О подготовке военно-технических научных кадров

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1986, стр. 63-66

О подготовке военно-технических научных кадров

Полковник в отставке И. Е. ШАШКОВ,

заслуженный деятель науки и техники РСФСР,

доктор технических наук, профессор

В СТАТЬЕ, открывшей дискуссию об укреплении связей военной теории с практикой, отмечено, что новые, повышенные требования к научной работе не могут быть реализованы без качественного решения вопросов совершенствования подготовки и воспитания научных кадров. «Непременное условие прогресса науки - постоянный приток свежих сил, в том числе из сферы производства, умелое использование творческих возможностей ученых, стимулирование их труда в зависимости от реального вклада в разработку теоретических и прикладных проблем», - отмечается в Программе Коммунистической партии Советского Союза. Это положение полностью относится и к военно-техническим кадрам. Дело в том, что комплексы современного оружия очень сложны, создаются большими коллективами заказчиков и разработчиков, которые в своей работе опираются на отраслевые научные учреждения. На них лежит ответственность за разработку оптимальных характеристик перспективных образцов, а также контроль на всех этапах создания оружия и боевой техники.

Для успешного решения таких крупных задач нужны не только хорошо подготовленные военно-технические кадры, но и правильная организация их труда, рациональное соотношение различных категорий сотрудников, сработанность коллектива в целом. В настоящее время в отраслевых научных учреждениях работают доктора и кандидаты наук, научные сотрудники без ученых степеней, инженеры и среднетехнический персонал. Между тем высшие военно-учебные заведения почти не готовят научных работников с учеными степенями для отраслевых научных учреждений. Эту проблему они решают сами, на собственной базе путем обучения в очной и заочной адъюнктурах, подготовки диссертаций в процессе выполнения научно-исследовательских работ, защиты диссертаций по совокупности работ и т. д.

Укомплектование научных учреждений осуществляется главным образом по двум основным направлениям. Во-первых, офицерами, прослужившими после окончания высших военно-учебных заведений определенное время в войсках. Во-вторых, выпускниками высших командно-инженерных училищ и призванными в армию офицерами запаса, окончившими втузы и университеты. В целом такая система не полностью обеспечивает потребности научных учреждений в хорошо подготовленных научных кадрах. В результате очень часто на должностях старших научных сотрудников, начальников лабораторий используются лица без ученых степеней. Кроме того, при таком подходе не решается главная задача - ускорение подготовки научных кадров как по количеству, так и - что особенно важно - по качеству. Дело в том, что офицеры из войск прибывают в НИУ, как правило, в возрасте 30 и более лет, долго перестраиваются психологически и очень робко входят в научную работу. Лишь немногие из них через 10-12 лет представляют к защите кандидатские диссертации и становятся профессиональными учеными.

Что касается пополнения научных учреждений офицерами, окончившими высшие военно-инженерные училища, а также призванными из запаса, то такое решение в принципе следует рассматривать как положительное. В результате в последние годы заметно возрос приток молодых кадров в научные учреждения. Однако эта мера не решает проблему до конца. Главное здесь заключается в том, что у этих офицеров нет практического опыта работы в войсках, много времени уходит на их воспитание, привитие твердых навыков службы в специфичных условиях научного учреждения. Кроме того, в ходе подбора кадров для работы в научном учреждении не всегда учитываются основные критерии, характеризующие кандидатов для научной работы, а берутся в расчет оценки, выставленные в дипломах. Между тем опыт показывает, что не всегда из отличника учебы получается хороший научный работник. Нередко офицер с посредственными оценками в научном учреждении быстро врастает в обстановку и в короткие сроки поднимается до уровня ведущего научного работника. Здесь, видимо, основное внимание должно быть сосредоточено на определении наличия у них призвания, склонностей и способностей к научной работе. Подготовка и воспитание научно-технических кадров - дело сложное и трудоемкое. Помимо общих требований, предъявляемых к гражданским ученым, такие специалисты должны обладать высокой оперативно-тактической подготовкой, иметь опыт службы в войсках, в совершенстве представлять характер современного боя, принципы использования новых видов оружия и боевой техники. Иными словами, они должны иметь более широкий кругозор и разносторонние знания в соответствующей области науки и техники. В этой связи нужны более радикальные меры в целях совершенствования системы подготовки научно-технических кадров. Опыт показывает, что постепенное улучшение ныне существующих форм и методов их подготовки не может в короткие сроки решить эту проблему.

Чтобы поднять на требуемый уровень подготовку профессиональных научных работников, максимально сократить сроки становления молодых офицеров как ученых, необходимо по возможности начинать выявление их склонностей к научной работе еще в старших классах общеобразовательных школ, конкретна и целенаправленно продолжать эту работу в высших военно-учебных заведениях. В общем виде один из вариантов может быть примерно таким. Из числа молодых и наиболее способных слушателей (курсантов) высших командно-инженерных училищ (академий), окончивших второй курс и проявивших склонности к научной работе, целесообразно создавать специализированные группы. Занятия в этих группах должны проводиться по расширенным программам на университетском уровне (особенно по математике, физике) с привлечением наиболее квалифицированных преподавателей.

В такие группы желательно зачислять слушателей в возрасте не старше 19-20 лет с тем, чтобы к научной работе они могли приступить в 22-23 года. После окончания вуза эти офицеры должны назначаться в НИУ на инженерные должности (а не на должности научных сотрудников), где в течение двух лет под руководством опытных научных сотрудников можно было бы выявить их способности и склонность к научной работе. По истечении указанного срока они аттестуются и назначаются на должности в войска для прохождения службы сроком до двух лет, постоянно поддерживая связь с НИУ и накапливая материал для дальнейшей научной работы. В последующем при подтверждении способностей к научной деятельности их можно направлять в НИУ с соответствующей характеристикой для назначения на должности младших научных сотрудников. Офицеры, не проявившие склонности к научной работе, в отдельных случаях могут быть возвращены в НИУ на инженерные должности.

На наш взгляд, полезно также периодически практиковать краткосрочные стажировки научных работников в войсках и на педагогической работе. Улучшение системы подготовки научно-технических кадров, оптимизация прохождения ими воинской службы помогут офицерам, имеющим способность к исследовательской работе, своевременно включиться в отряд научных работников.

Такой подход к подготовке и подбору военно-технических научных кадров может, по нашему мнению, способствовать качественному решению дайной проблемы, исключить появление случайных людей в науке, снизить степень несоответствия служебной категории и научной квалификации сотрудников, поднять производительность их труда.

Конечно, всесторонняя подготовка молодого научного работника на этом не заканчивается. Она должна еще в большей степени быть развернута в стенах НИУ в ходе практической работы и напряженной плановой самостоятельной учебы под руководством опытных профессиональных научных сотрудников. Кроме того, ученый не должен замыкаться в узком кругу сотрудников своего подразделения, а поддерживать тесные деловые связи с войсками, производством, проектно-конструкторскими организациями, научно-исследовательскими учреждениями, предприятиями, учебными заведениями, издательствами, крупными специалистами. В процессе этой работы ему придется выполнять различные функции, решать задачи, начиная с элементарных (черновых) до сложных, ответственных, иметь дело с людьми, разделяющими и отвергающими его точку зрения. Однако в любом случае он обязан со всей принципиальностью защищать интересы дела, сохраняя при этом чувство ответственности за выполнение порученного задания. Интенсивное внедрение в войска сложной военной техники выдвигает крупные комплексные научные проблемы. Их решение требует усилий больших и слаженных коллективов, возглавляемых организаторами нового типа, наделенными всеми правами военачальников. Руководитель военного научного коллектива должен обеспечивать своевременное выполнение плана научно-исследовательских работ на основе крепкой воинской и трудовой дисциплины, высокой производительности труда, исходя из личной заинтересованности каждого исполнителя. При этом ему надо внимательнее относиться к индивидуальным особенностям и способностям научных работников, несущих персональную ответственность за решение части общей проблемы, объединять их в отдельные группы, лаборатории, отделы с учетом их специальности, склонностей, квалификации и сработанности.

В отношении качеств организаторов научной работы существуют различные точки зрения. Одни утверждают, что решение больших научных проблем требует специальной подготовки особой категории ученых - организаторов, другие считают, что хороший организатор успешно может руководить научным коллективом, не имея научной квалификации. Нам кажется, что человек, не переживший напряжения научного творчества, не поймет до конца научного работника и не сможет по-настоящему мобилизовать коллектив на решение крупных проблем. Он может принимать волевые решения, но отсутствие личного творческого вклада будет неизбежно негативно влиять на его организаторскую деятельность.

Научный работник, став руководителем коллектива, обязан лично участвовать в выполнении научно-исследовательской работы и нести персональную ответственность за решение как своей части, так и всей проблемы в целом. Утверждение о том, что руководитель коллектива не имеет возможности заниматься научной работой, является несостоятельным. Можно привести много примеров, показывающих, как ученые-руководители не только участвуют в научной работе, но и возглавляют ее в подлинном смысле слова, решая при этом самые трудные проблемы.

В этой связи руководящие должности в научных учреждениях должны замещаться на конкурсных началах высококвалифицированными научными работниками - офицерами, генералами и адмиралами, обладающими организаторскими способностями. При надлежащей их организации это не приведет к нарушению принципа единоначалия.

В своем докладе на июньском (1985 года) совещании в Центральном Комитете партии по вопросам ускорения научно-технического прогресса Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ М. С. Горбачев указал, что «на задачи науки мы должны смотреть сквозь призму требований времени - требований решительного поворота ее к нуждам общественного производства, а производства - к науке...

Предстоит многое сделать, чтобы научно-технические заделы скорее дали весомый народнохозяйственный результат. ЦК КПСС и Советское правительство рассчитывают, что ученые страны, вся научно-техническая интеллигенция близко к сердцу воспримут те задачи, которые выдвигает партия, не пожалеют сил для ускорения научно-технического прогресса».

Эти указания ЦК КПСС в полной мере относятся и к НИУ Министерства обороны, которые по существу являются отраслевыми научно-исследовательскими организациями. Они успешно выполняют сложные задания по обеспечению обороноспособности страны. По профилю своей деятельности им необходимо иметь тесную связь с академическими институтами по вопросам разработки теоретических основ для создания принципиально новых образцов военной техники, повышения квалификации научно-технических кадров.

Программа Коммунистической партии Советского Союза: Новая редакция. Принята XXVII съездом КПСС. - М.: Политиздат, 1986, с. 58.

Правда, 1985, 12 июня.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации