Экономическая стратегия перестройки оборонные аспекты

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/1989, стр. 3-11

Решения XXVII съезда КПСС -в жизнь!

Экономическая стратегия перестройки: оборонные аспекты*

Полковник Н. Ф. КАРАСЕВ,

доктор экономических наук

* Статью рекомендуется использовать в системе марксистско-ленинской подготовки руководящего командно-политического состава Вооруженных Сил.

ПРОЦЕСС революционного обновления все глубже проникает в та-* ' кую важную сферу жизни нашего общества, как экономика. Выдвинутая партией экономическая стратегия перестройки последовательно реализуется в конкретных практических делах.

Важнейшим этапом в обновлении политической жизни страны стала XIX Всесоюзная партийная конференция. В ее решениях содержится, в частности, принципиальная политическая установка на то, что эффективность нашего оборонного строительства отныне должна обеспечиваться преимущественно качественными параметрами. Определяющим фактором в реализации этой установки является успешное осуществление современной экономической стратегии партии.

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПЕРЕСТРОЙКИ

Экономическая стратегия КПСС - важнейшая составная часть экономической политики партии, определяющая долговременные, фундаментальные цели хозяйственного развития и главные средства их осуществления. Охарактеризовать сущность экономической стратегии-значит уточнить ее место и роль в более широком общественном процессе- экономической политике партии, которая в деятельности КПСС всегда занимала ведущее место. В. И. Ленин указывал, что, после взятия пролетариатом власти, экономическая политика станет ведущей в системе политики в целом. «Наша главная политика, - писал он, - сейчас должна быть - экономическое строительство государства...». (Поли, собр. соч., т. 41, с. 407).

Экономическая политика партии выполняет весьма ответственные функции. Во-первых, она всесторонне анализирует экономическую обстановку и прогнозирует ее развитие, вырабатывает обоснованные идеи, положения, концепции социально-экономического развития государства; во-вторых, осуществляет перевод разработанных планов в сферу реальной практической деятельности, обеспечивает выполнение и контроль поставленных задач; в-третьих, мобилизует партийные и общественные организации, всех трудящихся на реализацию задач социально-экономического развития, ведет пропаганду, направленную на идеологическое обеспечение руководства экономическими процессами.

В зависимости от степени преобладания той или другой вышеназванной функции различают две составные части экономической политики: экономическую стратегию и экономическую тактику. Обе части тесно взаимосвязаны. Однако все же можно утверждать, что первые две функции экономической политики относятся к экономической стратегии, а третья - к экономической тактике.

В. И. Ленин называл политику единством науки и искусства. Экономическая стратегия - это та часть экономической политики, которая ее образует. Различают общую экономическую стратегию партии и ту, которая соответствует определенному историческому периоду развития страны.

Общая экономическая стратегия КПСС заключается в построении коммунистического общества. Партия постоянно соотносит с коммунистической перспективой все задачи организаторской и идеологической работы. Социализм и коммунизм являются последовательными фазами единой коммунистической формации, поэтому в переходе общества от одной фазы к другой нет резких границ. Развитие социализма, всестороннее совершенствование социалистического общества, все более полное раскрытие и эффективное использование его возможностей и преимуществ, укрепление присущих ему общекоммунистических начал и означают действительное движение общества к коммунизму.

На нынешнем исключительно важном историческом этапе развития нашего общества эти задачи призвана решать экономическая стратегия перестройки. В рамках экономической стратегии любого исторического этапа выделяют, как правило, два основных элемента: фундаментальные цели хозяйственного развития и главные средства их осуществления.

Фундаментальной целью экономической стратегии перестройки партия определила создание качественно нового состояния советского общества. В документах XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые содержится наиболее развернутая характеристика его основных черт. Вот некоторые из них: утверждение подлинного, реального гуманизма, при котором человек на деле становится «мерой всех вещей»; основами экономики являются различные формы собственности и организации производства; эффективная и динамичная экономика, опирающаяся на лучшие достижения научно-технического прогресса и обеспечивающая наивысшую производительность труда; укрепление принципа социальной справедливости, сочетающего социальные гарантии жизненно важных потребностей человека с последовательным проведением в жизнь принципа распределения по труду, с искоренением при этом любых форм уравнительности и социального паразитизма; полнокровная и насыщенная в материальном и духовном отношении жизнь человека труда, в которой потребительство, бездуховность и культурный примитивизм не найдут себе места. Качественно новое состояние советского общества партия рассматривает как важную ступень на .пути к коммунизму.

Главные экономические средства достижения этой стратегической цели перестройки определены в новой редакции Программы КПСС, и первым из них по праву является ускорение научно-технического прогресса. В ближайшие годы и десятилетия предстоит осуществить техническую реконструкцию народного хозяйства и на этой основе преобразовать материально-техническую базу. Первостепенное значение имеет быстрое обновление производственного комплекса путем широкого внедрения передовой техники, наиболее прогрессивных технологических процессов и гибких производств, позволяющих оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции и дающих наибольший экономический и социальный эффект.

Второе средство - это все структурные изменения в экономике. Намечено более высокими темпами развивать отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс и успешное решение социальных задач, добиваться оптимального соотношения потребления и накопления, улучшения пропорций между производством средств производства и предметов потребления, совершенствовать агропромышленный комплекс.

Третье стратегическое средство хозяйствования в условиях перестройки- совершенствование социалистических производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. В центре внимания партии при этом находятся укрепление и приумножение общественной собственности на средства производства, являющейся основой экономической системы социализма.

Большое значение придается совершенствованию распределительных отношений, оказывающих активное воздействие на рост коллективной и личной заинтересованности в развитии общественного производства, уровень и образ жизни людей. Совершенствование в этом направлении призвано обеспечить оптимальное сочетание различных интересов: личных, трудовых коллективов, различных социальных групп с общегосударственными, общенародными и таким образом использовать их как движущую силу для роста экономики. Все эти задачи решаются в рамках радикальной экономической реформы.

Говоря о главных экономических средствах достижения стратегической цели перестройки, надо сказать, что особенность нынешнего момента в стране состоит в том, что дальнейшее наше развитие все больше упирается в несовершенство политических институтов. Выступая на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, товарищ Горбачев М. С. в связи с этим отметил, что только в сочетании экономической реформы с политическими преобразованиями, демократизацией и гласностью можно решить задачи, которые мы с вами поставили и на ближайшее будущее, и на перспективу.

Не подкрепим сейчас политической реформой процессы, начавшиеся в экономике, социальном переустройстве общества, оздоровлении духовной сферы, не создадим соответствующую им систему управления, не обновим радикально работу Советов, наших кадров - все перестроечные процессы неизбежно будут буксовать.

Нас многому научил опыт не удавшихся в прошлом попыток поправить положение дел в экономике, не меняя ничего в политике, не осуществляя широкие демократические преобразования. Политическая реформа - это своего рода кислород, необходимый для жизнедеятельности общественного организма.

Такова сущность экономической стратегии перестройки, которая направлена прежде всего на решение задач ускорения социально-экономического развития страны. Разумеется, при этом решаются и принципиальные оборонные задачи.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБОРОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Советское оборонное строительство на нынешнем этапе развития нашего общества ведется в строгом соответствии с выдвинутой XXVII съездом КПСС концепцией нового политического мышления, определяющей современную политику партии. Это находит конкретное практическое воплощение в оборонительном характере советской военной доктрины.

Одним из основных ее элементов является принцип оборонной достаточности. Достаточность сил и средств для обороны - это уровень военной мощи государства (коалиции государств), который соизмеряется с уровнем военной угрозы, характером, интенсивностью военных приготовлений империализма и определяется потребностями, необходимыми для обеспечения безопасности. Военная мощь государства (коалиции государств) характеризуется через экономический, научный, морально-политический и собственно военный потенциалы. Следовательно, принцип оборонной достаточности является комплексным, содержащим в себе одновременно политический, военный, технический и экономический элементы. Логику их взаимодействия в современных международных условиях можно представить следующим образом.

Во-первых, исходными пунктами служат политические договоренности о ракетно-ядерном разоружении, запрещении химического оружия. Определенный сдвиг в этом направлении сделан в связи с заключением Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Во-вторых, в военном плане это должно повлечь за собой создание такой структуры вооруженных сил государств, боевой состав которых был бы достаточным для отражения возможной агрессии, но недостаточным для ведения наступательных действий. Как отмечал М. С. Горбачев, первым шагом в этом направлении может быть контролируемый отвод от границ ядерного и другого наступательного оружия с последующим созданием вдоль границ полос разреженных вооружений и демилитаризованных зон между потенциальными противниками. В принципе необходимо вести дело к роспуску военных блоков и ликвидации баз на чужих территориях, к возвращению домой всех находящихся за рубежом войск.

В-третьих, в технико-экономическом отношении это объективно приведет к резкому сокращению объема и изменению структуры военно-экономических потребностей, которые нельзя ограничивать одними лишь потребностями армии и флота в вооружении, боевой технике и других средствах ведения вооруженной борьбы. По своей сущности военно-экономические потребности государства представляют собой совокупность его экономических нужд, обусловленную всесторонним обеспечением обороноспособности страны. Сюда относятся также накопление, хранение и поддержание необходимого уровня запасов, всесторонняя мобилизационная готовность, другие слагаемые.

В-четвертых, в экономическом плане указанные потребности служат основными ориентирами для разработки прежде всего военного бюджета. Ведь в отличие от других товаров военная продукция может быть продана только на государственном рынке. Это значит, что вся стоимость вооружений целиком возмещается из той части национального дохода, которая концентрируется и перераспределяется через механизм государственных финансов. Сокращение военно-экономических потребностей создает объективные условия для соответствующего уменьшения бюджета на оборону.

В-пятых, экономическое обеспечение вооруженных сил опирается на оборонное производство. Важнейшее направление его развития состоит в том, чтобы обеспечить точный учет объема и структуры военно-экономических потребностей для обороны. Снижение потребностей в ракетно-ядерном оружии и военной технике неизбежно повлечет за собой уменьшение спроса на материальные средства (станки, машины, сырье), необходимые для изготовления продукции военного назначения, а также поддержания соответствующего уровня ее запасов.

Такова объективная логика развернутой реализации принципа оборонной достаточности, вскрывающая целевую установку оборонной направленности экономической стратегии перестройки.

Рассматриваемый принцип в современных условиях предполагает неуклонное снижение уровней военного и военно-экономического противостояния, переход от экономики вооружения к экономике разоружения при соблюдении взаимности, равенства и одинаковой безопасности сторон. Как известно, эти уровни лимитируются не нашей страной. Советский Союз готов к их радикальному снижению, к конструктивным переговорам по вопросам сокращения вооруженных сил и вооружений.

Наглядной демонстрацией готовности укреплять этот здоровый процесс не только словом, но и делом служит решение Советского Союза о сокращении Вооруженных Сил в одностороннем порядке, которое товарищ М. С. Горбачев изложил в своем выступлении на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН3. Однако положение в мире остается сложным и противоречивым. Продолжают существовать очаги агрессии и войн, искусственно поддерживаемые силами империализма. Сохраняется угроза миру со стороны империалистического милитаризма.

Наша партия и в этих непростых условиях последовательно осуществляет принцип оборонной достаточности, суть которого заключается в следующем. Раньше мы в ряде случаев, соглашаясь с навязываемыми нам «правилами игры», следовали за Соединенными Штатами, пытаясь их догнать по многим количественным показателям ими же развязанной и подхлестываемой гонки вооружений. Постепенно «зеркальная» трактовка паритета стала казаться чем-то само собой разумеющимся. США таким образом целенаправленно хотели измотать нас экономически. Трактовка паритета как количественного равенства стратегических сил по боевым возможностям позволяла администрации США навязывать нам гонку вооружений на избранных ею, но на наиболее не выгодных нам направлениях. Новое политическое мышление предполагает отойти от такой практики. Вот почему вывод XIX Всесоюзной партийной конференции о необходимости обеспечивать эффективность оборонного строительства преимущественно качественными параметрами имеет новаторский характер. Он находится в диалектическом единстве с принципиальными установками современной экономической стратегии партии, и полнота его практического воплощения, с одной стороны, будет способствовать успеху социально-экономической перестройки, с другой - в определяющей мере зависеть от происходящих процессов хозяйственного обновления. Эта зависимость четко просматривается по качественным параметрам всех основных направлений оборонного строительства.

Первое слагаемое оборонного значения экономической стратегии перестройки - ее решающее воздействие на военно-техническое оснащение Вооруженных Сил. Акцент на качество в отношении военной техники заключается прежде всего в радикальном повышении ее надежности, улучшении боевых характеристик. Это в решающей мере зависит от общего экономического развития. «Победа насилия основывается на производстве оружия, - писал Ф. Энгельс, - производство оружия, в свою очередь, основывается на производстве вообще, следовательно... на «экономической силе», на «хозяйственном положении», на материальных средствах, находящихся в распоряжении насилия» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 170).

Коренной вопрос экономической стратегии перестройки - кардинальное ускорение научно-технического прогресса. Решается он посредством единой научно-технической политики партии, представляющей собой систему экономических, организационных, идеологических мер, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития науки, воплощения ее результатов в новой технике и технологии.

Единая научно-техническая политика партии реализуется сегодня по целому ряду конкретных направлений: техническая реконструкция народного хозяйства на базе крутого изменения инвестиционной и структурной политики; совершенствование управления научно-техническим прогрессом и форм интеграции науки и производства; повышение эффективности и качества научно-технических разработок; всемерная активизация социального фактора ускорения научно-технического прогресса; укрепление научно-технической интеграции стран социалистического содружества.

Важной составной частью единой научно-технической политики партии является ее военно-техническая политика, которая представляет собой систему взглядов и мероприятий, определяющую развитие средств вооруженной борьбы и достаточную техническую оснащенность Вооруженных Сил в интересах защиты страны от агрессии. Нацелена она на разработку конкретных мероприятий, направленных на развитие оружия и боевой техники, реализацию разработанных планов их создания и серийного производства, эксплуатационно-техническое обеспечение высокой боевой готовности оружия и эффективное его использование в случае развязывания войны реакционными силами империализма. Военно-техническая политика партии решает следующие задачи: способствует обеспечению первоочередного и преимущественного развития тех средств вооруженной борьбы, от которых главным образом зависит могущество Вооруженных Сил, их способность решать стратегические и оперативно-тактические задачи по защите нашей страны от любого агрессора; научно обоснованно определяет рациональный состав вооружения для каждого вида Вооруженных Сил и рода войск с учетом обеспечения их тесного взаимодействия в операциях; обеспечивает выпуск новых комплексов, образцов оружия и боевой техники, базирующихся на новейших научных и технических достижениях; добивается высокой технологичности вооружения, т. е. минимальных затрат живого и овеществленного труда, связанных с переходом на выпуск новой боевой техники; обеспечивает модернизацию уже состоящих на вооружении видов оружия и боевой техники.

В результате неустанной заботы КПСС Советские Вооруженные Силы располагают современными, мощными видами оружия, обладающими большой досягаемостью, быстродействием, значительной разрушительной и поражающей мощностью, высокой точностью наведения на цель. Однако в деле дальнейшего повышения качества боевой техники есть резервы, нередко весьма значительные, которые необходимо настойчиво использовать. Эту задачу наши ученые, конструкторы, инженеры, труженики оборонной промышленности решают совместно с военными специалистами, воинами Вооруженных Сил.

Второе слагаемое оборонного значения экономической стратегии перестройки - ее активная направленность на всемерную интенсификацию экономических, в том числе военно-экономических, научных исследований. Как известно, развитие военной науки является одним из важнейших элементов оборонного строительства. В современных условиях ее основные качественные параметры зависят от ускоренного развития приоритетных направлений, в первую очередь от разработки новых концепций военного искусства в соответствии с оборонительным характером нашей военной доктрины.

Важную роль в этом выполняет военная экономика - наука, представляющая систему знаний об экономическом обеспечении подготовки и ведения войн, принципах, способах и методах оснащения вооруженных сил материальными средствами, об эффективном их использовании для решения военных задач. Военная экономика входит в число слагаемых экономической стратегии партии и вместе с другими экономическими, военными и специальными науками призвана научно обосновывать наиболее эффективные пути решения современных военно-экономических задач по защите социалистического Отечества, поддержанию постоянной боевой готовности, что гарантирует немедленный отпор любому агрессору.

Конкретными задачами теории военной экономики на сегодня являются: обоснование количественных показателей военно-экономических потребностей с позиций принципа оборонной достаточности; анализ качественных показателей сферы народного хозяйства в условиях оборонительного характера нашей военной доктрины (отраслевая структура, направление капиталовложений и всех ресурсов вообще, распределение трудовых ресурсов, экономическая эффективность военного производства и т. д.); анализ использования экономических ресурсов в военных целях во времени и пространстве (организация доставки боевой техники и оружия в трудных условиях войны); исследование экономической готовности страны (коалиций государств) к войне; изучение экономических возможностей противника.

Июльский (1988 года) Пленум ЦК КПСС потребовал существенно усилить конструктивность научных исследований, проводимых в интересах разработки экономической стратегии перестройки. Это в полной мере относится и к военной экономике, так как наша военно-экономическая мысль порой еще грешит инертностью, шаблоном, отсутствием конкуренции идей. Трудно рассчитывать на ее высокую отдачу без решительного отказа от устаревших подходов, методов, стереотипов, без демократизации военно-экономической науки. Поэтому в условиях перестройки руководящим военным кадрам, как никогда раньше, необходимо активнее привлекать экономистов к разработке военных концепций и замыслов, конкретнее формулировать заказы ученым, своевременно использовать результаты важных военно-экономических исследований.

Третье слагаемое оборонного значения экономической стратегии перестройки состоит в том, что ее реализация оказывает существенное воздействие на совершенствование состава Вооруженных Сил. Главную роль в этом играет повышение роли человеческого фактора в жизни армии и флота. Только через деятельность людей, их инициативу и творчество, добросовестный труд, сплоченность и самоотверженность армия и флот могут быть подняты на качественно новый уровень.

Экономическая стратегия перестройки создает весьма благоприятные объективные условия для повышения уровня подготовки личного состава соединений и частей. Наиболее важную роль в этом играет радикальная экономическая реформа, которая служит основным фактором формирования научного экономического мышления советских военных кадров.

Экономическое мышление советского офицера - это интеллектуальная способность командира, политработника, военного инженера, любого специалиста осмыслить, проанализировать экономические явления, связанные с подготовкой соединений, частей и подразделений к защите Отечества, завоеваний социализма. Оно позволяет соотносить экономические понятия, категории, теории с реальностями воинской деятельности в целях повышения эффективности использования средств, выделяемых на оборону, наращивания экономических основ обороноспособности социалистического государства.

Профессия военного руководителя не только сложна, но и чрезвычайно ответственна, так как от его решений во многом зависят судьбы и жизни многих людей, использование оружия, машин, механизмов, различных материальных ценностей. При увеличении объема и усложнении структуры потребления Вооруженных Сил неизмеримо возрастает значение научно обоснованных экономических решений, их точность, новизна технико-экономических решений различного масштаба.

Важное место в системе командирской и специальной подготовки военнослужащих занимает овладение экономическими знаниями, понимание ими экономических аспектов укрепления оборонного потенциала социалистического государства. Этому во многом способствует углубленное изучение вопросов радикальной экономической реформы, которая всколыхнула все наше общество, весь личный состав армии и флота. По данным военных социологов, в воинских коллективах более половины задаваемых агитаторам и пропагандистам вопросов связано с ее проблемами, развитием. На страницах армейской печати, в том числе центральной, идут живые, заинтересованные дискуссии о «полковой экономике», полном хозрасчете военных предприятий, развернут экономический всеобуч. Это оказывает обновляющее воздействие на жизнедеятельность всего армейского организма.

Гибкая, динамичная, демократичная система хозяйственного управления, создаваемая в ходе реформы, наряду с другими составными частями перестройки должна стать существенным фактором улучшения качества подготовки призывного контингента. Внедрение полного хозяйственного расчета и самоуправления способствует формированию у советских людей, в том числе и у молодежи, чувства хозяина, повышает инициативу и ответственность за свои дела. Эти качества имеют исключительно большое значение для воинов, овладевающих современными оружием и боевой техникой.

Четвертое слагаемое оборонного значения экономической стратегии перестройки заключается в том, что она всем своим содержанием направлена на повышение эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, всемерное усиление экономики. В результате научно-технической революции в армии и на флоте идет постоянный процесс насыщения войск новыми видами оружия, боевой техники, транспортными средствами, средствами управления и связи. Происходит объединение отдельных видов оружия в сложные системы, включающие большое число разнообразных машин, агрегатов, устройств и требующие проведения комплексных исследовательских работ многих научных коллективов, наличия специального оборудования, дефицитного сырья, значительных затрат высококвалифицированного труда. По мере развития науки быстрее происходит смена поколений оружия, в связи с. этим сокращаются сроки его замены, стоимость его новых модификаций увеличивается, что повышает общие расходы на содержание вооружения. Поэтому в настоящее время проблема эффективного использования военно-экономических ресурсов достигла небывалой остроты. Непрекращающаяся по вине империализма гонка вооружений тяжелым бременем ложится на экономику.

Рост военных расходов имеет объективные экономические границы, несоблюдение которых может нарушить весь процесс воспроизводства, поставить экономику на грань кризиса. Поэтому соответствие военного строительства экономическим возможностям страны (коалиции стран) является одним из основных законов военной экономики.

В связи с этим заслуживают внимания и изучения предложения о значительной активизаций хозрасчетных отношений в армии и на флоте. Наиболее развернуто точку зрения по данному вопросу изложил генерал-майор А. И. Владимиров в статье «О некоторых вопросах углубления перестройки военной службы». Прежде всего представляется весьма плодотворным и жизнеспособным его предложение о кардинальном расширении и законодательном закреплении за соединениями юридических прав и финансовых возможностей при заключении двусторонних хозяйственных договоров с предприятиями, в том числе, добавлю от себя, с ремонтными заводами и отдельными (необходимыми для обслуживания части) специалистами. Это предложение в полной мере соответствует сути экономической стратегии перестройки.

Чем же оно рационально? Для "примера возьмем отношения соединений и заводов по ремонту оружия и боевой техники. По действующему порядку соединение и обслуживающий его ремонтный завод по отношению друг к другу фактически безответственны, а поэтому небрежны и расточительны. Системой хозяйствования установлено, что соединение подает заявки на ремонт своего вооружения не ремонтному заводу непосредственно, а специально созданному для этого аппарату управления. Последний обобщает полученные заявки и отдает распоряжение заводу на ремонт. Соединение не несет никакой ответственности перед соответствующим ремонтным заводом за сроки поставки техники, нередко нарушает график отхода ремонтного фонда и может поставить заводскую производственную программу на грань срыва. В свою очередь ремонтный завод, «отгороженный» от обслуживаемого им соединения управленческим учреждением, нередко позволяет себе завышать стоимость работ, не всегда обеспечивает должное качество. Поэтому только прямые отношения по линии «соединение - ремонтный завод» создадут, на мой взгляд, необходимые условия для усиления взаимной ответственности.

Одним из непременных условий эффективного использования средств, выделяемых на оборону, является повышение экономического образования офицерского состава, всех военнослужащих. Без глубокого знания экономических законов, особенностей их действия в сфере военной экономики, без знаний основ экономического анализа и других военно-экономических вопросов нельзя успешно решать оборонные задачи, эффективно и бережно использовать находящиеся в распоряжении Вооруженных Сил материальные ценности, в которые вложен труд миллионов людей.

Однако лишь понимание экономических проблем, в том числе значения высокой эффективности использования материальных ресурсов, предназначенных для обороны, не может их устранить. Не менее важны творческий подход к решению конкретных военно-экономических задач, стремление к постоянному поиску оптимальных путей достижения поставленных целей, выработка умения разумно расходовать средства, добиваться наибольших результатов в обучении войск и поддержании их высокой боеготовности при оптимальных материальных затратах. Глубокая партийность и ответственность, подход к любому вопросу военно-экономической деятельности с позиций общенародных, государственных интересов - неотъемлемая черта экономического мышления всех военнослужащих.

Правда. - 1988, - 30 ноября.

Правда. - 1987. - 17 сентября.

Военная Мысль. - 1988. - № 10, - С. 43-53.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации