Выработка творческого мышления у слушателей в ходе оперативно-тактической подготовки

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1990, стр. 32-36

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Выработка творческого мышления у слушателей в ходе оперативно-тактической подготовки

Генерал-майор запаса А. Ф. ШРАМЧЕНКО,

профессор

ГЕНЕРАЛ-ЛЕИТЕНАНТ В. П. Гришин и полковник А. В. Рындя в своей статье подняли весьма важный вопрос. Дело в том, что управление войсками, в частности принятие решения на операцию (бой), относится к разряду творческих или эвристических задач. Генерал армии С. М. Штеменко писал: «Как-то уже повелось, что, говоря о людях интеллектуального, творческого труда, имеют в виду работников искусства, литературы, реже техников,, и почти никогда - военных. Между тем военное дело тоже требует и творческого вдохновения, и высокоразвитого интеллекта. В монографии «Эвристика - наука о творческом мышлении» планирование боевых действий отнесено к такому виду труда, важнейшим компонентом которого является творчество. Эти же мысли не раз высказывались на различных разборах войсковых учений, об этом убедительно свидетельствует и боевой опыт.

В связи с этим необходимо отметить, что мышление командира должно быть творческим, ибо не только догматическое, но даже формально-логическое мышление, для которого характерны недостаточная гибкость суждений и глубина проникновения в обстановку, не может обеспечить его успешной деятельности по управлению войсками в современных условиях. При этом важно подчеркнуть, что творчество - это дело не только выдающихся полководцев. Так, например, опыт Великой Отечественной войны показал, что тысячи офицеров и генералов творчески и на высоком профессиональном уровне решали боевые задачи, что во многом способствовало достижению победы над такой сильной армией, как немецко-фашистская. Это положение тем более важно сейчас, так как шаблон в действиях при современных средствах поражения может привести к большим потерям своих войск и даже к срыву выполнения боевой задачи.

Мышление базируется на знаниях и опыте, совершается на их основе. Деятельность крупных военачальников наглядно свидетельствует о том, что. творчество должно обязательно сочетаться с глубокой всесторонней подготовкой. Однако природный ум и смекалку нельзя заменить знанием военного дела. В то же время опыт показывает, что творческое мышление развивается, успешно тогда, когда теоретические положения преподносятся не как догмы и аксиомы, а как основы, закономерности, принципы оперативного искусства и тактики, опираясь на которые командиры в своей практической деятельности могут применять их с учетом конкретных условий обстановки.

Поэтому целесообразно больше, чем это делается теперь, обращать внимание на разработку монографий, сборников статей и других работ по военному искусству. К сожалению, в последние годы сосредоточены основные усилия на выпусках учебников и пособий, главная цель которых - обоснование положений уставов. Слов нет, уставы надо хорошо знать и четко выполнять, но и всегда помнить слова Петра I: «Не держаться устава яко слепой стены, ибо в нем правила писаны, а времен и случаев нет». Не забывать и рекомендаций М. Драгомирова. который в учебнике по тактике писал, что на советы, касающиеся действий войск, надо смотреть как на все советы вообще: их следует слушать, но в поступках слушаться только собственного разума, обработанного этими советами. Нет ни одного толкового совета, который при известных обстоятельствах не превращался бы в самый бестолковый».

Для выработки у обучаемых способности творчески подходить к решению практических задач с учетом конкретных условий обстановки весомое значение имеет теория. Поэтому очень важно как теоретикам, так и практикам высказывать свои суждения на страницах печати, в том числе и такие, которые не совпадают с общепринятыми положениями. Целесообразно издавать монографии, в которых нашли бы отражение военное искусство советских военачальников и командиров в годы гражданской, Великой Отечественной войн, боев в Афганистане, опыт оперативной подготовки войск. В этом случае и слушатели, и преподаватели будут иметь достаточно материала и для творческого обсуждения на семинарах, и для практического применения тех или иных положений военного искусства при отработке оперативно-тактических задач.

По всей видимости, необходимо обратить самое пристальное внимание на разработку справочников, таблиц, сборников нормативов и тактико-технических данных, создать различного рода информационные системы. Это повысит емкость изучаемого материала, уменьшит объем того, что следует запомнить, высвободит время для развития у обучаемых творческой самостоятельности. Однако не следует забывать, что командир должен знать наизусть формы боевых приказов, распоряжений, различные оперативно-тактические нормативы. Это позволит резко повысить оперативность управленческой деятельности.

Советские психологи отмечают, что для развития умственных способностей наиболее характерным является не только накопление фонда знаний, но и обучение умственным операциям, приемам, хорошо «отработанным» и прочно закрепленным, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Мыслительные операции способствуют активному использованию имеющихся знаний. Без этого они остаются мертвым грузом. Например, при анализе задачи по огневому поражению наступающего противника мобилизуются знания о способах его осуществления, расходе боеприпасов, плотности артиллерии, продолжительности ведения огня. Перенос методов и приемов решения с одной задачи на другую (подобного типа) происходит не механически. В связи с этим в программах обучения военно-учебных заведений хорошо было бы иметь специализированные задачи, при отработке которых обучаемые учились бы проводить анализ и синтез, другие мыслительные операции, позволяющие быстро, глубоко и всесторонне уяснить боевую задачу, оценить обстановку, спланировать мероприятия по управлению войсками.

Разумеется, Для развития мышления очень важно не только уметь вызывать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, но и активизировать их умственную деятельность в ходе занятия. Опыт показывает, что этому в значительной степени способствует умелая связь теории с практикой, с теми задачами, которые предстоит им решать после окончания ввузов. Мышление обучаемых активизируется тогда, когда факты, различные теоретические положения в пособиях и учебниках излагаются в развитии, с обоснованием, показом тенденций дальнейших их изменений. Например, говоря о боевых задачах подразделения (части) в бою, желательно раскрыть, как они изменялись за определенный исторический период, чем это обусловливалось, обосновать современные параметры, а также осветить тенденции дальнейшего их развития. Подобное положение учебного материала должно лежать и в основе читаемых лекций. Рассмотрение явлений в развитии учит диалектически мыслить, творчески подходить к решению вопросов управления войсками.

Будучи сугубо индивидуальным, мышление тем не менее является деятельностью общественно обусловленной. Поэтому оно более успешно развивается тогда, когда овладение теорией военного дела, формирование практических навыков осуществляются в неразрывной связи с идейно-политическим воспитанием обучаемых.

Овладение марксистско-ленинской теорией, умелое применение диалектического метода позволяют глубоко и всесторонне оценивать факты и явления военного дела, творчески подходить к решению боевых задач, понимать диалектику вооруженной борьбы. Не случайно М. В. Фрунзе неоднократно подчеркивал, что командир должен научиться в полной мере владеть тем методом мышления, тем искусством анализа явлений, который дан марксистским учением.

Так, применение закона о единстве и борьбе противоположностей может предостеречь командира от односторонней оценки боя, операции. Известно, что только решительными действиями можно разгромить противника. Но, как и каждое явление, и наступление имеет отрицательные моменты. Они заключаются в том, что наступающие войска быстрее утомляются, материальные запасы или истощаются, или резко сокращаются, а тылы отстают. Поэтому, если своевременно не принять мер противодействия, то даже успешно начавшееся наступление может окончиться отступлением. Следовательно, к изучению явлений военного дела важно подходить не односторонне, а выявляя их сложные диалектические противоречия и взаимосвязи, что и будет способствовать выработке творческого мышления.

В вышеназванной статье генерал-лейтенанта В. П. Гришина и полковника А. В. Рынди акцентируется внимание на проведении со слушателями групповых упражнений, летучек и учений. В частности, подчеркивается необходимость при их разработке создавать не только сложную, но и поучительную обстановку. В то же время для того чтобы развитие шло последовательно, т. е. от простого к сложному, следует целенаправленно развивать те или иные качества мышления, вырабатывать определенную систему, последовательно наращивая сложность учебного материала.

Для этого целесообразно, на наш взгляд, определить критерии сложности создаваемой обстановки. К сожалению, в настоящее время они практически отсутствуют. Как правило, сложность обстановки зависит от разработчиков, в результате чего нередко обучаемые в начале учебного года решают более трудные задачи с точки зрения мыслительной деятельности, чем в конце. На необходимость разработки критериев сложности задач указывают и гражданские специалисты, говоря, что одним из важных аспектов исследования структуры управленческой деятельности (особенно так называемой «аналитической» работы) является выделение критериев сложности решаемых человеком задач. Однако следует отметить, что вопрос этот непростой. Для его решения следует провести совместные работы специалистов в различных областях знаний: оперативном искусстве, тактике, управлении войсками, психологии, педагогике. При определении критериев сложности обстановки, по всей видимости, за основу целесообразно взять следующие положения.

Первое. Критерием может служить количество данных обстановки, которое становится известно обучаемым. Естественно, чем большей информацией располагает командир, тем легче принимать решение и проводить другие мероприятия по управлению войсками. Вместе с тем, как показывает практика, избыточная информация, особенно содержащая противоречивые данные, может осложнить мышление.

Второе. Мерилом сложности может стать наличие или отсутствие боевой задачи. В первом случае командир окажется в более легком положении, так как ему указано, что, когда и даже как он должен действовать в создавшихся условиях обстановки. Не получив указаний, а такое может быть, он должен лично сначала избрать тот или иной вид боя, а потом принять конкретное решение на применение имеющихся в его распоряжении сил и средств.

Третье. Количество сил и средств, находящихся в распоряжении командира, их соотношение с силами и средствами противника. Чем больше сил и средств находится в распоряжении командира, тем ему легче выполнять боевые задачи.

Четвертое. Время, которым располагает командир для принятия решения и осуществления мероприятий по управлению войсками.

Пятое. Количество решений, которые могут быть приняты командиром, ведь чем больше вариантов выбора для принятия решений, тем ему труднее.

Серьезным препятствием на пути повышения уровня оперативно-тактической подготовки обучаемых является существующая система обучения тактике и оперативному искусству. Анализ учебных программ показывает, что типичными вопросами при отработке задач и проведении летучек являются: принятие решения (на оборону, наступление, встречный бой), постановка боевых задач, проведение рекогносцировки, организация взаимодействия, принятие решения на проведение контратаки, контрудара и т. п. Но все это - вопросы управления войсками. Конечно, можно сказать, что решение нельзя принять без знания тактики, оперативного искусства. Однако это не означает, что изучение практических задач тактики, оперативного искусства надо начинать со знакомства с управлением войсками, тем более на примере одной обстановки. Поэтому даже при увеличении учебного времени на оперативно-тактическую подготовку, но при сохранении существующего принципа обучения рассчитывать на успех трудно, ибо реальная боевая обстановка настолько бывает разнообразной, что, сколько ни решай задач и летучек, нельзя охватить всего ее многообразия. Кроме того, отдельные примеры, как правило, не ведут к выработке у обучаемых системных знаний и умений.

Исходя из этого, важно правильно определить наиболее типичные эпизоды в каждом виде боя и по ним проводить занятия. В наступлении ими могут быть: огневое поражение противника, выдвижение на рубеж перехода в атаку, атака, разгром резервов противника, ввод в бой второго эшелона, преследование отходящего противника. Как видно, в этом случае на первый план выдвигаются вопросы тактики. Поэтому целесообразно обучать искусству тактики на этих эпизодах.

В качестве примера рассмотрим занятие по обучению огневому поражению противника. Для этого создается обстановка, согласно которой контратакующему полку необходимо уничтожить прорвавшуюся группировку противника и восстановить утраченное положение. Если нужно, то сообщаются и некоторые вопросы решения командира. Обучаемые производят оперативно-тактические расчеты по огневому поражению при определенной группировке противника и количестве огневых средств. Затем отрабатывают этот же вопрос при измененном количестве артиллерии, наличии или отсутствии авиации.

При отработке вопроса борьбы с резервами сначала изучаются способы борьбы с ними, когда они находятся в районах сосредоточения, затем при их выдвижении и, наконец, во время развертывания. В этом случае целесообразно менять и состав сил и средств, находящихся в распоряжении обучаемых. Аналогичным образом проводятся занятия и по другим боевым эпизодам. В целом такой подход к обучению будет способствовать выработке системных знаний, препятствовать формированию шаблонных решений, научит их творческому подходу к решению задач в обстановке реального боя. В последующем обучаемые в ходе проведения военных игр и командно-штабных учений на базе фундаментальных, творчески усвоенных знаний и первоначальных умений по тактической подготовке должны тренироваться в управлении войсками, продолжать совершенствование профессионального мастерства.

Эффективным средством развития творческого мышления является самостоятельная разработка обучаемыми учебно-методических материалов для проведения летучек, групповых упражнений, военных игр и учений. Ведь чего греха таить, на занятиях при решении тех или других задач обучаемые часто не задумываются над вопросами, почему наши войска переходят к обороне, а противник наступает (или наоборот). Если же они сами разрабатывают то или другое учение, групповое упражнение, то, прежде чем создать систему обороны, им приходится обдумывать и обосновывать причину перехода противника в наступление. Подобным образом необходимо представить весь характер боевых действий сторон, определить варианты решения за старших начальников и соседей, боевые задачи войск сторон и многие другие вопросы. Следовательно, при самостоятельной разработке учебно-методических материалов им необходимо глубоко осмысливать и находить такие решения, которые способствуют не только развитию творческого мышления, но и соответствуют реально сложившейся обстановке.

Целесообразно больше, чем практикуется это сейчас, давать обучаемым заданий на разработку летучек, групповых упражнений, военных игр и учений как в часы плановых занятий, так и факультативно. Например, в командных военных академиях можно было бы изучение каждого вида боя, операции заканчивать разработкой летучки или группового упражнения.

Творческий подход к оперативному искусству и тактике эффективно вырабатывается при участии в военно-научной работе, изобретательской и рационализаторской деятельности. Поэтому особенно важно активнее привлекать слушателей в военно-научные общества, кружки, на научные и методические конференции, совещания, проводимые не только на кафедрах, но и в масштабе военно-учебных заведений.

В развитии творческого мышления трудно переоценить значение поучительного разбора, которым должно заканчиваться проведение каждой оперативно-тактической задачи, учения. К сожалению, ряд преподавателей недооценивает важность этого мероприятия, считает его формальным актом. А ведь практика обучения показывает, что умело проведенный разбор позволяет обучаемым глубоко осмыслить сущность и характер обстановки, замыслы сторон. Однако материал не должен быть перегружен второстепенными вопросами и деталями, так как при их обилии теряется главное. Нецелесообразно также излагать теоретическую часть в отрыве от рассмотрения деятельности обучаемых, ибо это выглядит, во-первых, как чтение лекции, которая в данной ситуации мало кого интересует, потому что участники занятий главным образом ждут оценки своей работы. Во-вторых, когда теоретические положения, требования вышестоящих начальников и различные боевые примеры излагаются при рассмотрении конкретной работы обучаемых, то последние более глубоко осмысливают свои действия, лучше видят положительные и отрицательные стороны личной подготовки, а оценка их практической деятельности становится для них более убедительной и доказательной.

Анализ и оценку организации боевых действий и управления войсками необходимо давать корректно, оберегая личное достоинство каждого обучаемого. Конечно, это не означает, что не следует отмечать имеющиеся недостатки. Но если преподаватель строит свой разбор только на негативных сторонах деятельности обучаемых, не замечает положительных сторон в их работе, то он может подорвать у них веру в свои силы и возможности. Кроме того, важно акцентировать внимание на оригинальных, смелых и инициативных решениях, применении новых способов боевых действий.

Конечно, подготовить и провести поучительный, насыщенный интересными фактами и боевыми примерами разбор сложно. Опыт показывает, что над ним надо начинать работать еще в период разработки учебных материалов с таким расчетом, чтобы к концу отработки задачи или учения преподаватель имел необходимые данные для проведения разбора.

Говоря о развитии творческого мышления обучаемых, нужно прямо сказать, что в этом деле роль профессорско-преподавательского состава трудно переоценить. Вряд ли надо доказывать, что творчеству в тактике и оперативном искусстве может научить только тот, кто способен мыслить творчески, кто обладает методическим мастерством, кто не приемлет шаблона. Поэтому следует подчеркнуть не только важность умелого подбора офицеров и генералов на должности преподавателей, но и необходимость проведения с ними, особенно с молодыми преподавателями, постоянной работы, направленной на совершенствование их оперативно-тактической и педагогической подготовки, создание благоприятных условий для самостоятельной деятельности.

Военная мысль. - 1989. - № 5. - С. 46-52.

Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны.- Кн. 2.- Мл Воениздат 1968.-С. 119.

Пушкин В. Н. Эвристика - наука о творческом мышлении.- М.: Политиздат, 1967.

Драгомиров М. И. Учебник тактики.- 3-е изд., перераб.- Ч. II.- Киев, 1906.-С. 428.

Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 166.

Фрунзе М. В. Избранные произведения.- М.: Воениздат, 1984.- С. 292,

Человек и ЭВМ (Психологические проблемы автоматизации управления).- М.: Экономика, 1973.- С. 41.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации