Эволюция взглядов на роль и место авианосных ударных сил в вооруженной борьбе

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 6/1988, стр. 22-30

Эволюция взглядов на роль и место авианосных ударных сил в вооруженной борьбе

(По материалам зарубежной печати)

Адмирал П. Н. НАВОЙЦЕВ

ИСТОРИЯ развития авианосцев свидетельствует, что их роль в вооруженной борьбе неоднократно менялась: то резко возрастала, то сводилась почти на нет. Такой противоречивый подход к решению данной проблемы наблюдался в большинстве морских государств, в том числе и в США.

Перед второй мировой войной в строительстве флотов западные державы, как и раньше, приоритет отдавали линейным кораблям, хотя в первую мировую войну и в войне Японии против Китая в 30-х годах уже был накоплен некоторый опыт применения авианосцев и палубной авиации. Эти взгляды получили отражение не только в теории. Они находили воплощение в кораблестроительных программах. Так, перед началом второй мировой войны в ВМС США и Англии находилось по 15 линкоров и по 7 авианосцев. Данную тенденцию почти двойного численного превосходства линкоров над авианосцами предполагалось поддерживать и в последующем (табл. 1). Например, в США планировалось строительство 35 линкоров и 20 авианосцев.

Более сбалансированным был японский флот, в составе которого перед началом войны находилось по 10 линкоров и авианосцев, а в постройке - 4 линкора и 5 авианосцев.

Коренное изменение взглядов на роль авианосцев в вооруженной борьбе на море произошло во время второй мировой войны. После трагедии Пёрл-Харбора в США развернулось массовое строительство авианосцев. ВМС США пополнились 19 тяжелыми, 9 легкими и 78 эскортными авианосцами. Кроме того, в течение войны США передали Англии 38 эскортных авианосцев. Линкоров же за эти годы было построено лишь 10 единиц. Оперативные соединения командование американского флота стало формировать не вокруг их, а вокруг авианосцев.

Авианосные ударные соединения, состоявшие из нескольких авианосных ударных групп, самостоятельно и совместно с формированиями других видов вооруженных сил, родами и группировками ВМС решали разнообразные боевые задачи, основными из которых являлись: завоевание и удержание господства на море, защита своих морских коммуникаций и нарушение (срыв) морских перевозок неприятеля, блокада портов и военно-морских баз; оказание огневой поддержки морским десантам, объединениям и соединениям сухопутных войск, действовавшим на приморских направлениях; нанесение ударов по десантным силам противника, военно-политическим, административным и промышленным объектам.

Массированное применение авианосной авиации в годы второй мировой войны придало вооруженной борьбе на море более динамичный характер, резко повысило боевые возможности, объем и содержание задач, решаемых силами флотов, а также пространственный размах всех форм их применения.

Анализ боевого применения авианосной авиации в годы второй мировой войны показывает, что результативность ее действий была весьма высокой. Так, американскими палубными самолетами на Тихоокеанском театре военных действий было уничтожено около 13 тыс. самолетов противника, в то время как авиация ВВС уничтожила более 10 тыс. На долю палубной авиации приходится 66,6% тяжелых и легких, 20% эскортных авианосцев, 55% линкоров, 53% тяжелых и 30% легких крейсеров, 23% эсминцев, потерянных японцами в ходе войны (табл. 2).

Исследования, проведенные США в первой половине 60-х годов, показали, что по критерию «стоимость - эффективность» применение авианосной авиации оказалось более результативным по сравнению с действиями частей ВВС наземного базирования.

Эволюция взглядов на роль и место авианосных ударных сил в вооруженной борьбе

Эволюция взглядов на роль и место авианосных ударных сил в вооруженной борьбе

Успешные действия авианосной авиации объясняются прежде всего целенаправленной боевой подготовкой летчиков к выполнению задач в условиях морских и океанских ТВД, широким применением палубных самолетов в районах, не доступных другим родам авиации; высокой мобильностью авианосных соединений, позволявшей быстро реагировать на изменения обстановки, в короткий срок концентрировать в ударе на необходимом направлении практически весь боевой состав палубной авиации, а также наносить удары по объектам, находившимся на значительном удалении друг от друга.

После второй мировой войны военно-политическое руководство США взяло курс на строительство сбалансированных вооруженных сил. Однако в 1949 году представители ВВС добились приоритетного развития авиации, как основного носителя ядерного оружия, которое, по их утверждениям, было способно обеспечить победу над любым противником в кратчайшие сроки. Роль же флота в ядерной войне сводилась ими лишь к конвоированию судов и патрулированию определенных районов Мирового океана. Строительство кораблей новых проектов, было прекращено, а значительная часть построенных - законсервирована.

И только уроки войны в Корее, потребовавшей интенсивного использования авианосцев и других сил флота, заставили американское командование пересмотреть взгляды на дальнейшее развитие родов ВМС, в том числе и морской авиации. Было признано, что сверхмощные ударные авианосцы с самолетами - носителями ядерного оружия (наряду со стратегической авиацией) должны стать главным элементом воздушно-ядерной мощи США, на которую ориентировалась в то время американская концепция «массированного ответного удара».

В защиту дальнейшего развития авианосных ударных сил приводились следующие аргументы: палубные самолеты - носители ядерного оружия могут решать те же задачи, что и стратегическая авиация; материальные затраты на поддержание господства на море силами палубной авиации, по расчетам американских специалистов, в пять раз меньше, чем авиацией наземного базирования; защиту морских коммуникаций за пределами радиуса действий самолетов наземного базирования обеспечить может только палубная авиация; вероятность нанесения внезапного удара авианосной авиацией по наземным целям, как свидетельствует опыт, выше, чем авиацией наземного базирования; авианосцы по сравнению с наземными аэродромами обладают большей боевой устойчивостью; создание средств и сил противодействия авианосным соединениям приведет к экономическому изматыванию противника.

Накопленный опыт применения авианосных ударных сил в локальных войнах и военных конфликтах, сокращение числа аэродромов империалистических держав на территориях других стран, а также обострившиеся проблемы «третьего мира» выявили и некоторые другие положительные качества авианосцев. Например, считалось, что авианосцы «свободны от политических ограничений». Они постоянно развернуты в оперативно важных регионах Мирового океана и могут быть сравнительно быстро переброшены к «беспокойным» районам земного шара. На их борту имеется всегда все необходимое для немедленного начала и длительного ведения боевых действий, в то время как для перебазирования авиакрыла тактической авиации (эквивалентного авиакрылу ударного авианосца) на направление вероятных боевых действий при условии наличия там уже подготовленных аэродромов потребуется предварительно перебросить за море 6 тыс. человек, 7 тыс. т грузов, 1500 транспортных средств. Кроме того, потребуется ежедневно доставлять туда около 3 тыс. т расходных материалов. Палубная.авиа-ция может применяться в любой момент без предварительного разрешения правительств иностранных государств, что является обязательным при базировании авиации на территории других стран. Авианосец способен обеспечивать боевые действия своей авиации с направлений, исключающих ее пролет через территорию третьих стран, в то время как для авиации наземного базирования это не всегда представляется возможным. В 1958 году, например, во время кризиса в Ливане Греция не разрешила перелет американских самолетов в Турцию через свою территорию.

В силу указанных причин, а также возрастания экспансии США авианосцы в 50-х годах стали «становым хребтом» американских военно-морских сил, а оперативные соединения, создававшиеся на их базе,- основной ударной силой флота при решении как самостоятельных, так 8 совместных с другими видами вооруженных сил оперативно-стратегических задач на океанских и приморских направлениях континентальных ТВД.

Новый этап во взглядах западных военных специалистов на место ударных авианосцев в системе вооружений и их роль в вооруженной борьбе наступил в начале 60-х годов. Это было обусловлено коренными качественными изменениями материальной базы вооруженной борьбы, вызванными научно-технической революцией и принятием администрацией США новой военной доктрины «гибкого реагирования». В соответствии с этим было ориентировано развитие основных компонентов вооруженных сил: стратегических наступательных - для ведения всеобщей ядерной войны, а сил общего назначения - для участия во всеобщей ядерной войне совместно со стратегическими наступательными силами и ведения самостоятельных боевых действий в ограниченных войнах. При этом произошла смена приоритета в военно-морских силах - в состав стратегических наступательных сил вместо ударных авианосцев были включены Эволюция взглядов на роль и место авианосных ударных сил в вооруженной борьбеатомные подводные лодки с баллистическими ракетами.

Несмотря на то, что авианосцы потеряли роль элемента стратегических наступательных сил, они продолжали рассматриваться как резерв стратегических ядерных сил, а также в качестве наиболее эффективного средства достижения целей в локальных войнах. «Авианосец,- отмечалось в зарубежной печати,- играет уникальную роль в решении всех задач ВМС как во время войны, так и в проведении политики устрашения. Что касается стратегических задач, то авианосец является частью сил ядерного устрашения... Авианосцы могут доставлять тактическую авиацию почти в любую часть света».

Таким образом, в послевоенный период, несмотря на смену приоритетов в системе вооружений в ВМС западных держав, значимость авианосных ударных сил в достижении военно-политических целей и возлагаемые на них задачи существенно увеличились. В связи с этим военно-политическое руководство США приняло в 1951 году решение расконсервировать практически еще новые авианосцы типа «Эссекс», достроить 10 авианосцев, заложенных еще в годы второй мировой войны, и начать строительство ударного авианосца нового проекта типа «Форрестол». В процессе строительства авианосцы типа «Эссекс» и «Мидуэй» были существенно переделаны с целью обеспечения взлета и посадки реактивных самолетов с взлетной массой до 25-35 т, а также увеличения парка авиации до 45-70 самолетов.

Эволюция взглядов на роль и место авианосных ударных сил в вооруженной борьбеБоевые возможности авианосцев значительно возросли в связи с оснащением их ядерными энергетическими установками. Первый атомный ударный авианосец типа «Энтерпрайз» вступил в строй 25 ноября 1961 года. В июле - сентябре 1964 года атомные авианосец «Энтерпрайз», крейсер УРО «Лонг Бич» и фрегат УРО «Бейнбридж» совершили 65-суточное совместное кругосветное плавание с целью демонстрации способности группы вести самостоятельные боевые действия без всякого материально-технического обеспечения.

Во время перехода корабли прошли около 35 тыс. миль, палубные самолеты совершили тысячу взлетов и посадок, налетав в общей сложности свыше 2 тыс. часов, в том числе с дозаправкой в воздухе; корабли УРО отрабатывали ракетные стрельбы (условно), задачи ПЛО и ПВО. После анализа данной демонстрации специалисты США сделали следующие выводы.

Первый - атомные корабли доказали оперативное превосходство над аналогичной группировкой кораблей с обычными энергетическими установками; второй - атомное авианосное оперативное соединение способно вести самостоятельные боевые действия без пополнения запасов примерно в течение двух месяцев при сохранении крейсерской скорости около 22 узлов; третий - атомные корабли различных классов наиболее целесообразно применять совместно, без кораблей с обычной энергетической установкой и тем самым сохранить их важное оперативно-тактическое качество - мобильность; четвертый - атомные соединения являются наиболее эффективной силой для быстрого реагирования на инциденты, возникающие в различных частях света; пятый - для борьбы с самолетами и крылатыми ракетами противника на авианосце необходимо иметь зенитный ракетный комплекс, а в интересах увеличения глубины и эффективности противолодочной обороны вооружить их вертолетами ПЛО и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения.

Эти выводы учитывались командованием ВМС США при планировании оперативного использования авианосных ударных сил, а также при строительстве атомных авианосцев типа «Нимиц».

Вновь полемика вокруг авианосных ударных сил и палубной авиации разгорелась на Западе в 70-х годах. Она была вызвана необходимостью изыскания более рациональных путей развития военно-морских сил в целом и авианосных в частности по критерию «стоимость - эффективность». При этом надо было найти альтернативные решения ряда проблем, таких, как: обеспечение надежного контроля над морем в различных районах Мирового океана ограниченным составом авианосных ударных сил при отсутствии возможности восполнения их потерь в условиях всеобщей ядерной войны; снижение стоимости авианосных ударных сил с сохранением возможности решения ими тех же задач, которые возлагались на них и ранее; достижение необходимой боевой устойчивости ударных авианосцев при меньшей численности кораблей охранения; повышение глубины наблюдения за объектами противника ракетными ударными группировками надводных кораблей до пределов не менее дальности действия их ракетного оружия.

В результате теоретических исследований и дискуссий были признаны целесообразными следующие направления решения данных проблем: придание ударным авианосцам универсального характера путем соответствующей комбинации состава авианосного авиакрыла; создание нового класса кораблей - «корабль контроля над морем»; наращивание противолодочных возможностей ВМС за счет развертывания системы LAMPS.

Кроме того, теоретические исследования, проведенные в начале 70-х годов специалистами штаба ВМС США, показали, что оперативная гибкость и эффективность применения комбинированных авиакрыльев двух многоцелевых авианосцев выше, чем одного ударного и одного противолодочного авианосцев, действующих совместно. Эти теоретические выводы, сформулированные в виде самостоятельной «концепции CV», были проверены и получили подтверждение на учениях ВМС НАТО.

По результатам теоретических исследований и практической проверки жизненности этой концепции командование ВМС США признало эксплуатацию ударных и противолодочных авианосцев невыгодной с точки зрения критерия «стоимость - эффективность». Поэтому в середине 70-х годов класс авианосцев ПЛО был упразднен, а ударные авианосцы, имевшие лишь истребительную и ударную авиацию, были переоборудованы под многоцелевые с базированием на них штурмовой, истребительной и противолодочной авиации, а также эскадрилий самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и радиоэлектронного противодействия.

В составе ВМС США было признано целесообразным содержать до 15 подобных авианосцев. Такая численность, по заключению американских специалистов, обеспечивала: во-первых, постоянное функционирование четырех оперативных флотов ВМС США с нахождением в составе каждого до трех авианосцев; во-вторых, необходимый процент национальной воздушной мощи, сконцентрированной на кораблях в соответствии со стратегическими требованиями; в-третьих, надежную морскую связь с партнерами по военным блокам; в-четвертых, стратегические интересы США в Средиземном море и западной части Тихого океана, где быстрая реакция при нанесении ответного удара имеет первостепенную важность; в-пятых, ведение боевых действий без восполнения потерь в авианосцах.

Решение военно-политического руководства западных морских держав о создании многоцелевых надводных сил воплотилось в разработке новой концепции строительства ВМС, получившей название «корабль контроля над морем», которая, по мнению зарубежных специалистов, принципиально изменяет конструкцию кораблей, палубных летательных аппаратов и тактику их действий.

Согласно этой концепции предусматривается интеграция в будущем авиации с надводными кораблями путем создания многоцелевых, высокомобильных, несложных по конструкции, разных по типам и размерам корабельных платформ для размещения и боевого применения от 6 до 30 различных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Считается, что корабли-платформы должны нести ограниченное количество оборонительных систем оружия, быть быстроходными и способными действовать длительное время без пополнения запасов. Военные специалисты отмечают, что «корабли контроля над морем» способны будут заменить авианосцы, крейсера, эсминцы и решать широкий круг наступательных и оборонительных задач. По существу, они должны представлять собой плавучие высокоманевренные разведывательно-ударные комплексы, основная функция летательных аппаратов которых - несение аппаратуры систем разведки, связи и наведения оперативно-тактических крылатых ракет. Однако, как сообщалось в зарубежной печати, реализация программы интеграции авиации с надводными кораблями пока сдерживается техническими сложностями.

Союзники США (Франция и Англия) с 60-х годов пошли по иному пути развития своих авианосных ударных сил.

Эволюция взглядов на роль и место авианосных ударных сил в вооруженной борьбе

Эволюция взглядов на роль и место авианосных ударных сил в вооруженной борьбе

Франция в развитии своих ударных авианосцев ориентировалась на строительство авианосцев среднего водоизмещения. Они были приняты в боевой состав в 1961 -1963 годах («Клемансо» и «Фош»). В начале 80-х годов министерство обороны Франции решило их заменить двумя атомными многоцелевыми авианосцами.

Англия по экономическим соображениям в 1966 году отказалась от строительства авианосцев традиционной архитектуры. Взамен устаревших было принято решение о строительстве авианесущих кораблей с так называемой «сплошной палубой» - противолодочных авианосцев согласно классификации НАТО, а по существу многоцелевых. Такой вариант дешевле традиционного почти в 7 раз. Он стал возможным благодаря созданию самолетов вертикального взлета и посадки.

Разработка проектов этого класса кораблей началась со строительства французского корабля-вертолетоносца «Жанна д'Арк», а затем и английских типа «Инвинсибл», удачно сочетающих качества крейсеров и авианосцев. Считалось, что они должны иметь на борту и на палубных летательных аппаратах различное вооружение, которое можно было бы варьировать в зависимости от решаемых задач (наступательных и оборонительных). Авианесущим кораблям в силу специфики вооружения присуще и такое важное оперативно-тактическое качество, как способность эффективно действовать с меньшим, чем авианосцы, числом кораблей охранения или вообще без них.

По заявлениям западных специалистов, универсальный характер корабля этого типа позволит очень гибко использовать его в различных обстоятельствах, что и было продемонстрировано в 1982 году авианосцем «Инвинсибл» в ходе англо-аргентинского конфликта.

Как видим, концепции развития и применения авианосных ударных сил неоднократно подвергались пересмотру. Однако авианосцы продолжают оставаться «становым хребтом» сил общего назначения и резервом стратегических ядерных сил НАТО. Являясь основой оперативных соединений, они мог гут вести и самостоятельные боевые действия. При этом на них возлагается решение широкого круга наступательных и оборонительных задач с применением как ядерного, так и обычного оружия против наземных, воздушных, надводных и подводных целей. Авианесущие же корабли с 20-40 летательными аппаратами различного назначения - это всего лишь «рабочая лошадь флота». Они способны решать главным образом тактические задачи.

В целом в развитии авианосных ударных сил в настоящее время наметились следующие тенденции: строительство крупных авианосцев и кораблей охранения преимущественно с атомными энергетическими установками и совместное использование их в составе авианосных ударных групп и соединений; наращивание боевого потенциала авианосных ударных сил в основном путем качественного совершенствования самих авианосцев и авиационного парка, вооружения их разнообразным наступательным и оборонительным оперативно-стратегическим и тактическим высокоточным оружием и его универсализация; превращение авианосных систем вооружений в плавучие высокоманевренные разведывательно-ударные комплексы; универсализация применения авианосцев в вооруженной борьбе путем комбинирования состава парка авиакрыла в зависимости от поставленных задач; наращивание боевой мощи авианосных ударных сил за счет интеграции авиации с надводными кораблями методом создания мобильных многоцелевых, несложных по конструкции корабельных платформ с базированием на них летательных аппаратов с вертикальными (укороченными) взлетами и посадками; сокращение численности кораблей охранения посредством оснащения авианосцев эффективными средствами обороны (ПВО, ПРО, ПЛО, ПМО, РЭБ).

Таким образом, в послевоенный период, несмотря на смену приоритетов в системе вооружений в ВМС западных держав, значимость авианосных ударных сил в достижении военно-политических целей не только не уменьшилась, но и по существу значительно увеличилась в силу расширения экспансионистских устремлений международного империализма, и в первую очередь США. Военно-политическое руководство США по-прежнему отводит авианосным силам роль главного инструмента в обеспечении господства во всех важных с оперативно-стратегической точки зрения районах Мирового океана в ходе вооруженной борьбы, а в мирное время - средства военно-политического давления на другие страны.

Расширение объемов, содержания и масштабов решаемых авианосными силами задач сопровождается поиском новых форм и способов их применения. В частности, уже сейчас ведется практическая отработка совместного использования коалиционных группировок ВМС с широким привлечением стратегической и тактической авиации из районов, непосредственно прилегающих к границам СССР.

При этом особое внимание обращается на тесное согласование действий этих ударных группировок и амфибийно-десантных сил в целях обеспечения боевой устойчивости последних на переходе и огневой поддержки их при высадке оперативно-стратегических и оперативных морских десантов.

И, наконец, нельзя не учитывать, что в современных условиях в связи с возможной ликвидацией оперативно-тактических ракет средней и меньшей дальности при сохранении ядерного оружия на вооружении палубных самолетов роль авианосцев заметно поднимается и среди сил общего назначения, и как резерва стратегических наступательных сил.

Потапов И. П. Развитие военно-морских флотов в послевоенный период,- М.: Воениздат, 1971.-С. 23.

Там же,- С. 9-40.

United States Office of Naval Operations. U.S. Naval Aviation in the Pacific. Washington: GPO, 1947. - P. 44; Pol mar N. Aircraft Carriers. Garden City, New York: Doubleday, 1969. ~ P. 471.

В конце второй мировой войны США имели более 1100 заморских авиационных баз, а в 1965 году - 56. ("Naval Aviation News", 1972, N 3, p. 4).

Navy. - 1970. - V. 76. - N 8. - P. 187, 188.

Naval Aviation News. - 1972. - N 3. - P. 4-10.

Aviation Week and Space Technology. - 19C4. - V. 81. - N 20. - P. 94-95, 97-100.

Naval Aviation News. - 1972. - N 3. - P. 49-53.

Navy. - 1970. - V. 75. - N 5. - P. 141.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации