Профессионализация-закономерность развития воинской деятельности

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1988, стр. 55-63

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Профессионализация-закономерность развития воинской деятельности

Полковник В. Ф. КОВАЛЕВСКИЙ,

доктор философских наук, профессор

ВОИНСКАЯ деятельность - это продолжение общенародного труда. Поэтому стратегический курс партии на ускорение социально-экономического развития и связанная с нИхМ задача более рационального использования труда, повышения его производительности всецело распространяются и на Вооруженные Силы. В век научно-технического прогресса важнейшим показателем эффективности воинской деятельности, как и любой иной, является уровень ее профессионализации.

* * *

Двадцатый век имеет много метафорических названий: «ядерный век», «век химии», «век кибернетики»... Есть все основания говорить о нем и как о веке глобальной профессионализации человеческой деятельности, получившей, в частности, широкое распространение и в вооруженных силах промышленно развитых стран. Между тем в научной литературе нет четкого, развернутого определения сущности и содержания этого явления. Так, Советская Военная Энциклопедия и Военный энциклопедический словарь обошли своим вниманием понятие «профессионализация воинской деятельности». Итак, что же оно означает?

Прежде всего речь идет о происходящем на протяжении всей военной истории количественном росте воинских профессий и специальностей. Разделение труда и его профессиональная специализация, как свидетельствует историческая практика,- закономерность развития воинской деятельности. Если в первую мировую войну в вооруженных силах воюющих сторон насчитывалось около 200 специальностей, во вторую мировую - около 800, то к концу 60-х годов было уже более 10 тыс. За последние 20 лет их стало еще больше, и темпы продолжают расти. Так, только рядовой состав французской армии (по свидетельству французского журнала «Л'арме») готовится по 800 специальностям. В вооруженных силах большинства государств НАТО эта цифра значительно выше. Постоянно растет удельный вес инженерно-технических специальностей всех категорий личного состава. В Советских Вооруженных Силах он составляет (в зависимости от вида и рода войск) от 30 до 75 проц. Это превышает показатели роста инженерно-технического персонала в промышленности, где доля инженеров ежегодно возрастает на 6 проц., однако все еще не превышает 10 проц. общего числа работников, занятых в промышленности.

Научно-технический прогресс не только расширяет, но и постоянно обновляет мир профессий и специальностей. За время службы большинству офицеров Советской Армии и Военно-Морского Флота приходится менять специализацию не один раз, что связано с профессиональной переподготовкой, морально-психологической переориентацией. Причем если в народном хозяйстве существует тенденция отставания процесса отмирания старых профессий от появления новых, то в Вооруженных Силах она выражена значительно слабее. Поступление на вооружение и снятие устаревших образцов техники и оружия в силу первоочередности удовлетворения нужд обороны происходит более планомерно и своевременно.

Отсюда очевидна необходимость постоянного изучения структуры военных профессий и специальностей, своевременной организации подготовки офицеров нужной специализации, совершенствования деятельности ввузов и уточнения им планов-заказов, составления соответствующих учебных программ, планирования расстановки новых специалистов.

Следствием усложнения воинской деятельности, ее интеллектуализации и увеличения объема выполняемых функций стало то обстоятельство, что военно-профессиональная подготовка перестала быть достоянием офицерского состава и распространилась в различных формах на все другие категории военнослужащих. Постоянно растет контингент сверхсрочнослужащих, прапорщиков, служащих армии и флота. Для эксплуатации и боевого применения современной техники, организации боя требуется не одно практическое умение, а определенный уровень профессионализма, т. е. целостная совокупность общенаучных и специальных знаний, доведенных до мастерства навыков, умений, а также профессионально значимых личностно-психологических качеств. Случаи проявления профессиональной некомпетентности военных специалистов любого ранга даже в мирное время могут повлечь тяжелые, труднопоправимые последствия, нанести ущерб боеспособности частей и соединений, что же касается войны, то просто невозможно предсказать, какой ценой они будут оплачены.

Все большее число должностей и боевых постов требует для замещения специалистов со средним и даже высшим образованием, людей социально зрелых, ответственных, приходящих на службу в армию и на флот добровольно. С таким контингентом значительно легче организовать службу и боевую учебу, так как нет необходимости бороться с самовольными отлучками, неуставными взаимоотношениями между солдатами (матросами) различных годов службы, другими нарушениями воинской дисциплины, мешающими боевой учебе.

Осмысливая перспективы процесса профессионализации, необходимо учитывать современные реальности. Важным обстоятельством является переход ряда государств НАТО к комплектованию вооруженных сил путем найма, т. е. к полной их профессионализации. Это факт большого военно-политического и стратегического значения. Он означает существенное укрепление вооруженных сил как орудия империалистических государств, правящим кругам которых удалось таким образом временно преодолеть кризис своей военной организации, не только решить проблему комплектования вооруженных сил и дисциплины в них, но и добиться нового уровня подготовки войск и сил флота к ведению агрессивных войн. Оккупация Гренады, Фолклендских островов, разбойничьи военные акции на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и других районах мира - дело рук наемников, вояк-профессионалов. Это требует всесторонней, глубокой и полной оценки. Ведь речь идет о военном профессионализме как факторе боеспособности современных вооруженных сил.

. В рамках действия Закона о всеобщей воинской обязанности процесс профессионализации идет и в Советских Вооруженных Силах. Уже сейчас немало боевых комплексов и технических систем, особенно в РВСН, Войсках ПВО, ВВС, ВМФ (подводный флот), обслуживается только силами офицеров и прапорщиков или служащих со специальным образованием.

Высокий уровень воинского мастерства личного состава армии и флота, армий братских стран социализма, являющийся неотъемлемым условием обеспечения их высокой боевой готовности, поддержания военно-стратегического паритета, должен быть противопоставлен профессионализму армий Запада.

Вместе с тем становится очевидным, что задача достижения качественно нового уровня боевой мощи, боеготовности Вооруженных Сил требует основательной перестройки всей системы их комплектования, порядка прохождения службы военнослужащими. Некоторые из утвердившихся ранее представлений о способах военного строительства заметно обветшали. Разве не об этом свидетельствует накопление известных проблем и негативных явлений в жизни армии и флота? Ощущается необходимость их обновления, приведения в соответствие с задачами и духом идущей в стране революционной перестройки.

Нельзя не учитывать и особенности демографической ситуации в стране: резкое снижение темпов прироста трудовых ресурсов, сокращение контингента молодежи призывного возраста. Все это требует поддержания трудового потенциала общества за счет повышения его качественных характеристик, развития творческой инициативы людей, использования всех человеческих возможностей. Сейчас нужны меры по более бережному, экономному расходованию трудовых ресурсов, особенно в непроизводственной сфере, в том числе и в Вооруженных Силах.

Магистральным путем высвобождения людей, трудоэкономии в армии и на флоте являются массовое внедрение в управление войсками (силами) автоматики и электроники, совершенствование организации ратного труда, реорганизация кадрово-должностной структуры, сокращение (где это возможно без ущерба боевой готовности) штатов. .

Вместе с тем первостепенное значение приобретает задача перестройки и улучшения всей системы сопряжения человека и техники, профессионализация воинской деятельности во всех ее звеньях, повышение отдачи каждого специалиста, более эффективное их использование.

Существенной гранью рассматриваемого явления выступает широкое развитие военно-профессионального знания и образования. В настоящее время резко возросли требования к морально-политическим качествам, профессиональной компетентности офицеров, к повышению интенсивности учебно-воспитательного процесса, насыщенности учебных программ сложными формами и видами подготовки.

Требует дальнейшего развития вневузовская, войсковая система профессионального совершенствования офицеров - командирская подготовка, взявшая свое начало еще в 60-х годах прошлого столетия. Ее по праву можно считать исторически первой формой непрерывного образования в армии.

Под профессионализацией правомерно понимать процесс повышения качества воинской деятельности, ее культуры, усложнение социального и функционального содержания. В то время как многие виды промышленного и сельскохозяйственного труда столетиями оставались ремеслами, жили «допрофессиональной жизнью», воинская деятельность издревле требовала специального отбора людей и их подготовки. В век научно-технического прогресса военное дело стало ареной сплошной профессионализации. Сейчас неспециалисту в вооруженных силах нет места. Это свидетельствует о том, что воинская деятельность обрела новое качество, достигла социальной зрелости.

Следующий аспект процесса военной профессионализации связан с рассмотрением военнослужащих как социально-профессиональной общности. Одна из задач военной профессиологии состоит в том, чтобы исследовать эту общность как социально-психологический феномен, описываемый такими категориями, как профессиональная среда, профессиональный образ жизни, профессиональное сознание военнослужащих, профессиональная психология, профессиональные праздники, обычаи, традиции и привычки. Другими словами, это одна из форм общественного бытия и в то же время одна из сторон общественного сознания, в которой находят отражение явления и процессы, связанные с развитием военно-профессиональной деятельности.

Наконец, можно рассматривать понятие «военная профессионализация» со стороны ее носителя - человека. В этом плане с точки зрения конкретного ее содержания она означает процесс постепенного и последовательного включения человека в воинскую деятельность. Исторически выработанными формами и вместе с тем закономерностями вхождения человека в сферу воинского труда являются: выбор профессии, определение степени профессиональной пригодности к избранному роду занятий, овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональное самосовершенствование, самовоспитание профессиональной направленности, выработка необходимых профессиональных привычек. Человек проходит эти этапы не без помощи государственных и общественных организаций. Последние заинтересованы в том, чтобы сопряжение человека со службой в Вооруженных Силах осуществлялось в возможно короткие сроки, с минимальными материальными и моральными издержками.

Для этого создается и функционирует целая система институтов, правовых установлений, организуются мероприятия, помогающие человеку в его военно-профессиональном становлении. Совокупность этих учреждений, органов, мероприятий, правил, норм и традиций образует своеобразный механизм военной профессионализации, регулирующий и научно обеспечивающий процесс освоения человеком сферы воинской деятельности. Необходимо видеть и постоянно держать в поле зрения весь ее механизм, не упуская ни одного элемента. Стереотип упрощенного представления об этом процессе стал одной из причин имеющихся здесь недостатков и не решенных до конца проблем.

Одна из них - упорядочение сложного и большого хозяйства военных профессий и специальностей, развертывание военно-профес-сиографической работы, в задачи которой входит формирование новых специальностей, их научное описание, военно-учетная кодификация, составление профессиограмм (перечня требований конкретной специальности к человеку - его образованию, квалификации, физическому развитию, индивидуально-психологическим качествам и способностям). Вопросы эти непростые, и их без опоры на науку успешно не решить.

Возьмем, например, формирование военных специальностей и должностей, т. е. описание трудовых функций, определение их последовательности, объема и способа выполнения, нормативов и условий труда, организацию рабочего места (боевого поста). На современном этапе ваучно-технического прогресса это под силу лишь специалистам, вооруженным научными критериями, методиками и необходимым инструментарием. «Нарезка» специальностей и должностей, формирование штатов «на глазок», как это подчас делается, оборачиваются немалыми материальными и моральными издержками. Поэтому такой подход должен уступить место научно обоснованному их «конструированию» с учетом реальной структуры воинской деятельности и перспектив ее развития. Это основа научной организации воинского труда, всего многоэтапного процесса военной профессионализации.

Исходным этапом работы по сопряжению человека со сферой воинской деятельности является военно-профессиональная ориентация молодежи.

Профессиональное определение молодых людей в нашей стране, как известно, осуществляется на основе конституционного права свободного выбора трудового занятия. Именно от него зависит, какая молодежь придет в военные училища, а потом пополнит офицерский корпус. К сожалению, среди поступающих немало кандидатов, сделавших выбор случайно, не имеющих ни настоящего призвания к военной службе, ни соответствующих способностей. Об этом свидетельствуют и результаты социологических исследований, и не снижающийся процент отчисляемых из училищ. Низкая военно-профессиональная направленность выявляется подчас и у тех, кто уже надел офицерские погоны, но нарушает дисциплину, недобросовестно выполняет служебные обязанности и начинает искать пути ухода из Вооруженных Сил. В области военно-патриотического воспитания, подчеркивалось на февральском (1988 года) Пленуме ЦК КПСС, делается у нас немало. Но стоит подумать об улучшении этой работы, в частности о повышении престижа военных учебных заведений, профессии офицера.

Конечно, задача комплектования военных училищ в целом решается. Этому способствует традиционная популярность воинской службы и профессии офицера у советской молодежи. Однако нельзя не видеть и имеющиеся здесь недостатки.

Как показывают результаты наборов в училища, в последние годы несколько снизился уровень общеобразовательной подготовленности поступающих. Некоторые училища, особенно авиационные, испытывают затруднения при комплектовании в связи с постоянно растущими требованиями к состоянию здоровья и физическому развитию кандидатов. Заметно снизился престиж военных профессий у молодежи крупных городов. Не преодолены еще трудности с вовлечением в училища молодежи коренных национальностей союзных республик. Это важная проблема. Ее решение привело бы к позитивным изменениям национальной структуры офицерского корпуса.

Необходимо учитывать также и то обстоятельство, что в ходе реформы общеобразовательной школы и улучшения трудового воспитания молодежи из года в год растет престиж созидательного народнохозяйственного труда. И для поддержания интереса молодежи к военным профессиям нужны дополнительные усилия, специальная, по-новому организованная работа, которую порой недооценивают ввузы, военкоматы, военно-кадровые органы.

Вопросы профориентации сформулированы в соответствующих документах министра обороны СССР, определяющих порядок комплектования ввузов. Однако решаются они медленно. Не хватает опыта работы с различными категориями молодежи, умения использовать действенные формы и методы. Мало издается справочно-информационной, учебной, рекламной литературы, рассказывающей о современных военных профессиях и специальностях, о жизни военных училищ, службе офицеров. Да и не все еще должностные лица, на которых возложена ответственность за организацию этой работы, поняли свои задачи. Иначе чем объяснить, например, то обстоятельство, что многие солдаты и сержанты срочной службы, направляемые из войск для поступления в училища, возвращаются в часть, прокатившись за государственный счет туда и обратно? Причины - слабая теоретическая подготовленность, а также плохо скрываемое или откровенное нежелание получить военное образование.

Все это говорит о том, что нужна надежно действующая служба военной профориентации молодежи, которая охватывала бы деятельность ввузов, военкоматов, командиров, политработников, кадровых органов, организаций ДОСААФ, руководителей военной подготовки в школах по следующим направлениям: создание и развитие информационной базы профориентации, издание разнообразной военно-профес-сиографической литературы; военно-профессиональное просвещение и воспитание у молодежи призвания к профессии офицера; консультационная работа, обеспечение каждого молодого человека научно обоснованными рекомендациями относительно того, какая военная профессия или группа специальностей более всего соответствует его способностям; личностно-психологическим особенностям. Военная профориентация имеет и общесоюзный план. В ней призваны более широко принимать участие средства массовой информации, литература и искусство, периодические издания, печать.

Следующий этап процесса военной профессионализации - отбор военных специалистов, задача которого состоит в выявлении степени профессиональной пригодности кандидата на ту или иную специальность. Как писал В. И. Ленин, «всякая работа... требует особых свойств» (Поли. собр. соч., т. 40, с. 215).

Известно, что профессиональный отбор военных специалистов ведется по различным направлениям: по морально-политическим качествам кандидатов, их общеобразовательной подготовленности, физическим, медицинским и другим показателям. Эта работа требует дальнейшего совершенствования. С развитием военно-технических видов труда и специальностей необходимо также выявлять наличие у кандидатов индивидуально-психологических и психофизиологических качеств, обязательных для работы на конкретной технической должности. Своевременный отсев тех, у кого выявлены личностные и психофизиологические противопоказания для овладения той или иной специальностью,- это сохраненные жизни и здоровье людей, сбереженная от поломок и разрушений дорогостоящая боевая техника, сэкономленные на сроках обучения специалистов средства и время. По сообщениям зарубежной печати, применение психофизиологического отбора кандидатов в летные училища дает экономию (с учетом расходов на психологическую службу) в 1 млн. долларов на каждые 100 подготовленных летчиков. В результате введения профотбора отсев только из летных училищ ВВС США сократился с 75 до 3G проц., из авиации ВМС США--с 50 до 30 проц., из ВВС Франции - с 61 до 36 проц..

Учитывая, что данная проблема освещалась на страницах журнала, автор сосредоточивает внимание лишь на отдельных, наиболее важных, по его мнению, вопросах. Постановка профотбора для всех массовых военных специальностей предполагает использование новейших достижений прикладной психологии, разработку и широкое использование в целях профдиагнсстики психологических тестов и испытательной аппаратуры. Для этого нужны соответствующие специалисты. Но при профотборе следует избегать механического приспособления имеющихся психофизиологических тестов. Плодотворное использование всего лучшего, что выработала отечественная и зарубежная практика военно-профессиональной диагностики, возможно лишь при условии методологического обеспечения разрабатываемых приемов отбора, внедрения индивидуального подхода как главного принципа профдиагностики в условиях Советских Вооруженных Сил.

К сожалению, не везде еще правильно понимают социальную, «производственную» и экономическую роль военно-профессионального отбора. Это подчас тормозит его широкое применение. При этом следует подчеркнуть, что в капиталистических странах процедура тестовых испытаний, решая вопрос о профпригодности, зачастую используется буржуазией в своих классовых интересах, фактически делит людей на имеющих работу и безработных. Роль военно-профессионального отбора в социалистическом обществе, где право на труд гарантируется законом, состоит не в отвержении непригодных, а в отыскании для каждого человека рода занятий, наиболее соответствующего его природным задаткам и способностям. Это особенно важно в нынешней демографической обстановке, когда «цена» каждого человека, специалиста значительно повысилась.

Таким образом, организованное трудоустройство людей в армии и на флоте благотворно отражается на политико-моральном состоянии личного состава, нравственном климате в подразделениях и воинской дисциплине. Введение профессионального психологического отбора на все массовые военные специальности и должности как нового элемента комплектования Вооруженных Сил - мера назревшая, необходимая. Она требует создания эффективных, научно обоснованных методик, разработки соответствующей документации и своевременной подготовки специалистов в области профотбора.

Тревогу вызывает то обстоятельство, что создаваемые сейчас группы профотбора в ввузах комплектуются в основном неспециалистами- инженерами, медиками, не имеющими в своем большинстве опыта профессиологической работы и мало знакомыми с практикой войск (сил). Подготовка этих специалистов в нужном количестве пока еще не развернута. Есть опасения, что такой подход к организации службы профотбора может дискредитировать это важное дело в самом его начале.

Наиболее сложившимся, зрелым и содержательным звеном военной профессионализации является сфера военного образования и профессиональной подготовки, которая обеспечивает сопряжение человека с конкретным видом воинского труда, непосредственно формирует военно-профессиональную пригодность лиц, избравших профессию офицера и прошедших соответствующий отбор.

Успешное решение задачи повышения боеготовности войск и сил флота требует перестройки военного образования, коренного улучшения профессиональной, марксистско-ленинской подготовки военных специалистов. Квалификация, компетентность военных кадров во многом определяют масштабы и темпы происходящих сейчас в' Вооруженных Силах позитивных процессов.

Совершенствование подготовки военных специалистов предполагает прежде всего изучение структуры военного образования. Полностью ли она соответствует потребностям войск? Офицеров с высшим образованием в войсках много. Но все чаще слышны справедливые сетования на нехватку тех, кто способен грамотно и умело выполнять разнообразную практическую работу на технике, правильно организовать ее ремонт и эксплуатацию.

Потребность войск в офицерах-специалистах среднего звена частично удовлетворяется подготовкой прапорщиков. Но не лучшим ли решением этой проблемы - и с точки зрения интересов боевой готовности, и соображений экономии государственных средств - было бы открытие необходимого количества средних военно-учебных заведений за счет некоторого сокращения высших инженерных? Речь идет не о простом восстановлении ранее существовавших, а о средних училищах с новыми учебными программами и учебно-материальной базой. Возможны и другие варианты решения проблемы подготовки этой категории офицеров. Ясно, что ее нужно решать!

Кстати, судьба наших средних военных училищ - тема частых обсуждений в офицерской, особенно вузовской, среде. Сожаление об их необоснованном, огульном закрытии - общее настроение военной общественности. Спросите, что об этом думают наши самые опытные военные педагоги, и перед вами будет развернута целая «батарея» аргументов в пользу средних училищ. Этот вопрос не один раз изучался компетентными комиссиями, и выводы всегда были однозначными: такие училища нужны.

Все более ощущается необходимость перемен в характере и структуре вузовской специализации офицеров, в частности в избавлении от излишнего дробления военных специальностей. Насколько своевременно и качественно осуществляется переход ввузов на новые, перспективные специальности и специализации? Какой должна быть в современных условиях кадровая, учебно-материальная и лабораторная база военной школы? Как, в каком направлении совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации военных специалистов, вневузовскую, войсковую их подготовку? Что сделать, чтобы повысить, например, эффективность всех видов командирской подготовки офицеров? Это лишь небольшая часть вопросов, которые предстоит решить в ходе перестройки системы военного образования.

Ответ на них призвана дать не только практика, положительный опыт перестройки, но и наука. Проблемы развития образования, перестройка деятельности военных училищ, академий и институтов - первейшая забота военной науки, философии, почти целинное поле военно-социологических исследований. Отсутствие науки об образовании, по мнению многих ученых и работников высшей школы,--одна из причин снижения качества подготовки специалистов, появления многих негативных процессов в этой важнейшей сфере жизни общества и Вооруженных Сил.

После февральского (1988 года) Пленума ЦК КПСС на передний план выходит разработка новой общей концепции образования, пересмотр всей его структуры, характера деятельности учебных учреждений и институтов. Целью этой работы является создание в стране единой системы непрерывного образования. Под этим углом зрения предстоит осмыслить и задачи перестройки деятельности военно-учебных заведений.

Нельзя недооценивать такую важную проблему, как правильная расстановка специалистов на должностях в войсках. Правильная - значит в соответствии с их специализацией, квалификацией, опытом работы и личностными качествами, с учетом реальных кадровых нужд. К сожалению, здесь бывают весьма ощутимые издержки. Часть выпускников получает назначение не по специальности, иные сразу по выпуску отправляются на переподготовку. Дополнительно расходуются средства, время. За этим, конечно, могут стоять и вполне естественные, объективные причины. Но порой сказываются просчеты текущего и перспективного планирования выпуска военных специалистов, недостаточная гибкость ввузов и мобильность учебных программ.

Активизация человеческого фактора в Вооруженных Силах прямо зависит от уровня и качества кадровой работы. Известно, что в основе этой работы лежит ленинский принцип подбора кадров по деловым и политическим качествам. К сожалению, мы постоянно подчеркиваем и разъясняем самим себе его значение, подчас не задумываясь над тем, насколько совершенен механизм реализации этого принципа. До сих пор вопросы организации военно-кадрового дела были всецело в руках практиков. Ученые и социологи их почти не касались.

Кадровая работа давно нуждается в «своей» теории, т. е. в развитии такой отрасли военно-научных знаний, которая изучала бы закономерности сопряжения человека со сферой воинской деятельности: разрабатывала вопросы военной профессиографии, профориентации и отбора, образования и подготовки специалистов, искала оптимальные пути и формы воспитания, расстановки и продвижения кадров.

Такой зарождающейся ныне отраслью является военная профессиология как теоретическое отражение всех аспектов военно-профессиональной сферы. Формирование и развитие этой новой научной отрасли позволят рассматривать проблему военной профессионализации как целостный, диалектически взаимосвязанный, многозвеньевой процесс. Это избавит от односторонности, сведения многообразных задач подготовки военных кадров лишь к организации обучения специалистов, позволит высветить и показать роль каждого звена в системе военной профессионализации. В настоящее время особенно важно поднять значение военной профориентации и профотбора, т. е. тех звеньев, которые долгое время находились как бы в тени.

Жизнь предъявляет все более строгие требования к культуре кадровой работы, служебной компетентности офицеров кадровых органов, их общенаучным и специальным знаниям. Поэтому следует поставить вопрос о профессиональной подготовке этой достаточно многочисленной категории офицеров. Только за счет курсов подготовки этот вопрос решить трудно. По-настоящему могла бы его осуществить только фундаментальная, стационарная форма их обучения в одной из военных академий. А специальной, профилирующей учебной дисциплиной стала бы военная профессиология как теория кадровой работы. Очевидной и острой необходимостью является также подготовка и введение в штат кадровых органов, военкоматов и ввузов новых специалистов в области военной профессиографии, профориентации и профотбора. Они также нуждаются в вузовской подготовке.

Хорошо бы поставить здесь еще один, на наш взгляд, назревший вопрос. Выше отмечалось, что офицерский корпус - это специфическая социально-профессиональная общность, имеющая свой образ жизни, интересы, традиции, обычаи и формы досуга. Это особая социальная среда, которая оказывает на ее «обитателей» постоянное и активное воздействие.

Она способствует формированию личности, психологии офицера как профессионального защитника социалистического Отечества, в известной мере определяет его нравственное развитие, привычки и профессиональное самочувствие, «привязывает» человека к своему делу.

У офицеров как особой и достаточно массовой профессиональной группы есть немало различных проблем и забот. Они касаются разных сторон жизни - служебной, общественно-политической, семейно-бытовой, спортивной, требуют подчас широкого, демократического обсуждения на страницах специального, военно-профессионального периодического издания, которым мог бы стать, по нашему мнению, новый журнал «Советский офицер». Отечественное военно-издательское дело имеет опыт и давнюю традицию издания военно-профессиональных журналов и газет, которая была в свое время прервана. Создание нового журнала подсказывается утверждающейся сейчас в Вооруженных Силах обстановкой гласности и демократии.

* * *

Система военной профессионализации - важнейшая область советского военного строительства. По сути, это механизм, с помощью которого высокие патриотические чувства советских людей, их талант, физические и духовно-нравственные силы, личностный потенциал материализуются в напряженном, высокопроизводительном труде, профессиональном мастерстве офицеров, солдат, высокой служебной культуре и вместе с тем в образцовом воинском порядке, дисциплине и боевой готовности, но он нуждается в постоянном научном присмотре.

Правда.-1987.-21 марта.

Проблемы космической биологии (Психологический отбор летчиков и космонавтов).- Т. 48 / В. А. Бодров, В. Б. Малкин, Б. Л. Покровский, Ц. И. Шкаченко.- М.: Наука, 1984.-С. 77.

Военная Мысль.-1987.-№ 6.-С. 34.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации