Перестройка высшего военного образования проблемы и решения

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1988, стр. 45-52

Перестройка высшего военного образования: проблемы и решения

Генерал-полковник В. Я. КОНЧИЦ

БОЛЬШИЕ и сложные задачи перед учебными заведениями страны определены в постановлении Пленума ЦК КПСС (1988 года) «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению». Главная цель осуществляемых преобразований состоит в том, чтобы обеспечить новое качество обучения и воспитания, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. Это в полной мере относится и к военно-учебным заведениям Министерства обороны СССР.

В докладе М. С. Горбачева на январском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС «О перестройке и кадровой политике партии» отмечалось: «...Партия ни на минуту не ослабляет усилий по дальнейшему повышению обороноспособности страны, отводит военным кадрам особую роль в решении этой жизненно важной задачи. Этим и определяется их огромная ответственность перед народом... Центральный Комитет твердо рассчитывает на армейские кадры, советский офицерский корпус в решении задач укрепления обороноспособности государства, уверен, что в нынешних сложных международных условиях коммунисты, все кадры армии и флота будут действовать с величайшей ответственностью, поднимать и совершенствовать мастерство, боевую готовность всех видов и родов войск».

Такая высокая оценка деятельности, офицерских кадров налагает на них большую ответственность и требует постоянного совершенствования профессиональной подготовки, отвечающей современным требованиям по перестройке высшего военного образования.

Острота решения этой проблемы возрастает в условиях нового политического мышления по важнейшим вопросам, связанным прежде всего с миролюбивой политикой нашего государства, направленной на ликвидацию ядерного оружия, радикальное сокращение вооруженных сил и обычного оружия исходя из принципа их достаточности для обороны, а также с требованиями оборонительной доктрины. Да и военное дело не стоит на месте. Бурное развитие средств вооруженной борьбы, усложнение характера боя и операции, участие в них все большего количества разнообразных сил и средств предъявляют повышенные требования к профессиональному мастерству офицеров.

В то же время надо признать, что сложившаяся система подготовки слушателей военных академий не в полной мере отвечает этим требованиям и нуждается в коренной перестройке. Особенно это относится к развитию у слушателей аналитического мышления и творческих способностей, а также выработке практических навыков для выполнения обязанностей по занимаемым должностям после окончания академии. На решение этой сложной задачи и направлены основные усилия командования, политического отдела и профессорско-преподавательского состава Военной академии им. М. В. Фрунзе.

В академии проводится определенная работа, направленная на повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Постоянно совершенствуются учебные программы, разрабатываются и внедряются новые методы обучения, наращивается учебно-материальная база. Однако для ускорения начатой перестройки нам необходимо решить целый ряд проблем организационного, учебно-методического и материально-технического характера .

Рассмотрим кратко суть основных проблем каждого из перечисленных направлений.

Организационную перестройку учебно-воспитательного процесса предусматривается осуществлять путем улучшения управления высшим военным образованием на всех уровнях руководства. При этом на первый план выдвигается повышение качества планирования в масштабе академии, на кафедрах и факультетах. В учебно-воспитательном процессе необходимо поднять роль факультета, не только как административного, но и как учебно-воспитательного подразделения.

Особое внимание при осуществлении организационной перестройки учебно-воспитательного процесса следует уделять той инстанции управления, которая осуществляет непосредственную подготовку офицерских кадров, т. е. выдает конечный результат. Такой инстанцией является кафедра, которой необходимо предоставить большую самостоятельность и обеспечить широкое участие профессорско-преподавательского состава в решении учебно-методических, научных и кадровых вопросов.

В целях устранения излишней централизации управления высшим военно-учебным заведением необходимо исключить строгую регламентацию бюджета учебного времени (учебного заведения) и его распределение по учебным дисциплинам, годам и семестрам обучения, видам учебных занятий, предоставив право такого распределения академии с учетом требований квалификационных характеристик выпускника. Реализация данного предложения, в свою очередь, требует разработки научно обоснованных методик составления квалификационных характеристик выпускника, которые в существующем виде являются недостаточно четкими.

Серьезное значение в деле перестройки учебно-воспитательного процесса приобретает организация отбора и приема офицеров для учебы в академии. С этой целью целесообразно ввести систему профессионально-психологического отбора кандидатов на все факультеты, что позволит во многих случаях избежать ошибок, допускаемых при приеме абитуриентов.

Для определения профессионально-психологических качеств офицеров, позволяющих им обучаться в академии, в ходе отбора они должны изучаться и оцениваться по ряду вопросов, которые могут быть объединены в три группы. Во-первых, группа вопросов, характеризующих социально-обусловленные свойства офицера: интересы, склонности, стремления, в том числе инициативность, коммуникабельность, стремление к совершенствованию своей деятельности. IB о-вторых, вопросы, характеризующие индивидуальные особенности психических процессов и свойств: восприятие изучаемого материала, внимание, особенности мышления, эмоциональная устойчивость. Третья группа вопросов характеризует биологически обусловленные психофизические качества, к которым относятся свойства высшей нервной системы, особенности темперамента.

При такой системе отбора наиболее четко проявляется индивидуальный подход к подготовке и отбору для поступления в высшее военно-учебное заведение, который должен начинаться еще в военном училище. За четыре года обучения в ВОКУ имеются большие возможности по выявлению у курсантов способностей к овладению военными знаниями и практическими навыками, т. е. прогнозирования перспектив их дальнейшей учебы и роста. В этом отношении нуждается в совершенствовании система аттестования. По окончании училища каждый офицер должен оцениваться с точки зрения возможности перспективы обучения в военной академии.

Интересам совершенствования системы отбора кандидатов для поступления на учебу может послужить практика предварительного изучения абитуриентов в войсках с участием представителей из академий, а также представление в академию данных о наиболее перспективных и способных выпускниках всех ВОКУ для их учета и последующего направления для поступления на учебу.

Что касается конкурсного экзамена по тактике, то здесь есть необходимость в изменении его содержания и порядка проведения.

Прежде всего важно повысить требовательность к поступающим. Для этого следует включить в число конкурсных экзаменов практический экзамен по тактике и службе штабов. Этот экзамен должен включать решение тактической летучки по боевым действиям батальона с оформлением на рабочей карте и текстуальным изложением замысла боя или записью содержания боевого донесения или боевого распоряжения, передаваемого по техническим средствам связи.

Это позволит более объективно проверить такие качества абитуриента, как умение творчески применять на практике знания положений уставов, эффективно использовать приданные силы и средства, навыки в работе на карте, формулировать замысел действий при принятии решения.

Конкурсные экзамены по другим дисциплинам, в том числе и устный экзамен по тактике, целесообразно проводить преимущественно не по билетам, а в форме устного индивидуального собеседования.

В последнее время на приемных экзаменах нами практикуется разработка абитуриентами небольших рефератов, в которых они в свободной форме излагают свои взгляды по одному из вопросов, связанных с тактической подготовкой в войсках, боевой готовностью, партийно-политической работой и командирской учебой. Разработка таких рефератов преследует цель определить, насколько развито мышление абитуриента и его способность грамотно делать обобщения, выводы и в письменной форме излагать свои мысли. Как показал опыт, оценка за рефераты в ряде случаев является превалирующей при окончательном решении вопроса о приеме в академию.

Перечисленные мероприятия, проводимые в течение последних двух лет, позволили отбирать наиболее подготовленных офицеров из войск и повысить уровень должностных категорий; принимаемых в академию, особенно командиров батальонов.

Учебно-методическое направление радикальной перестройки системы подготовки высококвалифицированных военных кадров предусматривает прежде всего не переработку действующих учебных программ, а разработку новых, сочетающих разумное соотношение теоретического и практического курса по каждому предмету и дисциплине, а также возможность применения современных форм и методов обучения. Такие программы должны способствовать подготовке выпускников к практической работе в войсках.

Новые формы и методы обучения включают: проблемное обучение, теорию поэтапного формирования знаний и навыков, компьютеризацию учебного процесса, самостоятельную подготовку слушателей под руководством преподавателя, подготовку части слушателей по индивидуальным планам, индивидуальный подход к обучению.

Применение перечисленных форм и методов обучения позволит развить у слушателей творческое мышление при выработке и принятии обоснованных решений в сложных условиях обстановки, создаст условия для отхода от шаблонов, формального усвоения знаний положений уставов и наставлений.

Главное направление перестройки методики обучения слушателей в ходе всех видов занятий - это переход от традиционной системы обучения к совершенно новым методам развивающего обучения на базе теории поэтапного формирования умственной деятельности, разработанной психологической и педагогической науками. Иначе говоря, новый метод обучения предусматривает переход от школы формального запоминания излагаемого материала к школе творческого мышления. Работа в этом направлении в академии начата. Новые методы внедряются в учебный процесс. Большую помощь в этом оказывает созданный в академии на общественных началах постоянно действующий семинар по проблемам высшей военной школы. Перестройка методической стороны учебно-воспитательного процесса предусматривает радикальное совершенствование всех видов занятий: лекций, семинаров, групповых занятий (упражнений), практических занятий, командно-штабных учений, тренировок, зачетов и экзаменов.

B интересах повышения уровня и качества получаемых слушателями фундаментальных теоретических знаний и привития им навыков активного их приобретения учебным планом академии предусматривается сокращение лекционного курса с одновременным улучшением его качества и увеличением времени на семинарские занятия. При переработке лекционного курса, который не теряет своей ведущей роли в обучении слушателей, главное внимание уделяется сокращению количества лекций, содержащих уставные положения и другие сведения, имеющиеся в учебниках и учебных пособиях, а также дублирующих одни и те же вопросы.

В связи с этим необходимо четко разделить лекции по предназначению: установочные и проблемные. К числу установочных следует отнести в основном лекции вводного курса, читаемые слушателям первых курсов по основным оперативно-тактическим дисциплинам. Проблемные лекции призваны рассматривать наиболее сложные вопросы теории и практики военного искусства. Поэтому таким лекциям, как наиболее сложным и перспективным, придается большее внимание, так как на них можно создавать проблемную ситуацию, активизирующую работу слушателей, заставляющую их думать, размышлять в ходе получения информации.

Наиболее радикальной перестройке с переходом на новые методы обучения подлежат семинарские занятия, целью которых должно быть не только закрепление и расширение знаний, но и самое главное - развитие мышления, привитие навыков вести диалог, обосновывать и отстаивать свое мнение. В ходе учебного процесса академии такой метод с элементами игры и дискуссии начал применяться и уже дает положительные результаты. Однако работу по широкому внедрению новых методов необходимо продолжать.

Определенные изменения должны произойти в методике проведения групповых упражнений, групповых и практических занятий как наиболее важных с точки зрения формирования профессиональных качеств слушателей. Основное внимание при их проведении должно быть направлено на развитие у слушателей творческого мышления, что обеспечивается созданием сложной, нестандартной, противоречивой и даже кризисной обстановки, в которой боевые действия ведутся с сильным, технически оснащенным противником, действующим по самым новым концепциям.

Большое внимание в перестройке учебно-воспитательного процесса придается в академии тренировочным занятиям по управлению боем, .которые могут быть двусторонними и многостепенными с оценкой результатов боя сторон путем моделирования на ЭВМ действий не только по своей организации, но и по организации противника.

Задача повышения качества подготовки и проведения командно-штабных учений является одним из важнейших направлений в ходе перестройки учебно-воспитательного процесса в академии, так как здесь заложены большие возможности повышения профессиональной подготовки слушателей в сочетании с развитием творческого мышления. Опыт подготовки и проведения таких учений показывает, что наибольшей эффективностью и поучительностью отличаются командно-штабные учения, проводимые со слушателями в ходе войсковой стажировки.

Этому способствует хорошая войсковая материально-техническая база, а также укомплектование обучаемых органов управления слушателями различных военных академий, что обеспечивает их подготовку непосредственно по своей специальности. Положительные результаты таких учений дают основание практиковать их проведение не только в ходе войсковой стажировки, но и в другие периоды обучения.

Большие резервы повышения качества профессиональной подготовки слушателей в сочетании с повышением уровня их теоретических знаний имеются при разработке ими дипломных задач и работ.

Здесь в наибольшей мере проявляется форма индивидуального обучения, в ходе которого необходимо поднять качество работы в зависимости от уровня личной подготовки каждого слушателя. Поэтому время, отводимое для разработки дипломных задач и работ, должно максимально использоваться не только для консультаций слушателей, но и для воспитательного воздействия на них и ведения наставнической работы по подготовке к практической деятельности в войсках. Успех этой работы находится в прямой зависимости от уровня методической культуры преподавателя, для повышения которого предстоит еще много сделать как в общеакадемическом, так и в кафедральном масштабе.

Одним из важных направлений перестройки учебно-воспитательного процесса, связанного с индивидуальным обучением, является переход наиболее подготовленных слушателей к обучению по индивидуальным планам. При новом подходе к индивидуальной работе со слушателями создаются реальные возможности определения тех, которые изъявят желание и окажутся способными обучаться по индивидуальным планам. В настоящее время в академии ведется подготовительная работа по выработке организационных основ этой формы военного обучения и методических рекомендаций слушателям.

Перестройке подлежит система контроля за усвоением знаний и практических навыков слушателями, включающая текущую проверку знаний в ходе проводимых занятий, а также контрольные работы, зачеты, годовые и государственные экзамены. Здесь, помимо перераспределения учебного времени в сторону сокращения количества зачетов, главное внимание уделяется улучшению методики их проведения. С этой точки зрения наиболее перспективным направлением их совершенствования является переход к безбилетной системе с приданием практического характера зачету или экзамену, в том числе и государственному. Некоторый опыт, имеющийся в академии в проведении зачетов и экзаменов по новой методике, показывает их полезность, так как создаются условия для выполнения требования сочетания фундаментальных теоретических знаний с прочными профессиональными практическими навыками. Вместе с тем проведение устных зачетов и экзаменов по новой методике, в основе которой заложены индивидуальная беседа с каждым слушателем в сдельности и решение практической задачи, требует более глубокой педагогической, оперативно-тактической и общевоенной подготовки профессорско-преподавательского состава.

Предполагается, что новый подход к индивидуальному обучению слушателей позволит последовательно наращивать знания и практические навыки, оценивать уровень их подготовки на любой момент учебы, следить за ростом профессионального мастерства, более целеустремленно вести индивидуальную учебно-воспитательную работу, т. е. обучать не весь курс или учебную группу, а каждого слушателя в отдельности. Хорошо поставленный учет индивидуальной подготовленности слушателей будет служить одним из определяющих факторов при назначении выпускника на должность после окончания академии.

Ведущую роль в повышении качества обучения слушателей должна сыграть компьютеризация учебного процесса.

Решение этой проблемы для академии возможно при условии обеспечения ее достаточным количеством современной компьютерной техники и создания новых типов штабных моделей на базе современных математических методов и единого информационного обеспечения. Работа в этом направлении уже проводится. В этом году в академии создан оперативно-тактический автоматизированный комплекс и разработано несколько тактических моделей, первые образцы которых уже апробированы и дали положительные результаты. Они позволяют делать оценку не только принимаемых решений, но и по ряду основных показателей боя и разрабатывать на базе искусственного интеллекта данные, которые могут быть учтены при выработке решения. Состав автоматизированных комплексов позволяет применять их и как средство индивидуального обучения, так как технология построения базовых моделей дает возможность пользоваться ими без дополнительных инструкций и руководств.

Одним из важнейших путей решения проблемы перестройки учебно-методической стороны подготовки слушателей является подбор и подготовка профессорско-преподавательского состава. На февральском (1988 года) Пленуме ЦК КПСС задача подготовки высококвалифицированных педагогических кадров рассматривалась как основное звено перестройки всей системы обучения.

Острота этой проблемы возросла в связи с тем, что за последние годы в академию прибыло большое число молодых преподавателей, имеющих опыт практической работы в войсках, но недостаточно владеющих методикой обучения слушателей. Поэтому в качестве первоочередной академия считает задачу коренного перелома в системе подготовки молодых педагогических кадров, способных обучать слушателей в новых условиях, умеющих методически правильно, доходчиво, доказательно и логично излагать учебный материал, эффективно применять новые методы обучения с использованием технических средств, грамотно разрабатывать учебно-методические пособия для слушателей, а самое главное, закреплять пройденную на занятиях тематику методом «делай, как я».

Помимо проводимых в академии учебно-методических мероприятий по повышению военно-теоретического и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, широко практикуется наставническая деятельность опытных педагогов. Например, положительно сказывается практика привлечения опытных кадров профессорско-преподавательского состава, уволенных в отставку или запас, имеющих ученую степень и звание для замещения должностей профессоров и доцентов на кафедрах. Опыт академии имени М. В. Фрунзе и других академий в этом отношении себя полностью оправдал.

Таковы основные пути решения проблемы перестройки учебно-методической стороны системы подготовки офицеров, обучающихся в военных академиях.

Материально-техническая сторона перестройки учебно-воспитательного процесса наиболее важная и объемная задача, так как от ее решения зависит качество подготовки слушателей. Практическое решение этой задачи связано со значительными затратами сил, материальных средств и времени.

Учебная база академии, несмотря на постоянно проводимые мероприятия по ее расширению и наращиванию, пока еще не отвечает современным требованиям. Она нуждается в существенной перестройке, и первые шаги на этом пути нами уже сделаны. В условиях академии практическое решение этой проблемы предусматривает необходимость в первую очередь создания системы полевых командных пунктов; разработку и широкое применение современной тренажерной базы; наличие достаточного парка современного типографского оборудования, обеспечивающего издание и размножение в короткие сроки большого количества учебного и учебно-методического материала.

В порядке наращивания классно-лабораторной базы в академии созданы классы по управлению боем, оборудованные тренажерами, представляющими собой автоматизированные рабочие места, соединенные между собой средствами связи, оснащенные дисплеями. Такие классы позволяют проводить двусторонние и односторонние многостепенные тренировки по управлению боем в звене армия - дивизия - полк - батальон. В ходе таких тренировок имеется возможность вырабатывать у слушателей практические навыки по управлению частями, подразделениями во всех видах боя.

Для проведения различных видов занятий по оперативно-тактическим дисциплинам, в том числе для проведения командно-штабных учений и тренировок, в академии оборудованы оперативно-тактические компьютерные залы (классы), которые позволяют проводить занятия одновременно с большими группами слушателей, так как все терминальные устройства объединены в единую программную систему.

Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс автоматизированных обучающих систем сопряжены с необходимостью создания соответствующего программного обеспечения, которое на сегодняшний день остается сложной задачей, трудно разрешаемой в масштабе одного военно-учебного заведения. Это вызывает необходимость создания в масштабе Сухопутных войск объединенного вычислительного центра, который бы обеспечивал координацию и управление разработкой программ обеспечения и функционирования автоматизированной системы обучения в интересах высших военно-учебных заведений.

Существующее положение с перестройкой учебно-материальной базы в академии связано в основном с кустарными методами ее создания, без квалифицированного предварительного проектирования, с использованием главным образом подручных материалов. Это обстоятельство вызывает настоятельную необходимость создания специализированной организации, которая занималась бы проектированием и производством учебных объектов и оборудованием учебно-материальной базы военных вузов, отвечающей современным требованиям. Создание такой организации повысит качество оборудования и состояния учебных объектов, значительно сократит затраты на их изготовление и установку, что обеспечит ускорение перестройки всего учебно-воспитательного процесса. Однако это не снимает ответственности с военно-учебных заведений за решение столь сложной проблемы.

Развернувшаяся в академии работа в указанных направлениях является лишь началом комплексной перестройки учебно-воспитательного процесса. В ходе его предстоит выполнить большой объем сложных и ответственных задач с широким привлечением всего профессорско-преподавательского состава, служб материально-технического обеспечения при эффективной и действенной помощи со стороны высших органов управления военно-учебными заведениями. Вместе с тем следует подчеркнуть, что решение накопившихся проблем подготовки кадров в высших военно-учебных заведениях должно опираться на принципы демократизации и гласности.

В условиях армейской жизни требования демократизации всех видов деятельности, в том числе и военно-педагогической, предусматривают, помимо общих демократических принципов, прежде всего коренное улучшение исполнительской дисциплины и величайшую ответственность всех, кто соприкасается с этой деятельностью; сочетание единоначалия и коллегиальности, привлечение к широкому обсуждению назревших проблем и путей их решения профессорско-преподавательского состава и слушателей при активизации их работы по реализации принятых решений.

В связи с этим на некоторые заседания учебного совета академии целесообразно приглашать наиболее подготовленных, ответственных слушателей и с учетом их мнения совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Все это подчеркивает, что решающим фактором ускорения перестройки учебно-воспитательного процесса является человеческий фактор. Ибо все, что делается в этом отношении, направлено на улучшение профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров при активной деятельности большого коллектива командования и профессорско-преподавательского состава.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г. - М: Политиздат, 1987. - С. 62-63.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации