О формировании руководителя нового типа

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1992

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ

О формировании руководителя нового типа

Полковник А. Н. ИОНОВ

РЕФОРМИРОВАНИЕ Вооруженных Сил, безусловно, даст ощутимые результаты, если будет обеспечено умелое управление во всех звеньях, а для этого в первую очередь необходим высокий профессиональный уровень руководителя. К нему в настоящее время предъявляются жесткие требования, так как нельзя достигнуть хороших результатов, опираясь лишь на практический опыт и знания, получаемые на основе базового образования. Поэтому сегодня одной из важнейших задач является постоянное и целенаправленное развитие искусства управления путем использования достижений науки, внедрения новых форм и способов работы, научной оценки процессов, происходящих в Вооруженных Силах. Кроме того, нужно уметь влиять на подчиненных, готовить единомышленников, направлять их усилия на достижение намеченных целей. К сожалению, пока еще ни в одном ввузе нет специального курса обучения управлению людьми, учитывающего психологическое воздействие на коллектив в целом и на личность в отдельности. Современные руководители совершенствуют знания только в процессе практической деятельности. Большинство из них, на мой взгляд, недостаточно ясно представляют себе весь комплекс факторов, определяющих содержание руководства деятельностью воинских коллективов.

В некоторых странах определенный опыт в этой области уже имеется. Так, результаты исследований, проведенных специалистами ряда университетов США, позволили им выделить отличительные черты руководителей, использующих различные стили работы, назовем их условно- «по результатам» и «по личному вкладу». К характерным особенностям первого - можно отнести: учет мнения коллектива; доверие подчиненным; умение видеть главное в работе; брать на себя ответственность; стремление к постоянному самосовершенствованию. Руководителя «по личному вкладу» отличают: стремление самостоятельно осуществлять управление; выдавать чужие идеи за свои; способность действовать только схематично, даже в сложных ситуациях; проявлять интерес лишь к личной карьере. Большую часть времени руководитель такого типа тратит на принятие решений и распределение задач, причем исключительно в рамках своих знаний и практического опыта. Он не самокритичен, боится риска. Представители, склонные к первому стилю деятельности, дают основу для формирования новой категории командира (руководителя) -динамичного, приспособленного к управлению в новых условиях, способного прогнозировать будущее. Однако в настоящее время преобладают представители второго типа.

Сегодня успех командира (начальника) во многом зависит от его личных качеств: умения нести ответственность в нестандартных ситуациях; способности к риску не только на службе, но и в жизни; желания и стремления получать более сложные задачи; умения налаживать с людьми хорошие и деловые взаимоотношения. Руководитель должен знать профессиональные качества подчиненных, чтобы в полном объеме использовать их возможности, а при необходимости оказать помощь, но не превращать ее в чрезмерную опеку (что нередко практикуется в войсках). Помимо этого руководителю следует заботиться и о том, чтобы служба стимулировала творческий подход и инициативность. Требуется так распределять рабочее время, чтобы его хватало не только на решение важных вопросов, но и на учебу, повышение квалификации. К наиболее важным особенностям, отличающим хорошего руководителя, можно отнести: умение достигать хороших результатов; отдавать всего себя работе; стремление и способность принимать рискованные решения, сочетая их с максимальной ответственностью за порученное задание; способность своевременно начинать внедрять новое; управлять сложными процессами и использовать их результаты в интересах воинского коллектива; искусство оперативно принимать обоснованные решения; постоянное стремление к совершенствованию взаимоотношений с подчиненными; творческий подход к работе; использование новейших достижений науки в области управления и др.

В целях повышения эффективности управления командиру (начальнику) целесообразно учитывать следующее: четко и понятно излагать суть поставленных целей и путей достижения результатов работы (неясные и сложные вопросы разъяснять); поддерживать хорошие и деловые взаимоотношения с подчиненными, уметь контролировать свое эмоциональное состояние; следить за психическим и физическим состоянием подчиненных, немедленно реагировать на появление кризисных ситуаций, оказывать положительное воздействие на коллектив; вскрывать недостатки, но указывать на них подчиненным только обоснованно и мотивированно; последовательно стремиться к достижению намеченных целей; быть активным и в случае необходимости оказывать поддержку подчиненным.

Стиль и формы управления не должны быть постоянными, их необходимо изменять в зависимости от складывающейся ситуации. Они требуют постоянного совершенствования. Результат управления, как мне представляется, зависит от двух групп факторов: структурных (управление делами) и активизирующих (руководство людьми). Первая - заключается в рациональном подходе к руководству, логичности, объективности и систематичности. Вторая - предполагает наличие творческого мышления, глубоких знаний в области психологии поведения человека, а также анализ развития ситуации и решения проблемы.

К числу важнейших современных задач следует отнести подбор руководителя воинского коллектива. Динамичное развитие обстановки в Вооруженных Силах предъявляет жесткие требования к командиру (начальнику). Если он не прилагает усилий для постоянного повышения уровня искусства управления, не использует для этого все имеющиеся возможности, то неминуемо становится «тормозом» и наносит непоправимый ущерб развитию воинского коллектива. Можно быть хорошим специалистом, но плохим руководителем. Становление командира - процесс непрерывный, его содержание должно постоянно обновляться в соответствии с конкретными условиями. В настоящее время требуется новый подход к подбору руководителей, базирующийся на последних достижениях науки, позволяющих объективно оценивать возможности кандидата. Существующие в Вооруженных Силах методы подбора и расстановки командных кадров, основанные на последовательном прохождении ими основных должностей, нередко носят субъективный характер: возможности кандидата определяют, как правило, кадровые органы. Будущего руководителя следует готовить. Выявлять и развивать его способности еще с курсантской скамьи, мотивировать их к постоянному росту и совершенствованию.. Целесообразно также создание широкой сети различных курсов, повышающих знания в управленческой деятельности не только по специальным дисциплинам, но и по психологии, этике, риторике, логике.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации