Об организации взаимодействия в операциях

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1988, стр. 21-27

Об организации взаимодействия в операциях

Контр-адмирал В. Г. ЛЕБЕДЬКО

ОПЫТ войн и учений убедительно подтверждает, что развитие средств вооруженной борьбы, изменения в организационной структуре войск и сил флота, формах и способах ведения боевых действий требуют постоянного совершенствования планирования и организации взаимодействия различных родов войск и сил при подготовке современных операций.

Это обусловливается процессом все более глубокого взаимного проникновения видов Вооруженных Сил (ВС) в смежные сферы боевого применения войск, сил и оружия; постоянно усиливающейся зависимостью боевых действий группировок одного вида Вооруженных Сил от других. Практически в современных условиях, как показывает опыт локальных войн и учений, ни одна оперативная задача не решается объединениями, соединениями и частями вида ВС или рода войск (сил) самостоятельно.

Эта тенденция наиболее четко стала проявляться в локальных войнах и конфликтах в 80-е годы. В англо-аргентинском конфликте (1982 год) и при агрессии Израиля против Ливана (1982 год) успех военных действий во многом определялся четкостью планирования и поддержания взаимодействия ударных группировок различных видов вооруженных сил и родов войск на всех уровнях. Военная акция США против Ливии в апреле 1986 года, выразившаяся в нанесении внезапных массированных ударов по городам Триполи и Бенгази авиационными группировками ВМС и ВВС, потребовала четкого взаимодействия разнородных сил и средств.

Как свидетельствует боевая практика, постоянно увеличивается количество точек и направлений соприкосновения войск, сил и средств при решении совместных задач. Если в Великой Отечественной войне сухопутные войска осуществляли взаимодействие с силами флота в основном в десантных операциях и при действиях на приморских направлениях, то в локальных войнах оно стало приобретать многоплановый характер. Там, где активно участвовали вооруженные силы США, с одной стороны, требовалось тщательно увязывать действия сухопутных войск сателлитов и американских сил поддержки с воздуха и моря. С другой - применение эффективной боевой техники ВВС и ВМС вызывало необходимость более строгого согласования огневых ударов и налетов как между авиацией и силами флота, так и общевойсковыми соединениями и частями.

В ходе военных действий в Корее (1950--1953 годы) силы американского флота в порядке взаимодействия прикрывали приморские фланги сухопутных войск, поддерживали соединения и части ударами корабельной артиллерии и авианосной авиации, осуществляли морскую блокаду побережья КНДР, доставляли на полуостров резервы, способствовали быстрому маневру сил на приморских направлениях.

Согласование усилий войск и сил все более усложняется, требует значительного времени и привлечения большого количества специалистов высокой квалификации. Поэтому актуальной становится проблема поиска путей качественной организации взаимодействия в предельно короткие сроки.

Как известно, наиболее сложным по организации и объему детальной проработки различных вопросов является оперативное взаимодействие. Оно заключается в согласовании действий оперативных формирований, соединений и частей в интересах достижения цели операции, проводимой на одном или нескольких смежных операционных направлениях. Исторический опыт свидетельствует, что особое внимание при подготовке операций как в прошлом, так и теперь всегда уделялось вопросам планирования и организации взаимодействия. Тенденция к сокращению сроков подготовки боевых действий особенно в начальный период войны вызывает необходимость всякий раз изыскивать наиболее гибкие и совершенные способы организации взаимодействия войск (сил) и непрерывного его поддержания в ходе операций.

Поэтому в практике работы штабов выработано немало различных текстовых и графических документов по взаимодействию. Этот процесс продолжается и сейчас. Опыт показывает, что, чем сложнее боевые действия, чем больше в них участвует различных войск и сил, тем более громоздкими, перегруженными деталями и условными знаками, труднопонимаемыми становятся планы и плановые таблицы взаимодействия. Вместе с тем, хотя на разработку их затрачивается труд квалифицированных операторов и значительное время, по ним (как ни парадоксально) практически очень трудно осуществлять управление войсками и силами.

Практика оперативной подготовки свидетельствует, что особенно сложным и трудоемким является процесс планирования и организации взаимодействия между объединениями и соединениями различных видов. Вооруженных Сил, и прежде всего сухопутными войсками и силами флота. Упростить его и в то же время не потерять ни одной детали, сделать документы по взаимодействию доступными для понимания каждой из взаимодействующих сторон и при этом сократить время на их разработку--таковы основные требования к этой работе.

Количество позиций, по которым согласовываются действия взаимодействующих войск и сил при выполнении ими совместных боевых задач, настолько значительно, что решить их качественно в короткие сроки можно только при условии заблаговременной подготовки и проведения целого комплекса мероприятий.

При решении такой задачи мы пошли по пути вычленения из общей массы вопросов, подлежащих согласованию, наиболее общих и главных, необходимых для управления войсками и силами определенной командной инстанции. Для этого нужно было первоначально выделить наиболее характерные задачи, которые решаются войсками фронта, силами флота и группировками других видов Вооруженных Сил. При проведении совместных операций каждая оперативная задача в свою очередь должна быть разделена на ряд частных, решаемых совместными усилиями разнородных сил и средств. Однако определить их оказалось не так-то просто и поэтому для выработки методологии подхода к решению мы обратились к опыту Великой Отечественной войны.

Анализ совместных операций, проведенных в годы минувшей войны на приморских направлениях, показал, что силы флота в интересах группировки сухопутных войск- решали следующие задачи: прикрывали приморские фланги объединений (соединений) от ударов противника с моря; оказывали артиллерийскую и авиационную поддержку войскам фронта; осуществляли подвоз материальных средств водным путем; высаживали морские десанты; обеспечивали оперативные перегруппировки войск, проводили снятие и перевозку личного состава и техники с изолированных участков побережья и островов, а также эвакуацию роенно-морских баз и гарнизонов; участвовали в уничтожении прижатых к морю группировок противника и его морских десантов; вели борьбу на вражеских коммуникациях в прибрежной зоне.

В свою очередь сухопутные войска решали ряд важных задач в интересах флота: осуществляли противодесантную оборону побережья и военно-морских баз с суши; прикрывали с воздуха военно-морские базы, силы флота и конвои при переходе морем; наносили удары фронтовой авиацией по кораблям и судам противника в море, на якорных стоянках, в базах и др.

Используя опыт войны, мы пришли к выводу, что и в современных операциях необходимо выделить комплекс задач, которые силы флота при ведении боевых действий на приморских направлениях решают в интересах войск фронта, а также соединений и частей других видов Вооруженных Сил. На мероприятиях оперативной подготовки такие задачи составляли основу для разработки плана взаимодействия. Для удобства они представлялись в виде ряда таблиц, в каждой из которых определялся перечень частных вопросов при выполнении оперативных задач (табл. 1).

Таких оперативных задач в операции может быть несколько, например: нарушение коммуникаций, уничтожение военно-морских сил противника в отдельной океанской зоне или на морском ТВД, участие в разгроме авианосных группировок и т. д.

Разработанный в таком виде план должен служить лишь отправным рабочим документом командующего, организующего взаимодействие, так как совершенно очевидно, что внесенных в него сведений недостаточно для качественного решения всех вопросов организации взаимодействия и управления войсками и силами.

Однако с его помощью можно конкретно поставить задачи по взаимодействию при разработке оперативной директивы (боевого приказа), в соответствии с которыми осуществляются планирование боевых действий в подчиненных инстанциях, согласование усилий сил и войск и их детализация. В оперативной директиве указывается конкретно, кто с кем и по каким оперативным задачам организует взаимодействие. В процессе планирования операции уточняется план взаимодействия: в него вносятся различные данные, с помощью которых можно было бы в последующем эффективно управлять войсками и силами, в частности позиции своих войск и сил, номера целей, маршруты полета авиации, радиосети оповещения, порядок опознавания и т. д. Это как раз те самые детали, которые делают его неудобным в процессе управления силами. Чтобы исключить это, мы пошли по пути вынесения деталей за план, свели их в отдельные таблицы, пригодные для управления в ходе ведения боевых действий.

В каждой из них, на наш взгляд, необходимо иметь сведения, которые требуются для согласования усилий войск и сил флота при решении ими совместных задач. Причем их содержание должно отражать действия взаимодействующих объединений различных видов ВС в деталях и в большей степени того объединения, в интересах которого осуществляется взаимодействие.

Таким образом, традиционная плановая таблица взаимодействия для удобства управления войсками и силами делится на серию документов, отражающих вопросы согласования усилий в целом за операцию и по отдельным частным задачам с проработкой каждой из них в виде, удобном для использования в ходе боевых действий. Такое разделение ни в коей мере не противоречит установившимся положениям в планировании взаимодействия. Оно позволяет процесс организации взаимодействия и поддержания его в ходе боевых действий сделать более удобным для управления войсками и силами.

Об организации взаимодействия в операциях

Следует заметить, что такой подход не отменяет плановую таблицу взаимодействия как таковую, вполне пригодную для этих целей в тактическом звене, а также при согласовании действий сил одного объединения. Что касается вопросов согласования действий объединений и соединений разных видов Вооруженных Сил, в частности войск фронта и сил флота, то, как свидетельствует опыт учений, наиболее эффективным является выработанный нами метод. Конечно, его применение требует проведения целого комплекса подготовительных мероприятий.

В этих целях офицеры штаба, планирующего взаимодействие, готовят и направляют исходные документы для согласования в адрес взаимодействующих объединений, соединений или группировок Вооруженных Сил. Это так называемая запросная часть таблицы. Такими данными, например для задачи прикрытия приморского фланга войск фронта от ударов с моря, могут быть: прикрываемые войска, их местоположение, характер действий, время их прикрытия, связь взаимодействия и ряд других вопросов. Ответ на нее является ответной частью таблицы. Такой обмен информацией о взаимодействии можно проводить в виде формализованных телеграмм или по средствам АСУ.

В результате проведения этой работы создаются стыковочные таблицы взаимодействия (СТВ), под которыми мы понимаем форму обменных унифицированных таблиц между фронтом и флотом, объединениями и соединениями, привлекаемыми к выполнению совместных задач в операции или в боевых действиях.

Содержание каждой СТВ представляет собой подробный перечень вопросов, требующих согласования между фронтом и флотом. Причем, как показывает опыт, его совершенно не обязательно каждый раз разрабатывать заново. Для существующих форм боевых действий (на данном этапе развития оружия и техники) и известных географических условий он в большинстве случаев почти постоянный. Следовательно, задача заключается в том, чтобы еще при заблаговременной подготовке к боевым действиям разработать подробный перечень вопросов, требующих согласования при планировании совместных действий войск и сил флота в операциях.

В практике нашей работы для решения частной задачи, например прикрытия приморского фланга войск фронта, стыковочная таблица взаимодействия будет выглядеть, как показано в табл. 2. Так называемая «стыковка» согласованных вопросов взаимодействия в нашем примере произведена между 07 и 08 позициями.

Конечно, это не шаблон. Очевидно, по этой же оперативной задаче могут быть и другие позиции. Однако их (или хотя бы основу для подобных СТВ) необходимо подготовить заблаговременно. Степень детализации СТВ должна быть достаточной для управления войсками и силами. По опыту наиболее подробно стыковочные таблицы разрабатываются на ближайшую задачу. На ряде учений мы проверили созданные нами стыковочные таблицы взаимодействия по различным оперативным задачам и получили в целом положительные результаты. Качество планирования взаимодействия повысилось, время на согласование усилий войск и сил при выполнении ими совместных задач значительно сократилось.

Таким образом, при планировании операции целесообразно, на наш взгляд, иметь комплект документов, включающий основные документы по организации взаимодействия (план взаимодействия по оперативным задачам) и необходимые рабочие документы по управлению войсками и силами (стыковочные таблицы взаимодействия).

Появление целого комплекса документов на первый взгляд вступает в противоречие с требованием сокращения их количества. В действительности это не так.

За счет применения дополнительных документов, на разработку которых при подготовке операций, безусловно, затрачивается значительное время, удается процесс организации взаимодействия осуществлять в более короткие сроки, причем используемые в этом случае документы позволяют успешно осуществлять управление войсками и силами в ходе боевых действий. Объем радиограмм при этом резко сокращается, так как передается только переменная информация.

Этим мы и руководствовались, предлагая систему СТВ. Основными достоинствами данного способа являются: значительное сокращение времени на планирование взаимодействия (за счет возможности быстрого установления взаимопонимания между офицерами штабов фронта и флота по заранее разработанным СТВ); четкое распределение всего объема работы на командных пунктах, повышение ответственности исполнителей за своевременное и точное выполнение обязанностей; исключение возможных пропусков информации при планировании взаимодействия за счет учета их в заблаговременно разработанных СТВ и повышения тем самым качества документов; сокращение сроков прохождения информации по взаимодействию по каналам связи; возможность использования комплексов АСУ для организации взаимодействия.

Но главным преимуществом СТВ мы считаем то, что в экстремальных ситуациях, в условиях ограниченного времени для организации боевых действий не нужно лихорадочно искать в своей памяти вопросы, требующие согласования. Они заранее разработаны.

Необходимо подчеркнуть, что процесс разработки СТВ сложен и трудоемок. Для этого требуется совместная работа офицеров взаимодействующих организаций в течение длительного периода, что вызвано значительным объемом мероприятий по согласованию усилий войск и сил в операции. Причем с развитием вооружения и совершенствованием способов боевых действий сложность решения этих вопросов непрерывно возрастает.

Об организации взаимодействия в операциях

Взаимодействие сейчас становится поистине стержневым элементом боевых действий. В последние годы очень много внимания уделялось умению методически правильно и в установленные сроки разрабатывать замысел, ставить задачи, принимать решения. Теперь, по нашему мнению, не следует жалеть времени, чтобы научиться планировать и организовывать взаимодействие.

Умело спланированное и организованное взаимодействие всегда характеризовало степень искусства и уровень подготовки офицеров органов управления.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации