Мировой океан и проблемы экологической безопасности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1990, стр. 9-13

Новое мышление в военном деле

Мировой океан и проблемы экологической безопасности

Полковник юстиции В. П. КИРИЛЕНКО,

доктор юридических наук, доцент

«Даже целое общество, нация и даже все одновременно существующие общества, взятые вместе, не есть собственники земли. Они лишь ее владельцы, пользующиеся ею, и... они должны оставить ее улучшенной последующим поколениям».

К. Маркс

ПРОБЛЕМА экологической безопасности в настоящее время по значимости и остроте выходит на уровень таких проблем, как разоружение, урегулирование региональных конфликтов и кризисных ситуаций. За последние сто лет почти в полтора раза увеличилось содержание углекислого газа в атмосфере. В разработанной Международным союзом природы и природных ресурсов программе «Всемирная стратегия охраны природы» приводятся следующие показатели ущерба, уже причиненного биосфере планеты и Мировому океану: уничтожено 40 проц. влажных тропических лесов, представляющих собой самые богатые ресурсами элементы окружающей среды, оставшаяся их часть выкорчевывается и выжигается со скоростью 20 га/мин; под угрозой распространения пустыни находятся 19 проц. суши (площадью 30 млн. кв. км ), т. е. почти столько же, сколько занимают на земле существующие пустыни; деградация засушливых ландшафтов идет со скоростью 44 га/мин; прибрежные зоны и мелководные районы морей и океанов, служащие источником воспроизводства 2/3 всех мировых запасов рыбы, разрушаются такими же темпами в результате добычи в них песка; и гальки, захоронений отходов и сброса загрязняющих веществ; на грани исчезновения находится более тысячи видов позвоночных животных и более 25 тыс. видов растений.

Беспрецедентное загрязнение Мирового океана приводит к сокращению воспроизводства биологических ресурсов и изменению климата. По оценке специалистов, в Мировой океан ежегодно попадает до 30 млн. т нефти и нефтепродуктов, 50 тыс. т пестицидов, 5 тыс. т ртути, 6 млн. т фосфора, свыше 2 млн. т свинца и огромное количество других вредных для морской среды веществ и материалов. Все больше и больше появляется в океане безжизненных участков. Изменение химического состава и физических характеристик морской воды сопровождается сокращением видового разнообразия морских биоресурсов и снижением (на 15-25 проц.) биопродуктивности Мирового океана.

Экологическая угроза Мировому океану поставила перед международным сообществом задачу принятия срочных мер по спасению среды своего обитания. Их особенностью является то, что ни одно государство в отдельности даже при помощи самых строгих мер не способно справиться с экологической угрозой. Отсюда необходимость международного сотрудничества, разработки комплекса срочных мер по обеспечению международной экологической безопасности, принятия оптимальной экологической стратегии, включающей концепцию и программу совместных действий всех стран.

Международная экологическая безопасность предполагает такое состояние международных отношений, при котором обеспечиваются сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды. За последние годы международным сообществом предпринят ряд конструктивных мер в выработке экологической стратегии государств на ближайшее время. Особо следует отметить роль Советского Союза в разработке концепции экологической безопасности, которая исходит из того, что сохранение природы - это важнейшая часть построения системы глобальной безопасности. Взаимосвязь экологической и всеобщей международной безопасности убедительно показана в статье М. С. Горбачева «Реальность и гарантии безопасного мира» и в его выступлении в Мурманске 1 октября 1987 года, которые легли в основу Обращения Советского Союза к парламентариям государств Северной Европы, США и Канады.

Важно отметить и разработанную государствами - участниками Варшавского Договора программу немедленных действий по обеспечению экологической безопасности на основе самого широкого и открытого международного сотрудничества. Эта программа служит примером нового экологического мышления в международной политике. Среди мер по урегулированию экологических проблем: проведение в рамках ООН в 1992 году международной конференции по охране окружающей среды; созыв общеевропейского совещания министров, отвечающих за охрану окружающей среды, и разработка программы совместных действий по сохранению, рациональному использованию, воспроизводству и повышению качества окружающей среды; предложение СССР о создании центра срочной экологической помощи и международной космической лаборатории или пилотируемой орбитальной станции для контроля за состоянием природы (такой экологический модуль СССР предполагает запустить в 1991 или 1992 году и состыковать его с орбитальной станцией «Мир»); предложение СССР о проведении совместных с Федеративной Республикой Германии исследований по общим проблемам водных экосистем, в частности рек Волги и Рейна, а также о создании Байкальского международного экологического центра фундаментальных исследований и др.

В рамках специализированных учреждений ООН, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Европейской экологической комиссии осуществляются различные программы по конкретным аспектам природоохранительной деятельности. В ЮНЕП зарегистрировано 140 международных природоохранительных соглашений, относящихся к защите атмосферы, предотвращению загрязнения морей и океанов, ограничению использования химических веществ, сохранению различных экосистем, флоры и фауны.

Международное экологическое сотрудничество не только выступает как необходимое условие оптимизации окружающей среды, но и является важным фактором ослабления международной напряженности, ограничения гонки вооружений. Причем для обеспечения всеобщей экологической безопасности было бы целесообразно принятие Международного договора о принципах экологической безопасности, создание постоянно действующего специального органа в ООН, наделенного особыми полномочиями (по типу Совета Безопасности ООН), а также разработка новых межгосударственных соглашений, направленных на повышение эффективности борьбы с нарушениями экологического равновесия.

Международным сообществом все решительнее принимаются меры к закреплению в юридически обязательной форме положений, призванных обеспечить экологическую безопасность человечества. Важнейшие из международных соглашений в области экологической безопасности приведены в приложении 1.

Трудно переоценить значение и универсальных соглашений государств по охране Мирового океана от загрязнения, основные из которых даны в приложении 2.

Действующие нормы международного права предписывают государствам строго выполнять согласованные ими обязательства, в том числе и в сфере военной деятельности в мирное время, не наносить ущерб морским экосистемам других суверенных государств. Так, ст. 236 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года устанавливает обязанность всех государств принимать надлежащие меры, чтобы военные корабли, военно-вспомогательные и другие государственные суда или летательные аппараты, используемые для правительственной некоммерческой службы, действовали согласно требованиям конвенции, т. е. не загрязняли морскую среду. При этом конвенцией предусмотрено, что такие меры не должны наносить ущерба эксплуатационным возможностям кораблей и судов, а сами корабли и суда должны действовать совместимым с требованиями конвенции образом в той степени, в какой это целесообразно и практически возможно. Эти условия существенно важны Для понимания особого положения военного мореплавания среди других видов морской деятельности в том, что касается защиты и сохранения морской среды.

Очевидно, что для обеспечения экологической безопасности нужны не только взаимосогласованные международные меры государств, но и эффективные действия на национальном уровне.

К примеру, в законодательстве СССР предусмотрена уголовная ответственность за загрязнение внутренних морских и территориальных вод, а также открытого моря. Подобные действия влекут уголовную ответственность виновных лиц в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительные работы на тот же срок, или штраф до 15 тыс. руб. При причинении существенного вреда здоровью людей или живым ресурсам моря виновные лица наказываются лишением свободы на срок до пяти лет или штрафом до 25 тыс. руб. Сокрытие фактов захоронения вредных веществ с советских судов и иных плавучих средств в открытом море наказывается исправительными работами аа срок до одного года или штрафом до 500 руб. Предусмотрено уголовное наказание и За непринятие в зоне безопасности на континентальном шельфе СССР мер по защите живых ресурсов моря от вредоносных отходов (лишение свободы на срок до одного года и штраф до ГО тыс. руб., или лишение свободы на срок до одного года, или штраф до 10 тыс. руб.). Среди приоритетных национальных мер можно выделить следующие: разработку комплексной экологической программы и принятие соответствующего закона, например Закона СССР об экологической безопасности; проведение обязательной экологической экспертизы всей новой техники, технологии и материалов, а также проектов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение различных народнохозяйственных объектов; полное прекращение сброса загрязненных сточных вод во все водные бассейны страны, включая подземные; принятие дополнительных мер по защите Мирового океана от загрязнения из любых источников, находящихся на суше; разработку нормативных актов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства об охране природы и устранению причин и условий, им способствующих. К тому же Академия наук СССР разрабатывает программу фундаментальных биосферных и экологических исследований на период до 2015 года.

В рамках комиссии «Мир океанам» при Советском комитете защиты мира создан Совет по морской экологии, призванный консолидировать усилия экологической общественности, направленные на оздоровление и прекращение загрязнения окружающей среды, а также устанавливать и развивать связи с зарубежными экологическими движениями.

Совершенствование международно-правового регулирования деятельности Военно-Морского Флота в мирное время с учетом обеспечения экологического равновесия в Мировом океане и государственных интересов Советского Союза предполагает практическое решение следующих задач: изучение долговременных тенденций в области охраны природных экосистем в различных районах Мирового океана; проведение исследований по выработке средств защиты живых организмов и различных элементов биосферы от электромагнитных и акустических волн; разработка средств защиты личного состава и населения СССР от различных токсичных вредных веществ, возникающих в процессе эксплуатации военной техники и испытания средств вооруженной борьбы; принятие новых правовых норм в целях защиты личного состава от вредных последствий нарушений экологического равновесия; приведение в соответствие с действующим законодательством СССР в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов всех воинских руководящих документов по соблюдению экологических требований; повышение эффективности контроля в области охраны природных экосистем путем усиления роли специальных служб Министерства обороны СССР (например, инспекции Министерства обороны по охране окружающей природной среды, групп охраны природы во всех видах Вооруженных Сил СССР и др.); выработка дополнительных мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства об охране природы и устранению причин и условий, им способствующих (в частности, специальных наставлений применительно к каждому виду Вооруженных Сил СССР).

Представляется целесообразным в курсы правовых дисциплин, преподавание которых начнется в этом году в академиях («Военное право»), училищах («Основы советского права»), включить специальный раздел: «Проблемы экологической безопасности в деятельности Вооруженных Сил».

Первостепенное значение приобретает и задача формирования у военнослужащих нового экологического сознания. Академик Д. С. Лихачев справедливо подчеркнул, что экология - не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действовать. Приказами отношение к природе изменить нельзя. Создание системы коллективной экологической безопасности стало в современных условиях объективной необходимостью для обеспечения дальнейшего развития цивилизации на планете. Воля советского народа, его верховного законодательного органа однозначно изложена в решении первого Съезда народных депутатов Советского Союза.

Преступно истощать мировую экономику гонкой вооружений и пренебрегать заботой о сохранении среды обитания человека. Какие бы барьеры нас ни разделяли, все мы дети матери-Земли, у нас одна общая судьба. Именно нынешнему поколению предстоит решать: быть или не быть человечеству на планете.

Приложение 1

Международные соглашения по экологической безопасности

Договор об Антарктике (1959 года), предусматривающий запрет на проведение к югу от 60-й параллели южной широты военных маневров, а также любых мероприятий военного характера, в том числе испытаний любых видов ядерного оружия и захоронения в этом районе радиоактивных материалов.

Договор (1963 года) о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в соответствии с которым недопустимым и противоправным является проведение любых ядерных взрывов в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, а также под водой, включая территориальные воды и открытое море, и в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределы территориальных границ государств, под юрисдикцией или контролем которого он проводится.

Договор (1967 года) о принципах деятельности государства по исследованию и использованию космического) пространства, включая Луну и другие небесные тела, которым закреплены обязательства государств осуществлять изучение и исследование космического пространства таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения.

Договор (1974 года) между СССР и США об ограничении (не свыше 150 Кт) подземных взрывов ядерного оружия; Договор (1971 года), которым запрещено устанавливать и размещать на дне морей, и океанов и в его недрах за внешним пределом 12-мильной зоны морского дна какое-либо ядерное оружие или другие виды оружия массового уничтожения.

Конвенция (1977 года) о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

Конвенция (1972 года) о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Конвенция (1985 года) об охране озонного слоя и Монреальский протокол к ней, содержащий конкретные обязательства государств по сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ, прежде всего хлористых фторуглеродов и др.

Примечание: Полные тексты указанных соглашений опубликованы в сборнике документов «Советский Союз в борьбе за разоружение». - М.: Политиздат, 1977.

Приложение 2

Международные соглашения по охране Мирового океана

Конвенция об открытом море (1958 года), которая содержит запрещающую норму о нефтяном и радиоактивном загрязнении морских экосистем.

Конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью (1969 года) и Протокол (1973 года), распространяющий действие этой конвенции на иные вредные вещества. В частности, предусмотрено право прибрежных государств на применение в открытом море любых мер, включая уничтожение аварийного судна (Имеются в виду суда, не пользующиеся иммунитетом), его груза, установок или устройств, используемых для исследования и эксплуатации морских ресурсов, в случае опасности загрязнения нефтью или другими вредными веществами акваторий государств - участников конвенции. В соответствии с положениями этой конвенции был взорван французскими военно-морскими силами американский танкер «Амоко Кадис», потерпевший в 1978 году аварию у полуострова Бретань.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря (1972 года) сбросами отходов и других материалов предусматривает запрет на любое затопление судов, самолетов, платформ или других искусственных сооружений, находящихся в море; преднамеренный сброс в морскую среду особо опасных отходов, содержащих, в частности, радиоактивные вещества, органогалогенные компоненты, ртуть, кадмий, нефть и нефтепродукты, устойчивые пластики и другие синтетические материалы.

Конвенция (1973-1978 годов) по предотвращению загрязнения с судов распространяется не только на преднамеренный, но и случайный сброс нефти и других вредных веществ с судов, стационарных и плавучих платформ. Конвенцией запрещен сброс ядовитых жидких веществ (за исключением радиоактивных) в пределах 12 миль от ближайшего берега и в особых районах, которыми названы районы Балтийского и Черного морей. Регламентированы и определенные максимальные расстояния от берега (от 12 до 25 миль), где допускается сброс всех основных видов мусора (пищевых отходов, ветоши, стекла и др.). Участникам конвенции запрещен сброс всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Особо предусмотрено, что в пределах от 4 до 12 миль от берега сточные воды перед сбросом должны быть продезинфицированы, содержащиеся в них твердые вещества измельчены.

Конвенция по морскому праву (1982 года), которая содержит нормы, устанавливающие противоправность загрязнения морских экосистем из различных источников (морских, наземных и атмосферных). Помимо универсальных, заключен целый ряд региональных соглашений, содержащих предписания, устанавливающие запрет на загрязнение морских экосистем определенных районов Мирового океана.

Примечание: Полный текст указанных документов опубликован в следующих изданиях: Горшков Г. С, Мелков Г. М. - Предотвращение загрязнения морской среды: Справочник.- М.: Воениздат, 1979; Международная конвенция по морскому праву 1982 г. - М.: Воениздат, 1985.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации