Военная реформа опыт, проблемы, перспективы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1990, стр. 28-37

Военная наука и практика

Военная реформа: опыт, проблемы, перспективы

(«Круглый стол» журнала «Военная мысль»)

Б. В. МОЛОСТОВ. Одним из важных элементов военной реформы является комплектование Вооруженных Сил СССР. Вопрос о том, какие иметь Советскому Союзу Вооруженные Силы - комплектуемые на основе всеобщей воинской обязанности или на принципах добровольного найма, не сходит со страниц периодической печати, обсуждается по радио и телевидению, дискутировался в предвыборных программах. В общем, интерес к данной теме пока не снижается.

Генерал-лейтенант С. Я. Карпов - начальник управления ГШ ВС СССР. Да, действительно, об этом сейчас много говорят и пишут. Ясно одно, что этот вопрос должен решаться на основе глубоких проработок с экономическим обоснованием, с учетом конкретных социально-политических условий в стране и военно-стратегической обстановки в мире. Поспешность здесь, как и в любом деле, вредна. В то же время, имея научные выводы и рекомендации по этому вопросу, в условиях существующей системы комплектования Советских Вооруженных Сил имеет свой смысл постепенно увеличивать профессиональную прослойку рядового и сержантского состава с одновременным сокращением должностей офицеров и прапорщиков. Не исключается возможность формирования экспериментальных соединений и частей с прохождением в них службы на контрактной основе.

Генерал-полковник В. Н. Бабьев - начальник Центрального финансового управления МО СССР. Должен сказать, что при обсуждении этой проблемы часто подчеркивается: изменение принципов комплектования Вооруженных Сил СССР, переход на профессиональную армию позволят решить многие социальные вопросы, накопившиеся в войсках и на флотах, устранить имеющиеся в воинских коллективах нарушения, значительно сократить расходы на оборону. Последнее сторонники добровольного принципа комплектования армии и флота выставляют как главную причину такой реорганизации. Представляется, что переход к комплектованию на добровольном принципе - это проблема не только (и не столько) экономическая. Она имеет политические, военные и социальные аспекты. Первично не то, во сколько обойдется такая армия, а то, что мы хотим иметь в результате реформы. Ответ здесь однозначен: нам нужна современная, обученная, хорошо вооруженная, сильная и преданная советскому народу армия.

ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Возрастающая антиармейская пропаганда, откровенный национализм и экстремизм политизированных неформальных объединений с ярко выраженной антисоциалистической направленностью, а в некоторых случаях потворство партийных и советских органов отдельных республик создают негативное отношение у определенной части молодежи к армии, к службе в Вооруженных Силах. Рост антиармейских настроений особенно усилился в Прибалтике, Закавказье, Молдавии и в Западной Украине. Социологические исследования указывают на тревожную тенденцию падения интереса к воинской службе. Если в 1986 году 63 проц. солдат (сержантов) и 44 ироц. выпускников средних школ (учащихся профессионально-технических училищ) из 3 тыс. опрошенных (обследованных) служили с интересом, понимая важность и необходимость выполнения воинского долга, то в 1990 году таких насчитывалось соответственно 11,6 проц. и 23 проц., а 66,8 проц. солдат (сержантов) и 41,2 проц. выпускников школ (учащихся ПТУ) заявили, что интереса к службе не испытывают, хотя понимают ее необходимость и важность.

Полковник Г. И. Кальченко, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований социальных и психологических проблем. Одной из причин такого отношения к службе в армии является то, что система всеобщей воинской обязанности не стала обязательной для всех. Решение об освобождении от призыва в армию одаренных, талантливых молодых людей (непонятно, кто и как это может объективно определить?!), закрепление законом отсрочек для студентов и всевозможных исключений для других категорий граждан страны сказались на настроении молодежи и дефиците призывного контингента. Сегодня в ряде регионов страны только 40 проц. молодежи призывного возраста проходит срочную службу в армии. Это сказывается также на состоянии подготовки военно-обученных резервов, а следовательно, и на обороноспособности страны. В условиях военной реформы необходимо обеспечить соблюдение справедливости в отношении равенства всех граждан перед Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности».

В военно-социальном плане радикальные преобразования в комплектовании армии и флота людскими ресурсами должны быть направлены, как мне кажется, на решение трех основных задач: повышение роли и значения Советских Вооруженных Сил, престижа воинской службы; соблюдение социальной справедливости при комплектовании армии и флота; улучшение качества профессионального кадрового состава и призывного контингента.

Генерал-лейтенант запаса В. В. Серебрянников, доктор философских наук, профессор. Хочу подчеркнуть, что усиление профессионализации современных армий, сокращение или полная замена солдат и сержантов срочной службы профессионалами является общей тенденцией. В мире сейчас насчитывается около 60 армий полностью или частично профессиональных, где до 50-70 проц. солдат и сержантов профессионалы. Армия, состоящая из профессионалов, за плечами которых от четырех до десяти и более лет службы, более подготовлена для решения сложных задач, полного использования возможностей оружия и боевой техники, грамотной их эксплуатации, экономного расходования материальных ресурсов. В настоящее время в профессиональных армиях зарубежных стран 10-12 проц. солдат и сержантов начинают осваивать военные специальности, а 80-90 проц. имеют более четырех-шести лет службы. У нас в каждый данный момент лишь 50 проц. солдат и сержантов срочной службы являются подготовленными теоретически и практически для выполнения боевых задач на более или менее профессиональном уровне. Сложившееся положение снижает эффективность труда профессионалов, ибо большую часть своих знаний и умений они постоянно тратят, «шагая на месте», обучая азам воинской службы новобранцев, перекладывая на свои плечи дела сержантов и солдат, работая по 14-16 часов в сутки.

Генерал-майор Ю. Я. Киршин, доктор философских наук, профессор- заместитель начальника Института военной истории МО СССР. Я считаю, что в настоящее время решить задачу комплектования армии и флота методом вербовки вряд ли возможно, хотя интересы боевой готовности требуют неуклонного повышения удельного веса профессионального ядра армии и флота (офицеры, прапорщики, мичманы).

Г. И. Кальченко. Да, действительно, ориентация на качественное совершенствование Советских Вооруженных Сил неизбежно наводит на мысль об усилении их профессионализации. Социологические исследования показывают, что из 1,5 тыс. опрошенных 86,3 проц. офицеров войск (сил) считают целесообразным на базе существующей системы всеобщей воинской обязанности начать последовательный переход к смешанному способу комплектования Советских Вооруженных Сил: по призыву и добровольно. Поэтапное увеличение численности профессионалов (ведущих специалистов) в различных видах ВС, родах войск и специальных войсках, обеспечивающих ключевые участки поддержания должной боевой готовности частей и соединений, позволит, на мой взгляд, постепенно сократить количество должностей, замещаемых призывниками, ликвидировать дефицит и иметь возможность выбора призывного контингента. Что касается вопроса подготовки военно-обученных резервов, то он нуждается в коренном пересмотре с учетом прошлого опыта и сегодняшних реалий, возникших с переходом на хозрасчет, развитием кооперативного движения и т. п. Это проблемы сложные, и к их решению нужно подходить ответственно.

Генерал-майор А. И. Владимиров, Мне кажется, что новую систему комплектования необходимо сделать основой военной реформы. Армия и флот должны быть кадровыми, профессиональными, комплектуемыми по найму в добровольном порядке, а также на основе всеобщей воинской обязанности, по принципу экстерриториальности. На мой взгляд, было бы целесообразно, чтобы весь офицерский корпус, прапорщики, сержанты, основные специалисты, служащие комплектовались только в добровольном порядке на конкурсной основе по найму, на основе контракта с четко обозначенными условиями и взаимными с государством обязательствами. При этом укомплектование рядовым составом можно было бы осуществлять также по найму или призывать для несения срочной службы сроком на 18 месяцев (из них 3 месяца-обязательный курс общей подготовки солдата в специальных центрах; 15 месяцев - служба в части с обязательным 14-дневным отпуском). Оплату военнослужащим призывного контингента целесообразно устанавливать в размерах, соизмеримых с зарплатой служащих по найму, с учетом уровня личной подготовки.

Б. В. МОЛОСТОВ. Вопрос достаточно проблематичен. С одной стороны, модель армии, заложенная более 70 лет назад, устарела и требует переосмысления. С другой - не приведет ли решение проблемы комплектования войск на основе добровольного найма к социальной изоляции военнослужащих от гражданского населения?

В. В. Серебрянников. Я глубоко убежден, что система добровольного найма (вербовки) является более демократичной и эффективной, обеспечивающей устранение многих негативных моментов в комплектовании армии, улучшающей ее качественный состав. Добровольная вербовка изначально ставит в равное положение государство и граждан, обеспечивает свободу военной профессии, определения сроков службы, реализации индивидуальности, а также способствует активизации деятельности сторон (государства и вербуемой молодежи) в улучшении условий жизни, внутреннего порядка и взаимоотношений между военнослужащими. Нивелируются такие негативные факторы, как игнорирование особенностей молодежи, приходящей в армию, вырабатывается система защищенности личности, новое отношение к ее достоинству и чести, правам и свободам. Все это серьезно влияет на уровень подготовки личного состава, отношение его к службе и воинскому порядку, поддержание строгой дисциплины и высокой боеготовности.

Полковник В. Н. Данилов, кандидат философских наук -начальник группы Управления информации МО СССР. Рассматривая возможные изменения в комплектовании Советских Вооруженных Сил и организации прохождения воинской службы, целесообразно, как мне кажется, и в дальнейшем не отказываться от всеобщей воинской обязанности и принципа экстерриториальности. Однако необходимо проработать предложения по переходу к комплектованию на добровольной основе ряда должностей младшего командного состава и ведущих специалистов. Полный переход на добровольный наем или профессиональную армию навряд ли целесообразен в ближайшей перспективе, и прежде всего по экономическим соображениям. В русле этого же направления, видимо, следует реорганизовывать систему мобилизационного развертывания, перестройку кадровой политики, введение альтернативной службы (для военных строителей, железнодорожных войск, частей гражданской обороны и т. д.). Не исключаю, что полный переход на профессиональную армию может привести к кастовости, отчуждению военной организации от широких народных масс.

Полковник В. М. Попов, кандидат философских наук, старший научный сотрудник - старший преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Военной академии Генерального штаба. Я считаю, что необходимо начать постепенный поэтапный переход в строительстве Вооруженных Сил СССР на принцип их комплектования по добровольному найму, сохранив всеобщую воинскую обязанность для военного времени и подготовки резервов, а в переходный период совместить обязательный призыв с альтернативной службой.

Б. В. МОЛОСТОВ. А как же в этом случае будет выглядеть экономическая сторона вопроса? Сейчас уже раздаются голоса, что высшее военное руководство якобы заинтересовано в том, чтобы иметь дорогую неэффективную армию, построенную на принципе всеобщей воинской повинности, чем дорогую, но небольшую и высокопрофессиональную. А кое-кто утверждает, что при переходе на профессиональную армию произойдет резкое сокращение военных расходов.

В. Н. Бабьев. Что касается экономической стороны перехода к комплектованию армии и флота на добровольном принципе, то расчеты показывают, что такая армия будет стоить дороже, чем современная. Обратимся к цифрам. В 1990 году из общей суммы расходов на оборону 71 млрд. руб. на содержание армии и флота утверждено 19,3 млрд. руб. Из них 5,8 млрд. руб. составят расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим, другая часть - 12,5 млрд. руб. пойдет на материально-техническое обеспечение войск и сил флота: на оплату продовольствия и вещевого имущества, обустройство соединений и частей и организацию быта военнослужащих, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, боевую подготовку личного состава и др. При переходе на профессиональную армию раздел военного бюджета, связанный с содержанием Вооруженных Сил, при сохранении на нынешнем уровне всех других расходов (закупки вооружения и военной техники, научные исследования и опытно-конструкторские работы, военное строительство, пенсионное обеспечение) значительно возрастет. Особенно увеличатся расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим.

Сегодня военнослужащие срочной службы находятся на полном государственном обеспечении. Выплачиваемое им денежное довольствие не является платой за воинский труд, а служит лишь добавкой к тому, что солдаты, матросы и сержанты получают по нормам натурального довольствия, и предназначено для удовлетворения некоторых потребностей, связанных в основном с личной гигиеной. Солдату наемной армии, для которого служба в Вооруженных Силах СССР станет профессией, будут платить как профессионалу. В печати не раз назывались возможные размеры такой оплаты. Если отбросить крайние точки зрения, когда одни говорят, что хватит 100-150 руб., а другие предлагают новобранцам по добровольному найму оклады в 500-600 руб., командиру взвода 1000 руб., командиру полка 1500 руб., то, видимо, при средней заработной плате- в стране более 250 руб. оклад в 300-350 руб. в месяц как стартовый для проходящих службу на должностях солдат и матросов нужно будет устанавливать, поскольку воинский труд существенно отличается от труда токаря, водителя автобуса, машиниста экскаватора или сельского механизатора, а воинская служба (это признается абсолютно всеми) сопряжена с тяготами и лишениями, нередко даже с повышенным риском для жизни.

Подполковник С. С. Скрипкин - старший офицер управления Южной группы войск. Да, конечно, пока наше государство не в состоянии платить большие деньги всем военнослужащим. Но переход к такой армии, учитывая дальнейшее ее сокращение, вероятно, будет необходим. Чтобы мы к этому были готовы, нужны эксперименты уже сейчас. Например, в каждом военном округе можно было бы сформировать по одному наемному полку, создать им условия для нормальной жизни: обеспечить квартирами, высокой заработной платой (от командира до солдата), во время отпусков путевками и т. д. Примерная заработная плата командира - 700-800 руб. (на уровне министра союзного значения), самого низкооплачиваемого солдата - 200-250 руб. Солдат подписывает контракт не менее чем на три года. Командирам дать право добавлять и снижать заработную плату, ходатайствовать о переходе из полка в другие части не по найму или, если солдат уже отслужил установленный срок в ненаемной части, увольнять. При отборе в эти полки следует принимать экзамены и проверять профессиональную подготовку. Через три-четыре года целесообразно путем инспектирования установить эффективность их подготовки, сравнить с другими частями. В целях экономии средств можно иметь такие полки (корабли) в каждом виде Вооруженных Сил. А если и это трудно, то хотя бы один полк на все Вооруженные Силы. Такой эксперимент надо начинать уже сейчас, чтобы изменения в жизни нашей страны не застали армию врасплох.

СПРАВКА

В армиях США и Великобритании, чтобы добиться заинтересованности при поступлении добровольцев на службу, кроме повышения уровня денежного довольствия в зависимости от продолжительности службы, роста квалификации, особенностей прохождения службы, широко используется система льгот, в том числе в области медицинского обеспечения, образования, профессиональной реабилитации и трудоустройства после увольнения из армии, пенсионного обеспечения, страхования жизни.

В. Н. Бабьев. Установление льгот для солдат-профессионалов в наших условиях - это тоже деньги немалые. В настоящее время идет одностороннее сокращение Вооруженных Сил СССР. Дальнейшее продвижение по пути разрядки, укрепления доверия и взаимопонимания между странами с различными социальными системами приведет к новым решениям на пути сокращения вооружений и вооруженных сил в мире. Исходя из реальной военно-политической обстановки будут совершенствоваться и строительство Советских Вооруженных Сил, и способы их комплектования. Сокращение войск (сил) может позволить уменьшить сроки воинской службы в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности. Это даст возможность расширять перечень должностей, связанных с обслуживанием сложных систем вооружения, на которые бы назначались военнослужащие, проходящие службу по контракту, т. е. на добровольных началах. Нормально развивающийся в таком направлении процесс совершенствования Вооруженных Сил будет способствовать еще большей профессионализации армии, хотя и сейчас процент профессионалов-офицеров, прапорщиков, мичманов достаточно высок (особенно в Военно-Морском Флоте, ракетных частях и др.). По данному пути, видимо, и следует идти.

Б. В. МОЛОСТОВ. Возможный переход на комплектование армии по добровольному найму связан только с увеличением расходов?

В. Н. Бабьев. Прогнозы показывают, что может быть достигнута некоторая экономия расходов, связанных с призывом и увольнением военнослужащих, содержанием и эксплуатацией военной техники в войсках, с хозяйственными, банно-прачечными и некоторыми другими статьями. Однако эта сумма вряд ли будет значительной и заметно повлияет на сокращение оборонных расходов.

Конечно, армия, основанная на принципе комплектования по добровольному найму, не будет дешевле существующей, а обойдется народу намного дороже, так как, кроме тех затрат, о которых я говорил ранее, необходимо будет учесть (путем установления соответствующих доплат и надбавок) особенности службы в различных видах Вооруженных Сил, ее продолжительность, квалификацию военнослужащих, природные и климатические условия дислокаций воинских частей. Ведь совершенно очевидно, что служба в качестве делопроизводителя в штабе (хотя и без этой специальности не обойтись) существенно отличается от службы механика-водителя танка или десантника, тем более от ратного труда в составе экипажа атомной подводной лодки. И наконец, прохождение воинской службы в центральной части РСФСР или Белоруссии не идет ни в какое сравнение с условиями службы на Севере или Чукотке. Для повышения заинтересованности военнослужащих в росте своего профессионального мастерства важно также, чтобы первоклассный специалист, прослуживший несколько лет, имел дополнительное материальное вознаграждение по сравнению с только что поступившим на службу молодым человеком. В связи с этим вполне реально вести разговор о том, что для солдата-добровольца денежное содержание могло бы быть (в зависимости от перечисленных и других условий) от 300 до 450 руб. в месяц. При таком подходе к оплате воинского труда рядового состава придется устанавливать на соответствующем уровне и денежное довольствие сержантам, прапорщикам и офицерам.

Следовательно, при численности Вооруженных Сил СССР, определенной после сокращения на 500 тыс. человек на 1 января 1991 года в 3 760 тыс. человек, расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим при комплектовании армии на новых принципах возрастут в несколько раз и составят 25-30 млрд. руб. в год.

Б. В. МОЛОСТОВ. Товарищи, мы сконцентрировали свое внимание большей частью на военно-технических аспектах военной реформы. Но есть же конкретный человек со своим мировоззрением и системой ценностных ориентации. Именно он будет осуществлять эту реформу.

Генерал-майор Н. А. Гребенкин, кандидат исторических наук - заместитель начальника управления идеологической работы Главного политуправления СА и ВМФ. Осуществлять реформу Вооруженных Сил, не «реформируя» соответствующим образом работу с личным составом, невозможно. Каждый воин обладает огромным творческим потенциалом. Его надо уметь использовать. Следовательно, поднять людей на перестройку можно лишь при условии серьезного улучшения работы с ними. Что здесь главное? Прежде всего это воспитание военнослужащих на социалистических ценностях. Наш идеал - гуманный, демократический социализм. Духовной основой такого общества был и остается марксизм-ленинизм, освобожденный от догматизма и схоластики, возрожденный на подлинно творческой, революционной сснове. Воспитание на социалистических ценностях предполагает решительный поворот к конкретной человеческой личности. Надо разъяснять, агитировать, учить людей, помогать каждому военнослужащему стать активным участником перестройки в Вооруженных Силах.

Речь идет, если так можно сказать, о гуманизации, «расказенивании» отношений и по горизонтали, и по вертикали. В отношениях «сверху вниз», как никогда, может быть, необходимы искренность и уважительность, недопустимы грубость, разносы. Общеизвестно, что методами разноса можно принудить, но не мобилизовать. Отсюда логично напрашивается вывод о том, что ныне руководитель (тем более политработник) должен быть постоянно с людьми, близок им, понятен, доступен. Непременное качество - терпимость к чужому мнению. Кто не может слушать и слышать подчиненных, не нашел духовного контакта с ними, человеческого взаимопонимания, тот не может оставаться во главе коллектива, поскольку он не поднимает, а подминает человека.

Ю. Я. Киршин. Все это так. Но сейчас в армию и на флот приходят молодые люди, которые пять лет жили в условиях перестройки. Некоторые из них участвовали в забастовках, были членами неформальных организаций, прочувствовали остроту национальных отношений. Они знают о снижении престижа партии, а также Вооруженных Сил в обществе. Молодежь впитала в себя не только позитивное влияние перестройки, но и негативное. Не все глубоко понимают новое политическое мышление по вопросам войны и мира, по-разному оценивают политику мирного сосуществования, интернациональный долг, военную помощь развивающимся странам. У какой-то части из них образовался мировоззренческий вакуум. Многие революционные, социалистические стереотипы сохранили свой номинальный статус, но значительно потеснены под натиском новой информации. Как быть в этой ситуации?

Н. А. Гребенкин. Конечно, обстановка непростая. Не случайно на это сейчас обращается особое внимание. Так, за последнее время предприняты меры, направленные на повышение уровня политической подготовки военнослужащих. Перестраиваются формы и методы воспитания. Больше становится открытости и, я бы сказал, честности в оценке состояния дел. Командиры, политорганы, штабы стали глубже анализировать деловые качества офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов, а также молодого пополнения, изменения в морально-психологическом состоянии воинских коллективов. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что в целом усиливается внимание к людям, их настроениям нуждам и запросам. Все это мобилизует личный состав на выполнение задач боевой готовности и боевой подготовки в условиях повышения требований к их качеству, на дальнейшее укрепление воинской дисциплины. Вместе с тем нельзя не видеть и негативные явления: падение престижа воинской службы, серьезные недостатки в укреплении дисциплины, конфликты на национальной почве и т. д. Перестраивая партийно-политическую работу в русле предстоящей военной реформы, мы видим главную задачу в том, чтобы добиться нового, более высокого качества обучения и воспитания личного состава, такой его подготовленности, которая гарантировала бы обеспечение надежной защиты социализма и дела мира.

С. С. Скрипкин. Я глубоко убежден, что в центре всех проблем военной реформы должен стоять, конечно, человек, его интересы и потребности. Надо прямо сказать, что нынешняя система социальной защищенности военнослужащих устарела. Нуждается в совершенствовании порядок бытового и материального обеспечения, требуются новые экономические и нравственные стимулы, чтобы поднять политическую и профессиональную активность офицеров. Интересы боевой готовности диктуют необходимость решительного упрощения системы общения солдат с вышестоящими командирами, совершенствования военного быта. При увольнении офицеров (даже при массовом сокращении армии) важно обеспечивать их экономическую и социальную защищенность. Любой офицер армии и флота на протяжении всей своей службы должен иметь социальные гарантии жизненного устройства.

Генерал-майор В. Л. Манилов, кандидат философских наук, начальник Управления информации МО СССР. Такая постановка вопроса, безусловно, представляется правильной. Конечно, в центре военной реформы, как и преобразования общества в целом, - человек. И не только (хотелось бы особо подчеркнуть это) как объект заботы и социальной защиты, а как деятельный, полноправный участник военной реформы, преобразования Советских Вооруженных Сил. В диалектическом сопряжении этих двух сторон, как мне кажется, - ключ к успеху реформы. Не секрет, что сегодня все шире распространяются потребительские, иждивенческие настроения, известная психология, руководствующаяся формулой «моя хата с краю». Поэтому, очевидно, радикально улучшая все, в том числе социально-бытовые условия, повседневную жизнь военнослужащих, способствуя всестороннему развитию личности, необходимо добиваться включения каждого офицера, сержанта, солдата в решение практических задач перестройки. И здесь чрезвычайное значение, на мой взгляд, имеет ликвидация того мировоззренческого вакуума, о котором говорил Юрий Яковлевич Киршин. Надо признать, что мы, наверное, недооценивали опасность той массированной, скоординированной атаки, которую развернули на идейные и нравственные устои нашего народа, в первую очередь молодежи, деструктивные, националистические, порой откровенно антисоветские силы. Сегодня, как никогда, важна принципиальная оценка спекулятивной сущности популистских фраз, попыток использовать митинговый гипноз для того, чтобы расшатать оборонное сознание, опорочить, дискредитировать прошлое нашей страны и Вооруженных Сил, Октябрь, партию Ленина, социализм. Поэтому, на мой взгляд, и одно из условий, и, может быть, главный залог успеха военной реформы, преобразования Советских Вооруженных Сил - сохранение и укрепление всего того, что составляет основу советского характера - преданность Родине, верность патриотическому, интернациональному долгу, готовность защищать интересы, свободу и независимость своего социалистического Отечества.

Г. И. Кальченко. Размышляя о военной реформе, нельзя забывать о той роли, которую играют в формировании общественного сознания средства массовой информации. Исходя из этого, я считаю, что в идеологической работе нужно сегодня переходить к решительному разоблачению тех средств массовой информации и отдельных группировок людей, которые очерняют историю армии и флота, их боевого пути, сегодняшнюю деятельность, подрывают авторитет воинской службы. Следует поставить заслон критиканству, которое конструктивную, серьезную, обоснованную критику подменяет злопыхательством, нагнетанием страхов, неприязни ко всему военному.

Н. А. Гребенкин. В связи с необходимостью усиления влияния на личный состав средств массовой информации встает вопрос о повышении их вклада в перестроечные процессы в армии и на флоте. В войсках и на флотах имеется около 700 телерадиоцентров. Учитывая, что в ближайшей перспективе станет массовым применение видеотехники, ее можно будет активно использовать для воспитания личного состава. Для этого следует наладить производство соответствующих видеофильмов на базе Киностудии Министерства обороны, а также путем размещения заказов на их производство в гражданских студиях. Немалые резервы имеет военная печать. Важно занять четкую позицию при освещении происходящих событий, добиваться оперативности и достоверности информации, большей глубины анализа и аргументации, конструктивности критики, усилить борьбу против антиармейских выпадов. Многое здесь может сделать и пресс-центр Министерства обороны СССР.

Процессы политизации и гласности, охватившие Вооруженные Силы, как и все советское общество, предъявляют новые, более высокие требования и к пропагандистским кадрам, их компетентности, способности вести дискуссии, спорить, убеждать. В условиях плюрализма мнений особое значение приобретает умение политработника слушать людей, «схватывать» в споре наиболее существенное, рациональное, накопленный опыт.

Манилов В. Л. Очевидно, здесь нужна активная позиция каждого военного человека. Критика, если она правдива и конструктивна, то какой бы горькой она ни была, всегда полезна. Поэтому не отрицание ее, не созерцательное возмущение тиражированием лжи и клеветы в адрес армии, а активное (через те же органы печати, телевидение и радио) выражение своего принципиального отношения к выступлениям и материалам средств массовой информации, которые извращают нашу военную историю и действительность, преследуют цель подорвать авторитет Советских Вооруженных Сил, воинской службы.

Б. В. МОЛОСТОВ. В Советских Вооруженных Силах существует система политорганов, партийных организаций, которые непосредственно занимаются формированием духовного мира личности, выполняют воспитательные функции. Каков взгляд на эту проблему в связи с реформой? Можно ли ожидать здесь каких-то перемен в условиях многопартийности?

Генерал-майор В. М. Дудник, кандидат исторических наук, доцент - начальник кафедры партийно-политической работы Военно-политической академии им. В. И. Ленина. Прежде всего о работе в условиях многопартийности, которая становится фактом. Сегодня проблема сотрудничества политотделов, являющихся органами КПСС в армии, с другими общественно-политическими образованиями обходится молчанием. Равно как не изучается проблема «армия и религия». Официально ее как будто и не существует. Хотя это далеко не так. С принятием закона о свободе совести политическая ситуация может резко измениться. Верующие не просто потребуют к себе внимания. Они могут потребовать реализации своих духовных прав. Готовы ли мы к этому? Конечно, нет.

A. И. Владимиров. Мне кажется, что институт политорганов и партийно-политический аппарат в ходе военной реформы должны подвергнуться существенным изменениям. Политорган в своей основе должен быть выборным, поставленным под контроль коммунистов и армейской общественности. Корпус политработников, видимо, необходимо трансформировать в институт профессионально подготовленных, безупречных в этическом и нравственном отношении офицеров. Его ядро должны составить кадры военных социологов, психологов, педагогов, обществоведов, способных обеспечить точный учет и гармонизацию интересов социальных групп, воинов различных национальностей и религий в каждом воинском коллективе.

B. М. Дудник. Согласен, что нового качества в работе политорганов можно было бы достичь путем выборности их состава. Не отвергая такого подхода, оппоненты тем не менее считают его малоприемлемым, так как это якобы поставит под вопрос осуществление главного принципа военного строительства - единоначалия. Каким образом это произойдет, не сообщается. Да и неубедительно, почему основной заботой политических органов должно быть самочувствие единоначальников, а не суверенные интересы первичных партийных организаций? Факты повседневной жизни говорят о том, что в армии, как и в стране, недостаток демократического контроля создает условия перерастания единоначалия в неограниченное своеволие, наносящее истинному единоначалию труднопоправимый урон. К тому же в настоящее время в армии нет четкой границы между административным централизмом (единоначалием) и политическим демократизмом (системой партполитработы). Это противоречит и генеральной идее реформы политической системы, которая заключается в разделении двух властей: советской (командир) и партийной (политорган).

Ю. Я. Киршин. Однако демократизация и гласность в Вооруженных Силах не могут механически копировать демократизацию и гласность общества, так как имеют определенную специфику. В армии и на флоте несравненно большую роль должны играть военные советы, политорганы, партийные и комсомольские организации. Единоначалие как принцип строительства Вооруженных Сил должно остаться незыблемым.

Полковник В, Ф. Андреев, кандидат философских наук, доцент - старший преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Военной академии тыла и транспорта. В связи с кардинальным преобразованием политической системы государства, в условиях многопартийности, видимо, возникнет необходимость проработки вопроса о создании Управления воспитания и культуры Министерства обороны СССР. Его основными задачами, на мой взгляд, могут быть: воспитание военнослужащих в духе советского патриотизма и интернационализма, пропаганда гражданского права; доведение до личного состава современных знаний и достижений науки в области психологии, политологии, социологии и других общественных наук, ценностей советской и мировой культуры; зашита социальных и политических прав военнослужащих; осуществление контактов частей и соединений армии и флота с общественными организациями и средствами массовой информации; постоянная целенаправленная работа по повышению престижа службы в Вооруженных Силах СССР.

Н. А. Гребенкин. М. С. Горбачев на мартовском (1990 года) Пленуме ЦК КПСС отмечал, что путь к повышению роли армейских партийных организаций и политорганов в строительстве качественно новых Вооруженных Сил лежит через обновление всей партийно-политической работы, через демократизацию жизни и деятельности воинских коллективов. «Конечно, - подчеркивалось на Пленуме, - это будет непростая перестройка армейских структур, но она назрела и к ней надо приступать».

Важнейшими направлениями перестройки и совершенствования структуры политорганов, партийных организаций, идеологических учреждений армии и флота являются ее оптимизация и приведение в полное соответствие с требованиями военной реформы. Основополагающий принцип деятельности всех органов управления - их способность в новых условиях с учетом исторического опыта наиболее эффективно решать поставленные задачи. Наше партийное строительство в армейских условиях впитало немало ценного, поучительного, Этот опыт прошел проверку не только временем, но и огнем и кровью.

В. М. Дудник. К сожалению, при существующих статусе и полномочиях партийных комиссий они по существу, действуя по указке начальников политотделов (а то и командиров), выступают как своего рода политическая опричнина, наказывая или милуя по своему усмотрению. Да и политорганы в представлении многих обывателей выполняют функции не столько политического руководства, сколько политической полиции и полиции нравов. Подобные суждения, к сожалению, имеют под собой историческую почву, что требует специального рассмотрения и гласного обсуждения. Трансформация названных сфер в ходе реформы должна быть такой, чтобы подобные обвинения стали немыслимы и противоестественны. Сегодня даже размышления в этих направлениях приравниваются кое-кем к антипартийности. Между тем это трудная наука, которую надо постигать и вырабатывать конкретные программы и структуры. Полагаю, что это проблемы не только военного ведомства, а теперь даже и не внутрипартийные. В новых условиях они приобретают ранг общенациональных.

Н. А. Гребенкин. Что касается обывателя и его представлений о парткомиссии и политотделе, так на то он и обыватель, чтобы, услышав о недостатках в их работе, впасть в истерику. У армейских коммунистов (да и не только у них) есть свои проверенные жизнью оценки деятельности парткомиссии и политорганов. Как прежде, так и в настоящее время они играют важную роль в воспитании коммунистов, укреплении политико-морального состояния личного состава, воинской дисциплины и правопорядка. Именно это сейчас главное и принципиальное.

Б. В. МОЛОСТОВ. В заключение нашей беседы попробуем сформулировать основные принципы военной реформы.

В. Л. Манилов, Конечно, сформулировать принципы военной реформы можно пока в порядке размышлений. Мне кажется, условно принципы военной реформы следует сгруппировать в несколько блоков. Напрашиваются, например, такие: политические принципы, организационные и социальные. Разумеется, возможна и другая система. Но если попытаться конкретизировать эту, то я бы отнес к политическим принципам прежде всего количественное и качественное соответствие военной организации государства степени реальной военной угрозы. Не менее важным представляется принцип поддержания баланса военных сил сторон при последовательном взаимном снижении его уровня. И наконец, разумное сочетание политических и военных средств в системе обеспечения безопасности при безусловном приоритете первых.

Что касается организационных принципов, то в их числе можно назвать прежде всего сочетание кадровой организации Вооруженных Сил СССР со всеобщей воинской обязанностью при постепенном увеличении в личном составе удельного веса военнослужащих-профессионалов. Представляются бесспорными и принципы экстерриториальности комплектования армии и флота, общегосударственной системы их оснащения, обеспечения и снабжения, единоначалие на демократической, правовой основе.

И наконец, социальные принципы, очевидно, заключаются в гарантированном обеспечении социальной защищенности всех категорий военнослужащих в обществе и в Вооруженных Силах, в реализации потенциала армейских и флотских демократических институтов, обеспечении гласности в вопросах оборонного строительства (исключая, разумеется, те, которые связаны с государственной и военной тайной).

Генерал-майор А. Н. Баженов, кандидат исторических наук - главный редактор журнала «Военная мысль». Товарищи, позвольте выразить искреннюю и сердечную признательность за участие в беседе за «круглым столом». В поле зрения специальной комиссии, о которой уже упоминалось в нашем разговоре за «круглым столом», находятся анализ и учет различных предложений, связанных с разработкой целостной концепции военной реформы. Видимо, не останутся без внимания и те конструктивные (порой противоречивые, неоднозначные) мнения и оценки, которыми поделились участники «круглого стола». Мы полагаем, что это начало большого разговора, и будем признательны офицерам и генералам, которые откликнутся и выскажут свои пожелания, мнения, позиции по поднятым в беседе вопросам.

История свидетельствует, что военные реформы, являясь глубоким, целостным преобразованием военной системы государства, проводятся, как правило, на переломных этапах развития и вызываются крупными сдвигами в международной и внутренней обстановке, политике, экономике, социальной сфере, науке и технике, военном деле. Так, в результате «милютинской» реформы 1860-1870 годов XIX столетия были реорганизованы централизованные управления, образованы военные округа, введена всесословная воинская повинность, создан запас обученных резервов, необходимых для развертывания армии в военное время, вооруженные силы превращены в армию буржуазного типа, проведено ее перевооружение на новое оружие, освоены соответствующие способы боевых действий, утверждены новые уставы, методы обучения и воспитания войск, подготовки кадров. Осуществление ее проходило поэтапно в течение почти двадцати лет.

Нельзя не отметить и создание в 1918 году добровольческой, а затем массовой регулярной Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота принципиально нового типа, проходившее под непосредственным руководством В. И. Ленина. Новые подходы к формированию военной организации обеспечили резкое увеличение боеспособности и численности войск, а умелое использование армейских и. фронтовых объединений на различных ТВД в ходе гражданской войны позволило одержать верх в противоборстве с контрреволюцией и силами внешней интервенции.

Исключительной смелостью и расчетливостью отличалась военная реформа 1924-1925 годов (известная как реформа М. В. Фрунзе), когда СССР, находясь в положении тотального капиталистического окружения, пошел на крупное сокращение постоянной армии, строительство территориально-милиционных войск, ввел единоначалие и осуществил другие меры, позволившие облегчить бремя военных расходов, сделать упор на решение крупных экономических проблем, не ставя под угрозу безопасность Советского государства.

Если вести речь о военной реформе в современных условиях, то прежде всего необходимо отметить, что по своей глубине и последствиям это крупнейшее преобразование оборонной сферы. Под ней подразумеваются не только кардинальные изменения структуры, боевого состава армии и флота, систем их технического оснащения, укомплектования, управления, но и существенные, проводимые по решению высших органов власти обновления всех сторон советского общества.

Министр обороны СССР генерал армии Д.Т. Язов в беседе с корреспондентом газеты «Правда» 23 февраля 1990 года изложил замысел военной реформы. Суть его сводится к следующему: привести все оборонное строительство, и прежде всего Советские Вооруженные Силы, их состав, организационно-штатную структуру и оснащение, в строгое соответствие с проводимой СССР политикой в области обороны и безопасности, с современной военной доктриной, принципом разумной достаточности для обороны (с учетом результатов переговоров в Вене и Женеве и практических действий по разоружению другой стороны); заменить экстенсивные пути решения задач обороны страны, повышения боеготовности войск и их подготовки интенсивными, качественными; осуществить всестороннюю и глубокую демократизацию воинской жизни, радикально улучшить социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей. Дальнейшие шаги но углублению реформы будут предприниматься в строгом соответствии с динамикой развития военно-стратегической обстановки в мире, учетом основных направлений развития вооруженных сил государств противостоящих союзов а политики СССР в области обороны и безопасности.

Таким образом, четкое концептуальное осмысление целей и задач военной реформы даст возможность правильно определить конкретные меры перестройки во всей сфере обеспечения безопасности: правовом закреплении на союзном и республиканском уровнях статуса и задач различных органов системы обороны, взаимоотношений армии и народа, местных органов самоуправления и народного хозяйства, общественных организаций, реорганизации научной работы, военной экономики, структуры Вооруженных Сил СССР, их комплектования и технического оснащения, оперативной, боевой и политической подготовки военных кадров, социального обеспечения военнослужащих.

В заключение хочу подчеркнуть: военная реформа может и должна стать материальной основой перехода от наметившейся военно-политической разрядки к разрядке военной. Конечно, имеется в виду, что такой переход будет осуществляться на началах взаимности и безусловного обеспечения одинаковой безопасности стран. Уникальность и одновременно чрезвычайная сложность ее заключается в том, что в отличие от прошлых военных реформ она гораздо шире по охвату государственных структур и глубже по задачам. Конечная же цель осуществления - упрочение государственной и всеобщей безопасности не на путях наращивания военной мощи, а в направлении претворения в жизнь советских инициатив по снижению военной напряженности. Главными тенденциями развития военной реформы должны быть сдерживание гонки вооружений, последовательное сокращение уровней вооружений и вооруженных сил двух противостоящих военно-политических союзов до разумной достаточности. Для этого необходимо уже сегодня дать научно обоснованные выводы о возможных моделях обороны в условиях сокращения войск и вооружений, принципах комплектования Вооруженных Сил СССР. И переход на комплектование армии и флота только путем добровольной вербовки, конечно же, не панацея в разрешении этих многотрудных вопросов (пример - добровольное комплектование органов МВД).

Опыт свидетельствует, что военные реформы имеют успех только в том случае, если они опираются на реконструкцию политических и социально-экономических структур жизни общества. Так, и «милютинская», и военная реформа 1924-1925 годов осуществлялись на базе и в контексте политических и экономических решений коренных проблем того времени. Иначе говоря, вне общественных изменений реализация военной реформы невозможна.

ОТ РЕДАКЦИИ

В нашей печати появляется немало публикаций, в которых высказываются предложения по совершенствованию военной организации государства, рассматриваются варианты планов осуществления военной реформы. Как свидетельствуют материалы «круглого стола» журнала, проблема эта очень сложная. Готовых ответов, думается, ни у кого нет. Их предстоит искать коллективно, отбирая наиболее здравое, рациональное, конструктивное из всего обилия существующих точек зрения, проверяя в дискуссиях надежность аргументов.

Исходя из этого, редакция предлагает читателям оценить сказанное и поделиться своими мыслями по данному вопросу.

Окончание. См.: Военная мысль. - 1990. - № 4. - С. 30.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации