Об огромном прогрессе в области миниатюрных беспилотников различного назначения

ВИНИТИ № 05/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

ВИНИТИ № 05/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

Научный консультант-д.э.н. В.И. Волков

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия:

Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е. В. Похвалина, Н. И. Субчев, О. В. Ященко

СИСТЕМЫ, АППАРАТУРА И НОСИТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАЗВЕДКИ

Об огромном прогрессе в области миниатюрных беспилотников различного назначения

Журнал Armada информирует об огромном прогрессе в области миниатюрных беспилотников различного назначения.

В опубликованной статье E.H.Biass говорится, в частности, что особенно большой прорыв имел место в области миниатюризации электроники и электрических двигателей. Это было наглядно продемонстрировано в ходе международного симпозиума по беспилотникам, UVS International Symposium, который проводился перед очередным авиасалоном в Ле-Бурже.

Во время симпозиума норвежская компания Prox Dynamics демонстрировала во внутреннем зале миниатюрный беспилотный вертолет, который удивлял своей стабильностью в режиме маневрирования и зависания. Этот нановертолет, известный как PD-100 Black Hornet, находится еще на стадии разработки, но будет доступен для заказчиков во второй половине 2010 г. Он является моделью третьего поколения, но ожидается, что модель нановертолета четвертого поколения полетит в конце года. Во время полета вертолет Black Hornet является источником шума очень низкой интенсивности. Для снижения механических трудностей и массы хвостовой винт имеет свой электродвигатель.

Разработанный при ориентации на военный рынок, этот нановертолет оборудован автопилотом (с инерциальной системой навигации), GPS-приемником и камерой в носовой части. Конечной целью компании Prox Dynamics является поставка комплекта, в котором система управления будет размером с небольшую книгу, открывающейся как лэптон компьютер, в крышке которого дисплей, «первая страница» содержит кнопочные системы управления (включая автономные режимы полета по заданному (point-tj-point) маршруту и автоматического поиска), а под страницей размещаются три мини-вертолета. Диаметр несущего винта вертолета 10 см, масса 15 г, может летать в течение 30 минут, а затем требуется замена батареек.

Является ли изделие компании Aerovironment, Switchblade, беспилотником или чисто средством поражения (a weapon) можно лишь предполагать, но видеофильм, представленный на UVS International Symposium, определенно показывает его как серьезный смертельный летающий объект. Пусковая труба устанавливается под углом 45° и в примерном направлении на цель, координаты которой введены в систему GPS изделия через блок управления типа ЛЭПТОН. Сконструированный, примерно, как минометный боеприпас калибра 60 мм, это изделие/оружие выталкивается из пусковой трубы, раскрывает свое крыло по принципу складного ножа и направляется к назначенной цели, над которой и выполняет смертельное пикирование. Представитель компании, директор развития международного бизнеса P.Austermann не стал говорить о статусе программы и используемой боеголовке, но, судя по видеофильму, изделие находится на достаточно продвинутом этапе развития и, вероятно, проходит оценки и испытания при участии ВС США. P.Austermann заявил, что компания в настоящее время проводит испытания NBC-варианта WASP.

ВМС США завершили вторую серию испытаний беспилотника компании Northrop Grumman MQ-8B Fire Scout на борту Mcinerney в начале лета. Испытания, включающие полностью автономный полет, являются первой проверкой изделия вертикального взлета на борту фрегата ВМС США (предыдущие операции в море проводились с десантно-вертолетного транспортного дока Nashville). Эта вторая серия испытаний будет значительным шагом к заключительному испытанию и развертыванию на прибрежных боевых кораблях.

Израильская компания Bental Technologies заявила о том, что вступила в кооперацию с компанией 3W для интеграции своего стартер-генератора в беспилотный двигатель 155-сс германской фирмы. Устройство компании Bental, сберегающее объем и снижающее массу, сначала играет роль стартера, а затем становится генератором мощности, после запуска теплового двигателя.

Компания Aerovirenmant, больше известная благодаря своим мини-беспилотникам, обратилась и к разработке нано-беспилотников. Об этом свидетельствует ее недавняя работа в рамках программы Nano Air Vehicle (NAV), финансируемой организацией МО США DARPA. Компания получила заказ на проведение второго этапа, Phase II, программы, включающего конструирование и строительство летного опытного образца. Согласно планам, нано-беспилотник NAV будет вертикально взлетать и совершать посадку, выполнять полеты по разным направлениям (очевидно в переднем и заднем), и все это при дистанционном уцравлении. Компания использует биологическую мимиприю при конструировании нано-беспилотника, который совершает колебания крыла для подъема и полета и раскрашивается в цвета, характерные для птиц в местных условиях (нано-птица). Целью программы NAV является разработка беспилотника массой порядка 10 г, который может совершать полет со скоростью 10 м/с, выдерживать порывы ветра со скоростью 2,4 м/с, совершать полеты в строениях и управляться с расстояния до 1 км. Продленный второй этап стоимостью 2,1 млн. долл. будет продолжаться до лета 2010 г. включительно.

В.И.Вершинин

Armada International. - 2009. - № 4. - P. 32, 33.

О беспилотнике Dominator П израильской компании Aeronautics Defense Systeme

Журнал Jane's Defence Weekly сообщает о том, что средневысотный большой продолжительности полета беспилотник Dominator II израильской компании Aeronautics Defense Systems 23 июля 2009 г. выполнил свой первый полет.

В опубликованной заметке говорится, что этот беспилотник базируется на пилотируемой платформе Austrain Diamond DAA2, кабина которой демонтирована, а в освободившемся пространстве размещается авиаоника дистанционного управления и полезная нагрузка массой до 400 кг. Общая масса беспилотника 2000 кг.

Беспилотник оборудован двумя турбодизельными двигателями Austro Engine АЕ 300, размах крыла 13,5 м, максимальная продолжительность полета 28 ч, скорость полета 140-370 км/ч, рабочий потолок 9150 м, при коммуникации по линии прямой видимости оперативный радиус 300 км, который может быть увеличен при оборудовании беспилотника аппаратурой спутниковой связи (SATCOM).

Гендиректор компании A.Leumi сообщил журналу, что целью была ликвидация разрыва, который существует в настоящее время между беспилотниками массой 1000 кг с ограниченной массой полезной нагрузки и беспилотниками массой 4500 кг, которые не могут летать на низких высотах. БПЛА Dominator II может быть оборудован оптической спутниковой, противорадиоэлектронной аппаратурой одновременно, выдерживая полет на низкой высоте и обеспечивая видеоизображение высокого качества.

Предыдущий, меньший вариант БПЛА Dominator был оборудован многосенсорной стабилизированной полезной нагрузкой компании Controp MSS-3 (MultiSensor Stabilised Payload-З). БПЛА Dominator II сопряжен с контейнером ISR (разведки, наблюдения, рекогносцировки) компании Rafael Recce-U, вмещающий дневные и ночные сенсоры, инерциальную навигационную систему, твердотельное регистрируемое устройство и широкополосную цифровую линию передачи данных.

Дополнительным преимуществом БПЛА Dominator II является то, что он базируется на апробированной платформе (с 2005 г. построено 640 ед, налет 360 тыс. час), которая полностью лицензирована для полетов в гражданском воздушном пространстве при любых погодных условиях. Беспилотник пригоден для выполнения широкого круга миссий, от непосредственной тактической поддержки до стратегических миссий большой дальности.

Компания Aeronautics отказалась комментировать возможность размещения на БПЛА Dominator II средств поражения.

В.И.Вершинин

Defence Weekly. - 2009. - 5 August. - P. 19.

О новом радиолокаторе обнаружения и засечки артиллерийских огневых позиций WLR-100

Журнал Jane's International Defence Review сообщает о новом радиолокаторе обнаружения и засечки артиллерийских огневых позиций WLR-100 польского промышленного института телекоммуникации (ПИТ).

В опубликованной заметке говорится, что ПИТ, являющийся главным польским предприятием радиолокационных систем и технологий, сообщил новые детали о своем радиолокаторе WLR-100 во время выставки оборонных технологий и систем безопасности Chech IDET в Брно.

Главными задачами такого типа радиолокаторов являются обнаружение и слежение за многочисленными типами подлетающих боеприпасов любого калибра более 23 мм (ЭПР 0,001 м2) и прогнозирование их точек попадания.

После идентификации количества, размера, траектории и пункта падения любого выстреленного боеприпаса/снаряда, модуль баллистических расчетов бортового компьютера способен определить исходную точку траектории и определить положение огневой позиции противника.

Один из конструкторов института сказал, что это позволяет любому подразделению, которое снабжено радиолокатором WLR-100, передать координаты самолетам непосредственной поддержки или своей артиллерии.

Точность определения точек попадания по траектории подлетающих снарядов и исходных точек лучше 1,0%.

Радиолокатор отслеживает и воздушные цели, включая беспилотники, а также самолеты и вертолеты, ведет мониторинг погодных особенностей/явлений и наземных объектов.

После принятия на вооружение в конце 2008 г. характеристики радиолокатора улучшались. Он работает в диапазоне «С» (по классификации НАТО «G»), на частотах 4,0-6,0 ГГц (7,5-5,0 см).

В базовом варианте РЛ WLR-100 не имеет вращающейся антенной системы, а оборудован антенной решеткой с электронным сканированием (ESAA) с моноимульсной приемной диаграммой. В передающем канале/секции используется стандартная лампа бегущей волны (ЛБВ), приемник с двойным преобразователем частоты.

При обработке импульсов от целей используется импульсная компрессия, разнесение частоты повторения импульсов (SPRE), селекция движущихся целей (МТД), адаптивная фильтрация мешающих сигналов (AFC), которая коррелируется с обратным прогнозированием системой огневой позиции цели и ее скоростью.

Инструментальные/приборные дальности РЛ WLR-100 20, 40 и 80 км, хотя сообщалось, что об отслеживании целей с дальностей до 100 км.

Сектор обзора по азимуту до 90° лучом с электронным сканированием и до 270°, когда антенная решетка перенацеливается на различные азимуты. Обзор по углу места до 20° также электронным сканированием.

Данные системы обновляются через 0,5 с в режиме поиска, через 0,1-0,5 с в режиме слежения, обеспечивая данные почти в реальном масштабе времени.

Система требует только двух операторов внутри и еще одного оператора внешнего терминала.

РЛ WLR-100 оборудован необходимыми ЛПД для полной интеграции с польским военным центром командования и управления (С&СС) и может передавать координаты обнаруженных целей в систему управления огнем польской артиллерии (FCS).

В.И.Вершинин

Jane's International Defence Review. - 2009. - August. - P.12.

Проведение испытаний многоцелевого беспилотника воздушного и корабельного пуска

Журнал Jane's Defence Weekly информирует о том, что компания Boeing готовится к проведению испытаний многоцелевого беспилотника воздушного и корабельного пуска, включая подводный.

В опубликованной статье говорится, что в августе компания Boeing планирует начать испытательные полеты своего беспилотника ScanEagle Compressed Carriage (SECC).

Компания финансирует разработку БПЛА SECC, который нацелен на решение задач командования специальных операций (SOC) и на специальные силы ВМС США. В ходе конференции по беспилотникам «Unmanned Vehicles Europe», состоявшейся 22-23 июля в Ньюпорт, Уэльс, D.Langness сообщил журналу, что компания надеется определить первого заказчика в следующем году.

В беспилотнике SECC интегрирован планер и крыло патрульного демонстрационного образца Dominator ВВС США, программа завершена, с коммуникационным, разведывательным оборудованием, а также с подсистемой возвращения и повторного использования мини-беспилотника компании Boeing Scan Eagle. Контейнерная система SECC может запускаться с использованием аппарелей самолетов С-130 или конвертопланов V-22; оружейных пилонов истребителей или морских патрульных самолетов Р-8 Poseidon.

Предусматривается и вариант, который будет запускаться из ракетной трубы подводной лодки, находящейся в подводном положении, или с палубы корабля, используя систему компании Northrop Grumman SACS (Stealthy Affordable Capsule System).

После пуска БПЛА SECC автоматически раскрывает крыло и поверхности/ плоскости управления, включая двигатель, работающий на тяжелом топливе. Беспилотник может управляться с пускового устройства или с дистанционного пульта. Видеоизображения будут передаваться широкому кругу наземных видеотерминалов. После завершения поставленной задачи беспилотник может быть возвращен/посажен с использованием имеющейся системы типа Skyhook Scan Eagle на наземной базе, палубе корабля или поверхности подводной лодки. При выполнении высокоприоритетных миссий беспилотник может рассматриваться как разового использования и не возвращаться.

Будущие варианты/опционы модульного наращивания включают лазерное целеуказание и немедленное поражение чувствительных с точки зрения времени (мобильных) целей с использованием боеприпасов и управляемых ракет с точным наведением; новые полезные нагрузки и сенсоры для решения новых задач, а также групповой контроль с одной наземной станции.

БПЛА SECC предназначен для пользователей, которым необходима поддержка с помощью беспилотников в отдаленных районах, где существующие системы не могут развертываться.

Потенциальные миссии включают: дальнее нацеливание на стационарные' и движущиеся цели; поражение мобильных целей; ретрансляция коммуникаций; активные и пассивные информационные операции; реагирование на инциденты, связанные с ОМП и взрывами.

Вариант подводного пуска позволит подводным лодкам США иметь самостоятельные возможности по нацеливанию своих управляемых ракет Tomahawk на наземные цели.

Ожидается, что принятие на вооружение (IOС) беспилотника состоится в период 2011 фин. года.

В.И.Вершинин

Jane's Defence Weekly. - 2009. - 29 July. - P. 10.

О тестировании сенсорного контейнера для передачи шифрованной видеоинформации

ВС США проводят тестирование нового сенсорного контейнера, предназначенного для передачи шифрованной, с высоким разрешением, в полном объеме видеоинформации с беспилотника MQ-I Predator на наземные станции.

Новый сенсор, известный как L-3 Wescam MX-15 HDI (High Definition Integration) цифровой «шар», проходит тестирование в ходе ежегодной демонстрации средств разведки, наблюдения, рекогносцировки (ISR) Empire Challenge, проводимой на авиастанции ВМС США авиационных систем оружия (NAWS) China Lake, Калифорния.

Хотя новый сенсор предназначен для БПЛА Predator, он демонстрируется на борту самолета Beechraft King Air, выполняющего роль беспилотника.

По словам K.Jabs, представителя командования объединенных сил США (US JFC), финансирующего демонстрацию Empire Challenge, сенсор, принадлежащий исследовательской лаборатории ВВС (AFRL), является первым, который сойдет со сборочной линии.

«Это новый тип сенсора разрабатываемый для БПЛА Predator, который значительно улучшит качество передаваемой видеоинформации», - сказал J.Kittle, менеджер проекта Empire Challenge.

В ходе демонстрации (6-11 июля 2009 г.) предполагалось зашифровать всю видеоинформацию, получаемую от МХ-15, а также обеспечить ее распределение на оперативные центры и наземным силам, которые нуждаются в ней.

По словам J.Kittle, «это первая возможность поработать в реальных условиях над проблемами совместимости, которые ожидаются при использовании полного видеоизображения с высокой четкостью».

Основным моментом демонстрации Empire Challenge является продвижение данных на «тактическое острие» (наземным войскам, с которыми имеется контакт) как можно быстрее. В ходе демонстрации имитируется бригадная боевая группа (ВСТ) в China Lake, которая должна противодействовать «красной группе», характер действий которой имеет общие черты с действиями противников в Ираке и Афганистане. Они включают засады против конвоев, снайперские атаки, минометные обстрелы баз или объектов снабжения.

По словам, J.Kittle, предпринимается попытка, направленная на то, чтобы спешенные группы, небольшие подразделения, отдельные батальоны или бригады получали такую же информацию, как и подключенный (wired) тыловой оперативный центр.

В.И.Вершинин

Jane's Defence Weekly. - 2009. - 29 July. - P. 10.

Интеграция беспилотников в современное военное воздушное пространство

Журнал Jane's Defence Weekly пишет о том, что использование разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стало в настоящее время характерной чертой боевых действий, но только те вооруженные силы, которые могут эффективно интегрировать их с другими системами оружия, могут максимизировать выгоды от беспилотных роботов.

В опубликованной статье T.Tipley говорится, что в самый напряженный период операции ВС США против режима «Талибана» в конце 2001 г. в Афганистане, высокопоставленные политики и военные командиры, находившиеся в Пентагоне, пристально вглядывались в «живые» видеокартинки на дисплеях компьютеров, поступающих из зоны конфликта от беспилотников.

Этот феномен быстро получил название Rummy TV с намеком на министра обороны в то время D.Rumsteld, который, как полагали, имел видеоизображение в своем офисе и немедленно брал телефонную трубку, требовал действий от высокопоставленных командиров, если видел цели, которые, по его мнению должны быть блокированы или атакованы.

Интеграция беспилотников в современное военное воздушное пространство является далеко непростой задачей и некоторые военные операции говорят о том, что интеграция в боевое воздушное пространство является значительно более трудной, чем попытка интеграции беспилотников в гражданское воздушное пространство. Хотя военные пользователи не имеют таких строгих ограничений с точки зрения обеспечения безопасности полетов, какие имеют гражданские пользователи, они вынуждены действовать в условиях отсутствия радиолокационной зоны управления воздушным движением и надлежащей коммуникацией инфраструктуры.

Главной проблемой для военных пользователей является непредсказуемый характер воздушного пространства, в котором они должны оперировать, когда свои/дружественные самолеты, вертолеты, беспилотники, ракеты, артиллерийские снаряды потенциально конкурируют одновременно за использование одного и того же перегруженного участка воздушного пространства.

Главным вызовом для военных операторов беспилотников является нахождение путей обеспечения информацией командиров всех уровней, начиная с самого высокого на государственном уровне до солдата, находящегося в траншее на линии фронта.

Это была дилемма для продвигающих беспилотники более двух десятилетий, когда они пытались убедить скептически настроенных военных начальников и бюджетных плановиков в том, чтобы, с одной стороны, предоставили беспилотникам место в боевом пространстве, а, с другой, выделили необходимые средства с тем, чтобы это произошло.

До середины 90-х годов беспилотные системы были почти полностью ограничены операциями на удаленной прямой видимости, используя наземные станции управления (GCS). Эти станции использовались для направления летных операций беспилотников, а аналитики-разведчики осуществляли мониторинг изображений с сенсоров беспилотников. Для использования любой полученной развединформации экипажи станций GCS использовали радио- или телефонные коммуникации для предупреждения соответствующих военных командиров.

Единственным путем распространения, обмена изображениями была аналоговая запись на пленочные видеокассеты. Пока станции GCS не совмещались с военными штабами, было невозможно старшим командирам нацеливать штабников или разведаналитиков на рассмотрение живых видеоизображений.

Экранирование сигнала/излучения за счет рельефа местности часто делает трудным совмещение станций GCS со штабами, и эта проблема мешала операциям США и Великобритании, связанных с использованием беспилотников, в Косово в 1999 г., когда использовались системы компании АА1 RQ-5 Hunter и компании GEC-Marconi Phoenix.

Для многих пользователей это было не такой проблемой, например для израильтян, которые оперировали в небольшом географическом пространстве, но для военных и разведорганов США. Неспособность обмена видовой информацией в реальном масштабе времени была крупным/главным фактором, сдерживающим интеграцию беспилотников в глобальные операции.

Прорыв пришел с разработкой и принятием на вооружение глобальной вещательной системы (GBS) МО США и ее эквивалента объединенной вещательной системы (JBC) европейского командования США в конце 90-х годов. Это привело к миграции технологии, используемой в коммерческих спутниковых телевизионных сетях в военную сферу, и позволило военным пользователям эффективно «настроиться» на передачу в реальном времени видеоинформации с беспилотников.

Беспилотные системы, главным образом беспилотники компании General Atomics RQ/MQ-1 Predator и большой RQ-9 Reaoer, были оборудованы спутниковыми линиями для направленной передачи видовой передачи в главные пункты ввода и передачи системы GBS или JBS; она может транслироваться примерно также как гражданский спутниковый телевизионный канал. Пользователи, имеющие спутниковые приемники и устройства, аналогичные по концепции с гражданскими (set-top boxes), могут получать видовую информацию, если они имеют шифрключи для доступа к соответствующему каналу.

Система GBS трансформировала характер/метод использования беспилотников военными и разведорганами США. Теперь стало возможным многочисленным пользователям во всем мире получение видовой информации для накопления, анализа и использования в реальном масштабе времени при проведении военных операций.

Основными лимитирующими факторами были габариты и стоимость спутникового приемного оборудования, которое в основном имеется у пользователей системы GBS, которые находятся в соответственно оборудованных крупных штабах. Мобильные сухопутные силы не могут иметь такого доступа.

Системы GBS, JBS доказали свою полезность во время кризиса в Косове в 1999 г. и на ранних этапах компании в Афганистане в 2001 г., когда операции США сосредоточивались на проведении воздушных ударов под управлением объединенных (САОС) относительно отдаленных от театра боевых действий.

Однако военные США, особенно СВ, осознавали, что для этой технологии свойственны ограничения, проявившиеся в ходе динамичных наземных операций, когда наличие коммуникационных каналов к передовым войскам будет проблематичным. Среди военных коммуникационных экспертов это известно как «широкополосное-узкополосное» разделение».

Затем система GBS была дополнена закрытой компьютерной сетью с Интернет-протоколом SIPRNET (Secret Internet Protocol Router Network), пользователи которой могут выходить на сайты (website-type) для получения видеоинформации.

Хотя при этом значительно увеличивается объем распределяемой видеоинформации, но не решается проблема мобильных пользователей с ограниченной коммуникационной связностью.

Тем временем другие государства и вооруженные силы, не имеющие доступа к таким спутниковым коммуникационным системам и к широкополосным сетям, решили найти альтернативные решения обнаруженных «дымоходов» (stovepipes) между беспилотниками и соответствующими станциями GCS.

Военные США и другие пользователи пытались продвинуться к общим станциям GCS и линиям передачи данных с тем, чтобы обеспечить большую оперативную совместимость с тем решить проблему маскирования местностью (Lettain-masking).

Например, в станции GCS Universal, компании AAI, сделана попытка разрешить проблему «дымохода» и обеспечить возможность управления различными типами беспилотников с одной станции GCS. Великобритания включила в свою программу Watchkeeper положение о мобильных системах, установленных на боевых машинах, обозначенных TacVehicles, которые позволяют командирам фронтовой линии видеть изображение, но не управлять беспилотником. Имеется также положение о транзите видеоинформации системы Watchkeeper через цифровую радиосеть Bowman.

За пределами США только Великобритания и Израиль в настоящее время имеют оперативные беспилотники, которые контролируются/управляются, и могут распределять видеоинформацию через спутники на регулярной основе.

ВВС Великобритании являются партнером по англо-американской оперативной группе беспилотников Reaper/Predator, которая использует беспилотники над Ираком и Афганистаном. Эти миссии управляются через спутник с многонационального глобального оперативного центра (MGOC) на авиабазе ВВС Creech, Невада. Хотя для управления используются спутники США, после получения видеоинформации с британских беспилотников RQ-9 Reaper в центре MGOC в Creech она транслируется в британский военный штаб на Среднем Востоке через британскую спутниковую систему Skynet.

Израильские возможности в этой области держатся под строгим секретом. В 2007 г. израильские ВВС заявили о высотном, с большой продолжительностью полета, управляемом через спутник беспилотнике компании IAI Heron TP (Eitan).

Израиль не имеет возможности по ведению коммуникации через специальные военные спутники, но использует возможности спутников AMOS-2 и AMOS-3 космического предприятия (Spacrcom) при проведении дальних миссий с использованием БПЛА Heron ТР. Совместное предприятие Spececom было создано компаниями Eurocom, IAI, Genetal Stellite Serviced и Services Group.

Канада, Франция, Индия, Турция находятся в процессе приобретения вариантов БПЛА Heron, но они предполагают использовать спутники для рассылки/ распределения видеоинформации в таком же объеме, как Израиль, Великобритания и США. Италия рассматривает возможность закупки у США беспилотников Reaper, управляемых через спутники.

Франция уже развернула свои БПЛА Heron, получившие название SIDM (Systemes Interimaires de Drone MALE) или TMDS (Temporary MALE Drone Ststems) или Harfang, в Афганистане в начале 2009 г.

Кампания в Афганистане в 2001-2002 гг. привела к кардинальному изменению использования патрульной (full-motive) видеопродукции (FMV), получаемой от беспилотников.

Командование специальных операций (SOC) и ЦРУ США стремились к тому, чтобы их небольшие отряды в Афганистане имели возможность получать видеоинформацию с беспилотников.

В результате компания General Atomics разработала небольшой терминал и спутниковый приемник, позволяющие наземным войскам принимать видеоизображения в режиме FMV с беспилотников Predator. При этом используются имеющиеся коммерческие линии передачи данных в пределах прямой видимости без крупной модификации самих беспилотников, что кардинально снизило стоимость программы.

Хотя первые дистанционные FMV-видеотерминалы (RVT) имели относительно большую массу и ограниченные функциональные возможности, они продемонстрировали потенциал технологии и вскоре были предприняты мероприятия, направленные на их совершенствование.

Компания L-3 Communications приступила к производству усовершенствованных приемных терминалов ROVER (Remote Optical Enganced Receiver), которые выпускались в нескольких моделях, каждая из последующих имела улучшенные возможности и функции. Более 4000 терминалов ROVER различных моделей было поставлено силам США и коалиционным силам.

В настоящее время несколько других компаний предлагают свою продукцию на этом рынке, включаяя компанию Rockwell Collins, предлагающую свой терминал StrikeHawk, компанию AAI с дистанционным видеотерминалом OSPVT (One System RVT), компанию Harris с RVT RF-7800T, компанию Sagem с оконечной приемной станцией ERS/RVT.

Терминалы ROVER 11 использовались во время вторжения в Ираке в 2003 г., но реальное становление технологии произошло в связи с необходимостью противодействия последующему повстанчеству. Критическим требованием было обеспечение возможности передовым авиационным наводчикам (FACS) или объединенным контроллерам атак на конечном участке (JTACS) вызывать нанесение ударов самолетами или вооруженными БПЛА Predator.

В сложных городских условиях в Ираке словесные целеуказания операторов JTAC пилотам были плохо слышимыми и медленными. Вскоре коалиционные скоростные реактивные самолеты и специализированные самолеты для ведения разведки, наблюдения, нацеливания и рекогносцировки (ISTAR) были оборудованы всенаправленными, совместимыми с терминалами ROVER линиями передачи данных для передачи видовой информации, получаемой от контейнеров с аппаратурой прицеливания, на терминалы RVT.

Эти прорывы означали, что контроллеры JTAC могли видеть в реальном времени изображения, передаваемые с беспилотников, совершающих полет по заданному маршруту или с соответственно оборудованных скоростных реактивных самолетов и самолетов, предназначенных для решения задач ISTAR.

Для более эффективного использования терминалов RVT, необходима эффективная коммуникация между наземными войсками и поддерживающими самолетами с тем, чтобы можно было попросить выполнить перенацеливание сенсоров на новые зоны, представляющие интерес для проведения разведки.

Коммуникация с баражирующими самолетами или вертолетами относительно упрощается с помощью обычных радиостанций диапазона УВЧ или ОВЧ или передачи данных путем сообщений через ЛПД по линии прямой видимости. Коммуникация операторов БПЛА Predator и Reaper, контролируемых с авиабазы Creech, требует наличия на беспилотниках ретрансляторов для передачи радиотрафика назад на американскую базу. Спутниковые радиостанции также могут быть использованы для коммуникации с центром глобальных операций беспилотников (UAV GOC) либо голосом или через военный зал интернет-переговоров (Internet chat room), как MircNet.

Во время иракской кампании имело место и широкое внедрение мини-беспилотников среди сил США и коалиционных сил. Эти запускаемые с рук системы обеспечивали наземные войска собственной видеоинформацией, которая была полностью под их контролем и выдавалась на небольшие портативные наземные устройства управления. Видеоинформация могла передаваться и на терминалы RVT.

В то время, как первоначально терминалы RVT внедрялись для оказания помощи контроллерам JTAC в проведении миссий, связанных с непосредственной авиационной поддержкой, в 2005-2006 гг. терминалы стали основным инструментом наземных командиров при проведении широкого спектра авиационной поддержки, поскольку война в Ираке эволюционировала в классическую противоповстанческую кампанию, в которой приоритетом являются неударные (non-kinetic) операции.

ВС США и коалиционные силы в Ираке стали экспертами в использовании беспилотников, быстрых реактивных самолетов и пилотируемых ISTAR - самолетов в качестве «глаз в небе» при решении задач экскортного конвоирования, патрулирования в городских районах, при проведении операций по задержанию повстанцев и при многих других операциях, в которых главное внимание уделяется неударным воздействиям.

К 2007 г., когда США провели свою знаменитую операцию, связанную с размещением небольших групп войск среди гражданского населения для защиты от атак, силы США взяли с собой сотни терминалов ROVER III и IY с тем чтобы обеспечить себе круглосуточную, ежедневную (24/7) ISTAR-поддержку.

По словам замкомандира 432-го экспедиционного крыла (главного подразделения БПЛА Predator ВВС США) полковника J.Monthomery, в начале 2009 г. в Ираке и Афганистане использовалось более 5500 беспилотников всех типов и габаритов. Это свидетельство значимости терминалов RVT в процессе интеграции беспилотников в боевое пространство.

В 2006 г. в Афганистане, когда силы НАТО расширили свои операции и усилили давление на очаг сопротивления повстанцев «Талибана», использование терминалов RVT снова вышло на первое место. Войска США и Великобритании были главными операторами этих систем, используя авиационную мощь для нанесения ударов по повстанцам и получая лучшую ситуационную осведомленность о том, что происходит.

Как сказал командир британской эскадрильи GR.9 Harrier, вернувшийся из Афганистана в начале 2009 г., терминалы RVT изменили характер действий британской армии.

Этот опыт отражает возможности ВС США и демонстрирует то, что «живые» (FMV) видеоданные, получаемые с помощью БПЛА и RVT, широко используются в современной боевой обстановке.

За пределами сил США и коалиционных союзников еще одним главным пользователем систем RVT являются израильские оборонительные силы (IDF).

В 90-е годы компания Tadiran Electronic Systems (в настоящее время Tadiran Spectralink Systems and Datalinks, входящая в Elispa) разработала свою первую портативную RVT-систему.

Теперь она предлагает семейство портативных и мобильных (vehicle-mounted) систем, включая V-RAM ВО и Sharlink. Ее самая последняя продукция системы VIDEONET (Defence VideoNet Systems) обеспечивает повышенную связность, имеет меньшую массу и большие передающие возможности. IDF использовали многие из этих систем весьма интенсивно для координации беспилотников и авиационной поддержки во время вторжения в сектор Газа в декабре 2008 г. и январе 2009 г.

Успех сторонников беспилотников в демонстрации полезности таких платформ в боевых условиях в Ираке и Афганистане не пришел без проблем. Наиболее жгучей проблемой является управление движением в воздушном пространстве. Драматические фотографии тактического БПЛА Luna германской компании ЕМТ, летавшего в нескольких метрах от пассажирского реактивного самолета Airbus, взлетевшего с международного аэропорта «Кабул» в 2004 г., иллюстрировали острую необходимость в организации взаимодействия тысяч беспилотников, вертолетов, военных и гражданских самолетов, использующих «перенаселенное» воздушное пространство над Ираком и Афганистаном.

В некоторых частях этих военных зон необходимо координировать артиллерийские, минометные и ракетные стрельбы. Разделение принадлежности этих систем между ВВС, СВ, ВМС и по коалиционным силам усугубляет эту проблему.

На иракском театре, например, большие БПЛА, как Predator, Reaper, RQ-4 Global Hawk принадлежат ВВС. Дивизии СВ имеют тяжелые MQ-1 RQ-1 Shadow, бригады СВ и КМП имеют по одному AAI RQ-1 Shadow. Британские СВ используют в южной части Ирака беспилотники Hermes 450, а по всей стране отдельные армейские батальоны и оборонительные силы воздушных баз используют свои портативные беспилотники.

Деконфликтизация, организация взаимодействия достигается разнообразными способами и с различными уровнями успеха. Главным процедурным средством является ежесуточное распоряжение АТО (Air Tasking Order), подготавливаемое для театра центром ВВС САОС на авиабазе Al Udeid в Катаре. Оно выключает детали маршрутов, оперативных высот и радиочастоты более крупных беспилотников.

Главной мерой деконфликтизации для беспилотников и пилотируемых самолетов является их разделение по высоте и дальности, выделение блоков пространства для операций беспилотников. В частности, меньшие и портативные БПЛА ограничиваются полетами ниже определенных высот.

Сеть наземных радиолокаторов управления ВВС США Kingpin контролирует движение самолетов ежеминутно для предотвращения столкновений на средних высотах. Хотя операторы сети имеют доступ к воздушной обстановке от объединенной тактической системы JTIDS, показывающей положение всех коалиционных самолетов, совершающих полет на Среднем Востоке, у них имеется только радиотелефонная связь с этими самолетами.

Для того, чтобы усилить наземную сеть радиолокаторов, в 2007 г. на Среднем Востоке были развернуты самолеты AWACS Е-ЗС Sentry. Когда на земле развивается инцидент, который требует поддержки с помощью беспилотников или других авиационных средств, операторы сети Kingpin, контроллеры AWACS, персонал центра САОС и центра АОС, совместно с персоналом дивизионного штаба СВ организуют воздушное движение авиационных средств в кризисную зону и часто вынуждены импровизировать новые меры контроля.

Затем наступает время координации воздушного движения в конкретном районе инцидента объединенным центром JTAC. По словам персонала этого центра, это может быть сложной задачей, если будет использоваться полный набор средств, включая беспилотники, самолеты, вертолеты и артиллерию. Использование артиллерии особенно проблематично, поскольку это потребует времени для того, чтобы удалить из данного воздушного пространства самолеты и беспилотники перед открытием огня артиллерией.

Аналогичная организация поддерживается в Афганистане, но радиолокационное поле менее сплошное из-за горного характера местности. В результате британские наземные радиолокаторы контролируют воздушные операции на юго-востоке, а радиолокаторы США контролируют воздушное пространство вокруг авиабазы Баграм и Кабула.

Для операторов беспилотников режим воздушного контроля создает много проблем, но самой большой является то, что приходится использовать радиотелефонную коммуникацию для предупреждения пилотов самолетов или операторов БПЛА, которые могут быть на курсе возможного столкновения.

Большие беспилотные системы значительно лучше оборудованы в коммуникационном плане, чем портативные БПЛА. Это затрудняет передачу предупреждений через радиотелефонные сети, потенциально подвергая многие самолеты и другие авиасредства риску столкновения и обстрела своими. Гораздо труднее получить небольшим наземным подразделениям распоряжение АТО или иметь радиодоступ для того, чтобы получить представление о воздушных операциях в их окрестностях.

Управление авиационных прикладных технологий (ААТД) СВ США субсидировало группу, возглавляемую Lockheed Martin Advanced Technology Laboratories, с целью разработки системы УВД беспилотников UAMS (Unmanned arrial vehicle Airspace Management System), которая потенциально позволит батальонным подразделениям согласовывать полеты многочисленных «стай» беспилотников.

Система UAMS прошла демонстрацию в 2008 г., но еще предстоит наладить производство. В системе используется набор сенсорных входов для обнаружения и реагирования на препятствия и другие воздушные платформы, обеспечивая беспилотникам возможность «видеть и уклоняться». Несколько инновационных систем управления группами малых беспилотников демонстрировались в 2008 г. в ходе эксперимента «Большой вызовл/Grand Challenge МО Великобритании.

Интеграция беспилотников в современное боевое воздушное пространство находится на начальном этапе. Опыт использования терминалов RVT в Ираке и Афганистане показал потенциал интеграции беспилотников в широкий круг наземных операций. Принимаются меры по снижению габаритов и массы терминалов RVT, одновременно увеличивая функциональность и гибкость использования. Видеокомпрессионные технологии и программные технологии обеспечения используются для повышения скорости и количества видеопередач.

К настоящему времени интеграция беспилотников в воздушные операции пока ограничена и это, возможно, будет следующим направлением развития.

Одно из первых использований военными США технологии типа RVT позволило вооруженным транспортным самолетам АС-130 Spectre и Е-8 Joint STARS получать видеоизображения от беспилотников Predator.

СВ США находятся на продвинутом этапе обеспечения своим вертолетам AH-64D Apache Block II видеосвязи с беспилотниками через систему компании Lockheed Martin VU1T-2 (Video-from Unmmannedacrieal systems for Interoperability Teaming-Level 2). Первый батальон вертолетов Apache, оборудованных такими системами был развернут на Среднем Востоке в конце 2008 г.

Согласно представителям компании Lockheed Martin, система «в настоящее время доказывает свою значимость/достоинство» в боевых операциях СВ США, позволяя пилотам вертолетов Apache передавать видеоизображение наземным патрульным машинам.

Подводя итог, можно сказать, что самые последние события несомненно ставят беспилотники в центр современного боевого воздушного пространства.

В.И.Вершинин

Jane's Defence Weekly. - 2009. - 5 august. - P.26-31.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации