, расширения масштабов и разрушитель-ного характера войн, усиления воздействия на исторический процесс ста-новилась все более самостоятельной и специфичной. Достаточно на-глядно это проявилось на рубеже XVIII-XIX веков - на грани соприкос-новения стратегии с общей системой политики, государствоведением. Наибольшего развития военная политика достигла в XX веке. Милита-ризм, утвердившийся в ряде стран мира, привел к тому, что она нередко доминировала над политикой в целом. За это народы заплатили дорогой ценой, пережив две мировые и сотни локальных войн. Военная политика руководства ряда государств несет большую ответственность за то, что человечество неоднократно оказывалось на пороге ядерного апокалип-сиса. Вместе с тем она может быть направлена и на решение проблем предотвращения новых войн, создание надежной системы коллектив-ной безопасности, спасение мировой цивилизации.

Военная политика - специфическая сфера теоретической и практиче-ской деятельности институтов государственной власти. Она базируется на определенной системе идей и взглядов, основанных на социально-политических отношениях в обществе и мире, непосредственно связана с созданием и использованием средств вооруженного насилия для дости-жения коренных государственных или классовых целей. Военная поли-тика, как и вся политика государства, имеет внутреннюю и внешнюю сто-рону, грань между которыми весьма динамична. В современных усло-виях возрастает роль внешней стороны, что наблюдается, например, в процессе создания системы международной безопасности. Однако в от-дельных странах при нестабильности обстановки может доминировать внутренняя сторона.

В целом военная политика выполняет, по моему мнению, две основ-ные функции: научно-аналитическую (прогностическую) и организа-ционно-практическую (управленческую). Их соотношение должно опре-деляться характером общей политики государства, объективными усло-виями его функционирования и развития, а также субъективными факторами, связанными с руководством страны (отношением к науке, воен-ному делу и т.д.).

В нынешней обстановке спектр военной политики государств доста-точно широк: от откровенно агрессивной, авантюристической до после-довательно миролюбивой. Под воздействием позитивных изменений в мировом сообществе она претерпевает изменения.

Следует особо подчеркнуть, что военная политика России - миролю-бивая. От военной политики СССР она наследует все самое позитивное. Одновременно использует опыт других стран, пропуская его через призму своих интересов и особенностей развития. Военная политика - специфическая область деятельности Президента, Верховного Совета, правительства, непосредственно связанная с созданием и использова-нием военной мощи для защиты жизненно важных интересов госу-дарства и общества, суверенитета и территориальной целостности страны.

С точки зрения внешних условий необходимо, чтобы военная поли-тика учитывала перемены, происходящие в странах, регионах и мире в целом, особенно в военной политике ведущих государств, а также новую расстановку сил и их влияние на мировую политику. Нельзя недооцени-вать окончание «холодной войны» и переход от конфронтации к сотруд-ничеству. Особое значение имеют деидеологизация международных от-ношений, опыт мирного урегулирования ряда локальных и региональ-ных конфликтов, интеграционные процессы в Европе, Америке и азиатс-ко-тихоокеанском регионе, крупные перемены в общественной жизни стран Восточной Европы и государствах, образовавшихся в результате распада СССР.

Военная политика России обусловлена также определенными факто-рами ее внутреннего развития - углубляется экономическая реформа, из-меняется общественный и государственный строй, нарастает процесс формирования гражданского общества. Начались сдвиги в сторону де-милитаризации страны. Одновременно появились центробежные тен-денции, ослабляющие Российскую Федерацию: обострились межнацио-нальные конфликты, сохраняется социальная нестабильность общества. В некоторых районах продолжается борьба политических партий за власть.

В настоящее время сложилась качественно новая военно-политичес-кая обстановка, в которой нет непосредственной угрозы возникновения большой войны. Маловероятна агрессия и против России, а также других стран СНГ с крупномасштабным применением обычных вооруженных сил, тем более ядерного оружия. Уменьшилась необходимость приме-нения военной силы как средства достижения политических целей, рас-ширились межгосударственные экономические и дипломатические связи.

Вместе с тем в международных отношениях продолжают присутст-вовать факторы военной опасности, вызванные наращиванием некото-рыми государствами военного потенциала, их стремлением доминиро-вать, используя в решении спорных вопросов военную силу. Нестабиль-ность политической обстановки в отдельных регионах и в мире, наличие уряда стран мощного ракетно-ядерного потенциала, а также распростра-нение оружия массового уничтожения и средств его доставки могут уве-личить число членов «ядерного клуба». А попытки отдельных госу-дарств использовать против России средства политического, экономического и иного давления, территориальные претензии некоторых со-предельных стран к республикам бывшего Советского Союза, а также сохранение сильных группировок войск (сил) и военных баз вокруг суве-ренных государств Содружества только усиливают военную опасность.

Наряду с внешними факторами существуют и внутренние. Наиболее очевидны нестабильность экономических, социально-политических, на-ционально-этнических и религиозных процессов, наличие сил крайней националистической ориентации, сторонников абсолютизации сувере-нитета, террористических групп и рост организованной преступности в отдельных регионах и стране в целом.

Несколько слов об источниках военной опасности. В зависимости от складывающейся обстановки, она может исходить: от стран, имеющих стратегическое ядерное оружие (глобальная); от сопредельных госу-дарств, обладающих массовыми армиями (региональная); от субъектов Содружества в случае обострения между ними экономических, террито-риальных, религиозных и некоторых других отношений (локальная). Всякая опасность имеет свой предел, выход за который создает непо-средственную военную угрозу для России и других стран СНГ. В частно-сти, непосредственной военной угрозой, на наш взгляд, следует считать ввод иностранных войск на территорию сопредельных государств, нара-щивание группировок войск и сил флота у границ России (ее союзников). Однако наибольшую угрозу представляют локальные конфликты вну-три России и по периметру границ (межэтнические, территориальные противоречия и притязания, захватнические устремления некоторых сил).

Из сказанного выше следуют главные задачи военной политики Рос-сии. Среди них я бы выделил предотвращение войны и сохранение мира, обеспечение национальной, региональной и международной безопасно-сти, защиту интересов государства посредством использования военной силы тогда, когда дипломатические средства окажутся недостаточными и неэффективными. В случае навязывания войны главной задачей Рос-сии будет защита суверенитета, территориальной целостности своей и союзников (отражение агрессии, нанесение поражения противнику, соз-дание условий для скорейшего прекращения войны, восстановления мира).

Военная политика может и должна оказывать воздействие на полити-ческие отношения в мире (отдельных регионах), что способствовало бы укреплению международной безопасности, формированию ненасиль-ственного мира и успешному решению внутренних задач.

Россия, как и любое другое государство, проводя военную политику, отдает приоритет своим национальным интересам, основываясь на том, что в мировом сообществе она должна занимать место, достойное вели-кой державы, поддерживать сотрудничество и партнерство со всеми странами. В практическом отношении основные усилия целесообразно сосредоточить на создании условий, исключающих необходимость за-щиты внешних интересов военными средствами, обеспечении непри-косновенности границ, интеграции в мировую экономическую систему и стабильном развитии государства.

Интересы России в военной политике могут быть осуществлены глав-ным образом на основе научных принципов, среди которых наиболее важ-ными, на наш взгляд, являются соответствие военной (оборонной) поли-тики целям и принципам Устава ООН, Хельсинкским соглашениям 1975 и 1992 годов, Парижской хартии 1990 года и другим международным до-говорам, признание необходимости сохранения мира в качестве приори-тетной ценности. Обязателен приоритет политических средств над воен-ными в предупреждении, ограничении и разрешении конфликтов как на международной арене, так и внутри страны, а также поддержание воен-но-политической и стратегической стабильности в условиях нового соот-ношения сил на мировой арене. Кроме того, принципиально важны сок-ращение ядерного потенциала, уничтожение под международным конт-ролем химического, бактериологического и тактического ядерного оружия, нераспространение ядерных и ракетных технологий, признание существования военной опасности и вероятности перерастания ее в воен-ную угрозу. Военная политика не может быть реализована» если не будут приняты необходимые меры, направленные на предупреждение и устра-нение военной опасности, создание коллективной системы безопас-ности.

Среди принципов претворения в жизнь военной политики важное место должно отводиться учету международной и региональной военно-политической обстановки, материальных возможностей страны, а также сокращению Вооруженных Сил до уровня, достаточного для отражения агрессии. К другим не менее значимым принципам, видимо, следует от-нести: открытость в военной области, укрепление доверия во взаимоот-ношениях с другими государствами, гражданский контроль над Вооруж-енными Силами и оборонной сферой на законодательном, исполнитель-ном и судебном уровне власти; сотрудничество со всеми странами в деле укрепления безопасности путем координации усилий заинтересованных государств; запрещение (исключение) вооружения террористических и националистических сил, где бы они ни находились; подбор союзников не по блокам, а по интересам.

Ни одно государство мира Россия не рассматривает в качестве про-тивника, стремится к взаимопониманию со всеми странами, как этого требуют интересы коллективной безопасности. С государствами-чле-нами НАТО и Восточной Европы она строит взаимоотношения на основе доверия и сотрудничества, пытаясь создать систему Евро-Азиатской бе-зопасности; с Соединенными Штатами Америки - на основе равноправ-ного партнерства с учетом опыта сотрудничества в годы второй мировой войны, а с государствами Дальнего Востока, азиатско-тихоокеанского ре-гиона, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и другими странами - на основе добрососедства и уважения взаимных ин-тересов. Государства Содружества Россия рассматривает как друзей и союзников, считая отношения с ними приоритетными. В сложившейся военно-политической обстановке мы с пониманием относимся к их инте-ресам, признаем право на создание вооруженных сил как атрибута госу-дарственности. Однако считаем необходимым определить статус как войск временно оставшихся на территории других стран и находящихся под юрисдикцией России, так и тех, которые могут быть дислоцированы там в мирное время с учетом межгосударственных соглашений и догово-ров. Во всех случаях личный состав этих частей и соединений должен иметь гарантированную правовую защиту Российской Федерации. Они не должны участвовать в национальных конфликтах, но по взаимному соглашению правительств их можно использовать в качестве сил разъе-динения для предотвращения кровопролития. Думается, что в ряде слу-чаев нахождение войск в том или ином регионе является стабилизирующим фактором, оказывающим позитивное воздействие на снижение напряженности в нем. В то же время, учитывая наличие тесных всесто-ронних связей между государствами-членами СНГ, сложившуюся струк-туру ВС бывшего СССР в рамках единого оборонного пространства, счи-таем объективной необходимостью создание системы коллективной бе-зопасности. На пути к ней между Россией и государствами Содружества возможны и целесообразны многосторонние и двусторонние соглаше-ния, которые предусматривали бы координацию действий в военной об-ласти, включали договоренности о стратегических силах, принципах взаимного технического и материального обеспечения вооруженных сил, их размещении и др. Высшим национальным интересам России от-вечает как сохранение Содружества независимых государств, так и транс-формация его в региональную подсистему ООН, функционирующую на ее принципах.

Поэтому создание действенного оборонительного союза (военно-политической структуры), который мог бы стать гарантом успешного развития государств Содружества, является приоритетным. Основой для его формирования может быть Договор о коллективной безопасности, который позволит интегрировать усилия этих государств и максимально использовать оборонный потенциал бывшего СССР, а высшим органом данной структуры - Совет коллективной безопасности, включающий в себя глав государств-участников оборонительного союза и назначенного ими Главнокомандующего ОВС СНГ. Он будет полномочен принимать решения о применении Вооруженных Сил для отражения агрессии, раз-вязанной против любого из государств-участников Договора, или для выполнения миротворческих функций. Возможны также Совет глав пра-вительств СНГ и в случае необходимости соответствующая структура представителей парламентов. Опыт свидетельствует о том, что целе-сообразен и постоянный орган, который непосредственно решал бы воп-росы безопасности, а также согласовывал под руководством Главного ко-мандования ОВС деятельность государств Содружества в рамках заклю-ченных договоров. Следует подчеркнуть, что создаваемые органы Сис-темы Безопасности СНГ должны иметь определенный правовой статус. Необходима также доктрина, в которой были бы выражены основные за-дачи и цели СБ СНГ. Она должна носить оборонительный характер и ба-зироваться на принципах, изложенных выше. Особое место в ней могут занять положения, относящиеся к ядерной стратегии Содружества, а также пути реализации принципа оборонной достаточности. Например, определить, какие группировки войск (сил) постоянной готовности иметь, где, в каком регионе их развернуть, за счет чего усиливать, как ис-пользовать мобильные силы и проводить стратегические перегруппи-ровки, чтобы обеспечить отражение агрессии или локализацию и прек-ращение вооруженного конфликта на условиях, отвечающих националь-ным интересам государств Содружества. В доктрине необходимо также отразить формы сотрудничества с государствами-участниками Содруж-ества при решении совместных оборонных задач, определить способы вооруженной борьбы по защите жизненно важных интересов Содруж-ества, его суверенитета и территориальной целостности.

Приоритетной задачей военной политики России, видимо, должно быть военное строительство. Под ним понимается процесс теоретической и практической деятельности государства по созданию и укреплению военной организации, способной к эффективной защите национальных интересов страны. Обычно оно складывается из экономических, научно-технических, социальных, политических, духовных и собственно воен-ных мероприятий. Главными его звеньями являются Вооруженные Силы и оборонная мощь государства. Военное строительство в России учитывает военно-политическую обстановку в мире и возможности госу-дарства. Расходы на оборону не должны быть обременительными для страны. Доля военного бюджета в валовом национальном продукте со временем не превысит 1-3%. Пока же этот показатель выше, поэтому его необходимо уменьшать не нарушая работу промышленности и не сни-жая боеготовность войск.

Вооруженные Силы Российской Федерации призваны обеспечить бе-зопасность и независимость страны, создать условия для мирного разви-тия России как федеративного, демократического и правового государ-ства. Численность ВС должна быть достаточной не только для защиты территориальной целостности России, но и для выполнения обяза-тельств перед мировым сообществом по поддержанию мира и стабиль-ности, в том числе на территории Российской Федерации, а также недо-пущения распространения средств массового поражения. Они могут при-влекаться и для предотвращения внутренних региональных конфлик-тов, пресечения совместно с правоохранительными органами попыток совершения террористических актов на стратегически важных объектах, связанных с ядерным оружием, топливно-энергетическим комплексом, базовыми отраслями промышленности, системами государственного и военного управления.

Сокращая Вооруженные Силы, нужно иметь в виду, что их числен-ность по отношению к численности населения в ряде государств соста-вляет менее 1%. Для России это - 1-1,5 млн человек. В настоящее время данный показатель значительно выше. Кроме того, необходимо учиты-вать мобилизационные потребности Вооруженных Сил и государства в целом, а это (исходя из опыта войн) до 15% населения.

Несколько слов о возможном делении Вооруженных Сил по предна-значению и решаемым задачам. В их составе целесообразно иметь: стра-тегические силы (СЯС, войска воздушно-космической обороны, средства стратегической разведки); силы общего назначения (СВ, ПВО, ВВС, ВМФ, специальные войска); мобильные силы (ВДВ, морскую пехоту, легкие соединения со средствами доставки, войсками обеспечения и об-служивания); территориальные военные формирования; организован-ный резерв; Тыл Вооруженных Сил.

Формирование Вооруженных Сил следует проводить поэтапно с уче-том сложившейся политической ситуации в стране, состояния ее эконо-мики, а также необходимости поддержания боеготовности ВС на долж-ном уровне и сохранения устойчивого управления войсками (силами).

На первом этапе (до 1993 года) планировалось осуществить инвента-ризацию имеющихся вооружений и военной техники, определить на межгосударственном уровне статус российских войск, находящихся за пределами государства. Одновременно продолжались плановый вывод объединений и соединений, их обустройство, сокращалась численность личного состава, вооружения и военной техники до разумного предела. Первоочередными задачами этого этапа являлись разработка основы правовой базы строительства и функционирования ВС РФ, реформиро-вание некоторых военных округов, а также завершение формирования Министерства обороны Российской Федерации.

В течение второго этапа (до 1995 года) предполагается продолжить создание Вооруженных Сил Российской Федерации, сохранив суще-ствующую видовую структуру и систему управления, сформировать мо-бильные силы как новое оперативно-стратегическое объединение. Осо-бая роль отводится созданию группировок войск, отвечающих реальной и прогнозируемой военно-политической обстановке, договорным обяза-тельствам России. Пристальное внимание необходимо уделить группи-ровкам стратегических ядерных сил, кроме того, всесторонне прорабо-тать вопрос о возможности перехода от армейской и дивизионной струк-туры Сухопутных войск к преимущественно корпусной и бригадной. Та-кие оргштатные преобразования потребуют существенного пересмотра военно-технической политики, в том числе системы заказов и закупок оружия и военной техники. В этот же период важно перейти к смешанной системе комплектования Вооруженных Сил на основе призыва по воин-ской обязанности и добровольного поступления на службу по контрак-там, а также ввести альтернативную службу (по желанию призывников).

На третьем этапе (после 1995 года) целесообразно радикально изме-нить структуру Вооруженных Сил и военно-административное деление территории России с одновременным уточнением и разграничением функций оперативного и административного управления. Для этого по-требуется пересмотреть предназначение и задачи ныне действующих видов Вооруженных Сил, довести их численность до 1,5 млн военнослу-жащих, коренным образом преобразовать структуру всех органов управ-ления.

Жизнь подсказывает, что в ходе создания Вооруженных Сил РФ необ-ходимо постоянно учитывать не только военный, но и другие аспекты (экономический, социальный, политический, нравственный), соблюдать равенство всех граждан перед Законом и социальную справедливость, а также выработать механизм парламентского контроля над военными расходами.

Вооруженные Силы Российской Федерации - инструмент государ-ства. Поэтому в них должна быть исключена деятельность любых поли-тических партий и организаций. Верховным Главнокомандующим явля-ется Президент Российской Федерации. Политико-административное руководство, на наш взгляд, осуществляет министерство обороны, а опе-ративное руководство войсками строится по линии: Верховный Главно-командующий ВС РФ, Генеральный штаб, командования видами ВС, ре-гиональные и оперативные командования, командующие (командиры) объединений (соединений).

Следует подчеркнуть, что реализация основ военной политики немыс-лима без глубокой и всесторонней оценки военно-политической обстановки и прогнозирования ее развития. При определении военной политики Рос-сии необходимо опираться на имеющийся опыт и научные разработки, учитывать действия в мире, с одной стороны, объединительной (веду-щей) тенденции, определяющей главную направленность обществен-ного развития, и с другой - деструктивной тенденции, носителями кото-рой являются националистические, террористические силы. Важными элементами оценки обстановки становятся геополитическое положение России и особенности ее развития, политический климат, сложившийся в результате окончания «холодной войны», переход в отношениях между странами и народами от конфронтации к сотрудничеству и парт-нерству. В данном случае потребуется учитывать и полюсы силы, образовавшиеся после распада системы «Восток-Запад», соотношение военной мощи, интересы, характер и содержание военной политики и военных доктрин наиболее развитых государств. На основе этих и других факто-ров можно определять степень реальной и потенциальной военной опасности, а также возможной военной угрозы для России. Разумеется, на реальность прогноза будут оказывать влияние очаги напряженности в отдельных странах, причины их возникновения, позитивные и негатив-ные факторы, в том числе силы (правящие круги, движения, партии), спо-собные изменять военно-политическую обстановку, которая в последнее время стала более благоприятной для России, так как уменьшилась ве-роятность возникновения ядерной войны, военного нападения с Запада, отсутствует непосредственная угроза с Востока и Юга. Дальнейшее оздо-ровление военно-политической обстановки в мире, особенно вблизи России, во многом зависит от нашего государства, которое занимает уни-кальное геополитическое и стратегическое положение в мире и в центре Евразии. Это ключевой регион земного шара с точки зрения доступа к морям и океанам, транспортным артериям, а также практически ко всем видам сырья и ресурсов. Россия контролирует подавляющую часть тер-ритории бывшего СССР (более 2/3), располагает значительным запасом природных ресурсов, в ней проживает свыше половины его населения. Кроме того, она продолжает оставаться крупнейшей ядерной державой, является постоянным членом Совета Безопасности ООН, активно участ-вует в других международных и региональных организациях (например, в СБСЕ).

Для того чтобы Россия выполнила свою историческую роль по обес-печению мира на Земле, а также сохранила подобающее место в мировой цивилизации и статус великой, достойной уважения державы, она должна в первую очередь принять меры к преодолению внутренней нес-табильности, сохранить доступ к окружающему водному пространству, который существенно ограничился вследствие суверенизации респуб-лик. Ей необходимо иметь соответствующий оборонный потенциал, достаточный как для обеспечения безопасности страны в случае возник-новения кризисных ситуаций в непосредственной близости от ее границ, так и для участия в случае необходимости в коллективных международ-ных акциях по сдерживанию потенциальной агрессии в отношении дру-гих государств. Думается, что особой заботой политического руко-водства и впредь будут обеспечение (вместе с другими членами СНГ) контроля над ядерным оружием на всей территории бывшего СССР и не-допущение «суверенизации» новых военных технологий и стратегичес-ких систем вооружений.

Сохранение ядерного статуса для России на обозримый период жиз-ненно необходимо. Это создает возможность предоставления бывшим республикам СССР ядерных гарантий в качестве одного из элементов соглашения по военным вопросам. Крайне важно также укреплять и со-вершенствовать взаимоотношения с государствами-участниками Сод-ружества. В целях предотвращения военной опасности и угрозы незави-симости необходимо восстановить нарушенные экономические связи между странами СНГ, не допустить обострения национальных конфлик-тов, дальнейшего обособления государств и собственных автономий.

Особое внимание следует обратить на преодоление разногласий в ре-шении пограничных вопросов, блокирование очагов гражданской войны для недопущения перерастания их в межреспубликанские конфликты с элементами интернационализации, предотвращение раздела ядерного оружия и комплексов по производству средств доставки между респуб-ликами бывшего СССР, ревизии достигнутых в этой области договорен-ностей.

Россия заинтересована в том, чтобы соглашения по вопросам безо-пасности, сохранения общего оборонно-стратегического пространства носили конкретный, достаточно устойчивый характер и не превраща-лись в прикрытие для полной автономизации военной деятельности но-вых государств, возникших после распада СССР, которая в этом случае может осуществляться без учета наших интересов.

Одно из главных направлений военной политики России состоит в развитии связей с США и странами Западной Европы. Сотрудничество с ними - гарантия коллективной безопасности. США и Запад сделали важ-ные шаги в этом направлении. В частности, сокращается общая числен-ность их вооруженных сил, понижается уровень американского военного присутствия. Использование военной силы в крупных масштабах прак-тически отвергается подавляющей частью стран Запада. Взаимодей-ствие с ними - важное условие поддержания региональной стабильности в районах, непосредственно примыкающих к России. Сотрудничество может предотвратить распространение ядерного и химического оружия, ракет и ракетных технологий, даст возможность выработать политику регулирования продажи оружия и военных поставок. Россия заинтересо-вана в проведении со странами Запада операций ООН по поддержанию мира и безопасности в любых кризисных регионах мира.

Все большую значимость приобретают военно-политические отно-шения с Китаем, Японией, Кореей. Мы заинтересованы в улучшении от-ношений с Японией, заключении с ней мирного договора и взаимовы-годного соглашения по спорным вопросам, и прежде всего территори-альным. Россия - сторонница объединения Северной и Южной Кореи, которое было бы гарантией предотвращения доминирования там одной из ведущих держав Азии. В отношении Китая нам следует проводить ак-тивную политику, направленную на развитие сотрудничества с ним, в том числе и в военной сфере.

Традиционными для России, как раньше и для СССР, являются взаи-моотношения со странами Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока. Необходимо принимать меры, исключающие вовлечение на-шего государства в вооруженные конфликты, возникающие в этих регио-нах.

В связи с тем, что баланс сил как Объективная основа взаимоотноше-ний государств стал иным и действует во взаимосвязи с балансом интере-сов, нужно учитывать следующее: уход СССР с исторической сцены, а также наметившееся снижение уровня военного присутствия США в мире могут сопровождаться усилением военной активности Японии, стран АСЕАН, государств Ближнего Востока, Индии и Пакистана. В силу сложившейся геополитической реальности это может иметь негативные последствия.

В заключение следует отметить - разрабатывая и осуществляя необ-ходимые меры по предотвращению войны и обеспечению безопасности, Россия в своей военной политике исходит из того, что в будущем не ис-ключена возможность вовлечения ее в вооруженное противоборство с вытекающими отсюда последствиями. Она должна быть готовой реаги-ровать на любые повороты истории.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации