Военная наука развитие и современная структура

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1993

Военная наука: развитие и современная структура

Генерал-майор в отставке М.А.БОРЧЕВ,

доктор военных наук, профессор

Автор на основе анализа развития объекта и предмета исследования военной науки, закономерностей ее изменения излагает свое мнение о структуре военной науки на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

НАУКА как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию полученных объективных знаний о законах развития и функционирования природы и общества, достигла такого уровня, который обеспечивает возможность достоверного прогноза эволюции не только эмпирических, но и ненаблюдаемых, идеализированных объектов познания. Это делает науку базовой основой для четкого определения рубежей развития в любой сфере человеческой деятельности, позволяет сформулировать задачи, наметить пути их достижения с минимальными затратами и в более короткие сроки, что значительно ускоряет прогресс во всех областях и дает основание говорить о примате науки над практикой.

Трудно переоценить значение науки в познании такого суперсложного общественно-исторического явления, как война. Наука позволяет получить достоверные знания о потенциальной военной опасности, характере возможной войны, исследовать ее содержание в прогнозируемых условиях, подготовку и ведение, т.е. осмыслить этот объект познания теоретически и на этой основе оптимизировать цели, задачи и практическую деятельность по сдерживанию, а в случае необходимости и ведению борьбы с агрессором.

Поскольку война затрагивает практически все стороны жизни противостоящих сторон, а сущность ее проявляется через политическую, экономическую, идеологическую, вооруженную и другие виды борьбы, то она становится объектом познания практически всех общественных наук, которые широко используют достижения естественных, технических и логико-математических наук. Однако в практике исследований понятия войны и вооруженной борьбы часто отождествляются. По нашему мнению, это происходит по следующим причинам.

Во-первых, войну связывают с обязательным ведением вооруженной борьбы, начало и конец которой является внешним проявлением начала и конца войны.

Во-вторых, вооруженная борьба как бы концентрирует в себе все успехи или поражения в других видах борьбы и затушевывает их самостоятельную значимость.

В-третьих, забывают, что «война, по выражению Клаузевица, это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю» и что таких «актов насилия» очень много помимо вооруженной борьбы. В связи с этим Клаузевиц писал: «Понятие о цели собственно военных действий... заслоняет цель, с которой ведется война, и до известной степени вытесняет ее как нечто непосредственно к самой войне не относящееся».

Отождествление понятий войны и вооруженной борьбы стирает грань между объектом и предметом познания военной науки, рассматривающей только один из многих аспектов войны - вооруженную борьбу, ведет к размыванию границ исследования, в которых она может изучать собственными методами и средствами объективные явления вооруженной борьбы и выход за пределы которых неизбежно приведет либо к некомпетентному вмешательству в сферу других наук, либо к игнорированию исследований иных аспектов войны, а возможно, и к тому и к другому.

Отождествление или нечеткое разделение понятий и сущности войны и вооруженной борьбы стало, на наш взгляд, одной из причин утверждения (в различной интерпретации) прямой зависимости эволюции войн, вооруженной борьбы и военной науки от развития общественно-экономических формаций.

Однако войны возникают не как результат развития общественно-экономических формаций, а являются следствием обострения противоречий между племенами, государствами (коалициями государств), классами внутри них, и не только классовых, но и экономических, политических, этнических, религиозных, идеологических, геополитических и других, причем свойственных в той или иной степени всем формациям.

Кроме того, развитие общественно-экономических формаций никогда не было однородным для всех входящих в них сообществ людей. До настоящего времени наряду с капиталистическими существуют феодальные и социалистические государства, очень разные по экономическому строю, а тем более уровню материального и духовного развития.

Войны, обусловленные обострением межгосударственных (межкоалиционных) противоречий, по содержанию и размаху прошли путь развития от локальных, региональных, межрегиональных до мировых. При этом велись они в рамках одной формации не только между капиталистическими государствами, но и между капиталистическими и феодальными, феодальными и социалистическими и т.п.

Тем более эволюция вооруженной борьбы связана не столько со сменой формаций, сколько с достижениями материального и духовного характера, степенью освоения сфер ее ведения.

Наконец, развитие науки, в том числе и военной, осуществляется по специфическим законам духовной деятельности научных школ, продуктом которой является получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Каковы же, на наш взгляд, общие основы, устойчивые связи, а также специфические особенности развития войны, вооруженной борьбы и военной науки?

Уровень материальной и духовной жизни сообщества людей в тот или иной исторический период зависит от многих факторов - географического положения, природных условий, социальной направленности развития, связей с другими сообществами и т.д.

Неравномерность материального и духовного развития различных сообществ людей в каждом регионе, а затем и на земле в целом приводила к тому, что ведущая роль переходила от одних к другим, начиналась борьба за укрепление своего влияния, установление новых отношений, основанных на власти силы. Одним из радикальных способов решения возникающих противоречий являлась война.

В историческом аспекте каждому периоду развития человечества соответствовал тот или иной тип войн: в эпоху изолированных очагов цивилизации - локальные, в эпоху установления связей между очагами цивилизации и решения возникающих противоречий в различных регионах земли - региональные, затем, соответственно, межрегиональные и мировые войны.

Но так как в каждом историческом периоде оставались связи и противоречия более низкого уровня, то для регионального периода были характерны и локальные войны, для межрегионального - локальные и региональные, а для периода мировых войн - локальные, региональные и межрегиональные. При этом содержание и размах каждой войны в том или ином историческом периоде определялись частичным или полным набором видов насилия (борьбы), характерных для наивысшего накала войны.

С учетом изложенного исторический путь развития войн можно, на наш взгляд, разделить на четыре периода.

Первый - период локальных войн в изолированных очагах цивилизации, который продолжался с древнейших времен и окончился с уничтожением подобного типа цивилизации в Южной и Северной Америке. В основе их лежали главным образом межплеменные противоречия экономического и этнического характера.

Второй - период региональных войн в Азии, Европе и Северной Африке, которые велись между племенными и межплеменными государственными образованиями и не выходили за пределы континентов, разделенных океанами. Он продолжался с VII-VI веков до н.э. (войны китайского региона) до конца XVI века - начала межрегиональных войн, связанных с завоеванием колоний на заокеанских территориях. Основные причины этих войн - стремление к обогащению за счет других народов, наличие политических, этнических, религиозных противоречий и др.

Третий - период межрегиональных войн между наиболее развитыми абсолютистскими монархиями, нарождающимися капиталистическими государствами и-их коалициями (XVI-XVII - конец XIX века) за колонии и сферы влияния.

Четвертый - период мировых войн (первая половина XX века) между коалициями наиболее развитых государств за передел мира: перераспределение колоний, сфер влияния и приложения капитала. Вторая мировая война носила, кроме того, и идеологический характер - борьба с фашизмом.

Уникальна «холодная война», объявленная в марте 1946 года в Фултоне (США) бывшими союзниками Советского Союза по антигитлеровской коалиции для борьбы, как сформулировал ее цели У.Черчилль, с «мировым коммунизмом во главе с Советской Россией». Она не только поляризовала идеологические, политические, экономические и другие противоречия между блоком НАТО и государствами-участниками Варшавского Договора, включая и борьбу за сферы влияния в странах «третьего мира», но и придала им глобальный характер.

Уникальность этой войны состояла в том, что США и их союзники навязали противной стороне свою волю и в основном достигли намеченных политических целей, провозглашенных в Фултоне, без прямого вооруженного вмешательства.

Результатом «холодной войны» стали распад Варшавского Договора, поглощение ФРГ Германской Демократической Республики, реставрация капиталистического строя в странах Восточной Европы и Латинской Америки, распад Югославии и развязывание на ее территории националистической войны, развал Советского Союза, повлекший за собой экономический, политический и социальный кризис во вновь образовавшихся независимых государствах, включая вооруженные столкновения, а также растаскивание по «национальным квартирам» мощной военной организации СССР.

По своим глобальным последствиям «холодная война» превзошла вторую мировую. Но если последняя укрепила социалистическое развитие мира, то «холодная» нанесла ему серьезное поражение. Причины таких результатов и поиск путей дальнейшего социального развития человечества - предмет предстоящих исследований многих общественных наук.

Показательным с точки зрения связи войны и вооруженной борьбы является, на наш взгляд, то, что «холодная война» прошла без прямой вооруженной борьбы между противостоящими коалициями. Мощным сдерживающим фактором здесь послужило наличие у обеих сторон оружия огромной разрушительной силы, применение которого привело бы к роковым последствиям.

Исходя из причинно-следственных связей противоречий и войны, можно утверждать, что достижение политических целей предполагает использование как всех видов борьбы, так и некоторых специфических. В последнем случае исход войны во многом зависит от роли личности и случайных факторов. Китайский полководец и военный теоретик Сунь-Цзы, имея в виду это обстоятельство, писал: «Тот, кто умеет вести войны, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго». Способы достижения целей войны он классифицировал следующим образом: самое лучшее - «разбить замыслы противника»; если не удалось это сделать, то «разбить его союзы»; если и это не получилось, то «разбить его войско».

С учетом изложенного можно сделать вывод, что война - это применение всех или части видов насилия и борьбы в ходе разрешения противоречий, причем от умения политического руководства государства (коалиции государств) гибко использовать необходимое сочетание последних зависит достижение конечных политических целей. Крайне важно отметить, что в войне вооруженная борьба -последнее, но не всегда используемое средство. При этом достичь конечной цели в войне, не прибегая к вооруженной борьбе, можно только при том условии, если военная мощь государства (коалиции государств), в том числе и его вооруженных сил, способна надежно обеспечить сдерживание противостоящей стороны. В то же время вооруженное насилие и даже борьба могут быть применены и в отсутствие состояния войны в виде военного давления, военной угрозы, вооруженного конфликта, связанного с вмешательством в дела других стран в интересах достижения тем или иным государством частных политических целей. Примеров можно привести немало: Гренада, Ливия, Панама, Ливан, Афганистан и др.

Таким образом, войны как самостоятельное общественно-историческое явление не всегда связаны с вооруженной борьбой, разнообразны по целям и применяемым видам насилия и борьбы, но всегда являются исключительным средством достижения намеченных планов.

Подготовка и управление таким общественно-историческим явлением требует от каждой из противоборствующих сторон глубоких знаний последних достижений наук, исследующих войну. На рис. 1 показаны области исследований, которые должны помочь политическому руководству государства (коалиции государств) правильно определить военную опасность, разработать военную политику и стратегию ее реализации, определить пути подготовки страны к ведению войны и осуществлять при обострении противоречий управление всеми видами борьбы и насилия для достижения конкретных политических целей, если этого нельзя сделать мирным путем. Эту область знаний можно назвать теорией управления подготовкой и применением насилия для достижения политических целей в процессе решения антагонистических противоречий или военной конфликтологией.

Из всех аспектов войны предметом исследования военной науки являются вооруженная борьба, ее характер, материальное и духовное содержание, вооруженные силы, пространственно-физические и временные условия, в которых она ведется.

Военная наука развитие и современная структура

Сущность вооруженной борьбы состоит в противоборстве группировок воюющих государств (коалиции государств) в пространстве и времени и их физическом воздействии на военную мощь противостоящей стороны силой оружия и лишением ее пространства, с тем чтобы в совокупности с другими видами борьбы обеспечить достижение конечных целей войны.

Вооруженная борьба, как, видимо, и другие виды борьбы, применяемые в войнах, по содержанию, целям, задачам и наивысшему размаху прошла тот же путь развития, что и войны, - от локальной к региональной, межрегиональной, мировой, а в годы «холодной войны» заложены основы перехода к ведению ее в глобальном масштабе. Однако вооруженная борьба в своем развитии более динамична, так как она в большей степени восприимчива не только к революционным, но и к эволюционным изменениям материальной и духовной жизни сообщества людей.

Эта восприимчивость определяется более широким спектром условий, влияющих на развитие вооруженной борьбы. К ним можно отнести: степень освоения сфер человеческой деятельности (суша, моря, океаны, воздушное и космическое пространство); качество и количество средств вооруженной борьбы, возможности их восстановления и наращивания в мирное и военное время; количественный и качественный состав народонаселения; геопространственное положение государства (сообщества), его природные условия, ресурсы и степень их освоения; развитие науки, в том числе и военной. И, наконец, немаловажную роль играет субъективный фактор - способность политического и высшего военного руководства оптимально использовать все возможности для сдерживания или отражения вооруженного насилия. Эти факторы определяют, на наш взгляд, следующие этапы развития вооруженной борьбы.

Первый этап (с древних времен до XV века) характеризуется применением холодного оружия индивидуального и коллективного пользования, освоением просторов суши, рек и внутренних морей в отдельных районах цивилизации. Вооруженная борьба в тот период характеризовалась локальным и региональным размахом и сводилась к столкновению группировок сил и средств на поле сражения, исход которого определял, как правило, не только военный, но и конечный политический результат; флот играл вспомогательную роль.

Второй этап (с XVI до середины XIX века) связан с применением огнестрельного оружия индивидуального и группового пользования, освоением океанов, появлением парусного флота и использованием его для завоевания заокеанских территорий. Сражения на суше и море завершались, как правило, генеральным сражением, от исхода которого зависело достижение конечных политических целей. Результаты войны во многом зависели от экономической, политической и других видов борьбы.

Третий этап (вторая половина XIX века) начался с появлением парового двигателя и созданием первых образцов автоматического оружия - пулеметов. При ведении вооруженной борьбы стали использовать железнодорожные сети и броненосный флот, а для обеспечивающих действий - воздушные шары, которые в австро-итальянской войне 1848-1849 годов применялись с целью бомбардировки зажигательными и разрывными бомбами Венеции.

Четвертый этап (с начала XX века до 30-х годов) связан с использованием новых средств борьбы и обеспечения военных действий. В этот период совершенствуется автоматическое стрелковое, артиллерийское оружие, применяются авиация, танки и химическое оружие. Вооруженная борьба становится более динамичной, появляется возможность воздействия на оперативную глубину противника. Качественные изменения претерпевают военно-морские силы, осваиваются не только акватории океанов, но и их глубины. В сферу вооруженной борьбы превращается воздушное пространство. Значительно усиливается роль военных коалиций. В вооруженной борьбе появляются черты объемно-локального характера. Она охватывает огромные регионы. Военные действия на море начинают приобретать самостоятельное стратегическое значение.

Пятый этап (40-е годы XX столетия) отмечен созданием качественно новых авиационных, танковых, артиллерийских и других средств, с появлением которых разрабатывается теория глубокого боя и глубоких операций и которым придается приоритетное значение. Вооруженные группировки на суше становятся высокоманевренными, способными преодолевать тактическую и оперативную зоны, а также действовать в отрыве от главных сил. В наиболее развитых странах создается мощный военно-промышленный комплекс, обеспечивающий развитие средств борьбы не только в период подготовки, но и в ходе ведения боевых действий. Так, во время первой мировой войны появились боевая авиация и танки, а в годы второй мировой - ракеты и ядерное оружие.

Борьба, развернувшаяся на просторах ряда континентов и океанов, стала носить объемно-локальный характер. Военные действия на океанских просторах и в воздушном пространстве приобрели самостоятельное значение, но определяющей по-прежнему оставалась борьба на суше.

Шестой этап (50-е годы) связан с массовым появлением новейших сухопутных (реактивных), авиационных, морских средств борьбы, первых образцов оперативно-тактических ракет и совершенствованием ядерного оружия. Они серьезно изменили характер военных действий на тактическом и оперативном уровнях, так как обеспечивали нанесение ударов по авиации и флоту в местах базирования и объектам тыла. Началось освоение космического пространства в военных целях, вооруженная борьба стала приобретать объемно-глобальный характер.

Седьмой этап (60-е и 70-е годы) ознаменовался появлением стратегических ядерных сил наземного, морского и воздушного базирования, освоением космоса в интересах обеспечения органов политического и военного управления, а также эффективного применения группировок войск и сил флота. Характер вооруженной борьбы окончательно стал объемно-глобальным.

Восьмой этап (с начала 80-х годов) характеризуется наращиванием научно-технического и технологического задела, накопленного в последние годы «холодной войны». Реализация этих достижений в 90-е годы и начале следующего столетия неизбежно превратит околоземное космическое пространство в новую сферу вооруженной борьбы, которая в этих условиях станет полностью объемно-глобальной.

Таким образом, развитие предмета исследования военной науки вело не только к расширению границ, но и к необходимости получения новых научных знаний на каждом этапе изменения характера подготовки и ведения вооруженной борьбы.

Зародившись в древнем мире в связи с потребностями практики, военная наука прошла долгий путь развития от первых научных школ до «нормальной военной науки». Этот термин введен известным американским ученым Т.Куном и означает «исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности».

Опираясь на этот термин, можно так сформулировать понятие военная наука: система знаний о характере, подготовке и ведении вооруженной борьбы, опирающаяся на достижения военно-научной мысли, признанные определенным научным сообществом как основа для дальнейшей практической деятельности. Она достаточно подробна отражена в боевых уставах, наставлениях, учебниках, других изданиях и является руководством для научной и практической деятельности.

Первые достижения военно-научной мысли были отражены в трудах древних полководцев, военных теоретиков. Они обобщали военную практику своего времени и не были в целом ни менее научными, ни более субъективными, чем сложившиеся в настоящее время. Как устаревшие, они, естественно, были в свое время заменены новыми, но что-то ценное переходило в новую базисную парадигму. И тем не менее накопленные новые знания коренным образом меняют содержание прошлой базовой установки.

Признанные военно-научные знания на определенном этапе в силу инерции часто подавляют фундаментальные новшества той или иной научной школы, не согласующиеся с правилами базового профессионального образования. Но наступает такой период, когда игнорировать эти новшества не удается и практика, основывающаяся на военной науке, вступает с ними в противоречие. Все это в конце концов приводит к формированию другой базисной парадигмы -новой основы военной науки. Такова закономерность ее развития, раскрывающая научную картину объективной сущности вооруженной борьбы, выраженной в виде эмпирического, а в современных условиях - ненаблюдаемого или идеализированного предмета исследования.

Следовательно, исследование сущности, характера вооруженной борьбы, ее связей с другими видами борьбы и насилия должно быть исходным разделом военной науки.

Глобальный характер противоречий, а следовательно, войны и вооруженной борьбы, их сложность и соподчиненность привели к необходимости рассматривать стратегию решения противоречий, подготовки и ведения войны и вооруженной борьбы не только в единстве, но и как иерархическую многоуровневую систему, обеспечивающую искусное управление стратегическими операциями на суше, море, в воздушном и космическом пространстве, на театрах войны и стратегических направлениях.

В этой системе стратегий их высший уровень сообщает свое координирующее решение нижестоящему уровню, который в свою очередь своими действиями оказывает влияние на реализацию решения вышестоящего уровня стратегии.

Военная наука развитие и современная структура

Военная наука развитие и современная структура

Низший из всей иерархической многоуровневой системы стратегий в той или иной сфере вооруженной борьбы является высшим уровнем оперативного руководства военными действиями в ней, а низший оперативный уровень - высшим уровнем тактического руководства подготовкой и ведением боевых действий.

Но так как на любом стратегическом, оперативном и тактическом уровне в различных сферах вооруженной борьбы, на различных этапах ее ведения задачи решаются соответствующими группировками и входящими в них объединениями, соединениями, частями и подразделениями, то можно говорить о стратегических действиях (операциях), оперативных и тактических действиях этих группировок, объединений, соединений, частей и подразделений, а не видов вооруженных сил и родов войск, как это принято в настоящее время. Функцией последних является развитие и обучение однородных формирований, объединенных по признаку сферы действия, системы оружия и военной техники.

Неразрывная связь низшего уровня стратегии в каждой сфере вооруженной борьбы с уровнями оперативного искусства и тактики дает основание рассматривать всю их совокупность как предмет исследования таких разделов военной науки, как теория военно-наземного (РВСН, Войска ПВО, Сухопутные войска), военно-морского, военно-воздушного и военно-космического искусства.

Из изложенного нетрудно заметить, что общие теоретические основы военной науки и военного искусства являются базовыми ее разделами, именно в них формируются исходные знания, которые используются для теоретического обоснования строительства и применения вооруженных сил, их обучения, воспитания и управления ими. Полученные научными школами объективные знания об этих и других процессах подготовки и ведения вооруженной борьбы образуют в совокупности структуру предметных и предметно-проблемных разделов военной науки (рис.2).

Складывающийся после окончания «холодной войны» новый мировой порядок, в котором США стремятся «построить новую международную систему» в соответствии со своими «собственными ценностями и идеалами», не только не устранил старые, но и создал новые глобальные противоречия в мире.

В то же время приобретающая все больший размах научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века, и освоение околоземного космического пространства увеличивают возможности сторон по применению все более эффективных видов насилия. Это неизбежно повлечет за собой разработку новых способов и форм вооруженной борьбы, если человечество не найдет пути мирного решения всех спорных вопросов. Изменение же содержания объекта и предмета исследования военной науки приведет к расширению ее границ, а также к вовлечению в сферу ее интересов других наук, исследующих различные аспекты войны.

В таких условиях неизмеримо возрастает значимость получения достоверных знаний, добываемых научными школами, ибо ошибки политического и военного руководства при решении антагонистических противоречий, а тем более при подготовке вооруженной борьбы могут привести к несравнимо более тяжелым последствиям, чем те, которые были связаны с забвением в конце 30-х годов разработанной «врагами народа» теории глубокого боя, глубокой и последовательных операций; некритическим подчинением постулатам политических руководителей о подготовке к ведению в основном только ядерной войны, оборонительных войн и др.

В заключение следует отметить, что закономерности развития вооруженной борьбы и сдерживания, а также военной науки базируются на диалектической взаимосвязи всех аспектов такого общественно-исторического явления, как насильственное решение антагонистических противоречий.

Методологические основы научного познания. - М.: Высшая школа, 1972.

Клаузевиц К. О войне. - 3-е изд. - М. :Гос. воен. изд-во Наркомата обороны СССР, 1936.

Разин Е.А. История военного искусства. -Т. 1. - М.:Воеииздат, 1955.-С.115.

Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975. - С. 27.

Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки. Белый дом, август 1991: Пер.ТЦ. 1061/91.-М., 1991.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации