БПЛА слежения за целью типа Reaper

ВИНИТИ № 07/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

ВИНИТИ № 07/2010

«Техническое оснащение спецслужб зарубежных государств»

Научный консультант-д.э.н. В.И. Волков

Главный редактор - к. г. н. Ю.Н. Щуко

Редакционная коллегия:

Л. В. Грачева (зам. главного редактора), М. А. Куршев, к.г.н. Е.С. Киселева, к.и.н. Л. Р. Попко, Е. В. Похвалина, Н. И. Субчев, О. В. Ященко

СИСТЕМЫ, АППАРАТУРА И НОСИТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАЗВЕДКИ

БПЛА слежения за целью типа Reaper

В журнале Aviation Week & Space Technology сообщается о совершенствовании концепции использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для слежения за баллистическими ракетами на разгонных участках их траектории. После того, как восемь месяцев назад Агентство по противоракетной обороне (ПРО) США объявило о возобновлении интереса к технологиям по «раннему перехвату» баллистических ракет, планируется сосредоточить внимание на использовании беспилотных летательных систем (БПЛС) для слежения за баллистическими ракетами.

Еще не выработаны требования к таким возможностям, но изучение некоторых архитектур обеспечит данными о том, в каком направлении агентство продолжит исследования и какое финансирование оно планирует получить в следующих бюджетах.

Необходимость перехвата на ранней стадии (когда-то названной перехватом на разгонном участке траектории или на стадии подъема) обусловлена, по крайней мере, двумя причинами:

- перехват в период нахождения угрожающей ракеты на разгонном участке траектории позволяет поразить ее над территорией противника и ликвидировать ее до входа в холодные слои космического пространства, где у США имеются трудности со слежением;

- если на ранней стадии попытка перехвата не увенчалась успехом, то в целом еще есть время для оценки ситуации и применения другого оружия.

Последняя стратегия представляется особенно привлекательной для Пентагона сейчас как способ предотвращения угрозы возможного удара группой (множеством) баллистических ракет; множеством можно считать десятки ракет запущенных почти одновременно в попытке пробить защиту большим количеством вторжений.

«Мы хотели бы добраться до нее (баллистической ракеты), по возможности, на начальном этапе траектории... Наша основная цель - иметь достаточно времени для того, чтобы нанести первый удар по ракете, посмотреть, какие повреждения мы нанесли, и получить дополнительную возможность выстрелить еще раз», - заявил R.Matlock, директор по перспективным программам Агентства по ПРО. По его словам, это означает реальный результат в плане утверждения возможностей боевых действий и экономил материальных средств.

В настоящее время для обеспечения поражения ракеты противника может потребоваться пуск двух перехватчиков, даже если первый из них имел успех. Текущие возможности в значительной степени ограничивает тот факт, что в связи с угрозой, исходящей от летящей ракеты, отсутствует необходимое время для оценки успеха первого перехватчика перед принятием решения о направлении второго.

Исполнительный директор Агентства по ПРО D.Altwegg объявил в мае 2009 г. в период обсуждения годового бюджета, что перехват на такой ранней стадии является перспективным, и некоторые данные были рассекречены.

В настоящее время Агентство по ПРО проверяет возможности наблюдения с использованием БПЛА как датчика, обеспечивающего слежение за баллистическими ракетами на разгонном участке траектории. В августе 2009 г. директор Агентства по ПРО СВ США генерал-лейтенант P.O'Reilly подтвердил использование БПЛС ВВС США типа Reaper для наблюдения за целью во время испытаний системы ПРО (Aviation Week & Space Technology, July 20, 2009, p.27). Однако в настоящее время появилось больше информации, связанной с демонстрацией сил. Представитель ВМС сообщил, что такие испытания, проводившиеся 26 марта 2009 г., были условно названы Stellar Daggers.

Во время испытаний использовались две цели - крылатая ракета и баллистическая ракета малой дальности, и они были раздельно перехвачены ракетами SM-2 Block IIIA и SM-2 Block IV соответственно.

Во время испытаний два БПЛА типа Reaper (один из состава ВВС, а другой - ВМС) использовали бортовые средневолновые инфракрасные датчики MTS-B для слежения за баллистической ракетой на разгонном участке траектории; два БПЛА были необходимы для ведения «стерео» (двойного) слежения. «Мы имеем достаточную чувствительность для обнаружения взлетающего объекта на расстоянии в сотни километров, - заявил Matlock, - что важно было выяснить. Мы знаем теперь, что такие средневолновые датчики способны обнаруживать баллистические ракеты на очень больших расстояниях. Сейчас мы задаемся вопросом: сможем ли мы получить данные от БПЛА Reaper, позволяющие нам на их основе осуществлять точное слежение?».

По сообщению официальных представителей Агентства по ПРО, во время испытаний Stellar Daggers БПЛА Reaper находились на расстоянии 355-432 км (220-268 миль) от цели. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима более значительная автоматизация функций слежения датчика, чтобы исключить необходимость для оператора датчика следить за баллистической ракетой вручную. «На испытательной установке был установлен джойстик, так что специалисты, осуществлявшие слежение за этими ракетами, фактически использовали джойстик для слежения за ракетой, основываясь на результатах обнаружения датчика, - сказал Matlock. - Это указало нам на необходимость проведения определенной модернизации, которую мы осуществили в корпусе датчика и для получения данных от БПЛА Reaper».

Во время усовершенствования этой концепции Агентство также опубликовало запрос на получение информации (RFI - Request For Information) от промышленности для рассмотрения варианта платформы, осуществляющей слежение «за представляющей угрозу ракетой, у которой выгорело или почти выгорело топливо в двигателе», с целью ее перехвата на ранней стадии полета. В RFI рассматривались различные риски, связанные с планированием поставок на вооружение четырех систем в 2012 г. или 15 к 2015 г. В нем также рассматриваются различные варианты датчиков, установленных для максимизации возможности наблюдения системы за баллистическими ракетами на их разгонном участке траектории.

Matlock сообщил, что Агентство ПРО не реализовало БПЛА типа Reaper или подобного типа аппараты и открыто для новых идей от промышленности.

По принятой оперативной концепции, БПЛС должна принять сигнал без формирования инфракрасных изображений цели от находящихся наверху спутников, таких, как спутники системы DSP (Defense Support Program) для фиксирования запуска или высотная инфракрасная система космического базирования, или же от радаров наземного базирования, которые должны первыми обнаружить ракеты на разгонном участке траектории. Такие БПЛА будут в значительном количестве приняты на вооружение ВВС и СВ, и эти виды ВС будут проводить круглосуточные операции во всем мире, включая действия по борьбе с самодельными взрывными устройствами и слежение за повстанцами.

«При проведении обычных операций БПЛС летает по кругу (по определенному маршруту), так что нам приходится использовать другие датчики для получения информации о возможном местонахождении баллистической ракеты, а затем использовать датчики на платформах, чтобы осуществить точное слежение» -сообщил Matlock. Теоретически это означает отсутствие необходимости в покупке Пентагоном БПЛА специально для решения задач ПРО.

Официальные представители Агентства по ПРО надеются выстроить текущие планы закупок с расчетом максимально возможной экономии денег, сказал Matlock. Однако такие системы активно используются, и еще предстоит подробнее разобраться с дополнительным слежением за баллистическими ракетами при выполнении поставленных боевых задач. Повседневной задачей для БПЛА является только один объект наблюдения. Это вызвано полетами БПЛА по определенным маршрутам, которые соответствуют возможностям управления по спутниковому каналу связи при атаке ракеты. Самолет и его датчик должны быть расположены таким образом, чтобы быстро захватить инфракрасный шлейф оружия с целью начать использовать средства поражения.

Агентство также проводит анализ альтернатив, и вскоре должен появиться предварительный доклад. В начале 2010 г. Агентство планирует провести полеты БПЛА для оценки большего числа элементов выполнения задачи слежения во время испытательного полета по программе Ground-Base Midcourse Defense и попытки сбить две ракеты на разгонных участках их траектории с использованием бортового авиационного лазера.

Э.В. Мордвинцев

Aviation Week& Space Technology. - 2010. - January 4. - Vol. 172, № 1. - P 52-53.

Беспилотные вертолеты для доставки грузов

Еженедельник Defense News пишет о беспилотных вертолетах, предлагаемых ВС США с целью использования для доставки небольших полезных грузов в подразделения, находящиеся в труднодоступной местности и в недружественном окружении, как в Афганистане.

В статье W.Matthews говорится, что, если Корпус морской пехоты (КМП) США хочет пополнить запасы войск на отдаленных постах в Афганистане, у него имеется несколько вариантов.

По словам T.Fogarty, генерального руководителя программ беспилотных летательных систем компании Kaman Aerospace, доставка машины с грузом на дальность 50 миль (80 км) может потребовать до 100 морских пехотинцев, в основном для обеспечения безопасности, и около суток времени.

Гораздо оперативнее доставка вертолетом, но это может стоить 10 тыс. долл. за 1 ч, и имеется реальная угроза потери вертолета и его экипажа. Сброс-парашютирование груза с самолета стоит также дорого и обеспечивает значительно меньшую точность приземления груза.

Поэтому T.Fogarty пытается убедить КМП использовать беспилотный вертолет своей компании, сконструированный для доставки полезной нагрузки массой до 6 тыс. фунтов (2725 кг) в заданный пункт и возвращения без вмешательства человека при стоимости 1 тыс. долл. за 1 ч.

Этот вертолет является беспилотным вариантом вертолета К-МАХ, «синхровертолетом» («synchropter») массой 5145 фунтов (2335 кг) с двумя синхронизированными несущими винтами.

В начале февраля 2010 г. компании Kaman и Lockheed Martin провели серию испытаний беспилотника К-МАХ на армейском полигоне Dugway в шт. Юта.

Беспилотный К-МАХ мог «парить» на высоте 12 тыс. фут (3660 м), имея полезную нагрузку массой 1500 фунтов (680 кг) на внешнем подвесе; он произвел две доставки грузов массой 3 тыс. фунтов (1360 кг) за время менее 6 ч; изменял задачу на срединном участке полета; доставил четыре полезные нагрузки массой 750 фунтов (340 кг) в четыре различных пункта (в три в основном автономно, в четвертый - под управлением наземного оператора).

Компания Kaman предоставила вертолет, Lockheed - систему управления, КМП определял задачу и места доставки грузов.

Координаты, направление, маршрутные точки, высоты, скорость и другие детали вводились в бортовой компьютер, и вертолет выполнял поставленную полетную задачу без дополнительных вводов информации до тех пор, пока морские пехотинцы не попросили оператора взять управление сбросом на себя для демонстрации возможности контроля доставки человеком.

Примерно в то же самое время, когда беспилотный К-МАХ летал на испытательном полигоне Dugway, CB США проводили испытания меньшего беспилотного вертолета в Fort Benning, шт. Джорджия.

Fire Scout массой 3150 фунтов (1430 кг), первоначально сконструированный компанией Northrop Grumman как разведывательный беспилотник с вертикальным взлетом и посадкой для кораблей ВМС, был модифицирован для того, чтобы транспортировать полезный груз массой до 600 фунтов (272 кг), размещаемый в контейнерах, закрепляемых на «салазках» вертолета.

Как и К-МАХ, беспилотник Fire Scout может летать автономно или реагировать на инструкции оператора, находящегося на земле. Оба вертолета используют спутниковую систему навигации.

В отличие от К-МАХ, беспилотник Fire Scout не летает вслепую. Используя электрооптический или инфракрасный сенсор, Fire Scout может осмотреть зону посадки, к которой приближается с тем, чтобы убедиться перед приземлением, что она свободна от препятствий и людей.

Датчики, установленные на салазках беспилотника, регистрируют контакт с поверхностью и автоматически открепляют грузовые контейнеры, позволяя беспилотнику взлетать вновь.

Ни К-МАХ, ни Fire Scout не имеют систем предупреждения столкновений в воздухе, но в обоих случаях компании могут разместить на беспилотниках такие системы, если захотят заказчики.

Из-за ограниченной грузоподъемности беспилотник Fire Scout нацелен на доставку срочного груза, такого как боеприпасы, вода, продовольствие, аккумуляторные батарейки, небольшим подразделениям (взводам, ротам), сказал M.Fuqua, директор развития бизнеса отделения тактических беспилотных систем компании Northrop Grumman Aerospace.

Компания надеется, что БПЛА Fire Scout как разведывательный вертолет, способный доставлять и грузы, вновь привлечет внимание со стороны СВ США.

В январе 2010 г. СВ объявили, что решили не закупать БПЛА Fire Scout для решения задач разведки. Он был частью программы будущих боевых систем - FCS (Future Combat System), которая была прекращена. Fire Scout остается разведывательным беспилотником в ВМС США.

Однако ясно, что интерес ВС США к доставке грузов с помощью беспилотников возрастет. Службы изыскивают пути, позволяющие избежать угрозы многочисленных и смертоносных придорожных взрывных устройств при ведении войны в Ираке и Афганистане.

M.Fuqua полагает, что обычные вертолеты представляются очевидным решением, но спрос на такие вертолеты на театре уже весьма высок, и использование их для обеспечения дополнительных задач не всегда возможно. Имеет значение и стоимость эксплуатации в течение 1 ч. Для Fire Scout она составляет около 2700 долл., а для UH-60 Black Hawk 4600 долл. и более. Однако ключевым достоинством грузовых беспилотников являются не низкие эксплуатационные затраты, а то, что они снижают опасность для персонала, транспортируя необходимые грузы через опасные районы.

Год назад ВМС инициировали поиск беспилотного грузового вертолета для КМП, поскольку «значительные изменения в характере боевых операций» делают необходимым рассредоточение подразделений на более широких пространствах и обеспечение их, несмотря на трудный характер местности и низкую безопасность.

Осенью 2009 г. ВВС США начали собственный поиск, заявив самолетостроителям, что хотели бы иметь возможность воздушной доставки грузов непосредственно в заданный пункт, используя беспилотники, возможно, в условиях прямого противодействия.

Другие требования ВВС также были высокими. Беспилотник должен обеспечивать «автономную доставку груза массой от 500 до 3 тыс. фунтов (от 225 кг до 1360 т) на стратегическую боевую дальность до 500 миль (925 км), со скоростью 250 узлов (460 км/ч) или более». Рассмотрению будет подлежать вариант с коротким пробегом при взлете и посадке.

Тем временем, в начале февраля 2010 г. вертолетостроительная компания Sikorsky объявила, что она расходует 1,0 млрд. долл. на разработку своего варианта беспилотного военного, активно используемого вертолета Black Hawk. Ожидается, что беспилотный вариант Н-60 будет продемонстрирован в этом году и может быть принят на вооружение к 2015 г.

В.И.Вершинин

Defense News. - 2010. - February 22. - Vol. 25, № 8. - P. 32.

Работы по созданию малозаметного УБПЛА в Южной Корее

Журнал Flight International сообщает, что аэрокосмическая компания Южной Кореи Korea Aerospase Industries (KA1) продемонстрировала работы по проектированию малозаметного типа аппаратов для уничтожения воздушных и наземных целей.

Государственная компания KAI представила концепции ударного беспилотного летательного аппарата (УБПЛА) и усовершенствованного средневысотного, большой продолжительности полета БПЛА, так как Сеул планирует приобрести большое число новых беспилотных систем в ближайшие годы.

«Исследования возможности создания УБПЛА начались в 2008 г. и находятся в стадии «предварительной концептуальной разработки», - заявил чиновник KAI в конце октября 2009 г. на авиационном шоу в Сеуле, где проект был показан в классе моделей. «Переговоры с министерством обороны Южной Кореи находятся на самой ранней стадии», - добавил источник. KAI еще не искал официального финансирования, но намеревается разработать УБПЛА, который может выполнять полеты класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» с «высокой эффективностью и маневренностью». Малозаметный аппарат должен быть способным к ведению разведки, наблюдения и рекогносцировки.

УШЛА будет иметь длину 8,4 м (27,5 фут), размах крыла 9,1 м и максимальную взлетную массу 4050 кг (8,390 фунтов). Максимальная крейсерская скорость составит 0,85 Маха при 5-ч продолжительности полета, рабочее расстояние от командного пункта 290 км (156 морских миль), рабочий потолок 39 400 фут (11 820 м).

KAI называет в качестве особенностей проекта цифровые электронные средства управления, оптико-электронные/инфракрасные системы обнаружения целей и оружие на внутренних подвесах.

Также на показе была продемонстрирована более крупная модель модернизированного тактического БПЛА KAI Night Intruder NI-100, дублирующего NI-100N. Технические демонстрации уже идут полным ходом в армии Южной Кореи, и, согласно официальному заявлению, промышленный контракт может быть подписан в 2010 г.

NI-100N массой 100 кг имеет предполагаемую продолжительность полета 6 ч, радиус действия 60 км, рабочий потолок 6600 фут (около 2000 м) и максимальную скорость полета 210 км/ч.

KAI также планирует построить Night Intruder 300 максимальной взлетной массой 300 кг, с радиусом действия 120 км на высотах до 14 800 фут (4500 м), предельная продолжительность полета 6 ч.

Исходя из потребностей Южной Кореи, можно предположить, что она может стать самым прибыльным рынком БПЛА в Азии.

Авиационная выставка в Сеуле также привлекла участников-изготовителей, включая Boeing, EADS, Elbit Systems, Israel Aerospace Industries, Northrop Grumman и Saab.

Ю.С. Лифанов

Flight International. - 2009. - November 3-9. - P. 18.

О готовности компании Elbit Systems начать производство новейшего БПЛА Hermes 900

По сообщениям журнала Defense News, компания Elbit Systems (Израиль) готова начать серийное производство своего самого нового беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Hermes 900 после выполнения в середине декабря 2009 г. полета высотного, более тяжелого образца из семейства Hermes 450.

В интервью Defense News исполнители программы Elbit сообщили, что новый БПЛА подвергнется большему числу сертификационных тестов в течение марта 2010 г., сопровождающихся тестированием полезной нагрузки и интеграции. В этом случае компания будет в состоянии поставить аппарат к концу 2010 г. Исполнители сказали, что Elbit находится в успешных обсуждениях с несколькими потенциальными клиентами, включая ВВС Израиля (1AF, Israel Air Forces), но еще не имеют подписанного промышленного контракта. Однако находящаяся в Израиле фирма Haifa заказала инфраструктуру и производственные инструментальные средства, необходимые для серийного производства.

«Мы настолько уверены в потребностях рынка относительно этого нового дополнения в нашему семейству Hermes, что уже подготовили поточную линию», - сообщил H.Kellerman, представитель руководства отделения беспилотных авиационных систем (БАС) компании Elbit Systems.

«Это не только единственный в своем роде прототип, - заявил Kellerman. - Тот факт, что он основывается на существующих приложениях и инфраструктуре Hermes 450, позволяет нам перейти непосредственно к серийному производству».

Подобно Hermes 450, действующему в Израиле, Соединенном Королевстве и других странах, система Hermes 900 (средневысотная, большой продолжительности полета) разработана для автономного полета, автоматического взлета и приземления и полного управления полезной нагрузкой с помощью универсальной наземной станцией управления и контроля фирмы Elbit.

По сравнению с системой Hermes 450, имеющей массу 450 кг и продолжительность полета 24 ч, новая система добавляет 550 кг и больший размах крыла, таким образом, удваивая полезную нагрузку и увеличивая продолжительность полета более чем на 50%, согласно данным Elbit Новый Hermes будет летать выше 30 000 фут (более 9000 м), тогда как у Hermes 450 максимальная высота 18 000 фут (порядка 5500 м).

В дополнение к избыточным широкополосным каналам передачи данных линии непосредственного наблюдения, встроенным в модель 450, новый БПЛА имеет продвинутый спутниковый канал связи для дальних полетов. У Hermes 900 также есть отсек модульной полезной нагрузки, который позволяет быстро устанавливать оптические, радиолокационные и другие полезные нагрузки, сказал сотрудник компании.

«Этот 900 - чрезвычайно универсальная система. Его специальный отсек полезной нагрузки, встроенный в центре тяжести, является своего рода «включай и работай», что означает, что вы больше не нуждаетесь в специализированном БПЛА для определенных полетов», - отметил Kellerman.

Подобный Heron-1 Israel Aerospace Industries или Predator А, построенному General Atomics, Hermes 900 в состоянии собрать различные типы разведывательных данных, одновременно выполняя морское патрулирование, захват цели на автосопровождение и другие операции. Он приводится в действие тем же самым бесшумным, сертифицированным для гражданской авиации двигателем Rotax 914, что и Heron-1 и Predator A.

По словам Kellerman, «900 строится на успешном послужном списке 450-го, набравшего более 170 000 ч полета, одного из небольшого количества БПЛА в мире, которые успешно переступили 100 000-часовой барьер».

Ю.С. Лифанов

Defense News. - 2010. - January 4. - Vol. 25, № 1. - P. 15.

Потенциал использования БПЛА

В опубликованной в журнале Jane's Defence Weekly статье приводится информация о потенциале использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

В краткосрочной перспективе пилотируемые самолеты продолжат быть набором средств выполнения задач по подавлению и уничтожению ПВО противника -SEAD/DEAD (Suppresion/Destruction of Enemy Air Defenses). Однако такие задачи идеально подходят для БПЛА, особенно для ударных - УБПЛА (UCAV - Unmanned Combat Aerial Vehicle). По своей природе SEAD/DEAD является смертельно опасной миссией, и устранение пилота из кабины самолета становится идеальным решением снижения риска для экипажа. Кроме того, БПЛА обеспечивают превосходный и эффективный по стоимости путь подавления объединенной системы ПВО (IADS - Integrated Air Defense System) с применением десятков самолетов для маскировки комплекса средств нанесения удара или для убеждения противника в том, что атака развивается перед началом проведения реальных воздушных действий.

ВВС Израиля успешно использовали БПЛА для таких целей, особенно во время проведения операции Peace for Galilee в Ливане в 1982 г., где они применялись для дезорганизации сирийской ПВО. Подобная тактика позже была применена в начале проведения коалицией, возглавляемой США, операции Desert Storm. Израиль был готов проводить свои опыты с использованием БПЛА как часть мероприятий SEAD/DEAD с применением дельтаобразных БПЛА Harpy компании Israel Aerospace Industries, которые могут находиться в воздухе до 2 ч и действовать на дальности до 270 миль (500 км). Пассивный радиолокационный приемник обеспечивает БПЛА данными о местоположении излучающей РЛС, которая затем может быть уничтожена 32-кг головкой самонаведения с неконтактным взрывателем. БПЛА Натру экспортировались в Китай, Индию, Южную Корею, Испанию и Турцию.

Вооруженные БПЛА могут быть идеальным средством для осуществления задач SEAD/DEAD. Такие летательные аппараты ВВС США, как MQ-9 Reaper компании General Atomics, уже имеют оружие для нанесения ударов по опасным целям, обеспечивая проведение военных операций коалиционными силами в Афганистане. Однако для выполнения задач SEAD/DEAD необходим летательный аппарат с высокими техническими характеристиками и оружием, реагирующим на обнаруженные угрозы, будь то пусковые установки зенитных ракет или задействованные РЛС. В случае необходимости он должен маневрировать, чтобы избежать поражения. Существующие в настоящее время БПЛА, такие как семейство Predator, вероятно, не пригодны для выполнения задач SEAD/DEAD, однако появившийся демонстрационный УБПЛА - панъевропейский демонстратор нейронной технологии компании Dassault - может стать основой для УБПЛА, поскольку способен к сложному маневрированию и имеет необходимую для выполнения этой задачи высокую скорость, а также благодаря объединению систем слежения и датчика является высокореактивным. Конструкция в значительной степени приспособлена для осуществления УБПЛА подавления ПВО противника. Самолету необходимо будет обнаруживать излучение РЛС противника, представляющей наибольшую угрозу, получая информацию от единой системы ПВО в боевом распоряжении, составленном на основании донесений от других УБПЛА, и действуя на основе этой информации, использовать оружие, такое, как противорадиолокационные ракеты (ARM), передавая слежение за целями другим УБПЛА или другим платформам, находящимся в этом районе. Все эти действия должны выполняться очень быстро.

Кроме того, если УБПЛА, предназначенный для осуществления задач SEAD/DEAD, получит указание по маршруту полета, то ему необходимо выполнить все эти функции, по крайней мере, по таким же стандартам, если не лучше, что и пилотируемые SEAD/DEAD-платформы, которые они заменят. Такое решение коснется жизненно важных функций любого будущего УБПЛА, предназначенного для SEAD/DEAD. Должен ли самолет определять местоположение зенитных пусковых установок и РЛС противника абсолютно достоверно? Обеспечат ли датчики УБПЛА достаточной информацией операторов самолетов, позволяя им определить риск сопутствующих разрушений, если противолокационная ракета выпущена для разрушения цели?

БПЛА и роль электронной разведки.

БПЛА также могут играть важную роль в электронной разведке - ELINT (Electronic Intelligence), которая собирает детальные данные по характеристикам РЛС противника, что позволяет разработать тактику постановки активных помех или нанесения ударов ARM по РЛС. В настоящее время Королевские ВВС Великобритании (RAF - Royal Air Force) для этой роли используют самолет Nimrod R.I компании BAE Systems, также ведутся работы по другим таким же самолетам, которые часто оказываются засекреченными. ВВС США для подобных целей применяют самолет RC-135 Rivet Joint компании Boeing. Однако все корпуса самолетов устарели и вскоре будут заменены новыми платформами.

ВВС Германии осуществили революционный подход, заменив самолет сбора разведывательных данных типа Atlantic компании Breguet на БПЛА. ВВС приобретут БПЛА типа Eurohawk компании Northrop Grumman/EADS, созданный на основе БПЛА RQ-4B Block 20 Global Hawk компании Northrop Grumman, для выполнения задач ELINT. С этой целью самолет будет нести аппаратуру электронной разведки компании EADS. Планируется совершить первый полет БПЛА в 2010 г. с вводом его в состав ВВС к 2017 г.

Этот самолет, который войдет в состав 51-й разведывательной эскадрильи в Jagel, вблизи германо-датской границы, сможет совершать беспосадочный полет в течение 35 ч и собирать данные электронной разведки, которые затем будут использоваться многоцелевыми боевыми самолетами, предназначенными для бомбардировки и изоляции поля боя, типа Panavia Tornado и ракетами AGM-88.

Судьба самолетов Nimrod Королевских ВВС Великобритании была решена в декабре 2009 г., когда англичане выбрали бывшие самолеты ВВС США RC-135 для замены самолетов R.I. Как сообщалось, ВВС Великобритании предложили приобрести в конце этого года три самолета стоимостью от 750 млн. до 2 млрд. долл. (512 млн. - 1,36 млрд. евро). Однако самолеты Rivet Joint являются аппаратами старой конструкции, и гипотетически останется неизвестным их срок службы в ВВС Великобритании, если последние решат приобрести эти самолеты.

Хотя считается, что ВВС Великобритании не рассматривали вопрос об использовании таких БПЛА, как Eurohawk, для замены самолетов R.I., считается, что их приобретение может стоить около 1,1 млрд. долл. (751 млн. евро), если основываться на том, что стоимость разработки немецкого самолета составила 550 млн. долл. (375 млн. евро) и около 110 млн. долл. (75 млн. евро) стоит каждый из пяти поставляемых Германией самолетов. Однако БЛА Eurohawk может дать ВВС Великобритании возможность 35-ч непрерывного полета в сравнении с 15-ч полетом самолета Rivet Joint и потребует для действия только части экипажа в составе 27 человек. Кроме того, на 1,1 млрд. долл. можно купить пять БПЛА Eurohawk вместо трех самолетов Rivet Joint.

БПЛА предлагаются в большом количестве вариантов в качестве платформ SEAD/DEAD в ходе проведения воздушных операций в ближайшем будущем, поскольку производятся новые варианты принимаемых на вооружение авиационных ARM и средств радиоэлектронной борьбы.

Разработка и усовершенствование средств ПВО не прекращались со времени проведения операции Desert Storm, и маловероятно, что такое произойдет в дальнейшем. Будущие технологии, предназначенные для выполнения задач SEAD/DEAD, несомненно, аналогичным образом быстро продвигаются.

Э.В. Мордвинцев

Jane's Defence Weekly. - 2010. -January 6. - Vol. 47, № 1- P 29-31.

Модернизация самолетных систем дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения AWACS ВВС Франции

Еженедельник Defense News информирует о модернизации самолетных систем дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения истребителей-перехватчиков - AWACS (Airborne Warning and Control System) ВВС Франции.

В статье P.Tan, в частности, говорится, что компания Boeing в феврале 2010 г. объявила о том, что выиграла контракт FMS (Foreighn Military Sales) стоимостью 324 млн. долл., предусматривающий модернизацию четырех самолетных систем E-3F AWACS ВВС Франции и их наземной системы до стандарта США AWACS Block 40/45.

Подполковник ВВС Франции R.Hamel, занимающийся вопросами экспорта вооружения FMS, сказал, что модернизация французских систем будет на 80% аналогичной модернизации американских систем. Различие исходит из физической конфигурации кабельных соединений и рабочих мест операторов, поскольку французские системы более поздней постройки, чем американские.

Модернизация позволит французским системам оставаться частью интегрированной системы AWACS и обмениваться данными с союзными самолетами, используя стандарт Link 16.

Модернизация будет также охватывать:

- основной дисплей AWACS;

- систему опознавания «свой-чужой» с тем, чтобы использовать режимы «S» и «5»;

- размещение четырех рабочих мест операторов дополнительно к десяти имеющимся, с целью снижения рабочей нагрузки операторов;

- совершенный процесс компьютерной обработки боевой задачи;

- улучшенную боевую идентификацию за счет интегрированных сенсоров и внебортовых линий передачи данных;

- цифровое радиоуправление;

- открытую системную архитектуру, которая позволяет быстро совершенствовать программное обеспечение, а также сокращает состав оборудования.

Контракт компании Boeing включает и наземную поддержку, подготовку к выполнению боевых задач и планированию с помощью тренажеров.

Air France Industries, отделение компании Air France KLM, будет устанавливать оборудование систем в аэропорту Le Bourget в 2012 г. в рамках субконтракта, детали которого уточняются.

Генеральное агентство по вооружению - DGA (Delegation Generate pour l'Armement) министерства обороны Франции подписала контракт 3 декабря 2009 г. Он был одобрен конгрессом США 22 января 2010 г.

Представитель управления DGA сказал, что первый модернизированный самолет будет поставлен в 2013 г.

В 2009 г. Великобритания отложила модернизацию своих систем AWACS в рамках проекта Eagle стоимостью 631 млн. долл. (400 млн. ф. ст.). Британские самолеты поставлялись, примерно, в то же самое время, что и французские самолеты, поэтому может иметь место снижение стоимости британской программы за счет эффекта «массовости».

В.И.Вершинин

Defense News. - 2010. - 8 February. - Vol. 25, № 6. - p. 12.

Датчик большого видеоперекрытия ARGUS-IS для БОЛА

В еженедельнике Defense News сообщается, что еще за год до того, как министр обороны США R.Gates начал подталкивать ВВС к закупке большего числа беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для осуществления задач наблюдения в Ираке и Афганистане, ученые министерства обороны занимались решением различных проблем, связанных с созданием усовершенствованных датчиков, которые позволили бы одному БПЛА выполнять работу многих таких аппаратов.

В феврале 2010 г. такой датчик совершил полет.

Согласно заявлению разработчика датчика компании BAE Systems, автономная система отображения в реальном масштабе времени результатов повсеместного наблюдения за наземными целями - ARGUS-IS (Autonomous Real-Time Ground Ubiquitous Surveillance Imaging System) может обнаруживать и следить за более чем 65 целями одновременно с высоты более 20 000 футов (порядка 6000 м).

«Датчик может обеспечить непрерывное видеонаблюдение за обстановкой на площади более 40 км2, что равно площади небольшого города», заявил R.Spearman, представитель Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов - DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), которое оплачивало разработку системы ARGUS-1S.

По заявлению руководителя проекта ARGUS-IS в компании BAE J.Antoniades, 1,8-гигапиксельная цифровая камера этой системы имеет достаточную разрешающую способность определения и слежения за отдельным человеком с высоты 4 мили.

Существенным является то, что «это - гигантская видеокамера», по словам Antoniades. Она размещена в подвесном контейнере 15 футов длиной, прикрепленном к нижней части большого БПЛА. В период полетных испытаний в течение февраля 2010 г. контейнер был прикреплен к нижней части фюзеляжа вертолета Black Hawk.

Камера состоит из 368 5-мегапиксельных видеочипов, смонтированных в четырех отдельных камерах. Изображение от каждой камеры затем собирается в единое большое высокоточное изображение.

Компания ВАЕ описывает эту камеру как «видеодатчик с высокой разрешающей способностью, перекрывающий обширный район и работающий в реальном масштабе времени», обеспечивающий «значительно большее видеоперекрытие», чем любые другие современные бортовые авиационные датчики».

Antoniades сообщил, что камера создает такое «гигантское изображение», содержащее такое количество цифровых видеоданных, что передать их все от БПЛА на землю не представляется возможным. Таким образом, система ARGUS-IS передает только изображения тех районов и предметов, которые оператор определил как представляющие интерес.

Работая таким образом, система ARGUS-IS периодически передает изображение с полной разрешающей способностью всего, что наблюдает, на наземную станцию. Здесь изображение поступает на дисплей, что, по мнению Antoniades, схоже с совмещением на карте земли в операционной системе Google.

Операторы наземной станции с использованием компьютерной мышки указывают квадрат вокруг района или объекта, который они хотят увидеть в деталях, после чего система ARGUS-IS начнет передавать видеоизображение отмеченного района иди объекта с высокой разрешающей способностью.

«Кликнув» мышкой на движущийся объект в потоке видеоданных, оператор задействует программное обеспечение по слежению за выделенным объектом. Передача на землю осуществляется бортовым процессором, который выделяет детальные видеоизображения районов, представляющих интерес, из камеры, сжимает их до размеров, которые можно передать, и посылает их как видеопоток со скоростью 15 кадр/с.

По словам Antoniades, процессор в целом является «большой параллельной компьютерной системой».

Он объединяет 28 параллельных процессоров - комбинацию персональных компьютеров, подобных встроенным компьютерным чипам, других чипов, называемых программируемыми матрицами логических элементов, и чипов сжатия видеосигналов.

В результате появилась машина, которая может обрабатывать 400 Гбит данных в секунду.

При наблюдении за строениями или стационарными объектами не земле датчик ARGUS-IS просто передает видеоизображение части зоны обзора на землю. Слежение является более сложным процессом, но технология его использования хорошо известна.

Алгоритмы, заложенные в компьютере, распознают формы, цвета и перемещения и позволяют следить за движущимся объектом. Если наблюдаемый объект скрылся под деревом или мостом, программное обеспечение предсказывает, где ожидать его появления. Если это не произойдет, то оператор поднимает тревогу.

Высокая разрешающая способность датчика дает больше возможностей для слежения за объектами в городских условиях, где при использовании менее хороших технологий выше риск потерять людей и машины в суматохе и при движущемся транспорте, заявил Antoniades.

Датчик ARGUS-IS был разработан для полета на беспилотном вертолете длиной 35 футов А-160 Hummingbird, который действует на высотах от 20 000 до 30 000 футов (порядка 6000-9000 м) и находится в воздухе более 20 ч.

По заявлению Antoniades, этот датчик может устанавливаться на больших БПЛА типа Predator и Reaper.

По мнению представителей DARPA, в частности, во время ведения боевых действий в Афганистане, имеется настоятельная необходимость в более детальном, широкомасштабном, постоянном наблюдении, для чего агентство в конце 2007 г. заключило контракт с компанией ВАЕ на сумму 18,5 млн. долл. на производство датчиков ARGUS-IS.

По заявлению Antoniades, в настоящее время американские военные используют два вида датчиков наблюдения: датчики с высокой разрешающей способностью, осуществляющие наблюдение только в узкой полосе обзора, и датчики с низкой разрешающей способностью с наблюдением в широкой полосе обзора.

Это создает проблему в описанном DARPA сценарии: БПЛА действует с высокоразрешающим датчиком для наблюдения за двумя подозреваемыми объектами на входе в здание, но когда они выйдут, то уйдут в различных направлениях.

За кем оператор должен следить? Его датчик с узкой полосой обзора не может следить за обоими подозреваемыми, а датчик с широким углом обзора не может с достаточной точностью рассмотреть формы объектов, чтобы определить их.

Датчик ARGUS-IS предназначен для решения этой проблемы.

Antoniades сообщил, что датчик ARGUS-IS будет готов для использования в Афганистане к 2011 г.

Это значительно увеличит области применения датчиков, предназначенных для контроля большого количества целей одновременно. В датчике, названном Gorgon Stare, который весной 2010 г. должен был быть направлен в Афганистан, используются пять оптоэлектронных и четыре инфракрасные камеры, и путем совмещения их изображений производится единая с широким углом обзора картина района, за которым ведется наблюдение.

В отличие от Gorgon Stare датчик ARGUS-IS не имеет возможностей ночного видения, но агентство DARPA работает над соответствующим вариантом ARGUS-IS.

В прошлом году или около того ВВС США начали использовать в Афганистане их старую комплексную авиационную РЛС разведки и целеуказания (JSTARS) для обнаружения и слежения за небольшими группами противника на земле. Самолет размером с авиалайнер с экипажем в 22 человека и несколькими тоннами радиолокационной и связной аппаратуры ранее предназначался для слежения за советскими танками и контроля их передвижения на обширных полях ведения боевых действий в Европе.

Тем не менее в Афганистане РЛС JSTARS используется для контроля наблюдением значительного числа очень малых районов на земле и поиска небольших групп пехотинцев. Самолеты могут сосредоточиться на 14 отдельных районах площадью 10 км2 каждый и обнаруживать небольшие группы медленно движущихся людей.

Э.В. Мордвинцев

Defense News. - 2010. - March 1. - Vol. 25, № 9. - P 25.

О соглашении Eurofighter по установке антенной решетки с электронным сканированием на истребителе Typhoon

В журнале Flight International опубликована статья, информирующая о том, что партнеры консорциума Eurofighter близки к соглашению по установке антенной решетки для истребителя Typhoon, чтобы расширить перспективы дальнейших мировых продаж.

Германия, Италия, Испания и Великобритания приблизились к соглашению, чтобы установить активную антенну с электронным сканированием луча - AESA (active electronically scanned array) на истребителе Typhoon третьего транша А, производственная конфигурация которого близка к завершению.

Как высказывается B.Mason, вице-президент маркетинга и продажи компании Selex Galileo - главного исполнителя и автора проекта радара с механически сканирующей антенной Captor для евроистребителя Typhoon: «Мы обсуждаем это слишком долго и постепенно приходим к согласию. По многим соображениям электронное сканирование выдвигается на лидирующие позиции. Мы ожидаем некоторых соглашений через два-три месяца».

Фирма Selex, которая производит больше 50% системы Captor на своих заводах в Эдинбурге, Шотландия и Милане, Италия, твердо убеждена, что добавление решетки AESA станет жизненно необходимым шагом в отношении истребителя Typhoon, обеспечивающим расширение продаж в такие страны, как Индия и Япония. «Typhoon необходимо оснастить радаром с электронным сканированием, или он не будет экспортироваться», - заявил Mason.

EADS (European Aeronautic Defence and Space Company) еще в 2007 г провела летные испытания радара с активной антенной решеткой Caesar консорциума Euroradar, используя самолет разработки Eurofighter. Selex ранее также поставила системы AESA министерству обороны Великобритании для оценки, используя реактивные самолеты, такие как Panavia Tornado. Сегодня прототип радара Vixen ЮООЕ/Raven ES05 компании Selex проходит летные испытания с корпусом Gripen Demo фирмы Saab.

«Ранее электронное сканирование рассматривалось как рискованный и потенциально дорогостоящий вариант. Теперь более рискованным представляется ничего не предпринимать. В интересах каждого - выполнить эту работу», - говорит A.Morrison, старший представитель вице-президента компании Selex Galileo. Компания Selex заявляет, что решетка AESA может быть произведена по той же стоимости, что и механически сканирующая система, но даст 5-10-кратное увеличение среднего времени между критическими отказами, снижая расходы на техническое обслуживание и поддержание жизненного цикла.

Новая технология, которая также могла бы быть использована для модернизации Eurofighters второго транша, обеспечила бы существенное увеличение дальности обнаружения и исполнения, например, действуя «фактически мгновенно» в режимах класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух».

Разработанный Великобританией поворотный механизм наклонной шайбы (swashplate repositioner), который позволяет обычно жестко фиксированному массиву AESA быть перемещенным на ±100°, также вызывает интерес со стороны партнеров, включая Германию.

Selex также исследует возможности более широкого использования технологии AESA, включая связь и режимы электронной атаки.

Ю.С. Лифанов

Flight International. - 2009. - November 24-30. - P. 23.

Турецко-израильская сделка по беспилотникам Heron

Еженедельник Defense News пишет о ситуации с поставкой израильских беспилотников Heron Турции.

В опубликованной заметке говорится, что Турция и израильские компании наконец разрешили свой длительный спор по беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) Heron, но эта проблематичная сделка оказала негативное воздействие на будущую оборонно-промышленную кооперацию Турции и Израиля.

Руководитель агентства по оборонным закупкам Турции М.Вауаг сказал, что партия беспилотников Heron, построенных компаниями Israel Aerospace Industries (IAI) И Elbit Systems, недавно прошла испытания по критически важным характеристикам в Израиле, и Турция готова принять поставку беспилотников в последующие несколько недель. Испытаны шесть беспилотников, оставшиеся четыре пройдут аналогичные испытания в течение нескольких следующих месяцев.

М.Вауаг признал, что, несмотря на благополучный исход, сделка по беспилотникам оставила неприятный осадок.

Некоторые оборонные аналитики говорят, что закупочные и военные чиновники в Анкаре были смущены эти опытом и сомневаются в том, что в скором времени подпишут еще какой-либо крупный контракт с израильскими поставщиками.

Израильтяне также подвергают пересмотру бизнес-стратегию в отношении Турции, в которой политические напряженности, повышенные компенсационные требования, постоянные изменения тактико-технических характеристик оказывают влияние на стоимостные характеристики издержек и выгод. И все же, по словам высокого представителя министерства обороны Израиля, оборонные торговые и стратегические связи Израиля и Турции сохраняют свое значение.

По мнению одного из аналитиков в Анкаре, на различных уровнях закупочной бюрократии сделка по беспилотникам Heron вызывала осторожность у турок в отношении будущей кооперации по критическим системам. Израильские чиновники в какой-то степени разделяют это чувство, особенно в отношении передачи технологий.

E.Inbar, директор израильского центра стратегических исследований Begin Sadat Center for Strategic Studies, подтвердил эту точку зрения, отметив, что происламистская внешняя политика Турции в отношении Ирана, Сирии и других традиционно антизападных режимов является основанием для аннулирования передачи чувствительных технологий Анкаре.

Турецкий аналитик высказал также мнение, что, в частности, Турция, скорее всего, будет избегать каких-либо сделок с израильскими компаниями по беспилотникам. Хотя Турция разрабатывает собственные беспилотники, пройдет достаточно много времени, прежде чем она сможет осуществить проекты самостоятельно. Это означает, что в обозримом будущем Турции будет нужна технологическая помощь при создании своих беспилотников. Однако есть сомнение, что такая помощь может быть приобретена у Израиля.

В то время, когда Турция и Израиль в середине 90-х годов стали стратегическими партнерами, Анкара часто сталкивалась с ограничениями в отношении передачи вооружения от изготовителей США и Европы. Израиль стал главным поставщиком оборонного оборудования, позволяя Турции обойти западные источники.

Что касается беспилотников, турецкая и израильская стороны имеют разногласия относительно задержки поставки беспилотников Heron более чем на два года. IAI и Elbit выиграли контракт в 2005 г. у американских конкурентов, но программа с самого начала испытывала технические трудности.

По контракту около 50 млн. из 183 млн. долл. пойдут турецким компаниям Aselsan и Turkish Aerospace Industries. Представители израильской индустрии ранее утверждали, что полезные нагрузки, изготовленные компанией Aselsan, были несовместимы с системными компонентами израильского производства. В конечном соглашении предусмотрены компенсации Турции за задержки и неудовлетворение некоторых требованиий по первоначальным характеристикам. Ожидается, что компенсация будет определена в соответствии с участием компаний в программе и производиться за счет оборудования и услуг, а не деньгами.

Наглядным примером испорченных турецко-израильских оборонно-промышленных связей является то, что израильская система Arrow 2 совместной постройки с США не рассматривается в качестве претендента на турецкую многомиллиардную систему противоракетной обороны большой дальности.

Израильские источники говорят, что не участие этой системы в конкурсе является в большей мере результатом отказа Вашингтона дать разрешение на ее экспорт третьей стране, чем нежеланием предложить систему Турции.

В.И.Вершинин

Defense News. - 2010. - February 22. - Vol. 25, № 8. - P. 10.

Подводная разведка: разработка технологий для противоминных операций

Еженедельник Defense News пишет о том, что Франция разрабатывает технологии, предназначенные для использования при проведении противоминных операций.

В опубликованной статье говорится, что, по словам представителей правительства и индустрии, Франция намерена использовать недавно инициированное исследование Espadon с тем, чтобы продвинуться на пути к новым противоминным мерам, используя беспилотные подводные аппараты - UUV(unmanned underwater vehicle).

Генеральная делегация по вооружению - DGA (Delegation Generate pour lOArmement) министерства обороны Франции является заказчиком анализа технической осуществимости проекта Espadon («Меч-рыба»), в котором будут участвовать компании DCNS (Direction des Constructions Navales Services), ECA и Thales.

Исследование имеет целью продемонстрировать, каким образом беспилотные автоматические надводные суда - USV(unmanned surface vessel) и подводные автоматы-роботы - UUV могут исключить присутствие экипажей в опасной зоне.

В технологическом плане будет исследована концепция на трех уровнях: конструкция и операции на борту специального судна-базы; беспилотный надводный аппарат и беспилотные подводные аппараты.

Ключевым элементом будет конструирование автоматической системы для спуска и возвращения на судно-базу подводной платформы. Эта управляющая система должна быть способной спустить на воду в различных состояниях моря довольно крупную конструкцию длиной около 15 м.

Также будут протестированы концепции спуска и возвращения небольших автономных подводных аппаратов и конструкция судна-базы. Инженерам придется иметь дело с судном-базой водоизмещением 2-3 тыс. т, способным выступить в роли транспорта, обеспечивающего операции поиска мин.

В конечном итоге DGA полагает, что надводный беспилотный минно-поисковый аппарат будет адаптирован для оснащения десантно-командных кораблей типа Mistral.

Анализ технической осуществимости будет включать рассмотрение адекватного уровня USV. Оператор будет находиться на борту судна-базы, а беспилотник будет иметь некоторый уровень независимости.

Ожидается, что USV будет дешевле в использовании, поскольку будет «необитаемым», снимая необходимость в высокой степени защиты, акустической и магнитной предосторожности, предусматриваемых на имеющихся минно-поисковых судах.

Некоторые элементы уже существуют, и DCNS планирует вывести USV в море в 2010 г., а работу полной демонстрационной системы показать через два года.

По словам Th.Brizard, руководителя НИОКР военно-морского отдела компании Thales, программа Espadon имеет важное значение для будущей минной войны, поскольку она инициирована весьма своевременно.

Новые концепции экспедиционной минной войны в настоящее время исследуются во многих странах мира, в частности, в Австралии, Великобритании, Франции, США. В 2008 г. компания Thales выиграла контракт Сингапура, предусматривающий модернизацию ее четырех минных тральщиков класса Bedok путем интеграции в них противоминных комплексов, делая эту азиатскую страну заказчиком будущих концепций и технологий.

По словам T.Bizard, новое поколение еще необходимо создать. Одной из концепций программы Espadon будет использование «стай» (swarms) небольших автономных подводных аппаратов - AUV(autonomous underwater vehicle), развертываемых с беспилотных надводных или подводных аппаратов.

Представитель управления DGA сказал, что исследования Espadon прокладывают путь для французской системы SLAMF (System de Lutte Anti-Mines Future), планируемой программы противоминной борьбы. Это подготовительный этап для будущей программы, финансирование которой будет заложено в законодательство по следующему военному бюджету начиная с 2015 г. Будущая программа противоминных мер будет обладать потенциалом структурирования противоминной войны в целом.

Будущая противоминная система предназначается для замены в ВМС Франции минных тральщиков Tripartite, построенных совместно Бельгией, Францией и Нидерландами. Франция и Нидерланды приобрели по 15 тральщиков каждая, Бельгия - 10. В 2002 г. ВМС Франции модернизировали свои тральщики, с тем чтобы продлить их срок эксплуатации на 10 лет.

Франция надеется заинтересовать программой другие европейские государства, и DGA уведомило Европейское оборонной агентство - EDA (European Defense Agency) о будущем противоминном проекте как о программе «Туре В», что позволяет присоединиться другим странам на многонациональной кооперативной основе. Пока что 13 из 26 членов EDA проявили интерес к французским противоминным усилиям, придавая им потенциал паневропейской кооперации.

Руководитель программы Espadon в DCNS J.Casati сказал, что это - европейская специализация. Европа занимает лидирующее положение по отношению к США, что было недавно продемонстрировано в операциях.

Мины представляют реальную угрозу развертыванию сил и средств, как это наблюдалось в Персидском заливе, где навигация была опасной.

В рамках анализа технической осуществимости DCNS будет ведущим подрядчиком, отвечающим за USV и интерфейс с судном-базой.

Компания Thales будет оборудовать USV противоминными средствами и сенсорным модулем. Модуль включает AUV и буксируемую гидроакустическую станцию для обнаружения, идентификации и определения положения мин. Компания поставит также линии коммуникации.

Фирма ЕСА отвечает за НИОКР по подводной платформе AUV, системе ее пуска, возвращения, дистанционного управления.

В.И.Вершинин

Defense News. - 2009. -10 August. - P. 12.

Безопасность в прибрежных водах

В приложении Advanced Seaframes for Littoral Security к журналу JaneGs Navy International сообщается о том, что покупатели во всем мире все чаще обращаются к компании Austal для приобретения патрульных катеров с высокими техническими характеристиками.

Национальные правительства в настоящее время стоят перед возросшей ответственностью по обеспечению контроля и полицейских действий внутри прибрежных зон и вдоль береговой линии своих государств, а также в исключительной экономической зоне - EEZ (Economic Exclusion Zone), чтобы защитить морские границы, сооружения в открытом море, а также ресурсы и экологию. Это требует гибких, оперативных и экономически целесообразных возможностей осуществления корабельного патрулирования для обеспечения неприкосновенности территориальных вод и пресечения незаконной деятельности нарушителей - от браконьерного промысла рыбы, экологических преступлений и контрабанды наркотиков до торговли людьми, пиратства и морского терроризма.

В тоже время остаются требования к надежности, приспособляемости и хорошей мореходности кораблей, способных демонстрировать свое присутствие и поддерживать порядок и безопасность на море, а также осуществлять поиск и спасение.

В ответ на такие различные оперативные требования компания Austal в последнее десятилетие развивает высокопроизводительную линию по строительству алюминиевых патрульных катеров и вспомогательных судов, которые индивидуально масштабируются и специально разрабатываются для удовлетворения конкретных требований конечных пользователей, будь то ВМС, силы обороны, береговая охрана или другие военизированные учреждения. Отличаясь такими характеристиками, как скорость, маневренность, малая осадка, малочисленность экипажа и сокращенные эксплуатационные расходы, катера имеют преимущества проверенных V-образных алюминиевых платформ, сочетающих экономические показатели с превосходной мореходностью. Кроме того, присущая каждому проекту гибкость дает покупателям широкий простор в выборе оборудования, а продавцам возможность учитывать конкретные оперативные и/или местные последовательности поставок и потребности в обеспечении.

Первый успех на этом рынке к компании Austal пришел в 1998 г., когда был заключен контракт на строительство восьми 38-м патрульных катеров типа Bay для таможенной и пограничной службы Австралии. Затем поступили секретные заказы от военных и правоохранительных органов на 55 патрульных катеров длиною от 16 до 56 м. В список построенных ранее катеров входят также 10 патрульных катеров для правительства Йемена и 14 патрульных катеров типа Armidale для ВМС Австралии, позже производимых для удовлетворения требований по проекту Project Sea 1444.

В стратегии приобретения катеров по Project Sea 1444 выделяется подход министерства обороны к принятию основных требований к характеристикам этих катеров. Прежде чем задать детальные характеристики и количество катеров министерство стремилось определить возможности патрульных катеров, исходя из наличия боеготовых сил и средств, и позволить промышленности решить вопрос о количестве платформ и соответствующем обеспечении стратегии, чтобы минимизировать стоимость продукции на выходе.

Программа строительства Armidale, законтрактованная в декабре 2003 г. как часть 15-летнего комплекса, который включает также техническое обслуживание и обеспечение в течение всего срока службы катеров, представляет собой прорыв для компании Austal, если учитывать заданные темп поставок, дальность и мореходные качества, необходимые катеру, а также требования по установке компактного, но с высокими возможностями комплекса из оружия, датчиков и связи. В настоящее время действующие с баз в Cairns, Darwin и Dampier патрульные катера типа Armidale вносят существенный вклад в патрулирование обширной исключительной экономической зоны Австралии.

В дополнение к хвалебным отзывам от ВМС Австралии о надежности, условиях обитаемости и мореходных качествах патрульных катеров типа Armidale, они служат показателем преимуществ алюминиевой конструкции. В результате ее использования годовая экономия топлива составляет более 20% в сравнении с использованием подобных стальных конструкций, что равняется 2,1 млн. л топлива в год для флотилии из 14 катеров. Это приводит к уменьшению накладных расходов по техническому обслуживанию и создает существенную экономию стоимости эксплуатации катеров в периоды всего срока их службы.

Недавние заказы на патрульные катера подтвердили возможности компании Austal использовать свою высокую производительность при конструировании и производстве поставляемых покупателям изделий в сжатые запланированные сроки. В апреле 2008 г. Республика Тринидад и Тобаго заключила с компанией контракт на строительство шести 30-м быстроходных патрульных катеров типа АРВ 30 для своей береговой охраны - TTCG (Trinidad and Tobago Coast Guard). Это был первый контракт компании Austal на продажу военной техники в Карибском регионе.

Согласно заявлению начальника секретариата по преобразованиям и интеграции министерства обороны Тринидада коммодора G.Best, техническая и коммерческая заявка, выдвинутая компанией Austal, победила, поскольку она «предложила лучший полный пакет услуг, охватывающий обеспечение катеров, обучение экипажей и техническое обслуживание».

Такие новые плавсредства, которые полностью планировалось поставить к концу 2009 г., обеспечат TTCG надежное наблюдение во внутренних водах страны, внутреннем море архипелага и исключительной экономической зоне. Подразумевается, что катера будут играть основную роль в обеспечении безопасности мореходства, а также сохранности окружающей среды. Они также будут нацелены на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, способствовать безопасности на море и выполнять обязанности по поиску и спасению.

«Наши первые впечатления о катере были прекрасными, - сказал коммодор Best. -Катер с хорошей маневренностью и достигает скорости более 40 узлов. Мы уверены, что такая скорость катера позволит эффективно пресекать незаконный оборот наркотиков».

Соответствуя стандартам DNV, катер типа АРВ 30 отвечает новому классу быстроходного патрульного катера, на который, как рассчитывает компания Austal, будет постоянный спрос в последующие годы. Катер приводится в движение сдвоенными серийными дизельными двигателями типа 16М 2000 М92 компании MTU с приводом к водометному движителю типа Kamewa size 56 компании Rolls-Royce и может достичь максимальной скорости 40 узлов и максимальной дальности более 1000 морских миль (1852 км). Экипаж катера 12 человек, каждый катер оснащен 20-мм орудием и тремя универсальными пулеметами.

Как часть полного обеспечения компания предлагает покупателям с большим объемом закупок программу обучения (экипажей) на своих ученых средствах в Западной Австралии перед поставкой катеров. Специализация включает два параллельных потока для личного состава TTCG: по программе ознакомительного обучения для офицеров и специалистов рядового и старшинского состава корабельной службы и по программе обучения техническому обслуживанию и ремонту для офицеров и специалистов рядового и старшинского состава электромеханической боевой части. В дальнейшем, с начала 2010 г., планируется тренировки личного состава TTCG проводить в Тринидад и Тобаго.

Это указывает на то, что ответственность компании Austal перед TTCG не заканчивается с передачей катера. По отдельному, но связанному с основным контракту, компания осуществляет всестороннее техническое обслуживание и обеспечение, включая профилактическое, плановое и неплановое техническое обслуживание, осуществление ежегодных обследований и берегового технического обеспечения патрульных катеров.

Высокое качество и ценовая конкурентоспособность продукции компании Austal по-прежнему продолжает находить спрос у правоохранительных органов. Полицейская служба в Queensland недавно получила три 22-м катера катамаранного типа для длительного патрулирования в удаленных тропических районах. Построенные на судостроительном заводе в Тасмании, специализирующемся на строительстве малых и средних катеров, очень маневренные, компактные патрульные катера обладают возможностями спуска и подъема жесткой надувной шлюпки на кормовой аппарели.

В феврале 2009 г. вооруженные силы Мальты - AFM (Armed Forces Malta) подтвердили конкурентоспособность компании Austal на рынке патрульных катеров, заказав четыре 21,2-м рейдовых патрульных катера. Этот контракт явился первым выходом компании на европейский рынок вооружений, где также придается большое значение возможностям Austal удовлетворять спрос требовательного покупателя в части сроков поставки: проходит всего девять месяцев между подписанием контракта и поставками.

Вооруженные силы Мальты, ответственные за безопасность территориальных вод своей страны, будут использовать четыре катера для наблюдения и охраны границы -береговой линии островного государства. Каждый катер будет оснащен тяжелым 12.7-мм пулеметом, установленным на переднем открытом ходовом мостике, и двумя легкими 7,62-мм пулеметами, установленными на кормовом открытом ходовом мостике.

Экипажу катера, составляющему восемь человек, предоставляется повышенный комфорт и безопасность. Сдвоенные дизели типа D2842 LE410 компании MAN вращают гребной винт фиксированного шага через ZF-редукторы, развивая максимальную скорость более 26 узлов.

Дополнительную универсальность (гибкость) конструкции обеспечивает клапанная коробка для откачки трюмной воды, расположенная над главной кормовой палубой. В случае необходимости с ее помощью может осуществляться откачка воды из другого судна для его спасения. Кормовая опускаемая аппарель позволяет безопасно спускать и поднимать жесткую надувную шлюпку и осуществлять действия, связанные с погружением. Также она может использоваться как низкосидящая в воде кормовая платформа. Катер приспособлен и для борьбы с пожаром, так как имеет гидромониторную установку для пожаротушения, установленную на кормовом открытом мостике.

Ходовые испытания первых двух мальтийских рейдовых патрульных катеров начались в начале октября 2009 г. Поставка всех четырех катеров должна быть завершена по плану.

Э.В. Мордвинцев

Jane's Navy International (advertising supplement). - 2010. -January 01. - V. 115, № 1. -

P.8-9.

ОПЕРАТИВНАЯ ТЕХНИКА

Новая модификация арочного досмотрового металлодетектора Garrett PD-6500i

Ужесточение международных стандартов в области обнаружения металла в целях обеспечения безопасности обусловило появление новой модификации стационарных досмотровых металлодетекторов компании Garrett Elecnronics Inc. - многозонного металлодетектора серии PD-6500L

Металлодетектор предназначен для служб безопасности, обеспечивает контроль доступа и проноса металла в здания школ, судов, через пропускные пункты аэропортов, вокзалов, режимных предприятий и т.п. Металлодетектор представляет собой традиционную арку, состоящую из двух вертикальных панелей, расположенных на расстоянии 80 см друг от друга. Такая конфигурация, по мнению специалистов компании, обеспечивает наиболее равномерное распределение поля в пространстве между панелями и, как следствие, высокую обнаружительную способность детектора. Благодаря высокой точности обнаружения и современному дизайну детекторы PD-6500i применяют в местах с повышенными требованиями к безопасности для поиска запрещенных к проносу металлических объектов.

В модели PD-6500i использованы новейшие разработки в области обнаружения металла, что позволяет идентифицировать любые металлические предметы. Модель содержит запатентованную технологию PinPoint, которая предоставляет неограниченные возможности настройки системы синхронизации для захвата интересующих пользователя событий, и состоит из 33 пар приемо-передающих катушек. Внутреннее пространство туннеля арки делится по горизонтали на 33 зоны чувствительности, поэтому в процессе досмотра не остается скрытых от индикации областей. Это позволяет локализовать металлический предмет на теле человека с точностью до 10 см по вертикали, что сводит к минимуму необходимость ручного досмотра. В результате создается меньше неудобств досматриваемому лицу и значительно сокращается время работы оператора, которому не приходится задерживаться в поисках местонахождения источника тревоги. 33 зоны чувствительности с указанием места обнаружения металла по вертикали арки и большое число управляющих программ позволяют обеспечивать высокий уровень безопасности, производительности и надежности PD-6500i.

Управляемый процессором цифровой обработки сигналов - DSP-процессором (digital signal processing), этот металлодетектор обладает отличной дискриминацией и позволяет игнорировать безопасные металлические предметы, такие как монеты, ключи, сигаретная фольга, ювелирные украшения.

В металлодетекторе настройка на уровень фона происходит автоматически. Схема обнаружения, управляемая микропроцессором, позволяет выбрать программу для различных условий работы. Широкий диапазон регулировки чувствительности (200 уровней) дает возможность настройки на обнаружение очень малой (в несколько граммов) массы металла. Модель имеет также программу микропроцессора, исключающую взаимную маскировку металлов с противоположными магнитными характеристиками. 15 стандартных программ и 200 уровней чувствительности не позволят пропустить ни одной разновидности металла. Работу детектора облегчает использование пульта дистанционного управления.

Текущее состояние металлодетектора постоянно отображается на его дисплее. Двухуровневый код доступа исключает всякое несанкционированное проникновение в настройки программы металлодетектора.

Многофункциональный модуль компьютерного интерфейса СМА (control monitor analyzer) позволяет подключать PD-6500i к компьютеру для анализа данных о количестве проходов, установок чувствительности, количестве тревог, а также объединить несколько детекторов в единую сеть в синхронном режиме работы и вести контроль с единого пульта оператора. Информация может приниматься в режиме реального времени с одного или нескольких детекторов, оборудованных СМА. Детектор подключается к компьютеру напрямую через разъем 10 Base-T, LAN.

С внешней и внутренней стороны металлодетектора имеется световое табло «Стойте/Идите», с помощью которого регулируется людской поток через детектор и поддерживается высокая пропускная способность (55 чел./мин).

Блок индикации и блок управления расположены в верхней области металлодетектора, что практически исключает внешние механические воздействия на кабели и вероятность постороннего вмешательства. Высокая помехозащищенность PD-6500i позволяет эксплуатировать его в «тяжелых» условиях вблизи движущихся лифтов, ворот, турникетов и т.д. Специальная схема защиты от помех мониторов и оргтехники, а также возможность изменения рабочей частоты позволяет применять PD-6500i в местах со сложной электромагнитной обстановкой.

Возможность синхронизации для одновременной работы позволяет устанавливать несколько детекторов рядом друг с другом, исключая взаимное влияние, что особенно важно при проведении массовых мероприятий.

Торцевые элементы детектора имеют ударопрочные характеристики, они максимально устойчивы к механическим повреждениям. Поперечная штанга и блок управления изготовлены из усиленного алюминия. Таким образом, эта модель металлодетектора имеет повышенную стойкость, что расширяет возможности ее использования.

Конструкция детектора проста, и монтаж не занимает много времени. Влагозащищенное исполнение рассчитано на возможность эксплуатации детектора при неблагоприятных погодных условиях (до - 20°С, до 95% влажности без прямого конденсата). Дружественное меню и режим самодиагностики позволяют настроить детектор к работе менее чем за 1 мин.

Устойчивая панельная конструкция не требует крепления детектора к полу, что дает возможность легко изменить положение детектора в зоне контроля.

Модули бесперебойного питания обеспечивают работу приборов в течение 8 ч без сетевого напряжения.

Особенности:

- 15 стандартных независимых программ для различных условий работы (аэропорт, школа, суд, тюрьма, режимный объект и т.д.);

- 200 уровней чувствительности для каждой программы;

- индивидуальная подстройка чувствительности для 5 групп зон в диапазоне ±15% и в диапазоне от -63% до +192% для нижних зон;

- индикация места обнаружения на вертикальных панелях;

- световая и звуковая индикация;

- постоянное отображение состояния работы на дисплее;

- двухуровневый код доступа для изменения установок или режима работы;

- тестовый режим самодиагностики;

- счетчик количества проходов на инфракрасном барьере;

- энергонезависимая память для сохранения установок;

- низковольтовые выходы управления внешними устройствами;

- возможность синхронизации нескольких детекторов для одновременной работы;

- жидкокристаллический дисплей и клавиатура;

- производительность 50-60 считываний/мин.

Технические характеристики

Питание

100-240 В, 50/60 Гц, 5Вт (автоматическая поднастройка)

Рабочие температуры

-20°С...+70°С

Влажность

до 95% без прямого конденсатора

Масса

64 кг

Внешние размеры

0,9(ширина)х2,2(высота)хО,58(глубина) м

Внутренние размеры

туннеля

0,76x2x0,58 м

Упаковка

0,9x2,3x0,17 м

масса 74 кг.

Информационные материалы фирмы ООО «РЭИ - Защита информации». -

2008-2010. (www.reicom.ru).

Ручной досмотровый металлодетектор Garrett Super Scanner

Ручной досмотровый металлодетектор используется для выявления металлических предметов при досмотре людей, багажа и т.п. Позволяет обнаруживать черные и цветные металлы. Отличается повышенной надежностью и длительным сроком службы. Зарекомендовал себя как лучший детектор для служб безопасности.

Основные возможности:

- большая сканирующая поверхность для быстрого досмотра;

- световая и звуковая индикация тревоги

- автоматическая настройка чувствительности;

- автоматический контроль разряда батареи;

- кнопка оперативного снижения чувствительности при работе;

- ударопрочный корпус;

- малая масса, защитное покрытие;

- разъем для подключения наушников/зарядки аккумулятора. Дополнительно:

- поясной держатель открытый, модель #1600800;

- поясной держатель закрытый, модель #1611600;

- аккумулятор с зарядным устройством 220 В, модель #1610800;

- наушник, модель #1600100. Super Scanner обнаруживает:

- среднего размера пистолет на расстоянии 23 см;

- большой карманный нож на расстоянии до 18 см;

- бритвенное лезвие - 8 см;

- булавку - 2.5 см.

Технические характеристики

Рабочая частота

93 кГц

Питание

9 В «Крона»

Звуковой сигнал

2 кГц

Время работы

80 ч

Настройка

автоматическая

Диапазон рабочих температур

от-37 до+70 С

Влажность

до 95% без прямого конденсата

Масса

500 г

Размер

8,3x4,13x42 см

Информационные материалы фирмы ООО «РЭЙ - Защита информации». - 2008-

2010. (www.reicom.ru).

Интроскопы AutoCIear для контроля почтовой корреспонденции, ручной клади, багажа и грузов

Компанией AutoCIear, объединяющей ряд фирм-производителей оборудования для служб безопасности, таких как Control Screening LLC (США), Scintrex Trace Corp. (Канада) и Federal Labs (США), представлены высококачественные рентгенотелевизионные досмотровые системы контроля почтовой корреспонденции, ручной клади, багажа и грузов, предназначенные для использования в аэропортах, на заводах, в государственных и исправительных учреждениях, школах, на стадионах, таможне, других коммерческих и административных объектах.

Стандартные опции рентгенотелевизионных установок (РТУ) AutoCIear:

- RealClear - мгновенное выделение компонентов оружия, ножей, бомб;

- autoDensalert - автоматическое выделение объектов с высокой плотностью; материала, через которые невозможно проникновение рентгеновского излучения;

- autoOutline - автоматическое отображение контуров досматриваемого объекта.

- autoMatalert - выделение подозрительных материалов по атомному числу и плотности;

- Multi-Energy - выделение разными цветами органических/неорганических веществ разной плотности;

- autoScale - автоматическое отображения досматриваемого объекта в реальном масштабе времени при любом положении на конвейере;

- autoTracking - контроль ленточного конвейера; управление конвейерной лентой не требует настройки;

- autoSensing - автоматический контроль фотосенсоров; позволяет исключать неисправные сенсоры без потери работоспособности РТУ;

- autoCal - автоматическая калибровка фотосенсоров;

- 64-кратное увеличение;

- цветное, черно-белое изображение;

- меню помощи;

- реверс конвейера;

- подсветка;

- сканирование с повышенным или пониженным разрешением;

- быстрый запуск (25 с). Дополнительные опции РТУ AutoCIear:

- TIP - автоматическое наложение изображений опасных предметов на реальный багаж для проверки бдительности операторов;

- пульт управления опцией TIP

- архивация изображений (HDD, USB);

- дополнительный монитор;

- дополнительные рольганги (в зависимости от модели РТУ);

- выносной пульт управления оператора;

- стабилизатор напряжения (UPS);

- защитный запирающийся металлический чехол клавиатуры;

- счетчик багажа;

- оптический сенсор управления включением/выключением конвейера.

Технические характеристики

Контрастная чувствительность

более 2 млн. стандартных цветных тонов

Разрешающая способность

(по проволоке)

40 AWG (0,08 мм).

Обработка изображения

32-битный видеопроцессор, 2,4 ГГц

Скорость конвейера

24 см/с, реверс

Безопасность

для фотоматериалов

гарантированная для чувствительности

до ISO 1600 (33 DIN)

Рентгеновский генератор:

Источник излучения

герметичная, необслуживаемая колба

Анодное напряжение

90 кВ для AutoCIear 4626, 5333

160 кВ для AutoCIear 6040, 7555, 10080Т,

100100Т, 150150 (опционально - до 450 кВ

для AutoCIear 150150)

Охлаждение

воздушное: для AutoCIear 4626, 5333,

6040, 7555, 10080Т, 100100Т

герметичная масляная ванна: для 10080Т

Направление пучка

диагональное 80°

Мощность дозы

облучения

не более 0,1 мР

Рентгеновский детектор

поверхностные многослойные твердотельные

детекторы с компьютерной обработкой

Отображение инфор.мации

стандартный цветной 17" SVGA-монитор

с разрешением 1280x1024,

антибликовое покрытие;

одно- или мультиэнергетическое цветное

изображение.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации