Вопросы правового обеспечения перестройки в армии и на флоте

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1990, стр.46-49

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ

Вопросы правового обеспечения перестройки в армии и на флоте

Полковник юстиции М. Г. МАТАКИН

В ПОСТАВЛЕННОЙ партией и высшими органами государственной власти задаче построения социалистического правового государства большая роль отводится укреплению правовых основ военного строительства, созданию в Вооруженных Силах режима строгой законности, воспитанию у личного состава высокой правовой культуры, поддержанию твердого воинского порядка и дисциплины, т. е. речь идет о надлежащем правовом обеспечении перестройки в армии и на флоте.

Что же под этим подразумевается? Это - совершенствование правового регулирования воинских отношений и четкое закрепление в нем новых, прогрессивных идей и явлений, обусловленных новым политическим мышлением, изменениями международной обстановки, переходом в военном строительстве с количественных на преимущественно качественные параметры. Работа по правовому обеспечению перестройки в Вооруженных Силах должна обеспечить отражение в законодательстве положений советской военной доктрины, новые подходы к организации управления войсками (силами), демократизацию воинских отношений, развитие и повышение роли юридической службы, усиление активности органов армейской и флотской общественности, расширение гласности, внедрение новых стимулов безупречного выполнения военнослужащими, рабочими и служащими своих обязанностей, новые экономические отношения в производстве, дополнительные гарантии охраны прав и законных интересов военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих армии и флота.

Надо сказать, что ряд шагов в этом направлении уже предпринят и оказывает свое позитивное влияние на процессы обновления жизни и деятельности Вооруженных Сил: улучшено материальное обеспечение офицеров; разрешено прописывать семьи офицеров и некоторых других категорий военнослужащих до получения ими квартир по адресу воинской части; установлена денежная компенсация бесквартирным военнослужащим за наем жилой площади. Офицеры, увольняемые в запас, теперь вправе ожидать получения жилья по избранному месту жительства, не покидая гарнизонов. Надо сказать, что близится к завершению подготовка Закона об обороне СССР, призванного стать основой оборонного законодательства, разрабатываются законы о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, о пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей и ряд других. Предстоит обновление общевоинских уставов, положений о Министерстве обороны СССР, видах Вооруженных Сил, военных округах и других органах военного управления. Всего таких актов около семидесяти. Их реализация будет способствовать совершенствованию институтов прохождения воинской службы, повышению социальной защищенности военнослужащих, укреплению правовых основ военного управления.

Важным направлением правового обеспечения обороны СССР является отражение оборонных вопросов в общей системе советского законодательства. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Поэтому в законах о Совете Министров СССР, полномочиях республиканских и местных органов власти, собственности, социалистическом предприятии, молодежи не должны упускаться или размываться вопросы обороны страны. Это касается и актов, регламентирующих компетенцию министерств, ведомств, союзных республик, общественных и иных организаций, которые непосредственно не занимаются оборонной деятельностью, но определенные обязанности в интересах обороны страны должны выполнять.

Какие возникают проблемы? Во-первых, иногда такого рода акты разрабатываются и принимаются без участия представителей Министерства обороны СССР. Во-вторых, когда они направляются в военные органы на заключение, времени на его подготовку отводится крайне мало, в результате чего оно бывает недостаточно хорошо проработано соответствующими специалистами. К сожалению, в Л1инистерстве обороны СССР нет научного подразделения, которое занималось бы этими вопросами. Поэтому военно-правовые исследования не в полной мере отвечают потребностям войск.

Надо отметить, что при разработке актов республиканского законодательства интересы обороны зачастую не учитываются. Это связано в основном с отсутствием отлаженного механизма участия в этом процессе Министерства обороны СССР. Сейчас по решению Коллегии МО СССР такой механизм создан. Сформирована нештатная постоянно действующая военно-законодательная комиссия МО СССР во главе с начальником Генерального штаба ВС СССР, «а которую возложены функции общего руководства по законопроектным работам и осуществлению правовой реформы в Вооруженных Силах. Необходимым условием деятельности такой комиссии должны стать тесные контакты с Комитетами и 'Комиссиями Верховного Совета СССР, с клубом народных депутатов СССР - военнослужащих. Аналогичные комиссии созданы в округах (на флотах) для организации проработки проектов законодательных актов и подготовки по ним предложений, учитывающих результаты их обсуждения в войсках.

Успешное решение задач в области законодательства немыслимо без высочайшей ответственности. В качестве примера можно привести приказ Наркома обороны СССР от 17 июля 1938 года, которым была назначена Комиссия по рассмотрению проекта Закона о всеобщей воинской обязанности (Закон 1939 года, действовавший без малого 30 лет). В состав комиссии включались: заместитель начальника Генерального штаба (председатель), представители ПУРа, начальники Административно-мобилизационного и Управления боевой подготовки РККА, представители военной юстиции, финансовых, кадровых и других органов. На завершающих этапах подготовки этого проекта в ра^ боте участвовали Нарком обороны, секретари ЦК партии и Председатель Совнаркома. __ ...

Нельзя не отметить и роль международно-правовых аспектов. Имеется немало многосторонних и двусторонних договоров и соглашений, которые прямо или косвенно затрагивают военную сферу деятельности СССР.

Дальнейшего совершенствования требует и ведомственное нормотворчество, в первую очередь качество приказов и директив должностных лиц. В настоящее время состояние нормативно-правового регулирования воинских отношений и процесса реализации нормативно-правовых актов существенно отстает от потребностей войсковой практики. Эти недостатки связаны с неконкретностью, непоследовательностью, нарушением логической связи между ними, множественностью издаваемых законодательных актов. Все это затрудняет доведение нормативных предписаний до исполнителей и пользование ими.

В этой связи исключительно важно продолжать поиск путей улучшения деятельности органов военного управления, обеспечения законности приказов и директив. Порочной, на наш взгляд, является практика издания приказов и директив, которые лишь создают видимость решения тех или иных вопросов без изменения реального положения дел, подменяют организаторскую работу.

Другой важной составляющей правового обеспечения перестройки является совершенствование механизма реализации законов. Он должен обеспечить их надлежащее применение в повседневной деятельности органов военного управления и должностных лиц армии и флота. Эта работа осуществляется в двух основных направлениях: предотвращением нарушений законности и восстановлением законности, если она уже нарушена. Более эффективно первое направление. Здесь уже имеются определенные результаты. Только подразделениями юридической службы в 1989 году было предотвращено в Вооруженных Силах издание более 6,5 тысячи незаконных приказов и директив, списаний материальных и денежных средств по инспекторским свидетельствам более чем на 1,7 млн. рублей.

Укреплению законности в повседневной деятельности органов военного управления будет •способствовать повышение правовой культуры кадров, совершенствование работы органов военной юстиции, и в частности юридической службы. Конечно, пока еще нет возможности обеспечить каждого командира, начальника квалифицированным помощником по правовым вопросам. Однако в основных звеньях военного управления такие помощники необходимы. Решением министра обороны СССР уже введены соответствующие должности в войсках.

Основными задачами помощников командиров по правовой работе являются: обеспечение законности в деятельности органов военного управления, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны; защита прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота. В решении этих задач личный состав юридической службы обязан оказывать правовую помощь командирам (начальникам) в организации военно-административной деятельности; разработке и осуществлении мер, направленных на укрепление воинской, трудовой, финансовой и договорной дисциплины; обеспечении сохранности материальных средств; совершенствовании работы по рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и приему посетителей; обеспечении законных прав и льгот военнослужащих и членов их семей; организации юридического всеобуча военнослужащих и др.

Эффективная деятельность юридической службы зависит от правового положения, форм и методов работы, которыми она располагает. Подразделения юридической службы, с одной стороны, оказывают помощь командованию в организации правовой работы как в самом органе управления, так и во всех низовых частях. С другой - юридическая служба по поручению командира (начальника) осуществляет повседневный контроль за правовой работой в частях и подразделениях. Активная деятельность этих специалистов, качественное их использование на практике будут способствовать упрочению системы правовых отношений в армии и на флоте.

Юридические службы имеются во всех армиях цивилизованных государств. Так, в каждом виде вооруженных сил США насчитывается около 4 тыс. военных юристов, при этом в дивизии имеется 15 юристов.

В последнее время заметное развитие получила юридическая служба и в Вооруженных Силах СССР. Так, в порядке эксперимента 1986-1989 годах в MBО в ряде частей и соединений, крупных гарнизонах и облвоенкоматах были введены должности юрисконсультов. Это способствовало сокращению преступности и судимости в войсках. Если до этого мероприятия в округе военными прокурорами ежегодно опротестовывалось до 200 незаконных приказов, то в указанные годы таких случаев не было (за исключением тех, когда приказы издавались вопреки заключениям юрисконсультов). Практически весь материальный ущерб, причиненный государству, возмещался за счет виновных; значительно сократилось количество жалоб и посетителей к командованию, так как люди предварительно могли получить консультации юриста.

Однако то, что сделано для развития юридической службы непосредственно в войсках (силах), должно быть продолжено и в отношении высших органов военного управления. На сегодняшний день в некоторых управлениях Генерального штаба ВС СССР нет специалистов юридической службы. В ряде главных штабов видов Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны юридическая служба, по нашему убеждению, представлена недостаточно. Например, в Главном штабе Сухопутных войск - один офицер, в ЦВМУ - одна служащая. Очевидно, что помогать командованию в обеспечении законности в войсках и даже содействовать этому в своем аппарате такие «подразделения» юридической службы не в состоянии. В результате снижается эффективность решения вопросов правового характера. Практически все проекты документов, представляемые в высшие государственные органы, приказов и директив министра обороны СССР, подготавливаемые в управлениях и штабах, где нет юрисконсультов, отрабатываются с низким качеством, с нарушением установленных сроков, нередко в них обнаруживаются положения, противоречащие законодательству или ранее изданным приказам и директивам министра обороны СССР.

Поставив перед собой цель построения правового государства, надо позаботиться о том, чтобы в армии и на флоте каждый руководитель крупного масштаба мог опереться в своей работе на помощь специалистов в области права. Необходимо также обеспечить всем военнослужащим, рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота реальную возможность получения квалифицированной юридической помощи на местах. Эту задачу могут выполнять нештатные юридические консультации, которые по решению министра обороны СССР созданы в гарнизонах. В их состав входят работники юридической службы, органов военной прокуратуры, военных трибуналов. Для работы в юридических консультациях привлекаются представители политорганов, правовой актив, специалисты различных служб.

Ясно, что и сами военные кадры должны обладать необходимым уровнем правовой подготовки. К сожалению, получивший распространение за последние десятилетия правовой нигилизм, низкая правовая культура отдельных должностных лиц способствовали многочисленным нарушениям законности, ущемлению прав и законных интересов военнослужащих. Да и сложившаяся практика правового обучения и воспитания имела существенные недостатки.

Во-первых, официально не был очерчен круг правовых знаний и навыков, которыми должен обладать тот или иной военнослужащий. Поэтому тематика лекций, бесед, практических занятий по вопросам укрепления законности и правопорядка зачастую избирались произвольно, исходя из личных представлений должностных лиц о законодательстве и возможностей, которыми они обладали. Основная тематика занятий носила уголовно-правовую направленность. Социологические исследования показали, что большинство офицеров не удовлетворены получаемой правовой информацией. Так, анкетные опросы, проведенные в нескольких воинских частях двух военных округов, свидетельствуют, что 78 проц. опрошенных офицеров считают необходимым самостоятельно изучать законодательные акты, приказы и директивы министра обороны СССР. Из них 54 проц. не имеют такой возможности из-за перегруженности- 85 проц. офицеров относятся к ротному звену.

Во-вторых, в войсках (силах) сложилась практика ограничения офицеров в самостоятельном изучении приказов и директив вышестоящих должностных лиц, что существенно влияет на уровень их правовых знаний. В большинстве воинских частей этим правом пользуются, как правило, только командиры частей, их заместители, начальники служб и командиры батальонов. Существующая практика доведения руководящих документов до офицерского состава является неэффективной, так как за один раз до них обычно доводится большое количество приказов и директив. Изменению этого положения должны способствовать принятые руководством Министерства обороны СССР меры, направленные на организацию юридического всеобуча и улучшение правовой работы в армии и на флоте.

Ныне правовая подготовка становится составной частью боевой и политической подготовки личного состава, политико-воспитательной работы. Она должна проводиться со всеми категориями военнослужащих, военными строителями, рабочими и служащими армии и флота. При этом особое внимание уделяется освоению правовых минимумов, то есть перечню основных вопросов и правовых актов, которые необходимо твердо знать и учитывать при выполнении служебных обязанностей. Определены цели и задачи юридического всеобуча, формы и методы его осуществления, конкретные меры по его организационному, материальному и методическому обеспечению.

Юридический всеобуч личного состава армии и флота призван обеспечить сознательное выполнение служебных обязанностей, а также их собственную социальную защищенность в соответствии с советскими законами, воинскими уставами и другими правовыми актами. Его задачами являются: повышение общей правовой культуры военнослужащих, военных строителей, рабочих и служащих и обеспечение понимания ими политики КПСС и Советского правительства, особенно вопросов формирования социалистического правового государства и его функционирования; освоение личным составом законодательных актов, необходимых для правильного исполнения служебных и общественных обязанностей и реализации своих прав.

Общее руководство юридическим всеобучем возложено на Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота и Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР. Его методическое обеспечение осуществляет управление делами Министерства обороны СССР через подразделения юридической службы. Непосредственно эту работу организуют командиры (начальники), политорганы и штабы при участии подразделений юридической службы во взаимодействии с органами прокуратуры, военными трибуналами, территориальными правоохранительными органами, а также с юридическими научными организациями и ввузами.

По нашему мнению, работа управлений Генерального штаба, главных и центральных управлений Министерства обороны СССР по осуществлению юридического всеобуча должна строиться в двух направлениях: это контроль за состоянием дел в войсках (силах) и повышение правовой культуры генералов, адмиралов и офицеров центрального аппарата. Использование всеми должностными лицами правовых средств для укрепления воинского порядка и дисциплины, закрепление в законах, уставах новых структур будет способствовать качественному преобразованию Советских Вооруженных Сил, эффективному решению ими задач по защите мирного труда советских людей.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации