Оборонительная доктрина Польской Народной Республики

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1988, стр. 72-80

В БРАТСКИХ АРМИЯХ

Оборонительная доктрина Польской Народной Республики

Начальник Генерального штаба Войска Польского,

вице-министр Национальной обороны генерал брони

Юзеф УЖИЦКИ

Генерал брони Юзеф Ужицки родился в 1932 году. Член Польской объединенной рабочей партии с 1951 года, в Войске Польском с 1950 года. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба Войска Польского имени К. Сверчевского, в 1973-м - Военную академию Генерального штаба ВС СССР.

ПОЛЬЗУЯСЬ возможностью выступить на страницах, журнала «Во-1 1 енная Мысль», я хотел бы представить советскому читателю польское понимание жизненно важной для нашей страны проблематики, которую в своем содержании несет понятие - военная доктрина. В статье в первую очередь остановлюсь на тех проблемах, которые являются специфическими для Польши, а также постараюсь указать их взаимосвязь с вопросами обороноспособности в масштабе Организации Варшавского Договора.

Военные доктрины в истории государств и народов всегда играли значительную роль. Однако сегодня, когда речь идет не только об отражении агрессии, но и устранении угрозы гибели человечества, они приобретают особое значение.

Иногда на Западе встречается разное толкование термина «военная доктрина», а также расхождение между теоретическим пониманием доктрины и ее практическими последствиями. В результате материализации «миролюбивых словесных формулировок» в язык практических действий оказывается, что они могут приобретать совсем иное значение и становятся для нас реальной угрозой. В содержании этих доктрин отсутствует однозначное положение о том, что они определяют совокупность действий государства (коалиции) по предотвращению войны.

Социалистические государства, осознавая значение безопасности, отводят своим военным доктринам, имеющим строго оборонительную направленность, важное место в международной политике. Содержание и характер их доктрин находят свое отражение в ряде мирных инициатив. Например, отказ от решения военным путем любого спорного вопроса или же заявление о неприменении ядерного оружия первыми. Ярким подтверждением этого явились решения берлинского (1987 года) совещания Политического консультативного комитета. Тогда же было отмечено, что суть военной доктрины государств - участников Варшавского Договора - это недопущение как ядерной, так и обычной войны, в частности путем сокращения военных потенциалов как основы взаимной безопасности и мира. Именно такую цель преследуют настойчивые усилия Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, направленные на обеспечение безопасного, мирного сосуществования народов.

Итоги встреч с президентом Соединенных Штатов Америки Р. Рейганом (особенно московской в 1988 году) заметно способствуют снижению угрозы ядерной войны, повышают шансы на дальнейшее развитие процесса разоружения и претворение в жизнь идеи: до 2000 года освободить мир от оружия массового поражения. Эти цели на протяжении всех послевоенных лет занимали важное место в польской военной доктрине. Ярким доказательством этому является План Ярузельского: сокращение вооружений и повышение доверия в Центральной Европе с возможностью его расширения на всю Европу - от Атлантики до Урала.

Его предложения - результат правильной оценки современной военно-политической обстановки. Но в то же время они являются выражением глубокого исторического опыта польского народа, места и роли нашей страны в политической системе европейских государств.

* * *

Польская военная доктрина своими корнями уходит в многолетнее прошлое нашего государства, в сложившееся под влиянием исторических событий общественное сознание, в традиции борьбы польского народа за национальную и социальную независимость, в претворение в жизнь интернационального лозунга «За нашу и вашу свободу». Она также обусловливается спецификой расположения Польши на Европейском континенте.

Доктрину довоенной Речи Посполитой на протяжении многих лет формировали образ мышления правящих кругов буржуазии, а также отсутствие добрососедских отношений с первым в мире социалистическим государством. Кроме того, ее военную сторону предопределяла концепция маневренной войны, для реализации которой требовались огромные финансовые и материальные средства (чего экономически отсталая Польша не могла себе позволить). В результате страна не была подготовлена к самостоятельной обороне, и польский народ в 1939 году оказался перед фактом агрессии со стороны гитлеровской Германии.

Основное содержание военной доктрины народной Польши сложилось в ходе второй мировой войны, а практическое воплощение осуществлялось в период возрождения польского государства на территории, освобожденной Советской Армией и народным Войском Польским. Ее идея была сформулирована польскими коммунистами, действующими в рядах Польской рабочей партии на территории Польши и в Союзе польских патриотов в СССР. Политические основы военной доктрины определялись декларацией, принятой на первом заседании подпольного парламента - Крайовой Рады Народовой, состоявшемся в ночь на 1 января 1944 года. IB ней говорилось: «Крайова Рада Народова ставит перед собой в качестве главной и основной задачи объединение и мобилизацию всех сил народа и всех средств для борьбы не на жизнь, а на смерть с озверевшими оккупантами за освобождение Польши».

В соответствии с этой концепцией во внешнеполитической сфере освободительная борьба польского народа представляла собой составную часть вооруженных усилий антигитлеровской коалиции, предпринимаемых совместно с ее основным членом - Советским Союзом, самым надежным союзником польского народа. Поэтому было принято решение, что созданные подпольным народным правительством вооруженные силы будут сражаться против гитлеровского захватчика на восточном фронте - самом важном и решающем фронте второй мировой войны. И народное Войско Польское прошло вместе с Советской Армией славный боевой путь, закончившийся полным разгромом фашистской Германии.

Во внутренней сфере основная концепция оборонительной доктрины будущего демократического государства, расположенного на политической карте Европы в справедливых, исторически обоснованных границах, предусматривала создание условий для возрождения страны на новых общественно-политических принципах.

Завершение войны и вступление на путь мирного развития поставили перед польским народом и народной властью задачи, которые должны были упрочить общественно-политические перемены, а также обеспечить порядок и спокойствие внутри страны. В связи с этим возникла необходимость в осуществлении таких мероприятий, как ликвидация вооруженного подполья; охрана органов народной власти; нормализация жизни в стране; ликвидация тяжелых последствий войны; освоение западных и северных земель; преобразование общественно-экономической структуры, в частности за счет проведения аграрной реформы и национализации промышленности; переход вооруженных сил от военной деятельности к мирной; улучшение культурной жизни, просвещения и здравоохранения, а также ряд других мероприятий. В решении нуждались и многие вопросы внешней политики.

Важное значение для реализации предусматриваемых преобразований имела общественно-политическая программа, изложенная в Манифесте Польского комитета национального освобождения 22 июля 1944 года. Она послужила основой действий по обеспечению обороноспособности страны, имела первостепенное значение для военной доктрины ПНР первых послевоенных лет. «Прочный союз с нашими непосредственными соседями, с Советским Союзом и Чехословакией, - говорится в Манифесте, - явится основным принципом польской внешней политики, осуществляемой Польским Комитетом Национального Освобождения».

Для обороноспособности нашей страны важное значение имел подписанный между Польшей и Советским Союзом 21 апреля 1945 года двусторонний Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, в котором отразилась уверенность в том, что в интересах безопасности и мирного развития польского и советского народов потребуются взаимная поддержка, укрепление связей и тесное взаимодействие не только в настоящем, но и после окончания войны. Благодаря Договору в Польше были созданы благоприятные условия для обеспечения прочной безопасности и эффективного укрепления ее оборонной мощи в послевоенный период. Кроме того, он является звеном в системе соглашений с другими социалистическими странами.

Происки Запада в духе холодной войны, восстановление военной мощи Западной Германии, создание и включение бундесвера в состав НАТО, усиление опасности развязывания новой мировой войны и возникновение угрозы безопасности социалистических стран стали непосредственной причиной подписания 14 мая 1955 года Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, названного потом Варшавским Договором. «В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников договора со стороны какого-либо государства, или группы государств, - гласит его четвертая статья, - каждое государство - участник договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы».

С вступлением в силу этого Договора произошло объединение мощи социалистических стран и постепенное сбалансирование их военных потенциалов с потенциалом участников блока НАТО. Для вооруженных сил Польши это означало их всестороннюю модернизацию. При этом следует подчеркнуть, что цель союза и в настоящем, и в будущем - оборона от возможной агрессии. О сугубо мирных намерениях государств - участников Варшавского Договора ярко свидетельствует статья 1, в которой отмечается: «Договаривающиеся стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность».

Цитируемое положение легло в основу коалиционной военной доктрины Варшавского Договора, а также национальной доктрины Польской Народной Республики. В них наряду с проблемами подготовки к ведению возможной войны на первое место ставятся вопросы ее предотвращения.

На концепцию любой военной доктрины, а значит, и военной доктрины ПНР, оказывает влияние ряд факторов: экономическое развитие страны, ее социально-политический строй, географическое положение, площадь, демографические условия и вытекающие из этого потенциал и оборонная мощь; характер проводимой внешней политики, определяющей отношения с сопредельными и другими государствами (общественно-политические, экономические, культурные); национальные традиции И Др.

B связи с этим необходимо отметить следующее. Во-первых, Польша расположена в политическом и стратегическом центре Европы, где за прошедшие века переплелись интересы многих государств и коалиций. Польские земли в прошлом были местом многих сражений и войн, через территорию нашей страны перемещались огромные массы войск. Здесь решалась судьба обеих мировых войн. Положение ПНР, отсутствие непосредственной сухопутной границы с возможным противником, добрососедские отношения с сопредельными странами определяют степень нашей безопасности, которую мы тесно связываем с оборонительным союзом - Варшавским Договором. Таким образом, наша безопасность обусловлена оборонной мощью союзников, в том числе в наибольшей степени Советского Союза и его Вооруженных Сил.

Во-вторых, Народная Польша, возрожденная в новых справедливых границах, не имеет никаких территориальных претензий. Наше общество единодушно заинтересовано в дальнейшем экономическом развитии страны, которое возможно лишь в мирных условиях. Поэтому мы пристально следим за всем, что представляет угрозу для существующего статус-кво, и всегда готовы его защищать.

Сообразуясь с этими факторами, к основным положениям нашей оборонительной доктрины можно отнести следующее: тесное сочетание своих действий по обеспечению обороноспособности страны с деятельностью других братских социалистических государств, главным образом с оборонными усилиями СССР; строительство польской обороноспособности как элемента коалиционной системы в соответствии со своими возможностями и потребностями, с ролью и местом Польши в союзе социалистических стран; укрепление обороноспособности адекватно общему развитию страны; сосредоточение основного внимания на совершенствовании главных элементов оборонной системы; стремление к достижению наиболее эффективных результатов в границах бюджета, выделяемого на укрепление обороноспособности; всеобщее участие граждан, государственных и общественных учреждений в развитии и укреплении всех звеньев оборонительной системы; поддержание в рамках коалиционной системы такого уровня готовности, который обеспечивал бы успешное решение задач по обороне социалистических стран от возможной агрессии.

Из этих положений вытекают две группы задач. К первой относится оборона воздушных, сухопутных и морских границ; ко второй - обеспечение эффективного функционирования государства, а также своих и в определенной степени союзных вооруженных сил. Таким образом, суть доктрины заключается, с одной стороны, в предотвращении войны, с другой -- защите независимости и национального суверенитета Отечества, а также в совместном обеспечении безопасности всего социалистического содружества.

* * *

Народы социалистических стран, познавшие ужасы войны, высоко ценят свободу и мир. Понимая, что только мир может защитить человечество от угрожающей ему катастрофы, они настойчиво претворяют в жизнь ленинское учение о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем. Уже в январе 1946 года ПНР, как и другие социалистические государства, начала проводить в жизнь положения Устава Организации Объединенных Наций. На первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Польша выступила с предложением о заключении соглашения по запрещению использования атомной энергии в иных, кроме мирных, целях.

С тех пор голос Польши по вопросам сохранения мира и предотвращения войны, ограничения и сокращения вооружений, в первую очередь ядерных, а также расширения сотрудничества между государствами и народами звучит все громче и весомее. Одно из первых важных предложений ПНР было сделано в 1957 году на XII сессии Генеральной Ассамблеи ООН бывшим министром иностранных дел ПНР Адамом Рапацким. Оно касалось создания в Центральной Европе безъядерной зоны и было проявлением истинного стремления сделать первый шаг по пути к сокращению ядерных вооружений.

В 1964 году первый секретарь ЦК ПОРП Владислав Гомулка выступил с очередной польской инициативой о замораживании ядерных и термоядерных вооружений. Это было логичным следствием политики Польши, направленной на поддержание мира и ограничение вооружений, главным образом ракетно-ядерных.

Эта инициатива, как и предложение о создании безъядерной зоны, хотя и не нашла поддержки западных государств, была конкретным вкладом Польши в формирование идеи ликвидации ядерного оружия в региональном масштабе. Она оказала влияние на создание атмосферы, благоприятной для ядерного разоружения, выражала интересы страны, связывая их с безопасностью коалиции. ПНР вносила и вносит значительный вклад в разработку и претворение в жизнь Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в углубление процесса разрядки, важным результатом которого является итоговый Документ Стокгольмской конференции.

Следует также отметить польское предложение о воспитании народов в духе мира, которое в семидесятые годы получило широкое признание международной общественности. В 1977 году на XXXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН Польша представила проект декларации, который стал первым международным документом, признающим права человека и всех народов на мирную жизнь. В принятой декларации подчеркивалось, что воспитание народов в духе мира является важным инструментом в деле укрепления международной безопасности.

Руководствуясь высшей целью обеспечения прочной безопасности в Европе, в обстановке оживления советско-американского диалога по разоружению и наметившегося улучшения отношений между (Востоком и Западом Польша выступила с очередной инициативой по сокращению вооружений и укреплению доверия в Центральной Европе, известной под названием Плана Ярузельского. В основу его была заложена концепция совместной безопасности, отражающая оборонные интересы польского государства и наших союзников. Вписывающийся в инициативы СССР и других социалистических стран, План учитывает военно-политические реалии в Европе и динамику изменений в соотношении сил. Он предусматривает: во-первых, постепенный вывод и сокращение совместно согласованных оперативных и тактических видов ядерного оружия, если они не являются предметом других переговоров; во-вторых, постепенный вывод и сокращение совместно согласованных видов обычных вооружений, в первую очередь обладающих наибольшей силой и точностью поражения, которые могут служить для ведения наступательных операций, в том числе для внезапного нападения; в-третьих, совместные меры по эволюции характера военных доктрин и концепций с тем, чтобы они могли быть взаимно признаны чисто оборонительными; в-четвертых, постоянный поиск и согласование новых мер безопасности и укрепления доверия, а также установление детально разработанных форм контроля принятых обязательств.

Важной особенностью Плана Ярузельского следует считать предложение о поддержании стабильности в Центральной Европе на низшем уровне вооружений при одновременном выводе и уничтожении средств, способных служить внезапному нападению.

Качественно новым импульсом в деле предотвращения войны было берлинское (1987 года) совещание Политического консультативного комитета. На нем было отмечено, что основой основ военной доктрины государств - участников Варшавского Договора является противодействие агрессии, предопределяющее ее сугубо оборонительную направленность.

Несмотря на усилия социалистических стран по сохранению мира, миролюбивые инициативы и ведение переговоров по разоружению, угроза со стороны мирового империализма продолжает существовать. Поэтому до тех пор, пока не будут заключены и введены в действие соответствующие соглашения, мы вынуждены укреплять свою обороноспособность. Из анализа военных потенциалов обоих блоков - НАТО и Варшавского Договора - следует, что в случае возникновения войны она может привести к катастрофическим последствиям. Новые системы вооружения ввиду постоянного роста их мощи, досягаемости и точности, а также все уменьшающегося времени приведения их в готовность и трудности уничтожения после пуска представляют собой возросшую угрозу.

Поэтому необходимо принять во внимание тот факт, что война в Европе (густонаселенной, с крупными городскими агломерациями), даже проводимая с применением исключительно обычных средств поражения, может вызвать очень тяжелые и долговременные последствия. Следует также учитывать, что любой вооруженный конфликте Европе может превратиться в ядерную войну. Так как здесь противостоят крупные группировки вооруженных сил с большим количеством оружия и военной техники, то можно ожидать высокой динамики военных действий на суше, в воздухе и на море и как следствие - сглаживания границ между зоной боевых действий и тылом.

Поэтому наша оборонительная система строится с учетом указанных выше факторов угрозы. При этом мы руководствуемся принципом необходимой достаточности, главным образом путем постоянного повышения общественно-политического сознания народа, развития экономического потенциала, а также подготовки вооруженных сил и гражданской обороны к действиям в соответствии с принятой доктриной, согласно которой наши оборонительные мероприятия будут связаны в единое неразрывное целое с подобными коалиционными действиями государств - участников Варшавского-Договора.

На обороноспособность государства в значительной мере влияют уровень общественно-политического сознания его граждан и морально-политическое единство народа в основных для обороноспособности вопросах. Здесь имеется в виду прежде всего подготовка государства и его вооруженных сил к решению оборонных задач в самых сложных условиях. Поэтому большое внимание уделяется патриотическому и интернациональному воспитанию граждан и воинов. Мы стремимся к укреплению в обществе убежденности в правильности внешней и внутренней политики нашего государства, а в сознании воинов - чувства дружбы и боевого содружества с воинами союзных армий, прежде всего Советской Армии, и прививаем им дисциплинированность и чувство ответственности за высококачественное выполнение поставленных им задач. Делом особой важности считаем поддержание тесной связи армии с народом. Благодаря постоянной заботе командного состава, партийных и молодежных организаций, воспитательно-политических органов о соответствующем облике личного состава вооруженных сил, о его сознании и морали народное Войско Польское отличается высокими воинскими и гражданскими качествами.

Важную функцию в строительстве оборонной системы ПНР выполняет экономический потенциал. Он является конструкцией, на которую опирается оборонная мощь страны. Всестороннее развитие социалистической экономики, гармонически сочетающее общественные цели с оборонными, все шире способствует укреплению всех составных элементов оборонной системы государства, в первую очередь совершенствованию технической оснащенности наших вооруженных сил. При этом мы соблюдаем принцип, согласно которому ассигнования на оборону не должны ограничивать возможностей мирного развития страны, и настойчиво заботимся о том, чтобы оборонные мероприятия как можно лучше служили народному хозяйству, а экономические - укреплению обороноспособности страны. При выделении средств на оборону учитываются прежде всего степень угрозы и наши экономические возможности. Этими средствами мы пользуемся строго рационально, имея в виду обеспечение самых необходимых потребностей. Выборочно, но вместе с тем гармонически мы развиваем те элементы войск и системы вооружения, которые обеспечивают поддержание необходимого уровня боевой готовности и имеют первостепенное значение для решения оборонных задач. Наряду с внедрением в войсках новых систем вооружения и военной техники последовательно модернизируется оружие, уже имеющееся на оснащении войск. Это позволяет обеспечить должный уровень огневой мощи и маневренности войск, их защищенность от воздействия средств пора же ния противника, в частности высокоточного оружия.

В рамках оборонительной системы мы готовим наши вооруженные силы к отражению возможной агрессии, ставя на первое место обеспечение решения стратегических и оперативно-тактических задач в составе Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Варшавского Договора и задач по обороне территории страны. Большое внимание уделяется вопросам начального периода войны. В соответствии с положениями нашей военной доктрины в подготовке войск - от управлений и штабов высшего звена вплоть до рядового - упор делается на ведение оборонительных действий. При этом подчеркивается, что оборона должна быть прочной, решительной, активной и нацеленной на разгром противника всеми имеющимися силами и средствами. Нашу страну и ее вооруженные силы мы готовим к действиям в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия. Значительное внимание сосредоточивается на эффективной обороне свыше 500-км участка морского побережья и прикрытии воздушного пространства страны.

Важное место отводится обеспечению четкости действий гражданской обороны. На нее возложены ответственные задачи как в военное, так и в мирное время. В военное время она будет заниматься индивидуальной и коллективной защитой населения, созданием условий для обеспечения непрерывности и четкости функционирования всей инфраструктуры государства. В мирное - силы и средства гражданской обороны используются для ликвидации последствий стихийных бедствий. Одной из важных функций гражданской обороны является также ее вклад в формирование оборонного сознания общества.

Учитывая положение доктрины, совершенствование обороноспособности проводится у нас комплексно. Оно заключается в параллельном развитии и совершенствовании оборонно-политической, оборонно-экономической и военной деятельности, повышении четкости функционирования гражданской обороны, обеспечении надежной системы руководства и управления, а также в комплексной подготовке личного состава, всех элементов оборонной системы. Последовательное претворение в жизнь положений национальной и коалиционной военных доктрин требует постоянно обогащать союзное взаимодействие. Оно выражается главным образом в повседневном командно-штабном, научном и техническом сотрудничестве. Особое значение имеют учебные мероприятия, в которых принимают участие войска и штабы всех союзных армий, ибо ничто не сближает так, как совместный ратный труд, активное многостороннее взаимодействие и широкий обмен опытом.

Закончившееся недавно совместное учение «Щит-88» было ярким доказательством этого, а также комплексной проверкой, оперативно-тактической и специальной подготовки вооруженных сил к выполнению задач, вытекающих из военной доктрины. Залогом безопасности Польши является собственная, создаваемая усилиями всего народа оборонная мощь, которая одновременно составляет часть совместных сил государств - участников Варшавского Договора, среди них самую большую роль играет оборонная мощь Советского Союза.

Сплоченность и единство нашего оборонительного союза, его постоянное совершенствование и укрепление являются неотъемлемым условием предотвращения войны и эффективности наших оборонительных мероприятий, проводимых в соответствии с положениями национальной и коалиционной военных доктрин.

* * *

Ясность нашей национальной военной доктрины, как и военной доктрины государств - участников Варшавского Договора, вытекает из идейных и политических основ социалистического строя. Они подтверждают правильность ленинского учения о взаимозависимости строительства и защиты социализма.

Материальные основы для реализации положений нашей военной доктрины создают национальные и общие экономические и военные потенциалы социалистического содружества. Заботой об их укреплении продиктованы усилия наших народов и государств, нацеленные на дальнейшее развитие союзного сотрудничества. Основой претворения в жизнь положения доктрины о предотвращении войны являются политическая сплоченность и единство усилий наших партий по продолжению диалога о разоружении и превращению разрядки в необратимый процесс как в региональном, так и мировом масштабе.

Хрестоматия по новейшей истории. Документы и материалы.- Т. 2.-М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. - С. 360.

Правда. - 1944. - 26 июля.

Организация Варшавского Договора: Документы и материалы, 1955- 1985/ М-во иностр. дел СССР. - М.: Политиздат, 1986. - С. 11,

Там же.-С. 10.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации