О программах разработки беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) различного назначения в ряде европейских стран

ВИНИТИ № 06/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

ВИНИТИ № 06/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

Научный консультант-д.э.н. В.И. Волков

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия:

Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е. В. Похвалина, Н. И. Субчев, О. В. Ященко

СИСТЕМЫ, АППАРАТУРА И НОСИТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАЗВЕДКИ

О программах разработки беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) различного назначения в ряде европейских стран

Еженедельник Defence News информирует о программах разработки новых и использования имеющихся беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) различного назначения в некоторых европейских странах.

В статье B.Opall-Rome сообщается, что Израиль инициировал свою первую объединенную программу закупки малогабаритных, малозаметных, маловысотных беспилотных систем для поддержки операций ВВС и СВ на бригадном уровне.

В конце ноября 2009 г. Управление НИОКР министерства обороны Израиля, после двухгодичных усилий по согласованию и кодификации оперативных требований ВВС и СВ страны, сделало запросы на предложения со стороны промышленности по разработке своей программы маловысотного беспилотника (так называемой Lower Level UAV program).

Программа предусматривает создание чрезвычайно малошумящего летательного аппарата, который может работать ниже кромки облаков - примерно на высоте 3000 фут. (менее 1000 м), в течение 6 ч.

Аппарат должен легко развертываться двумя бойцами, автоматически взлетать и совершать посадку на ограниченной площадке на неровной местности. Общая масса летательного аппарата не должна превышать 65 кг, включая 8 кг полезной нагрузки, обеспечивающей весьма высокое разрешение видовой информации в любое время суток.

Согласно военным и промышленным источникам, запросы на предложения не конкретизируют тип двигательной установки аппарата, однако акцент программы на бесшумность и скрытность оперативного использования может означать предпочтительность электрических двигателей перед бензиновыми, даже если это приведет к сокращению полетного времени.

Представители программы заявляют, что каждая система Lower Level, состоящая из трех беспилотников, и ее внедорожная наземная станция управления должны легко интегрироваться в существующие сети C4I.

По оценкам военных и промышленных источников, стоимость программы составит десятки миллионов долларов внутри страны, тогда как потенциальный экспорт может трансформироваться в значительно большую сумму дохода для победившего претендента.

«Ожидается очень большая закупочная программа, если индустрия представит серьезные предложения», - заявил представитель программы.

Предложения должны были быть поданы в марте 2010 г., после чего следуют двухмесячные демонстрационные полеты, в ходе которых претендентов оценят по специфическим характеристикам, логистике и другим критериям. К летнему периоду рабочая группа представителей министерства обороны по осуществлению объединенной программы должна объявить победителя, и начнется 18-месячная программа интенсивных полевых испытательных оценок выбранной системы.

Параллельно рабочая группа просит промышленность провести конкурс предлагаемых цен на почасовую оплату использования двигателя, с тем чтобы обеспечить осуществление операций ВВС и СВ в течение 1000 ч.

Как заявил руководитель департамента боевых систем оружия СВ (Ground Forces Combat Weapon Systems Department) полковник N.Halamish, «мы хотим примерно через два года получить систему, которая будет отвечать требованиям обоих видов войск»

Он подчеркнул, что ВВС и СВ впервые сформулировали совместные требования, план работ и технические параметры, которые будут определять закупки единой общей системы. Потребовалось около двух лет для того, чтобы уточнить все аспекты программы, которая будет поддерживать ВВС и СВ во всех типах сценариев боевых действий.

Что касается ВВС, программа добавит новый, более «низкий слой» к их широкому парку средневысотных, большой продолжительности полета беспилотников, основу которого составляют Hermes 450S компании Elbit, и к ограниченному «верхнему» эшелону беспилотников Heron-2s компании Izraei Aerospace Industries (IAY). В свою очередь СВ получат средство бригадного эшелона большей продолжительности полета, которое дополнит программу Sky Rider батальонного уровня, находящуюся в оперативном состоянии с 2006 г. Система Skylark 1LE фирмы Elbit была выбрана для программы Sky Rider после интенсивных трехгодичных экспертиз и последующей конкурентной борьбы.

Источник министерства обороны отметил, что закупочная программа новых беспилотников Lower Level во многом вобрала в себя полезный опыт, полученный в период затяжной и сопровождавшейся спорами закупки по программе Sky Rider.

Во-первых, на начальном этапе конкурирующие компании будут предлагать полный комплекс, включающий беспилотник, полезную нагрузку и наземную станцию управления. В программе Sky Rider все предлагаемые полезные нагрузки министерство обороны планировало устанавливать на БПЛА компании Elbit.

Во-вторых, новая программа четко определена с самого начала, поддержана утвержденными документами и будет оцениваться согласно точным критериям.

Вероятными конкурентами новой программы будут компании Elbit, IAI, Rafael/Aeronautics и относительно новая конструкторская фирма Innocon, специализирующаяся в области автоматизации взлета и посадки беспилотников на пересеченной местности.

***

В статье Р.Тгап отмечается, что ВС Франции после 2013-2014 гг. будут располагать крайне малым числом беспилотников в Афганистане, если в предстоящие месяцы не будут приняты политические решения в части финансирования и стратегии.

Высокий уровень потерь и ограниченное развертывание промежуточных систем требуют обновления парка тактических разведывательных беспилотников и принятия обязательств по разработке средневысотного, большой продолжительности полета БПЛА - MALE (Medium-Altitude, Long-Endurance) следующего поколения, заявили члены парламента Y.Vandewalle и J.-Cl. Viollet в ходе дебатов, организованных фирмой Cercle Strategia.

В своем докладе парламенту они писали, что возможности, которыми располагает Франция, с трудом поддерживают развернутые в Афганистане силы. Правительству необходимо активизировать финансирование беспилотников.

В период 1999-2008 гг. Франция в сумме потратила 395 млн. евро на покупку промежуточных тактических БПЛА, MALE и мини-беспилотников. Военным бюджетом 2009-2014 гг. предусмотрено 524 млн. евро на эти цели: 96 млн. на MALE и 428 млн. - на закупку тактических БПЛА. Ожидается, что в 2015 г. расходы на MALE составят 458 млн. евро.

Viollet высказывает мнение, что часть этих денег должна быть в первую очередь направлена на более мощные тактические беспилотники: на модификацию двигателей, полезных нагрузок с внедрением камер ночного видения и электромагнитных сенсоров, а также на разработку системы MALE.

Оба члена парламента считают, что правительству необходимо как можно быстрее определиться в выборе между соперничающими в усилиях по MALE фирмами -европейской EADS и командой Dassault-Thales, отдавая предпочтение последней.

Полагают, что выбор в отношении тактических беспилотников должны сделать военные, поскольку на рынке имеется много предложений от малых и средних фирм. Однако выбор MALE будет иметь последствия военного, политического и промышленного значения, подчеркивает Viollet.

Вариантами выбора по MALE могут быть Talarion или Advanced UAV корпорации EADS, SDM компаний Dassault и Thales и кооперации в рамках программы BAE Mantis.

Авторы доклада отмечают, что выбор приведет к кооперации Франции с Великобританией или Германией.

По словам Vanderwalle, заместитель министра обороны Великобритании по закупкам Q.Davies высказался в пользу кооперации с французской индустрией и прежде всего с компаниями Dassault и Thales.

Viollet сообщил, что Великобритания выразила желание кооперироваться с Францией, но не с большим числом стран. Трудности с многонациональными программами Eurofighter Typhoon и А400М побудили Лондон к ограничению участия в будущих проектах одним-двумя партнерами.

В то же время в отношении Германии авторы доклада отмечают, что ей потребуется еще один год для определения своих требований по MALE, она не располагает ассигнованиями на эти цели по бюджетному 2010-му году и имеет серьезные оговорки в отношении конструирования вооруженного беспилотника.

В докладе также говорится, что программа Talarion, в которой участвуют Франция, Германия и Испания, обойдется в 1,4 млрд. евро и потребует 380 млн. на разработку уже к 2014 г. Генеральная делегация по вооружению министерства обороны Франции - DGA (Delegation Generale de PArmement) прогнозирует поставку на 2018-2020 гг. с учетом сложностей, если заказ будет размещен в 2010 г. EADS готова продолжить работу по программе Talarion в первой половине 2010 г., но хочет иметь обязательства на последующий период.

Германская индустрия стремится использовать эту программу для развития своей экспертизы по реактивным двигательным установкам, но это будет дублировать работу Великобритании и Франции.

Компании Dassault, Thales, израильские Indra и 1А1 сделали совместное предложение по SDM, стоимость которого составит 700 млн. евро за три полностью укомплектованные системы, в состав каждой из которых будет входить три беспилотника. Франция, если выберет SDM, должна будет вести переговоры о разделе промышленных работ по аналогии с британской программой Watchkeeper.

Израильская индустрия стремится к европейской кооперации и использованию экспортного потенциала.

К настоящему времени представляется, что только программа SDM отвечает требованиям по срокам, поскольку в ней задействованы уже находящаяся в оперативном состоянии портативная платформа и системы, изготовленные французскими компаниями.

Система Talarion больше напоминает систему следующего поколения, если учитывать ее разработку, сроки поставок и возможности.

Кооперация с ВАЕ по Mantis является вариантом, который также может помочь Великобритании и Франции поддержать их конструкторские возможности по будущему истребителю. Компания Thales будет работать над полезной нагрузкой, Dassault - над интеграцией, а ВАЕ - над платформой и системой навигации.

Представители Thales рассматривают кооперацию с Великобританией как путь продвижения на пути разработки европейской беспилотной технологии.

Возможности краткосрочного плана могут быть обеспечены краткосрочным лизингом, как предложено компаниями Dassault и Thales, на базе платформы Heron 1 и спутниковой линии.

Другие варианты включают закупку готовых американских БПЛА Predator В, что находится на этапе изучения. О цене говорить трудно, изготовители называют 80 млн. долл. за полную систему из четырех беспилотников и двух наземных станций управления, хотя DGA заявила, что правительство США оценило закупку трех полных систем, включающих четыре беспилотника, в 525 млн. долл. В качестве еще одного варианта рассматривалась закупка БПЛА Heron TP компании IAI.

Мировой рынок систем MALE, исключая США, оценивается в 10 млрд. долл., доминирующее положение занимают американские и израильские компании.

* * *

В заметке Р.Тгап говорится, что французский парламентский доклад демонстрирует низкую доступность и высокую стоимость развертывания БПЛА, включая мини-беспилотники, тактические БПЛА и MALE.

«СВ должны отказаться от мини-беспилотников EADS DRAC, которые плохо поставляются в Афганистан: необходимы средства высокой оперативной готовности», - заявил член парламента J.-Cl.Viollet.

Начальник штаба СВ генерал E.Irastorza еще в октябре 2009 г. отмечал конструктивные проблемы, которые приводили к помехам и неисправностям в двигателях мини-беспилотников DRAC, запускаемых «с руки» (hand-launched). Из запланированных 160 единиц заказано 110, поставлено 20, но неясно, будут ли закуплены оставшиеся 50.

Из первоначально имевшихся в СВ 18 тактических БПЛА SDT1 Sperwer компании Sagem семь разбиты. Обтекатель оптоэлектроники чувствителен к нагрузкам при катапультном пуске и при посадке на неровную поверхность. Франция купила партию подержанных БПЛА у Канады.

Из трех SIDM Harfeng типа MALE корпорации EADS только один в летном состоянии. Первый, поврежденный в полете, ремонтируется компанией IAI, второй прекратил полеты летом 2009 г. из-за неполадок в двигателе, но должен был вскоре возобновить полеты. Правительство закупает четвертый. Стоимость одного часа полета SIDM составляет 12 600 евро.

Для трансляции видовой информации был выведен на орбиту спутник IS 601, за аренду которого ВВС платят ежегодно 500 000 евро. Для поддержки SIDM требуется 40 человек военного персонала и два техника от EADS, в то время как для обслуживания пяти самолетов MIRAGE 2000 на авиабазе Кандагар необходимо 50 человек.

Viollet отметил, что тактические БПЛА SDTI Sperwer и SIDM Harfeng принимались в качестве промежуточных решений и никогда не предназначались для использования на неподготовленной местности.

* * *

В статье B.E.Bekdil и U.Enginsoy сообщается, что хотя большинство турецких беспилотных программ являются программами «самого высокого приоритета», постоянные неудачи могут помешать усилиям, направленным на приобретение необходимых возможностей, обеспечиваемых беспилотниками.

Проблема связана с турецкими программами no MALE - беспилотникам, которые обычно действуют на высотах около 30 000 фут. (менее 10 000 м) при максимальной дальности более 200 км и продолжительности полета до 24 ч. Представители военных кругов и органов закупки обсуждают пути исправления ситуации, но пока не выработали ясной стратегии.

Израиль не смог поставить Турции беспилотники MALE, которые должны были поступить на вооружение страны еще более двух лет назад, что послужило поводом для предупреждения со стороны министра обороны Турции.

В 2005 г. две израильские компании IAI и Elbit выиграли у американской компании General Atomics контракт стоимостью почти 190 млн. долл., на производство и поставку 10 беспилотных систем Heron. Но программа с самого начала сопровождалась техническими трудностями и в результате не прошла тестирование по заданным характеристикам. Министр обороны Турции V.Gonul в конце ноября 2009 г. заявил, что если компании 1AI и Elbit не обеспечат успешную поставку систем Heron к началу января будущего года, контракт может быть расторгнут.

Израильские изготовители обвинили своего турецкого субподрядчика, компанию Aselsan, в необеспечении совместимости критически важных субсистем с системой Heron.

В другом случае Турция была вынуждена вернуть Израилю три беспилотника Aerostar из-за слабых рабочих характеристик.

В 2008 г. военные Турции приобрели три тактических беспилотника как промежуточное решение до поставки беспилотников Heron. Однако затем турецкая сторона заявила, что БПЛА Aerostar работают со слишком большим уровнем шума и спугивают цели.

Собственные турецкие программы беспилотников испытывают подобные трудности: самым наглядным примером является программа конструирования, разработки и производства первого в стране беспилотника типа MALE, инициированная корпорацией Tusas Aerospase Industries (TAI). Контракт с ТА1 был подписан в 2004 г., но пока не дошло до успешного полета даже опытного образца.

Также две турецкие компании Baukar и Vestel не сумели достичь успеха при проведении местных испытаний двух небольших беспилотников, которые разрабатываются уже длительное время.

Что касается БПЛА MALE, Турция хочет подключиться к программе Advanced UAV европейской корпорации EADS. Одной из главных проблем для Турции является то, что эта программа уже реализуется и прошла этап изучения снижения риска. Поэтому если даже Турция будет принята в программу, она не сможет оказать существенного влияния на характеристики беспилотника. И все же ее участие в программе EADS считается вероятным.

Кроме того, в начале 2009 г. Турция обратилась к США с просьбой продать ей вооруженные беспилотники MQ-9 Reaper, которые она намеревается использовать против курдских сепаратистских групп. ВС США интенсивно используют такие вооруженные беспилотники при нанесении ударов по целям Талибана в Афганистане.

Правительство США пока еще не ответило на запрос Турции, но некоторые аналитики полагают, что в связи с происходящим усилением американского контингента войск в Афганистане и растущей потребностью в беспилотниках Reaper у правительства США могут быть трудности с удовлетворением запроса Турции.

В.И.Вершинин

Defense News. - 2009. - December 7. - P. 7, 12, 16.

Дальнейшая эволюция полезных нагрузок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Журнал Jane's International Defence News информирует о том, что боевые самолеты быстро эволюционируют в сторону использования на них различных полезных сенсорных нагрузок, позволяющих адаптировать беспилотники к различным сценариям боевых действий.

В статье M.Streetly говорится о том, что беспилотник Predator компании General Atomic Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI) к моменту его первого полета в 1994 г. представлял собой всего лишь разведывательную платформу с достаточно простой электрооптической полезной нагрузкой. Однако он быстро эволюционировал как носитель широкого круга других сенсоров, показав себя в воздушном пространстве Балкан настоящей «рабочей лошадкой».

Наращивание возможностей БПЛА продолжалось и в других конфликтных зонах, и текущий вариант RQ-1B Predator сертифицирован для использования множества активных и пассивных сенсоров, систем ведения радиоэлектронной разведки -SIGINT (Signal Intelligence) и опытных полезных нагрузок.

Согласно имеющейся информации, к настоящему времени полезные нагрузки включают в себя более «кинетические», такие как ракета класса «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire, которая была использована ЦРУ США в 2002 г. для нанесения удара по целям Аль-Каиды в Йемене с БПЛА Predator. Это способствовало эволюции последнего в вариант MQ-1 Reaper с четырьмя подвесами и средствами наведения управляемых бомб.

Беспилотники Predator начального производства, предназначенные для ВВС США, были оборудованы системой Model 14 Skyball компании Versatron (в дальнейшем L-3 Sonoma). Применительно к беспилотникам Predator специфическая Model 14TS (Tri-Sensor) имеет в составе оборудования цветную обзорную камеру Sony XC-999 (с линзой Cannon с хЮ оптическим увеличением) на приборе с зарядовой связью (ТТЗС), камеру Sony XC-999 с 955-мм spotter-линзами и тепловизионную камеру третьего поколения (InSB/3,0-5,0 мкм) с плоской фокальной решеткой 256x256.

Оборудованный сенсорной установкой Model 14TS Skyball (419x347 мм, масса 34 кг), БПЛА Predator мог работать на высотах порядка 15 000 фут. (около 4500 м). Эта система в ВВС прогрессивно заменялась системой AN/AAS-44(V) компании Raytheon, а затем мультиспектральной системой нацеливания - MTS-A (Multi-spectral Targeting System-A) AN/AAS-52, которая используется и в ВВС Италии.

Система AN/AAS-44(V) - инфракрасная/лазерная система обнаружения и измерения дальности - использовалась на беспилотниках Predator в течение 1999 г. в рамках программы WILD (Wartime Implementation Laser Designator). Система массой 74 кг включает в себя сенсорную установку и бортовой электронный блок, шестиосную систему стабилизации, двухрежимную следящую видеосистему и лазерный дальномер-целеуказатель.

По информации компании Raytheon, система AN/AAS-44(V) обеспечивает «дальнее обнаружение, захват, слежение, определение дальности целей и лазерное целеуказание для управляемых ракет (УР) Hellfire и управляемых боеприпасов с лазерным наведением НАТО». После принятия на вооружение беспилотники Predator с целеуказателем WILD использовались для целеуказания ударным самолетам в ходе операции НАТО в бывшей Югославии.

Система AN/AAS-52 MTS-A, масса которой около 71 кг, имеет в своем составе электрооптику диапазонов 0,4-0,7 и 0,6-0,8 мкм, инфракрасную камеру диапазона 3,0-5,0 мкм, лазерный дальномер-целеуказатель. Физически система включает в себя установку с полезной нагрузкой, замещающей оружейную сборку, названную Weapon Replaceanable Assembly (WRA-1), и блок бортовой электроники (WRA-2). Обычно в состав WRA-1 входят тепловизионная камера, камера на ПЗС, лазерный дальномер, лазер-целеуказатель, лазер подсветки. К другим возможностям системы следует отнести совмещение изображений, пятипозиционный кольцевой фильтр для управления электрооптическим спектром, блок инерциальных измерений, установленный на карданном подвесе установки.

Опционы развития системы MTS-A могут включать многоволновые сенсоры, близкие к инфракрасным, цветные телевизионные камеры, безопасные для глаз лазерные дальномеры и устройства сопровождения с подсветкой. Сектор обзора инфракрасной камеры - между 0,6 и 0,8° и 34 и 45°, телевизионной - между 0,21 и 0,27° и 34 и 45°.

Система MTS-A может работать при воздушных скоростях 648 км/ч и на высотах до 30 000 фут. ( менее 10 000 м) вкруговую по азимуту.

Кроме того, системы AN/AAS-52 устанавливаются на беспилотниках Predator-B таможенной и пограничной службы США - СВР (US Customs and Border Protection).

Новейшие технологии

Принадлежащие к той же технологической линии, что и MTS-A, системы AN/DAS-1 MTS-B компании Raytheon используются для оборудования бесгшлотников MQ-9 Reaper ВВС США и Великобритании, и ожидается, что такими системами будут оборудоваться разведывательные, наблюдательные и рекогносцировочные БПЛА Reaper, которые приобретаются Италией.

По заявлениям компании Raytheon, MTS-B является многофункциональной электрооптической/инфракрасной/лазерной системой обнаружения, измерения дальности, слежения за целями, в которой используется новейшая цифровая архитектура; она способна на больших высотах выдавать лазерное целеуказание для УР класса «воздух-поверхность» Hellfire и других боеприпасов с лазерным наведением НАТО.

Как и MTS-A, MTS-B включает в себя WRA-1 и WRA-2 и обеспечивает зону обзора 0,23x0,31°-34х45° в инфракрасном диапазоне наряду с 0,08x0,11°-34х45° в электрооптическом режиме. Система AN/DAS-1 может работать на воздушных скоростях 370 км/ч и более; ее масса около 116 кг.

Как MTS-A, так и MTS-B относятся к семейству полезных нагрузок CSP (Common Sensor Payload). Самым последним вариантом продукции компании Raytheon является система AN/DAS-2, предназначенная для бесгшлотников СВ США Sky Warrior.

Хотя не подтверждено, однако можно заключить, что система AN/DAS-2 является электрооптической/инфракрасной/лазерной полезной нагрузкой, которая имеет средневолновый инфракрасный сенсор с шестью зонами обзора для широкозонального наблюдения, непрерывный трансфокатор (zoom), цветную телевизионную камеру и лазерный дальномер, неопасный для глаз. СВ США предположительно приобрели 10 систем AN/DAS-2 для проведения оценок.

Ожидается, что в 2010 г. ВВС США внедрят свою полезную нагрузку Gorgon Stare для воздушного наблюдения обширного района - Wide-Area Airborne Surveillance (WAAS), массой 454 кг, в качестве варианта сенсора для БПЛА Reaper. Система Gorgon Stare, работающая в дневное и ночное время суток, будет способна получать изображение поверхности земли под носителем в радиусе 4,0 км под 12-ю углами и передавать каждое изображение одновременно.

Система Gorgon Stare скорее дополнит, чем заменит имеющийся на БПЛА Reaper сенсор MTS-B и, по-видимому, предназначена для слежения за целями, которые выявляются в зоне обзора MTS-B.

Относительно радиолокационных средств, которыми оборудованы БПЛА Predator и Reaper, сообщается, что испытаны или интегрированы такие радиолокационные сенсоры, как AN/APY-8 Lynx I, AN/DPY-1 Lynx II, AN/ZPQ-1, APS-143(V), Sea-Vue и AN/ZPY-1 STARLite.

Радиолокатор с синтезированной апертурой - SAR (Synthetic Aperture Radar) AN/APY-8 Lynx I создан с применением технологии, разработанной Sandia National Lab. министерства энергетики США, и изготавливается Reconnaissance System Group компании GA-ASI. Как сенсор, он использует параболическую антенну с компенсационным питанием, размещенную на трехосном карданном подвесе, и базируется, когда это возможно, на коммерческих стандартных технологиях - COTS (Commercial Of-the-Shelf Technology).

Радиолокатор Lynx 1 включает в . себя блок электронного радиолокатора (546x381x273 мм), антенную сборку диаметром 483 мм и работает в Ки-диапазоне (12,5-18,0 ГГц); имеется возможность корректировки рабочей частоты во избежание интерференции с другими передатчиками.

Мощность передатчика на лампе бегущей волны 320 Вт, угол наклона радиолокатора между 5,0° и 60°; разрешение варьирует между 0,1 м и 3,0 м; радиолокатор может работать на скоростях от 65 до 250 км/ч. Максимальная дальность в условиях «сухого воздуха» 87 км, вспомогательный режим GMTI (Ground Moving Target Indicator) позволяет обнаруживать движущиеся цели.

Радиолокатор AN/APY-8 создает изображение больше отображаемого, и оно хранится в быстродействующей буферной памяти большой емкости, что позволяет оператору панорамировать сцену и фокусироваться на участках, представляющих интерес. Высокое разрешение обеспечивается интегральным блоком инерциальнъгх измерений.

С течением времени радиолокатор Lynx I подвергался нескольким модернизациям. Они включали в себя внедрение поддержки со стороны GPS, повышение качества функций SAR и GMTI (для удовлетворения требований по БПЛА MQ-9), маркировку радиочастоты для обеспечения слежения и боевой идентификации дружественными силами и полицией, совершенствование программного обеспечения управления сенсором и использования данных подсистемы CLAW (Control of Lynx and Analysis Workstation).

Первоначально разработанная компанией GA-ASI для обеспечения в радиолокаторе Lynx режима SAR подсистема CLAW в дальнейшем нашла применение в подвесах радиолокаторов с перекрестным управлением CCR (cross-cueing radar), электрооптических/инфракрасньк средств и других бортовых сенсоров.

В целом CLAW обеспечивает интегрированное слежение по карте, получение данных по ситуационной обстановке, манипуляцию видеоданными, поддерживает возможности обратной связи и диагностики, может обеспечивать два режима SAR: CCD (Coherent Change Detection) и ACD (Amplitude Change Detection).

Программное обеспечение CCD отмечает очень небольшие сценические изменения от одного прохода к другому, a ACD идентифицирует небольшие изменения высотных уровней между проходами. Результирующее изображение может быть передано на наземную станцию контроля через линию промежуточной буферизации.

Сенсор AN/DPY-1 Lynx II характеризуется как легкий, высоконадежный радиолокатор с режимами SAR и GMT1, предназначенный для беспилотников и пилотируемых самолетов, который в режиме SAR обеспечивает «прожекторный» режим и два подрежима - картографический или поисковый. Согласно данным компании GA-AS1, в радиолокаторе Lynx 11 используется антенная сборка на двухосевом карданном подвесе, он базируется на «проверенной» технологии радиолокатора AN/APY-8 и скомпонован в соответствии с особыми требованиями СВ США, сохраняя при этом возможности радиолокатора Lynx I.

Масса Lynx II менее 36 кг против примерно 52 кг Lynx-I. Наклонная дальность обнаружения 30 км при точности 0,1 м и 87 км при точности 3,0 м. Известно, что компания поставила восемь радиолокаторов AN/DPY-1 в варианте этапа разработки и демонстрации - SDD (System Development and Demonstration) - в поддержку программы СВ США по беспилотнику Sky Warner.

Радиолокатор компании Northrop Grumman с SAR AN/ZPQ-1 (центральная частота 16,4 ГГц) был первым оперативным радиолокационным сенсором, который предназначался для установки на БПЛА Predator и имел плоскую пластинчатую антенну, сборку из приемника, усилителя, передатчика и процессор-формирователь изображения (COTS) при общей массе около 76 кг.

Оперативные режимы включали режимы полосовой и прожекторной синтезации (последний не предназначался для БПЛА Predator), а изображение могло показывать территорию (полосу) параллельно полету беспилотника или территорию по заданному маршруту на поверхности земли.

Изображение отображалось в каскадной форме (a waterfall display) с полосовым разрешением между 0,3 и 1,0 м. При использовании формата интерпретация отображений радиолокатора AN/ZPQ-1 оказалась затруднительной, и к октябрю 2005 г. этот радар больше не размещали на беспилотниках Predator.

Обзорные морские радиолокаторы Х-диапазона (8,0-12,5 ГГц) APS-143(V) компании Telephonic и SeaVue компании Raytheon были испытаны на беспилотнике Altair (Predator-ER), в то же время сенсор/радиолокатор компании Northrop Grumman STARLite характеризован как радиолокатор SAR/GMTI с «электронным сканированием и механическим позиционированием антенной решетки» и выбран командованием связи и радиоэлектронных систем армии США (US Army's Electronics and Communications Command, E&CC) для оборудования беспилотников СВ Sky Warrior. В апреле 2008 г. компания Northrop Grumman подписала контракт стоимостью 47 млн. долл. на производство радиолокаторов STARLite, первые 15 планировалось поставить в июне 2009 г.

Первая попытка интеграции задачи радиоэлектронной разведки - SIGINT в БПЛА Predator, по-видимому, была предпринята в 1994/95 фин. г., когда на этом беспилотнике была установлена система радиоразведки и пеленгации (Communications Intelligence (COMINT) и direction-finding system) компании E-Systems. Большие проблемы, связанные с электромагнитной интерференцией, значительно задержали эту программу, и только в 1998 г. начались успешные полеты опытного образца.

В последствии другой вариант, Desert Predator, был оснащен приемниками SIGINT в 1999 г. и использован в демонстрационной сети, состоящей из беспилотника, спутника и наземных передатчиков, работающих в диапазоне частот 40-2500 МГц. Различные сочетания перехваченных сигналов обрабатывались в центре ВМС США Space and Naval Warfare Systems Center в Сан-Диего, шт. Калифорния, обеспечивая определение координат источников с точностью, превышающей 500 м.

Значительно позднее один из четырех разрабатываемых беспилотников YMQ-9A Reaper был оборудован системой SIGINT, которая, возможно, получила название как оборудование «Batfish». В данном случае характерной была установка антенных контейнеров на кронштейнах под крылом беспилотника.

Будущие разработки

Предполагается, что беспилотники типа Predator и Reaper будут оборудованы специфическими вариантами полезных нагрузок ASIP (Airborne Signals Intelligence Payload), предназначенных для ведения SIGINT. Характеризуемая как SIGINT-сенсор ВВС США следующего поколения ASIP является модульной масштабируемой системой открытой архитектуры, которая способна обнаруживать, идентифицировать и локализировать радиолокационные и другие типы электронных и современных коммуникационных сигналов.

Задачи, обработка, использование и распространение данных системой ASIP интегрированы как элемент способного к переброске и развертыванию органа перехвата DGIF (Deployable Ground Intercept Facility) многосенсорной архитектуры обработки и распределения развединформации DCGS (Distributed Common Ground System) ВС США.

Впервые законтрактованная в декабре 2007 г. система, предназначенная для БПЛА Predator, получила название ASIP-1C; система, предназначенная для БПЛА Reaper и характеризуемая компанией Northrop Grumman как система с «расширенными возможностями», получила название ASIP-2C. Кроме того, конфигурации системы ASIP были разработаны для разведывательных самолетов U-2S, для беспилотников RQ-4 Block 30, для самолетов радиоэлектронной разведки СВ США RC-12S Guardrail.

Применительно к БПЛА Global Hawk специализированная система ASIP HBS PCU (High Band System Production Configuration Unit), по словам компании Northrop Grumman, рассматривается в качестве «ключевой» подсистемы и характеризуется как способная обнаруживать, локализировать, идентифицировать и анализировать радиолокационные и другие специализированные сигналы при полете на высоте до 60 000 фут. (около 18 300 м). HBS PCU характеризуется как модульная масштабируемая система, имеющая в своем составе мультикомпъютеры компании Mercury Computer Systems RACE++(R) Series, VME (Versa Module Eurocard).

Что касается разрабатываемых сенсоров, в 2001 г. БПЛА Predator был оборудован гиперспектральным сенсором Avrora компании Advanced Power Technology Inc., установка которого для испытаний и оценки планироалась на ноябрь 2001 г.

Сенсор Avrora, включающий в себя блок спектрографической, фронтальной оптики, камеру и блок обработки данных, работавший в избранных полосах в 600 нм в пределах диапазона 300-1050 нм, был разработан в рамках программы Talon Radiance, финансируемой ВВС и ВМС США.

Известно также, что БПЛА Predator использовался в качестве испытательной платформы в рамках экспериментальной программы широкозональной, гиперспектральной воздушной разведки в реальном масштабе времени WARHORSE (Wide Area Reconnaissance Hyperspectral Overhead Real-lime Surveillance Experiment) исследовательской лаборатории ВМС США.

Экспериментальный гиперспектральный сенсор WARHORSE характеризуется как комбинированный дифракционный спектрометр с камерой на ПЗС, с решеткой 1024x1024, работающий в режиме «пуш-брум» (push-broom) с частотой кадров 40 Гц, охватывающий 64 частотные полосы электромагнитного спектра видимого и близкого к инфракрасному диапазонов (450-900 нм). Экспериментальная сборка была завершена линейным сканером на ПЗС с 6000 элементов разложения, процессором, автономной спутниковой, инерциальной (GPS/IN) системой навигации, цифровой линией передачи данных.

Использование БПЛА Predator и Reaper

По словам представителей ВВС США, оперативное использование беспилотников MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper в боевом воздушном патрулировании - CAP (Combat Air Patrols) в Афганистане и Ираке в следующие два года существенно увеличится.

При том что в настоящее время центральное командование (CENTCOM) США использует для такого патрулирования 34 БПЛА (31 MQ-1 и три MQ-9) на Среднем Востоке и в Юго-Западной Азии, ВВС заявили о намерении увеличить число БПЛА САР до 50 единиц (31 MQ-1 и 19 MQ-9) к концу 2011 г.

Оплатив из средств бюджета 2009 фин. г. свой последний БПЛА Predator, министерство обороны США запланировало дополнительное финансирование для закупки 24 БПЛА Reaper. Это соответствует намерению ВВС США увеличить парк БПЛА MQ-9 Reaper до 50 беспилотников САР к 2016 г.

За последние два года беспилотники Predator и Reaper, строящиеся компанией General Atomics Aeronautical Systems, увеличили, по данным ВВС США, оперативный налет с 250 тыс. ч в июне 2007 г. до 560 тыс. ч после «непрерывных требований» со стороны боевых командиров на театре военных действий.

Первая ударная эскадрилья беспилотных воздушных систем - UAS (Unmanned Aerial Systems) MQ-9 Reaper ВВС США, действующая преимущественно с авиабазы Creech, шт. Невада, обеспечивает наземных командиров перебрасываемыми и развертываемыми средствами поражения критичных по времени (изменяющих свое положение) целей, изоляции района боевых действий с воздуха, непосредственной авиационной поддержки - CAS (Close Air Support), координации ударов, решения задач наблюдения и рекогносцировки.

Кроме того, БПЛА MQ-1 действуют с авиабазы Cannon, шт. Нью-Мексико и с четырех мест дислокации национальной гвардии в штатах Аризона, Калифорния, Северная Дакота и Техас. Национальная гвардия ВВС Нью-Йорка планировала начать полеты БПЛА MQ-9 Reaper в конце 2009 г.

По словам майора М. Martin, начальника оперативного отдела по использованию БПЛА Predator/Reaper боевого авиакомандования - АСС (Air Combat Command), в любое время в воздушном пространстве Ирака и Афганистана находится беспилотник MQ-1 или MQ-9, выполняющий патрулирование.

Около половины БПЛА САР центрального командования обеспечивают непосредственную поддержку подразделениям специальных операций, которые «охотятся» за целями большой важности, сказал майор М. Martin, объясняя, как передовые команды осуществляют руководство взлетом и посадкой беспилотников на театре военных действий.

Операции начинаются с наблюдения, разведки и рекогносцировки - ISR (Intelligence, Surveillance and Reconnaissance) с целью выявления целей и разработки плана действий? В какой-то момент наземный командир принимает решение, как он будет атаковать: «кинетически» с помощью оружия или «не кинетически» - в случае необходимости осуществить захват.

Говоря об исполнительной фазе такой операции, M.Martin разъяснил, что системы MQ-1 и MQ-9 могут содействовать другим ударным платформам или обеспечивать прямую поддержку, определяя схему построения рейдовой группы, отслеживая всех пытающихся покинуть зону цели и информируя об этом группы отсечки.

Другие операции центрального командования представляют собой операции «общего назначения», в поддержку бригад СВ и корпуса морской пехоты США. Они включают наблюдение в интересах конвоев, мобильных и пеших патрулирований; поддержку рейдов; непосредственную CAS путем нацеливания или пуска боеприпасов в поддержку дружественных войск, когда они продвигаются к заданной цели.

Согласно официальным сообщениям ВВС США о контактах беспилотных систем в Афганистане и Ираке в 2009 г., подавляющее большинство операций включало реактивные и проактивные столкновения с группами повстанцев, которые занимались установкой импровизированных (самодельных) взрывных устройств - FED (Improvised Explosive Device-laying). Другие контакты включали поражение минометных и пулеметных расчетов противника, партизанских снайперов, «антиафганских стрелков», незаконных контрольно-пропускных пунктов на автодорогах, лагерей и позиций противника.

В сообщении 4 апреля 2009 г. говорилось, что «недалеко от Qalat антиафганские силы на мотопедах пытались осуществить неожиданный обстрел коалиционного патруля, не подозревая, что в этом районе вела мониторинг UAS MQ-9A Reaper ВВС США. После того, как беспилотник проследил возвращение нападающих до их базы в находящейся недалеко пещере, самолеты ВВС США F-15E разрушили пещерный комплекс, используя управляемые бомбы GBU-31 и GBU-38. Сам беспилотник Reaper поразил мотоциклы, используя бомбу GBU-12, и несколько боевиков бомбой GBU-38.

Первый подтвержденный факт сдерживания действий противника с помощью БПЛА Predator отмечен в 2002 г. в Йемене, когда был обнаружен автомобиль одного из лидеров Аль-Каиды, ехавшего с сообщниками. Первое подтвержденное уничтожение с помощью БПЛА Reaper, по-видимому, имело место в октябре 2007 г. в Афганистане.

Предполагается, что ВВС США используют во всем мире около 200 БПЛА Predator и 30 БПЛА Reaper. По данным ВВС, текущий уровень потерь составляет 5,3 беспилотника на каждые 100 тыс. ч оперативных/боевых полетов. Треть потерь вызвана «человеческим фактором» и произошла из-за ошибок, остальные связаны с погодными условиями или/и являются боевыми - в результате действий противника, особенно в случаях, когда беспилотники совершали полеты «высокого риска» при выполнении определенных специфических задач.

Начиная с 1995 г. в результате действий противника потеряно восемь БПЛА Predator. Имели место случаи повреждения беспилотников и их возвращения в строй, -сказал майор M.Martin. Последняя беспилотная патрульная система была сбита в 2006 г. в ходе операции «Southern Watch» в Ираке. Выполняющая задачу патрулирования в неполетной зоне (no-fly zone) беспилотная система была сбита ЗРК SA-6.

С учетом средней оперативной высоты полета около 10 000 фут. (3000 м) для MQ-1 и 20 000 фут. (6000 м) для MQ-9 (известно, что системы MQ-9 работали и на высотах 900-12000 м) вооружение для них должно быть модернизировано, чтобы соответствовать уровню проведения специфических операций.

В настоящее время системы Predator могут нести полезную нагрузку массой 90,8 кг, которая обычно составляет две УР AGM-114 Hellfire. Система Reaper может нести нагрузку массой до 1498,5 кг при нормальных оперативных потребностях в четыре УР AGM-114 Hellfire и две «умные» бомбы GBU-12.

Освещая проведение операций в обширном открытом пространстве Афганистана, майор M.Martin сказал, что системы Predator и Reaper используются и как коммуникационные ретрансляторы между наземными командирами, офицерами объединенных постов тактического управления авиацией и авиационными пилотируемыми средствами, такими как F/A-18A, F/A-18E ВМС США, Bl-B, F-15E, А-10 ВВС США.

Он отметил, что наблюдение за целью в течение нескольких часов позволяет получить твердую осведомленность об этой цели, что значительно превосходит возможности пилота самолета F-16, в распоряжении которого имеется всего несколько минут на ее рассмотрение.

Глядя в будущее, ВВС США адаптируют дополнительные боевые средства и сенсоры для систем Predator и Reaper. Планируемое оружие включает «умные» бомбы JDAM GBU-31 и бомбы малого диаметра. Ожидаются и более совершенные ISR-сенсоры, контейнеры радиоэлектронной разведки, системы широкозонального наблюдения, позволяющие беспилотным системам обеспечивать десятки видеопотоков для различных наземных пользователей одновременно.

Как сказал майор M.Martin, наряду с расширением возможностей, «нашей с СВ целью является достижение такого уровня интеграции, которая была бы эквивалентна интеграции собственных средств СВ, означая доверие к системам ВВС MQ-1 и MQ-9, равное доверию к системам армейской авиации». Это требует развития коммуникационных линий, наличия офицеров авиации в таких подразделениях для содействия развитию взаимоотношений.

В рамках этих планов авиабаза Nellis, шт. Невада разрабатывает продвинутые тактики по операциям поиска и спасения - CSAR (Combat Search and Rescue), подавлению системы ПВО противника, по всем другим операциям, которые будет необходимо проводить на начальном этапе большого сражения.

В.И.Вершинин

Jane's International Defence Review. - 2009. - August. - P. 56-60.

ОПЕРАТИВНАЯ ТЕХНИКА

Тепловизионная антитеррористическая специальная криминалистическая техника компании «L-3 Communication»

Фирма «ТАСК-Т» официально представляет аппаратурные средства и комплексы компании «L-3 Communication» (США), предназначенные для решения проблем безопасности и борьбы с терроризмом. Разработанная и производимая продукция полностью удовлетворяет требованиям и задачам, решаемым правоохранительными органами в обеспечение техногенной, информационной, личной, социальной, государственной, экономической, антитеррористической, криминалистической безопасности и правопорядка.

Портативный неохлаждаемый поисково-наблюдательный тепловизор Thermal-Eye Х50.

Назначение

Предназначен для проведения спасательно-поисковых мероприятий, обнаружения различных целей, скрытых и замаскированных объектов на обширных площадях, круглосуточного наблюдения за расположением и перемещением людей и техники, всепогодного и обеспечивает скрытое наблюдение, преследование беглецов, защиту представителей правоохранительных органов, безопасность военнослужащих.

Отличается рядом преимуществ, к которым следует отнести улучшенную технологию по привлекательной цене, простоту и удобство при извлечении из кармана в полевых условиях и на ходу, возможность наблюдения в любых климатических и внешних условиях (пыль, дым, полная темнота), отсутствие расплывания изображения при появлении источников света (в отличие от традиционной технологии ночного видения). Малогабаритный, высокопрочный, массой около 380 г.

Технические характеристики

Тип приемника излучения

аморфно-кремниевый

микроболометр

Количество чувствительных

элементов инфракрасного

преобразователя

100x80

Спектральный диапазон

7-14 мкм

Температурная чувствительность

Поле зрения с базовой оптикой

11°х8°

Фокусное расстояние

25 мм

Дальность обнаружения

человека/автомобиля

305/730 м

Дальность распознавания

человека/автомобиля

150/365 м

Источник питания

2 батарейки типа АА

Время непрерывной работы

2 ч (щелочные батарейки),

5 ч (литиевые батарейки)

Диапазон рабочих температур

-10°С...+50°С

Класс защиты корпуса

IP65

Габаритные размеры

134x114x51 мм

Масса с аккумуляторами

381 г

Видеовыход

аналоговый SMPTE-170/ NTSC-совместимый

монохромный (разъем выхода сзади)

Тепловизор Thermal Eye X50 устанавливает стандарт для небольших, легких, надежных и доступных по цене видеокамер инфракрасного излучения в своем классе. Базовый комплект поставки:

- тепловизор Thermal Eye X50;

- два аккумулятора типа АА;

- ремешки для ношения на шее и кисти руки;

- салфетка для протирки объектива.

Портативный неохлаждаемый поисково-наблюдательный тепловизор Thermal-Eye Х200хр.

Представлено очередное поколение самых маленьких в мире тепловизионных камер. Камера Х200хр реализует последние достижения промышленных технологий и обеспечивает несравнимые с другими изделиями результаты по приемлемой цене.

Назначение

Тепловизор Thermal-Eye X200xp предназначен для проведения спасательно-поисковых мероприятий, обнаружения целей, защиты представителей правоохранительных органов, всепогодного и круглосуточного наблюдения за расположением и перемещением людей и техники, обнаружения скрытых и замаскированных объектов на обширных площадках, обеспечивает скрытое наблюдение, преследование беглецов, безопасность военнослужащих. Особенности:

- получение ясной картины с различением деталей я четким изображением;

- улучшенная возможность наблюдения в меняющихся условиях окружающей среды, например, в присутствии пыли, дыма и в полной темноте с отсутствием расплывания изображения при появлении источников света;

- неяркое свечение экрана минимизирует вероятность снижения возможностей глаза в темноте;

- длинный видоискатель, снижающий нагрузку на глаза в процессе работы;

- индикатор разряда аккумулятора на экране дисплея;

- внешние разъемы для подключения источника питания и видеовыход;

- легко помещается и извлекается из кармана и обеспечивает работу в полевых условиях и на бегу;

- матрица, работающая на частоте 30 Гц в диапазоне 7...14 мкм, обеспечивает быстрое включение и получение изображения в реальном масштабе времени,

- 50%-ное сокращение мертвой зоны по сравнению с предыдущей моделью Х100 обеспечивает обнаружение человека на расстоянии до 450 м;

- прочная конструкция с обрезиненным видоискателем, являющимся неотъемлемой частью корпуса, может предотвратить последствия от случайных падений и погружения в воду на глубину до 3 м;

- работает от двух аккумуляторов формата АА;

- возможна установка аккумулятора на ощупь в условиях плохой видимости;

- резиновый противоскользящий держатель-ручка, варианты для правшей и левшей.

Технические характеристики

Тип приемника излучения

аморфно-кремниевый

микроболометр

Количество чувствительных

элементов инфракрасного преобразователя 160x120

Спектральный диапазон

7-14 мкм

Температурная чувствительность

Поле зрения с базовой оптикой

11°х8°

Фокусное расстояние

25 мм

Дальность обнаружения

человека/автомобиля

450/1080 м

Дальность распознавания

человека/автомобиля

225/540 м

Источник питания

2 батарейки типа АА

Время непрерывной работы

2, 5 ч (щелочные батарейки),

6 ч (литиевые батарейки)

Диапазон рабочих температур

-20°С...+60°С

Класс защиты корпуса

IP65

Габаритные размеры

134x114x51 мм

Масса с аккумуляторами

381 г

Видеовыход

аналоговый SMPTE-170/ NTSC- совместимый

монохромный (разъем выхода сзади)

Базовый комплект поставки:

- тепловизор Thermal-Eye Х200хр;

- сверхпрочный транспортный чемодан (упаковка-укладка);

- два аккумулятора типа АА;

- ремешки для ношения на шее и кисти руки;

- крышка на объектив;

- салфетка для протирки объектива.

Портативный неохлаждаемып поисково-наблюдательный тепловизор Thermal-Eye 250D.

Камера 250D - самая массовая портативная тепловизионная камера, имеющаяся на рынке.

Обладает наибольшей для приборов своего класса дальностью действия и обеспечивает получение изображения высокого качества.

Назначение

Изделие предназначено для проведения спасательно-поисковых мероприятий, обнаружения целей, защиты представителей правоохранительных органов, всепогодного и круглосуточного наблюдения за расположением и перемещением людей и техники, обнаружения скрытых и замаскированных объектов на обширных площадках, скрытого наблюдения, преследования беглецов, обеспечения безопасности военнослужащих.

Особенности:

- самый длинный диапазон наблюдения в данном классе оборудования, обнаружение человека на расстоянии 915 м для стандартного объектива и до 1800 м при использовании объектива 150 мм;

- стандартный объектив F=75 мм;

- 2-кратное цифровое увеличение;

- выходы в стандартах NTSC/PAL для обеспечения видеозаписи;

- возможность использования стандартного аккумулятора большой емкости, предназначенного для портативных видеокамер;

- автоматическая и ручная регулировка яркости и контрастности.

Технические характеристики

О программах разработки беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) различного назначения в ряде европейских стран

О программах разработки беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) различного назначения в ряде европейских стран

Комплект поставки:

- тепловизор Thermal-Eye 250D;

- прочный защитный чемодан;

- зарядное устройство;

- перезаряжаемый аккумулятор для видеокамеры (NiMH);

- руководство по эксплуатации;

- переходник разъемов RCA на BNC;

- крышка на объектив;

- ткань для протирки объектива. Дополнительно:

- дополнительный перезаряжаемый аккумулятор (NiMH);

- дополнительный комплект зарядного устройства (включает зарядное устройство, переходник для прикуривателя, адаптер 110/220 В переменного тока).

Стационарный неохлаждаемый тепловизор Thermal-Eye TSC.

Назначение

Тепловизионная камера Thermal-Eye TSC предназначена для служб безопасности с возможностью использования тепловых сигнатур для обнаружения нарушителей. Данный тепловизор имеет возможность ночного видения без использования подсветки видимого диапазона или инфракрасной подсветки, что делает его работу скрытой.

Особенности:

- обнаружение людей и технических средств в условиях ночи и плохой погоды;

- полная видимость объектов в темноте и на водной поверхности;

- бесконфликтная работа с автоматизированными видеосистемами;

- пониженное число ложных срабатываний тревоги;

- простая интеграция в имеющуюся инфраструктуру системы безопасности.

Технические характеристики

О программах разработки беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) различного назначения в ряде европейских стран

О программах разработки беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) различного назначения в ряде европейских стран

Стационарный неохлаждаемый тепловизор Thermal-Eye TSC4500.

Thermal-Eye TSC4500 - это охранно-наблюдательная тепловизионная камера дальнего действия, не требующая светового или инфракрасного освещения. Прочная, влагостойкая, эта камера оснащена аморфно-кремниевым микроболометром с разрешением 320x240 пикселов. Дальность обнаружения человека - до 1000 м.

Назначение

Тепловизор Thermal-Eye TSC4500 может использоваться охранными службами, правоохранительными органами, спецслужбами, обеспечивающими охрану правопорядка.

Особенности:

- высокое разрешение и длительное время работы;

- детектор на 30 мкм обеспечивает получение кадров с частотой 30 Гц в режиме реального времени и имеет исключительно высокую . температурную чувствительность и динамический диапазон;

- улучшенная обработка изображения, основанная на обработке гистограмм и разрешении по видеовыходу, обеспечивает лучшее в своем классе качество изображения в любое время;

- абсолютная шкала цвета, удобная для пользователей;

- нелинейный алгоритм раскрашивания;

- возможность определения множества опорных цветовых точек для быстрого интуитивного распознавания температуры;

совместимость видеовыходов по международным стандартам. Выбор видеовыходов: NTSC в режиме реального времени или полноформатный выход PAL;

- гибкость в использовании: большое количество настроек и расширенный встроенный пользовательский интерфейс.

Технические характеристики

О программах разработки беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) различного назначения в ряде европейских стран

О программах разработки беспилотных летательных аппаратов (БИЛА) различного назначения в ряде европейских стран

Стационарный неохлаждаемый поисково-наблюдательный тепловизор Thermal-Eye Guardian.

Назначение

Высокотехнологичное тепловизионное устройство Thermal-Eye Guardian предназначено для охраны и наблюдательных операций. Может быть оснащено одновременно видео- и тепловизионной камерой. Камера может быть установлена как неподвижно, так и на опорно-поворотном устройстве (ОПУ).

Особенности:

- качественное изображение: разрешение 320x240 пикселов гарантирует улучшенную детализацию съемки;

- полный обзор периметра, детальный осмотр площади периметра;

- легкость установки в существующие охранные системы;

- используются следующие протоколы передачи данных: RS-232, RS-422, Pelco D, Pelco P.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации