Система управления стратегическими силами и стабильность

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 8,9/1992

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ

Система управления стратегическими силами и стабильность

Полковник В. П. ПОГОЖИН,

кандидат военных наук

В ПОСЛЕДНЕЕ время большое внимание уделяется вопросам стратегической стабильности, углублению разрядки международной напряженности, сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), обычных вооруженных сил и вооружений. В ряде публикаций подчеркивается сложность и комплексность категории «стратегическая стабильность», которая включает элементы, обеспечивающие равноправие в отношениях между государствами мирового сообщества. Причем необходимо различать понятия «военная стабильность» и «стратегическая стабильность». Первое означает такое состояние военно-политических отношений противостоящих государств (коалиций государств), при котором ни одна из сторон не имеет побудительных мотивов к прямым военным действиям (конфликтам) между ними и не пытается нарушить это состояние. Второе является составной частью военной стабильности и, как подчеркивают некоторые авторы, отражает соотношение прежде всего стратегических сил сторон, включающих в свой состав стратегические наступательные силы (СНС) (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты, (МБР) наземного базирования, баллистические ракеты (БР) на подводных лодках) и стратегические оборонительные силы (СОС).

Система управления стратегическими силами США представляет собой организационно-техническое единство органов и пунктов управления, технических систем, средств управления и связи, обеспечивающих деятельность высшего военного руководства по централизованному управлению силами и средствами как в мирное, так и в военное время. Она позволяет осуществлять непрерывный контроль стратегических сил и в мирное время решает боевые задачи: поддержание надежной и устойчивой связи с подчиненными силами и средствами; постоянные отслеживание и оценка воздушно-космической обстановки; сбор, обработка и оценка информации о противнике и своих войсках; проведение и выполнение расчетных задач для оперативного планирования. Кроме того, система управления обеспечивает передачу различных распоряжений и команд, касающихся несения боевого дежурства, повседневной деятельности сил (средств), а также проведение других мероприятий. Она функционирует круглосуточно и поддерживается в таком оперативном и техническом состоянии, которое гарантирует своевременное применение прежде всего стратегических ядерных сил.

Общепринято, что для поддержания в межгосударственных отношениях стратегического равновесия (сохранения стратегической стабильности) каждая сторона должна иметь определенное количество сил и средств, необходимых для предупреждения о ракетно-ядерном ударе, органы, и пункты управления, автоматизированные системы управления и связи. В вооруженных силах США развернута сеть стационарных командных пунктов (КП), постоянно функционирующих во всех звеньях управления стратегическими силами и дополняющихся командными пунктами управления, развернутыми на самолетах (ВКП). При возникновении угрозы или с началом боевых действий ВКП по распоряжению высшего военного руководства способны принять на себя функции управления. В случае ведения войны с применением ядерного оружия предусматривается использование наземных мобильных КП (НМКП), размещенных на стационарных автомобильных полуприцепах и заблаговременно развертываемых в подготовленных районах. Многократное дублирование ПУ позволяет, по мнению специалистов США, обеспечивать устойчивое управление ядерными силами в любых условиях обстановки.

Анализ программ развития и совершенствования пунктов управления стратегического звена руководства США показывает, что пока не ставится вопрос о свертывании работ по их модернизации (замена и установка новых технических средств автоматизации управления, связи и отображения; повышение их защищенности от поражающих факторов ядерного оружия; переход на цифровые методы передачи сообщений). Об этом свидетельствуют программы модернизации ВКП Комитета начальников штабов (КНШ) и стратегического авиационного командования (САК), а также ввод в строй нового президентского самолета VC-25 А (Боинг 747-200), оснащенного средствами спутниковой связи, специальной системой правительственной связи и другими техническими средствами, позволяющими устанавливать связь практически с любым командиром стратегических сил США.

В последнее время встречается очень мало публикаций по вопросам создания системы НМКП для высшего звена руководства ВС США. Прежде всего, это связано с ужесточением требований к засекречиванию и уменьшением доступа к соответствующей информации. Однако работы в данной области продолжаются. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что на учениях стратегических сил США активно используются мобильные КП КНШ и САК. В связи с разработкой новой стратегии США, в результате которой может измениться оперативная организация вооруженных сил, существующая сеть пунктов управления, как нам представляется, сохранится и получит дальнейшее развитие.

В современных условиях к системе управления предъявляются повышенные требования. Прежде всего это объясняется возможностями применения ядерных сил и средств, минимальным временем их доставки к объекту поражения. При этом самым малым подлетным временем обладают БР подводных лодок. В этой связи некоторые высказывания о том, что при сокращении стратегических наступательных вооружений требование высокой живучести системы управления сохранится, а ее высокое быстродействие не потребуется, представляются спорными. По нашему мнению, пока существуют стратегические ядерные силы с малым подлетным временем, государства будут избегать обсуждений вопросов о снижении эффективности функционирования системы управления стратегическими силами. При этом основным принципом, заложенным в структуру и функционирование системы управления стратегическими силами, должна быть жесткая централизация при выработке и принятии решения на их использование. Основу этого процесса составляет информация от систем и средств предупреждения, о ракетно-ядерном ударе (ПРЯУ). Американское руководство, ориентируясь на способ (порядок) «пуск по предупреждению», предъявляет высокие требования к достоверности данных и оперативности управления. Это достигается: наличием широкой сети радиолокационных постов (РЛП), развернутых в глобальном масштабе; устойчивым и непрерывным функционированием системы управления в любых условиях обстановки; постоянной готовностью технических систем и средств; высокой подготовкой боевых расчетов на пунктах управления. США будут стремиться иметь достаточное количество наземных, воздушных .и корабельных средств ПРЯУ, которые могли бы обеспечить исчерпывающую информацию для военно-политического руководства о пуске БР. В настоящее время Соединенные Штаты располагают космической системой раннего предупреждения о пуске БР «Имеюс» и наземными радиолокационными системами «Бимьюс», «Пейв Пос», «Паркс» (см. рисунок).

Наземные центры системы «Имеюс» размещены в Бакли (штат Колорадо) и Вумера (Австралия). Система «Бимьюс» включает три радиолокационных поста, развернутых в Клир (штат Аляска), Туле (Гренландия) и Файлингдейлз-Мур (Великобритания). В системе «Пейв Пос» **Система управления стратегическими силами и стабильность

*задействовано четыре РЛП, которые находятся на западном и восточном побережьях США в Бил (штат Калифорния), Отис (штат Массачусетс), Робинс (штат Джорджия) и Гудфеллоу (штат Техас). РЛП системы «Паркс», бывшего комплекса ПРО «Сейфгард», размещается в Гранд-Форкс (штат Северная Дакота). Контроль космического пространства обеспечивается радиолокационными постами, которые привлекаются для решения задач предупреждения о ракетно-ядерном ударе, и оптическими (оптико-электронными) постами (ОЭП) систем «Бейкер-Нанн», «Геодес», развернутыми в США, Канаде, Италии, Южной Корее, Новой Зеландии и на о.Диего-Гарсия. Кроме того, для решения задач предупреждения могут привлекаться другие системы контроля космического пространства и средства, развернутые на полигонах, а также в научно-исследовательских центрах. Глобальная сеть радиолокационных и оптико-электронных постов обеспечивает контроль всех ракетоопасных направлений и. наблюдение за объектами, находящимися в космосе.

США ведут работы по модернизации искусственных спутником Земли (ИСЗ) системы «Имеюс», целью которых является разработка новой аппаратуры, повышающей возможности по регистрации запусков БР и обработке сигналов непосредственно на борту ИСЗ. С принятием на вооружение новых ИСЗ повысятся достоверность определения запуска БР, точность координат места запуска, сократится время обработки сигналов предупреждения и передачи их высшим органам руководства США. Последнее предполагается обеспечить за счет передачи уже обработанных на ИСЗ «Имеюс» сигналов предупреждения на основной и запасный командные центры КНШ, командные пункты САК и Объединенного командования воздушно-космической обороны. Североамериканского континента (НОРАД), минуя промежуточные звенья. Живучесть системы планируется обеспечить за счет применения мобильных пунктов приема сигналов от ИСЗ, которые представляют собой комплекс технических средств автоматизации и связи.

Главным недостатком наземных средств ПРЯУ, по нашему мнению, являются их ограниченные возможности по контролю воздушно-космической обстановки из-за низких технических характеристик, Радиолокационные посты (как правило, стационарные) размещаются на территориях других государств на большом удалении от основных пунктов управления высшего звена военного руководства и обладают невысокой живучестью. Они могут обнаружить цели (БР) не с момента их старта, а через определенное время после их входа в зону видимости РЛП. Кроме того, информация о наблюдаемых БР сначала обрабатывается на пункте управления РЛП, а затем передается на КП НОРАД, где производится вторичная обработка. После этого данные о запущенных БР и их параметрах передаются на пункты управления КНШ и САК. Поэтому время запаздывания информации может привести к несвоевременности принятия решений.

Военное руководство США предпринимает определенные меры по модернизации наземных средств ПРЯУ. Планируется обеспечить полную обработку информации непосредственно на РЛП, а затем передавать ее одновременно на все пункты управления КНШ, САК и НОРАД, повышая оперативность функционирования системы ПРЯУ.

Военное командование США не ослабляет внимание к программе СОИ. На базе разрабатываемых новейших технологий (по программе СОИ) США предусматривают создать новые космические системы, обладающие более высокими возможностями не только обнаруживать БР, но и определять параметры их движения, характеристики, размеры, отличать действительные боеголовки от ложных, а также управлять космическими и наземными средствами. Новое поколение космических информационных средств может быть принято на вооружение уже после 2000 года. Только после этого, на наш взгляд, возможны переговоры по сокращению (до определенного уровня) средств предупреждения о ракетно-ядерном ударе наземного базирования либо согласие на придание им международного статуса средств предупреждения о ракетно-ядерном нападении, способных обеспечить стратегическую стабильность и безопасность под эгидой США.

Для поддержания стратегической стабильности в области СНВ, хотя бы на существующем уровне, целесообразно иметь средства предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства. Необходимо также развивать исследования в области наблюдения, контроля информационных систем и средств наземного и космического базирования. В этой связи непременным условием должно быть сохранение централизованного руководства стратегическими силами сдерживания, разработка законов и соглашений, закрепляющих необходимость размещения уже имеющихся технических комплексов предупреждения о пусках ракет и ракетно-ядерном нападении, контроля космического и воздушного пространства в соответствии с единым планом. Не менее важной задачей является слежение за объектами, находящимися в космосе, которые могут представлять потенциальную угрозу.

В заключение следует отметить, что предметом переговоров должны быть не только стратегические силы, но и весь комплекс факторов, влияющих на стратегическую стабильность. Тем более что необходимо идти на контакты в вопросах обмена информацией между национальными системами предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства для исключения возможности неправильной оценки ракетно-космической обстановки и неадекватной реакции на нее.

Военная мысль.- 1991.-№ 9. -С. 28-36; № 10. - С 11-18; Красная звезда.- 1991.- 12 декабря, 29 ноября.

The C3I Handbook.- Defense Electronics, 1988.

Managing Nuclear Operations. Part Two: The Command System.-The Brookings Institution, Washington, D.С., 1987.

Aviation Week and Space Technology.- 1990. - September 24.- P. 5

Signal.- 1987, September.- P. 107-109.

Air Force Magazine. - 1989, December. - P. 94-96: Aviation Week and Space Technology. - 1988, April 25. - P. 80-82; Jane's, Defense Weekly.-1987, February 14.-P. 239.

Aviation Week and Space Technology. - 1988, April 25. - P. 80-8

Air Force Magazine. - 1989, August, December.

Air Force Magazine.-1991, .September. - P. 16.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации