Типы технических средств для обеспечения возможностей ISTAR

ВИНИТИ № 12/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

ВИНИТИ № 12/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

Научный консультант-д.э.н. В.И. Волков

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия:

Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е. В. Похвалина, Н. И. Субчев, О. В. Ященко

СИСТЕМЫ, АППАРАТУРА И НОСИТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАЗВЕДКИ

Типы технических средств для обеспечения возможностей ISTAR

Журнал Flight International сообщает, что Королевские военно-воздушные силы (ВВС) Великобритании в Афганистане доказали свою значимость, повысив возможности своих разведывательных средств и эффективность поддержки в стране коалиционных сил.

В статье Cr.Hoyle говорится, что после десятилетнего присутствия Вооруженных сил Великобритании в Афганистане британские ВВС повысили качество своей оперативной деятельности и используемой разведывательной техники в борьбе против сил движения «Талибан», признанной приоритетом Министерства обороны Великобритании.

В воздушном пространстве и в наземных операциях обязательства Великобритании в отношении Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force - ISAF), возглавляемых НАТО, обеспечиваются самолетами непосредственной авиационной поддержки, вертолетами, транспортными авиасредствами и все более сложными средствами наблюдения, которые играют жизненно важную роль в поддержке повседневных действий войск.

Выдвинув боеготовность средств разведки, наблюдения, обнаружения целей и рекогносцировки (Intelligence, Surveillance, Target acquisition and Reconnaissance -ISTAR) на передний план своих действий в Афганистане, британские ВВС в настоящее время рассматривают такие средства, как основу своей новой концепции проведения операций.

По словам начальника штаба ВВС, маршала авиации StDalton, дальнейшее развитие боеготовности означает переключение внимания боевых авиационных компонентов с чисто кинетического воздействия на обеспечение адаптивных, многоцелевых «боевых ISTAR-возможностей» («combat-ISTAR capability»). Поддерживаемые многими возможностями, такими как авиационно-космические, радио- и радиотехнической разведки (Signal Intelligence - SIG1NT), воздействия ВВС в настоящее время простираются от использования нелетальной «демонстрации силы» («shows of force») для сдерживания деятельности противника до «быстрых, адресных и гарантированных точных атак против критически важных целей».

Хорошо согласованная с целями кампании, поставленными командующим сил ISAF, армейским генералом США St.McCrystal, британская модель полагается на разнообразные типы средств, включая Tornado GR-4 (Panavia), Reaper (General Atomics) и специально модифицированный King Air 350ER (Beechcraft).

ВВС Великобритании предоставили Flight International редкую возможность обсудить рабочие детали боевой ISTAR-концепции со старшим офицером, которому совсем недавно поручено курировать британские ВВС в афганской кампании.

Командор авиации St.Atha вернулся в Великобританию в середине февраля после десятимесячной службы в качестве командира регионального авиационного компонента и 83-й экспедиционной авиагруппы в Афганистане. Его работа была связана главным образом с Центром объединенных авиационных операций (Combined Air Operations Centre - CAOC) США на авиабазе А1 Udeid, Катар. Зона его ответственности распространялась также на авиационные операции Великобритании в Ираке и на территории от Оманского залива до Африканского Рога. Точка зрения St.Atha отличается от точки зрения комментаторов, которые полагают, что ВВС, в частности британские, не смогли адекватно реагировать на потребности операций в борьбе с повстанцами.

В подчинении St.Atha находится персонал общей численностью чуть больше 1000 человек, из которых только половина находится в Афганистане, но практически все обеспечивают операции в этой стране, а также в различных точках мира.

В качестве примера, St.Atha, проводит 39-ю эскадрилью ВВС Великобритании, которая с авиабазы ВВС США Creech в Неваде управляет летательными аппаратами Reaper, запускаемыми с аэродрома в Кандагаре.

«Это новый метод ведения операций, - заявил St.Atha. - Когда воздушный аппарат, который, находится физически в Кандагаре, действует в поддержку войск в провинции Гильменд, имеет различные датчики, эксплуатируемые в Великобритании, и управление в Америке, к тому же управляется в Персидском заливе и получает задание в Кабуле. Когда мне нужно узнать, были ли мы здесь и делали ли это прежде, я звоню кому-то в Лас-Вегас для получения разъяснений. Парадокс в том, что военные эксперты находятся на удалении 8000 миль».

Использование аппаратов Reaper обеспечивает новые возможности для сил Великобритании в Афганистане. «Объединяются возможности нескольких систем разведки и наблюдения на борту аппарата с его выносливостью и используются его ударные возможности. Если добавить свойственную британцам рассудительность, иновационность и изобретательность в отношении использования этих возможностей, то получится мощная система вооружения», - рассуждает St.Atha.

Иногда требуется именно огневая мощь, и британцы используют ее, только когда сочтут это целесообразным. В борьбе с повстанчеством правил применения вооруженной силы не достаточно, необходимо понимание намерений противника.

Одной из главных проблем является способность эффективного одновременного использования всех возможностей платформы. Одним из применений является обнаружение импровизированных взрывных устройств (Improvised Explosive Device -1ED), при этом Великобритания «выжимает» все возможности сенсорного комплекса беспилотника Reaper.

Другие усилия в противовзрывных операциях включали испытания беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Herti компании BAE Systems, который имеет потенциал, сочетающийся с изменяемым программным обеспечением обнаружения IED.

В настоящее время в Афганистане Великобритания использует широкий круг авиационных средств ISR (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance), включая вертолеты обнаружения и управления (Surveillance and Control) Sea King7 и самолеты Sentinel Rl, которые создают компонент бортовой радиолокационной системы ASTOR (Airborne Standoff Radar), действующей вне зоны поражения средствами ПВО.

Оперативное использование самолета Sentinel Rl, модифицированного реактивного самолета бизнес-класса Global Express для решения задач наземного наблюдения, было ускорено в интересах поддержки сил ISAF. Самолет выполнял такие задачи, как сбор данных об «образе жизни» («pattern of life») в преддверие операций, таких как продолжающееся наступление «Моштарак» в провинции Гильменд.

St.Ather полагает, что система ASTOR в обозримом будущем будет оставаться на театре. Это еще одна возможность, которую привносит Великобритания и которая не является лишь количественным фактором роста средств, а представляется возможностью достижения уровня мирового класса. Другим примером является самолет Nimrod Rl компании British Aerospace, который, несмотря на свой устаревающий планер, обеспечивает решение задач S1GIMT на самом современном уровне.

Стратегические, широкозональные поисковые средства, такие как ASTOR или Nimrod Rl, используются обычно для ориентировки боевых ISTAR-платформ, таких как Reaper, в отношении целей, представляющих интерес.

Пользующийся большим спросом Nimrod Rl в скором времени будет заменен. В начале 2010 г. военные источники сообщали, что близок к подписанию контракт на приобретение самолета RC-135 Rivet Joint, базирующегося на Boeing 707 в конфигурации для ВВС США, но окончательного решения пока не принято.

ВВС Великобритании оказались в условиях нехватки морских патрульных самолетов в связи с более ранним, чем ожидалось, снятием с вооружения 31 марта 2010 г. своих последних самолетов Nimrod MR2. Совершавшие полеты в поддержку кампаний в Ираке и Афганистане с 2001 г., эти самолеты были оборудованы электрооптическими и инфракрасными сенсорами-башенками MX-15 компании L-3 Wescam для наземного наблюдения, а также обеспечивали коммуникационную ретрансляцию.

Использование самолетов Nimrod MR2 на театре снизилось после потери в 2006 г. в Афганистане одного самолета XV230 с людьми на борту численностью 14 человек в результате взрыва на средних высотах и совсем прекращено в марте 2009 г., когда были начаты масштабные модификации с целью повышения безопасности полетов.

Источник ВВС Великобритании охарактеризовал использование самолета Nimrod MR2 «довольно дорогим способом транспортировки видеокамеры» и отметил, что его возможности были «переданы» новым средствам. Как полагают, эти средства включают небольшое число самолетов Shadow Rl, базирующихся на King 350ER, а также самолет, о котором Великобритания не дает официальных данных.

В связи с усилиями, направленными на повышение использования собранной информации в масштабе 1SAF, Великобритания реализует программу комплексной поддержки операций BIISTO (British Integrated ISR Support to Operations). Цель программы - обеспечить, чтобы информация, собранная авиационными средствами, могла быть соответственно использована и распространена среди всех коалиционных государств. Как полагает St.Atha, еще многое необходимо сделать для того, чтобы использовать потенциал таких платформ. Делается попытка создания центров слияния на «кольцевой основе» для обеспечения возможности обмена информацией. Речь идет о влиянии на коалицию, Кабул и центр САОС и попытке развития взаимной ориентировки, используемой каждым из 43 государств.

St.Dalton полагает, что такие возможности будут иметь жизненно важное значение «за пределами Афганистана» и что способность ВВС максимизировать свои сравнительные преимущества и доминировать в информационном пространстве обеспечит их будущее использование как полезного, надежного, важного и существенного инструмента, как во влиятельном, так и в силовом аспекте внешней политики.

* * *

Дистанционно управляемый Reaper. Приобретенные в связи со срочной оперативной потребностью и впервые развернутые в конце 2007 г., летательные аппараты ВВС Великобритании Reaper к настоящему времени достигли в воздушном пространстве Афганистана налета более 8000 ч.

Имеющая примерно такие же габариты, как ударный самолет А-10, массу при взлете около 4500 кг, платформа MQ-9 Reaper в ВВС Великобритании и ВВС США характеризуется теперь как дистанционно пилотируемый самолет (ДПС) (Remotly Piloted Aircraft).

Новое название подчеркивает, что система Reaper никоим образом не является беспилотным (unmanned) средством. Великобритания в своей 39-й эскадрильи имеет около 100 человек личного состава, включая 17 летных экипажей (по два человека) для пяти воздушных аппаратов и удвоит оба компонента в связи с предстоящим контрактом, о котором было объявлено в декабре 2009 г.

Совместно с ВВС США Великобритания управляет своими ДПС Reaper с авиабазы Creech, шт. Невада, через спутниковую линию, идущую на афганский театр, при группе развертывания из двух человек, ответственной за пуск и возвращение.

Как сообщил командир 39-й эскадрильи подполковник авиации J.Ball, при полете, как правило, на высоте 6100 м, главной задачей ДПС Reaper является ISR с использованием полезной нагрузки, включающей электрооптический и инфракрасный сенсоры и радиолокатор с синтезированной апертурой (Synthetic Aperture Radar -SAR). Задачи включают обеспечение наблюдения за наземными силами, а также поддержку усилий по противодействию возникшей для них угрозе от IED.

По словам J.Ball оперативный опыт, уже полученный его эскадрильей, позволяет аналитикам отличить копающего грунт фермера от повстанца. Базируясь на аэродроме Кандагар, участвуя в настоящее время в постоянных операциях, ДПС Reaper, обладающие крейсерской скоростью 462 км/ч, могут достигать большей части оперативной зоны в приемлемое время.

Около 85% британских вылетов не приводят к необоснованному использованию нормальной полезной нагрузки, включающей четыре УР класса «воздух-поверхность» AGM-114P Hellfire и две бомбы с лазерным наведением GBU-12 массой 226 кг. Придается большое значение тому, чтобы избежать жертв среди гражданского населения и сопутствующих разрушений.

J.Ball полагает, что в Великобритании не будет трудностей с усилением группировки ДСП Reaper. Все летные экипажи 39-й эскадрильи имели опыт решения задач на пилотируемых самолетах.

* * *

Скоростные реактивные разведчики. Новая оперативная концепция ВВС Великобритании включает скоростные реактивные платформы как средство сбора данных ISR.

Направленные в Афганистан в конце 2009 г. в качестве замены британских самолетов Harrier GR7/9, самолеты ВВС Великобритании Tornado GR4 обеспечили «гладкий» («seamless») переход, сказал St.Atha, который недавно завершил командование авиационным подразделением в регионе Персидского залива. У него сложилось весьма высокое мнение о самолете и его возможностях, которые тот привнес, а также о разведывательном контейнере Goodrich Raptor.

Самолет Tornado, оборудованный полезной нагрузкой Raptor, в настоящее время может выдавать весьма детальные электрооптические и инфракрасные изображения всей долины Сангин за один вылет.

В условиях чрезвычайно стесненного оборонного бюджета Великобритании продвигается идея замены Harrier и Tornado в Афганистане таким специально предназначенным для борьбы с повстанцами средством, как вооруженный турбовентиляторный самолет Shorts Tucano.

St.Atha отметил, что, если бы не было финансовых ограничений, он хотел бы иметь возможности, которые обеспечивает Tucano, но приходится фокусироваться на платформах, которые имеют широкое применение и могут быть адаптированы от потребностей в Афганистане к потребностям неопределенного будущего.

Начальник штаба ВВС главный маршал авиации St.Dalton более осторожен в отношении этого предложения, заявляя, что это приведет к потерям на земле, подорвет доверие и влияние Великобритании в коалиции, действующей в настоящее время в Афганистане.

По его словам, легкие самолеты не подходят с точки зрения скорости реагирования, гибкости, допустимых габаритов вооружения, защиты и требуемой адаптивности. «Мы просто не сможем гарантировать исполнение текущих стандартов авиационной поддержки с использованием самолета, обладающего меньшими возможностями», - добавил St.Dalton.

Выступая в Международном институте стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies - IISS) в Лондоне, St.Dalton предупредил также, что «контрповстанческие усилия с нишей возможностей, о которой говорилось, не обеспечат политиков гибким военным рычагом влияния в средне- и долгосрочной перспективе». Вместо этого Великобритания должна продолжать инвестировать такие типы средств, как самолет компании Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter, который будет использоваться как «чрезвычайно мощный узел (hub) 1STAR». Такие ВВС не являются «необязательной роскошью», а обеспечивают существенную основу для любого типа военных усилий.

В.И.Вершинин

Flight International. - 2010. - 23-29 March. -177, № 5232. - P. 22-24.

Конвергенция технологий в сфере ISR

В журнале Aviation Week & Space Technology опубликована статья D.A.Fulghum о том, что конвергенция технологий, по-видимому, расширит возможности и повысит качество разведывательной деятельности США с учетом опыта, полученного в Афганистане.

В преамбуле говорится, что Министерство обороны США не может позволить больше строить специализированные вооружения на уникальных платформах для каждого типа войн, которые они ведут нерегулярно, - конвенционального или кибернетического. Вместо этого военные предприняли усилие, направленное на внедрение уже конвертирующихся технологий в сенсоры, которые могут рассматриваться как оружие, способное наносить невидимые воздействия, временные или постоянные, явные или анонимные, тактические или стратегические.

Далее в статье говорится, что в течение предстоящих 18 мес. США предпримут в Афганистане попытку преобразовать обычное боевое подразделение в единицу специального назначения, которая может нанести непоправимый ущерб или направить по ложному пути гибкие, быстро обучаемые и высокомобильные нерегулярные силы.

Этот критически важный период станет свидетелем первичной продукции ускоренной конвергенции между небольшими точными новыми вооружениями и электронными, информационными и кибернетическими операциями, их слияния с разведкой, наблюдением и рекогносцировкой (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance - ISR) следующего поколения.

Пять воздушных платформ и сенсоры, которыми они оборудованы, будут ключевыми элементами:

- новый, относительно небольшой, многосенсорный ISR-самолет быстрого реагирования MC-12W Liberty;

- Е-8С Joint Stars, бортовой самолетный, широкозональный радиолокатор обнаружения наземных целей;

- ЕС-1 ЗОН Compass Call, самолет электронного воздействия;

- MQ-9 Reaper, дистанционно пилотируемый ударный самолет;

- Global Hawk Block 40, беспилотный разведывательный самолет, который будет оборудован также индикатором движущихся наземных целей (Ground moving-target indicator - GMTI).

На борту самолета MC-12W будет и радиолокатор Vader, обеспечивающий слежение за людьми на земле в ночное время и сквозь облака. По словам генерал-майора ВВС США T.Andersen, директора требований Авиационного боевого командования (Air Combat Command - АСС), ранее не было возможности отслеживания передвижения людей (на земле с воздуха).

Некоторые из самолетов Joint Stars модернизируются новыми двигателями для операций на большой высоте в Афганистане. Более совершенное программное обеспечение позволит бортовому радиолокатору с активной антенной решеткой с электронным сканированием видеть передвижение людей, что является новым дополнением технологий GMTI. Ожидаются и другие усовершенствования.

T.Andersen сообщил, что начат анализ альтернатив для GMTI-миссии, в разработке имеются другие сенсоры, вопрос лишь в том, куда их установить. Для пилотируемых самолетов свойственна большая гибкость, поскольку экипаж осуществляет обработку разведданных в режиме реального времени, а также выполняет критически важные с точки зрения времени функции боевого управления, будучи в прямом контакте с командирами наземных сил.

В частности, экипажи самолетов Joint Stars проводят анализы после выполнения боевой задачи в Ираке. Они могут восстанавливать данные с места события, например, о бомбовых ударах, используя записи GMTI. Они дают рисунок (patterns), который помогает установить связи между различными разведывательными ячейками путем наложения данных (таких как обнаружение изменений с течением времени) от различных источников.

Это привело к значительным результатам и позволило убирать подозрительных лиц с улицы, сказал T.Andersen. В ближайшем будущем будет сделана попытка увеличить парк самолетов ЕС-130Н Compass Call (примерно 14 ед.) еще на четыре самолета в течение следующих пяти лет.

Кроме того, ВМС США в конечном итоге передадут четыре эскадрильи самолетов EA-18G Growler авиационным экспедиционным силам для замены самолетов ЕА-6В, которые будут сняты с вооружения.

Присутствие самолетов Compass Call и EA-18G имеет существенное значение для проведения электронных атак на сети командования и управления противника и дистанционного подрыва скрытых бомб.

По словам бригадного генерала ВВС США D.Goldfein, директора воздушных и космических операций АСС, самолеты ЕА рассматриваются в нескольких областях, связанных с проблемой импровизированных взрывных устройств (improvised explosive device - IED). Это то, на чем сфокусировано внимание, но где требования довольно фрагментарны. «Суть дела в нанесении удара по системе, a IED - это конечный продукт системы, которую мы пытаемся уничтожить, - говорит D.Goldfein. Усилия ВВС, направленные против IED, определяются тем, что ВВС могут предоставить с точки зрения платформ, разведки, сенсоров и оружия. Успех или неудачу ВВС определит то, насколько они справятся с системой противника».

Афганистан оказывается иным типом войны, чем та, которая велась в Ираке, но наиболее важным отличием будет повышение спроса. Афганистан большая, малозаселенная страна, с несколькими городами, с небольшими шоссейными и железнодорожными сетями. Однако он должен тщательно патрулироваться, а горячие точки должны быть под контролем.

С точки зрения перспективы ISR необходим лишь количественный рост, отметил T.Andersen. Речь идет о широкозональном наблюдении, гиперспектральных изображениях и GMT1. Если имеется план внедрения различных сенсоров и возможностей, то проблема в том, какую возможность реализовать первой. В настоящее время в Афганистане большой спрос на площади под самолетные стоянки.

Эти площади и взлетные полосы будут заполнены lSR-платформами, и наиболее заметными среди них будут дистанционно пилотируемые самолеты (ДПС) (Remotely Piloted Aircraft). Хотя на ДПС имеется повышенный спрос, их возможности сопровождаются большим количеством «багажа». По оценкам ВВС, необходимо 120 человек (многие из них разведчики) для поддержки одного ДПС, находящегося на воздушном патрулировании.

ДПС не являются беспилотными как таковыми. В настоящее время в ВВС имеется чуть меньше 600 пилотов, обеспечивающих полеты ДПС. Цель - обеспечить 65 боевых воздушных патрулирований, что означает необходимость увеличить более чем в два раза число «пилотов» - до 1400 чел. Это наиболее затратная деятельность с точки зрения количества задействованного персонала.

По словам T.Andersen, за платформой MQ-9 Reaper «тянется» огромная сеть, а в случае ДПС он подключается к этой сети. Каждый самолет от начала старта поддерживается «армией» обслуживания.

Поскольку Министерство обороны и промышленность США уверены в необходимости lSR-инноваций, количество проектов нарастает. Официальные лица утверждают, что каждую неделю появляется сенсор и сулит новые возможности.

ВВС пытается придать им приоритетность. Имеется широкозональный сенсор наблюдения, Gorgon Stare, который выпустят в конце лета. Вероятно, что он увеличит возможности MQ-9 по наблюдению примерно в 10 раз. Идет борьба с концепцией действий. ВВС хотели бы получить его после испытаний и оценки и принять на вооружение.

Среди новых технологий и гиперспектральные сенсоры, осуществляющие мониторинг обнаруженных изменений при поиске IED, которые вновь становятся одной из самых больших проблем в Афганистане. Действия против IED включают три основных типа операций; ведение наблюдения за местностью и задержание террористов, устанавливающих «бомбы»; обнаружение изменений, то есть выявление того, что сдвинуто с места или выглядит не как прежде; анализ после выполнения задачи, включающий обратную прокрутку, наложение данных и выявление особенностей сценария.

Что касается оружия, предпочтение отдается средствам, которые ведут к низким сопутствующим разрушениям (Low-Collateral-damage - LCD) и могут быть использованы в городских условиях с большой точностью, а также поражать движущиеся цели, сказал T.Andersen. Ограничению потерь среди гражданского населения придается первоочередное значение. Проделана большая работа по оптимизации взрывчатки в боеголовках и по композитным корпусам для минимизации ущерба от шрапнели. Эти усилия включают использование существующих возможностей, таких как лазер (высокоточные авиационные боеприпасы прямого поражения - Joint Direct Attack Munitions) или УР Maverick, и дополнительно возможность атаковать движущие цели с еще большей точностью.

В.И.Вершинин

Aviation Week & Space Technology. -2010.-26 April. -172, №16. - P. 48, 49.

СРЕДСТВА И АППАРАТУРА РЕГИСТРАЦИИ, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ АУДИО- И ВИДЕОИНФОРМАЦИИ

Передача в движении высокоскоростных данных по спутниковому каналу связи

В журнале Armada International сообщается о разработке высокоскоростных линий связи с использованием подвижных наземных пунктов и спутников связи. Достижение полного развития систем мобильной спутниковой связи SatCom (разработки для обеспечения возможности передачи в паузе, в останове, на полной скорости в движении) положило начало новому поколению конфигураций платформ и антенн. Эти продвижения развивались бок о бок с модемами SatCom, наземными терминалами, сетями и спутниками.

Упомянутые мобильные разработки показывают, что системы, работающие при останове и в паузе, весьма актуальны. Возможность SatCom в движении (SatCom on-the-move-Sotm) - относительно новая технология (для наземных транспортных средств), и новые достижения растут и распространяются одновременно с развитием других высокотехнологичных секторов.

В октябре 2009 г. Главное управление по оборонным закупкам (Delegation Generale pour Г Armement - DGA) Франции выбрало Thales Defence & Security C4I Systems, чтобы удовлетворить срочное оперативное требование системы Venus (подвижные транспортные средства управления с коммуникацией через спутник), которой планируется оборудовать бронированные транспортные средства с новой семьей низкопрофильных антенн SatCom и систем, работающих в движении. Этот проект Thales будет обеспечивать собственная система Satmove Xotm (X-band on-the-move, Х-полоса в движении) с низкопрофильной (Low Profile - LP) антенной, которую сначала показали в Le Bourget в июне 2009 г.

Система Satmove Xotm работает в Х-полосе пропускания (в диапазоне 7-8 ГГц) и имеет одну механическую и одну электронную ось слежения. Система Xotm, как предполагает Thales, обеспечивает увеличение на 45 дБ силы сигнала, когда ее электронные лучи направлены непосредственно в середину спутникового сигнала, в противоположность традиционным системам, которые непрерывно перемещаются в пределах следа сигнала - вокруг центра, постоянно стремясь найти самый сильный сигнал.

Для требования Venus компания Thales обеспечит антенну Xotm (первая продажа компании системы Х-диапазона) противопомеховым модемом Modem 21e и линией Ethernet, чтобы соединиться с существующими Thales C41 системами. Первые поставки, как намечают, поступят в Армию Франции в 2010 г. Скорость передачи информации «вниз» и «вверх» будет достигать 250 кбит/с и 2Мбит/с соответственно.

Thales предполагает, что поскольку большие расстояния - норма в сегодняшних операциях, Sotm также быстро станет стандартом для мобильного обеспечения связи C4I. Способность передать и принять голосовые сообщения, IP-трафик, изображение и видео в режиме реального времени, и «включение» боевого сетевого радио во время движения преобразуют поле боя, поскольку боевые действия постоянно сохраняются в записи с временной информацией и командами.

Наличие широкополосных возможностей коммуникации в транспортном средстве изменяет характер операций высокого темпа, особенно когда расстояние между модулями увеличено, что в настоящее время наверняка имеет место в Афганистане.

EMS Technologies Defense & Space разработал низкопрофильную, переключаемую с помощью электроники, систему антенн Х-диапазона, которая может одновременно передавать и принимать данные до 6 Мбит/с по широкополосной глобальной спутниковой системе связи SatCom (Wideband Global SatCom - WGS), Xtar или Skynet 5. Антенна X-диапазона Wavestorm была первоначально разработана для бортовых приложений, но затем приспособлена к наземным мобильным платформам. Модуль достигает 30 см в обтекателе антенны радиолокационной станции при массе 18 кг и находится на крыше транспортного средства.

EMS завершил эфирное тестирование системы в июле 2009 г. и осуществил прослеживание до нижнего уровня, стабилизацию и получение характеристик. Разработанный за счет компании, Wavestorm способен к сопровождению за горизонтом и слежению на малой высоте.

Третий из трех спутников созвездия WGS Block 1 был запущен 5 декабря 2009 г. Каждый спутник WGS может направить от 2,1 до 3,6 Гбит/с данных пользователям Х- и Ка-диапазона по фокусируемым зонам охвата через реконфигурируемые антенны и цифровой объединитель каналов.

Созвездие WGS обеспечивает магистраль Министерства обороны США и информационный обмен в зоне боевых действий для C4ISR, управления сражением и боевой поддержки.

Три спутника Блока 11 запланированы к запуску, начиная с 2011 г.

Подразделение ViaSat в Карлсбаде, шт. Калифорния, разработало мобильную SatCom-систему, которая работает через частную форму волны компании Arclight и сетевую технологию. Используется методика спектра распространения, с тем чтобы преодолеть проблемы блокирования сигналов на линии прямой видимости.

Спутниковая система ViaSat осуществляет концентраторную сетевую топологию в противоположность ячеистой архитектуре. Концентратор использует передовую ссылку, которая обеспечивает высокую пиковую пропускную способность через динамическое распределение ресурсов полосы пропускания. Это, утверждает компания, позволяет даже очень маленьким антеннам принимать передачи данных со скоростью до 10 Мбит/с.

Связи возвращения той же самой системы используют запатентованную методику Code Reuse Multiple Access компании, которая позволяет каждому терминалу решать, когда передавать, без необходимости присвоения полосы пропускания от концентратора Это позволяет мобильному модулю вести импульсную передачу, когда нет никакой блокировки, и задерживать передачу, когда она есть.

ViaSat также планирует запустить свой первый спутник - ViaSat-1, который поднимет нагрузку, оставленную, когда программа создания трансформируемой спутниковой системы связи нового поколения (Transformational Satellite - Tsat) Министерства обороны США была отменена в июле прошлого года. Спутник ViaSat-1 запланирован, чтобы предложить скорость передачи до 100 Гбит/с (Tsat, как ожидали, предложит 10 Гбит/с).

Нижняя сторона диапазона К - это Ku-полоса, которую ViaSat-1 не будет предлагать защищенным от радиации процессорам и которая не обеспечит помехоустойчивые безопасные возможности коммуникации, обещанные Tsat. Армия США готовится, чтобы обеспечить все платформы (и бойцов) мобильной спутниковой связью SatCom.

Stealthray, LP-антенна Ku-полосы, разработанная в офисе Vienna Virginia's Raysat, была использована в качестве одной из первых LP-антенн Sotm для установки на бронированном противоминном (Mine-Resistant Armored Personnel - Mrap) транспортере. Антенны ряда Stealthray возвышаются на 15 и 21 см над крышей транспортного средства и предлагают скорости до 2 Мбит/с в канале связи «снизу вверх» и 6 Мбит/с в канале «сверху вниз». Компания разрабатывает полностью электронную антенну, которая составит менее 10 см по высоте.

Тактическая информационная сеть Win-T. Солдаты 4-ой бригады 2-ого дивизиона Армии США, базирующиеся в Ft.Lewis, шт. Вашингтон, и 3-й пехотный дивизион в Ft. Stewart, шт. Джорджия, завершили проведение ограниченных пользовательских тестов тактической информационной сети боевых действий WIN-T Increment2 (Warfighter Information Network-Tactical), в апреле 2009 г. Эта фаза программы Win-T позволит начать работу в движении с сетями через мобильные точки присутствия, пакеты радио транспортного средства и расширение сети бойца. Incrementl была сосредоточена на работе SatCom с сетями в покое.

Вторжение компании Elbit Systems в сферу деятельности Sotm началось в октябре 2009 г. с введения ее Elsat2000, созданного филиалом компании Shiron Satellite Communications. Аппаратура, установленная на Humvee, представленная в нулевой конфигурации, выполняет основные операции без вмешательства пользователя.

Системы С4 General Dynamics и Lockheed Martin намечают тесты для Increment3, которые позволят осуществить полностью работу с сетями по трехъярусной архитектуре традиционной передачи данных по линии прямой видимости через БПЛА и другие бортовые платформы и спутники. Приблизительно в 2014 г. ожидаются полевые работы для Increment3.

Increment4 включает главный компьютер вставок технологии, чтобы осуществить защищенную спутниковую связь и реализовать большую пропускную способность. Эта фаза, как ожидают, будет в оперативном режиме приблизительно в 2016 г.

Маловысотный терминал Spitfire Ku-полосы компании Cobham был разработан для наземных и морских приложений и включает в себя двухосевой зубчатый позиционер и сервомотор, контроллер, автономный приемник слежения и инерциальный навигационный модуль.

Частоты выше и ниже К. Другие три подполосы, используемые для системы спутниковой связи SatCom Вооруженных сил, включают Ка (выше К) и Ки (ниже К), или оригинальную немецкую полосу Kurz-unten (фактически K'/KJ. Они были определены Институтом инженеров по электротехнике и электронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers - IEEE), с Ка-полосой, от 26,5 до 40 ГТц, для радиолокатора и экспериментальной связи, и Ки-полосой, 12-18 ГТц, для спутниковой связи, наземной микроволновой связи и радиолокатора.

Работают в Ku-полосе Elbit Systems и Tadiran's Elsat2000 SatCom терминал. Elbit объясняет, что Elsat2000 использует технологию пакетно-монопольного (группового) частотного режима и позволяет вести две передачи данных с нулевой конфигурацией -подразумевается, что он автоматически получит сигнал в течение 1 мин после прибытия на станцию и будет иметь задержку менее 1 с для повторного вхождения в синхронизм после любой потери сигнала.

Компания Elbit Systems ввела низкопрофильный Elsai2000 в октябре 2009 г. и утверждает, что 12-кг модуль может обеспечить широкополосную передачу потока данных со спутниковым обеспечением связи с любой транспортной платформой.

Интегрированный мобильный SatCom в движении терминал от L-3 Communications Linkabk, как предлагает компания, является законченным решением под ключ, которое интегрирует с определенным программным обеспечением модем, работающий на Ка-, Ки- и Х-полосах.

Терминал использует Linkabit's Network Centric Waveform (NCW), который предлагает сетецентрическое обеспечение полной сети связи для передачи данных с низким временем ожидания. Режим с подсказкой концентратора увеличивает возможности связи, соединяя невыгодные узлы.

Система использует 45-см секционированную апертуру, которая соединяется менее чем через 5 мин от «холодного» начала и через 5 с из «горячего» состояния. Модем имеет автоматическое 5-с максимальное время вхождения в связь и не требует вмешательства оператора.

L-3 Linkabit обеспечивает настроенные системы, используя свои NCW, модем МРМ-1000 и терминал TRM-1000. NCW был разработан для маленьких терминалов и может устанавливать на главный компьютер антенны различных апертур. Компания также имеет таможенные проекты систем Ка-, Ки-, Х- или С-полосы.

В Великобритании у компании Cooper Antennas есть хронология обслуживания США и Вооруженных сил стран НАТО с системами SatCom. Более 400 антенн УВЧ Sotm ряда 20-30-60 проданы НАТО (30-61 как Nato SatCom Antenna), Армии Канады (30-60) и 20-30-62 в Скандинавские страны. Большое количество спецназа также выбрало антенны ряда 20-30-60.

Компания Cooper спроектировала и разработала тактические антенны ОВЧ для приложений Sincgars и Bowman и имеет новый диапазон антенн, разработанных определенно для обеспечения связи Joint Tactical Radio System (JTRS).

Палубные антенны. Компания Trivec Avant из Калифорнии спроектировала и изготовила более 300 моделей антенны, что составляет примерно 95% ее бизнеса, специализированного на военных приложениях (главным образом ОВЧ и УВЧ SatCom).

Компания напоминает, что Sotm долго был стандартом в авиации и морских приложениях. Системы Trivec ACV2099-I и AV-2098-1 являются корабельными системами, принятыми ВМС США и Береговой охраной, а также другими флотами во всем мире.

Спутниковые антенны AV2097-1 УВЧ-диапазона с автоматическим управлением компании Trivec Avant, установленные на транспортном средстве, были успешно испытаны Корпусом морской пехоты (КМП) США в виде экспедиционных модулей в упражнениях на уровне батальона в конце 2009 г. AV2097-1 обеспечивает доступ как к специализированному каналу, так и к каналу Dama (многостанционный доступ с выделением каналов по требованию). На основании результатов испытаний КМП США рекомендовал эту антенну для «любого модуля в Афганистане, проводящего удаленное патрулирование».

Компания Cooper Antennas из Marlow в Великобритании продала свои антенны УВЧ Sotm ряда 20-30-60 различным странам и подразделениям спецназа. Прочные антенны-60 разработаны для схемы полусферического радиационного охвата и поэтому «идеально подходят» для мобильных приложений на пересеченном ландшафте.

Компания Swe-dish, теперь часть Rockwell Collins, разработала терминал Sotm, который обеспечивает широкополосную передачу и на наземные транспортные средства и на морские платформы. Система работает в Ku-полосе и обеспечивает скорость передачи данных до 10 Мбит/с. Стабилизированная, 90x66 см углепластиковая антенна имеет точность (среднеквадратичное значение) выше 0,1 град.

Законченная система была представлена в движении в феврале 2009 г. в результате объединения Saab и Swe-dish. Собственная уникальная навигация Saab и система управления независимы от линии спутниковой связи, в которой она остается, указывая на источник во время блокировки, и поэтому мгновенное вхождение в связь производится, когда луч обзора возвращается. «Тарелка» (антенна) находится на опоре с четырьмя осями, которая совместима почти с любым транспортным средством или кораблем.

То, как долго антенна Sotm останется встроенной в платформу, определяется заказчиком. Это всегда вопрос массы и доступного пространства, но электронная технология и новые разработки, безусловно, продолжатся, опережая аппаратные достижения.

Ю.С. Лифанов

Armada International. - 2010. - 34, №2. - Р.38-44.

Использование спортивных технологий для анализа видеоинформации от БПЛА

Еженедельник Defense News пишет о том, что компания Harris адаптирует технологию спортивного телевещания для анализа разведывательной видеоинформации, получаемой с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

В статье W.Matthews говорится, что было бы полезным, если бы военная разведка была подобна телепросмотру футбольной игры: войска могли бы мгновенно просматривать повторно события и изучать изображения целей, снятых с высоким разрешением с различных ракурсов; видеоизображения дополнялись бы звуковой дорожкой; цифровые карты могли бы накладываться на изображения для определения точного положения целей. Также будут полезны фотографии подозреваемых и информация об их прошлом.

Это, возможно, звучит как фантастический сюжет о комплексе задач C4ISR (Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance & Reconnaissance), однако J.Delay, работающий над широковещательными технологиями в течение десятков лет, сказал, что технология, способная все это интегрировать, в настоящее время существует, а коммерческие широковещатели делают это ежедневно.

Delay отметил, что технологии, используемые в широковещателях, могут также использоваться для объединения информации от различных источников военными для получения полезных и, что более важно, «действенных» («actionable») разведданных. Действенная разведывательная информация это та, которая является точной и поступает достаточно быстро для того, чтобы предпринимать оперативные действия.

Компания Harris, Мельбурн, шт. Филадельфия, где J.Delay является директором стратегии правительственных решений, разработала систему FAME (Full-Motion Video Asset-Management Engine), которая позволяет объединять видео-, аудио- и другую информацию, поступающую от различных сенсоров и баз данных.

Результатом является то, что разведывательная видеоинформация (например, поступающая от БПЛА) объединяется с имеющей к ней отношение аудиоинформацией, с сообщениями об инцидентах, с картами, аннотациями пользователей и с любыми другими данными.

Вооруженные силы США испытали эту систему и сделали заказ на продолжение разработки. Однако для широкого распространения использования этой технологии, вероятно, потребуется какое-то время. J.Delay полагает, что это не произойдет за 6 мес, так как имеются проблемы, связанные с получением, хранением, анализом и использованием военными видео- и другой разведывательной информации.

В основном проблема заключается в том, что американские военные перегружены большим и растущим объемом разведывательных и видеоданных, которые поступают от увеличивающегося парка БПЛА, беспилотных сенсоров, спутников, систем перехвата радиоэлектронных сигналов и т.д.

Только беспилотные аппараты ВВС США выдают 1800 ч видеозаписей в месяц, что в три раза больше, чем в 2007 г., как отметил в апреле 2010 г. президент компании Harris H.Lance.

Несмотря на большой объем данных или по этой причине, военные ведут борьбу за извлечение полезной развединформации из этого цифрового «наводнения». H.Lance сообщил, что возникают вопросы: как выделить 15 критически важных секунд из большого объема видео; каким образом промаркировать выделенную секцию видеозаписи, с тем чтобы можно было извлечь ее в последующем? Как увязать другие полезные разведданные, которые появятся, с видеоданными: фотографии подозреваемых, номера сотовых телефонов, сообщения об инцидентах и т.д.? «Пилотируемые и беспилотные сенсоры выдают слишком много видео- и других разведданных, которые будут просмотрены и проанализированы вручную, - сказал H.Lance. - Военные нуждаются в автоматизации процесса».

Ответом является применение тех же систем и технологий, которые используются коммерческими вещателями. H.Lance полагает, что каждый день они создают и успешно справляются с таким объемом видео и другого материала цифрового содержания, который в 30 раз превышает объем, с которым работают военные.

Использование различных способов дополнительного информирования в ходе спортивных матчей (звуковое сопровождение, показ различных показателей, мгновенные повторы интересного) создает у зрителя ситуационную осведомленность в режиме реального времени. В противоположность этому, войска США обычно получают только видеоинформацию. Это все равно, что смотреть футбольный матч без какой-либо дополнительной информации.

Главной причиной различий между возможностями вещателей и возможностями военных являются метаданные - данные, которые характеризуют данные.

Видеоснимок БПЛА, например, будет включать такие метаданные, как дата, высота, место, время, возможно, другие данные, угол камеры.

Такая информация является полезной, поскольку она позволяет аналитикам разведданных находить, например, видеоснимки определенных мест, полученные в определенное время.

Но, как сказал J.Delay, во время проведения операции у военных имеется много метаданных, которые они не выявляют. Например, метаданные-метки регистрируют определенный тип грузовика или людей на земле, когда те копают окопы или вооружены. Эти метки могут навести аналитиков на соответствующие участки видеозаписи.

J.Delay сказал, что компания Harris разработала автоматические анализаторы, способные добавлять метаданные-метки к видео- и аудиорегистрациям, которые в дальнейшем могут быть быстро найдены. Определенный алгоритм делает метаметку в видеозаписи в тех местах, в которых появлялся разыскиваемый грузовик, другой может зарегистрировать остановку автомобиля, третьи могут регистрировать людей, копающих ямы вдоль дороги или вооруженных.

Когда данные помечены метками, различные потоки информации (видео-, аудио-, пространственной) могут быть изучены и сопоставлены. Программное обеспечение, базирующееся на корреляции событий, может автоматически увязать разведданные, поступившие по одному и тому же факту от различных источников, в различное время, в различных местах.

Таким образом, грузовик, увиденный вблизи места взрыва придорожной бомбы, может быть зафиксирован в других местах автоматическим поиском в разведывательных видеозаписях, что, возможно, подскажет войскам местонахождение повстанцев-террористов.

Однако в настоящее время военные разведданные не достаточно хорошо помечаются метаданными.

Система FAME компании Harris была протестирована в ходе военных учений США Empire Challenge в 2008 г. и 2009 г.

В испытаниях 2008 г. система FAME была одобрена Национальным агентством геопространственной разведки (National Geospatial Agency - NGA) как перспективная коммерческая технология, позволяющая военным быстро объединять многочисленные разрозненные разведданные для того, чтобы получить более полную информационно-разведывательную картину.

Во время учения 2009 г. компания Harris объединилась с компанией Lockheed Martin и система FAME работала совместно с системой видеоменеджмента Audacity компании Lockheed Martin.

После этого учения, командование объединенных сил (Joint Forces Command -JFC) подписало с компанией Lockheed Martin контракт стоимостью 29 млн. долл., и эта компания, а также Harris и третья - NetApp могут дальше разрабатывать системы FAME-Audacity в рамках программы, известной как Valiant Angel. J.Delay заявил, что новая система должна в скором времени появиться в Афганистане и Ираке.

В.И.Вершинин

Defense News. -2010.-3 May. -25, № 18. - P. 32.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации