Проблемы формирования правовой культуры военнослужащих

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1990, стр. 49-52

Юридический всеобуч

Проблемы формирования правовой культуры военнослужащих

Полковник юстиции в отставке В. И. ШАНИН,

кандидат юридических наук

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ значение для эффективного формирования правовой культуры имеет последовательная реализация в правовоспитательной работе принципа нерушимости закона, точного его исполнения в действительности. Речь идет о достижении тесного взаимодействия юридической учебы, правовой пропаганды, с одной стороны, и воспитания практикой осуществления законов в служебной деятельности начальников, а также юридической практикой военных правоохранительных органов - с другой. Последовательное проведение в жизнь этого принципа - важнейшее и непременное условие действенности правового воспитания.

Гражданственность, уважение к закону, воинскому уставу, непримиримость к правонарушениям, активность в охране правопорядка можно воспитать только правдой жизни, не допуская ни малейшего отступления от правовых норм. На состоявшейся в сентябре прошлого года коллегии Министерства обороны отмечалось, что отдельные руководители занимают двойственную позицию, допускают разрыв между словом и делом. Призывая нести службу по уставам, сами же нарушают их требования. Указывают на приоритеты правовой подготовки (а это закреплено в нормативных правовых актах) и в то же время отрывают людей от занятий. Взывают к упорядочению рабочего дня офицера и тут же лишают его выходных (т. е. нарушают его права). Издают директивы, приказы и нередко выхолащивают их материальную, нравственную основу. Высказываются против огульного наказания офицеров по пресловутой «цепочке», но делают все наоборот. В частях, соединениях знают о подобных случаях и понимают, какой моральный ущерб наносят они военной службе, воспитанию, особенно молодежи.

В период культа личности, в годы застоя правовоспитательной работе уделялось мало внимания. Вопреки ленинским заветам значительные усилия были направлены на провозглашение правовых норм, а не на выполнение действующих законов. Перестройка расширила возможности для воспитания людей, их участия в революционных преобразованиях. Общепризнано, что армия - школа воспитания, дисциплинированности, гражданственности. Так оно и есть, но, к сожалению, не во всех армейских коллективах она стала таковой. Прежде всего это касается вопросов правового воспитания личного состава, воинских взаимоотношений. Ибо они в большей степени регламентируются нормами права, содержащимися в законах, уставах, военной присяге, нормативных актах министра обороны СССР.

Как же с наибольшей отдачей использовать воспитательный потенциал законов и уставов, правоприменительной и правоохранительной практики в армии и на флоте? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать специфику воздействия правовых норм на сознание и поведение военнослужащих. В правовых нормах определяется не только то, какое поведение признается дозволенным, желательным, одобряемым и защищаемым государством, но и, безусловно, то, какие поступки обязательны, необходимы в интересах службы или же запрещены, вредны, а потому порицаются обществом и государством и влекут применение мер юридической ответственности к виновным.

За период службы каждым военнослужащим приобретаются различные навыки: не только практические (поддержание должного правопорядка, воинской дисциплины, боевой готовности и т. п.), но и воспитательные. В этом мы убеждаемся, когда анализируем поведение военнослужащих, особенно молодых воинов. С каким интересом они впитывают все, что окружает их в новой обстановке. Естественно, что выводы они делают на основе сопоставления личных наблюдений, приобретенных на занятиях, собраниях, с той информацией, которую получили в процессе службы. Таким образом, у них складываются собственные представления о том, как действуют в реальной жизни нормы законов и уставов. И если в подразделении нет разрыва между требованиями правовых норм и действительностью, то у военнослужащего со временем вырабатываются, оттачиваются и приобретают степень зрелости такие качества, как уважение к воинскому правопорядку, дисциплинированность, исполнительность, сознательное повиновение командиру (начальнику), активность в борьбе с негативными явлениями, чувство ответственности за выполнение своего гражданского и воинского долга.

Большая роль в воспитании военнослужащих принадлежит деятельности командиров по применению правовых норм. Командир - единоначальник, осуществляющий свои служебные функции самостоятельно, творчески. Его властные веления, приказы должны строго соответствовать нормам права, сформулированным в законах, уставах и других государственных нормативных актах. Различные решения начальника (по жалобам, о поощрении или взыскании, изменении должностного положения, места службы, предоставлении жилья и т. п.) оказывают воздействие на сознание воинов. Во многих случаях именно через эти индивидуальные правовые акты, связанные с конкретной жизненной ситуацией и обращенные, как говорят юристы, к персонально-определенным субъектам, люди глубже, более эмоционально и предметно воспринимают смысл того или иного законоположения. Передовые командиры, начальники стремятся всесторонне, тщательно взвешивать свои действия по применению норм права, думают об их воспитательных последствиях, заботятся о том, чтобы они были фактически обоснованны, законны, справедливы, чтобы были созданы реальные условия для выполнения приказа не «любой ценой», а лишь средствами, которые соответствуют нормам законодательства и морали или по крайней мере не противоречили бы им.

Ныне вопросы утверждения в жизни справедливости, охраны прав граждан, защиты их личного достоинства и чести стали особенно злободневными, реакция на случаи отступления от этих принципов и правил заметно обострилась. Факты наказания «по цепочке», сгоряча, объявленные взыскания, сопровождавшиеся грубостью, унижением личного достоинства воина, случаи сокрытия проступков и даже преступлений, любые отступления от требования законов и уставов, норм морали, несомненно, наносят существенный ущерб и дисциплине, и делу воспитания личного состава.

Богатые воспитательные возможности заложены в практике реализации норм законодательства о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, воинов армии и флота. Привести в действие этот потенциал означает точно и неуклонно выполнять правовые требования как по существу заявления, жалобы, так и по соблюдению порядка, сроков их рассмотрения. Важно соблюдать принцип гласности в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение требований законов при рассмотрении жалоб военнослужащих или членов их семей, а также признанных виновными в преследовании за подачу в установленном порядке справедливой жалобы, за обоснованную критику. Немалое воспитательное воздействие оказывает на людей хорошо мотивированный, справедливый отказ в удовлетворении жалобы, не имеющей ни юридических, ни фактических оснований. Воспитывают и весьма эффективно факты разоблачения подачи жалобы в клеветнических целях, а также привлечения виновных в этом к юридической ответственности, обсуждения поведения таких лиц в воинском коллективе.

Все большее внимание в частях и на кораблях уделяется повышению воспитательного влияния воинских коллективов и различных общественных институтов по предупреждению проступков и преступлений. Участвуя в обсуждении проступка сослуживца, в выявлении причин правонарушения, военнослужащий на конкретных фактах убеждается в безусловной необходимости соблюдать законы и уставы, проникается чувством нетерпимости к антиобщественным поступкам, вырабатывает в себе бойцовские качества, мужество в борьбе за справедливость и порядок.

Сейчас, как никогда, стал актуальным вопрос о личном примере командира, руководителя в безупречном соблюдении законов, уставов, норм социалистического общежития. Общеизвестно, что никакие воспитательные усилия не дадут желаемого результата, если руководитель сам допускает нарушение принятых в обществе норм поведения. Его призывы к соблюдению дисциплины оказываются недейственными, а нередко вызывают и раздражение. Опыт подтверждает, что нельзя сформировать у других положительные качества, если не обладаешь ими сам.

Командиры и политработники умело используют воспитательные возможности юридической практики военных прокуратур и трибуналов, создают необходимые условия, чтобы максимально их реализовать. С большим вниманием личный состав воинского коллектива воспринимает сообщения военного прокурора, следователя о результатах расследования преступления, совершенного военнослужащим данного подразделения, части. Это не просто пропагандистское выступление, а разбор результатов практической деятельности органов следствия. Умелый, хорошо подготовленный разговор, диалог по конкретным фактам из жизни коллектива, близким, понятным, эмоционально переживаемым, оставляет заметный след в сознании людей, благотворно сказывается на их поведении, повышает активность воинов в предупреждении негативных явлений.

Не меньшее воспитательное значение имеет практика разбора результатов прокурорских проверок на служебных совещаниях, собраниях о выявленных нарушениях социалистической законности в деятельности начальников, о причинах таких явлений. Известно, что отрицательный опыт тоже учит, воспитывает, если правильно отнестись к его осмыслению, сделать надлежащие выводы, помогающие повышать правовую культуру, строже и более ответственно подходить к соблюдению законов и уставов.

Большое значение командиры и политработники придают работе по усилению воспитательного эффекта судебного процесса военного трибунала, проводимого в воинской части, на корабле, в присутствии личного состава, персонально неся ответственность за организацию и политическое обеспечение, за подготовку и проведение в жизнь мероприятий, связанных с этим процессом. Эта работа проводится в соответствии с планом, составленным военными юристами совместно с заместителем командира по политической части и утвержденным командиром воинской части (корабля). Важно сделать все возможное, чтобы судебный процесс стал, по сути дела, своеобразной школой воспитания высокой гражданской ответственности, правовой культуры, утверждения в сознании личного состава незыблемого соблюдения принципов социалистической законности и воинской дисциплины. В целях усиления воспитательного воздействия приговоры судов нередко объявляются в приказах командования, что способствует эффективности воспитательной работы. Хорошо организованный юридический всеобуч всех категорий личного состава, должное правовое воспитание в сочетании с общими факторами воздействия на сознание и поведение людей (социалистический образ жизни, уклад воинской деятельности и быта, целенаправленная учеба, партийно-политическая работа) обеспечивают формирование правовой культуры военнослужащего. Она представляет совокупность социально полезных качеств личности и включает необходимые для каждой категории личного состава правовые знания, умения, навыки, высокую гражданственность, уважительное отношение к советским законам, воинским уставам, правилам социалистического общежития, убежденность в необходимости сознательного исполнения правовых предписаний государства, непримиримость к правонарушениям, готовность и способность на деле встать на защиту правопорядка, прав и законных интересов граждан.

Показателем уровня правовой культуры военнослужащих служат не только и не столько слова, выступления на занятиях и собраниях, сколько фактическое выполнение ими служебных и общественных функций, те их поступки, в которых реально воплощаются юридические знания, умения и навыки, степень правовой воспитанности.

Окончание. См.: Военная мысль. - 1990. - № 4.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации