Профессиональная компетентность и штабная культура

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1991

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Профессиональная компетентность и штабная культураПрофессиональная компетентность и штабная культура

(Размышления офицера-оператора)

Контр-адмирал Л. Н. ЛОБАНОВ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ редакционной коллегии было лаконично: подготовить статью по проблемным вопросам штабной культуры, профессиональной компетентности оперативного состава флотских органов управления. Цель? Дать глубокий научный анализ процессов, происходящих в армии и на флоте, оказать влияние на формирование и утверждение нового мышления в области обороны, безопасности страны, строительства и подготовки Вооруженных Сил, развития теории военного искусства. «Глубокий научный анализ» - это удел научных работников, а вот «влиять на формирование и утверждение нового мышления...» офицер штаба обязан.

0 чем же «размышлять»? Не повторять же достаточно известные требования руководящих документов или просто цитаты из трудов Ф. Энгельса о том, что «некомпетентность офицеров нигде не приносит столько вреда, как на штабной службе»? (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с 456), или Маршала Советокого Союза Б. М. Шапошникова, который писал, что для управления «должны быть призваны люди хорошо образованные, с энергией и инициативой, работоспособные, самостоятельные в своих суждениях и действиях, но в то же время тактичные и скромные в общении».

Все это, безусловно, верно, большинству читателей журнала давно известно, но... практически почти нигде не выполняется. Вот-вот, буду думать и писать после «но», т. е. о том, что мешает штабной службе. Таких помех значительно больше, чем хотелось бы, и, следовательно, нужно предложить конкретные меры, пути и способы их устранения.

С чего же начать? С самого начала. Уважаемый читатель, прочтите, пожалуйста, еще раз заголовок этого материала. Он почти полностью состоит из терминов, требующих определенной ясности. Но как мы их понимаем? Чтобы проверить свои сомнения, я попросил нескольких сослуживцев (естественно, офицеров-операторов) раскрыть содержание понятий «профессиональная компетентность», «штабная культура», «офицер-оператор». Ответы в основе своей верные и тем не менее были далеко не однозначные. В любой области деятельности это вызывает трудности, а в военном деле особенно пагубно.

Думаю, что нет необходимости доказывать опасность «дво» или более «якого» толкования приказов, директив, распоряжений и им подобных документов, вызываемого неодинаковым пониманием употребляемых терминов разными командными инстанциями или взаимодействующими воинскими организациями. Поэтому первое, как мне кажется, что необходимо сделать для совершенствования профессиональной компетентности и штабной культуры, - это разработать (соответствующими научно-исследовательскими учреждениями Вооруженных Сил), обсудить и издать утвержденный начальником Генерального штаба ВС СССР сборник (словарь) наиболее часто употребляемых в служебных документах военных терминов. И оградить эти термины от вседозволяющих и затуманивающих смысл прилагательных. Отсутствие такого пособия и таких требований способствует появлению в документах (даже министра обороны) словосочетаний «гарантированное отражение», «надежная защита», «высокая готовность», «своевременное... вступление в войну» и т. д., присущих более парламентским дебатам, чем военным приказам. И так как нигде никаких разъяснений по поводу того, что следует понимать под этими «надежная», «высокая», «своевременное», не дается, то каждый понимает их по-своему.

А пока у нас нет такой разработки, уточним суть вынесенных в заголовок понятий. Военный энциклопедический словарь разъяснений по поводу профессиональной компетентности применительно к военному делу не дает. В Словаре иностранных слов читаем: «Профессиональный - свойственный профессионалу»; «профессионал - человек, избравший какое-либо занятие своей профессией»; «профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки, опыта работы»; «компетентность - обладание знаниями, опытом, позволяющими судить о чем-либо». Опираясь на эту основу, можно сказать, что профессиональная компетентность - свойственное отдельному человеку (или коллективу людей) обладание знаниями и практическими навыками, приобретаемое в результате специальной подготовки, опыта работы, позволяющее успешно исполнять служебные обязанности.

«Штабная культура офицера, совокупность качеств, необходимых для успешной управленческой деятельности. Заключается в высокой организованности, оперативности и инициативной исполнительности, способности в наиболее целесообразной последовательности и наилучшим образом выполнять большой объем разнообразных задач, высококачественно, кратко и четко оформлять все штабные документы; в умелом применении математических моделей операций и методики, научной организации штабного труда. Штабная культура основывается на глубоких знаниях военного дела, функциональных обязанностей и на навыках в их выполнении, общей образованности и воспитанности офицеров, добросовестном отношении к выполнению служебного долга».

Вы с такой трактовкой согласны? Лично я не во всем. Сейчас хочу подчеркнуть общее в двух приведенных толкованиях терминов: и профессиональная компетентность, и штабная культура военнослужащего (или коллектива военнослужащих) опираются на глубокие знания военного дела, функциональных обязанностей и навыки в их выполнении, приобретаемые в результате специальной подготовки, опыта работы. Опыт ничем не заменишь, не приобретешь в сокращенные сроки. Он дается временем.

А как обстоят дела со специальной подготовкой к службе в штабах? Да никак! Нет такой подготовки. После 17-летней службы в штабе флота беру на себя смелость заявить: специальная подготовка к исполнению обязанностей на конкретных штабных должностях, безусловно, необходима. Если мы от призывов сделать работу штабов более конкретной, эффективной, действенной хотим перейти к практическому претворению в жизнь этих благих пожеланий, надо существенно менять систему подготовки офицерского состава.

Не берусь судить обо всех видах Вооруженных Сил, попробую показать проблему на примере Военно-Морскрго Флота. Как готовятся и обучаются офицеры ВМФ? Вот основные этапы. Пять лет готовят высшие военно-морские училища (ВВМУ) своих питомцев к исполнению обязанностей на первичных офицерских должностях. В этот период закладывается фундамент военных знаний, основа службы наших будущих командиров и начальников. Через несколько лет (5-10) часть офицеров ВМФ проходит обучение в течение 10 месяцев на специальных офицерских классах (СОК), где готовятся командиры кораблей и флагманские специалисты. Через СОК проходит около 15-20 проц. выпускников училищ. Наиболее везучие имеют возможность по конкурсу поступить в Военно-морскую академию (ВМА), где обучение продолжается 2, а скоро, вероятно, вновь 3 года (как было до 1971 года). ВМА заканчивают примерно 12-14 проц., окончивших ВВМУ. Самые удачливые и (так должно быть!) перспективные офицеры, окончившие ВМА, по усмотрению командования могут быть направлены на 2года для обучения в Военную академию Генерального штаба (ВА ГШ). Таких всего 0,02 проц. от выпускников ВВМУ. Существуют, кроме того, различного рода краткосрочные курсы, в большинстве специальные. Но ни на одном из указанных этапов не готовят офицеров специально для службы в штабе конкретного уровня (штаб бригады, штаб дивизии, штаб флотилии, штаб флота, Главный штаб ВМФ...). А готовить надо! И эта проблема актуальна, как следует из статьи В. Ф. Ковалевского, не только для Военно-Морского Флота.

Наиболее престижные учебные заведения - ВМА и ВА ГШ - обучение в течение 4 (скоро 5) лет ведут по программам такого широкого профиля, что их выпускников можно назначать на должности в диапазоне от старшего помощника командира корабля до командующего флотом. Надо ли из помощника командира крейсера или командира подводной лодки, даже атомной, готовить командующего флотом, флотилией? Думаю, что нет. Рановато... Надо готовить офицеров к исполнению конкретных должностей для службы в штабе соединения - отдельно, для службы в штабе объединения - отдельно, для должности офицера штаба - по одной программе, для должности начальника штаба - по другой. Это касается и командиров всех уровней.

Не посягая на выдачу рекомендаций для Академии Генерального штаба, для ВМФ предлагаю: вместо длительного (2-3 года) одноразового обучения в ВМА создать систему краткосрочных курсов (5- 10 раз по 1,5-2 или 3-4 месяца). Пусть ученые обоснуют их оптимальную продолжительность в зависимости от специализации и должности, но в пределах существующих лимитов времени и средств на подготовку. Да, это труднее организовать, труднее комплектовать, много еще можно найти трудностей. Но это, по моему мнению, самый реальный путь совершенствования подготовки офицеров.

Теперь хочется немного сказать о функциональных обязанностях офицеров штабов. «Штаб - основной орган управления войсками (силами). Он предназначен для руководства их боевой и повседневной деятельностью». Так определяет назначение штаба Наставление по службе штабов. Вспомните ставшее афоризмом определение маршала Б. М. Шапошникова: «Штаб - мозг армии». «Основной орган», «мозг»... Ко многому обязывает и, как мне представляется, позволяет дополнить приведенное определение штабной культуры, включив в него прогностические способности как всего штабного коллектива, так и каждого его офицера-оператора. Известные изменения характера вооруженной борьбы (глобальность пространственного размаха, усложнение взаимодействия и взаимовлияния большого числа разнородных сил, систем и средств во всех ее сферах, отличающихся широким спектром физико-географических и оперативно-тактических условий и т. п.), планирования и непосредственного управления силами и оружием, их обеспечением обусловливают повышение значимости этого элемента штабной культуры, предопределяют необходимость организации целенаправленной работы по его развитию.

В Наставлении по службе штабов указываются общие задачи штабов различного назначения. Не буду утомлять искушенного читателя их перечислением, обращу лишь внимание на концовку этого перечня: «...и другие задачи», чем официально декларируется «безразмерность» задач, которые приходится решать штабам. С этим трудно согласиться.

Все мы знаем, что сейчас все больше обостряются противоречия между принципиально новыми чертами военного дела и традиционными средствами и методами управления: большой объем и динамизм информации, требующие увеличения времени на ее сбор, обработку и анализ, затрудняют реализацию требования принимать решения в кратчайшие сроки; неполнота данных о противнике (для ВМФ это особенно злободневно!) осложняет обоснование решения точными расчетами; централизация управления современными сложными действиями разнородных сил не всегда согласуется с потребной самостоятельностью командующего (командира) и его штаба; краткость формы приказа - и необходимость дать указания по очень многим вопросам организации боевых действий и всех видов их обеспечения. Есть и другие противоречия. К основным путям их разрешения относят обычно изменений технической базы органов управления, увеличение штатов (но не беспредельно!), улучшение профессиональной подготовки, штабной культуры. Но я бы на первое место поставил все-таки оптимизацию организационной структуры органов управления в соответствии с теми задачами, которые они должны решать. А для этого нужно уточнить задачи штабов и функциональные обязанности его офицерского состава. А то у нас, реализуя верную в масштабах государства установку на сокращение органов управления, сокращают всех без разбору, без каких-либо социологических исследований, без элементарных расчетов. И все это безобразие прикрывается «правильными» сентенциями о необходимости совершенствования стиля работы, улучшения профессионального мастерства, качественных показателей...

Вы читали хоть одну диссертацию, в которой рассматривался и обосновывался бы оптимальный состав какого-либо органа управления? В вашем штабе работали социологи или другие представители науки с целью совершенствования его функционирования (если да - обязательно поделитесь результатами...). Один из моих бывших начальников в ответ на предложение о необходимости научного подхода к вопросу структуры штабов (когда пришла первая директиве о сокращении штаба флота) ответил: «Да бросьте вы! Какие гам социологические исследования! Надо исполнять приказания! Вот и все!» Он был одним из тех, кому, как говорится, по штату положено заботиться о совершенствовании организационных структур сил флота. А главное - он имел, кроме обязанностей, право и возможность докладывать об этом своим начальникам. (Сколько гибнет хороших, дельных мыслей, рациональных предложений из-за невозможности довести их до сведения тех, кто облечен полномочиями принимать решения! По-другому понимать положение не хочется...).

Представляется уместным в связи с начавшейся военной реформой поставить вопрос о научной проработке и выдаче практических рекомендаций по совершенствованию форм и методов работы штабных коллективов, созданию в них морально-психологических и социальных условий, способствующих максимальной реализации творческого потенциала, взаимодополнения и взаимообогащения всех специалистов.

Итак, задачи штабов. Какие бы они ни были, основное предназначение штаба будет неизменным - управление силами. А посему целесообразно в основу структуры штаба любого объединения, соединения, части положить организацию группы боевого управления их командного пункта (ГБУ КП). За последние три года Военно-Морской Флот дважды уточнял подобные структуры. Трудности, с которыми мы при этом сталкиваемся, попробую проиллюстрировать наглядно (рис. 1). Для простоты объяснения примем условно, что существуют три района боевых действий; в каждом из которых могут решаться три различные задачи: В группе боевого управления есть три специалиста по управлению силами, решающими соответствующую задачу, из которых комплектуется три подразделения ГБУ.

Профессиональная компетентность и штабная культура

До 1987 года была принята организация управления силами, исходящая из формирования их органов на принципе «управление по задачам» (рис. 2). Мы долго говорили, что «не так сидим». Нам столь же долго отвечали, что, мол, «как ни садитесь...».

Профессиональная компетентность и штабная культура

Наконец удалось доказать, что «пересесть» (управлять не по задачам, а по районам) все-таки разумнее. Так и сделали (рис. 3). Лучше смотрится, правда? Действительно, стало "лучше, но трудности остались: дело в том, что, ни силы, ни органы управления в мирное время (MB) не имеют в этом случае той организации, которую они должны иметь с переходом на военное время (ВВ). Это несоответствие (точнее, эту дезорганизацию!) можно (при тех же условиях) представить графически (рис. 4). Отсюда, видимо, понятно, что и организацию сил, и организацию органов управления нужно менять. Тогда сможем получить другую организацию (рис. 5). Получилась более стройная система.

Профессиональная компетентность и штабная культура

Таким может быть принципиальный подход к решению проблемы организационных структур сил и органов, управляющих ими. Естественно, что реальные трудности в этом вопросе значительно сложнее по своей внутренней сущности и взаимосвязям, .так как составных частей системы куда больше трех. Да и для достижения успеха необходимо боевые действия этих сил всесторонне обеспечить.

Профессиональная компетентность и штабная культура

Еще об одном вопросе хочу сказать. Как укомплектован современный штаб такими специалистами, как чертежники, секретчики и т. д.? Как оснащен техническими средствами (множительной техникой, микрокалькуляторами и т. п.)? Как снабжены операторы элементарными канцелярскими предметами первой необходимости (фломастерами, тушью, разноцветной бумагой и т. п.)? К великому сожалению, очень плохо. Пора наконец проявить более конкретную заботу о «мозге» армии и флота. Хватит прикрывать отсутствие в штабах самого элементарного общенародными трудностями, сокращением Вооруженных Сил и происками империализма. Чтобы реально повысить профессиональную компетентность, нужно профессионально и компетентно реорганизовать силы и их штабы, специально для службы в них готовить кадры, организовать работу и ее обеспечение. Тогда не замедлит проявить себя и штабная культура.

Шапошников Б. М. Воспоминания. -М.: Воениздат, 1974.- С. 425.

Военный энциклопедический словарь. - М: Воениздат, 1983.-С. 821.

Безусловно, поддерживая суждения ее автора о том, что в современном штабе может работать только человек, получивший специальное образование, я несколько смущен выводом: «...офицер штаба - это не только должность, но и профессия». Думается, что это больше красивая фраза, чем теоретическое положение, высказанное философом. Хотелось бы более уважительного отношения к тарминам. (См. Военная мысль - 1990-№ 6, -С. 57).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации