Компьютеризация обучения проблемы и суждения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/1990, стр. 52-54

ВОЕННО-НАУЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Компьютеризация обучения: проблемы и суждения

В ФЕВРАЛЕ 1990 года в Пушкинском высшем училище радиоэлектроники противовоздушной обороны состоялась 1-я межвузовская научно-методическая конференция по проблемам педагогических экспериментов по новым формам и методам обучения. В ее работе приняли участие представители Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны СССР, управлений главнокомандующего Войсками ПВО, военно-учебных заведений и войсковых частей.

С докладом выступил начальник училища генерал-майор И. Н. Яковлевич. Он отметил, что оборонительный характер советской военной доктрины, предстоящая реформа Вооруженных Сил требуют поиска новых путей повышения качества профессиональной подготовки военных кадров. Одним из них является компьютеризация учебно-воспитательного процесса. Охарактеризовав этот путь, раскрыв требования к нему, проанализировав многолетний опыт работы училища и других ввузов по внедрению вычислительной техники и автоматизированных обучающих систем (АОС) в процесс обучения, докладчик сделал вывод о том, что назрела необходимость создания такой отрасли науки, как компьютерная педагогика, которая своими постулатами по крайней мере в области дидактики должна значительно отличаться от традиционной. Однако здесь, по его мнению, возникает ряд проблем, к которым в первую очередь следует отнести разработку теоретических основ этой педагогики и создание высокоэффективных компьютерных технологий обучения. Чтобы решить их и оценить подготовку слушателей и курсантов, нужны серьезные научно-педагогические эксперименты. Практика показала, что психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения исследовались рядом коллективов, однако суммарный эффект этих работ сегодня уже не удовлетворяет. Нужно идти дальше. А для этого необходима дальнейшая и более тесная интеграция усилий не только профессорско-преподавательского состава, работающего непосредственно в этой области, но и специалистов по педагогической психологии. Начальник училища призвал участников конференции обсудить эти вопросы и наметить конкретные пути их решения.

На секционных заседаниях под руководством полковников В. Л. Пашуты, Б. И. Павлова, Г. М. Попова, Л. П. Скороходова, генерал-майора Г. И. Носкова были рассмотрены: диалогово-проблемный метод как способ активизации познавательной деятельности обучаемых; проблемы проведения занятий по оперативно-тактическим дисциплинам с использованием тренажно-имитационных средств и ЭВМ; методология организации, проведения и обработки результатов психолого-педагогических экспериментов; использование АОС при изучении специальных дисциплин; пути совершенствования общевоенной подготовки слушателей и курсантов при использовании игрового метода проведения занятий и нетрадиционных приемов оценки их знаний и навыков. Было заслушано и обсуждено более 120 докладов и сообщений.

В выступлениях участников конференции отмечалось, что направление исследований, характер внедрения ЭВМ и разработок АОС в ввузах МО СССР соответствует единой концепции компьютеризации учебного процесса высших учебных заведений страны. Вычислительная техника пока еще не наделяется сверхинтеллектом. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения за счет комплексирования управляющих, терминальных и микропроцессорных средств. При этом используется в основном принцип дифференцированного разделения дидактических целей учебного занятия между изучаемым предметом (материальной частью) и средствами вычислительной техники. В ряде докладов прозвучала тревога за то, что развитие самостоятельной творческой активности слушателей (курсантов) иногда подменяется примитивным «натаскиванием» на учебный материал, иллюстративность занятий низкая. Не всегда оправданно применяется автоматизация, не оценивается выигрыш от ее внедрения по сравнению с традиционными методами обучения. Но это характерно не для всех ввузов.

Педагогические эксперименты, например в Военной инженерной радиотехнической академии ПВО, Пушкинском высшем училище радиоэлектроники ПВО и других ввузах, из области теории перешли в область практических результатов. Интересными в этом плане были доклады профессора А. А. Метешкина и полковника А. М. Зайца. В первом был обобщен опыт исследования кафедры вычислительной техники академии. Заслуживает внимания вывод о том, что на уровне подготовки слушателя по вычислительной технике практически не сказывается средний балл оценки его общеобразовательных знаний, главное воздействие оказывает степень положительной мотивации. В другом было показано влияние применения средств автоматизации и АОС на качество планирования учебного процесса и прохождения изучаемых дисциплин.

Многие из выступавших отмечали, что в ряде ввузов психолого-педагогические эксперименты проводятся недостаточно. Обучение профессорско-преподавательского состава разработке АОС и внедрению их в учебный процесс осуществляется в рамках академических курсов, системы командирской подготовки, разного рода курсов при военно-учебных заведениях. В организации обучения превалирует пока личная заинтересованность преподавателя в компьютеризации учебных занятий. Был сделан вывод о том, что степень применения средств автоматизации на кафедрах общеинженерных и военно-технических дисциплин выше, чем военно-специальных. Процесс формализации учебного материала, в котором объектом изучения является вооружение и военная техника, в методическом отношении обеспечен недостаточно. В итоге слушатели и курсанты приобретают навыки работы с ЭВМ, но не знания по учебной дисциплине.

Заместитель начальника училища по учебной и научной работе полковник Н. Л. Губенко выступил с проектом рекомендаций конференции, в котором особое внимание обращалось на следующее.

Первое. Для изыскания эффективных приемов, способов и технических средств интенсификации учебно-воспитательного процесса необходимо активнее внедрять в практику ввузов МО СССР проведение психолого-педагогических экспериментов. В этих целях целесообразно издать учебное пособие «Методология организации, проведения и обработки результатов психолого-педагогических экспериментов», разработанное в Пушкинском ВУРЭ ПВО, и разослать его всем заинтересованным организациям; ввести в систему подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава освоение методологии проведения психолого-педагогических экспериментов как составной части учебного процесса.

Второе. В рамках НИР провести исследования по созданию информационного банка обучающих программ, применяемых в ввузах, а также информационно-справочной системы о разработанной и изданной литературе по вопросам внедрения активных форм и методов обучения, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

Третье. Рассмотреть возможность проведения совместных исследований ввузами и войсковыми частями в области оценки эффективности тренажно-имитационных средств и психолого-педагогического обеспечения при комплектовании боевых расчетов. Энергичнее внедрять новые формы и методы обучения в практику войск. Объединить усилия ввузов и войсковых частей по созданию универсального автоматизированного информационно-тренажного комплекса на базе персональных ЭВМ, обеспечивающих подготовку слушателей и курсантов, тренировку боевых расчетов, автоматизацию наиболее трудоемких процессов деятельности штабов и подразделений войсковых частей.

Четвертое. В соответствии с требованиями новых квалификационных характеристик предусмотреть увеличение количества часов, отводимых на дисциплины общевойсковой подготовки.

С заключительным словом выступил генерал-майор И. Н. Яковлевич. Он отметил, что состоявшийся обмен мнениями по вопросам компьютеризации обучения носил деловой и конструктивный характер. Определенные успехи в этом деле есть. Однако в интересах дальнейшего улучшения практической подготовки офицеров многое нужно уточнить, изменить, пересмотреть. Проведенную конференцию можно считать началом большой и ответственной работы по организации и выполнению принятых рекомендаций.

Полковник В. П. ЧИГАК,

кандидат технических наук, доцент


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации