КПСС - авангардная и консолидирующая сила в перестройке

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1990, стр. 2-8

Навстречу XXVHI съезду КПСС

КПСС - авангардная и консолидирующая сила в перестройке

Генерал-майор В. В. ТРУШИН

ГЛУБОКИЙ резонанс в общественном сознании вызывает сегодня вопрос о месте и роли партии в обществе. Возрастание критического отношения к работе партийных органов и организаций, коммунистов прежде всего обусловлено тем, что именно с деятельностью партии советские люди связывают свои надежды на успех перестройки, улучшение жизни, так как от нее в огромной степени зависит достижение качественно нового состояния общества. Готовясь к XXVIII съезду, КПСС вступила на путь радикального обновления. В партийных организациях страны, Советских Вооруженных Силах идут предсъездовские дискуссии на базе проектов политической Платформы, выработанной февральским (1990 года) Пленумом ЦК КПСС, и Устава КПСС, принятого для обсуждения мартовским (1990 года) Пленумом ЦК КПСС. В контексте интенсивно идущего сейчас поиска ответов на эти остроактуальные вопросы представляется целесообразным, во-первых, аргументировать объективную необходимость авангардной роли КПСС на этапе углубления перестройки, во-вторых, раскрыть направления обновления деятельности партии по осуществлению политического руководства обществом. Эти два момента и определяют в основном содержание настоящей статьи.

* * *

Руководящая роль Коммунистической партии в классовой борьбе пролетариата с буржуазией, социалистической революции и строительстве социализма была глубоко обоснована классиками марксизма-ленинизма. В частности, В. И. Ленин, предвидя трудности борьбы за построение нового общества, указывал: «Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно» (Поля, собр. соч., т. 41, с. 27).

Жизнь подтвердила правильность этого прогноза. Путь, пройденный советским народом после победы Октября, был непростым, подчас трагическим. Однако вопреки произволу, репрессиям, попранию принципов социализма партия руководила страной, вела народ по пути социалистического созидания. Именно партия Ленина возглавила революцию, именно ее политика гарантировала социальное и национальное освобождение трудящихся. Под ее руководством было образовано первое в мире многонациональное Советское государство равноправных и действующих ради общей цели народов, достигнуты победы на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн, создан надежный оборонный потенциал, обеспечен экономический и духовный прогресс СССР, за короткий исторический срок превратившегося в великую державу, в которой заложены основы социалистической цивилизации.

Нельзя не считаться и с тем, что в непростых условиях, складывающихся по объективным и субъективным причинам, миллионы коммунистов честно выполняют свой партийный, гражданский и служебный долг, делают все возможное для развития страны, укрепления ее обороноспособности. Именно в партии сформировались силы, оказавшиеся способными после марта 1985 года совершить крутой поворот в политике, вывести страну на путь обновления.

В то же время нельзя не признать и тот факт, что партия не всегда была на высоте стоящих задач, она (не только ее прежние руководители) несет ответственность и за нынешний кризис в обществе, и за все трагические страницы истории СССР. Критика партии в значительной мере обоснованна: имеются просчеты в экономической политике, сбои в ее реализации. Не потерял актуальность вывод XIX Всесоюзной партконференции о том, что выработанные меры по демократизации общественной жизни нередко парализуются бюрократическими действиями государственных и хозяйственных органов, пассивностью многих партийных и советских организаций. Трудно идет перестройка идеологической работы. Одна из самых существенных причин этого коренится в отставании демократизации партии от подобных процессов в обществе. В связи с этим закономерно встает вопрос: почему КПСС с ее огромным опытом, революционными, демократическими традициями не сумела воспрепятствовать деформациям, связанным с культом личности, не смогла предотвратить застой?

Думается, что это обусловливается серьезными отступлениями от ленинских принципов партийного строительства и норм партийной жизни, отсутствием надежных гарантий их реализации, игнорированием имеющих непреходящее значение идей В. И. Ленина о роли и характере политического руководства, формах и методах его осуществления. Здесь, видимо, можно выделить ряд факторов, негативно повлиявших на уровень руководства и авторитет партии.

Одним из них явилось нарушение важнейшего принципа партийного строительства - демократического централизма, который в значительной степени был подменен централизмом бюрократическим. Это привело к постепенной утрате многих демократических традиций большевизма - атмосферы партийного товарищества, равенства всех членов партии перед Уставом. Коммунисты потеряли влияние на деятельность партийного аппарата, выработку политической стратегии и тактики. Постепенно ослабилась роль выборных органов: реальная власть фактически перешла от партийной массы к функционерам, а зачастую - к аппарату, роль которого непомерно возросла. В армии и на флоте это проявилось в стремлении «командовать» парторганизациями, регламентировать их работу сверху донизу (вплоть до рекомендации повесток партсобраний). В результате некоторые из них стали утрачивать боевитость, не смогли противостоять ослаблению дисциплины, протекционизму в кадровой работе и т. п.

Утвердившаяся с 30-х годов командно-административная система привела к тому, что Коммунистическая партия превратилась в одну из структур государственного управления. Партийные комитеты на местах, политоргавы армии и флота, принимая на себя оперативно-распорядительные функции, все больше втягивались в решение управленческих задач. В результате ослабился политический характер партийного руководства, снизилось внимание к вопросам идеологической работы, внутрипартийной жизни, национальных отношений, удовлетворения духовных и материальных потребностей людей, доверие которых к партии постепенно девальвировалось.

Негативно сказалось на авторитете партии и качественное ухудшение состава ее рядов, связанное с эскалацией количественного роста. КПСС выросла до 20 млн. человек и стала по отношению к населению страны одной из самых больших политических партий в мире. Это, естественно, не могло не привести к засорению ее рядов, в частности, людьми, устремившимися в КПСС из карьеристских соображений, не без основания считающих, что партбилет станет для них своеобразной путевкой к власти, «к портфелю». Стоит ли удивляться закономерному в таких случаях «грехопадению» немалого числа партийных, хозяйственных да и некоторых военных руководителей, в результате чего нравственный облик чистого и честного партийца значительно потускнел.

На снижение авторитета партии «работал» и тот политический комфорт, в котором она длительное время функционировала. Отдельные товарищи из числа командно-политического состава армии и флота, действуя исключительно командным методом, отучились работать с людьми, убеждать их, дискутировать, формировать общественное мнение. Поэтому не случайно в новой социально-политической ситуации определенная их часть стала терпеть поражения в ходе выборных кампаний, на митингах и дискуссиях.

На авторитете партии негативно отразилось и нарушение ее связи с массами. В сознании значительной части коммунистов утвердилось представление о том, что масса - лишь объект партийного воздействия, а не субъект исторического творчества. Из практики все чаще стали уходить такие действенные средства работы, как консультация, полемика, политический диалог, уступая место монологу. Это было характерно и для многих армейских и флотских парторганизаций, полит-органов, коммунистов.

Не способствовал укреплению авторитета партии и застой в развитии теоретической мысли. Обществоведческая наука как революционно-критическое знание стала подменяться комментаторством принятых политических решений, констатацией успехов при забвении объективно действующих социальных противоречий развивающейся формации. Это не могло не сказаться и на результатах идеологической, массово-политической работы с трудящимися, воинами армии и флота. Произошел заметный крен в направлении увеличения количества мероприятий, в ущерб качеству, что негативно отразилось на интересе личного состава к политической подготовке. Некоторые коммунисты, в том числе руководящего звена, поддавшись ложному чувству всезнания, ослабили заботу о своем идейно-теоретическом росте, что также снизило уровень партийного руководства.

Таким образом, в жизни партии нарастали противоречия: между ростом численности КПСС и снижением эффективности партийного влияния, политическим характером партийного руководства и практикой командования (администрированием), между критической природой авангарда и удовлетворенностью достигнутым, приукрашиванием истинного положения дел, нетерпимостью к критике. Глубоки последствия обострения этих противоречий: многие парторганизации, в том числе в армии и на флоте, и сейчас еще серьезно отстают от перестроечных процессов, выжидают, проявляют нерешительность в борьбе со старым, в освоении новых форм и методов деятельности. И в этом одна из главных причин того, что процессы перестройки как в обществе, так и в Вооруженных Силах идут сложно.

Такова реальная ситуация, анализ которой неизбежно приводит к выводу о справедливости критики в адрес партии. Однако критика.и критиканство - явления полярные. Есть конструктивная критика, в основе которой лежит искренняя заинтересованность в повышении авторитета КПСС, ее авангардной роли и практического лидерства, а есть другая, несущая в себе деструктивный заряд. Ее представители утверждают, что партия полностью «исчерпала потенциал своей руководящей силы» и в современных условиях необходимость в партийном руководстве отпала. Они все громче требуют, чтобы КПСС «дала порулить» другим политическим силам. Идя в фарватере этой критической кампании, кое-кто из «друзей перестройки» требует и упразднения политорга-нов в армии и на флоте.

Что можно сказать по этому поводу? Руководство Коммунистической партии советским обществом объективно обусловлено характером и природой перестроечных процессов. Она не претендует на монополию власти, признает необходимость политического плюрализма, сотрудничество со всеми другими общественно-политическими объединениями. Вместе с тем, во-первых, в Советском Союзе даже в условиях многопартийности, видимо, не будет другой политической силы, кроме ;КПСС, которая могла бы на научных основах выработать стратегию развития общества и тактику действий, сформулировать политику, отвечающую интересам всего советского народа, задачам преобразования социализма, и трансформировать ее во все сферы общественной жизни.

Во-вторых, только партия в состоянии гарантировать классовое, социалистическое содержание осуществляемых в стране преобразований. Это особенно важно сейчас, когда требуется определить, какие ценности, новшества, входящие в нашу жизнь, следует считать социалистическими, а какие - неприемлемыми для социализма, когда нужно отобрать и поставить на вооружение общества то, что служит перестройке, продвигает нас по пути социализма, а не к каким-то «заемным» целям, к которым нас пытаются толкать различного рода экстремистские элементы-.

В-третьих, в условиях перехода к политическому плюрализму мнений только КПСС может защитить перестройку от нападок, осуществить предельно широкую и глубокую интеграцию общества, консолидацию народа на основе принципов социализма, без чего невозможно решить историческую задачу выхода Советского Союза на качественно новый уровень развития.

В-четвертых, интернационалистическая по своему характеру и идеологии, партия в обстановке все более откровенного проявления в сфере межнациональных отношений, сепаратистских тенденций может «соединить,- как отмечал М. С. Горбачев на декабрьском (1989 года) Пленуме ЦК КПСС,- в единое целое энергию и усилия советских коммунистов разных национальностей и укрепить тем самым наш свободный добровольный союз на здоровой и прочной основе...».

В-пятых, только партия способна возглавить процесс формирования в обществе социалистического сознания на базе обновленной идеологии и обеспечить необходимую политическую и нравственную обстановку, морально-психологическую атмосферу в стране.

Наконец, партия осуществляет политическое руководство Советскими Вооруженными Силами, придает армии идейную направленность, социальную качественную определенность и обеспечивает ее крепкий моральный дух путем проведения в войсках партийно-политической работы («оружия особого рода») через систему политорганов и первичных партийных организаций.

В последнее время все чаще раздаются голоса (на митингах «неформалов» да и в печати) о немедленном упразднении политорганов. Требования отдельных деструктивных элементов (чаще всего антисоциалистического толка) напрямую связываются с идеей деполитизации армии. Все разговоры о «политическом нейтрализме» армии, ее «надклассовом и общенациональном характере» являются ничем иным, как попыткой ослабить или свести на нет влияние КПСС в Вооруженных Силах, создать определенные условия для захвата политической власти в стране. Лозунг деполитизации армии стал козырной картой тех, кто, рядясь в тогу защитника демократии, пытается духовно разоружить военнослужащих, изменить направленность формирования морально-политического духа личного состава, сменить его политических наставников и тем самым нанести неприемлемый ущерб позициям партии и социализма в нашем обществе.

Пока КПСС остается правящей, реорганизовывать механизм ее влияния в Вооруженных Силах, наверное, преждевременно и нецелесообразно. Роспуск же парторганизаций, безусловно, повлечет за собой труднопрогнозируемые процессы в настроении офицерского состава, на три четверти состоящего из коммунистов. Политорганы, партийные организации в армии и на флоте существовали и до принятия 6-й статьи Конституции СССР. Они могут успешно выполнять свои функции и в условиях многопартийности. Партия, являясь правящей, имея мандат доверия от народа, должна постоянно влиять на Вооруженные Силы через свои политические органы и первичные партийные организации. Следует также добавить, что политорганы как отлаженная и сложившаяся политическая система наиболее полно сочетают в себе и партийные, и политико-административные функции, обеспечивают единство политического и военного руководства всеми звеньями армии и флота. А такие выборные органы при них, как партийные комиссии, надежно защищают каждого военного коммуниста от произвола.

Сохраняя существующую структуру политорганов, необходимо интенсивнее вести их перестройку, активнее демократизировать внутреннюю жизнь, содержание и методы их деятельности на основе Платформы ЦК 'КПСС к XXVIII съезду партии и нового Устава. Эта работа сейчас ведется в контексте разрабатываемой военной реформы.

Объективная обусловленность партийного руководства (в этом заключается ключевой момент нового подхода к вопросу о роли партии) совсем не означает, что лицензия на руководство выдана ей «свыше» и на вечные времена. Право на руководство обществом партия должна утверждать, завоевывать, подтверждать каждодневно. Сегодня это связано с разрешением противоречия между должным и сущим, т. е. между объективной необходимостью партийного руководства и ослаблением авторитета партии, ее отставанием от перестройки в обществе. В полной мере сказанное относится и к политорганам армии и флота.

* * *

Каковы же пути перестройки и обновления КПСС? Думается, что в самом общем плане это - полное возрождение ленинской концепции партии как политического, идейного и нравственного авангарда рабочего класса, всех трудящихся с учетом современных условий. Суть этой концепции в том, чтобы на основе развития революционной теории, широкой внутрипартийной демократии и высокой организованности, тесной связи с массами, ленинской методологии политической деятельности разрабатывать научно обоснованную политику и, опираясь на коммунистов, претворять ее в жизнь.

Функционально КПСС, располагая огромным теоретическим и кадровым потенциалом, опираясь на марксистско-ленинское учение, обеспечивает теоретическую разработку важнейших вопросов развития страны, главных и узловых направлений внутренней, внешней и оборонной политики; вырабатывает идеологию перестройки, социалистического обновления, вооружает общество надежными политическими и идеологическими ориентирами; через идеологическую, политическую и организаторскую работу в массах дает правильное социалистическое направление движению вперед всего многонационального общества; проводит в жизнь кадровую политику, обеспечивая рациональную расстановку кадров через демократические механизмы преобразованной политической системы.

Успешная реализация этих функций во многом определяется перестройкой деятельности самой партии, главным направлением которой являются демократизация внутрипартийной жизни, утверждение власти партийной массы. Задача здесь состоит прежде всего в том, чтобы в полной мере воплотить в жизнь принцип демократического централизма в ленинском понимании, который предполагает сочетание свободы мнения и единства действий. При этом следует подчеркнуть: единство коммунистов по принципиальным вопросам не отменяет разнообразия подходов к решению стоящих перед парторганизациями задач, ибо единство отнюдь не является синонимом единогласия. Борьба мнений, дискуссии, свободное, деловое обсуждение насущных проблем должны стать нормой внутрипартийной жизни. Это позволяет партии выявлять и познавать специфические интересы социальных общностей людей, использовать их баланс для интеграции различных интересов, осуществлять поиск лучших вариантов решения тех или иных задач.

Метод внутрипартийных дискуссий и есть тот демократический модуль, который открывает широкие возможности излагать различные точки зрения. Главное, чтобы они были конструктивными, помогали консолидировать партийные силы на позициях перестройки, а не подрывали организационные основы партии, единство действий коммунистов при выполнении принятых решений.

Конечно, дискуссии могут продолжаться и после принятия решения. Оставшимся в меньшинстве коммунистам нужно предоставлять возможность отстаивать свое мнение, критиковать и оспаривать принятое решение. Однако легализация этого не означает, что меньшинство может устраивать свои особые собрания для выработки плана действий против большинства, создавать организационно оформленные фракции с претензией на самостоятельность и обособленность. П а р ти я не сможет выполнять свою руководящую роль, если станет клубом борющихся фракций.

Демократизация партийной жизни ведет к полному восстановлению верховенства выборных партийных органов, которые должны стать по-настоящему полноправными руководящими коллегиями партии. Необходимо сделать нормой и регулярное проведение отчетов исполнительных органов, а применительно к Вооруженным Силам заслуживают поддержки регулярные отчеты политорганов перед коммунистами. Последние будут способствовать повышению ответственности за результаты партийно-политической работы, обеспечению равной ответственности армейских и флотских коммунистов независимо от занимаемого положения перед партийной организацией, усилению демократических начал в партполитработе.

Демократизация партийной жизни требует расширения открытости и гласности в деятельности партийных органов. Это предполагает всестороннюю информированность коммунистов, всего личного состава о работе политорганов; открытость партийных собраний и свободное обсуждение вопросов партийной жизни, ключевых проблем боевой подготовки; внимательный подход к рассмотрению критических замечаний, предложений воинов и т. д.

Особое значение для демократизации партийной жизни имеет совершенствование механизма выборности в партии. Это связано с ограничением сроков пребывания на выборных должностях, предоставлением права коммунистам отзывать в любое время с этих должностей партийных руководителей, потерявших их доверие; с частичным регулярным обновлением состава выборных парторганов; с демократизацией самого процесса выборов (включение в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов, широкое обсуждение кандидатур и тайное голосование). Большой интерес в армии и на флоте вызвал Проект порядка избрания делегатов на XXVIII съезд КПСС. Военные коммунисты в основном поддержали порядок избрания делегатов от Вооруженных Сил непосредственно на партконференциях военных округов, групп войск, флотов, объединений, а в группах войск- на партконференциях войсковых соединений.

Демократизация предполагает повышение роли первичных парторганизаций как боевых проводников политики партии в трудовых и воинских коллективах. В этом плане необходимо покончить с мелочной регламентацией и опекой их деятельности, с навязыванием сверху повесток собраний и т. д. Они должны сами определять формы обсуждения и способы действий по выполнению решений вышестоящих органов.

В рамках демократизации партийной жизни требуется пересмотреть и практику формирования состава партии. В частности, предлагается сократить множественность инстанций, в которых рассматриваются вопросы приема, подумать над тем, до каких пределов может расти партия количественно? Здесь уместно привести слова В. И. Ленина о том, что «число членов организации не должно подниматься свыше определенного минимума для того, чтобы влияние ее на массу было широко и устойчиво» (Поли. собр. соч., т. 22, с. 210).

Открытости партии, укреплению ее рядов послужит закрепление в Уставе нового порядка приема в КПСС, обеспечивающего, с одной стороны, широкую его демократизацию, а с другой - повышение требований к вступающим. Речь идет об отказе от механического регулирования партийного пополнения, о значительном упрощении процедур приема в партию, об опоре на мнение трудового коллектива, беспартийных.

Многие коммунисты предлагают упразднить институт кандидатов в члены партии, который во многом носит формальный характер и только растягивает срок вхождения молодых коммунистов в активную партийную жизнь. Высказывается мнение о перенесении всей работы по приему новых членов в первичную парторганизацию (за райкомами и горкомами партии останутся функции партийного учета и общеполитического руководства этим процессом). В современных условиях, когда пребывание в партии не сулит личных выгод и потому в нее ослаб напор карьеристских элементов, отпадает нужда в дополнительных фильтрах. В пользу этого говорит и проводимый сейчас эксперимент по приему кандидатов в члены партии.

Важным направлением перестройки деятельности партии является обновление ее кадровой политики. Воспитание и расстановка кадров относятся к числу функций политического руководства. Без права расставлять кадры на ключевых постах нет руководства. Поэтому, отказываясь от формально-номенклатурного подхода к подбору кадров, от принципа, предусматривающего предпочтительное право коммуниста на занятие любого руководящего поста, партия не должна ослаблять внимания к кадровой работе. В этом плане важными проблемами, которые решает КПСС, например, в армии, являются повышение компетентности, деловитости и ответственности командно-политических кадров за порученный участок воинской службы; расширение гласности в подборе, расстановке и оценке деятельности офицерского состава; борьба с протекционизмом (чему способствует работа постоянно действующих аттестационных комиссий, офицерских собраний частей (кораблей).

Особую значимость в деятельности партии приобретает укрепление ее связи с массами. Взаимосвязь с массами - это не просто воздействие на них. Партия может руководить, если сама учится у масс, внимательно изучает формы и методы работы, рожденные перестройкой, корректирует свою политику в соответствии с тем, как ее воспринимают массы. Их чутье и опыт помогут избежать неверного шага, отрыва от жизни, сектантской узости. Поэтому нужен поиск новых, систематизированных форм и методов аккумулирования общественного мнения во всем его многообразии. Очень важно также перестроить партийную информацию трудящихся, советских воинов, осуществить решительный поворот к конкретной заботе об удовлетворении потребностей конкретного человека.

Магистральной точкой приложения сил является творческое овладение коммунистами современной марксистско-ленинской теорией. Это необходимо для выработки правильной политики и ее активного проведения в жизнь. Без знания теории невозможно успешное политическое руководство. В свое время К. Маркс называл простаками тех, кто рассчитывал без соответствующей научной подготовки прийти на руководящую должность и успешно справляться с обязанностями, не утруждая себя изучением теории. Растущее значение научно-теоретической подготовки требует обновления содержания и методики партийной учебы. Сегодня целесообразнее делать акцент не на систематизированный курс, а на дискуссионные формы, занятия по «проигрыванию» конкретных ситуаций с их аналитическим разбором (диалог, «круглый стол», фрагменты митинговой полемики и т. д.), овладение ораторским искусством, методами противоборства, наступательной агитации и пропаганды.

Перестройка партии предполагает и укрепление интернациональных основ партстроительства, реализацию новых подходов к этому: повышение самостоятельности республиканских компартий, предоставление им права решать организационно-структурные, кадровые, финансовые и другие вопросы партийной жизни с учетом национальных потребностей и условий деятельности. При этом КПСС должна оставаться идейно и организационно единой, ибо от ее единства зависит судьба перестройки, судьба Союза. Понимая это, сепаратисты пытаются прежде всего растащить ее по национальным квартирам, спекулируя на идее полной самостоятельности республик. К сожалению, кое-где этот прием действует, о чем свидетельствует решение XX съезда Компартии Литвы о реорганизации ее из республиканской парторганизации КПСС в самостоятельную партию. Это создало прецедент к расколу КПСС по национальному признаку ее федерализации, что уже чревато ослаблением партии как консолидирующего начала Советского Союза. Нельзя забывать, что партия - явление наднациональное и глубоко интернациональное. Поэтому перенесение идей хозрасчета и суверенитета республик на структуру КПСС неприемлемо в партийном строительстве. Эта позиция четко выражена в постановлении февральского (1990 года) Пленума ЦК КПСС.

Наконец, одно из приоритетных направлений перестройки деятельности партии - утверждение правильного соотношения ее полномочий с полномочиями государства. Партия, которая в течение длительного времени в значительной мере подменяла Советы, брала на себя выполнение ряда функций государственной власти и управления, ныне решительно отказывается от несвойственной ей роли. В условиях демократизации она сознательно и настойчиво укрепляет Советы как органы народовластия и вместе с тем впервые возвращает себе функции именно политической партии, которые носят не властно-административный, а политико-идеологический или политико-организационный характер. Все становится на свои места: Советы - властвуют, а партия - формирует общественное мнение, ведя активную политическую и идеологическую работу в массах и равноправный диалог со всеми демократаческими силами общества, и весом своего авторитета, а также деятельностью коммунистов, избранных в Советы, оказывает влияние на политику государства.

Разграничение функций партии и государства применительно к армейской действительности предполагает и более четкое разделение функций командиров и политорганов. Это в свою очередь требует от последних овладения политическими методами руководства: обращения к человеку, его сознанию, внутренним мотивам поведения; проведения политики партии в армии через коммунистов средствами убеждения, с опорой на демократические принципы, с учетом общественного мнения. Это означает: отказ от администрирования; умение организовывать выполнение решений партии через парторганизации и коммунистов; повышение самостоятельности и боевитости парторганизаций; заботу о человеке, его потребностях, индивидуализацию и конкретизацию идейно-политического воспитания; развитие связей с общественными организациями; создание эффективной системы изучения и формирования политического настроения и общественного мнения; совершенствование информационно-аналитической работы; улучшение нравственного климата в воинских коллективах; соблюдение законности и социальной справедливости. ,

Таковы основные направления перестройки деятельности партии. Всякое умаление ее руководящей роли чревато провалом политики перестройки, может привести к крайнему обострению социальной напряженности, к хаосу, «капитализации» страны, развалу СССР. Поэтому, видимо, можно сказать, что отношение к вопросу о необходимости партийного руководства ныне является критерием верности идеалам социализма. Укрепление руководящей роли партии, повышение ее авторитета как авангарда, консолидирующей силы общества отвечают интересам всех социальных сил, стремящихся к улучшению обстановки и поддерживающих социалистический выбор.

Армия и флот сегодня - обладатели огромного партийного потенциала: почти 40 тыс. первичных парторганизаций, свыше 1 млн. коммунистов, в том числе три четверти - офицеры. Более 85 проц. рот (батарей) имеют в своем составе партийные организации или партгруппы. Такого партийного ядра Вооруженные Силы СССР не имели после победного мая 1945 года. Только с апреля 1985 года численность коммунистов армии и флота выросла почти на 307 тыс. Это достойное пополнение. Но и выбыло из парторганизаций около 13 тыс. человек. Значит, были ошибки. И необходимо сделать выводы.

Словом, укрепление авангардной, консолидирующей роли КПСС настоятельно требует обновления самой партии, перестройки ее деятельности. Почти 70 лет назад, примерно в такой же, как сейчас, обстановке в партии и стране В. И. Ленин при закрытии XI съезда РКП (б) сказал: «Весь гвоздь теперь в том, чтобы авангард не побоялся поработать над самим собой, переделать самого себя, признать открыто свою недостаточную подготовленность, недостаточное уменье» (Поли. собр. соч., т. 45, с. 137). Для того чтобы «переделка» партии «самой себя» была успешной, важны, как никогда, ясность взгляда и политическая зрелость, четкость позиции и ответственность, принципиальность и воля к действию каждого партийца. Вся практическая деятельность партийных организаций, широкомасштабная партийно-политическая работа должны способствовать дальнейшей консолидации перестроечных сил на социалистической основе, повышению роли и авторитета партии в обществе, мобилизации коммунистов армии и флота на достойную встречу XXVIII съезда КПСС.

Статью рекомендуется использовать в системе марксистско-ленинской подготовки офицеров и генералов, а по теме № 11 - «Военная мысль», 1988, № 6, с. 4-11.

Правда.- 1989.- 26 декабря.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации