Основные направления подготовки общевойсковых инженеров

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4-5/1992

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Основные направления подготовки общевойсковых инженеров

Генерал-лейтенант А. Ф. ИНЯКОВ,

кандидат военных наук

Полковник Н. Д. НАЛЫСЕВ,

кандидат военных наук, доцент

Реформирование Вооруженных Сил требует совершенствования системы подготовки военных специалистов различного профиля. При этом уровень их знаний и навыков, полученных в ходе обучения в вузах, должен соответствовать мировым требованиям и позволять работать в новых военно-политических и экономических условиях, которые складываются под воздействием демократических преобразований в Содружестве независимых государств. Поэтому в области реформирования военного образования необходимо, на наш взгляд, решить две задачи: удовлетворить потребности Вооруженных Сил в квалифицированных военных кадрах и обеспечить каждому офицеру оптимальные условия для профессионального роста и гармоничного развития. Их решение возможно только, если будет создана система непрерывного военного образования, а для этого в Вооруженных Силах имеются, по существу, все необходимые элементы.

Однако для достижения такой цели пока недостает: четкого взаимодействия по срокам, содержанию и задачам обучения на каждом этапе; оперативности в реагировании на изменения потребностей войск; тесной интеграции военного образования, военной науки и подготовки войск; оптимального сочетания централизованного руководства с расширением демократических начал в управлении ввузами; самостоятельности и творческой инициативы начальников ввузов. Поэтому в ходе реформирования Вооруженных Сил эти недостатки должны быть устранены. При этом целесообразно учитывать, что развитие военно-технической стороны военной доктрины государств, которая включает разработку программ создания систем вооружения, оснащение войск вооружением и техникой, а также постоянное поддержание их на необходимом уровне боеготовности и боеспособности, потребует, с одной стороны, разработки и освоения принципиально новых наукоемких инженерных технологий военной направленности, а с другой - активного развития систем обеспечения боеготовности и боеспособности войск как в мирное, так и в военное время. Нам представляется, что успешное решение этих задач в первую очередь зависит от того, как будет в ходе реформы решена проблема подготовки военных инженерных кадров, в частности общевойсковых инженеров.

В системе непрерывного военного образования должна найти отражение военно-техническая политика государств, основанная на использовании достижений научно-технического прогресса и самостоятельной системы инженерной подготовки офицерских кадров. Результатом этого процесса будут современные инженерные военные специалисты, активно участвующие в ходе разработки, освоения и внедрения вооружения и техники, а также качественно обслуживающие ее при эксплуатации. Системе технического обеспечения Сухопутных войск нужен целостный комплект специалистов. Однако в настоящее время их подготовку осуществляют разные академии, что с экономической точки зрения нецелесообразно. Кроме того, отрицательно влияет отсутствие единой общевойсковой и военно-технической направленности в обучении, которое, в свою очередь, приводит к дублированию в преподавании по некоторым специальностям и кафедрам. Все это в определенной степени тормозит оперативное решение проблем технического обеспечения и повышение боеспособности войск. Существуют также недостатки в развитии систем вооружений и техническом обеспечении войск: отставание возможностей средств технической разведки и эвакуации от средств поражения; перепроизводство танков, артиллерии и других обычных вооружений; недостаточная унификация вооружения и техники (на 99 образцов существует 34 базовых шасси); сложность в организации комплексного ремонта и технического обслуживания вооружения и техники, хотя более 80% их являются комплексными объектами; низкая эффективность планирования и управления техническим обеспечением в операции (бою).

С этими проблемами выпускникам ввузов приходится постоянно сталкиваться в войсках. Для их решения общевойсковой инженер, на наш взгляд, должен интегрировать в себе множество необходимых качеств: уметь определять качественные требования к вооружению и технике, обосновывать изменения форм, способов боевого применения вооружения и техники, а на этой основе намечать перспективы их развития, формировать заказы промышленности, участвовать в развитии программ вооружения; разрабатывать предложения по совершенствованию организации войск. Как организатору технического обеспечения войск, ему необходимо на основе знаний стратегии, оперативного искусства и тактики, теории управления войсками организовывать и обеспечивать эксплуатацию вооружения и техники, техническую подготовку личного состава, своевременное приведение в боевую готовность подчиненных войск, а также постоянно поддерживать необходимый уровень боеспособности соединений и частей. Следовательно, подготовка общевойсковых инженеров должна иметь общевойсковую и военно-техническую направленность. Причем требуемые качества, по нашему мнению, могут формироваться лишь на академическом уровне.

Сложность и специфика выполнения функциональных задач общевойсковыми инженерами обусловливают необходимость их подготовки на основе системы непрерывного военного образования в едином учебном, методическом и научном центре. В зависимости от вариантов реформирования академий он может называться по-разному: Военная техническая академия или Военный технический университет в составе Военной академии Сухопутных войск. При этом важно выделить главное - вне зависимости от вариантов в структуру нужно заложить принципиальные концептуальные подходы, которые позволят гибко реагировать на изменения способов вооруженной борьбы при сохранении необходимого качества обучения специалистов. Суть таких подходов, по нашему мнению, должна заключаться в следующем.

Первое. Профессиональная ориентация молодежи должна осуществляться на заключительном этапе обучения в общеобразовательной школе и суворовских военных училищах в течение 2-3 лет.

Второе. Начальное военно-специальное образование будущим общевойсковым инженерам необходимо давать в окружных центрах подготовки младших специалистов (6-10 месяцев).

Третье. Получение военного инженерного образования необходимо осуществлять в высших военных командно-инженерных училищах.

При этом первые три года обучения - общая гуманитарная и инженерная подготовка, четвертый год - единая общевойсковая подготовка, пятый- специализация. Доподготовка к исполнению первичной должности в войсках проводится на курсах родов войск и специальных войск в этих же училищах (5 лет).

Четвертое. Перед назначением на вышестоящую должность инженеры ротного, батальонного и им равных звеньев проходят дополнительные курсы, которые целесообразно иметь при Военной технической академии (1-3 месяца).

Пятое. Высшее военное инженерное образование получают те общевойсковые офицеры, которые аттестованы или назначены на должности заместителей командиров частей и им равные. На первом этапе дается фундаментальное образование, в последующем осуществляется базовая подготовка специалистов всех родов войск по единой программе изучения системы технического обеспечения, и на завершающем этапе слушатели проходят курс специализации по конкретной должности (в течение 3 лет).

Шестое. Назначению офицеров с высшим военным инженерно-техническим образованием на должности в звено корпус - армия должно предшествовать их обучение на курсах усовершенствования при Военной технической академии (1-3 месяца).

Седьмое. Подготовку офицеров-инженеров для оперативного и стратегического звеньев управления следует осуществлять в академии Генерального штаба.

Отзывы о службе офицеров-инженеров, а также высокий уровень научно-методической работы и учебно-материальной базы в Военной академии бронетанковых войск имени Р. Я. Малиновского свидетельствуют о том, что именно здесь необходимо готовить общевойсковых инженеров как интегрированных специалистов широкого профиля, способных организовать взаимодействие различных технических служб в единой системе технического обеспечения Сухопутных войск.

Военная академия механизации и моторизации РККА была организована в 1930 году. За 1930-1932 годы на базе Московского автотракторного института имени М. В. Ломоносова были подготовлены первые 137 выпускников, которые встали у истоков развития нового тогда рода войск, сыгравшего выдающуюся роль в операциях Великой Отечественной войны. Академия в первые годы сохранила инженерно-техническую направленность. Для ее укомплектования были привлечены десятки высококвалифицированных педагогов: докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. В короткие сроки была создана мощная учебно-производственная база. На конструкторском, промышленном, эксплуатационном и командном факультетах интенсивно готовились кадры, благодаря которым стране удалось в необычайно короткие сроки стать во главе ведущих танкостроительных держав мира.

В последующем, по мере накопления бронетанковой техники в армии, все острее стала ощущаться потребность в кадрах командно-штабного звена. Начали создаваться первые танковые полки, бригады и корпуса. В академии наряду с инженерами увеличивался выпуск и этой категории танкистов, которые получали помимо оперативно-тактических знаний фундаментальную инженерную подготовку, что отличало питомцев академии от выпускников других вузов Сухопутных войск. При этом необходимо отметить, что Военная академия БТВ в течение последних 15 лет является головным исполнителем большинства научных работ по развитию системы технического обеспечения Сухопутных войск. На основании результатов этих исследований определяется деятельность общевойсковых инженеров. Академическая учебно-материальная база по своему состоянию и размещению наиболее удобна для объединения и организации обучения специалистов как по видам, так и в системе технического обеспечения. Поэтому есть основания утверждать, что Военная академия бронетанковых войск может и должна вернуться к истокам своего возникновения и, используя накопленный опыт, возродиться как центр подготовки общевойсковых инженеров нового поколения Вооруженных Сил общего назначения. Такое решение проблемы подготовки общевойсковых инженеров потребует минимальных затрат и даст наибольшую эффективность.

Основные направления подготовки общевойсковых инженеров

Как показали результаты проведенных исследований, целесообразно, чтобы в реорганизованной академии был общеакадемический факультет технического обеспечения. Другие факультеты необходимо формировать по видам технического обеспечения. На каждом факультете необходимо иметь кафедры (по видам вооружения и техники, а также по виду технического обеспечения) и научно-исследовательскую лабораторию, что обеспечит учебно-методическую и научную самостоятельность. Кроме того, могут создаваться общеакадемические кафедры. Это позволит сократить общее количество факультетов, кафедр существующих академий и численность профессорско-преподавательского состава (рисунок).

Переход на новую организационную структуру позволит значительно уменьшить затраты за счет сокращения управленческих звеньев, кафедр, научных и обеспечивающих подразделений. Повысятся качество обучения, уровень общевойсковой и военно-технической подготовки. Будет достигнуто объединение разрозненных учебных и научных школ в единый центр. Он сможет целенаправленно решать следующие задачи: готовить инженеров-специалистов для войск, военной промышленности, исследовательских и конструкторских учреждений на базе основных факультетов и курсов усовершенствования; разрабатывать организационно-методические проблемы непрерывного военного образования инженеров-специалистов; вести научную работу по фундаментальным и прикладным направлениям в тесном взаимодействии с войсками, научно-исследовательскими учреждениями, промышленностью и другими учебными заведениями; осуществлять подготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; обеспечивать целостность всей системы подготовки общевойскового инженера - от училища до академии включительно.

Реорганизацию существующей академии, на наш взгляд, целесообразно провести поэтапно. На первом этапе следует сохранить кафедры по видам технического обеспечения. При этом заказчикам необходимо определить потребности в инженерных специальностях, разработать единые квалификационные характеристики общевойскового инженера по уровням подготовки в системе непрерывного военного образования. Потребуется также разработать комплексные учебные программы и тематические планы; уточнить, исходя из потребностей, количественный состав кафедр и научно-исследовательских лабораторий; решить организационные вопросы; усовершенствовать учебно-материальную базу. На втором этапе следует осуществить объединение кафедр, НИЛ в факультеты и организовать учебный процесс на основе новых комплексных учебных программ.

По нашему мнению, данные направления являются достаточно рациональными и, что особенно важно, экономически выгодными. Их реализация позволит сформировать единую научную и учебно-методическую политику подготовки офицеров для сложной, многогранной и вместе с тем единой системы технического обеспечения.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации